Энциклопедия решений. Подача должником-юридическим лицом заявления о собственном банкротстве (заявление должника)

Содержание

От подачи заявления до сравнения вариантов

Энциклопедия решений. Подача должником-юридическим лицом заявления о собственном банкротстве (заявление должника)

Началом процедуры банкротства считается передача заявления о банкротстве в арбитражный суд.

Суд, изучив представленные документы, может вынести одно из следующих решений:

  • отказать в процедуре возбуждения банкротства;
  • возбудить в отношении должника процедуру банкротства;

Если процедура все же возбуждена, то банкротство происходит по следующим этапам:

  • наблюдение – во время этого этапа проводится анализ всех сделок юридического лица и блокируется возможность совершения невыгодных для должника сделок;
  • финансовое оздоровление (санация) – проводится поиск средств для улучшения финансового состояния банкрота;
  • внешнее управление – вся деятельность юридического лица берется под контроль;
  • конкурсное производство – все имущество должника продается на торгах для удовлетворения требований кредиторов.

До процедуры конкурсного производства юридическое лицо формально не считается банкротом. Кроме того, законом предусмотрено обязательное проведение процедур, которые направлены на восстановление платежеспособности должника (санация, наблюдение). И лишь только если восстановить платежеспособность должника не удастся, проводится конкурсное производство.

Конкурсное производство при банкротстве юридического лица

Конкурсное производство вводится по решению арбитражного суда. Эта процедура проводится тогда, когда отсутствует реальная возможность восстановить платежеспособность должника, а также если все предшествующие действия оказались безрезультатными. Именно с момента начала конкурсного производства должник считается банкротом.

Последствиями введения конкурсного производства являются:

  • наступает срок исполнения всех обязательств банкрота;
  • пени, штрафы и иные штрафные санкции перестают начисляться, даже если должник не исполняет свои обязательства;
  • сведения о финансовом состоянии должника публикуются в СМИ;
  • все сделки, на сумму 5% от стоимости активов должника прекращаются или не могут быть проведены;
  • производство по исполнительным листам прекращается;
  • ранее наложенные ограничения на имущество должника снимаются;
  • полномочия руководителя юридического лица банкрота прекращаются;
  • ограничивается возможность распоряжаться имуществом должника;
  • все требования кредиторов банкрота могут быть заявлены только во время конкурсного производства;
  • если происходит банкротство индивидуального предпринимателя, то с момента введения конкурсного производства отменяется его государственная регистрация;
  • все лицензии и разрешения на проведение лицензируемых видов деятельности аннулируются.

Решение о признании юридического лица банкротом и открытии конкурсного производства в обязательном порядке публикуется в газете Коммерсантъ.

Срок конкурсного производства

Продолжительность срока конкурсного производства установлена ст. 124 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26. 2002 №127-ФЗ и не может превышать 6 месяцев. Этот срок может быть продлен решением суда, но не более чем на 6 месяцев. Основанием для продления срока может быть ситуация, когда в срок не удается завершить продажу имущества должника.

Зачем нужно конкурсное производство?

Основной целью проведения конкурсного производства является поиск имущества должника для того, чтобы удовлетворить имущественные требования кредиторов. Все имущество должника реализуется путем продажи с публичных торгов, в которых каждый может принять участие. Все вырученные деньги распределяются между кредиторами должника. Информация о кредиторах содержится в так называемом реестре кредиторов, который формируется арбитражным управляющим.

Для того чтобы попасть в этот реестр, кредитор в течение 2 месяцев с момента введения процедуры конкурсного производства подается заявление о включении его в реестр кредиторов. Обоснованность включения в реестр проверяет как суд, так и арбитражный управляющий. После того как все имущество должника продано, вырученные денежные средства распределяются между кредиторами.

Распределение денег происходит по очередям:

  • в первую очередь возмещаются расходы, связанные с банкротством;
  • во вторую очередь выделяются деньги на оплату труда работников банкрота;
  • в третью – производится оплата лицам, которых арбитражный управляющий привлекает для помощи при банкротстве;
  • в пятую – платежи за пользование услугами водо- или энергоснабжения;
  • в пятую – все остальные платежи;

Если имущество должника находится в залоге, то залогодержатель такого имущества получает деньги в первую очередь.

Именно для того, чтобы выполнить все вышеуказанные процедуры, необходимо конкурсное производство.

Кто такой конкурсный управляющий и каковы его полномочия?

Энциклопедия решений. Подача должником-юридическим лицом заявления о собственном банкротстве (заявление должника)

Конкурсное производство – сложная и трудоемкая процедура. Управление этим процессом возложено на уполномоченное арбитражным судом лицо – конкурсного управляющего.

Конкурсным управляющим может быть лицо, имеющее статус арбитражного управляющего и прошедшее специальное обучение.

С момента проведения конкурсной процедуры именно конкурсный управляющий становится, по сути, руководителем должника и полностью управляет процедурой удовлетворения требований кредиторов.

Права и обязанности арбитражного управляющего изложены в законе о банкротстве. Так, арбитражный управляющий имеет право:

  • распоряжаться имуществом должника;
  • уволить руководителей должника;
  • подать в суд заявление об отказе от выполнения договоров и иных сделок;
  • обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными договоров и сделок, которые были совершены в период подозрительности, то есть за 1 год до проведения процедуры банкротства.

Кроме того, проведение процедуры конкурсного производства накладывает на конкурсного управляющего ряд следующих обязанностей:

  • проведение инвентаризации имущества должника;
  • внесение информации в Федеральный реестр сведений о банкротстве;
  • принятие мер, направленных на сохранение имущества должника;
  • привлечение оценщика для определения стоимости имущества должника;
  • проведение мероприятия по поиску и возврату имущества обанкротившегося лица;
  • оповещение работников об увольнении не менее чем за месяц до него;
  • ведение реестра требований кредиторов;
  • предъявление исков к лицам, которые имеют неисполненные обязательства перед банкротом;
  • принятие мер по обеспечению сохранности документации должника и передача их в архив;
  • возражение при заявлении кредитором требований о включении их в реестр;
  • заключение сделок, которые принесут имущественную выгоду должнику.

Если собрание кредиторов выносит решение прекратить деятельность предприятия-должника, то конкурсный управляющий обязан в течение 3 месяцев выполнить это требование. В таком случае прекращается выпуск товаров, выполнение работ или оказание услуг.

Решение о прекращении деятельности банкрота не может быть принято, если это повлечет техногенные или экологические катастрофы, парализует работу дошкольных, лечебных, образовательных учреждений, коммунальных структур или любых других объектов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности людей.

Резюме

Это обусловлено сложностью его законодательного регулирования, так как профильный закон о банкротстве объемный и имеет ряд внутренних противоречий. Кроме того, судебная практика по вопросам банкротства существенно разнится как по различным вопросам, так и от региона к региону.

Обычному гражданину разобраться самостоятельно в подобной проблематике практически невозможно, поскольку кроме специальных познаний в области банкротного права необходим еще и немаленький опыт.

Наши специалисты имеют большой опыт в делах о банкротстве и помогут защитить ваши права как в суде, так и при проведении внесудебных процедур.

Как нужно применять мораторий

Стоит отметить, что у федеральных органов исполнительной власти нет единого мнения о том, должен ли применяться введенный с 1 апреля по 1 октября 2022 года мораторий ко всем должникам, кроме некоторых застройщиков, или все же только к банкротным, отвечающим определенным условиям. Общих разъяснений они не давали, однако в ответах на поступающие от организаций в их адрес обращения позиции о применении моратория все же зафиксированы. В частности, в ответах на письма АРБ – неудивительно, что ассоциация крайне заинтересована в получении мнений органов власти хотя бы в таком виде: банки, напомним, являются не только кредиторами должников, но и лицами, обязанными незамедлительно исполнять содержащиеся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требования о взыскании денежных средств со счетов должников, которые они обслуживают (ч. 5 ст. 70 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”; далее – Закон № 229-ФЗ).

ФССП России отметила, что постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счете, обязательны к исполнению кредитными организациями до получения от судебного пристава-исполнителя постановления о приостановлении исполнительного производства (arb. ru/arb/press-on-arb/fssp_rossii_otvetila_pro_moratoriy-10558932).

Департамент нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов Минюста России подчеркнул, что, исходя из определения понятия должник и предмета регулирования Закона № 127-ФЗ, приостановление исполнительных производств возможно исключительно в отношении юридических лиц, ИП и граждан, которыми или в отношении которых были поданы заявления о банкротстве, в случае, если вопрос о принятии этих заявлений не был решен к дате введения моратория (то есть к 1 апреля). Иное толкование, по мнению департамента, противоречит положениям Закона № 127-ФЗ. При этом отмечается, что в настоящее время вопросы о приостановлении исполнительного производства рассматриваются судебными приставами-исполнителями при наличии всех установленных законодательством условий при поступлении заявления от сторон исполнительного производства (arb. ru/b2b/docs/otvet_ministerstva_yustitsii_rossiyskoy_federatsii_na_zapros_arb_o_vvedenii_mora-10556344/). Стоит подчеркнуть, что в ответе содержится и стандартная оговорка о том, что мнение Минюста России, высказанное в ответах на обращения, не является обязательным для правоприменителя и не может рассматриваться в качестве официального разъяснения законодательства РФ или доказательства в суде.

Департамент корпоративного регулирования Минэкономразвития России, также отметив, что министерство не наделено полномочиями по разъяснению федеральных законов и вправе только высказать не являющееся обязательным для применения мнение, указал2, что вопросы, касающиеся круга лиц, на которые распространяются правила о моратории, и приостановления исполнительного производства по имущественным взысканиям, в том числе в части отдельных видов требований, разъяснены в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 2020 г. № 44 “О некоторых вопросах применения положений статьи 9. 1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ” (далее – Постановление Пленума № 44).

В данном постановлении, напомним, отмечается, в частности, что:

  • правила о моратории распространяются на лицо, которое отвечает требованиям, установленным актом Правительства РФ о введении в действие моратория, вне зависимости от того, обладает такое лицо признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества или нет (п. 2 Постановления Пленума № 44);
  • в силу прямого указания закона со дня введения в действие моратория исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория, приостанавливается – на основании акта о введении моратория. Это значит, что в период его действия не допускается применение мер принудительного исполнения, а также исполнение исполнительного документа, предъявленного взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию. Банк, в который поступает исполнительный документ в отношении должника, на которого распространяется действие моратория, принимает его и оставляет без исполнения до окончания действия моратория (абз. 3 п. 6 Постановления Пленума № 44);
  • правило о том, что в период действия моратория на требования к подпадающему под него лицу, которые возникли до введения моратория, не начисляются финансовые санкции, в том числе проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 Гражданского кодекса), неустойка (ст. 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (ст. 75 Налогового кодекса), означает, в частности, что предъявленное в общеисковом порядке заявление кредитора о взыскании с такого лица финансовых санкций, начисленных за период действия моратория, не подлежит удовлетворению. Причем лицо, подпадающее под действие моратория, вправе заявить возражение об освобождении от уплаты неустойки и в том случае, если в суд не подавалось заявление о его банкротстве. Однако если при рассмотрении спора о взыскании неустойки или иных финансовых санкций, начисленных за период действия моратория, будет доказано, что ответчик не пострадал от обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, и его ссылки на эти обстоятельства представляют собой проявление заведомо недобросовестного поведения, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий поведения ответчика может удовлетворить иск полностью или частично, не применив возражения о наличии моратория на основании установленных ст. 10 ГК РФ норм о злоупотреблении правом (п. 7 Постановления Пленума № 44).

Банк России, тоже указав, что официальное разъяснение законодательства РФ о банкротстве и об исполнительном производстве не относится к его компетенции, счел возможным выразить мнение по вопросам АРБ о применении моратория на банкротство, в том числе в части исполнения в период его действия требований исполнительных документов, – так как свои позиции по ним в ответах ассоциации уже изложили Минэкономразвития России, Минюст России и ФССП России. По его мнению, из буквального прочтения Постановления № 497 следует, что введенный мораторий на банкротство является общим для всех должников, за исключением указанных в п. 2 данного постановления. И в отношении всех этих лиц исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория, приостанавливается – это соответствует разъяснениям, содержащимся в п. 2 и п. 6 Постановления Пленума № 44. Также Банк России сослался на Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 18 апреля 2022 г. № 305-ЭС21-25305, в котором суд указал на императивность п. 9 ч. 1 ст. 40 Закона № 229-ФЗ, в соответствии с которым исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случае распространения на должника моратория на банкротство, что обусловливает необходимость соблюдения данной нормы приставами, за исключением случая, когда должник заявил об отказе от применения в его отношении моратория на банкротство (подробно об этом решении ГАРАНТ. РУ писал ранее).

ВС РФ, к которому АРБ обратилась в мае с просьбой дать разъяснения по вопросу о круге лиц, на которые распространяется мораторий на возбуждение дел о банкротстве, введенный Постановлением № 497, учитывая существующую упомянутую выше позицию Минюста России, отметил, что разъяснения о применении ст. 1 Закона № 127-ФЗ содержатся в Постановлении Пленума № 44 (arb. ru/b2b/docs/otvet_vs_rf_na_pismo_arb_o_pravovom_regulirovanii_moratoriya_na_vozbuzhdenie_del-10564049/). При этом Суд сообщил, что сейчас обсуждается необходимость подготовки дополнительных разъяснений, поскольку вопросы о применении данной статьи и Постановления № 497 поступают и от судов.

Как видно, далеко не все органы власти полагают, что введенный мораторий должен распространяться почти на всех должников вне зависимости от их платежеспособности. По словам заместителя председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку Аркадия Свистунова, в нижнюю палату парламента поступило огромное количество обращений, связанных с Постановлением № 497, – депутат объясняет это тем, что “за разъяснениями обращаться некуда, потому что все разъяснения федеральных органов исполнительной власти – разные, а практика вообще пошла по своему пути”. Как отмечает заместитель председателя экспертного совета Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг Эльман Мехтиев, сложившаяся неопределенность приводит к тому, что некоторые банки списывают средства со счетов должников по требованиям ФССП России, другие арестовывают средства на счетах клиентов, но никуда их не перечисляют, а часть банков отказываются в принципе что-либо делать с деньгами клиентов-должников.

Как нужно скорректировать нормы о моратории

Если исходить из буквального толкования именно положений Постановления № 497 и действительно распространять мораторий на абсолютное большинство должников, можно получить масштабный и системный кризис в сфере исполнения договорных обязательств, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике Станислав Наумов, разработавший законопроект об уточнении последствий введения моратория на возбуждение дел о банкротстве (внесен в Госдуму 13 мая). В пояснительной записке к проекту отмечается:

  • введение “тотального” моратория на возбуждение дел о банкротстве, предполагающего запрет на обращение взыскания на заложенное имущество и возможность приостановления исполнительных производств по имущественным взысканиям по возникшим до введения моратория требованиям, в отношении практически всех должников вне зависимости от наличия или отсутствия у них возможности исполнять свои обязательства создает неравные условия для субъектов экономической деятельности и может привести к снижению финансовой устойчивости кредиторов-взыскателей или даже к их банкротству;
  • последствия введения моратория в виде прекращения исполнительных производств могут привести к ухудшению финансовой дисциплины должников, так как исполнять обязательства перестанут и те, кто объективно имеет возможность это делать, – в связи с отсутствием какой-либо ответственности за неисполнение. И это может негативно повлиять на стабильность гражданского оборота, который и так сейчас находится в “зоне турбулентности” в связи с непростой экономической ситуацией;
  • в настоящее время для должников-граждан предусмотрен ряд мер по защите от негативных последствий принудительного взыскания по исполнительному производству: в частности, не допускается обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника в размере прожиточного минимума (с 1 февраля текущего года на основании Федерального закона от 29 июня 2021 года № 234-ФЗ), до 30 сентября должники со снизившимся доходом могут обратиться к кредитору за предоставлением кредитных каникул сроком до полугода (ст. 13 Федерального закона от 8 марта 2022 г. № 46-ФЗ).

Таким образом, введение такого моратория на шесть месяцев без адекватных мер защиты кредиторов депутат считает избыточной мерой. В связи с этим законопроектом № 123230-8 предлагается скорректировать п. 3 ст. 1 Закона № 127-ФЗ: закрепить в нем положение о том, что мораторий распространяется только на должников, которые обладают признаками банкротства, установленными данным законом, а исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям к таким должникам, возникшим до введения моратория, приостанавливается при направлении ими соответствующего заявления судебным приставам-исполнителям. Корреспондирующие изменения предполагается внести и в п. 9 ч. 1 ст. 40 Закона № 229-ФЗ.

Мнение экспертного сообщества о моратории и законопроекте

Как показало обсуждение в рамках состоявшегося на прошлой неделе в Госдуме круглого стола “Мораторий о банкротстве. Оценка фактического воздействия антикризисных мер Правительства РФ”, многие представители профессионального сообщества концептуально поддерживают принятие законопроекта.

Андрей Емелин, председатель Некоммерческого партнерства “Национальный совет финансового рынка”:

“В связи с принятием Постановления № 497 не только финансовый рынок, но и операторы связи, и организации сферы ЖКХ, и в принципе все, кто так или иначе работает с должниками, поставлены в ситуацию не просто неопределенности, а ущемления своих прав. Вариант моратория, который реализуется в этом году, разительно отличается от того, который был предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 428: оно предполагало применение ст. 1 Закона № 127-ФЗ исключительно точечно, поэтому тогда не возникло ни одного вопроса о правильности включения этой статьи в закон. Сейчас, когда ситуация в принципе не сильно отличается от 2020 года: она пока только гипотетически может быть хуже или лучше, – принято решение, которое лишает всех кредиторов способов правовой защиты. На выходе мы получаем примерно 55 млн должников, освобожденных от уплаты долгов. Общая сумма, по приблизительным подсчетам, – около 5 трлн руб. , из них почти 4 трлн приходится на финансовый рынок, 500 млрд – на сферу ЖКХ, порядка 400 млрд – на сферу связи.

На мой взгляд, принятое решение не очень соответствует букве закона о банкротстве, на что обращает внимание, в частности, Минюст России.

Так что я поддерживаю законопроект, есть предложения по мелкой редактуре, но концептуально предлагаемая модель правильная: нужно доказать наличие у лица признаков банкротства. Если лицо доказало, что оно обладает признаками банкротства вследствие тех обстоятельств, которые послужили основанием для введения моратория, никто не спорит: давайте его освободим от платежей. Но таких пострадавших точно будет не 55 млн”.

Елена Самохина, заместитель директора Департамента банковского развития Ассоциации банков “Россия”:

“Хотелось бы обратить внимание на ситуацию с платежной дисциплиной. Возьмем самый явный пример того, когда одно юридическое лицо сильнее, а другое слабее, – это факторинг. В нем есть поставщик, который часто является субъектом МСП, и есть дебитор, как правило, – более крупная организация. Факторинговые компании последние полтора месяца сигнализируют об ухудшении платежной дисциплины. Мы проверили банки, которые напрямую работают с факторингом, связались с дочерними факторинговыми компаниями банков, и они подтверждают, что мораторий является прямым существенным фактором этого ухудшения. Так что есть последствия моратория не только в отношении финансового бизнеса, который в этом году уже и так пострадал, но и просто бизнеса, которому более крупные контрагенты начинают хуже платить. И не всегда эти более крупные контрагенты находятся под санкциями или каким-то образом пострадали, у них просто юридически появилась такая возможность”.

О негативном эффекте тотального моратория говорят и представители сферы ЖКХ. Как отметила Директор ассоциации региональных расчетных центров Ольга Селляхова, по состоянию на 1 апреля текущего года в производстве находилось 300 млрд исполнительных листов по долгам за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), а общий объем накопленной дебиторской задолженности по ЖКУ, по данным Минстроя России, составлял 1,4 трлн руб. “Банки тотально отказались принимать исполнительные листы. Если у кредитных организаций к концу года могут возникнуть негативные последствия из-за моратория, то для сферы ЖКХ они есть уже сейчас. Лето – это ремонты, а у нас нет денег на проведение срочных ремонтов, которые нужны, чтобы подготовиться к осенне-зимнему периоду. Так что любое движение в сторону того, чтобы ослабить тотальный мораторий, мы поддерживаем”, – подчеркнула эксперт.

Стоит отметить, что Минфин России отмечал необходимость учета положений Закона № 127-ФЗ при определении круга лиц, на которые распространяется введенный Постановлением № 497 мораторий, и отсутствие в данном постановлении ограничений на начисление пеней на задолженность по оплате коммунальных услуг, возникшую после 1 апреля 2022 года. Тем не менее собираемость платежей с указанной даты сильно снизилась: по данным, которыми поделилась исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова, за первый месяц действия моратория она сократилась на 13%, за второй – на 33%, за третий – на 35% по сравнению с предыдущим месяцем. В некоторых регионах “провал” платежей за ЖКУ составляет до 60%. “Сначала во время пандемии было принято Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 424, по которому абсолютно всем была выписана индульгенция по пеням и штрафам. Этой мерой домохозяйству, например, из трех человек, проживающих в Москве в двухкомнатной квартире и платящих примерно 5000 руб. в месяц, дали послабление в 50 руб. ежемесячно, но при этом “грохнули” систему ЖКХ. Сейчас мораторий на проверки на предприятия ЖКХ не распространяется, все прокуроры пришли к нам. И как “вишенка на торте”– мораторий на банкротство. Банки отказываются любые платежи списывать, а мы не имеем права никого отключить от холодной воды и, естественно, от канализации. Управляющие компании, которые и так никогда не отличались хорошей платежной дисциплиной, теперь поняли, что можно вообще не платить, и мы ничего сделать не можем. Как уже отмечалось, лето – время ремонтов, а у нас даже на реагенты денег нет”, – отметила эксперт, подчеркнув, что при принятии таких мер необходимо тщательно просчитывать экономические последствия для конкретных сфер, которые ими затрагиваются.

В связи с этим участники дискуссии попросили Госдуму инициировать проведение оценки фактического воздействия Постановления № 497, и Станислав Наумов пообещал направить соответствующий запрос в Минэкомразвития России. Кроме того, предлагается ходатайствовать о рассмотрении обсуждаемого законопроекта до конца текущей сессии Госдумы, которая продлится, напомним, до 31 июля, – пока документ включен в примерную программу осенней сессии (рассмотрение в первом чтении запланировано на сентябрь текущего года).

При этом законопроект должен быть скорректирован – как минимум в части уточнения порядка определения признаков банкротства, при наличии которых на должника должен распространяться мораторий. Предлагаемый проектом вариант: ориентироваться на признаки банкротства согласно Закону № 127-ФЗ – по мнению экспертов, не подходит, поскольку, во-первых, их установление происходит в судебном порядке в рамках рассмотрения дел о банкротстве, тогда как мораторий очевидно затрагивает и случаи, когда речь об их возбуждении не идет, во-вторых, долг в 300 тыс. и 500 тыс. руб. (минимальный размер задолженности юридического и физического лица соответственно для принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом согласно ст. 33 Закона № 127-ФЗ) – слишком велик. Особенно для долгов по ЖКХ: по словам заместителя директора Ассоциации “Совет производителей энергии” Сергея Полянцева, практически все юридические лица, являющиеся потребителями ресурсов, имеют задолженность не более 300 тыс. руб. А суммы долга граждан обычно не превышают 30-40 тыс. руб. , отметила Ольга Селляхова.

Таким образом, необходимо четко определить в законопроекте: кто и на каком этапе определяет наличие у должника признаков неплатежеспособности в целях распространения на него моратория на банкротство, иначе предлагаемая редакция ст. 1 Закона № 127-ФЗ либо окажется нерабочей, либо снова повлечет произвольное толкование, полагают эксперты.

Нельзя не отметить, что не все представители профессионального сообщества поддерживают законопроект. Среди противников его принятия – в частности, Банк России.

Никита Теплов, начальник Управления совершенствования регулирования на финансовом рынке Департамента стратегического развития финансового рынка Банка России:

“Мы законопроект не поддержали, но не потому, что все нужно оставить, как есть, а по следующим основаниям.

  • Цель моратория. В нашем понимании она заключается не в том, чтобы не дать обанкротить тех, кто уже стоит на грани банкротства и имеет соответствующие признаки, а в том, чтобы дать возможность и время перестроить бизнес-процессы тем, кто в условиях кризисной ситуации сможет это сделать и существовать дальше. Нужно спасать тех, кому текущее исполнительное производство, обращение взыскания на залог могут просто не дать перестроиться. А законопроект предлагает не банкротить тех, кто уже стоит на грани банкротства.
  • Мораторий введен с 1 апреля. Не секрет, что он обсуждался с начала марта и были предложения министерств и ведомств об ограничении моратория и его последствий, в том числе обсуждалось исключение последствий в виде приостановки исполнительного производства и обращения взыскания на залог. И все равно было принято именно такое решение. Либо потому, что в моменте не могли определить, кто именно пострадает, либо посчитали, что пострадают все. Поэтому концептуально неправильно “опрокидывать” подход Правительства РФ поправками в закон. Все аргументы по корректировке моратория имеют право на существование, но их нужно адресовать правительству. А по факту получается, что органы власти начинают менять решения друг друга.

Само совершенствование порядка применения моратория мы поддерживаем. Занимаем сходную с ВС РФ позицию: если есть основание полагать, что под мораторий попало лицо, которое не пострадало, а просто не хочет платить, то можно в рамках судебного процесса подать заявление о банкротстве этого субъекта и ходатайство о его исключении из-под моратория”.

***

Как видно, корректировка действующих норм о моратории на банкротство действительно необходима. Возможно, сейчас было бы достаточно внесения изменений непосредственно в Постановление № 497. Однако во избежание повторения сложившейся ситуации с неопределенностью толкования соответствующих норм, вероятно, нужно все же закрепить определенные ограничения в части субъектов, на которые может распространяться мораторий, непосредственно в Законе № 127-ФЗ, так как очевидно, что решение о тотальном моратории вряд ли будет признано успешным.

Так что даже если обсуждаемый законопроект в итоге будет рассмотрен только в осеннюю сессию, это не делает его неактуальным: во-первых, действующий мораторий может быть продлен после 1 октября, во-вторых, сама по себе ст. 1 Закона № 127-ФЗ, наделяющая Правительство РФ правом вводить мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов, является постоянно действующей.

1 Текст обращения опубликован на официальном сайте Ассоциации российских банков в разделе “Документы” 13 апреля 2022 года. 2 Ответ Минэкономразвития России на письмо АРБ “О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве Постановлением Правительства Российской Федерации от 28. 2022 № 497” от 18 мая 2022 г. № Д20и-15074 размещен на сайте АРБ в разделе “Документы”.

Процедура банкротства физического лица в 2022 году

Пятая часть населения России имеет кредиты (более 36 млн человек). Средний размер кредита граждан России составляет 268,5 тыс. рублей. Эти данные опубликовали ЦБ и Национальное бюро кредитных историй.

По данным НАПКА, из всех должников более 80% имеют хотя бы один просроченный кредит. Неспособность своевременно обслуживать свои долги является одной из основных причин финансовой несостоятельности.

Ситуации, вследствие которых человек лишается регулярного дохода, могут возникнуть разные. Кто-то теряет работу, кто-то вынужден закрывать бизнес, либо сталкивается с серьезными проблемами со здоровьем, кто-то становится жертвой мошенничества. Лихорадочное время пандемии коронавируса этому способствует.

Что касается бизнеса, то в первом полугодии 2021 года было закрыто более 548 тысяч ИП, что в 2 раза больше, чем в 2020 году. Число мошеннических операций выросло в 2021 году на 23%, а сумма, которую им удалось похитить превысила 3 млрд рублей.

Для части россиян банкротство физических лиц стало единственным выходом. Банкротство — это законное списание своих долгов. Закон о банкротстве физических лиц в России в октябре 2015 года. Ее реализация возможна как в судебном, так и во внесудебном порядке.

Как оформить банкротство физического лица? Эту процедуру можно провести самостоятельно. В этом тексте мы подготовили инструкцию по банкротству физического лица.

Условия банкротства физических лиц

Финансово несостоятельным человек может быть признан в случае, если его долг перед кредиторами превышает 50 тысяч рублей. В этом случае он имеет право обратиться в МФЦ с заявлением о признании себя банкротом. Судебная процедура начинается, если долги человека превышают 500 тыс. рублей.

Основное условие банкротства — неспособность выплачивать долги в течение 3 месяцев и более. В течение этого времени кредиторы инициируют производство. В этот момент имеет смысл отправиться к юристу, так как многие финансовые организации подключают к работе коллекторов, а это оказывает серьезное психологическое давление.

Необходимые документы и их сбор

Для инициирования процедуры заявителю нужно собрать 4 типа документов: личные, членов семьи, о трудовой деятельности и наличии собственности. В общей сложности около 60 документов.

Личные документы гражданина

Банкротящийся должен предоставить документы, удостоверяющие личность (паспорт), и о составе семьи. Если гражданин в браке и имеет детей, понадобятся копии свидетельства о заключении брака и рождении детей. Если должник в разводе, то понадобятся справки о разводе и разделе имущества (если оно имело место).

Документы о финансовом состоянии и учете средств

Должник должен уведомить о наличии у него всего имущества с указанием места нахождения. Копии документов можно заказать на сайте Росреестра или через «Госуслуги».

Понадобятся справки о доходах за последние 3 года, копия трудовой, справки о банковских счетах, сведения об участии в других юрлицах, доказательства задолженности. Это кредитные договоры и документы о займах и кредитах и размере неоплаченного остатка, документы, подтверждающие невозможность погашения долгов.

Три кейса банкротства, которые заставят вас задуматься Какие меры предпринять, чтобы избежать банкротства Россияне смогут скорректировать данные для внесудебного банкротства

Заявление о банкротстве

Составление заявления о банкротстве — важная часть. Оно содержать размеры фактической задолженности перед кредиторами и отражать объективные причины, на основании которых должник перестал платить по счетам.

Обычно размер заявления не превышает 1-2 абзаца. Обычно это сокращение с работы, травмы или инвалидность. К тексту заявления должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие этих обстоятельств.

Желательно указать, какую именно процедуру банкротства физического лица вы просите ввести. Если размер дохода существенно превышает прожиточный минимум на человека и его детей, то разумно просить процедуру реструктуризации долгов. В противном случае — процедуру реализации имущества (именно эта процедура при удачном исходе завершается списанием долгов).

Принятие судом заявления

Заявление о признании должника банкротом принимает судья арбитражного суда. Если к нему приложены не все необходимые документы, суд запрашивает их дополнительно.

В определении о принятии заявления указывается кандидатура арбитражного управляющего, регистрационные данные должника и дата рассмотрения документов.

Судебное заседание по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом проводится не менее чем через 15 дней и не более чем через 30 дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом.

Процедуры

Процедура банкротства абсолютна законна и занимает 6-12 месяцев и условно укладывается в 3 основных этапа. Какие документы необходимы для возбуждения процедуры банкротства физического лица и как она происходит по шагам — объясняем.

Суд выносит определение о назначении заседания в течении 5 дней после принятия заявления о признании должника банкротом. Ход дела публикуется на сайтах «Мой арбитр», ЕФРСБ. Там можно следить за процессом по ФИО, ИНН, СНИЛС.

Первый суд происходит в срок от 15 дней до 3 месяцев в зависимости от загруженности Арбитражного суда. Заявление признается обоснованным, и должник получает финансового управляющего. Уже на этом этапе может быть начата процедура реализации имущества.

Реструктуризация долга и реализация имущества

Процедура реструктуризации долга и реализации имущества может быть начата сразу после первого суда, который сразу признает гражданина банкротом. Долги фиксируются сроком до 3 лет, а ранее наложенные аресты — снимаются. Полностью останавливается исполнительное производство.

Процедура реализации имущества фиксируется финансовым управляющим в ЕФРСБ и «Коммерсанте». Итог — полное освобождение должника от своих обязательств — подтверждается соответствующим определением Арбитражного суда.

Примечательно, что В 80% случаев торги не проводятся, так как списывать нечего. Единственное жилье должника остается неприкосновенным.

Оспаривание сделок при банкротстве

Оспорить в процессе банкротства можно безвозмездные сделки (дарение, наследование). Последствиями ее оспаривания может быть возврат имущества или денежных средств, полученного кредитором, в конкурсную массу.

Все остальные сделки гражданина-банкрота (имеются в виду возмездные сделки) не оспариваются.

Если должник расплатился только с одним кредитором, то сделку оспорят или же обяжут этого последнего внести деньги. Если же он уже продал имущество, то возникнет вопрос управления средствами, а также в целом — была ли эта сделка возмездна.

Последствия банкротства физических лиц

Несмотря на то, что процедура личного банкротства действует в России уже 6 лет, в среде обывателей она все еще воспринимается с осторожностью и даже страхом. Все потому, что не проводится достаточно системная работа по разъяснению последствий.

Каковы же последствия объявления себя финансово несостоятельным? После банкротства физического лица человек не может в течение 3 лет занимать должность генерального директора или главного бухгалтера и открывать свое ООО. В случае если гражданин планирует брать кредиты, ему необходимо в течение 5 лет уведомлять банки о том, что он ранее был признан банкротом.

В остальном можно быть абсолютно спокойным. Существует миф о том, что после банкротства нельзя найти работу. Это не так. Можно даже устроиться на государственную службу и не иметь последствий.

Упрощенная процедура банкротства физического лица

С 1 сентября 2020 года физические лица могут пройти упрощенную процедуру банкротства. Она проводится в отношении граждан, имеющих от 50 до 500 тысяч рублей задолженности перед кредиторами.

Инициировать упрощенную процедуру банкротства физического лица гражданин может через МФЦ по месту жительства. К заявлению необходимо приложить список всех кредиторов. Это намного проще, чем обращение в суд с кучей справок, дата которых не должна быть позднее чем за 30 дней до подачи заявления.

Особенности, преимущества и недостатки упрощенной процедуры

Внесудебное банкротство является бесплатной процедурой. Должник не платит ни госпошлину, ни вознаграждение управляющему, ни судебные издержки. Процедура реализуется быстрее чем за 6 месяцев.

Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. По статистике, одобряют около 25% заявок, а остальные возвращаются из-за несоответствия требованиям. Подать на внесудебное банкротство можно при наличии просрочки по долгам не менее 50 тысяч рублей при условии отсутствия имущества и денег на счетах.

Если судебные приставы открыли производство или у должника есть доход, а также какая-либо собственность, внесудебно пройти процесс не получится. При обнаружении активов будет запущено банкротство физлица через арбитражный суд со всеми вытекающими. И здесь, конечно, не обойтись без юриста.

Кроме того, в законе пока не описана ситуация, когда гражданин может действовать недобросовестно, а именно — получать кредиты без намерения их возвращать. Даже в этом случае он может претендовать на списание долгов.

Отличия внесудебного и судебного банкротства

Если должник имеет долги на сумму от 500 тысяч рублей и не платит по ним более 3 месяцев, против него запускается процедура судебного банкротства. Она занимает от 6 месяцев до нескольких лет и реализуется арбитражным судом.

Инициировать судебное банкротство могут сам должник, конкурсный кредитор или уполномоченный орган (например, ФНС). Процесс начинается с уплаты госпошлины в размере 300 рублей. В процессе процедуры нанимается финансовый управляющий, вознаграждение которого составляет 25 тысяч рублей, а также финансируются публикации в газете «Коммерсант» о ходе дела.

Судебное банкротство может растянуться на годы. В течение этого времени гражданин может получить запрет на выезд за границу, а также лишиться права брать кредиты и открывать депозиты в банках. За имущество должника будет отвечать финансовый управляющий.

Прежде чем начинать процедуру банкротства, необходимо трезво оценить свою ситуацию, взвесить риски и проконсультироваться с юристом.

Фото на обложке: Shutterstock / Amnaj Khetsamtip

Собрание кредиторов при банкротстве юридического лица

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 200-46-92 (Бесплатная горячая линия).

Это быстро и бесплатно!

В процессе признания несостоятельности предприятия участники, заинтересованные в возмещении своих претензий, формируют коллегиальную комиссию – собрание кредиторов (СК) при банкротстве юридического лица. Данное объединение наделено определёнными полномочиями, а его деятельность регулируется Законом РФ «О несостоятельности».

Таким образом, собрание кредиторов в конкурсном производстве представляет собой особый орган, наделённый огромными полномочиями и необходимый для налаживания взаимовыгодных отношений между должником и заинтересованными лицами.

Горячая линия для консультаций граждан: 8 (800) 200-46-92

Участники собрания и их права

В съезде заимодателей принимают участие и имеют право голоса не только кредиторы, имеющие финансовые претензии к должнику, но также уполномоченные органы, которые включили свои требования по выплате обязательных платежей в общий реестр.

Кроме того, в съезде кредиторов могут присутствовать неголосующие участники от следующих лиц:

  • трудовой коллектив предприятия;
  • учредители;
  • владельцы активов юрлица
  • СРО;
  • надзорные организации.

Кто такой конкурсный кредитор, его права и обязанности

Уведомление о проведении

Прежде чем созвать СК конкурсный управляющий должен уведомить всех участников мероприятия. Управляющий, который занимается организацией сборов, обязан соблюдать следующие правила и сроки данной процедуры:

  • почтовые уведомления о проведении собрания отправляются за 14 дней до мероприятия;
  • если сообщения участникам рассылаются при помощи других средств, срок их оправки не должен быть меньше 5 дней до мероприятия;
  • при большом количестве участников съезда, например, более 500, возможна организация оповещения через публикацию в СМИ.

При нарушении указанных сроков или при отсутствии уведомления у какого-либо участника, проводимое собрание и принятые на нём решения могут быть обжалованы.

Оповещение может быть оформлено в свободной форме, однако в нём должна содержаться следующая информация:

  • сведения о юрлице;
  • место и время съезда;
  • план мероприятия и перечень решаемых вопросов;
  • порядок регистрации членов;
  • правила изучения документов, относящихся к процессу.

Все документы, с которыми участникам необходимо ознакомится перед совещанием, должны быть направлены им заблаговременно в пятидневный срок до начала мероприятия.

Первое собрание

Перед первым съездом кредиторов управляющий должен ознакомиться с требованиями каждого участника, изучить особенности дела и финансовое положение юридического лица. При наличии оснований для проведения съезда заимодателей управляющий определяет время мероприятия.

Для участия на первом съезде заимодатели должны направить свои требования в суд и включить их в реестр.

для физических лиц – 300 рублей, для организаций – 6 000 рублей

Инициировать банкротство могут руководитель, кредиторы, уполномоченные органы (налоговые службы, муниципальные образования). У всех, кто имеет право обратиться в суд о признании банкротом – это право, а у самого должника такая процедура является и правом, и обязанностью

Как подать требование о включении в реестр кредиторов ? Требование о включении в реестр направляется в арбитражный суд, должнику и временному управляющему в виде заявления, к которому нужно приложить судебный акт или иные документы, которые бы обосновывали предъявляемые требования

Для этого надо подать заявление о включении в реестр : – должников — юридических лиц: в течение 30 дней с момента публикации в СМИ сообщения о введении процедуры наблюдения, – должников — физических лиц: в течение 2 месяцев с момента размещения в СМИ публикации о введении процедуры реструктуризации задолженности

Юридическое лицо признается банкротом исключительно по решению арбитражного суда. Фактическим основанием этого решения является подтвержденное в установленном порядке длительное отсутствие возможности погасить задолженность перед кредиторами по взятым на себя обязательствам

Банкротство — это неспособность компании платить по обязательствам: начислять зарплату, выходные пособия, рассчитываться с контрагентами. Чтобы арбитражный суд вынес решение о несостоятельности, срок задержки платежей должен быть не менее трёх месяцев, а общая сумма задолженности — не менее 300 тысяч рублей

Под отсутствующим должником закон понимает гражданина или юридическое лицо, фактически прекратившее свою деятельность, если такой гражданин или руководитель юридического лица отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным (п. 227 Закона о банкротстве)

Лектор предупредил, что исковая давность перестает течь, если иск предъявлен в судебном порядке или если ответчиком долг признан. Со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права срок исковой давности не течет на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права. 7 мая 2020 г

Общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения

Суд примет к рассмотрению заявление о банкротстве юридического лица только если будут установлены следующие признаки: требования к должнику – юрлицу в совокупности составляют не менее, чем 300 тыс. должник не выполняет обязанности по уплате платежей в течение 3 месяцев с даты, когда они обязаны были быть исполнены

Заявление должно быть представлено в случаях, предусмотренных п. 9 Закона о банкротстве , в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств. В случае неисполнения требований закона могут наступить административная, а также субсидиарная ответственность

При каких долгах можно использовать внесудебную процедуру банкротства Оформить банкротство через МФЦ может гражданин, у которого общий размер долгов составляет от 50 000 до 500 000 рублей. Если сумма больше, банкротство можно оформить только в судебном порядке

Для получения статуса банкрота долг должен превышать 50 тысяч ₽ — до 2020 года сумма составляла 500 тысяч ₽. Если не в состоянии выплачивать долг, а просрочки превышают три месяца, разрешается начать процедуру банкротства. Процедура банкротства выгодна, если сумма долга в несколько раз превышает имущество должника

Сколько должна быть просрочка для банкротства ? Для запуска процедуры банкротства физического лица не нужно дожидаться, когда сумма долгов превысит 500 тысяч рублей, а просрочка превысит 3 месяца

Последствия банкротства юридического порядка о статусе юридического лица как банкрота публично сообщается, прекращается выполнение исполнительных листов, снимается арест со всех активов, а новый арест имущества запрещается, по результатам процедуры, из списка ЕГРЮЛ исключают компанию – банкрота

Подать заявление в Арбитражный суд можно лично, через канцелярию суда, отправить по почте, либо подать документы в электронном виде через систему подачи документов «Мой арбитр». Арбитражный суд рассматривает поданное заявление о банкротстве и проверяет его на предмет соответствия закону

Юридическое лицо , за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным ( банкротом )

Последствия признания гражданина банкротом в течение 3 лет гражданин не вправе занимать управленческие должности в организациях, а значит, могут возникнуть проблемы, если он уже занимает пост руководителя и если у него числятся сотрудники в подчинении, ограничение на банкротство в последующие 5 лет

Ответ: Предприятие – банкрот должен выплатить работникам заработную платы за отработанное время, выходное пособие в размере одного среднемесячного заработка, компенсацию в размере среднемесячного заработка за увольнение в срок меньший, чем два месяца после получения уведомления

Начать процедуру банкротства имеет право любое физическое лицо , чей долг перед организациями превысил 500 тысяч рублей. При этом просрочка по уплате обязательств должна превышать три месяца. Инициаторами начала осуществления процедуры банкротства могут также выступить кредиторы или Федеральная налоговая служба

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.