Законопроект о банкротстве физических лиц 2022 года и как обнулить долги и что произойдет дальше

О том, чтобы разрешить физлицам — то есть обычным гражданам — объявлять себя банкротами, стали говорить еще лет десять назад. Вместе с расцветом кредитов и контор микрозаймов. Несколько лет закон обсуждали, спорили: стоит ли разрешать людям, которые больше не могут платить по долгам, объявлять себя банкротами?

Законопроект о банкротстве физических лиц 2022 года и как обнулить долги и что произойдет дальше

Закон о банкротстве физических лиц был принят в 2017 году, однако процедура настолько сложная и дорогостоящая, что в народе появилась шутка, что «позволить себе процедуру банкротства может только очень богатый человек». Иногда затраты на услуги юриста и арбитражного управляющего превышают сумму долга, от которого человек хочет избавиться.

Выберите, что для вас наиболее актуально:

В 2020 году в Закон о банкротстве внесли изменения, сильно упростившие процедуру банкротства. Теперь банкротиться можно в упрощенном порядке через МФЦ. Это несложно и дешево – не нужно нанимать юристов и даже платить госпошлину.

Рассмотрим, какие категории должников могут обанкротиться по новым правилам в 2023 году, какие есть ограничения, и немного поговорим о самой процедуре.

Содержание

Как списать кредиты

Зачем человеку банкротиться? Все верно – чтобы списать долги: раз ты банкрот, то и взять с тебя официально нечего. Банкротство позволяет списать кредиты и проценты по ним, займы, алименты, налоги, долги по ЖКХ или договорам поручительства.

Казалось бы, звучит перспективно: обанкротился с утра – и начал жизнь с чистого листа без долгов и обязательств. Но не все так просто. Вот при каких условиях возможна внесудебная процедура банкротства:

Как реструктурировать долг

Законопроект о банкротстве физических лиц 2022 года и как обнулить долги и что произойдет дальше

Если вы испытываете временные трудности с оплатой текущих платежей по кредитам и ипотеке, но хотите и далее исполнять свои долговые обязательства, то этот вариант самый подходящий.

Но что делать, если вы уже пробовали обратиться в банк за рефинансированием или реструктуризацией кредита, но вам отказали? Не отчаиваться. Существует способ реструктуризации долговых обязательств через арбитражный суд. Чтобы узнать все подробности прохождения данной процедуры, получите бесплатную консультацию у специалистов юридической компании «Современная защита».

Профессиональные юристы проанализируют имущественно-хозяйственное положение, составят реестр обязательств и расскажут обо всех плюсах и минусах данного решения конкретно в вашем случае, а также помогут пройти все этапы и добиться реструктуризации долга.

Если вы подходите под эти требования, то банкротство физических лиц через МФЦ возможно, идете и пишете заявление, в котором обязательно указываете, кому и сколько вы должны. После этого МФЦ три дня проверяет эту информацию и затем вносит должника в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. С этого момента:

1) Вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов. То есть вы официально не должны платить по долгам, за исключением:

  • Долгов кредиторов, которые не указаны в заявлении.
  • Алиментных выплат.
  • Выплат по возмещению вреда здоровью и жизни.
  • Долгов по зарплате и выходному пособию.
  • Задолженностей по возмещению морального вреда.

2) Ваши кредиторы не могут направить исполнительные листы в банки и другие кредитные организации, только приставам.

Сама процедура внесудебного банкротства физического лица длится шесть месяцев. В это время вы не можете брать новые кредиты, быть поручителем и принимать участие в обеспечительных сделках (например, когда нужен залог). Кредиторы тем временем проверяют, не утаил ли должник что-либо ценное, и имеют право делать запросы в госорганы без согласия должника.

Если полгода прошло и процедура банкротства завершена, то долги, указанные в заявлении, подлежат списанию. Все данные передаются в Реестр сведений о банкротстве. Повторно пройти процедуру внесудебного банкротства можно будет через 10 лет.

Плюсы и минусы

Процедуру банкротства в 2023 году упростили во многом для того, чтобы помочь оказавшимся в сложной ситуации людям. Из-за пандемии многие потеряли работу, остались без денег. Внесудебная процедура заметно облегчит им жизнь.

Но есть у «упрощенки» и недостатки. По мнению экспертов, самый серьезный минус — отсутствие арбитражного управляющего, который бы финансово контролировал должника. И человек, претендующий на банкротство, на самом деле может оказаться вовсе не таким бедняком, каким притворяется.

Например, чтобы выдать себя за неимущего, должник втайне продал свою машину. Кредитор это выяснил, но остановить внесудебное банкротство он может только после того, как оспорит сделку в суде. Суды могут длиться годами, а процедура внесудебного банкротства — всего шесть месяцев. И к окончанию суда должника уже могут официально признать банкротом.

Как списать долги

Законопроект о банкротстве физических лиц 2022 года и как обнулить долги и что произойдет дальше

Если вы понимаете, что не справляетесь с ежемесячными платежами по своим долговым обязательствам, либо после них не остается средств на обеспечение себя и семьи, существует вариант списать с себя все долговые обязательства, предусмотренный Федеральным законом 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Специалисты юридической компании «Современная защита» проведут бесплатную консультацию, проанализируют вашу ситуацию и составят пошаговый план по прохождению процедуры банкротства. Гарантией высокого качества услуг выступает 100%-й возврат оплаты, если вас не признают банкротом.

В каких случаях на должника могут подать в суд

Кредиторы имеют право остановить процедуру внесудебного банкротства, подав заявление в арбитражный суд. Это возможно, если:

  • Указанная в вашем заявлении сумма долга оказалась заниженной.
  • Найдено имущество, которое вы утаили.
  • Сделка должника признана недействительной в судебном порядке.
  • Ваше материальное положение улучшилось и вы об этом не сообщили.
  • Кредитор не обнаружил себя в списке должников.

Минэкономразвития предложило допустить к процедуре упрощенного банкротства пенсионеров и другие уязвимые категории граждан, чтобы защитить их от «бесконечного взыскания» долгов. Предложение поддержал Владимир Путин

Законопроект о банкротстве физических лиц 2022 года и как обнулить долги и что произойдет дальше

Минэкономразвития разработало предложения по существенному упрощению доступа россиян к процедуре упрощенного банкротства, которая позволяет списать долги бесплатно через многофункциональные центры (МФЦ). Об этом на правительственном совещании с президентом Владимиром Путиным сообщил глава министерства Максим Решетников.

По его словам, в первую очередь механизм внесудебного банкротства нужно распространять на пенсионеров, взыскание долгов с которых, «по сути, становится бессрочным».

«Если у пенсионера большая задолженность и небольшой ежемесячный доход в виде пенсий и пособий, то по факту исполнительное производство для такой категории должников будет бесконечным. А внесудебное банкротство этим гражданам недоступно», — сказал Решетников.

Как работает внесудебное банкротство

Возможность подать на банкротство в упрощенном порядке и списать долги существует в России с 1 сентября 2020 года. Гражданину не нужно обращаться в суд, он может подать заявление в МФЦ, указать в нем, какую именно задолженность он просит простить. Если обращение будет одобрено, физлицо признают финансово несостоятельным через полгода.

Однако необходимо соблюдение двух условий.

  • Сумма долга должна составлять от 50 тыс. до 500 тыс. руб. Это могут быть обязательства по займам и кредитам (включая проценты), налогам, алиментам или договорам поручительства.
  • Гражданин не должен иметь имущества или финансовых возможностей для погашения задолженности. Это считается доказанным, если все исполнительные производства в отношении должника завершены, а исполнительные листы о взыскании возвращены кредиторам.

Как отметил Решетников, процедуры исполнительного производства идут в России долго, потому министерство готово допустить к упрощенному банкротству и другие категории должников.

Минэкономразвития также предложило смягчить параметры, которые должны соблюдать желающие обанкротиться в упрощенном порядке: максимальная планка долга поднимется с текущих 500 тыс. руб. до 1 млн руб., а минимальная — снизится с 50 тыс. до 25 тыс. руб. Эта идея обсуждалась еще летом 2021 года.

«И кроме того, это уже немножко на будущее, предлагаем предусмотреть возможность повторного использования внесудебного банкротства по истечении пяти лет», — добавил Решетников. Он уточнил, что сейчас россияне могут повторно пройти процедуру только через десять лет после признания финансовой несостоятельности.

Путин поддержал предложения Минэкономразвития. Он подчеркнул, что упрощение процедуры в первую очередь должно помочь пенсионерам, чтобы те «не превращались в вечных должников». «Банки, при всем уважении к финансовым институтам, кровь пьют из людей до гробовой доски, это надо, конечно же, прекратить», — сказал он. Инициативу Минэкономразвития поддержали и в Банке России.

Сколько россиян уже стали банкротами без суда

По оценкам Минэкономразвития, с момента запуска процедуры упрощенного банкротства в России ею воспользовались порядка 12 тыс. граждан с задолженностью 4,2 млрд руб. Примерно две трети этой суммы, или 2,8 млрд руб., удалось списать. Ежемесячно на бесплатное банкротство поступает порядка 600 заявлений, сообщил Решетников.

Будет ли в России волна новых банкротств

Именно пенсионеры и социально незащищенные слои населения изначально были самыми главными претендентами на упрощенное банкротство, говорит эксперт проекта Народного фронта «За права заемщиков» Михаил Алексеев. Но эти категории должников не подпадали под действующие критерии, поскольку приставы не могли закрыть в отношении них исполнительное производство. «Для этого у должника не должно быть регулярного дохода, к которому относятся пенсии, пособия и другие регулярные социальные выплаты», — поясняет эксперт. Он считает, что снятие этого барьера повлечет за собой «волну заявлений на прохождение упрощенной процедуры» банкротства.

«Очень сложно дать хоть какие-то оценки, но можно ожидать, что двукратный рост количества таких банкротств мы увидим только на горизонте двух-трех лет», — оценивает зампред экспертного совета ЦБ по защите прав потребителей финансовых услуг Эльман Мехтиев (он также возглавляет Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств. — РБК).

Требование об оконченном исполнительном производстве — достаточно серьезный фильтр для применения упрощенного банкротства, замечает руководитель магистерской программы СПбГУ «Банкротное право» Рустем Мифтахутдинов: «По озвученным статистическим показателям, с одной стороны, внесудебной процедурой воспользовалось достаточное количество должников, однако эти цифры несопоставимы с количеством граждан, в отношении которых идет исполнительное производство. Законодатель понял, что он открыл слишком узкую дверцу, поэтому готов расширять формальные критерии». По его словам, предсказать, будет ли в России волна внесудебных банкротств, сложно, но «большинство нуждающихся в этой процедуре теперь смогут ее начать».

  • По данным ЦБ, на 1 июля 2022 года в России насчитывалось 42,1 млн банковских заемщиков, их обязательства перед кредиторами оценивались в 26,4 трлн руб. Просрочки по кредитам на тот момент имели 3,76 млн клиентов. В основном кредиты берет трудоспособное население — 80% совокупной задолженности граждан приходится на возрастную группу до 50 лет (.pdf).
  • По итогам девяти месяцев этого года у судебных приставов находилось в работе 17,3 млн исполнительных производств в отношении физлиц по долгам перед кредитными организациями на 2,7 трлн руб., следует из статистики ФССП.
  • По данным Пенсионного фонда России, на начало года в стране проживали 42 млн пенсионеров. Из них 6,13 млн получали доплаты от государства для доведения их уровня жизни до прожиточного минимума. 8,1 млн пенсионеров продолжают работать, свидетельствуют данные Росстата.

Какие риски может создать слишком доступное банкротство

Объявленные послабления существенно затрагивают не только интересы самих граждан-заемщиков, но и кредиторов в целом, замечает руководитель практики банкротства юридической фирмы GRM Ксения Хлопотова: «Нормы о внесудебном банкротстве регламентируют права кредиторов недостаточно четко в отличие от судебного банкротства, к тому же в упрощенной схеме банкротства отсутствует арбитражный управляющий, который является контролирующим процедуру лицом, и, соответственно, никто не отслеживает недобросовестные действия со стороны банкротящихся лиц».

Кредиторы включат эти риски в свои расчеты и еще сократят выдачи кредитов и займов, полагает Мехтиев. От также прогнозирует, что упрощение доступа к внесудебному банкротству повлияет на стоимость долгов для коллекторов. «Старые» долги еще больше упадут в цене, а «молодые» могут немного подрасти», — допускает собеседник РБК.

На финансовый сектор и коллекторов эти изменения большого эффекта не окажут, считает Мифтахутдинов. «Речь идет о заемщиках с небольшой суммой долга и небольшой суммой взыскания в рамках исполнительного производства. То есть эти граждане и так, по сути, находятся за пределами досягаемости коллекторов и банков, потому что взыскивать с них деньги неэффективно», — аргументирует эксперт. Он добавляет, что, если должник захочет злоупотребить правом на банкротство, у кредитора есть возможность «поставить заслон» и перевести процедуру в судебную плоскость. По закону кредитор может это сделать, если заемщик забыл указать в заявлении кого-то из кредиторов, занизил сумму долга или скрывает имущество.

В целом задуманные послабления — хорошая поддержка для определенного круга должников, но они не решают некоторые системные проблемы, говорит Хлопотова. «Вопрос о сложном и длительном порядке прекращения исполнительного производства и необходимости «ловить момент» между окончанием и невозбуждением нового производства для подачи соответствующего заявления до сих пор актуален», — отмечает она.

Спойлер: обанкротиться в России по требованию кредиторов с 1 апреля по 1 октября 2022 года невозможно, причина тому — тотальный мораторий для юридических и физических лиц. Но по собственной инициативе у должников сохраняется право запустить этот процесс. Mafin Media рассказывает, как проходит процедура при финансовых потрясениях.

Что такое банкротство

Банкротство — неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредитора или нескольких кредиторов. В России обанкротиться могут и предприниматели (юридические лица, ИП), и физические лица. Процедура регулируется законом «О несостоятельности (банкротстве)». А заявить о невозможности исполнить требования кредиторов можно как по ипотечному кредиту, так и по автокредиту.

Признание гражданина банкротом может проходить в суде (арбитраж) и вне стен государственного учреждения (заявление можно подать через МФЦ). Но, безусловно, для каждой из этих процедур предусмотрены свои условия, о которых и пойдет речь далее.

Виталий в последний год жил не по средствам: набрал кредитов и попал в ДТП на залоговой машине, серьезно при этом пострадав. Но, в отличие от многих людей, оказавшихся в похожей ситуации, предпринимал попытки погасить долг и всегда выходил на связь с кредиторами. Виталий решил не затягивать со штрафами и пенями и обратился с заявлением в суд. Арбитраж признал мужчину банкротом. Серьезный минус для Виталия — статус банкрота не позволит ему еще пять лет брать кредиты.

Законопроект о банкротстве физических лиц 2022 года и как обнулить долги и что произойдет дальше

Зная о возможности списания долгов в деле о банкротстве, следует помнить о том, что игры с правосудием могут привести к уголовному наказанию: если заемщик намеренно набрал кредитов со злым умыслом не выплачивать их, а просто заявить о своей несостоятельности, его могут обвинить в мошенничестве.

Как объявить себя банкротом

Право на признание банкротом есть у каждого гражданина Российской Федерации. Но существует несколько условий, при наличии которых суд или внесудебный процесс может признать должника банкротом.

Какие долги не получится списать

Признание должника банкротом списывает долговые обязательства и освобождает от преследования коллекторов. Однако по некоторым долгам все равно придется платить. запрещается списывать следующую задолженность:

  • административные или уголовные штрафы, назначенные за преднамеренное или фиктивное банкротство;
  • компенсацию морального вреда;
  • долги, неразрывно связанные с личностью банкрота;
  • возмещение вреда, причиненного должником жизни и здоровью другого человека;
  • текущие платежи, возникшие при рассмотрении дела о банкротстве гражданина;
  • применение последствий недействительности сделок;
  • привлечение банкрота к субсидиарной ответственности.

Мораторий

Введенный правительством Российской Федерации мораторий на время лишает права на подачу новых заявлений о банкротстве от кредиторов, но не влияет на уже возбужденные дела.

Законопроект о банкротстве физических лиц 2022 года и как обнулить долги и что произойдет дальше

Подобный мораторий в отношении банкротства в России уже вводился в период пандемии COVID-19. Тогда воспользоваться им могли только ИП и юрлица, работавшие в наиболее пострадавших от коронавируса отраслях.

Новый мораторий распространяется на предпринимателей и всех граждан. Но при этом они могут отказаться от моратория, если захотят обанкротиться.

Процедура банкротства физического лица регламентируется положениями №127-ФЗ (принят 26.10.2002). Она введена сравнительно недавно – в октябре 2015 года – но активно используется российскими гражданами для избавления от долговой зависимости путем признания финансово несостоятельным и списания долгов, которые не удалось покрыть активами должника.

Важно отметить нововведение сентября 2020 года, когда стала доступной упрощенная процедура признания физического лица банкротом. Она не требует обращения в суд и предусматривает подачу соответствующего заявления в МФЦ.

Рассмотрим подробнее, как происходит процедура банкротства физлица в 2021 году по обоим возможным вариантам, а также основные юридические нюансы ее реализации и ответы на другие вопросы по теме.

Пошаговая инструкция судебного банкротства

Стандартная процедура признания гражданина финансово состоятельным посредством обращения в суд включает в себя несколько этапов. Каждый из них требует более детального рассмотрения. Такой подход позволит дать наиболее простой и наглядный ответ на вопрос о том, как происходит процедура банкротства.

Шаг №1. Проверка признаков банкротства

Действующее законодательство устанавливает три основных признака финансовой несостоятельности. В их число входят:

1. Наличие долгов (перед банками, МФО, по коммунальным выплатам, по штрафам ГИБДД и любым другим финансовым обязательствам) на сумму от 300 тыс. руб.

Если задолженность превышает полмиллиона рублей, а платежи по ней не осуществляются, гражданин обязан подать заявление на банкротство.

2. Невозможность дальнейшего выполнения финансовых обязательств и одновременного содержания семьи или удовлетворения нужд самого должника.

В качестве дополнительного признака часто называют просрочку по выплатам сроком 3 месяца и дольше. Но для запуска процедуры банкротства соблюдение этого условия не является обязательным. Должник имеет право обратиться в суд и без его выполнения.

Квалифицированная консультация о возможности и необходимости запуска процедуры банкротства физлица. Гибкие условия сотрудничества и выгодные расценки. Гарантия профессионализма наших специалистов.

Шаг №2. Поиск финансового управляющего

Следующий этап рассматриваемой процедуры предусматривает подбор финансового управляющего. От его работы зависит очень много, прежде всего – оперативность признания физлица банкротом и выстраивание конструктивных отношений с кредиторами.

Перечень управляющих, ведущих дела о банкротстве граждан, размещается на сайте ЕФРСБ в специальном разделе . В общефедеральной базе данных арбитражных дел доступна информация о разбирательствах, в которых участвовал специалист. Кроме того, на официальном сайте ФНС размещен сервис для проверки арбитражных управляющих. Он находится в свободном доступе и не требует регистрации.

После подбора специалиста необходимо выйти с ним на связь, обсудить персональную ситуацию должника и детально обговорить дальнейшие действия. Такой подход позволит избежать ненужных проблем в будущем и затягивания дела в суде.

Если в заявлении на банкротство указать управляющего без предварительной консультации с ним, велика вероятность отказа от участия в деле с его стороны. Результатом станет зависание процедуры на неопределенный срок.

Шаг №3. Подготовка документов

Действующие сегодня правила реализации процедуры судебного банкротства гражданина предусматривают необходимость предоставления комплекта документов. В его состав входят:

  • правоустанавливающая документация на активы, принадлежащие должнику;
  • выписки со счетов – расчетных и карточных – о наличии денежных средств, банковский карт, депозитов, счетов и т.д.;
  • документы о месте официального трудоустройства, размере и стабильности получаемых доходов;
  • личная документация должника: паспорт, СНИЛС, ИНН, свидетельство о браке или его расторжении, свидетельства о рождении детей и т.д.;
  • другая документация, непосредственно связанная с делом о банкротстве, например, медицинская справка или больничный лист, которые выступают доказательством объективного возникновения финансовых проблем из-за временной нетрудоспособности;
  • перечень финансовых обязательств с приложением подтверждающих документов (договоры кредитования и выдачи займов, судебные решения, постановления судебных приставов, квитанции на штрафы или оплату коммунальных услуг и т.д.);
  • при наличии – перечень долгов третьих лиц перед заявителем с приложением подтверждающих документов.

Шаг №4. Подготовка заявления о признании несостоятельности физлица

Бланк заявления в арбитражный суд о признании гражданина банкротом доступен для скачивания по ссылке . При оформлении документа следует включить в его содержательную часть следующие сведения:

  • причины финансовых проблем должника;
  • персональные сведения – трудоустройство, семейное положение, наличие и количество иждивенцев на содержании и т.д.;
  • общую сумму задолженности с расшифровкой по кредиторам;
  • обстоятельства возникновения и накопления долга;
  • перечень активов, принадлежащих заявителю;
  • СРО для назначения финансового управляющего.

Требования к оформлению и содержимому заявления установлены №127-ФЗ (статья 37). Документ подается в суд, расположенный по месту проживания или регистрации должника.

Шаг №5. Оплата взносов

Проведение процедуры судебного банкротства требует существенных финансовых расходов. Они складываются из двух видов взносов:

  • государственная пошлина в размере 300 руб.;
  • вознаграждение для управляющего в размере 25 тыс. руб., которые перечисляются на специальный депозитный счет.

Реквизиты для осуществления финансовых операций можно взять непосредственно в Арбитражном суде. Альтернативный вариант получения информации – изучение официального сайта судебного органа, куда подается заявление о банкротстве.

Шаг №6. Участие в рассмотрении дела судом

Первое судебное заседание обычно назначается через месяц-полтора после принятия дела к рассмотрению. Для оперативного принятия судебного решения заявителю имеет смысл принимать активное участие в разбирательстве. Другой способ добиться нужного результата – заключить договор на предоставление интересов должника в суде с квалифицированным юристом.

Темой первого заседания суда выступает выяснение финансового положения заявителя и причин возникновение проблем. Практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев судья принимает решение о реализации имущества должника. Срок этого этапа процедуры банкротства равняется полугоду. Альтернативный вариант развития событий – переход к стадии реструктуризации задолженности – встречается на практике заметно реже.

Реализация активов должника происходит в несколько этапов:

  • сначала составляется опись имущества;
  • затем объявляются торги;
  • далее вырученные средства распределяются между кредиторами в порядке очередности, установленной действующим законодательством.

Если у должника нет имущества, управляющий сообщает об этом судье. Это становится основанием для списания непогашенных долгов. В случае назначения торгов, право на участие в них сохраняют родственники и друзья должника. Более того, супруге принадлежит преимущественное право выкупа совместно нажитого в браке имущества. В конкурсную массу включают следующие активы банкрота:

  • недвижимость (частный дом, квартира, гараж, хозяйственные постройки и нежилые строения);
  • транспортные средства (автомобиль, снегоход, мотоцикл и т.д.);
  • ценные бумаги;
  • доли в бизнесе;
  • денежные средства в любом виде – наличные, на банковском счете или карте, на депозитах;
  • другое имущество, если оно подпадает под действие №127-ФЗ.

Введение стадии реализации имущества предусматривает выполнение должником нескольких обязательных действий по отношению к финансовому управляющему. К ним относятся:

  • обеспечение свободного доступа к имуществу и любым другим активам;
  • предоставление документации или информации по дополнительному запросу;
  • передача банковских счетов, пластиковых карт и депозитов в распоряжение специалиста;
  • поддержание постоянной связи с управляющим для оперативного решения возникающих вопросов и снятия возможных проблем.

Шаг №7. Списание долгов

После распределения вырученных от продажи активов должника средств между кредиторами назначается последнее судебное заседание. На нем происходит детальный отчет управляющего. Результатом становится принятие судьей решения о списании непогашенных долгов. Как правило, дата завершающего процедуру заседания отстоит от момента подачи заявления о банкротстве на 9-10 месяцев.

Настолько серьезная продолжительность мероприятия в сочетании с существенными финансовыми расходами выступают главными недостатками процедуры судебного банкротства. Чтобы избежать указанных минусов, была разработана и с сентября 2020 года внедрена в практику упрощенная процедура внесудебного банкротства.

Проведение процедуры банкротства физлица под ключ. Сжатые сроки, привлекательные цены, гарантия получения нужного результата.

Как проходит процедура внесудебного банкротства?

Перечень предпринимаемых в этом случае шагов во многом схож с описанным выше. Но присутствует несколько важных отличий. Рассмотрим их подробнее.

Шаг №1. Определение признаков банкротства

Основанием для запуска упрощенной процедуры банкротства выступают два обязательных условия:

  • Величина накопившихся долгов физического лица в пределах от 50 тыс. полумиллиона рублей.
  • Возврат исполнительного листа кредиторам из-за отсутствия у должника имущества.

Второй признак означает, что в отношении заявителя уже возбуждалось исполнительное производство. Но действия судебных приставов не привели к погашению долгов, так как у должника не оказалось активов достаточной стоимости.

Шаг №2. Самостоятельное составление перечня кредиторов.

Внесудебная процедура банкротства не предполагает назначение управляющего. Поэтому список кредиторов составляет сам должник. В документе требуется указать основные реквизиты юридических и физических лиц, перед которыми у заявителя имеются финансовые обязательства. Также требуется внести данные о размере задолженности – как общей, так и по каждому кредитору, а также обстоятельства ее возникновения – дата, документальное основание и т.д.

Шаг №3. Составление и подача заявления в МФЦ

Для подачи заявления о банкротстве необходимо обращаться в МФЦ по месту регистрации – постоянной или временной – должника. Бланк документа доступен для изучения скачивания по ссылке . Заполнение заявления не требует наличия юридических знаний, вполне достаточно аккуратности и нескольких минут времени. После подачи документа должник выдается расписка.

Шаг №4. Ожидание проверки указанных в заявлении сведений

Дальнейшие действия предпринимаются сотрудниками МФЦ без непосредственного участия должника. Сначала производится проверка по базе ФССП выполнения второго из указанных выше условий применения упрощенной процедуры банкротства.

Затем осуществляется проверка наличия других заявлений гражданина, поданных в различные судебные органы или МФЦ. В случае их отсутствия документ передается для внесения сведения в ЕФРСБ.

Публикация на Федресурсе означает официальное уведомление кредиторов физического лица о запуске процедуры банкротства. Им предоставляется право обратиться в Росреестр или МВД с целью обнаружения активов должника: в первом случае – недвижимости, а во втором – зарегистрированных транспортных средств. Выявление имущества становится основанием для подачи жалобы в арбитражный суд и запуска процедуры судебного банкротства по стандартной схеме.

Шаг №5. Списание долгов

Если имущества у должника не обнаружено, через полгода после принятия заявления физлицо объявляется банкротом. Это означает списание существующих долгов.

Определим возможность использования процедуры внесудебного банкротства физлица. Предоставим услугу по списанию долгов под ключ на выгодных для клиентов условиях.

Отличия судебного и внесудебного банкротства физлиц

Описанные выше пошаговые инструкции содержали информацию о продолжительности каждого из вариантов признания гражданина финансово несостоятельным. Очевидно, что процедура внесудебного банкротства заметно быстрее, так как не может продолжаться более полугода. В то время, как длительность судебного разбирательства составляет не менее 8-9 месяцев, а иногда затягивается до полутора-двух лет.

Вторым важным отличием рассматриваемых процедур выступает финансовый критерий. При обращении в суд придется заплатить госпошлину и вознаграждение управляющему. Процедура внесудебного банкротства осуществляется совершенно бесплатно. Поэтому не стоит удивляться тому, что большая часть физических лиц предпочитает именно такой вариант признания финансово несостоятельным.

Последствия судебного и внесудебного банкротства

Независимо от выбранного варианта реализации мероприятия, в ходе его осуществления наступают такие последствия для должника:

  • запрет на получение новых кредитов и займов, а также невозможность выступать поручителем по обязательствам третьих лиц;
  • прекращение начисления процентов и штрафных санкций – неустойки, пени и т.д., даже если они предусмотрены условиями кредитного договора;
  • прекращение предъявление кредиторами требований напрямую должнику – все контакты ведутся или через управляющего (при судебном банкротстве), или путем обращения в суд (при внесудебном).

При запуске упрощенной процедуры банкротства кредиторам предоставляется право обращаться в любые государственные и контролирующие органы с целью обнаружения имущества должника. Если активы будут найдены, это становится основанием для обращения в суд. В подобной ситуации судья принимает решение о переводе процедуры из внесудебной в судебную.

После признания физического лица банкротом наступают такие последствия:

  • невозможность повторного объявления банкротом (5 лет – для судебной и 10 лет – для внесудебной процедуры);
  • необходимость в течение 5 лет уведомлять банк о факте банкротства при оформлении кредита;
  • запрет на 3 года руководить юридическим лицом;
  • запрет на 10 лет руководить банком;
  • запрет в течение 5 лет регистрировать ИП (если банкротом был признан предприниматель или физическое лицо, закрывшее ИП в течение года до запуска процедуры внесудебного банкротства.

Грамотный выбор подходящего варианта признания финансово несостоятельным и осуществление правильных действий для этого – непростая задача. Проще и правильнее всего доверить ее решение профессионалам – квалифицированным юристам, которые специализируются на данной тематике.

Принят Государственной Думой 9 ноября 2022 года

Одобрен Советом Федерации 16 ноября 2022 года

Внести в Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст. 4190; 2006, N 52, ст. 5497; 2009, N 1, ст. 4, 14; N 18, ст. 2153; N 29, ст. 3632; 2010, N 17, ст. 1988; 2011, N 7, ст. 905; N 49, ст. 7015; 2012, N 31, ст. 4333; 2014, N 52, ст. 7543; 2015, N 27, ст. 3945, 3977; 2016, N 26, ст. 3891; 2017, N 18, ст. 2661; N 31, ст. 4815, 4830; 2018, N 18, ст. 2557; N 32, ст. 5115; N 53, ст. 8440; 2019, N 49, ст. 6953; N 52, ст. 7787; 2021, N 9, ст. 1470; N 17, ст. 2878; 2022, N 43, ст. 7272) следующие изменения:

1) статью 34 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

“4. На основании мотивированного ходатайства контролирующего должника лица арбитражный суд выносит определение о привлечении указанного лица к участию в деле о банкротстве. Данное определение может быть обжаловано.

С момента вынесения определения, указанного в абзаце первом настоящего пункта, контролирующее должника лицо вправе участвовать в деле о банкротстве при рассмотрении вопросов, решение которых может повлиять на привлечение его к ответственности, а также на размер такой ответственности, в том числе обжаловать принятые по данным вопросам судебные акты.

Подача ходатайства о привлечении к участию в деле о банкротстве не является признанием заявившим его лицом вины в совершении действий и (или) бездействии, влекущих привлечение его к ответственности.”;

2) пункт 1 статьи 61.15 дополнить абзацами следующего содержания:

“Указанное в абзаце первом настоящего пункта лицо вправе участвовать в деле о банкротстве при рассмотрении иных вопросов, указанных в абзаце втором пункта 4 статьи 34 настоящего Федерального закона. Подача ходатайства о привлечении к участию в деле о банкротстве в этом случае не требуется.

Если указанное в абзаце первом настоящего пункта лицо до подачи заявления о привлечении его к ответственности участвовало в деле о банкротстве, в том числе в качестве конкурсного кредитора, либо имело возможность участвовать в деле о банкротстве в соответствии с пунктом 4 статьи 34 настоящего Федерального закона, подача такого заявления не является основанием для восстановления пропущенного им срока на обжалование судебных актов, принятых до подачи заявления, за исключением случаев, если указанное лицо не вступило в дело о банкротстве ввиду того, что оно добросовестно заблуждалось относительно наличия у него статуса контролирующего должника лица.”;

3) статью 134 дополнить пунктом 6 следующего содержания:

“6. Очередность удовлетворения требований конкурсного кредитора, являющегося кредитной организацией, в отношении которой утвержден план участия Банка России или Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, не может быть понижена по основаниям, которые возникли до даты утверждения такого плана.”;

4) статью 184.3-3 дополнить пунктом 15 следующего содержания:

“15. В случае, если основания для привлечения страховой организации к субсидиарной ответственности по обязательствам юридического лица, в отношении которого она является контролирующим должника лицом, возникли до даты принятия Советом директоров Банка России решения об осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации с участием контрольного органа, размер такой ответственности не может превышать стоимость чистых активов страховой организации, определенную по данным ее бухгалтерской отчетности на конец квартала, в котором принято указанное решение. Совокупный объем требований таких юридических лиц о привлечении страховой организации к субсидиарной ответственности по этим основаниям не может превышать предельный размер субсидиарной ответственности страховой организации, установленный настоящим абзацем.

В случае, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, требования о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам, возникшим до даты принятия Советом директоров Банка России решения об осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации с участием контрольного органа, могут быть предъявлены к лицам, контролировавшим страховую организацию до указанной даты и определяемым по правилам статьи 61.10 и пункта 1 статьи 184.13 настоящего Федерального закона. Пока не доказано иное, предполагается, что основания для привлечения к субсидиарной ответственности по таким обязательствам возникли вследствие действий и (или) бездействия указанных лиц. В этом случае страховая организация привлекается к участию в деле.

Положения абзацев первого и второго настоящего пункта применяются в случае взыскания убытков в соответствии с пунктом 1 статьи 61.13 или статьей 61.20 настоящего Федерального закона.”;

5) статью 186.1-5 дополнить пунктом 13.1 следующего содержания:

“13.1. В случае, если основания для привлечения негосударственного пенсионного фонда к субсидиарной ответственности по обязательствам юридического лица, в отношении которого он является контролирующим должника лицом, возникли до даты принятия Советом директоров Банка России решения об осуществлении мер по предупреждению банкротства негосударственного пенсионного фонда с участием контрольного органа, размер такой ответственности не может превышать стоимость чистых активов негосударственного пенсионного фонда, определенную по данным его бухгалтерской отчетности на конец квартала, в котором принято указанное решение. Совокупный объем требований таких юридических лиц о привлечении негосударственного пенсионного фонда к субсидиарной ответственности по этим основаниям не может превышать предельный размер субсидиарной ответственности негосударственного пенсионного фонда, установленный настоящим абзацем.

В случае, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, требования о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам, возникшим до даты принятия Советом директоров Банка России решения об осуществлении мер по предупреждению банкротства негосударственного пенсионного фонда с участием контрольного органа, предъявляются к лицам, контролировавшим негосударственный пенсионный фонд до указанной даты и определяемым по правилам статьи 61.10 настоящего Федерального закона и пункта 13 настоящей статьи. Пока не доказано иное, предполагается, что основания для привлечения к субсидиарной ответственности по таким обязательствам возникли вследствие действий и (или) бездействия указанных лиц. В этом случае негосударственный пенсионный фонд привлекается к участию в деле.

6) статью 189.23 дополнить пунктом 13 следующего содержания:

“13. В случае, если основания для привлечения кредитной организации к субсидиарной ответственности по обязательствам юридического лица, в отношении которого она является контролирующим должника лицом, возникли до даты утверждения плана участия Банка России или Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, размер такой ответственности не может превышать стоимость чистых активов кредитной организации, определенную по данным ее бухгалтерской отчетности на конец квартала, в котором был утвержден указанный план. Совокупный объем требований таких юридических лиц о привлечении кредитной организации к субсидиарной ответственности по этим основаниям не может превышать предельный размер субсидиарной ответственности кредитной организации, установленный настоящим абзацем.

В случае, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, требования о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам, возникшим до даты утверждения плана участия Банка России или Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, могут быть предъявлены к лицам, контролировавшим кредитную организацию до указанной даты и определяемым по правилам статьи 61.10 настоящего Федерального закона и пункта 1 настоящей статьи. Пока не доказано иное, предполагается, что основания для привлечения к субсидиарной ответственности возникли вследствие действий и (или) бездействия указанных лиц. В этом случае кредитная организация привлекается к участию в деле.

7) статью 189.40 дополнить пунктом 13 следующего содержания:

“13. В случае, если сделка между кредитной организацией и юридическим лицом, в отношении которого она являлась или является заинтересованным лицом, совершена до даты утверждения плана участия Банка России или Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка и признана недействительной по основаниям, предусмотренным статьями 61.2 и 61.3 настоящего Федерального закона, в рамках дела о банкротстве такого юридического лица, размер денежных обязательств кредитной организации, указанных в статье 61.6 настоящего Федерального закона, не может превышать стоимость чистых активов кредитной организации, определенную по данным ее бухгалтерской отчетности на конец квартала, в котором был утвержден план участия Банка России или Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка. Совокупный объем требований таких юридических лиц по этим основаниям не может превышать предельный размер денежных обязательств кредитной организации, установленный настоящим абзацем.

В случае, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, денежные обязательства кредитной организации, указанные в статье 61.6 настоящего Федерального закона, могут быть возложены на лиц, контролировавших кредитную организацию до даты утверждения плана участия Банка России или Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка и определяемых по правилам статьи 61.10 и пункта 1 статьи 189.23 настоящего Федерального закона. Пока не доказано иное, предполагается, что основания для признания сделки недействительной и (или) применения последствий ее недействительности возникли вследствие действий и (или) бездействия указанных лиц. В этом случае кредитная организация привлекается к участию в деле.”.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением пунктов 3 – 7 статьи 1 настоящего Федерального закона.

2. Пункты 3 – 7 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Положения Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” (в редакции настоящего Федерального закона), за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, применяются в том числе к делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

4. Положения абзаца третьего пункта 1 статьи 61.15 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” применяются к делам о банкротстве, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

21 ноября 2022 года

Лицо, контролирующее должника, может обратиться в суд с мотивированным ходатайством о привлечении его к участию в рассмотрении дела о банкротстве. При этом подача ходатайства не является признанием вины в совершении действий и (или) бездействии, влекущих привлечение к ответственности.

Лицо, привлекаемое к субсидиарной ответственности, вправе участвовать в деле о банкротстве при рассмотрении иных вопросов, помимо привлечения к ответственности, если их решение сможет повлиять на привлечение его к ответственности, а также на размер последней. Если до подачи заявления лицо участвовало в деле о банкротстве, в т. ч. в качестве конкурсного кредитора, либо имело такую возможность, то подача заявления не является основанием для восстановления пропущенного им срока на обжалование судебных актов, принятых до подачи заявления.

Очередность удовлетворения требований конкурсного кредитора – банка, в отношении которого утвержден план по предупреждению банкротства, нельзя понизить по основаниям, которые возникли до даты утверждения такого плана.

Урегулированы вопросы привлечения к субсидиарной ответственности страховой организации, НПФ, кредитной организации, если обязательства юрлица возникли до введения мер по предупреждению банкротства страховой организации, НПФ или банка.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок.

В понедельник, 17 мая, на рассмотрение в Госдуму был внесен законопроект, получивший название «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Связанные материалы

Законопроект № 1172553-7

Что так не устраивает законодателей в существующей процедуре? Текст законопроекта изложен на 494 листах. Основные нюансы, о которых стоит знать потенциальным банкротам, перечисляем ниже.

Если в двух словах, законопроект меняет принцип отбора арбитражных управляющих и оплату их работы, а также предусматривает сокращение банкротных процедур до двух, при этом расширяет перечень реабилитационных механизмов. То есть, способов списать долги станет меньше, а вот способов реабилитироваться в глазах кредиторов и долги все-таки отдать (пусть и разными способами) — намного больше. Стоит ли упоминать, что ранее этот же законодательный проект был подвергнут критике и уже несколько раз дорабатывался, потому как все изменения явно не на стороне тех, кто погряз в долгах и уже не знает, что с этим делать?

Рекомендуем ознакомиться
Ход конем: Правительство ударит по физическим лицам новой реформой банкротства

Как отмечено в первом же абзаце пояснительной записки, законопроект был разработан по поручению президента от 5 декабря 2019 года. Ниже заявлено, что документ направлен на комплексное реформирование института банкротства и расширение способов реабилитации должников:

«Предлагается отказаться от таких процедур банкротства, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление, ограничившись применением одной реабилитационной и одной ликвидационной процедуры банкротства», — сказано там же.

По мнению авторов документа, действующее законодательство недостаточно эффективно. В частности, плохо работают механизмы реабилитационных процедур (когда вместо банкротства и списания долгов должника отправляют на реструктуризацию — подбирают ему новую схему по выплате существующих долгов в более комфортных условиях). В итоге, отмечают авторы, дело о банкротстве сейчас заводится слишком поздно — когда с должника уже нечего взять, имущества нет, процедуры взыскания не работают.

Рекомендуем ознакомитьсяЛишат ли граждан возможности списывать долги?

Все это приводит к тому, что в ходе банкротства кредиторы практически не получают ничего: согласно статистике Единого федерального реестра сведений о банкротстве за 2019-2020 годы только 5% кредиторов оказались удовлетворены процедурой банкротства. А 60% не получили вообще ничего. В случае с организациями эти цифры и того ниже — всего 2% кредиторов остались довольны. Тут же авторы документа приводят статистику из США, где доля удовлетворения кредиторов значительно выше — 35%.

Поэтому в закон о банкротстве законодатели хотят внедрить новую процедуру реструктуризации долга, которую в арбитраж сможет подать не только должник, но и кредитор еще до запуска процедуры банкротства

То есть, если потенциальный банкрот затянет с банкротством, а банк успеет «добежать» до суда первым и подать иск о реструктуризации, списать долг уже не получится — придется платить до последнего. Таким образом, получить статус банкрота, а именно списать все свои долги по коммуналке, кредитам, займам, налогам и др., окажется сложнее.

Рекомендуем ознакомитьсяГлава НЦБ рассказал телеканалу РБК почему законопроект об упрощении процедуры банкротства обречен на провал

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *