Закон о банкротстве физических лиц 2021 текущая версия текст

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ даёт возможность юридическим и физическим лицам официально избавиться от непосильных долгов. В этой статье рассмотрим банкротство физических лиц и выясним, как инициируется процедура, согласно законодательству.

Содержание

Когда принят закон и поправки в отношении физических лиц?

Федеральный закон о банкротстве физических лиц и организаций принят 27 сентября, подписан президентом РФ 26 октября и вступил в силу 2 декабря 2002 года. Однако изначально его применяли в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Процедура банкротства гражданина была введена Х главой 127-ФЗ 1 октября 2015 года. С этого момента, согласно принятой части закона, физическое лицо могли признать банкротом только по решению арбитражного суда.

1 сентября 2020 года приняли изменения в главе Х: появился параграф об упрощённом банкротстве физических лиц в рамках внесудебной процедуры. Новую часть закона можно применить при соблюдении определенных условий.

Как применяется закон в 2021 году?

Сейчас закон с изменениями в последней редакции позволяет физическим лицам инициировать процедуру банкротства как в судебном, так и внесудебном порядке. Внесудебное банкротство физлиц регулирует параграф 5 действующей редакции закона. При этом в статье 223.7 сказано, что процедура внесудебного банкротства является бесплатной. Порядок банкротства в судебном порядке описан в п. 1-32 ст. 213 параграфа 1.1 X главы закона.

Инициация процедуры банкротства физлица останавливает начисление процентов, пеней и штрафов. А по окончании процедуры долг списывается. Коллекторы прекращают работу. Судебные приставы закрывают исполнительные производства, снимают аресты и запреты.

Начать банкротство гражданин РФ может при наличии определенных признаков:

  • долг от 50 тысяч рублей;
  • просрочка от 3 месяцев;
  • отсутствие возможности оплатить долг.

Если долг превышает 500 тысяч рублей, и нет возможности платить, то гражданин обязан начать процесс банкротства. При меньшей сумме задолженности есть право на объявление себя банкротом, но не обязанность. При этом гражданин должен доказать свою неплатёжеспособность.

Сколько длится банкротство физического лица по закону?

В 2021 году гражданин может подать заявление о признании банкротом и необходимые документы:

В первом варианте заявление рассматривается в срок до 5 рабочих дней, а судебное заседание назначается через 1,5-2 месяца. В ходе первого заседания назначают арбитражного управляющего и выбирают процедуру банкротства физического лица — реструктуризация долгов или реализация имущества.

Пройти банкротство во внесудебном порядке могут только те граждане, у которых нет имущества, что признано судом и судебными приставами. То есть уже должно быть закрытое исполнительное производство по факту невозможности взыскания долга.

Если гражданин подаёт заявление в МФЦ, он указывает список кредиторов и суммы задолженности. После этого сведения 6 месяцев находятся в базе Федресурса для возможности опротестования процедуры банкротства кредиторами. Если кредиторы не реагируют, то по прошествии срока гражданин признаётся банкротом, и его долги списываются.

Практика показывает, что в последние годы физические лица успешно списывают долги по закону как самостоятельно, так и с привлечением специализирующихся на банкротстве юридических организаций.

По сути, действующий закон призван помочь гражданам, которые действительно не могут оплатить долги по объективным обстоятельствам (ситуации бывают разные). Однако не исключено, что долги по кредитам ловко списывают и те, кто оплатить их в состоянии.

При этом люди списывают долги, не учитывая довольно серьёзные последствия. Например, в течение 5 лет банкрот, скорее всего, не сможет воспользоваться услугами банков по кредитованию, поскольку должен будет оповещать о проведённом банкротстве. А в течение 3 лет банкрот не сможет занимать руководящие должности.

Статус банкрота — это значительный минус к репутации физического лица. И многие работодатели не хотят принимать в штат таких сотрудников. Современные компании часто проверяют будущих сотрудников на предмет наличия исполнительных производств, начатых или завершённых процедур банкротства. А сделать это достаточно просто через сервис Проверка физлиц. С его помощью работодатель может также проверить:

  • наличие статуса ИП;
  • наличие проблем с законом;
  • долги и штрафы.

Сервис полезен всем юрлицам и ИП, которые считают важным иметь в штате благонадёжных и добросовестных сотрудников.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Принят Государственной Думой                               27 сентября 2002 года

Одобрен Советом Федерации                                    16 октября 2002 года

(В редакции федеральных законов от 22. 2004 № 122-ФЗ, от 29. 2004 № 192-ФЗ, от 31. 2004 № 220-ФЗ, от 24. 2005 № 133-ФЗ, от 18. 2006 № 116-ФЗ, от 18. 2006 № 231-ФЗ, от 05. 2007 № 13-ФЗ, от 26. 2007 № 63-ФЗ, от 19. 2007 № 140-ФЗ, от 02. 2007 № 225-ФЗ, от 01. 2007 № 318-ФЗ, от 23. 2008 № 160-ФЗ, от 03. 2008 № 250-ФЗ, от 30. 2008 № 296-ФЗ, от 30. 2008 № 306-ФЗ, от 28. 2009 № 73-ФЗ, от 19. 2009 № 195-ФЗ, от 17. 2009 № 323-ФЗ, от 27. 2009 № 374-ФЗ, от 22. 2010 № 65-ФЗ, от 27. 2010 № 219-ФЗ, от 27. 2010 № 227-ФЗ, от 28. 2010 № 429-ФЗ, от 07. 2011 № 8-ФЗ, от 03. 2011 № 91-ФЗ, от 01. 2011 № 169-ФЗ, от 12. 2011 № 210-ФЗ, от 18. 2011 № 228-ФЗ, от 21. 2011 № 327-ФЗ, от 28. 2011 № 337-ФЗ, от 30. 2011 № 346-ФЗ, от 30. 2011 № 362-ФЗ, от 03. 2011 № 383-ФЗ, от 03. 2011 № 390-ФЗ, от 06. 2011 № 409-ФЗ, от 07. 2011 № 415-ФЗ, от 28. 2012 № 144-ФЗ, от 29. 2012 № 282-ФЗ, от 30. 2012 № 294-ФЗ, от 07. 2013 № 113-ФЗ, от 28. 2013 № 134-ФЗ, от 02. 2013 № 185-ФЗ, от 02. 2013 № 189-ФЗ, от 23. 2013 № 251-ФЗ, от 21. 2013 № 379-ФЗ, от 28. 2013 № 410-ФЗ, от 28. 2013 № 414-ФЗ, от 28. 2013 № 419-ФЗ, от 12. 2014 № 30-ФЗ, от 12. 2014 № 33-ФЗ, от 21. 2014 № 216-ФЗ, от 01. 2014 № 405-ФЗ, от 22. 2014 № 432-ФЗ, от 29. 2014 № 457-ФЗ, от 29. 2014 № 458-ФЗ, от 29. 2014 № 482-ФЗ, от 29. 2015 № 154-ФЗ, от 29. 2015 № 167-ФЗ, от 29. 2015 № 176-ФЗ, от 29. 2015 № 186-ФЗ, от 13. 2015 № 224-ФЗ, от 13. 2015 № 229-ФЗ, от 13. 2015 № 236-ФЗ, от 29. 2015 № 391-ФЗ, от 29. 2015 № 407-ФЗ, от 29. 2015 № 409-ФЗ, от 02. 2016 № 172-ФЗ, от 23. 2016 № 222-ФЗ, от 03. 2016 № 292-ФЗ, от 03. 2016 № 304-ФЗ, от 03. 2016 № 360-ФЗ, от 03. 2016 № 372-ФЗ, от 28. 2016 № 488-ФЗ, от 01. 2017 № 84-ФЗ, от 18. 2017 № 127-ФЗ, от 26. 2017 № 212-ФЗ, от 29. 2017 № 218-ФЗ, от 29. 2017 № 266-ФЗ, от 29. 2017 № 281-ФЗ, от 25. 2017 № 328-ФЗ, от 29. 2017 № 470-ФЗ, от 07. 2018 № 53-ФЗ, от 23. 2018 № 87-ФЗ, от 23. 2018 № 93-ФЗ, от 23. 2018 № 106-ФЗ, от 01. 2018 № 175-ФЗ, от 03. 2018 № 322-ФЗ, от 12. 2018 № 419-ФЗ, от 28. 2018 № 451-ФЗ, от 28. 2018 № 452-ФЗ, от 18. 2018 № 473-ФЗ, от 25. 2018 № 478-ФЗ, от 27. 2018 № 514-ФЗ, от 29. 2019 № 105-ФЗ, от 27. 2019 № 151-ФЗ, от 03. 2019 № 173-ФЗ, от 04. 2019 № 359-ФЗ, от 12. 2019 № 377-ФЗ, от 26. 2019 № 378-ФЗ, от 02. 2019 № 394-ФЗ, от 27. 2019 № 469-ФЗ, от 27. 2019 № 507-ФЗ, от 18. 2020 № 66-ФЗ, от 01. 2020 № 98-ФЗ, от 24. 2020 № 149-ФЗ, от 25. 2020 № 163-ФЗ, от 08. 2020 № 166-ФЗ, от 08. 2020 № 181-ФЗ, от 13. 2020 № 202-ФЗ, от 31. 2020 № 259-ФЗ, от 31. 2020 № 268-ФЗ, от 31. 2020 № 289-ФЗ, от 08. 2020 № 429-ФЗ, от 22. 2020 № 442-ФЗ, от 22. 2020 № 447-ФЗ, от 30. 2020 № 494-ФЗ, от 30. 2020 № 542-ФЗ, от 24. 2021 № 23-ФЗ, от 20. 2021 № 92-ФЗ, от 11. 2021 № 170-ФЗ, от 01. 2021 № 273-ФЗ, от 02. 2021 № 343-ФЗ, от 02. 2021 № 353-ФЗ, от 30. 2021 № 436-ФЗ, от 30. 2021 № 446-ФЗ, от 30. 2021 № 476-ФЗ, от 30. 2021 № 484-ФЗ, от 28. 2022 № 212-ФЗ, от 21. 2022 № 452-ФЗ, от 28. 2022 № 556-ФЗ, от 28. 2022 № 569-ФЗ)

Глава I. Общие положения

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации настоящий Федеральный закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ)

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 01.12.2007 № 318-ФЗ)

3. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, регулируются настоящим Федеральным законом. Нормы, которые регулируют несостоятельность (банкротство) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и содержатся в иных федеральных законах, могут применяться только после внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

31. Порядок выплаты компенсации работнику в случае утраты заработной платы, причитающейся работнику, но не выплаченной работодателем, являющимся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в отношении которых возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), устанавливается федеральным законом. (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 29.06.2015 № 186-ФЗ)

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

41. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)

5. К регулируемым настоящим Федеральным законом отношениям с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

6. Решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

При отсутствии международных договоров Российской Федерации решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации на началах взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

несостоятельность (банкротство) (далее также – банкротство) – признанная арбитражным судом или наступившая в результате завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей; (В редакции федеральных законов от 29.06.2015 № 186-ФЗ, от 31.07.2020 № 289-ФЗ)

должник – гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом; (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 186-ФЗ)

денежное обязательство – обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию;

обязательные платежи – налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы;

руководитель должника – единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности;

кредиторы – лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору; (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 154-ФЗ)

конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, имеет обязательства по выплате компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации (компенсации сверх возмещения вреда, причиненного в результате разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения), вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия). Конкурсным кредитором, действующим в интересах участников синдиката кредиторов, признается кредитный управляющий, действующий в порядке, предусмотренном главой X1 настоящего Федерального закона; (В редакции федеральных законов от 28.11.2011 № 337-ФЗ, от 23.06.2016 № 222-ФЗ, от 22.12.2020 № 447-ФЗ)

уполномоченные органы – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

орган по контролю (надзору) – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих; (В редакции федеральных законов от 27.07.2010 № 219-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

регулирующий орган – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления;

санация – меры, принимаемые собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве;

наблюдение – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

финансовое оздоровление – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

внешнее управление – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

конкурсное производство – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

реструктуризация долгов гражданина – реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 29.06.2015 № 154-ФЗ)

реализация имущества гражданина – реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к признанному банкротом гражданину в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов и освобождения гражданина от долгов; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 29.06.2015 № 154-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 289-ФЗ)

мировое соглашение – процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами;

представитель учредителей (участников) должника – председатель совета директоров (наблюдательного совета) или иного аналогичного коллегиального органа управления должника, либо лицо, избранное советом директоров (наблюдательным советом) или иным аналогичным коллегиальным органом управления должника, либо лицо, избранное учредителями (участниками) должника для представления их законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;

представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия – лицо, уполномоченное собственником имущества должника – унитарного предприятия на представление его законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;

представитель комитета кредиторов – лицо, уполномоченное комитетом кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени комитета кредиторов;

представитель собрания кредиторов – лицо, уполномоченное собранием кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени собрания кредиторов;

арбитражный управляющий – гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих;

временный управляющий – арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии с настоящим Федеральным законом;

административный управляющий – арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления в соответствии с настоящим Федеральным законом;

внешний управляющий – арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий;

конкурсный управляющий – арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий, или государственная корпорация “Агентство по страхованию вкладов” (далее – Агентство), осуществляющая указанные полномочия в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; (В редакции федеральных законов от 28.12.2013 № 410-ФЗ; от 23.06.2016 № 222-ФЗ)

финансовый управляющий – арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для участия в деле о банкротстве гражданина; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 29.06.2015 № 154-ФЗ)

мораторий – приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей;

представитель работников должника – лицо, уполномоченное работниками, бывшими работниками должника представлять их законные интересы при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве; (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 186-ФЗ)

саморегулируемая организация арбитражных управляющих (далее также – саморегулируемая организация) – некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, сведения о которой включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих;

национальное объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее также – национальное объединение саморегулируемых организаций) – некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана саморегулируемыми организациями, объединяет в своем составе более чем пятьдесят процентов всех саморегулируемых организаций, сведения о которых включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, и целью деятельности которой является формирование согласованной позиции арбитражных управляющих по вопросам регулирования осуществляемой ими деятельности;

абзац; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 28.04.2009 № 73-ФЗ) (Утратил силу – Федеральный закон от 29.07.2017 № 266-ФЗ)

вред, причиненный имущественным правам кредиторов, – уменьшение стоимости или размера имущества должника и (или) увеличение размера имущественных требований к должнику, а также иные последствия совершенных должником сделок или юридически значимых действий либо бездействия, приводящие к полной или частичной утрате возможности кредиторов получить удовлетворение своих требований по обязательствам должника за счет его имущества; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 28.04.2009 № 73-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ)

недостаточность имущества – превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника над стоимостью имущества (активов) должника; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 28.04.2009 № 73-ФЗ)

неплатежеспособность – прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 28.04.2009 № 73-ФЗ)

федеральные стандарты – федеральные стандарты профессиональной деятельности арбитражных управляющих и федеральные стандарты деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, разработанные национальным объединением саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, утвержденные регулирующим органом в соответствии с настоящим Федеральным законом и являющиеся обязательными для исполнения арбитражными управляющими и саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих. (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 27.07.2010 № 219-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 01.12.2014 № 405-ФЗ)

Для целей настоящего Федерального закона цифровая валюта признается имуществом. (Дополнение частью – Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ)

(Статья в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ)

Статья 3. Признаки банкротства юридического лица

(Наименование в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 154-ФЗ)

1. (Пункт утратил силу – Федеральный закон от 29.06.2015 № 154-ФЗ)

2. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требован

Принят Государственной Думой                              21 июля 2020 года

Одобрен Советом Федерации                                   24 июля 2020 года

Внести в Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 43, ст. 4190; 2006, № 52, ст. 5497; 2007, № 18, ст. 2117; 2009, № 1, ст. 4; № 18, ст. 2153; 2010, № 31, ст. 4188; 2011, № 49, ст. 7015; 2013, № 26, ст. 3207; № 52, ст. 6975, 6984; 2014, № 49, ст. 6914; 2015, № 1, ст. 29; № 27, ст. 3945, 3977; 2016, № 1, ст. 11; № 26, ст. 3891; № 27, ст. 4293; 2017, № 31, ст. 4815, 4830; 2018, № 28, ст. 4139; 2020, № 14, ст. 2028; № 17, ст. 2727; № 24, ст. 3740, 3755) следующие изменения:

1) в статье 2:

а) абзац второй после слов “признанная арбитражным судом” дополнить словами “или наступившая в результате завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина”;

б) абзац восемнадцатый дополнить словами “и освобождения гражданина от долгов”;

2) абзац второй пункта 2 статьи 91 изложить в следующей редакции:

“Уведомление кредитора о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом, внесенное в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в период действия моратория, не подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” до окончания срока действия моратория в случае отнесения должника к лицам, на которых распространяется действие моратория, перечень которых и (или) перечень видов экономической деятельности которых, указанных в едином государственном реестре юридических лиц либо едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в качестве основных видов экономической деятельности, размещаются на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.”;

3) пункт 2 статьи 2136 дополнить абзацем следующего содержания:

“Отсутствие у гражданина имущества, которое могло бы быть после покрытия расходов на процедуру, применяемую в деле о банкротстве гражданина, направлено на удовлетворение требований кредиторов, не препятствует введению процедуры реализации имущества гражданина.”;

4) в статье 2137:

а) абзац пятый пункта 2 дополнить словами “и об основании для прекращения такого производства”;

б) дополнить пунктами 21 – 23 следующего содержания:

“21. Не позднее чем в течение десяти дней с даты завершения процедуры, применявшейся в деле о банкротстве гражданина, финансовый управляющий включает в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сообщение о результатах проведения процедуры, применявшейся в деле о банкротстве гражданина (отчет). Такое сообщение должно содержать следующие сведения:

1) идентифицирующие гражданина сведения, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи;

2) наименование арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве гражданина, указание на наименование процедуры, применявшейся в деле о банкротстве гражданина, а также номер дела о банкротстве гражданина;

3) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество утвержденного финансового управляющего на дату завершения процедуры, применявшейся в деле о банкротстве гражданина, его индивидуальный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета, адрес для направления ему корреспонденции, а также наименование соответствующей саморегулируемой организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации такой организации, ее индивидуальный номер налогоплательщика и адрес;

4) наличие заявлений о признании сделок должника недействительными, поданных в соответствии с главой III1 настоящего Федерального закона, с указанием даты рассмотрения указанных заявлений, результатов их рассмотрения и результатов обжалования судебных актов, принятых по результатам рассмотрения указанных заявлений;

5) наличие жалобы на действия или бездействие финансового управляющего с указанием даты подачи жалобы, лица, которому направлялась жалоба, краткого содержания жалобы и принятого на основании рассмотрения жалобы решения;

6) стоимость имущества гражданина, указанная в описи, представленной при подаче гражданином заявления о признании его банкротом либо при направлении в арбитражный суд отзыва на заявление конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании гражданина банкротом;

7) стоимость выявленного финансовым управляющим имущества гражданина (включая имущество, указанное в подпункте 6 настоящего пункта), если в ходе процедуры, применявшейся в деле о банкротстве гражданина, проводилась опись;

8) сумма расходов на проведение процедуры, применявшейся в деле о банкротстве гражданина, в том числе с указанием размера денежной суммы, выделенной для финансирования деятельности финансового управляющего, и обоснованием размера выплаченных сумм, с указанием суммы расходов на оплату услуг лиц, привлеченных финансовым управляющим для обеспечения своей деятельности;

9) выводы о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства;

10) источник покрытия расходов на проведение процедуры, применявшейся в деле о банкротстве гражданина;

11) дата и основание прекращения производства по делу о банкротстве гражданина в случае, если арбитражным судом принято соответствующее решение.

22. По результатам реструктуризации долгов гражданина сообщение, указанное в пункте 21 настоящей статьи, также должно содержать следующие сведения:

1) даты вынесения судебных актов о введении реструктуризации долгов гражданина и об окончании реструктуризации долгов гражданина, а также даты вынесения судебных актов об изменении сроков такой процедуры;

2) размер требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов на дату вынесения судебного акта об окончании реструктуризации долгов гражданина (в том числе с выделением суммы требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, основного долга и начисленных неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций), общая сумма погашенных в ходе реструктуризации долгов гражданина требований по каждой очереди требований;

3) выводы по результатам анализа финансового состояния должника (в том числе выводы о достаточности средств должника для покрытия судебных расходов и расходов на финансирование деятельности финансового управляющего, возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника);

4) сведения о дате проведения собрания кредиторов, утвердившего план реструктуризации долгов гражданина, и принятых им решениях;

5) сведения о резолютивной части судебного акта, которым утвержден план реструктуризации долгов гражданина (в том числе сведения о том, что план реструктуризации долгов гражданина утвержден арбитражным судом в порядке, установленном пунктом 4 статьи 21317 настоящего Федерального закона);

6) сведения о дате проведения собрания кредиторов по результатам реструктуризации долгов гражданина и принятых им решениях, а также сведения о резолютивной части судебного акта по результатам реструктуризации долгов гражданина;

7) сведения о количестве работников, бывших работников должника, имеющих включенные в реестр требований кредиторов требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.

23. По результатам реализации имущества гражданина сообщение, указанное в пункте 21 настоящей статьи, также должно содержать следующие сведения:

1) даты вынесения судебных актов о признании гражданина банкротом и о введении реализации имущества, о завершении реализации имущества, а также даты вынесения судебных актов об изменении сроков такой процедуры;

2) размер требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов на дату закрытия реестра требований кредиторов (в том числе с выделением суммы требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, основного долга и начисленных неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций), общая сумма удовлетворенных в ходе реализации имущества гражданина требований по каждой очереди требований;

3) сведения о стоимости имущества, не включенного в конкурсную массу, сведения о результатах оценки имущества должника, если такая оценка проводилась, с указанием имущества, даты проведения оценки и стоимости имущества в соответствии с отчетом об оценке;

4) сведения о дате проведения собрания кредиторов по результатам реализации имущества гражданина и принятых им решениях, а также сведения о резолютивной части судебного акта по результатам реализации имущества гражданина;

5) сведения о применении или неприменении (с указанием причин) правила об освобождении гражданина от обязательств, а также сведения о требованиях кредиторов, на которые освобождение гражданина от обязательств не распространяется (с указанием оснований);

6) сведения о количестве работников, бывших работников должника, имеющих включенные в реестр требований кредиторов требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.”;

в) абзац первый пункта 5 после слов “(при наличии),” дополнить словами “основному государственному регистрационному номеру налогоплательщика (для индивидуальных предпринимателей),”;

5) абзацы первый – двенадцатый пункта 13 статьи 2139 признать утратившими силу;

6) главу X дополнить параграфом 5 следующего содержания:

“§ 5. Внесудебное банкротство гражданина

Статья 2232. Заявление гражданина о признании его банкротом во внесудебном порядке

1. Гражданин, общий размер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей которого (без учета предусмотренных абзацем четвертым пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона), в том числе обязательств, срок исполнения которых не наступил, обязательств по уплате алиментов и обязательств по договору поручительства независимо от просрочки основного должника, составляет не менее пятидесяти тысяч рублей и не более пятисот тысяч рублей, имеет право обратиться с заявлением о признании его банкротом во внесудебном порядке, если на дату подачи такого заявления в отношении его окончено исполнительное производство в связи с возвращением исполнительного документа взыскателю на основании пункта 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” (независимо от объема и состава требований взыскателя) и не возбуждено иное исполнительное производство после возвращения исполнительного документа взыскателю.

В заявлении о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке он подтверждает свое соответствие условиям, предусмотренным абзацем первым настоящего пункта, при том, что такое соответствие предполагается.

Кроме предусмотренных настоящим пунктом условий для признания гражданина банкротом во внесудебном порядке не требуются его соответствие и (или) подтверждение соответствия иным условиям, в том числе предусмотренным настоящим Федеральным законом.

2. Заявление о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке подается им по месту жительства или месту пребывания в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

3. Форма, порядок заполнения и подачи заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке утверждаются регулирующим органом.

4. При подаче заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке гражданин обязан представить список всех известных ему кредиторов, оформленный в соответствии с абзацем четвертым пункта 3 статьи 2134 настоящего Федерального закона.

5. Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в течение одного рабочего дня со дня получения заявления гражданина о признании его банкротом во внесудебном порядке проверяет наличие сведений о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”, а также отсутствие сведений о ведении иных исполнительных производств, возбужденных после даты возвращения исполнительного документа взыскателю и не оконченных или не прекращенных на момент проверки сведений, с использованием общедоступных сведений банка данных в исполнительном производстве, размещенных на сайте Федеральной службы судебных приставов в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в соответствии с пунктами 3, 5 и 9 части 3 статьи 61 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”.

Если в банке данных в исполнительном производстве содержатся сведения о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”, и отсутствуют сведения о ведении иных исполнительных производств, возбужденных после даты возвращения исполнительного документа взыскателю и не оконченных или не прекращенных на момент проверки сведений, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в течение трех рабочих дней осуществляет включение сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

Если в банке данных в исполнительном производстве не содержатся сведения о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”, или при наличии сведений о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”, в банке данных в исполнительном производстве содержатся сведения об исполнительном производстве, возбужденном после даты возвращения исполнительного документа взыскателю и не оконченном или не прекращенном на момент проверки сведений, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в течение трех рабочих дней возвращает гражданину поданное им заявление о признании его банкротом во внесудебном порядке с указанием причины возврата.

6. В случае возврата многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке гражданин имеет право повторно обратиться с указанным заявлением не ранее чем через один месяц со дня возврата такого заявления.

7. Возврат гражданину поданного им заявления о признании его банкротом во внесудебном порядке с указанием причины возврата может быть обжалован в арбитражный суд по месту жительства гражданина.

8. Гражданин вправе подать заявление о признании его банкротом во внесудебном порядке повторно не ранее чем по истечении десяти лет после дня прекращения процедуры внесудебного банкротства в соответствии со статьей 2235 настоящего Федерального закона или дня ее завершения в соответствии с пунктом 1 статьи 2236 настоящего Федерального закона.

Статья 2233. Размещение в Едином федеральном реестресведений о банкротстве сведений о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке

1. В Едином федеральном реестре сведений о банкротстве размещаются сведения о гражданине, предусмотренные пунктом 5 статьи 2137 настоящего Федерального закона, сведения о кредиторах гражданина, подавшего заявление о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке, размере их требований, а также наименование многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, включившего в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве соответствующие сведения.

2. Опубликование сведений о ходе внесудебного банкротства гражданина осуществляется в порядке, установленном статьей 2137 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящим параграфом.

Статья 2234. Последствия включения сведений о гражданине, подавшем заявление о признании его банкротом во внесудебном порядке, в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве

1. Со дня включения сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением:

1) требований кредиторов, не указанных в заявлении о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке;

2) требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, по делам об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении препятствий к владению указанным имуществом, о признании права собственности на указанное имущество, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иных требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в том числе требований, не заявленных при подаче заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке.

2. Со дня включения сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве также наступают следующие последствия:

срок исполнения возникших до дня включения таких сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей считается наступившим, за исключением требований кредиторов, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи;

прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина, за исключением требований кредиторов, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи;

не подлежат применению правила статьи 8 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” в части возможности направления исполнительных документов в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем;

все исполнительные документы могут быть направлены только в Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы;

приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям с гражданина, за исключением исполнительных документов по требованиям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи;

согласие гражданина-должника на предоставление органами, осуществляющими государственную регистрацию или иной учет (регистрацию), имеющихся у них сведений кредиторам в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи считается предоставленным.

Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является включение сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

3. В целях обеспечения наступления предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи последствий копия уведомления о включении сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве направляется многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета (вклада), а также в суд общей юрисдикции, соответствующее подразделение Федеральный службы судебных приставов по месту жительства должника и в уполномоченные органы.

4. Гражданин в течение срок

Если вы читаете эту статью — значит, наступили сложные времена и подать документы на банкротство физических лиц не кажется вам абсурдной идеей. Этим правом пользуются граждане, которые не могут рассчитаться с кредиторами. Благодаря возможности оформить банкротство у физлиц появился шанс легально списать долги.

Что это такое — банкротство или финансовая несостоятельность? Это законный способ физических лиц избавиться от долгов, регламентированный № 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве) физических лиц. Фактически, реабилитация при больших долгах. Должники получают возможность освободиться от неподъемных кредитов и начать свою финансовую историю с нуля.

Закон о банкротстве физических лиц — не самостоятельная новелла в российском законодательстве. Закон «О банкротстве физических лиц» — это часть закона «О банкротстве».

Федеральный закон о признании себя банкротом включает в себя понятийную часть дела, когда физ. лицо может обратиться за списанием долгов.

Последняя редакция закона с комментариями дает возможность понять, кому и когда эта опция будет наиболее полезна. Интересно, что до 2015 года право заявить на банкротство имели только компании и индивидуальные предприниматели.

Однако с 1 октября 2015 года ситуация изменилась, и теперь не только юридические лица, но и должники-физлица могут избавиться от долгового бремени законным путем.

Действующая редакция закона была принята в 2002 году и сейчас в Думу в нее внесен большой пакет изменений. В нем будут пересмотрены стадии и сроки прохождения процесса банкротства, изменена технология торгов по реализации имущества, подкорректированы признаки неплатежеспособности для частных лиц.

Принять закон должны были еще летом 2021 года, но пока что принятие документа откладывается. Но надо отметить, что суть закона остается неизменной — любой человек, запутавшийся в кредитных долгах, имеет право через суд списать свои задолженности.

Как работает ФЗ о банкротстве физических лиц № 127-ФЗ?

Когда речь идет о крупных задолженностях, необходимо понимать, какие права и обязанности устанавливает закон для банкрота. Право на списание долгов регулируется Федеральным законом о банкротстве физлиц, точнее — главой X ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве)».

Текст закона регулирует следующие пункты:

  • Порядок осуществления банкротства физических лиц. Банкротиться граждане могут через Арбитражный суд. Либо во внесудебном порядке — через МФЦ. Банк, налоговая инспекция или другое лицо не могут признать человека банкротом;
  • Признаки банкротства физлица. В законе четко установлено, что признаками несостоятельности гражданина является долг от 500 000 рублей и больше, и просрочка от 90 дней по кредитам. Банки могут подать на банкротство своего клиента, если сумма основного долга (без процентов) больше полумиллиона рублей. Сам должник — и при меньшей сумме, если ему очевидно, что нет средств для выплат долгов.
    Он может подать на банкротство даже заранее, до начала просрочек, если должник понимает, что не сможет рассчитаться со своими обязательствами. Что это за обстоятельства — в законопроекте не уточняется. Это решает суд, исходя из конкретной ситуации: например, установление инвалидности, лишение кормильца — ситуации, когда очевидно, что займы не будут возвращены, и их можно сразу списать;На практике по итогам уже состоявшихся судов ясно, что суд рассматривает дела при сумме долга от 350 тыс. рублей.
  • Последствия банкротства. Последствия перечислены в законодательстве, сюда относятся, в частности, невозможность повторного признания некредитоспособности в течение 5 лет (или 10 лет — если физ. лицо было признано банкротом в упрощенном порядке через МФЦ), запрет быть учредителем или генеральным директором в юрлицах.
    Также установлены временные ограничения, наступающие при установлении факта финансовой несостоятельности, с момента первого заседания по делу — это приостановление судебных постановлений, вынесенных ранее, прекращение начислений процентов по кредитным обязательствам;
  • Обязанности и полномочия финансовых управляющих. Финуправляющие составляют отчеты для суда, подают ходатайства, управляют финансовыми делами должников.Они также проверяют дело на добросовестность, фиктивность, собирают кредиторов, ищут собственность и проводят торги для реализации имущества должника.Действующая редакция закона о банкротстве граждан № 127-ФЗ предусматривает 25 000 рублей в качестве фиксированного вознаграждения финуправляющего.Помимо этого управляющий имеет право на 7% от стоимости реализованной собственности банкрота — если проводились торги.

Частые вопросы

Можно ли подать заявление на банкротство онлайн?

Можно. Подача заявления осуществляется через официальный портал Арбитражных судов my.arbitr.ru. Для подачи заявления удаленно требуется получение электронной цифровой подписи. Сделать это можно в любом Удостоверяющем центре.

Может ли пенсионер стать банкротом?

Да, может. Выход на пенсию может даже стать своего рода смягчающим обстоятельством, объясняющим невозможность гражданина погашать свои задолженности в прежнем объеме. В отношении пенсионеров применяется аналогичная процедура, за небольшим исключением — им часто удовлетворяют ходатайства об отсрочке или рассрочке оплаты услуг финансового управляющего и оставляют всю пенсию в течение реализации.

Можно ли стать банкротом самостоятельно?

Да, можно. Но помните, что на стороне ваших кредиторов будут опытные юристы, соревноваться с ними будет затруднительно. Без юридической подготовки вы рискуете потратить на процедуру существенно больше времени и денег, чем при помощи юриста.

Банк подал иск на банкротство: что мне делать?

Главное, не паниковать и не совершать необдуманных действий. К примеру, вам не стоит спешно избавляться от своего имущества, продавая его по бросовым ценам или переписывая на родственников. Лучше сразу обратитесь к юристам за выбором оптимальной стратегии защиты.

Но лучше не доводить ситуацию до того момента, когда банк сам подаст на вас в суд. Если инициатор процесса — кредитор, то он позаботится о назначении лояльного к кредитной организации финуправляющего. Это осложнит прохождение банкротства для человека, который и без того уже запутался в долгах.

Процедура банкротства физ. лиц помогает списать безнадежные долги

Если вы не в состоянии выплачивать свои долги, то пора задуматься о банкротстве. Это единственный легальный способ начать свою финансовую жизнь «с нуля». Необходимо запастись терпением, документами, подтверждающими вашу неплатежеспособность и добросовестность при получении кредитов и займов. Ну и оплатить работу финансового управляющего.

У вас долги больше 250 000 руб?

Списание долгов через банкротство под ключ

от 9 670 руб./мес.

(действуем на основании закона 127-ФЗ)

  • спишутся вcе долги: по кредитам, МФО, услугам ЖКХ, распискам, налогам, штрафам и т.д.
  • коллекторы и банки перестанут названивать вам
  • все наложенные приставами аресты на ваше имущество будут сняты

Оставьте свой телефон, мы перезвоним через 3 минуты и расскажем подробнее об услуге

Изменения и поправки с момента принятия закона и по настоящее время

Популярность банкротства среди физлиц растет с каждым годом. Вырабатывается единообразная судебная практика, и законодатель корректирует нормы закона, чтобы сделать судебный процесс понятным и прозрачным, а результат — справедливым. Давайте подробно рассмотрим изменения законодательства о банкротстве.

Когда закон о банкротстве физических лиц вступил в силу, а это было 1 октября 2015 года, размер вознаграждения для финуправляющего составлял 10 000 рублей. Уже в июне 2016 года было принято изменение — сумма выросла до 25 000 рублей за одну процедуру в рамках дела о банкротстве физических лиц. При реализации имущества управляющий начал получать не 2%, а 7%.

С января 2017 года в закон о банкротстве физических лиц и в НК РФ были внесены поправки — госпошлина для физлиц перестала составлять 6 000 рублей. Теперь заплатить за нее нужно всего лишь 300 рублей.

В 2020 году уже введена новая норма — мораторий на банкротство. Он не коснулся граждан, зато защищал ИП, чей бизнес относился к пострадавшим отраслям. Банки и поставщики, а также ФНС не вправе были подать в суд на взыскание долгов с такого ИП в период моратория. Это время можно было использовать для восстановления бизнеса. Но эта норма была введена только на период пандемии коронавируса. Действие моратория закончилось 7 января 2021 года.

Судебная практика показала, что людям сложно самостоятельно составить заявление о банкротстве и собрать достаточно доказательств. Должники, зная о возможности законно списать кредиты, по-прежнему предпочитали страдать от звонков из банков и визитов коллекторов.

Однако кризис сделал людей смелее. Тем более, Президент страны назвал банкротство нормальным и законным решением выхода из тяжелой финансовой ситуации.

Но проблема судебного банкротства — стоимость. В среднем цена услуг юриста при банкротстве составляет около 80 000 – 100 000 рублей, и у должника, который по уши в кредитах и долгах, попросту нет таких денег на разрешение дела о банкротстве в судебном порядке. Мы рассказали об обязательных расходах и расценках на юридические услуги в этом материале.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *