Энциклопедия решений. Подача должником-юридическим лицом заявления о собственном банкротстве (заявление должника)

Содержание

Этап 1. Принятие решения о ликвидации компании. И назначении ликвидатора

Начинается процесс избавления от ненужной компании с принятия решения ее участниками. Решение должно быть принято единогласно. Если есть пропавшие участники, или те, с которыми нет связи, придется сначала навести в этом порядок. Как правило, таких участников исключают через суд, как систематически нарушающих свои обязанности, и делающих невозможной работу общества (будем рассматривать все на примере ООО, как самой частой коммерческой ОПФ).

После того, как есть необходимый кворум (100% голосов), на общем собрании участников необходимо принять решение по следующей повестке дня:

  • Ликвидация компании.
  • Назначение ликвидатора.

Ликвидатором может быть любое лицо, имеющее право быть руководителем компании. Можно назначить и ликвидационную комиссию, формально разницы между ними нет.

Как правило, ликвидатором назначают действующего директора.

Если в обществе один участник, он принимает единоличное решение по тем же вопросам. После этого нужно зарегистрировать в ЕГРЮЛ факт начала процедуры ликвидации компании. И назначения ликвидатора (главы ликвидационной комиссии).

Этап 2. Публикации

Сразу после получения Листа записи о начале ликвидации, необходимо сделать публикацию в журнале «Вестник государственной регистрации». И в реестре ЕФРСФДЮЛ. Для второго есть срок — три рабочих дня с момента регистрации сообщения о начале ликвидации в ЕГРЮЛ. Основание — пп. «в» п. 7 ст 7

Федерального закона от 08. 2001 № 129-ФЗ (ред. от 27. 2018) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Насчет срока — это не совсем точная трактовка нормы закона, когда нужно вносить сведения «в течение трех рабочих дней с даты возникновения соответствующего факта». Собственно, возникают вопросы, когда факт возник — когда принято решение о ликвидации, или когда оно зарегистрировано в налоговом органе? Но, поскольку внесение в ЕГРЮЛ длится 7 рабочих дней, внести после принятия решения в течение трех дней проблематично. Тем самым была принята трактовка, начинающая течение срока с момента государственной регистрации сообщения о начале ликвидации.

Соответствующие публикации нужны для того, чтобы кредиторы компании, если они есть, смогли в установленный срок (как правило, это два месяца, меньше нельзя), заявили свои требования.

Как правило, в публикации указывается адрес компании, указанный в ЕГРЮЛ.

Важно: если после публикации налоговая внезапно признала адрес компании недостоверным, и было принято этот адрес сменить (или пришлось уточнять его вплоть до офиса и помещения), придется снова подать публикацию в «Вестник».

В ЕФРСФДЮЛ нужно вносить сведения только о начале процедуры ликвидации. Все остальные сведения туда внесет регистрирующий орган. Но если не внести — возможен отказ в регистрации на следующем этапе. Особенно этим «грешат» региональные регистрирующие налоговые инспекции. Но и в столицах иногда бывают случаи таких отказов, особенно в последнее время.

Есть вероятность, что налоговики обязательно проверят этот момент.

Этап 3. Промежуточный ликвидационный баланс

Этот этап является некой «развилкой», на которой прекращается сходство данной процедуры с добровольной ликвидацией. Именно при составлении промежуточного ликвидационного баланса (ПЛБ) должно прийти понимание, есть ли у ликвидируемой компании средства для того, чтобы расплатиться со всеми кредиторами. Если их не хватает, или их нет вообще — пора переходить в банкротство.

До составления ПЛБ ликвидатор должен провести сверку с налоговой, отправить запросы в ГИБДД, Роспатент, Росреестр, и другие регистрирующие организации в целях розыска и уточнения имущества, которое может быть у компании. По сути, он собирает «конкурсную массу», из которой будут удовлетворяться требования кредиторов.

Итак, составляется ПЛБ, сообщение об этом подается в регистрирующий орган.

Важно: сам ПЛБ в налоговую подавать, по закону, нет обязанности. Но иногда может быть отказ в регистрации, хоть он и незаконен. Каждый сам выбирает, как поступить — правильно, или чтобы точно зарегистрировали.

Итак, после получения Листа записи о регистрации этого этапа, пора переходить в упрощенное банкротство.

Этап 5. Конкурсное производство

Арбитражный суд вводит конкурсное производство, назначает конкурсного управляющего. Поскольку тут должник банкротит сам себя, конкурсного назначает сам суд.

После своего назначения, в течение 10 дней конкурсный управляющий делает публикацию о введении конкурсного производства в газете «Коммерсантъ», а также в реестре ЕФРБ.

С даты введения конкурса:

  • прекращаются взыскания по исполнительным производствам и исполнительным листам;
  • прекращается начисление процентов, неустоек, пеней, штрафов по обязательствам должника;
  • Срок исполнения обязательств, возникшим до введения конкурса, считается наступившим;
  • Все требования кредиторов предъявляются в 30-дневный срок с момента публикации в «Коммерсанте».
  • аресты имущества, счетов, активов прекращаются.

Полномочия руководителя должника переходят от ликвидатора к конкурсному. Ликвидатор должен по акту передать все документы и ценности управляющему.

Важно: если кредиторы не заявили свои требования повторно, в указанный 30-дневный срок, суд не будет завершать конкурсное производство. Он его прекратит с рекомендацией завершить ликвидацию по закону, поскольку формально долгов у компании нет. Опоздание с подачей требований тоже сюда относится.

Также конкурсный управляющий:

  • принимает в ведение имущество должника, проводит его инвентаризацию, обеспечивает сохранность, распоряжается в пределах, установленных законом;
  • принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц; подает иски о признании сделок недействительными или мнимыми, иски о взыскании убытков;
  • при наличии оснований подает иски о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц;
  • уведомляет работников должника о предстоящем увольнении и увольняет их в установленном действующим законодательством порядке;
  • предъявляет иски о взыскании задолженности перед должником к его контрагентам;
  • заявляет в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, ведет реестр требований кредиторов;
  • оценивает и продает имущество должника, формирует конкурсную массу;
  • за счет конкурсной массы удовлетворяет в установленном законом порядке требования кредиторов;
  • регулярно информирует о своей деятельности кредиторов; не реже одного раза в три месяца проводит собрание кредиторов;
  • по окончанию конкурсного производства сдает дела в архив, получает свидетельство о ликвидации предприятия.

После рассмотрения отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства, арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.

В срок от 30 до 60 дней суд направляет это определение в регистрирующий орган, Это определение является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

С даты внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ конкурсное производство считается завершенным. Долги, который в процедуре упрощенного банкротства не погасили — будут считаться погашенными.

В каких случаях не стоит использовать упрощенное банкротство

Процедуру упрощенного банкротства не стоит применять, если компании угрожает выездная налоговая проверка (ВНП).

Во-первых, само объявление о начале ликвидации является сигналом для налоговиков — риск проверки возрастает многократно.

Во-вторых, если во время ликвидации начата налоговая проверка — до ее завершения ликвидацию завершить не дадут. И скорее всего, налоговики не будут тянуть с проверкой до регистрации сообщения о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

И в третьих, если есть риск выездной налоговой проверки — есть другие способы ликвидировать компанию.

Эксперты знают, как ликвидировать ООО с любыми долгами без налоговой проверки.

Когда еще применяется упрощенное банкротство

Упрощенное банкротство применяется не только при невозможности рассчитаться с кредиторами. Еще его применяют при банкротстве отсутствующего должника.

Вот что говорит п. 1 ст. 227 ФЗ «О несостоятельности»:

«В случаях, если гражданин — должник или руководитель должника — юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности».

Уполномоченный орган — это налоговая служба. И они подают на банкротство только если точно знают, что у организации есть средства на оплату процедуры. Из бюджета они её оплачивать не будут.

Не лишним будет уточнить, что выбирать тот или иной способ закрытия компании нужно только после детальной консультации со специалистами.

При какой сумме долга можно подать на банкротство?

По закону физическое лицо вправе стать банкротом при любой задолженности. В 2022 году ограничений нет, но нужно учитывать, кто и куда подает заявление о банкротстве: должник или кредиторы, в суд или в МФЦ. Все условия, при которых возможно банкротство физических лиц, определены Федеральным законом от 26. 2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Через суд

Физлицо вправе оформлять банкротство вне зависимости от размера задолженности. Например, можно подать заявление в арбитражный суд, если долг составляет 200 000 или 300 000 рублей, и должнику заранее известно, что он не сможет рассчитаться перед кредиторами. И не нужно ждать, пока задолженность вырастет до 500 000 рублей — напоминаем, что ограничений по сумме долга для банкротства нет. Чем раньше вы примете решение о признании несостоятельности, тем быстрее и проще пройдет процедура.

«Если должник понимает, что не справляется с исполнением обязательств, то лучшее решение — подать на банкротство. Однозначно не стоит брать новые кредиты и займы, доводить дело до передачи долга коллекторам и дожидаться других негативных последствий. Гораздо проще сразу обратиться за юридической помощью, признать банкротство и начать финансовую жизнь с чистого листа, без кредитов и других долгов. Записывайтесь к нам на консультацию: мы ответим на все вопросы и подскажем, что лучше предпринять на данном этапе».

Окладников Илья Викторович

Руководитель юридического департамента по банкротству

Если общий размер задолженности перед всеми кредиторами превышает 500 000 рублей, то признание финансовой несостоятельности — это не право, а обязанность гражданина. У него есть 30 дней с того момента, когда ему стало известно, что сумма долговых обязательств превысила 500 000 рублей и что не получится одновременно платить всем кредиторам соразмерно. В течение этих 30 дней физическое лицо должно составить и подать заявление в суд, чтобы инициировать банкротство. В противном случае, возможно привлечение к административной ответственности по ст. 13 КоАП РФ.

Какова общая сумма задолженности перед всеми кредиторами?

В сумму долгов можно включить, не только сам кредит, но и пени, проценты, а так же задолженности по ЖКХ, штрафы ГИБДД и налоги

Менее 50 000 руб. 50≤ т. Более 3 000 000 руб. ≥3 млн.

1 из 9

Через МФЦ

Другое дело — сумма долга для банкротства, которое проводится через МФЦ. В 2022 году она ограничена и составляет от 50 до 500 тысяч рублей. Это означает, что направить заявление в многофункциональный центр можно только в том случае, если суммарный размер долговых обязательств находится в этом диапазоне. Если долг превышает 500 000 рублей, то единственный способ признать себя банкротом — обратиться в суд.

Не стоит забывать, что для банкротства через МФЦ есть еще одно важное условие: отсутствие открытых производств в ФССП. Они должны быть остановлены в силу отсутствия у гражданина имущества, подлежащего реализации. Это делает банкротство через многофункциональные центры менее доступным, чем обращение с аналогичным заявлением в суд.

Правда ли, что обанкротиться можно только при задолженности от 500 тысяч рублей?

Вокруг банкротства физических лиц всегда ходит много слухов. Мы задали несколько вопросов юристу, чтобы разобраться со всеми нюансами.

  • Правда ли, что стать банкротом можно, только если минимальная сумма задолженности превышает 500 000 рублей?К нам часто обращаются с этим вопросом, и ответ всегда один: нет, это неправда. Физическое лицо может подать на банкротство при любой сумме долга: это установлено п.2 ст. 213.4 ФЗ-127 и подтверждается Постановлением Пленума ВС РФ от 13.10.2015 №45. Достаточно того, что должник понимает неспособность исполнить долговые обязательства в установленный срок.
  • Получается, что условия о размере долга более 500 000 рублей и просрочке свыше 3 месяцев не важны для заемщика?Данные условия действительно определены законом, но они актуальны для кредиторов. Должник к этим условиям не имеет абсолютно никакого отношения — они указаны только для тех, кому он должен деньги. Например, для банка, которому заемщик должен более 500 000 рублей и не платит уже 3 месяца. Тогда у этого банка возникает право подать в суд на банкротство заемщика, вот и все!
  • А что с индивидуальными предпринимателями? Им тоже не нужно ждать, пока долг превысит 500 000 рублей?Верно! У предпринимателей, как и обычных физических лиц, есть право обратиться в суд с заявлением о банкротстве при любой сумме долга.Другое дело — когда сумма долга уже превышает 500 000 рублей. Тогда бизнесмен уже обязан обратиться в суд. Перед этим стоит прекратить деятельность в качестве ИП.

Банкротство — реальная возможность избавиться от всех долгов. И если у вас возникают вопросы, в том числе по размеру задолженности, то не полагайтесь на слухи и выдумки. Лучше обратитесь к профессионалам — юристы нашей компании просто и понятно объяснят, при каких условиях возможно банкротство и что нужно предпринять в вашем случае.

С чем могут столкнуться кредиторы после банкротства должника

Если фирма объявляет себя банкротом, то кредиторы могут столкнуться с проблемой в виде взыскания долга. Когда
компания является неплатежеспособной, оплата долга происходит при помощи продажи имущества. Для этого суд
отнимает возможность руководителя распоряжаться активами, арбитражный управляющий берет на себя его полномочия,
следит за совершенными сделками и рассчитывается с кредиторами.

Главной задачей арбитражного управляющего является взыскание долгов после банкротства.

Согласно статье 213. 30 Федерального закона «О несостоятельности» предусматривает следующие ограничения для
банкротов:

  • Запрещается занимать руководящие должности в течение трех лет
  • Обязательно извещать о факте банкротства новых кредиторов в течение пяти лет
  • Запрещается повторное объявление себя банкротом в течение пяти лет

Если банкротом становится физическое лицо, его долги могут быть связаны с задолженностью перед другими гражданами
по расписке, перед коммунальными услугами, по ипотеке и потребительским займам. Признать себя банкротом
физическое лицо может через 3 месяца невыполнения своих обязательств.

Сначала должнику будет отправлено уведомление с просьбой погасить долг в течение одного месяца, чтобы решить
вопрос во внесудебном порядке. Если же после этого долг не погашен, взыскание будет проводится через суд.

Текущим платежом может быть только обязательство, касающееся использования материальных средств как средств
платежа для погашения долга. Для определения правовой основы требований как текущего платежа необходимо
определить, когда возникла задолженность банкрота. Этот момент не всегда связан с датой заключения договора с
должником.

Финансовые обязательства появляются в результате договорных отношений и заключаются в уплате денежными средствами
или другими финансовыми активами компаниям. К финансовым обязательствам относится кредиторская задолженность
поставщикам и подрядчикам. Также туда входит долг арендатора по финансовой аренде.

Способы взыскания задолженности с должника банкрота

  • Внесудебное производства (переговоры)
  • Самостоятельное взыскание долга
  • Передача прав требований о взыскании задолженности (продажа долга)
  • Взыскание через суд
  • Исполнительное производство
  • Взыскание через процедуру банкротства

Выбор способа взыскания зависит от типа должника

  • Платежеспособные и признающие наличие долга, но не погашающие его
  • Признающие наличие долга, но не платежеспособные
  • Не признающие имеющийся долг

От того, кем является взыскатель, будут зависеть действия по взысканию денежных средств с обанкротившегося
должника. Если у взыскателя имеются претензии к должнику из-за исполнения денежных обязательств по заключенным
договорам, тогда погашение таких требований происходит в третью и далее очередь.

Процесс взыскания долга через банкротство происходит в следующем порядке:

  • В Арбитражном суде возбуждается дело о банкротстве
  • В течение 30 дней кредиторы подают требования должнику
  • Суд принимает возражения с 30 по 45 день
  • Рассматривают требования и возражения
  • Погашение требований

Процесс взыскания долга начинается с составления искового заявления. В нем необходимо указать сведения об истце и
ответчике, детально описать финансовую ситуацию и суть претензии с доказательствами (соглашение о предоставлении
кредита, сумма долга).

Существует определенный порядок выплат, если должник не в состоянии погасить весь долг сразу. Сначала покрываются
судебные расходы, которые появились за процедуру банкротства, за услуги арбитражного управляющего и
специалистов. Далее выплачивается заработная плата и выходные пособия сотрудникам. После этого оплачиваются
услуги лиц, которые были привлечены арбитражным управляющим. После этого оплачиваются эксплуатационные расходы. Все остальное покрывается в последнюю очередь.

После того как требования кредитора считаются обоснованными, он имеет право участвовать в собраниях кредиторов,
анализировать отчет управляющего о финансовом состоянии организации должника и принимать решения о переходе к
иным процедурам банкротства.

Особенности взыскания на разных стадиях банкротства

Кредиторы, которые участвуют в собрании на этапе наблюдения, для взыскания долга с должника банкрота могут:

  • Предложить кандидата на временную должность управляющего
  • Выбрать реестродержателя
  • Инициировать введение финансового оздоровления
  • Ходатайствовать о признании организации банкротом

Проводить финансовое оздоровление нужно после получения анализа отчета временного управляющего о состоянии дел в
компании. Также необходимо иметь план по восстановлению платежеспособности и графика погашения долга.

Если после финансового оздоровления организация не восстановила платежеспособность, кредиторы могут инициировать
переход к внешнему управлению. При нем руководитель-должник теряет свои полномочия, полномочия управляющих
увеличиваются, и кредиторы получают право производить замещение активов.

Замещение активов – способ взыскать долги с юридического лица. Для этого создается акционерного общество, ему
передаются все активы организации, акции продаются на фондовой бирже. В результате этого повышается
капитализация компании, на полученные средства модернизируется производство, в следствие чего происходит
погашение долгов.

Если вышеперечисленные способы не помогли, организация становится банкротом после принятия такого решения судом,
далее объявляется конкурсное производство. В нем управляющий:

  • Проводит оценку стоимости имущества организации
  • Организует торги
  • Распределяет полученные средства между кредиторами

Исковой срок взыскания долга составляет 3 года.

Если требования к должнику не относятся к текущим выплатам, то необходимо включить в реестр требований должника. сроки включения зависят от процедуры банкротства, от даты публикации сообщения о банкротстве.

Процедура банкротстваСрок

Наблюдение (банкротство юрлица)30 календарных дней с момент публикации сведений о введении наблюдения
Внешнее управлениеВ любое время
Конкурсное производстваВ течение двух месяцев с момента публикации информации об открытии конкурсного производства
Банкротство физлицВ течение 2 месяцев с момента публикации сведений о признании гражданина банкротом

Заявление о включении требований в реестр составляется в письменном виде, подписывается кредитором и его
представителем. Далее оно направляется в Арбитражный суд, управляющему и должнику. В требовании необходимо
указать:

  • Арбитражный суд, который рассматривает дело о взыскании задолженности через банкротство должника
  • Номер банковского дело и ФИО судьи
  • Реквизиты сторон
  • Обоснования требования кредитора
  • Расчет требований
  • Доказательство этих требований

Для оперативного решения вопроса о взыскании с должника – банкрота, обратитесь в компанию «Бизнес-гарант». Юристы
с большим опытом работы выполнят свои обязательства в срок, оказав квалифицируемую помощь.

Как нужно применять мораторий

Стоит отметить, что у федеральных органов исполнительной власти нет единого мнения о том, должен ли применяться введенный с 1 апреля по 1 октября 2022 года мораторий ко всем должникам, кроме некоторых застройщиков, или все же только к банкротным, отвечающим определенным условиям. Общих разъяснений они не давали, однако в ответах на поступающие от организаций в их адрес обращения позиции о применении моратория все же зафиксированы. В частности, в ответах на письма АРБ – неудивительно, что ассоциация крайне заинтересована в получении мнений органов власти хотя бы в таком виде: банки, напомним, являются не только кредиторами должников, но и лицами, обязанными незамедлительно исполнять содержащиеся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требования о взыскании денежных средств со счетов должников, которые они обслуживают (ч. 5 ст. 70 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”; далее – Закон № 229-ФЗ).

ФССП России отметила, что постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счете, обязательны к исполнению кредитными организациями до получения от судебного пристава-исполнителя постановления о приостановлении исполнительного производства (arb. ru/arb/press-on-arb/fssp_rossii_otvetila_pro_moratoriy-10558932).

Департамент нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов Минюста России подчеркнул, что, исходя из определения понятия должник и предмета регулирования Закона № 127-ФЗ, приостановление исполнительных производств возможно исключительно в отношении юридических лиц, ИП и граждан, которыми или в отношении которых были поданы заявления о банкротстве, в случае, если вопрос о принятии этих заявлений не был решен к дате введения моратория (то есть к 1 апреля). Иное толкование, по мнению департамента, противоречит положениям Закона № 127-ФЗ. При этом отмечается, что в настоящее время вопросы о приостановлении исполнительного производства рассматриваются судебными приставами-исполнителями при наличии всех установленных законодательством условий при поступлении заявления от сторон исполнительного производства (arb. ru/b2b/docs/otvet_ministerstva_yustitsii_rossiyskoy_federatsii_na_zapros_arb_o_vvedenii_mora-10556344/). Стоит подчеркнуть, что в ответе содержится и стандартная оговорка о том, что мнение Минюста России, высказанное в ответах на обращения, не является обязательным для правоприменителя и не может рассматриваться в качестве официального разъяснения законодательства РФ или доказательства в суде.

Департамент корпоративного регулирования Минэкономразвития России, также отметив, что министерство не наделено полномочиями по разъяснению федеральных законов и вправе только высказать не являющееся обязательным для применения мнение, указал2, что вопросы, касающиеся круга лиц, на которые распространяются правила о моратории, и приостановления исполнительного производства по имущественным взысканиям, в том числе в части отдельных видов требований, разъяснены в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 2020 г. № 44 “О некоторых вопросах применения положений статьи 9. 1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ” (далее – Постановление Пленума № 44).

В данном постановлении, напомним, отмечается, в частности, что:

  • правила о моратории распространяются на лицо, которое отвечает требованиям, установленным актом Правительства РФ о введении в действие моратория, вне зависимости от того, обладает такое лицо признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества или нет (п. 2 Постановления Пленума № 44);
  • в силу прямого указания закона со дня введения в действие моратория исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория, приостанавливается – на основании акта о введении моратория. Это значит, что в период его действия не допускается применение мер принудительного исполнения, а также исполнение исполнительного документа, предъявленного взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию. Банк, в который поступает исполнительный документ в отношении должника, на которого распространяется действие моратория, принимает его и оставляет без исполнения до окончания действия моратория (абз. 3 п. 6 Постановления Пленума № 44);
  • правило о том, что в период действия моратория на требования к подпадающему под него лицу, которые возникли до введения моратория, не начисляются финансовые санкции, в том числе проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 Гражданского кодекса), неустойка (ст. 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (ст. 75 Налогового кодекса), означает, в частности, что предъявленное в общеисковом порядке заявление кредитора о взыскании с такого лица финансовых санкций, начисленных за период действия моратория, не подлежит удовлетворению. Причем лицо, подпадающее под действие моратория, вправе заявить возражение об освобождении от уплаты неустойки и в том случае, если в суд не подавалось заявление о его банкротстве. Однако если при рассмотрении спора о взыскании неустойки или иных финансовых санкций, начисленных за период действия моратория, будет доказано, что ответчик не пострадал от обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, и его ссылки на эти обстоятельства представляют собой проявление заведомо недобросовестного поведения, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий поведения ответчика может удовлетворить иск полностью или частично, не применив возражения о наличии моратория на основании установленных ст. 10 ГК РФ норм о злоупотреблении правом (п. 7 Постановления Пленума № 44).

Банк России, тоже указав, что официальное разъяснение законодательства РФ о банкротстве и об исполнительном производстве не относится к его компетенции, счел возможным выразить мнение по вопросам АРБ о применении моратория на банкротство, в том числе в части исполнения в период его действия требований исполнительных документов, – так как свои позиции по ним в ответах ассоциации уже изложили Минэкономразвития России, Минюст России и ФССП России. По его мнению, из буквального прочтения Постановления № 497 следует, что введенный мораторий на банкротство является общим для всех должников, за исключением указанных в п. 2 данного постановления. И в отношении всех этих лиц исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория, приостанавливается – это соответствует разъяснениям, содержащимся в п. 2 и п. 6 Постановления Пленума № 44. Также Банк России сослался на Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 18 апреля 2022 г. № 305-ЭС21-25305, в котором суд указал на императивность п. 9 ч. 1 ст. 40 Закона № 229-ФЗ, в соответствии с которым исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случае распространения на должника моратория на банкротство, что обусловливает необходимость соблюдения данной нормы приставами, за исключением случая, когда должник заявил об отказе от применения в его отношении моратория на банкротство (подробно об этом решении ГАРАНТ. РУ писал ранее).

ВС РФ, к которому АРБ обратилась в мае с просьбой дать разъяснения по вопросу о круге лиц, на которые распространяется мораторий на возбуждение дел о банкротстве, введенный Постановлением № 497, учитывая существующую упомянутую выше позицию Минюста России, отметил, что разъяснения о применении ст. 1 Закона № 127-ФЗ содержатся в Постановлении Пленума № 44 (arb. ru/b2b/docs/otvet_vs_rf_na_pismo_arb_o_pravovom_regulirovanii_moratoriya_na_vozbuzhdenie_del-10564049/). При этом Суд сообщил, что сейчас обсуждается необходимость подготовки дополнительных разъяснений, поскольку вопросы о применении данной статьи и Постановления № 497 поступают и от судов.

Как видно, далеко не все органы власти полагают, что введенный мораторий должен распространяться почти на всех должников вне зависимости от их платежеспособности. По словам заместителя председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку Аркадия Свистунова, в нижнюю палату парламента поступило огромное количество обращений, связанных с Постановлением № 497, – депутат объясняет это тем, что “за разъяснениями обращаться некуда, потому что все разъяснения федеральных органов исполнительной власти – разные, а практика вообще пошла по своему пути”. Как отмечает заместитель председателя экспертного совета Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг Эльман Мехтиев, сложившаяся неопределенность приводит к тому, что некоторые банки списывают средства со счетов должников по требованиям ФССП России, другие арестовывают средства на счетах клиентов, но никуда их не перечисляют, а часть банков отказываются в принципе что-либо делать с деньгами клиентов-должников.

Как нужно скорректировать нормы о моратории

Если исходить из буквального толкования именно положений Постановления № 497 и действительно распространять мораторий на абсолютное большинство должников, можно получить масштабный и системный кризис в сфере исполнения договорных обязательств, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике Станислав Наумов, разработавший законопроект об уточнении последствий введения моратория на возбуждение дел о банкротстве (внесен в Госдуму 13 мая). В пояснительной записке к проекту отмечается:

  • введение “тотального” моратория на возбуждение дел о банкротстве, предполагающего запрет на обращение взыскания на заложенное имущество и возможность приостановления исполнительных производств по имущественным взысканиям по возникшим до введения моратория требованиям, в отношении практически всех должников вне зависимости от наличия или отсутствия у них возможности исполнять свои обязательства создает неравные условия для субъектов экономической деятельности и может привести к снижению финансовой устойчивости кредиторов-взыскателей или даже к их банкротству;
  • последствия введения моратория в виде прекращения исполнительных производств могут привести к ухудшению финансовой дисциплины должников, так как исполнять обязательства перестанут и те, кто объективно имеет возможность это делать, – в связи с отсутствием какой-либо ответственности за неисполнение. И это может негативно повлиять на стабильность гражданского оборота, который и так сейчас находится в “зоне турбулентности” в связи с непростой экономической ситуацией;
  • в настоящее время для должников-граждан предусмотрен ряд мер по защите от негативных последствий принудительного взыскания по исполнительному производству: в частности, не допускается обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника в размере прожиточного минимума (с 1 февраля текущего года на основании Федерального закона от 29 июня 2021 года № 234-ФЗ), до 30 сентября должники со снизившимся доходом могут обратиться к кредитору за предоставлением кредитных каникул сроком до полугода (ст. 13 Федерального закона от 8 марта 2022 г. № 46-ФЗ).

Таким образом, введение такого моратория на шесть месяцев без адекватных мер защиты кредиторов депутат считает избыточной мерой. В связи с этим законопроектом № 123230-8 предлагается скорректировать п. 3 ст. 1 Закона № 127-ФЗ: закрепить в нем положение о том, что мораторий распространяется только на должников, которые обладают признаками банкротства, установленными данным законом, а исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям к таким должникам, возникшим до введения моратория, приостанавливается при направлении ими соответствующего заявления судебным приставам-исполнителям. Корреспондирующие изменения предполагается внести и в п. 9 ч. 1 ст. 40 Закона № 229-ФЗ.

Мнение экспертного сообщества о моратории и законопроекте

Как показало обсуждение в рамках состоявшегося на прошлой неделе в Госдуме круглого стола “Мораторий о банкротстве. Оценка фактического воздействия антикризисных мер Правительства РФ”, многие представители профессионального сообщества концептуально поддерживают принятие законопроекта.

Андрей Емелин, председатель Некоммерческого партнерства “Национальный совет финансового рынка”:

“В связи с принятием Постановления № 497 не только финансовый рынок, но и операторы связи, и организации сферы ЖКХ, и в принципе все, кто так или иначе работает с должниками, поставлены в ситуацию не просто неопределенности, а ущемления своих прав. Вариант моратория, который реализуется в этом году, разительно отличается от того, который был предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 428: оно предполагало применение ст. 1 Закона № 127-ФЗ исключительно точечно, поэтому тогда не возникло ни одного вопроса о правильности включения этой статьи в закон. Сейчас, когда ситуация в принципе не сильно отличается от 2020 года: она пока только гипотетически может быть хуже или лучше, – принято решение, которое лишает всех кредиторов способов правовой защиты. На выходе мы получаем примерно 55 млн должников, освобожденных от уплаты долгов. Общая сумма, по приблизительным подсчетам, – около 5 трлн руб. , из них почти 4 трлн приходится на финансовый рынок, 500 млрд – на сферу ЖКХ, порядка 400 млрд – на сферу связи.

На мой взгляд, принятое решение не очень соответствует букве закона о банкротстве, на что обращает внимание, в частности, Минюст России.

Так что я поддерживаю законопроект, есть предложения по мелкой редактуре, но концептуально предлагаемая модель правильная: нужно доказать наличие у лица признаков банкротства. Если лицо доказало, что оно обладает признаками банкротства вследствие тех обстоятельств, которые послужили основанием для введения моратория, никто не спорит: давайте его освободим от платежей. Но таких пострадавших точно будет не 55 млн”.

Елена Самохина, заместитель директора Департамента банковского развития Ассоциации банков “Россия”:

“Хотелось бы обратить внимание на ситуацию с платежной дисциплиной. Возьмем самый явный пример того, когда одно юридическое лицо сильнее, а другое слабее, – это факторинг. В нем есть поставщик, который часто является субъектом МСП, и есть дебитор, как правило, – более крупная организация. Факторинговые компании последние полтора месяца сигнализируют об ухудшении платежной дисциплины. Мы проверили банки, которые напрямую работают с факторингом, связались с дочерними факторинговыми компаниями банков, и они подтверждают, что мораторий является прямым существенным фактором этого ухудшения. Так что есть последствия моратория не только в отношении финансового бизнеса, который в этом году уже и так пострадал, но и просто бизнеса, которому более крупные контрагенты начинают хуже платить. И не всегда эти более крупные контрагенты находятся под санкциями или каким-то образом пострадали, у них просто юридически появилась такая возможность”.

О негативном эффекте тотального моратория говорят и представители сферы ЖКХ. Как отметила Директор ассоциации региональных расчетных центров Ольга Селляхова, по состоянию на 1 апреля текущего года в производстве находилось 300 млрд исполнительных листов по долгам за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), а общий объем накопленной дебиторской задолженности по ЖКУ, по данным Минстроя России, составлял 1,4 трлн руб. “Банки тотально отказались принимать исполнительные листы. Если у кредитных организаций к концу года могут возникнуть негативные последствия из-за моратория, то для сферы ЖКХ они есть уже сейчас. Лето – это ремонты, а у нас нет денег на проведение срочных ремонтов, которые нужны, чтобы подготовиться к осенне-зимнему периоду. Так что любое движение в сторону того, чтобы ослабить тотальный мораторий, мы поддерживаем”, – подчеркнула эксперт.

Стоит отметить, что Минфин России отмечал необходимость учета положений Закона № 127-ФЗ при определении круга лиц, на которые распространяется введенный Постановлением № 497 мораторий, и отсутствие в данном постановлении ограничений на начисление пеней на задолженность по оплате коммунальных услуг, возникшую после 1 апреля 2022 года. Тем не менее собираемость платежей с указанной даты сильно снизилась: по данным, которыми поделилась исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова, за первый месяц действия моратория она сократилась на 13%, за второй – на 33%, за третий – на 35% по сравнению с предыдущим месяцем. В некоторых регионах “провал” платежей за ЖКУ составляет до 60%. “Сначала во время пандемии было принято Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 424, по которому абсолютно всем была выписана индульгенция по пеням и штрафам. Этой мерой домохозяйству, например, из трех человек, проживающих в Москве в двухкомнатной квартире и платящих примерно 5000 руб. в месяц, дали послабление в 50 руб. ежемесячно, но при этом “грохнули” систему ЖКХ. Сейчас мораторий на проверки на предприятия ЖКХ не распространяется, все прокуроры пришли к нам. И как “вишенка на торте”– мораторий на банкротство. Банки отказываются любые платежи списывать, а мы не имеем права никого отключить от холодной воды и, естественно, от канализации. Управляющие компании, которые и так никогда не отличались хорошей платежной дисциплиной, теперь поняли, что можно вообще не платить, и мы ничего сделать не можем. Как уже отмечалось, лето – время ремонтов, а у нас даже на реагенты денег нет”, – отметила эксперт, подчеркнув, что при принятии таких мер необходимо тщательно просчитывать экономические последствия для конкретных сфер, которые ими затрагиваются.

В связи с этим участники дискуссии попросили Госдуму инициировать проведение оценки фактического воздействия Постановления № 497, и Станислав Наумов пообещал направить соответствующий запрос в Минэкомразвития России. Кроме того, предлагается ходатайствовать о рассмотрении обсуждаемого законопроекта до конца текущей сессии Госдумы, которая продлится, напомним, до 31 июля, – пока документ включен в примерную программу осенней сессии (рассмотрение в первом чтении запланировано на сентябрь текущего года).

При этом законопроект должен быть скорректирован – как минимум в части уточнения порядка определения признаков банкротства, при наличии которых на должника должен распространяться мораторий. Предлагаемый проектом вариант: ориентироваться на признаки банкротства согласно Закону № 127-ФЗ – по мнению экспертов, не подходит, поскольку, во-первых, их установление происходит в судебном порядке в рамках рассмотрения дел о банкротстве, тогда как мораторий очевидно затрагивает и случаи, когда речь об их возбуждении не идет, во-вторых, долг в 300 тыс. и 500 тыс. руб. (минимальный размер задолженности юридического и физического лица соответственно для принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом согласно ст. 33 Закона № 127-ФЗ) – слишком велик. Особенно для долгов по ЖКХ: по словам заместителя директора Ассоциации “Совет производителей энергии” Сергея Полянцева, практически все юридические лица, являющиеся потребителями ресурсов, имеют задолженность не более 300 тыс. руб. А суммы долга граждан обычно не превышают 30-40 тыс. руб. , отметила Ольга Селляхова.

Таким образом, необходимо четко определить в законопроекте: кто и на каком этапе определяет наличие у должника признаков неплатежеспособности в целях распространения на него моратория на банкротство, иначе предлагаемая редакция ст. 1 Закона № 127-ФЗ либо окажется нерабочей, либо снова повлечет произвольное толкование, полагают эксперты.

Нельзя не отметить, что не все представители профессионального сообщества поддерживают законопроект. Среди противников его принятия – в частности, Банк России.

Никита Теплов, начальник Управления совершенствования регулирования на финансовом рынке Департамента стратегического развития финансового рынка Банка России:

“Мы законопроект не поддержали, но не потому, что все нужно оставить, как есть, а по следующим основаниям.

  • Цель моратория. В нашем понимании она заключается не в том, чтобы не дать обанкротить тех, кто уже стоит на грани банкротства и имеет соответствующие признаки, а в том, чтобы дать возможность и время перестроить бизнес-процессы тем, кто в условиях кризисной ситуации сможет это сделать и существовать дальше. Нужно спасать тех, кому текущее исполнительное производство, обращение взыскания на залог могут просто не дать перестроиться. А законопроект предлагает не банкротить тех, кто уже стоит на грани банкротства.
  • Мораторий введен с 1 апреля. Не секрет, что он обсуждался с начала марта и были предложения министерств и ведомств об ограничении моратория и его последствий, в том числе обсуждалось исключение последствий в виде приостановки исполнительного производства и обращения взыскания на залог. И все равно было принято именно такое решение. Либо потому, что в моменте не могли определить, кто именно пострадает, либо посчитали, что пострадают все. Поэтому концептуально неправильно “опрокидывать” подход Правительства РФ поправками в закон. Все аргументы по корректировке моратория имеют право на существование, но их нужно адресовать правительству. А по факту получается, что органы власти начинают менять решения друг друга.

Само совершенствование порядка применения моратория мы поддерживаем. Занимаем сходную с ВС РФ позицию: если есть основание полагать, что под мораторий попало лицо, которое не пострадало, а просто не хочет платить, то можно в рамках судебного процесса подать заявление о банкротстве этого субъекта и ходатайство о его исключении из-под моратория”.

***

Как видно, корректировка действующих норм о моратории на банкротство действительно необходима. Возможно, сейчас было бы достаточно внесения изменений непосредственно в Постановление № 497. Однако во избежание повторения сложившейся ситуации с неопределенностью толкования соответствующих норм, вероятно, нужно все же закрепить определенные ограничения в части субъектов, на которые может распространяться мораторий, непосредственно в Законе № 127-ФЗ, так как очевидно, что решение о тотальном моратории вряд ли будет признано успешным.

Так что даже если обсуждаемый законопроект в итоге будет рассмотрен только в осеннюю сессию, это не делает его неактуальным: во-первых, действующий мораторий может быть продлен после 1 октября, во-вторых, сама по себе ст. 1 Закона № 127-ФЗ, наделяющая Правительство РФ правом вводить мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов, является постоянно действующей.

1 Текст обращения опубликован на официальном сайте Ассоциации российских банков в разделе “Документы” 13 апреля 2022 года. 2 Ответ Минэкономразвития России на письмо АРБ “О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве Постановлением Правительства Российской Федерации от 28. 2022 № 497” от 18 мая 2022 г. № Д20и-15074 размещен на сайте АРБ в разделе “Документы”.

Банкротство компаний

Любой бизнес развивается циклически: за периодами бурного роста компании следуют спады и наоборот. Но случается так, что «временный кризис» затянулся, долги растут с каждым днем и фирма находится на грани разорения. Собственники бизнеса обычно воспринимают банкротство как полный крах, как окончательный провал проекта. Однако эта юридическая процедура, напротив, может стать способом выйти из тяжелой ситуации с наименьшими потерями и начать «новую жизнь».

Условия банкротства предприятия

По результатам конкурсного производства при завершении процедур банкротства и вынесения об этом определения арбитражного суда сведения о компании исключают из ЕГРЮЛ, то есть деятельность фирмы полностью прекращается. Однако при этом ее долги считаются погашенными, даже те, которые не были покрыты в результате продажи активов.

Процедура признания банкротом регулируется обширным перечнем нормативных правовых актов: федеральными законами (в первую очередь Федеральным законом от 26. 2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), Гражданским кодексом, постановлениями правительства и другими нормативными правовыми актами.

Что же законодатель понимает под банкротством? Это — неспособность должника в полном объеме произвести выплату по своим долговым обязательствам в срок до трех месяцев с момента возникновения последних. Долги могут быть перед кредиторами, перед работниками, в том числе бывшими (зарплата и/или выходные пособия), перед государством (налоги, сборы и иные обязательные платежи).

Заявление о признании компании банкротом имеют право подать должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работник, бывший работник должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда. Для начала процедуры банкротства необходимо соблюдение следующих условий:

  • Неисполненные требования к должнику составляют не меньше 300 тысяч рублей (в некоторых случаях этот порог может быть выше или отсутствовать) и/или обязательные выплаты по долгам или зарплате не проводились более 3 месяцев;
  • Указанные требования подтверждены вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда или судебного акта о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда о взыскании с должника денежных средств (за исключением требований конкурсного кредитора/кредитной организации и требований уполномоченного органа по обязательным платежам).

Институт банкротства призван защитить интересы всех участников процесса. Работники, в том числе бывшие, получат задержанную заработную плату. Учредители компании-должника — возможность закрыть неликвидное предприятие, несмотря на наличие долгов.

Кредиторы получают возможность частичного или полного погашения долговых обязательств перед ними, например, в результате реализации имущества компании.

В масштабах государства институт банкротства служит для оздоровления экономики путем закрытия нежизнеспособных предприятий либо восстановления тех, которые можно спасти.

Стандартная процедура банкротства предприятия

Как мы уже сказали, обязательным является заявление о признании компании банкротом, поданное от имени кредитора, уполномоченных органов, должника, работника компании или уполномоченных лиц. После его получения, суд проверяет наличие вышеуказанных условий банкротства. Если их наличие будет подтверждено, инициируется процедура банкротства.

Статьей 27 Федерального закона от 26. 2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определены пять стадий банкротства:

  • НаблюдениеОсновные задачи этапа: объективно оценить финансовое состояние компании, а также сохранить ее активы, в том числе от возможных действий собственников. Для этих целей суд утверждает временного управляющего — лицо, которое не заменяет руководство фирмы, но ограничивает его в некоторых полномочиях. С этого момента некоторые сделки можно проводить только с согласия управляющего.В период наблюдения (а он составляет до семи месяцев) с имущества компании снимают арест, приостанавливают взыскание долгов, то есть дают возможность нормально работать.За время своей деятельности временный управляющий обязан в том числе провести анализ состояния предприятия, организовать первое собрание кредиторов, вести реестр их требований. Все эти сведения будут переданы арбитражному суду. На их основании вынесут решение — продолжать ли процедуру банкротства и какие процедуры следует применить к компании.
  • Финансовое оздоровлениеЭта стадия — попытка вернуть компании платежеспособность. Процедуру финансового оздоровления вводят лишь при обращении собственников компании (или уполномоченных ими лиц) к собранию кредиторов либо к суду.На период финансового оздоровления с имущества должника снимается арест, не начисляются пени и штрафы за просрочку, не выплачиваются дивиденды по акциям, а также применяются иные меры, предусмотренные законодательством.Длиться этап может до двух лет. Если по итогам компания не смогла рассчитаться с долгами, то суд переходит к следующим процедурам.
  • Внешнее управлениеДанная стадия не является обязательной при банкротстве. Внешнее управление вводят на основании решения собрания кредиторов, если суд считает, что отстранение руководства компании и назначение стороннего управляющего поможет восстановлению платежеспособности фирмы.Длительность внешнего управления — не более чем 18 месяцев с правом продления не более чем на полгода, то есть в общей сложности не более двух лет. В это время управляющий полностью заменяет руководство компании, может выполнять все его функции. Выплата долгов кредиторам на этот период приостанавливается.
  • Конкурсное производствоЕсли все предпринятые попытки восстановить платежеспособность компании не увенчались успехом, все ее имущество распродают посредством торгов. Это и есть конкурсное производство, которое завершает процесс банкротства. Организует процедуру лицо, которое назначил суд. Руководство компании полностью отстраняют от этого процесса, а фирму-должника ликвидируют.Купить долговое имущество на торгах может любой. Полученные деньги идут на покрытие долгов компании перед реестровыми и текущими кредиторами. В соответствии с пунктом 2 статьи 124 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев с возможной пролонгацией (по ходатайству лица, участвующего в деле), но не более чем на полгода.Здесь важно обратить внимание на пункт 50 постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2012 года № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве», в котором говорится, что само по себе истечение срока конкурсного производства не влечет ни завершения конкурсного производства, ни прекращения полномочий конкурсного управляющего, который продолжает сохранять свои полномочия, в том числе по распоряжению имуществом должника, включая право распоряжаться счетом должника. При мотивированном определении или продлении срока конкурсного производства суд одновременно назначает судебное заседание для решения вопроса о его продлении или завершении, которое должно состояться заблаговременно до даты истечения срока конкурсного производства, а в случае продления срока новый срок начинает исчисляться с даты окончания прежнего. Необходимо также иметь в виду, что в исключительных случаях возможно неоднократное продление срока конкурсного производства, в частности, если это необходимо для реализации имущества должника, завершения расчетов с кредиторами или для рассмотрения заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.
  • Мировое соглашениеФормально оно является этапом признания банкротом, но фактически — это способ прекращения такой процедуры. Мировое соглашение не является обязательным, но должник и кредиторы могут заключить его на любом этапе. Сторонам достаточно прийти к согласию, подписать соответствующий документ и утвердить его в суде. В таком случае процедура банкротства прекращается.

Таким образом, при стандартной модели банкротства компании обязательными являются два этапа: наблюдение и конкурсное производство.

Упрощенная процедура банкротства

Случается и так, что учредители или руководители планируют ликвидировать компанию при наличии у нее долгов, погасить которые не представляется возможным. Для таких ситуаций создана упрощенная процедура банкротства. Она значительно короче стандартной, ведь ни наблюдение, ни финансовое оздоровление, ни внешнее управление при ней не вводят, так как собственники компании не планируют восстанавливать бизнес.

Подать заявление о признании банкротом в этих случаях могут учредители компании, или ее руководство после принятия решения о ликвидации, или ликвидационная комиссия, если невозможность полных выплат по долгам выявлена уже после ее создания. Причем это — не право, а обязанность вышеуказанных лиц. При нарушении порядка они будут отвечать по долгам предприятия собственным имуществом. Еще одна возможность применения упрощенного порядка — подача кредитором заявления при наличии начатой процедуры ликвидации компании-должника.

Также упрощенная схема возможна при отсутствии должника: то есть, если фирма фактически не функционирует, не находится по месту регистрации, а найти руководство не представляется возможным. В этих случаях заявление в суд подает конкурсный кредитор или уполномоченный орган.

Кроме того, упрощенная процедура применяется и в ряде иных случаев, предусмотренных законом.

Упрощенная процедура банкротства состоит из одной стадии — конкурсного производства, то есть продажи имущества фирмы (разумеется, с предварительной инвентаризацией и оценкой активов). Это позволяет и сократить срок, и снизить общую стоимость банкротства компании за счет уменьшения судебных расходов, оплаты услуг управляющего.

Итак, процедура банкротства — легальный способ провести ликвидацию компании с долгами. При стандартной схеме процесс может занимать до нескольких лет. Упрощенная процедура значительно быстрее, но она, в отличие от обычной, не может привести к восстановлению фирмы. Тем не менее почти половина всех заявителей в России выбирают именно быстрый способ проведения банкротства.

Документы для банкротства физического лица

Собираюсь подать заявление на собственное банкротство. Имущества, доходов и детей нет. Какой исчерпывающий перечень документов нужно приложить к заявлению в суд?

Упрощенное или судебное банкротство?

Требования к документам

Личные документы гражданина

Подтверждение наличие долга

Документы об имуществе и сделках

Заявление о банкротстве и квитанции

Документы для упрощенного банкротства

Упрощенное или судебное банкротство?

Перед началом сбора документов для банкротства физического лица нужно разобраться в применимом способе банкротства: судебное или упрощенное (через МФЦ). От этого зависит перечень документации.

Упрощенная процедура применима, если выполняются три критерия:

  • размер долгов составляет от 50 до 500 тыс. руб.;
  • исполнительное производство прекращено на основании п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»;
  • не возбуждено иное исполнительное производство после возвращения исполнительного документа взыскателю.

В остальных случаях для личного банкротства гражданин должен обратиться в арбитражный суд.

Требования к документам

Список документов для банкротства физического лица установлен в нормативных правовых актах:

  • для упрощенного (внесудебного) банкротства он содержится в приказе Минэкономразвития России от 04.08.2020 № 497 «Об утверждении формы, порядка заполнения и подачи заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке» (список документов будет рассмотрен далее);
  • для банкротства физического лица через суд указан в ст. 213.4 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

При первом прочтении список кажется очень большим. Что именно понадобится для процедуры в конкретном случае, зависит от обстоятельств.

Если у гражданина нет имущества, официального дохода, и за последние три года он не заключал никаких сделок – перечень бумаг будет меньше, но тоже внушительный.

Сразу отметим, что при сборе документов для арбитражного суда заявитель должен учитывать следующее.

  • Некоторые документы имеют сроки действия. Например, выписка из ЕГРИП действует пять дней, а значит заказывать ее нужно в последнюю очередь.
  • Справки можно собрать самостоятельно или обратиться к юристам по банкротству – неважно, кто их получит.
  • Документы предоставляются в суд в копиях (кроме квитанций), заверять их не нужно. Если обращение подается онлайн через официальную систему «Мой арбитр», то сканы должны быть в хорошем качестве, технически соответствовать требованиям системы.
  • Если каких-либо сведений не хватит, суд оставит заявление физического лица без движения. И примет только тогда, когда недостатки будут устранены.
  • Собрать все реально за 1–5 недель. Но нужно подойти к этому процессу ответственно и со всей внимательностью, чтобы ничего не перепутать и не забыть.

Личные документы гражданина

Перечень небольшой. Собрать документацию не составит труда, так как большая часть бумаг находится у любого физического лица на руках:

  • паспорт (полностью все страницы);
  • ИНН – выдается в налоговой инспекции;
  • СНИЛС – небольшой зеленый бланк с номером лицевого счета;
  • трудовая книжка;
  • справки о заболеваниях, об инвалидности (подтверждает расходы на лечение и покупку медикаментов) – можно получить в медицинском учреждении;
  • справка о признании должника безработным – можно взять в службе занятости населения или в МФЦ, срок изготовления 1–2 дня. Если заказать через интерактивный портал региональной службы занятости, то отправят почтой, что существенно увеличит срок ее получения;
  • справка об отсутствии статуса ИП или выписка из ЕГРИП (срок действия 5 дней) – выдает ФНС России, можно получить на сайте.

Среди личных документов отдельно выделим те, что связаны с браком и детьми:

  • свидетельства о браке, разводе, рождении детей;
  • брачный договор;
  • соглашение об алиментах или судебное решение об их взыскании;
  • акт или справка органа опеки и попечительства о назначении опекуна, подтверждающие факт нахождения на иждивении нетрудоспособных членов семьи.

Если гражданин никогда не состоял в браке и не имеет детей, то эти сведения нужно указать в заявлении о банкротстве («в браке не состоял», «детей нет»).

Инициировать банкротство могут руководитель, кредиторы, уполномоченные органы (налоговые службы, муниципальные образования). У всех, кто имеет право обратиться в суд о признании банкротом – это право, а у самого должника такая процедура является и правом, и обязанностью

Подать заявление в Арбитражный суд можно лично, через канцелярию суда, отправить по почте, либо подать документы в электронном виде через систему подачи документов «Мой арбитр». Арбитражный суд рассматривает поданное заявление о банкротстве и проверяет его на предмет соответствия закону

После объявления предприятия банкротом работник должен направить временному или конкурсному управляющему требование погасить долг по зарплате. К обращению следует приложить: справку о величине задолженности, и копию трудового договора

Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным ( банкротом )

Юридическое лицо признается банкротом исключительно по решению арбитражного суда. Фактическим основанием этого решения является подтвержденное в установленном порядке длительное отсутствие возможности погасить задолженность перед кредиторами по взятым на себя обязательствам

Начать процедуру банкротства имеет право любое физическое лицо , чей долг перед организациями превысил 500 тысяч рублей. При этом просрочка по уплате обязательств должна превышать три месяца. Инициаторами начала осуществления процедуры банкротства могут также выступить кредиторы или Федеральная налоговая служба

Банкротство — это неспособность компании платить по обязательствам: начислять зарплату, выходные пособия, рассчитываться с контрагентами. Чтобы арбитражный суд вынес решение о несостоятельности, срок задержки платежей должен быть не менее трёх месяцев, а общая сумма задолженности — не менее 300 тысяч рублей

Последствия банкротства юридического порядка о статусе юридического лица как банкрота публично сообщается, прекращается выполнение исполнительных листов, снимается арест со всех активов, а новый арест имущества запрещается, по результатам процедуры, из списка ЕГРЮЛ исключают компанию – банкрота

Юридическое лицо , за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным ( банкротом )

По закону № 127-ФЗ признается несостоятельным должник, который имеет два следующих признака банкротства : размер долгов составляет не менее 300 тыс. рублей, просрочка по исполнению своих обязательства превышает 3 месяца

Банкротство компании: основные этапы На рассмотрение дела о банкротстве у арбитражного суда есть 7 месяцев с подачи заявления должником или его кредиторами. Суд принимает документы и проверяет, есть ли признаки несостоятельности

Проверка через сайт ЕФРСБ Данные о состоявшихся банкротствах также хранятся в реестре на сайте bankrot. ru в Едином федеральном реестре сведений о банкротствах. На этом ресурсе также есть система для получения сведений о гражданах и доступна проверка на банкротство физических лиц

При этом, п. 6 Закона о банкротстве указывает, что производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее триста тысяч рублей

Для получения статуса банкрота долг должен превышать 50 тысяч ₽ — до 2020 года сумма составляла 500 тысяч ₽. Если не в состоянии выплачивать долг, а просрочки превышают три месяца, разрешается начать процедуру банкротства. Процедура банкротства выгодна, если сумма долга в несколько раз превышает имущество должника

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.