Мораторий на исполнительное производство во время коронавируса и Может ли суд по собственной инициативе без соответствующих возражений должника применить ограничения, связанные с введением «моратория на банкротство»?

В целях поддержки своих граждан и бизнеса, наиболее пострадавших из-за распространения новой коронавирусной инфекции, наше государство последовательно продолжает принимать различные меры. Одной из таких мер, безусловно, можно назвать опубликованный и вступивший в законную силу 20 июля 2020 года Федеральный закон «Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции» , а если коротко, то Закон о моратории на исполнительное производство.

Конечно, мы в «Арбитраж.ру» не могли пройти мимо этого закона и подготовили краткий анализ, отражающий суть мер поддержки, установленных указанным законом.

Таким образом, в настоящее время мораторием на исполнительное производство могут воспользоваться только граждане, поскольку в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, действует введенный Постановлением Правительства от 03.04.2020 г. на 6 месяцев мораторий на банкротство, который одной из мер предусматривает, в том числе, приостановление исполнительных производств по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория. При этом, рассматриваемый закон не содержит какого-либо ограничения для таких юр.лиц и ИП последовательно воспользоваться сначала мораторием на банкротство, а по окончанию срока его действия мораторием на исполнительное производство.

Анализируемый закон также, как и положения ст. 9.1 Закона о банкротстве устанавливает механизм предоставления рассрочки исполнения просроченных обязательств, при этом, очевидно, что возможность получения рассрочки по исполнительным документам, предусмотренная законом о моратории на исполнительное производство, существенно проще и прозрачнее, нежели чем судебная рассрочка, регламентированная ст. 9.1. Закона о банкротстве, что, безусловно, позволит воспользоваться данной мерой значительному количеству должников из числа юр.лиц и ИП – субъектов малого и среднего предпринимательства. В этой ситуации остается только посочувствовать тем кредиторам, которые были лишены возможности получить от должника исполнение сначала в связи с принятым мораторием на банкротство, а в последующем с учетом предоставления рассрочки по закону о моратории на исполнительное производство.

Дополнительно хочу обратить внимание, что содержащаяся в рассматриваемом законе формулировка: сумма задолженности по исполнительным документам, в отношении которой должник (юр.лицо или ИП) вправе обратиться с заявлением о предоставлении рассрочки, не может превышать 15 миллионов рублей и 1 миллиона рублей для граждан соответственно, как мне кажется, может на практике породить ситуацию, при которой одному из взыскателей будет оказано предпочтение при удовлетворении его требований перед другими, или же как возможность злоупотребления для затягивания оплаты перед «неугодным» кредитором.

Мораторий на исполнительное производство во время коронавируса и Может ли суд по собственной инициативе без соответствующих возражений должника применить ограничения, связанные с введением «моратория на банкротство»?

Подводя итог, если говорить о моратории на исполнительное производство в целом, то конечно, он не решит все проблемы в одночасье, но безусловно, как одна из мер, направленная на послабление бремени взыскания для граждан и бизнеса, оказавшихся в тяжелой ситуация в результате распространения коронавирусной инфекции, он имеет место быть и должен быть оценен положительно за относительную простоту в его реализации.

Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 г. № 434 (с изменениями от 10.04.2020 г. № 479, от 18.04.2020 г. № 540, от 12.05.2020 г. № 657, от 26.05.2020 г. № 745, от 26.06.2020 г. № 927)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Принят Государственной Думой                              31 марта 2020 года

Одобрен Советом Федерации                                   31 марта 2020 года

(В редакции федеральных законов от 08. 2020 № 166-ФЗ, от 29. 2020 № 468-ФЗ, от 30. 2020 № 509-ФЗ, от 11. 2021 № 170-ФЗ, от 30. 2021 № 498-ФЗ)

Статью 521 Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612-I “Основы законодательства Российской Федерации о культуре” (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 46, ст. 2615; Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 29, ст. 3860) дополнить частью девятнадцатой следующего содержания:

“Правительство Российской Федерации вправе при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части установить особенности отмены, замены либо переноса проводимого организацией исполнительских искусств или музеем зрелищного мероприятия, в том числе в части порядка и сроков возмещения стоимости билетов, абонементов и экскурсионных путевок на проводимые организациями исполнительских искусств или музеями зрелищные мероприятия.”.

Внести в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3648; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 50, ст. 5284; 2009, № 1, ст. 17; № 48, ст. 5717; 2010, № 21, ст. 2529; № 31, ст. 4192; 2011, № 1, ст. 24, 54; 2012, № 14, ст. 1549; 2013, № 7, ст. 610; № 27, ст. 3450; 2014, № 42, ст. 5615; 2015, № 10, ст. 1408; № 18, ст. 2622; № 48, ст. 6723; 2016, № 1, ст. 68; № 7, ст. 919; № 26, ст. 3887; 2018, № 32, ст. 5113; 2019, № 27, ст. 3524) следующие изменения:

1) часть первую статьи 1 после слова “катастрофы,” дополнить словами “распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих,”;

2) в статье 41:

а) в подпункте “а” пункта 2 слово “корпораций;” заменить словами “корпораций. При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций Правительство Российской Федерации вправе принять решение об осуществлении им полномочий координационного органа единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;”;

б) пункт 22 после слов “Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности” дополнить словами “(Правительство Российской Федерации в случае, предусмотренном подпунктом “а” пункта 2 настоящей статьи)”;

в) пункт 23 после слов “Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности” дополнить словами “(Правительство Российской Федерации в случае, предусмотренном подпунктом “а” пункта 2 настоящей статьи)”;

г) подпункт “г” пункта 8 после слов “Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности” дополнить словами “(решением Правительства Российской Федерации в случае, предусмотренном подпунктом “а” пункта 2 настоящей статьи)”;

3) статью 10 дополнить подпунктами “а1” и “а2” следующего содержания:

“а1) принимает решение о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части в случае угрозы возникновения и (или) возникновения чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера;

а2) устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;”;

4) в статье 11:

а) пункт 1 дополнить подпунктами “у” и “ф” следующего содержания:

“у) устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом “м” настоящего пункта;

ф) с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом “а2” статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом “а1″ статьи 10 настоящего Федерального закона.”;

б) дополнить пунктом 11 следующего содержания:

“11. В случае установления Правительством Российской Федерации обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения, предусмотренных подпунктом “а2” статьи 10 настоящего Федерального закона, правила поведения, устанавливаемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с подпунктами “у” и “ф” пункта 1 настоящей статьи, не могут им противоречить.”;

5) главу II дополнить статьей 112 следующего содержания:

“Статья 112. Полномочия избирательных комиссий по принятию решения об отложении голосования на выборах, референдумах при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации

При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в целях защиты жизни и здоровья граждан Российской Федерации голосование на выборах, референдумах может быть отложено по решению соответствующей избирательной комиссии в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”.”;

6) абзац пятый статьи 19 изложить в следующей редакции:

“выполнять установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;”.

Внести в Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 49, ст. 5491; 2012, № 19, ст. 2281; 2016, № 10, ст. 1323; 2018, № 24, ст. 3416) следующие изменения:

1) часть первую статьи 116 дополнить предложением следующего содержания: “Особенности формирования и использования фонда персональной ответственности туроператора в случае ограничения въезда туристов в страну (место) временного пребывания устанавливаются статьей 118 настоящего Федерального закона.”;

2) дополнить статьей 118 следующего содержания:

“Статья 118. Особенности формирования и использования фонда персональной ответственности туроператора в случае ограничения въезда туристов в страну (место) временного пребывания

В случае принятия иностранным государством решения об ограничении въезда туристов в страну (место) временного пребывания или возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, указанных в статье 14 настоящего Федерального закона, Правительством Российской Федерации может быть принято решение о возврате туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм из средств фонда персональной ответственности туроператора. При этом в случае принятия Правительством Российской Федерации такого решения при расторжении договора о реализации туристского продукта до начала путешествия туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия – часть указанной общей цены в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.

В случае, если Правительством Российской Федерации принято решение, указанное в части первой настоящей статьи, до достижения максимального размера фонда персональной ответственности туроператора денежные средства фонда персональной ответственности туроператора расходуются объединением туроператоров в сфере выездного туризма на возврат туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм.

В случае, если Правительством Российской Федерации принято решение, указанное в части первой настоящей статьи, при достижении максимального размера фонда персональной ответственности туроператора денежные средства фонда персональной ответственности туроператора расходуются объединением туроператоров в сфере выездного туризма на возврат туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм.

В случае принятия Правительством Российской Федерации решения, указанного в части первой настоящей статьи, сроки перечисления ежегодного взноса туроператора в фонд персональной ответственности туроператора могут быть изменены решением Правительства Российской Федерации.

Порядок и условия возврата туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора устанавливаются Правительством Российской Федерации.”.

Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 24, ст. 2253; № 39, ст. 3642; 2003, № 27, ст. 2711; 2004, № 35, ст. 3607; № 50, ст. 4950; 2005, № 30, ст. 3104; 2006, № 29, ст. 3125; № 31, ст. 3427; № 50, ст. 5303; 2007, № 10, ст. 1151; № 31, ст. 4008; 2008, № 30, ст. 3605, 3616; № 48, ст. 5517; № 52, ст. 6236; 2009, № 1, ст. 30; № 14, ст. 1577; № 29, ст. 3633; № 45, ст. 5268; 2011, № 11, ст. 1503; № 30, ст. 4607; 2012, № 19, ст. 2274; № 41, ст. 5522; 2014, № 8, ст. 739; № 23, ст. 2931; № 48, ст. 6636; 2015, № 45, ст. 6203; 2016, № 11, ст. 1493; 2019, № 22, ст. 2660) дополнить статьей 101 следующего содержания:

“Статья 101. Проведение выборов, референдума при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации

1. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” на всей территории или на части территории избирательного округа в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах назначены или должны быть назначены выборы в соответствии со сроками, предусмотренными статьей 10 настоящего Федерального закона, референдум, при наличии угрозы жизни и (или) здоровью избирателей, участников референдума голосование может быть отложено.

2. В случае, указанном в пункте 1 настоящей статьи, решение об отложении голосования может быть принято при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации:

1) на территории муниципального образования – избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по мотивированному предложению избирательной комиссии, организующей выборы, референдум, в отношении соответственно муниципальных выборов, референдумов на территории соответствующего муниципального образования;

2) на территории субъекта Российской Федерации либо на территориях двух и более муниципальных образований субъекта Российской Федерации – Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по мотивированному предложению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в отношении любых выборов, референдумов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

3) на территории Российской Федерации либо на территориях двух и более субъектов Российской Федерации – Центральной избирательной комиссией Российской Федерации самостоятельно в отношении федеральных выборов и иных выборов на указанных территориях, а также в отношении референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов.

3. Сроки и порядок совершения избирательных действий в случае принятия соответствующей избирательной комиссией решения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, определяются этой комиссией в каждом конкретном случае исходя из особенностей режима повышенной готовности и (или) чрезвычайной ситуации на соответствующей территории.

4. В случае принятия избирательной комиссией решения об отложении голосования на соответствующих выборах органы и депутаты исполняют свои полномочия до отмены режима повышенной готовности и (или) чрезвычайной ситуации и избрания нового состава указанных органов или депутатов.”.

Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 43, ст. 4190; 2005, № 44, ст. 4471; 2006, № 52, ст. 5497; 2007, № 18, ст. 2117; № 49, ст. 6079; 2008, № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 4, 14; № 18, ст. 2153; № 29, ст. 3632; № 51, ст. 6160; № 52, ст. 6450; 2010, № 31, ст. 4188; 2011, № 1, ст. 41; № 7, ст. 905; № 19, ст. 2708; № 27, ст. 3880; № 29, ст. 4301; № 30, ст. 4576; № 48, ст. 6728; № 49, ст. 7015, 7061, 7068; 2012, № 31, ст. 4333; № 53, ст. 7607; 2013, № 23, ст. 2871; № 26, ст. 3207; № 27, ст. 3477, 3481; № 51, ст. 6699; № 52, ст. 6975; 2014, № 11, ст. 1095; № 49, ст. 6914; № 52, ст. 7543; 2015, № 1, ст. 10, 29, 35; № 27, ст. 3945, 3977; 2016, № 1, ст. 11; № 23, ст. 3296; № 26, ст. 3891; № 27, ст. 4225, 4293; 2017, № 1, ст. 29; № 31, ст. 4767, 4815; 2018, № 1, ст. 54; № 49, ст. 7524; № 53, ст. 8440; 2019; № 26, ст. 3317; № 46, ст. 6423; № 52, ст. 7825) дополнить статьей 91 следующего содержания:

“Статья 91. Мораторий на возбуждение дел о банкротстве

1. Для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами (далее для целей настоящей статьи – мораторий), на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.

В акте Правительства Российской Федерации о введении моратория могут быть указаны отдельные виды экономической деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также отдельные категории лиц и (или) перечень лиц, пострадавших в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, на которых распространяется действие моратория.

Срок действия моратория может быть продлен по решению Правительства Российской Федерации, если не отпали обстоятельства, послужившие основанием для его введения.

2. Заявления кредиторов о признании должника банкротом, поданные в арбитражный суд в период действия моратория, а также поданные до даты введения моратория, вопрос о принятии которых не был решен арбитражным судом к дате введения моратория, подлежат возвращению арбитражным судом.

Уведомление кредитора о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом, внесенное в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в период действия моратория, не подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” до окончания срока действия моратория в случае отнесения должника к лицам, на которых распространяется действие моратория, перечень которых размещается на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”. В течение одного рабочего дня с момента внесения изменений в указанный перечень федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, направляет оператору Единого федерального реестра сведений о банкротстве сведения о лицах, включенных в указанный перечень, и о лицах, исключенных из него.

Включенное в указанный реестр на дату начала действия моратория уведомление кредитора о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом не предоставляет такому кредитору право на подачу в арбитражный суд заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) в течение срока действия моратория. Со дня начала действия моратория сведения, содержащиеся в таком уведомлении, утрачивают силу.

После истечения срока действия моратория право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении срока, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, но не ранее чем через пятнадцать календарных дней после истечения срока действия моратория.

3. На срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется:

1) приостанавливаются обязанности должника и иных лиц, предусмотренные статьей 9 и пунктом 1 статьи 2134 настоящего Федерального закона;

2) наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым – десятым пункта 1 статьи 63 настоящего Федерального закона;

3) не допускается обращение взыскания на заложенное имущество, в том числе во внесудебном порядке;

4) приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория (при этом не снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства).

4. В делах о банкротстве, возбужденных в течение трех месяцев после прекращения действия моратория в отношении должников, на которых он распространялся:

1) периоды, предусмотренные абзацем вторым пункта 2 статьи 19 и статьями 612 и 613 настоящего Федерального закона, исчисляются с даты введения моратория и включают в себя соответствующий период до введения моратория, период моратория, а также в течение одного года с момента прекращения действия моратория, но не позднее даты возбуждения дела о банкротстве;

2) состав и размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей, возникших до даты введения моратория и заявленных после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, определяются на дату введения моратория;

3) размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей, выраженных в иностранной валюте, возникших до даты введения моратория, определяется в рублях по наименьшему значению курса, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату введения моратория либо на дату возбуждения дела о банкротстве;

4) признаются ничтожными сделки, совершенные в период действия моратория, по передаче имущества и принятию обязательств или обязанностей (кроме совершаемых в обычной хозяйственной деятельности, осуществляемой должником, если цена имущества, передаваемого по одной или нескольким взаимосвязанным сделкам, или размер принятых обязательств или обязанностей не превышает один процент стоимости активов должника, определяемой на основании бухгалтерской отчетности должника за последний отчетный период на дату введения моратория);

5) если должник представит письменное согласие кредитора, выданное в период действия моратория, с условиями мирового соглашения, то при подсчете голосов на собрании кредиторов при решении вопроса о заключении мирового соглашения в соответствии с пунктом 2 статьи 15 и пунктом 2 статьи

Судебные приставы приостановят взыскание задолженностей с компаний, которые попали под мораторий на банкротство в связи с пандемией коронавируса. Как сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Федеральной службы судебных приставов, этого требует закон о неотложных мерах для устойчивого развития экономики, который подписал вчера Владимир Путин.

В этом сюжетеПутин подписал закон об удвоении пособия на первого ребёнка8 июня, 15:09Банкротный мораторий: как защититься кредитору20 мая, 10:45Кабмин выделил более 221 млрд рублей на выплаты семьям с детьми23 мая, 14:26

Этот документ вносит изменения в закон «Об исполнительном производстве». Они требуют полностью или частично приостановить исполнительное производство в отношении должников, на которых распространяется ранее введённый мораторий на банкротство.

Под мораторий попали организации и ИП из отраслей, которые признали особо пострадавшими от коронавируса, а также системообразующие предприятия.

Новый закон включает единовременную выплату в 10 000 руб. за каждого ребёнка в список доходов, которые защищены от взысканий. Этим выплатам будут присваивать особый код, благодаря которому банки смогут оградить соответствующую сумму от судебных взысканий.

Выплату единовременных пособий на детей от трёх до 16 лет начали 1 июня. Для их получения достаточно подать заявление с информацией о детях до 1 октября этого года. Такую дополнительную поддержку для семей с детьми Владимир Путин предложил на фоне пандемии COVID-19.

«Сохраняющаяся сложная эпидемиологическая ситуация на фоне пандемии новой коронавирусной инфекции объективно требует продления мер по поддержке наиболее уязвимых категорий граждан и бизнеса, сохраняющих финансовую нестабильность», — отмечается в пояснительной записке к принятому в третьем чтении закону.

Действующий до конца 2020 года мораторий на взыскание движимого имущества должников-физлиц будет продлен до 1 июля 2021 года. Это значит, что в период пандемии приставы не будут ходить по квартирам и описывать стиральные машины, электрические чайники и кофеварки граждан.

Кроме того, продлевается срок предъявления исполнительных документов, по которым малый и средний бизнес, пострадавший в период пандемии, и пенсионеры смогут получить рассрочку.

В настоящее время долговой рассрочкой можно воспользоваться по документам, предъявленным к принудительному исполнению до 1 октября 2020 года. После принятия закона ее можно получить по исполнительным листам, которые будут предъявлены вплоть до 1 мая 2021 года.

Парламентарий напомнил, что речь идет о должниках — субъектах малого и среднего предпринимательства, которые могут получить отсрочку не более чем на 12 месяцев и не позднее чем до 1 августа 2021 года по долгам, не превышающим 15 млн рублей; и о пенсионерах, которые могут отсрочить выплату долгов не более чем на 24 месяца и не позднее чем до 1 июля 2022 года по долгам не более 1 млн рублей.

«Принятие законопроекта поможет защитить наиболее уязвимые категории граждан и предприятий, минимизировать для них долговую нагрузку, а также обеспечить безопасность граждан в период карантинных мероприятий», — говорил ранее Василий Пискарев.

В период моратория на банкротство взыскание по исполнительному листу невозможно. Правда, мораторий не для всех

Минюст разъяснил запрет на списание средств банками по исполнительным документам в период действия моратория на банкротство.

Письмо Минюста № 04-63793/20 от 05.06.2020.

В частности, Президиум Верховного Суда Российской Федерации указал, что банки и иные кредитные организации, в которых открыты счета должника, отнесены к числу лиц, на которых возложено совершение действий по исполнению исполнительных документов.

При этом подпунктом 4 пункта 3 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено, что в период действия моратория приостанавливаются исполнительные производства по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория.

Введение в отношении должника моратория означает и невозможность получения взыскателем принудительного исполнения путем предъявления исполнительного документа непосредственно в банк (кредитную организацию) в порядке, установленном частью 1 статьи 8 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Правда, мораторий действует только для следующих категорий:

  • работающие в пострадавшей отрасли;
  • системообразующие компании;
  • стратегические компании.

Где, как и на чем принимать платежи

Формат Фискальных Документов принято называть ФФД. Существует несколько версий: 1.5, 1.1 и 1.2. Все версии предназначены для фиксации сведений о расчетах. Однако последняя предназначена для работы исключительно с маркированной продукцией.

Мораторий на исполнительное производство во время коронавируса и Может ли суд по собственной инициативе без соответствующих возражений должника применить ограничения, связанные с введением «моратория на банкротство»?

Арбитражный суд города Москвы признал, что позиция Министерства юстиции по мораторию на банкротство противоречит выводам Пленума Верховного суда и позициям, которые ВС неоднократно выражал по разным делам. Это следует из решения АСГМ по делу № А40-118151/22. Суд обязал приостановить исполнительное производство на время действия моратория, хотя должник и не проходит процедуру банкротства.

В этом сюжетеАСГМ объяснил отказ применить банкротный мораторий опечаткой6 июля, 10:40АС МО объяснил, что мораторий на взыскания касается только банкротов1 июня, 17:26

В ноябре 2021-го АСГМ взыскал с Никодима Пирогова* 175,5 млн руб. в пользу ООО «Вектор» (дело № А40-83233/2020). Должник оспаривал это решение в вышестоящих инстанциях до марта, но безуспешно.

14 февраля на основании выданного судом исполнительного листа в отношении Пирогова возбудили исполнительное производство. В апреле он обратился к судебному приставу с заявлением о приостановлении исполнительного производства на основании введенного к этому моменту моратория на банкротство. Пристав так и не ответил на это заявление, а производство не остановил.

Тогда Пирогов попытался оспорить бездействие пристава в суде. «Вектор» привлекли к процессу в качестве третьего лица.

АСГМ указал, что судебный пристав обязан учитывать и защищать не только взыскателя, но и должника. Согласно введенной в 2020 году ст. 9.1 закона «О несостоятельности (банкротстве)», на период действия введенного правительством моратория на банкротство в отношении должников, на которых он распространяется, приостанавливается исполнительное производство по требованиям, возникшим до его введения. Аналогичная позиция отражена в п. 6 Постановления Пленума Верховного суда от 24.12.2020 № 44. Это также согласуется с определением экономколлегии ВС по делу № А40-233155/2020.

Разъяснение Минюста из письма № 04-52513/22, согласно которому мораторий касается только взысканий в процедуре банкротства и на которое сослался «Вектор», не является официальным толкованием нормативного правового акта, полагает АСГМ. Кроме того, оно противоречит как постановлению Пленума ВС, так и позиции Верховного суда, отраженной в определении № 305-ЭС21-25305 от 18.04.2022.

С учетом этого АСГМ признал бездействие судебного пристава незаконным и обязал его приостановить исполнительное производство в отношении Пирогова.

* Имя изменено редакцией.

Принят Государственной Думой 7 июля 2020 года

Одобрен Советом Федерации 15 июля 2020 года

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает особенности принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции.

2. Положения настоящего Федерального закона распространяются на должников – юридических лиц, должников – индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, включенными по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”, осуществляющими деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, за исключением должников – юридических лиц, должников – индивидуальных предпринимателей, к которым в соответствии со статьей 91 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” применен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, а также на отдельные категории должников – физических лиц, определенные частями 3 и 5 статьи 2 настоящего Федерального закона.

3. Факт осуществления деятельности в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, определяется по основному виду деятельности (классифицируемому на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности), информация о котором содержится в едином государственном реестре юридических лиц либо едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.

4. Положения настоящего Федерального закона применяются к исполнительным документам, предъявленным к принудительному исполнению до 1 октября 2020 года, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 статьи 2 настоящего Федерального закона.

5. Судебный пристав-исполнитель не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления о предоставлении рассрочки в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляет копию указанного постановления взыскателю. Постановление может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде. Рассрочка предоставляется однократно на условиях поэтапного погашения задолженности в виде ежемесячных платежей в равных долях на срок рассрочки с начала календарного месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о ее предоставлении. При нарушении должником графика погашения задолженности постановление о предоставлении рассрочки подлежит отмене, после чего исполнительное производство осуществляется в общем порядке без учета требований настоящего Федерального закона. Должники, которым предоставлена рассрочка, в течение срока рассрочки не вправе совершать сделки, связанные с выдачей поручительств, гарантий, и сделки, связанные с отчуждением или обременением принадлежащего им имущества, а должники – юридические лица также не вправе выплачивать дивиденды и иные платежи по эмиссионным ценным бумагам, доходы по долям (паям), распределять прибыль между учредителями (участниками).

1. На основании заявления (с приложенным графиком погашения задолженности) должника – юридического лица или должника – индивидуального предпринимателя судебный пристав-исполнитель обязан предоставить таким должникам рассрочку исполнения требований исполнительных документов в рамках возбужденных в отношении указанных лиц исполнительных производств имущественного характера, за исключением требований по возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, о компенсации морального вреда, по выплате выходных пособий, оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, без обращения в суд, другой орган или к должностному липу, выдавшим исполнительный документ. Рассрочка предоставляется на срок, указанный в заявлении, но не более чем на двенадцать месяцев и не позднее чем до 1 августа 2021 года. Сумма задолженности по исполнительным документам, в отношении которой должник – юридическое лицо или должник – индивидуальный предприниматель вправе обратиться с заявлением о предоставлении рассрочки, не может превышать 15 миллионов рублей.

2. В отношении должников, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, в течение срока рассрочки не применяются меры принудительного исполнения, за исключением наложения ареста на имущество должника, находящееся у должника или третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества. В течение указанного срока в целях наложения запрета на отчуждение имущества должника – юридического лица или должника – индивидуального предпринимателя могут совершаться исполнительные действия, связанные с наложением запрета на совершение регистрационных действий в отношении имущества, права на которое подлежат государственной регистрации. При этом сохраняют свое действие ранее наложенные ограничения по распоряжению имуществом должника, за исключением обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, открытых в банках и иных кредитных организациях.

3. Рассрочка исполнения исполнительных документов, содержащих требования о взыскании задолженности по кредитному договору (займу) в отношении должников – граждан, являющихся получателями пенсии по старости, пенсии по инвалидности и (или) пенсии по случаю потери кормильца и не имеющих иных источников доходов и недвижимого имущества (за исключением единственного пригодного для постоянного проживания жилого помещения), если совокупный размер пенсии по старости, пенсии по инвалидности и (или) пенсии по случаю потери кормильца должника-гражданина составляет менее двух минимальных размеров оплаты труда, предоставляется на основании заявлений таких должников. Рассрочка предоставляется без обращения в суд, выдавший исполнительный документ, на срок, указанный в заявлении (с приложенным графиком погашения задолженности), но не более чем на двадцать четыре месяца и не позднее чем до 1 июля 2022 года. Сумма задолженности по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании задолженности по кредитному договору (займу) в отношении должников – граждан, являющихся получателями пенсии по старости, пенсии по инвалидности и (или) пенсии по случаю потери кормильца и не имеющих иных источников доходов и недвижимого имущества (за исключением единственного пригодного для постоянного проживания жилого помещения), в отношении которой указанные должники-граждане вправе обратиться с заявлением о предоставлении рассрочки, не может превышать 1 миллион рублей.

4. На срок предоставления рассрочки юридическое лицо, осуществляющее деятельность по возврату просроченной задолженности в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 230-ФЗ “О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон “О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях”, не вправе осуществлять деятельность по возврату просроченной задолженности, в отношении которой должнику в рамках исполнительного производства в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлена рассрочка.

5. В отношении должников-граждан по 31 декабря 2020 года включительно судебным приставом-исполнителем не применяются меры принудительного исполнения, связанные с осмотром движимого имущества должника, находящегося по месту его жительства (пребывания), наложением на указанное имущество ареста, а также с изъятием и передачей указанного имущества, за исключением принадлежащих должнику-гражданину транспортных средств (автомобильных транспортных средств, мотоциклов, мопедов и легких квадрициклов, трициклов и квадрициклов, самоходных машин). В течение указанного срока в целях наложения запрета на отчуждение имущества должника-гражданина могут совершаться исполнительные действия, связанные с наложением запрета на совершение регистрационных действий в отношении имущества, права на которое подлежат государственной регистрации. Положения настоящей части не распространяются на исполнение судебного акта, содержащего требование о наложении ареста на имущество должника.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” и Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 230-ФЗ “О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон “О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях” применяются с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Президент Российской Федерации В. Путин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *