Статья 201.15-1. Особенности урегулирования обязательств застройщика перед участниками строительства

Содержание

Реструктуризация долгов

В законопроекте предлагается включить в Закон о банкротстве новую реабилитационную процедуру — реструктуризацию долгов. Она будет направлена на восстановление платежеспособности должника и сохранение бизнеса. Сейчас реструктуризация долгов предусмотрена только для физических лиц. Заявление о введении процедуры реструктуризации можно будет подать, если имеется возможность восстановления платежеспособности должника (п. 2 ст. 8 Закона о банкротстве в редакции законопроекта).

При этом разработчики считают, что пока не нужно отказываться от других реабилитационных процедур — от внешнего управления и финансового оздоровления, поскольку в отношении них уже выработана судебная практика (в законопроекте Минэкономразвития России предлагалось сразу отказаться от этих процедур). В пояснительной записке указано, что в случае введения новой процедуры реструктуризации в качестве единственной реабилитационной процедуры наработанные судебной практикой подходы окажутся не применимы, что негативно отразится на правовой определенности. Поэтому решение об исключении процедур внешнего управления и финансового оздоровления следует принимать по результатам апробирования новой процедуры реструктуризации долгов на протяжении не менее чем трех лет.

Ответственность арбитражных управляющих

Законопроект содержит новые положения касательно обеспечения ответственности арбитражных управляющих. В частности, допускается замена страхования на другой способ обеспечения имущественной ответственности — самострахование или независимая гарантия.

Самострахование. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих вправе принять решение об обеспечении их ответственности путем создания членами саморегулируемой организацией фонда самострахования.

Фонд самострахования формируется за счет взносов членов саморегулируемой организации, перечисляемых только в денежной форме в размере не менее чем 100 тыс. руб. на каждого ее члена в год. Минимальный размер фонда самострахования составляет 20 млн руб. 1 ст. 2 Закона о банкротстве в редакции законопроекта).

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих освобождается от выплаты из фонда самострахования:

  • в случае привлечения арбитражного управляющего к уголовной ответственности в судебном порядке (вступлении приговора суда в законную силу) за неправомерные действия (бездействие) при банкротстве при условии, что такие правонарушения совершены в данном деле о банкротстве;
  • если суд установил, что лицо, по заявлению которого взысканы убытки, имеет либо имело возможность в момент причинения убытков определять действия арбитражного управляющего при ведении процедуры банкротства (п. 2.3 ст. 20.2 Закона о банкротстве в редакции законопроекта).

Независимая гарантия. Также вместо страхования можно будет воспользоваться таким способом обеспечения имущественной ответственности арбитражных управляющих, как независимая гарантия. В целях утверждения арбитражного управляющего в деле о банкротстве будут принимать независимые гарантии, выданные банками или иными кредитными организациями, включенными в реестр банков, обладающих правом выдачи банковских гарантий, и аккредитованными саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, а также независимые гарантии, выданные другими организациями, соответствующими требованиям, установленным Правительством РФ (ст. 2 Закона о банкротстве в редакции законопроекта).

Отбор арбитражных управляющих

В законопроекте предусмотрен новый порядок отбора арбитражных управляющих. В нем предлагается ввести баллы и рейтинг профессиональной деятельности (ст. 1 Закона о банкротстве в редакции законопроекта), а также отбор арбитражных управляющих с использованием механизма случайного выбора.

Кроме того, сведения об арбитражных управляющих, членах саморегулируемых организаций, будут включать в электронный государственный реестр арбитражных управляющих (ст. 3-1 Закона о банкротстве в редакции законопроекта).

Отмена публикаций в бумажном виде

Сейчас сведения о банкротстве публикуются в электронной и бумажной версиях издания «Коммерсантъ», размещаются в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, а судебные акты арбитражного суда по делам о банкротстве публикуются в «Картотеке арбитражных дел». В законопроекте предлагается исключить обязанность публиковать сведения о банкротстве в печатном издании.

Электронные собрания

В Законе о банкротстве укажут, что участники собрания кредиторов вправе участвовать в собрании дистанционно с помощью электронных либо иных технических средств, если при этом используются любые способы, позволяющие достоверно установить лицо, принимающее участие в собрании, участвовать в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать. Решение собрания кредиторов может быть принято без проведения очного собрания (заочное голосование) посредством отправки в том числе с помощью электронных либо иных технических средств документов, содержащих сведения о голосовании. Разрешат и совмещение голосования на очном собрании кредиторов, а также заочного голосования (п. 5 ст. 14 Закона о банкротстве в редакции законопроекта).

Сроки

Если при проведении ликвидации юридическое лицо будет отвечать признакам неплатежеспособности или признакам недостаточности имущества, ликвидационная комиссия должника будет обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в течение 20 дней с момента выявления каких-либо из этих признаков. Сейчас срок подачи такого заявления — 10 дней.

Компенсация расходов кредиторов

Конкурсный кредитор, осуществивший действия по пополнению конкурсной массы должника, получит право на компенсацию расходов за счет денежных средств, поступивших в конкурсную массу в результате осуществления таких действий. Если кредитор понес обоснованные и документально подтвержденные расходы, в результате чего был достигнут положительный результат в виде реального поступления денежных средств или иного имущества в конкурсную массу должника, то требования такого кредитора по компенсации расходов погашаются за счет этого имущества приоритетно перед иными расходами и распределением денежных средств между кредиторами.

Суд сможет снизить сумму возмещаемых расходов либо отказать в возмещении расходов, если будет установлено, что положительный результат в виде реального поступления денежных средств или иного имущества в конкурсную массу достигнут совместными действиями как арбитражного управляющего и привлеченных им специалистов, так и иных участвующих в деле о банкротстве лиц.

Компенсации подлежат расходы конкурсного кредитора, понесенные в связи с осуществлением действий, направленных на пополнение конкурсной массы должника, связанных с привлечением лица к субсидиарной ответственности или ответственности в виде взыскания убытков в пользу должника, а также с оспариванием сделок, совершенных должником или иными лицами за счет должника, признанием недействительными сделок и применением последствий недействительности сделок (п. 10 ст. 7 Закона о банкротстве в редакции законопроекта).

Торги в банкротстве

Внесены изменения в части определения начальной цены продажи имущества должников и новый механизм проведения торгов, в ходе которых в рамках одной процедуры торги будут идти на повышение цены, затем — при отсутствии заявок — цена будет снижаться до поступления первого предложения о цене. После этого торги снова будут идти на повышение. Предлагается отказаться от торгов в форме публичного предложения и изменить требования к электронным площадкам для проведения торгов (ст. 110 Закона о банкротстве в редакции законопроекта).

Информационная система раскрытия информации о конкурсной массе

Предусмотрено создание государственной информационной системы раскрытия информации о формировании и реализации конкурсной массы в сфере банкротства. Это будет общедоступная база данных об имуществе должников. В ней будет возможен поиск информации в электронном виде по заданным параметрам (ст. 111. 9 Закона о банкротстве в редакции законопроекта).

Полномочия Правительства РФ

Действующей редакцией подп. 2 п. 3 ст. 4 НК РФ предусмотрено, что в период с 1 января по 31 декабря 2022 г. (включительно) Правительство РФ вправе продлевать сроки уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), сборов, страховых взносов, установленных настоящим Кодексом. В новой редакции нормы слова «настоящим Кодексом» заменены на «законодательством РФ о налогах и сборах». Таким образом, Правительство РФ сможет продлевать сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов, установленных не только Налоговым кодексом, но и федеральными законами о налогах, сборах, страховых взносах.

Снижение размера пеней

Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ, начиная с 31-го календарного дня просрочки организациям начисляются пени в размере 1/150 ставки рефинансирования Банка России.

Первоначальной версией закона предлагалось установить, что в 2022 и 2023 гг. процентная ставка пеней для организаций принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России. Также было указано, что это распространяется на правоотношения, возникшие с 9 марта 2022 г. Из данных положений было не ясно, имеет ли значение для применения новых правил начисления пеней момент возникновения недоимки.

Теперь эта неясность устранена. Согласно изменениям, внесенным в п. 4 ст. 75 НК РФ, в периоде с 9 марта 2022 г. (включительно) по 31 декабря 2023 г. ставка пеней для организаций принимается равной 1/300 действующей в этом периоде ставки рефинансирования Банка России. И при этом установлено, что положения п. 4 ст. 75 НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к недоимке, возникшей в том числе до вступления в силу настоящего Федерального закона (п. 3 ст. 5 Закона № 67-ФЗ).

Контролируемые сделки

Подпунктом 9 п. 2 ст. 105. 14 НК РФ установлено, что одним из условий признания сделки между российскими взаимозависимыми лицами контролируемой является то, что хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль, предусмотренный ст. 286. 1 НК РФ. Данная норма дополнена условием, что положения настоящего подпункта не применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 НК РФ с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2024 г. , вне зависимости от даты заключения соответствующего договора. Таким образом, в период с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2024 г. применение одной из сторон сделки в течение налогового периода инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций не повлечет отнесения такой сделки к контролируемым.

Сумма доходов по сделкам с взаимозависимыми лицами для признания их контролируемыми увеличена с 60 млн до 120 млн руб. Соответствующее изменение внесено в п. 3 ст. 105. 14 НК РФ.

Меры налоговой ответственности

В статью 126 НК РФ добавлены положения, согласно которым п. 1 и 1. 1-1 этой статьи, определяющие ответственность за непредставление налоговому органу документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК, либо представление таких документов с заведомо недостоверными сведениями, не применяются в отношении документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК за финансовые годы, дата окончания которых приходится на 2020 и 2021 гг.

А в статье 129. 3 НК РФ уточнено, что положения п. 1 этой статьи не будут применяться в отношении контролируемых сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 НК РФ с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2023 г. , вне зависимости от даты заключения соответствующего договора. Напомним, что речь в п. 1 ст. 129. 3 НК РФ идет о штрафных санкциях за неуплату или неполную уплату налогоплательщиком сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми.

НДС

Положения, касающиеся установления нулевой ставки НДС на услуги по предоставлению в аренду или пользование на ином праве объектов туристской индустрии и услуги по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения, остались прежними и претерпели лишь технические правки.

Для услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения, которые являются объектами туристской индустрии, введенными в эксплуатацию (в том числе после реконструкции) после 1 января 2022 г. и включенными в реестр объектов туристской индустрии, скорректирован перечень документов для подтверждения нулевой ставки. При реализации таких услуг, помимо отчета о доходах от оказания услуг по предоставлению мест для временного проживания, в налоговый орган нужно будет представлять документ (его копию), подтвер­ждающий ввод объекта туристской индустрии в эксплуатацию (в том числе после реконструкции).

Вышеприведенные положения по нулевой ставке НДС будут применяться начиная с 1 июля 2022 г. 2 ст. 5 Закона № 67-ФЗ).

Расширен перечень лиц, которые имеют право на применение заявительного порядка возмещения НДС. В их число включены налогоплательщики, в отношении которых на дату представления заявления о применении заявительного порядка возмещения налога одновременно соблюдаются следующие требования:

  • налогоплательщик не находится в процессе реорганизации или ликвидации;
  • в отношении налогоплательщика не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве).

Такие налогоплательщики имеют право на применение заявительного порядка возмещения налога за налоговые периоды 2022 и 2023 гг. При этом возмещение в сумме, не превышающей совокупную сумму налогов и страховых взносов (без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу РФ и в качестве налогового агента), уплаченную налогоплательщиком за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка возмещения, производится без представления банковской гарантии или поручительства. Для возмещения в части превышения им нужно будет представлять действующую банковскую гарантию или поручительство.

Если у налогового органа имеются сведения, указывающие на возможное нарушение налогоплательщиком положений главы 21 НК РФ, связанное с исчислением суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (в том числе за предыдущие налоговые периоды), руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение об отказе в возмещении суммы налога в заявительном порядке.

Соответствующие изменения внесены в ст. 176. 1 НК РФ.

НДФЛ

Новым п. 2 ст. 217 НК РФ освобождены от обложения НДФЛ доходы в виде полученных в 2022 г. в собственность имущества (за исключением денежных средств) и (или) имущественных прав от иностранной организации, в отношении которой налогоплательщик являлся контролирующим лицом и (или) учредителем по состоянию на 31 декабря 2021 г. При этом должны выполняться следующие условия:

  • имущество и (или) имущественные права принадлежали передающей их иностранной организации по состоянию на 1 марта 2022 г.;
  • налогоплательщик представил вместе с налоговой декларацией составленное в произвольной форме заявление об освобождении таких доходов от налогообложения с указанием характеристик полученных имущества и (или) имущественных прав и передающей их иностранной организации, а также с приложением документов, содержащих сведения о стоимости имущества и (или) имущественных прав по данным учета передающей иностранной организации по состоянию на дату их получения.

В подпункт 1 п. 10 ст. 214. 1 НК РФ внесены положения, которые касаются передачи в счет оплаты ценных бумаг имущества и (или) имущественных прав, доходы от получения которых освобождены от налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 217 НК РФ. Установлено, что в состав расходов налогоплательщика, связанных с приобретением ценных бумаг, включается сумма, равная стоимости такого имущества и (или) имущественных прав по данным учета передающей иностранной организации на дату получения налогоплательщиком указанных имущества и (или) имущественных прав от такой иностранной организации, но не выше их рыночной цены, определяемой с учетом положений ст. 105. 3 НК РФ на дату получения налогоплательщиком указанного имущества и (или) имущественных прав. Аналогичный порядок предусмотрен для учета расходов при реализации (погашении) ценных бумаг и (или) производных финансовых инструментов, полученных от иностранной организации налогоплательщиком, доходы которого в виде стоимости таких ценных бумаг и (или) производных финансовых инструментов освобождены от налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 217 НК РФ.

Такая же сумма включается в состав расходов налогоплательщика, связанных с приобретением доли в уставном капитале для целей имущественного вычета, если расходы, связанные с приобретением доли, понесены путем передачи обществу или третьим лицам имущества и (или) имущественных прав, доходы от получения которых освобождены от налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 217 НК РФ. Это предусмотрено поправками, внесенными в подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ.

Новым п. 6 ст. 220 НК РФ установлено, что при продаже имущества (имущественных прав) и (или) осуществлении имущественных прав, полученных от иностранной организации налогоплательщиком, доходы которого в виде такого имущества (имущественных прав) освобождены от налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 217 НК РФ, такой налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов от продажи такого имущества (имущественных прав), а также доходов в виде денежных средств (иного имущества), полученных им либо перечисленных (переданных) по его указанию третьим лицам при осуществлении указанных имущественных прав, на сумму, равную стоимости имущества (имущественных прав) по данным учета передающей иностранной организации на дату получения указанных имущества (имущественных прав). При этом стоимость должна быть не выше рыночной, определяемой с учетом положений ст. 105. 3 НК РФ на дату получения указанного имущества (имущественных прав).

Действие вышеприведенных поправок распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 г. 4 ст. 5 Закона № 67-ФЗ).

Изменился порядок расчета предельной суммы, свыше которой проценты по вкладам в банках облагаются НДФЛ. Ранее в расчет бралась ключевая ставка Банка России, действующая на первое число налогового периода. Согласно внесенным в п. 1 ст. 214. 2 НК РФ поправкам, в расчет нужно брать максимальное значение ключевой ставки Банка России из действовавших по состоянию на 1-е число каждого месяца в указанном налоговом периоде. Отметим, что этот порядок фактически заработает только с 1 января 2023 г. , поскольку согласно новому п. 91 ст. 217 НК РФ доходы в виде процентов, полученных в 2021 и 2022 гг. по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории РФ, освобождаются от обложения НДФЛ.

Также в соответствии с новым п. 90 ст. 217 НК РФ освобождаются от обложения НДФЛ доходы в виде материальной выгоды, полученные в 2021—2023 гг.

Налог на прибыль

В состав доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, включены суммы прекращенных в 2022 г. обязательств по договору займа (кредита), заключенного до 1 марта 2022 г. с иностранной организацией (иностранным гражданином), принимающей (принимающим) решение о прощении долга, либо по требованию, уступленному такой иностранной организации (иностранному гражданину) до 1 марта 2022 г. Это предусмотрено новым подп. 5 п. 1 ст. 251 НК РФ. Его положения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 г. 4 ст. 5 Закона № 67-ФЗ).

Действие процентных ставок по контролируемой задолженности, установленных в п. 2 ст. 269 НК РФ на период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2021 г. , продлено по 31 декабря 2023 г.

Статьей 4 Закона № 67-ФЗ установлено, что в целях определения предельной величины процентов, подлежащих включению в состав расходов по налогу на прибыль в период с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2023 г. , положения п. 2 ст. 269 НК РФ в отношении долговых обязательств, возникших до 1 марта 2022 г. , применяются с учетом следующих особенностей:

  • величина контролируемой задолженности, выраженная в иностранной валюте, определяется по официальному курсу, установленному Банком России по состоянию на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода, но не превышающему официальный курс, установленный Банком России по состоянию на 1 февраля 2022 г.;
  • величина собственного капитала по состоянию на последнее число каждого отчетного (налогового) периода определяется без учета соответствующих положительных (отрицательных) курсовых разниц, возникших вследствие переоценки требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте, в связи с изменением официальных курсов иностранных валют к рублю, установленных Банком России, с 1 февраля 2022 г. по последнее число отчетного (налогового) периода, на которое определяется коэффициент капитализации.

Новым подп. 1 п. 4 ст. 271 НК РФ установлено, что датой получения дохода в виде положительной курсовой разницы, возникшей в налоговых (отчетных) периодах 2022—2024 гг. по требованиям (обязательствам), в том числе по требованиям по договору банковского вклада (депозита), стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов), является дата прекращения (исполнения) требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте, при дооценке (уценке) которых возникает положительная курсовая разница. А датой признания расходов в виде отрицательной курсовой разницы, возникшей в 2023 и 2024 гг. по требованиям (обязательствам), в том числе по требованиям по договору банковского вклада (депозита), стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов), является дата прекращения (исполнения) требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте, при уценке (дооценке) которых возникает отрицательная курсовая разница. Это предусмотрено новым подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ.

Для IT-компаний установлена нулевая ставка по налогу на прибыль в федеральный бюджет за налоговые (отчетные) периоды 2022—2024 гг. Такое дополнение внесено в п. 15 ст. 284 НК РФ.

Новым п. 2 ст. 286 НК РФ определено, что налогоплательщики, уплачивающие в 2022 г. ежемесячные авансовые платежи, вправе перейти до окончания налогового периода 2022 г. на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли начиная с отчетного периода три месяца, четыре месяца и так далее до окончания календарного года. Сумма авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. Изменение порядка исчисления авансовых платежей по налогу должно быть отражено в учетной политике организации. Чтобы воспользоваться правом, предусмотренным настоящим пунктом, налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган по месту нахождения организации (по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) не позднее 20-го числа месяца, на который приходится окончание отчетного периода, начиная с которого он переходит на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли. При переходе на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли начиная с отчетного периода три месяца налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган не позднее 15 апреля 2022 г.

Все поправки по налогу на прибыль, за исключением подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 г. 4 ст. 5 Закона № 67-ФЗ).

Транспортный налог

Отменены повышающие коэффициенты 1,1 и 2, которые применялись в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн до 10 млн руб. Теперь исчислять транспортный налог с учетом повышающего коэффициента нужно только по авто средней стоимостью от 10 млн руб. При этом применяется повышающий коэффициент 3.

Срок размещения перечня авто средней стоимостью от 10 млн руб. в интернете сдвинут с 1 на 31 марта очередного налогового периода. Эти изменения внесены в п. 2 ст. 362 НК РФ и распространяются на правоотношения, связанные с исчислением транспортного налога за налоговый период 2022 г. 5 ст. 5 Закона № 67-ФЗ).

Налог на имущество и земельный налог

При исчислении налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости за налоговый период 2023 г. в расчет берется кадастровая стоимость, подлежащая применению с 1 января 2022 г. , если кадастровая стоимость объектов недвижимости, подлежащая применению с 1 января 2023 г. , превышает кадастровую стоимость, применяемую с 1 января 2022 г. Исключение составляют случаи, когда кадастровая стоимость соответствующих объектов недвижимого имущества увеличилась вследствие изменения их характеристик. Это предусмотрено изменениями, внесенными в п. 2 ст. 375 НК РФ.

Аналогичный порядок установлен для земельного налога (изменения в п. 1 ст. 391 НК РФ) и налога на имущество физических лиц (изменения в п. 1 ст. 403 НК РФ).

Спецрежимы

До 1 января 2025 г. продлен срок, в течение которого применяются положения п. 4 ст. 346. 20 и п. 3 ст. 346. 50 НК РФ, касающиеся права субъектов РФ устанавливать нулевую ставку по налогам, уплачиваемым в связи с применением УСН и ПСН. Изменение внесено в ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 29. 2014 № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

В ФЗ-127 определены основания для признания гражданина банкротом. В нем установлен порядок расчетов должника с кредиторами, в том числе правила взыскания и очередность погашения задолженности.

Действующая редакция закона с учетом поправок 2015 года позволяет заявлять о своем банкротстве:

  • Физическим лицам, которые не занимались предпринимательской деятельностью.
  • Индивидуальным предпринимателям.
  • Юридическим лицам.

Согласно изменениям, вступившим в силу с октября 2015 года, банкротиться разрешили и рядовым гражданам.

Ранее законодательно допускалось объявлять о банкротстве только физлицам со статусом ИП. В законе появилась обновленная 10 глава, которая посвящена банкротству физических лиц.

Рассматриваемый нормативно-правовой акт состоит из 12 глав и 233 статей. В первой главе приводятся общие положения закона о несостоятельности, определяются права сторон процесса в процессе признания несостоятельности или взыскания задолженности.

Во второй главе описываются предупредительные меры для предупреждения банкротства. Третья глава регулирует особенности судебного разбирательства дел о банкротстве в арбитраже.

Последующие главы содержат особенности применения процедур наблюдения, внешнего управления, финансового оздоровления и конкурсного производства. Стоит отметить, что данные процедуры не распространяются на физлиц, они характерны только для компаний. Рядовые граждане могут пройти только процедуру реструктуризации или реализации имущества в ходе дела о банкротстве.

Документ достаточно объемный. С полным текстом ФЗ-127 можно ознакомиться здесь.

Отдельные главы посвящены мировому соглашению между сторонами и особенностям признания финансовой несостоятельности отдельных категорий должников. В законе также есть переходные и заключительные положения.

Изменения в законе

За время действия ФЗ-217 в него неоднократно вносились изменения, но никакие кардинальные правки зафиксированы не были.

Так, когда закон о банкротстве физлиц вступил в силу, то размер вознаграждения для финансовых управляющих составлял 10 тыс. , но в июне 2016 года он был пересмотрен для повышения заинтересованности профессиональных управляющих в процедуре признания несостоятельности физических лиц (ранее от них поступали жалобы о том, что размер вознаграждения не соответствует возложенной ответственности).

Теперь вознаграждение для финансовых управляющих установлен в размере 25 тыс. за одну процедуру. Также размер премиальных при реализации имущества для управляющего составляет не 2%, а 7%. При этом начиная с 2017 года, в Налоговый кодекс были внесены поправки: госпошлина для физлиц была уменьшена в 20 раз: с 6000 р. до 300 р. (ранее размер госпошлины для физических и юридических лиц был единым).

Достаточно ожидаемым изменением в процедуру признания несостоятельности является введение упрощенного банкротства для граждан с относительно небольшими долгами. Но такие изменения в ФЗ-127 пока имеют статус законопроекта. Согласно ему, упрощенное банкротство будет доступно для граждан при задолженностях до 700 тыс. и при количестве кредиторов не более 10.

Сроки для упрощенной процедуры составят до 120 дней. К участию в банкротстве можно будет не привлекать управляющего. Инициатива о старте процедуры сможет исходить только от самого должника.

Еще одна предложенная инновация законодателями – возложить функции по юридическому консультированию и подготовке заявлений для начала процедуры банкротства на специалистов МФЦ.

Таким образом, существенных изменений в 127-ФЗ не вносилось.

Как применяется закон о банкротстве физических лиц

Банкротство, или финансовая несостоятельность представляет законную возможность гражданам раз и навсегда избавиться от проблемной задолженности. По сути, это реабилитационная процедура для граждан, оказавшихся в сложной финансовой ситуации и имеющих большие долги.

Законодательно установлены следующие основания для признания лица банкротом:

  • Наличие задолженности в размере 500 тыс. р.
  • Просрочка по кредитным обязательствам от 90 дней.

Указанные причины являются условными: за гражданами закреплено право на инициацию собственного банкротства, если у них есть основания полагать, что они не смогут более погашать свои долговые обязательства. Конкретные обстоятельства законом не указаны, суды принимают решение об обоснованности инициации процедуры несостоятельности гражданином самостоятельно.

Стоит отметить, что во многих источниках требования к гражданам-банкротам по 127-ФЗ трактуются не совсем верно: здесь говорится, что для подачи заявления на банкротство долг должен превысить 500 тыс.

Но из ст. 213. 6 127-ФЗ можно сделать вывод, что присутствуют и другие предпосылки признания физлица несостоятельным:

  • Если заемщик прекратил расчеты с кредиторами.
  • Если суммарная стоимость принадлежащего имущества должнику меньше суммы задолженности.
  • Более 10% от всех обязательств и обязанностей должника не было исполнено им в период более месяца с предполагаемой даты для погашения долга.
  • У должника вовсе отсутствует какое-либо ценное имущество в собственности.

Процедура признания гражданина банкротом предполагает прохождение следующих этапов:

  • Должник или его кредиторы подают заявление о признании лица банкротом в Арбитражный суд по месту своего жительства. К заявлению прилагаются подтверждающие документы по сумме долга, причинах ухудшения материального состояния физлица, принадлежащей ему собственности, размеру доходов и пр.
  • Назначается дата первого судебного заседания.
  • Выбирается финансовый управляющий. В своем заявлении физлицо может указать на кандидатуру управляющего или же указать на СРО, членом которого тот будет. Без финансового управляющего процедура банкротства невозможна. Это не должно быть заинтересованное лицо в отношении кредиторов или самого банкрота.
  • По результатам продажи принадлежащего должнику имущества формируется денежная масса, которая идет на погашение задолженности перед кредиторами. Средства распределяются финансовым управляющим с учетом установленной законом очередности.
  • После прохождения процедуры реализации имущества физлицо признается банкротом, а остаток задолженности с него списывается. Процедура может завершиться полным или частичным погашением обязательств перед кредиторами.

Стороны дела о банкротстве

Любая процедура признания финансовой несостоятельности затрагивает широкий круг лиц. К сторонам дела о банкротстве физического лица с учетом положений ст. 34 можно отнести:

  • Должник – физическое лицо, у которого образовалась задолженность по финансовым обязательствам и отсутствует возможность для их обеспечения.
  • Кредиторы – организации и учреждения, перед которыми у потенциального банкрота имеется задолженность. Это могут быть банки, управляющие компании, микрофинансовые организации и физические или юридические лица, которые дали денег в долг должнику по гражданско-правовому договору или по расписке.
  • Уполномоченные органы. Это бюджетные учреждения, перед которым у должника есть долги по налоговым платежам.
  • Финансовый управляющий. Ему по нормам закона отводится важная роль в ходе процедуры банкротства: контроль за сделками,  оценка должника на признаки фиктивного или преднамеренного банкротства, организация и проведение торгов, отчетность перед судом о завершении отдельного этапа процедуры и пр.

Стоит отметить, что инициатива о признании физлица банкротом может исходить как от самого должника, так и от конкурсного кредитора или уполномоченного органа. На это указывает п. 1 ст. 213. 3 ФЗ-127.

Порядок реализации имущества

Нужно учитывать, что дела о банкротстве не сводятся только к прохождению процедуры реализации имущества для погашения обязательств перед кредиторами. Суд может ввести этап реструктуризации задолженности, или стороны могут подписать мировое соглашение.

Реализация имущества гражданина выступает крайней мерой процедуры финансовой несостоятельности. Она вводится в отношении должника в следующих случаях:

  • У него отсутствуют постоянные доходы или их размер настолько мал, что он не позволяет вносить ежемесячные платежи (после них у должника остаются на проживание деньги в размере менее прожиточного минимума).
  • Никто из сторон не предоставил план реструктуризации в установленные сроки.
  • Гражданином были допущены неоднократные нарушения графика реструктуризации.
  • Судом не был утвержден предложенный график (он был необоснованным, содержал ошибки и пр.).
  • Собрание кредиторов приняло отрицательное решение по результатам голосования за план реструктуризации.
  • По результатам исполнения плана не удалось погасить все долги.
  • Лицо нарушило условия мирового соглашения, и дело о банкротстве было возобновлено.

Стадия реализации имущества физлица предполагает прохождение таких этапов:

Формирование конкурсной массы.

Все имущество должника, которое образовалось на дату принятия судебного решения, подлежит включению в конкурсную массу. Исключение составляет имущество, которое по закону не подлежит взысканию. На данном этапе управляющий проводит опись всего имущества  должника.

Корректировка конкурсной массы.

Прохождение процедуры банкротства должником совсем не означает, что он лишится всего принадлежащего ему имущества. Связано это с тем, что далеко не все имущество подходит для конкурсной массы. Перечень имущества, на которое прямо запрещено обращать взыскание по ст. 446 ГПК, включает:

  • единственное жилье (включая жилое помещение и земельные участки под ним). Данное требование не распространяется на недвижимость, которая находится в залоге;
  • предметы обихода и домашней обстановки;
  • вещи индивидуального пользования;
  • деньги в размере прожиточного минимума самого должника и его иждивенцев.

Также суд может исключить из конкурсной массы иное имущество со стоимостью менее 10 тыс. , если доход от его реализации не сможет существенно повлиять на удовлетворение требований кредиторов по п. 2 ст. 2 13. 25 ФЗ-127.

Оценка имущества.

Оценка имущества также является обязанностью управляющего. Оценка необходима для определения начальной цены имущества в ходе торгов. В отношении технически сложного имущества к оценке могут привлечь внешних экспертов. Экспертиза потребуется и в случае, если сам должник потребовал ее проведения.

Непосредственная реализация имущества.

Имущество должника, которое было описано и оценено финансовым управляющим, продается на специальных торгах. Это прописано в п. 3 ст. 213. 26 (если только иной порядок не предусмотрело собрание кредиторов).

Драгоценности, предметы роскоши, движимое и недвижимое имущество со стоимостью от 100 тыс. подлежат продаже на открытых торгах. Правила продажи залогового имущества прописаны отдельно. Они установлены в ст. 110, в п. 3 ст. 111 и ст. 134.

Дело в том, что за счет продажи такого имущества преимущественно удовлетворяются требования залоговых кредиторов.

Погашение задолженности перед кредиторами.

Обязательства перед кредиторами погашаются в определенной очередности пропорционально предъявленным ими требованиям.

Если в ходе процедуры было реализовано имущество, которое совместно принадлежало супругам, то 50% от вырученной суммы подлежит возврату супругу, а между кредиторами распределяется вторая половина.

Возврат имущества должнику.

Согласно действующему порядку, то имущество, которое управляющему реализовать не удалось, и которое кредиторы отказались принять в счет погашения задолженности, возвращается банкроту через подписание акта приема-передачи (согласно п. 5 ст. 213. 26). То есть он восстанавливается в своих правах собственности.

Отчетность управляющего.

По итогам прохождения этапов описи, оценки и реализации имущества управляющий отчитывается перед кредиторами. По результатам продажи имущества отчетность предоставляется в Арбитражный суд. Если судья ее удовлетворит, то на этом процесс считается завершенным, и физлицо может начать новую жизнь без догов.

Последствия процедуры

После того как было пройдено первое заседание по делу о банкротстве, и заявление физлица было признано обоснованным, то наступают такие последствия (по ст. 213. 35):

  • Для кредиторов вводится запрет на передачу требований должнику. Все взаимодействие с ним должно происходить только при посредничестве суда.
  • Требования кредиторов по внесению обязательных платежей, кроме текущих, более не удовлетворяются.
  • Сумма задолженности замораживается, проценты и штрафы перестают начисляться.
  • Все взаимодействие с коллекторами прекращается.
  • Исполнительное производство по вынесенным судебным постановлениям приостанавливается (кроме случаев, перечисленных в п. 2 ст. 213.11).

Выше приведены положительные для должника аспекты прохождения процедуры банкротства. Но не лишена она и целого спектра отрицательных сторон для него:

  • Должник ограничивается при заключении отдельных сделок по приобретению и отчуждению имущества, передаче его в залог, получении и выдаче кредитов.
  • Он не сможет выступать поручителем или гарантом, уступать права требования (согласно п. 5 ст. 213.11).
  • При признании гражданина банкротом он лишается прав в отношении имущества, вошедшего в конкурсную массу. Все оно должно быть реализовано для дальнейших расчетов с кредиторами.
  • Должник лишается права распоряжения своими деньгами, он передает финансовому управляющему все принадлежащие ему банковские карты (даже если на них зачисляется зарплата).

В перечень последствий для гражданина по результатам прохождения процедуры банкротства входит (согласно ст. 213. 30):

  • Суд может ввести запрет на выезд должника за пределы страны (временной промежуток устанавливается судом индивидуально).
  • О факте своей финансовой несостоятельности лицо обязано сообщать при попытке получения нового кредита или займа в течение 5 лет (фактически это означает закрытие доступа к заемным деньгам).
  • Подать заявление на повторное банкротство в течение 5 лет гражданин не вправе, даже если на это будут основания.
  • Запрет на занятие руководящих должностей юридических лиц, запрет на учреждение своего бизнеса и открытие индивидуального предприятия на три года.

Прочие важные положения

Законодательно предусмотрено право должника запросить суд о предоставлении ему отсрочки по оплате государственной пошлины и по внесению на судебный депозит вознаграждения управляющему в размере 25 тыс. Задолженность по указанным статьям затрат может быть погашена по результатам торгов. Ввиду сложного финансового положения должника суды нередко идут им навстречу.

Помимо того, что 127-ФЗ закрепляет за гражданами право на инициацию процедуры банкротства, здесь прописана и их обязанность по подаче такого искового заявления в случае, если после расчета с одним кредитором или несколькими они не смогут погасить требования других кредиторов, а совокупная сумма долга превысила 500 тыс. Это требование содержится в п. 1 ст. 213. 4 127-ФЗ. За несоблюдение указанной обязанности физлицу грозит не только административная ответственность в размере 1-3 тыс. по нормам ч. 5 ст. 13 КоАП, но и еще одно негативное последствие. Если его кредиторы подадут заявление о признании такого гражданина банкротом вместо него самого, то по результатам прохождения этой процедуры задолженность с него не будет списана по абз. 2 п. 4 ст. 213.

В 127-ФЗ отдельно указано, что не все долговые обязательства по итогам процедуры списываются. Не подлежит прощению задолженность в части:

  • алиментов;
  • компенсациям в счет возмещения вреда здоровью;
  • зарплатные долги;
  • субсидиарная ответственность.

Статья 213. 32 закрепила за управляющим право на оспаривание сделок по отчуждению имущества, которые были заключены в течение 3 лет перед началом процедуры признания финансовой несостоятельности. Речь идет не обо всех гражданско-правовых сделках, а только о тех, которые управляющий сочтет притворными и направленными только на уменьшение имущественной массы, которая могла бы пойти на реализацию для погашения долгов. Это, например, сделки с близкими родственниками или заключенные на явно невыгодных условиях (по заниженной стоимости).

Таким образом, ФЗ-127 подробно регулирует процедуру признания банкротства физических лиц. Он начал действовать на территории РФ с октября 2015 года. Благодаря внесенным изменениям в законодательство о банкротстве через принятие ФЗ-476 от 29. 2014, заявление о признании финансовой несостоятельности теперь могут подавать не только юридические лица, но и рядовые граждане. 127-ФЗ жестко регламентирует требования к должникам и процедуру признания их несостоятельности. После прохождения процедуры банкротства задолженность с физлица подлежит списанию, даже если его обязательства перед кредиторами не были погашены в полном объеме.

https://youtube.com/watch?v=7RMPfBJzP-E%3Fstart%3D35%26feature%3Doembed

Комментарий к Ст. 129 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»

Бесплатная юридическая консультация по телефонам

Конкурсный управляющий выполняет функции руководителя и иных органов управления, а также собственника имущества должника – унитарного предприятия, в том числе и по распоряжению имуществом должника в порядке и на условиях, которые установлены Законом о банкротстве. В частности, это право ограничено; например, порядок, сроки и условия продажи имущества должника должны быть одобрены собранием кредиторов или комитетом кредиторов (п. 1 ст. 139).

Полномочия, которыми обладает конкурсный управляющий в процессе конкурсного производства, включают в себя как полномочия органов управления должника, которые используются для поддержания деятельности должника в период конкурсного производства, так и полномочия, специфические именно для конкурсного управляющего. Так, помимо общих для всех руководителей полномочий конкурсный управляющий осуществляет ряд других функций. Например, конкурсный управляющий анализирует финансовое состояние должника, в том числе активы и пассивы, ликвидность основных средств, оборудования, инструментов, сырья, материалов. Анализ финансового состояния необходим для формирования конкурсной массы, что, в свою очередь, решает в значительной мере судьбу имущественных интересов кредиторов.

Конкурсный управляющий принимает в ведение имущество должника, осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника в предусмотренных случаях, а также принимает необходимые меры по обеспечению его сохранности. Кроме того, он принимает меры к ликвидации дебиторской задолженности, предъявляя иски к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником. При предъявлении иска конкурсным управляющим к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, срок исковой давности следует исчислять с того момента, когда о нарушенном праве стало известно обладателю этого права, а не конкурсному управляющему. С этой целью конкурсный управляющий в установленном законодательством порядке предъявляет иски в судебные органы. В своей деятельности конкурсный управляющий ограничен волей кредиторов, подконтролен им и должен действовать добросовестно и разумно с учетом интересов должника и его кредиторов. На основании изложенного и должен решаться вопрос о возможности обращения конкурсного управляющего с заявлением о признании его должника банкротом.

Согласно п. 1 ст. 16 Закона конкурсный управляющий ведет реестр требований кредиторов, переданный ему соответственно временным, административным или внешним управляющим. Реестр требований кредиторов открывает временный управляющий в период наблюдения и закрывает конкурсный управляющий по окончании объявленного им срока для предъявления кредиторами требований к должнику. Исключение составляют случаи, когда обязанность ведения реестра возлагается на профессионального реестродержателя.

С даты утверждения конкурсный управляющий помимо обязанностей наделяется рядом прав.

Конкурсный управляющий уведомляет работников должника о предстоящем увольнении в соответствии с трудовым законодательством.

Конкурсный управляющий вправе в трехмесячный срок с даты принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства отказаться от исполнения договоров должника. Указанный отказ заявляется в порядке, установленном ст. 102 Закона о банкротстве. Положения статьи 129 ФЗ N 127 «О несостоятельности (банкротстве)» должны применяться с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 2000 г. N 9-П.

Конкурсный управляющий не вправе заявлять отказ от исполнения договоров должника при наличии обстоятельств, препятствующих восстановлению платежеспособности должника. Данное правило действует, видимо, только после принятия собранием кредиторов решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и перехода к внешнему управлению.

Конкурсный управляющий также принимает все необходимые меры, направленные на розыск и возврат имущества должника, и в случае выявления данного имущества осуществляет возврат в установленном законодательством порядке. В частности, обращается в суд с иском об истребовании имущества из чужого незаконного владения (ст. 301 ГК РФ), о признании недействительной сделки по передаче имущества должника.

Документы должника, подлежащие обязательному хранению, конкурсный управляющий передает уполномоченным органам (учреждениям Государственной архивной службы России) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Перечень полномочий конкурсного управляющего, содержащийся в комментируемой статье 129 Закона «О несостоятельности (банкротстве)», не является исчерпывающим. Конкурсный управляющий принимает и иные меры, установленные Законом.

Конкурсный управляющий предъявляет иски в суд о признании недействительными сделок, в том числе по основаниям, предусмотренным ст. 103 Закона о банкротстве, совершенных должником. Такие иски предъявляются конкурсным управляющим в соответствии с нормами о подведомственности и подсудности, предусмотренными АПК РФ. Вместе с тем по сделкам, которые могут быть признаны недействительными по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 103 Закона о банкротстве, течение срока исковой давности начинается со дня, когда о наличии основания для признания таких сделок недействительными стало известно обладателю этого права, т. должнику, а не арбитражному управляющему. Напротив, сроки исковой давности по искам о признании сделок недействительными по основаниям, предусмотренным п. 2 – 5 ст. 103 Закона о банкротстве, исчисляются с того момента, когда о наличии основания для признания таких сделок недействительными узнал или должен был узнать именно арбитражный управляющий: при введении процедуры внешнего управления – с момента назначения внешнего управляющего, а при отсутствии внешнего управления – с момента назначения конкурсного управляющего.

При осуществлении своих полномочий конкурсный управляющий вправе предъявить требования к третьим лицам, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства (см. 56 и 106 ГК РФ). Требования к этим лицам по правилам комментируемой статьи 129 конкурсный управляющий вправе предъявить в случае недостаточности имущества должника.

Размер ответственности лиц, привлекаемых к субсидиарной ответственности в соответствии с указанным пунктом, определяется исходя из разницы между размером требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, и денежными средствами, вырученными от продажи имущества должника или замещения активов организации-должника.

Конкурсный управляющий предъявляет требования к учредителям (участникам), собственнику имущества юридического лица или другим лицам, которые давали обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом определяли его действия, чем вызвали банкротство юридического лица. К таким лицам относятся, например, лицо, имеющее в собственности или доверительном управлении контрольный пакет акций акционерного общества, собственник имущества унитарного предприятия, давший обязательные для него указания, и т.

Положения, предусмотренные ч. 2 п. 3 ст. 56 ГК РФ, не применяются в отношении полного товарищества и товарищества на вере, участники которых (полные товарищи) во всех случаях солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества, а также производственного кооператива, члены которого несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и порядке, предусмотренных законом о производственных кооперативах и уставом кооператива <*>. Такие иски предъявляются конкурсным управляющим в соответствии с подведомственностью и подсудностью, предусмотренными АПК РФ, и рассматриваются судом не в деле о банкротстве. Взысканные суммы зачисляются в состав имущества должника, за счет которого удовлетворяются требования кредиторов. ——————————–
<*> См. : Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 1 июля 1996 г. “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” (Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1996. N 9).

Образцы документов

Заявление о включении в реестр требований кредиторов должника требований третьей очереди по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника

Требование о включении в реестр требований кредиторов требования о выплате задолженности по оплате труда

Возражения относительно требований кредитора о включении в реестр

В чем суть моратория на банкротство?

Мораторий действует с 1 апреля 2022 г. и продлится как минимум 6 месяцев – до 1 октября 2022 г. Он введен для того, чтобы помочь бизнес-представителям и обычным гражданам справиться со сложной финансовой ситуацией во время проведения военной операции на Украине и действия санкций.

Мораторий запрещает обращаться в суд с заявлением о несостоятельности должника. Если кредитор подаст такое заявление в период с 1 апреля по 1 октября 2022 г. , суд вернет его, ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 28 марта 2022 г. № 497. Также могут вернуть поданные до 1 апреля заявления, вопрос о принятии которых к рассмотрению не был решен судом к дате введения моратория. По закону такое решение должно быть принято в течение 5 дней со дня поступления заявления в суд.

Мораторий на банкротство: как он работает в 2022 годуКакими будут последствия моратория? На чем сфокусироваться кредиторам, пока он действует? И почему должнику может понадобиться отказ от банкротного иммунитета?11 Апреля 2022

Суть моратория заключается в лишении кредиторов права подавать новые заявления о банкротстве и освобождении руководителей организаций, предпринимателей и граждан-должников от обязанности инициировать процедуру собственной несостоятельности при наличии признаков неплатежеспособности. Даже если должник испытывает финансовые трудности и не может платить по обязательствам, разрешается не заявлять о банкротстве. Это не повлечет последствий в виде штрафных санкций и субсидиарной ответственности контролирующих лиц. Однако уже инициированные процедуры несостоятельности не прекращаются и не приостанавливаются.

Мораторий автоматически запускает продолжниковые механизмы, предусмотренные п. 3 ст. 1 Закона «О несостоятельности (банкротстве)». В частности, не начисляются пени и штрафы за просрочку выполнения обязательств по договорам и несвоевременное внесение обязательных платежей; приостанавливаются исполнительные производства по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до 1 апреля 2022 г. ; кредиторы не вправе обратить взыскание на залоговое имущество.

На кого распространяется мораторий?

«Коронавирусный» мораторий на банкротство, который длился с 6 апреля 2020 г. по 7 января 2021 г. , распространялся только на компании и индивидуальных предпринимателей из наиболее пострадавших отраслей экономики. В отличие от него новый мораторий затрагивает всех должников: юридических лиц, ИП и обычных граждан. Исключение сделали только для застройщиков, которые нарушили сроки сдачи домов более чем на 6 месяцев.

Как отказаться от моратория?

Компания может избежать нежелательных ограничений, связанных с введением моратория на банкротство. Достаточно подать заявление через Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Это можно сделать онлайн на официальном сайте в разделе «Срочная публикация заявления об отказе от применения моратория на банкротство в Федресурсе».

Однако после регистрации отказа вновь заработают все исполнительные производства. А кредиторы смогут инициировать банкротство в отношении должника.

Возможно ли банкротство по собственной инициативе?

Должники по-прежнему могут подать заявление о своем банкротстве в арбитражный суд, если считают это целесообразным. То есть мораторий освобождает от обязанности заявить о несостоятельности, но не лишает такого права. Как бонус: если должник в период действия моратория подаст в суд заявление о собственном банкротстве, он сможет получить судебную рассрочку выплаты задолженности до 3 лет без согласия кредиторов.

Условия предоставления судебной рассрочки без согласия кредиторов описаны в п. 1 ст. 1 Закона о банкротстве. Если кратко: рассрочка предоставляется по заявлению должника, если он подал заявление о банкротстве в период действия моратория и в отношении него уже ввели процедуру наблюдения (если должник – юридическое лицо) или процедуру реструктуризации (если должник – физическое лицо). С заявлением о рассрочке можно обратиться не раньше даты проведения первого собрания кредиторов, так как на собрании может быть предложено мировое соглашение.

Каким требованиям должен отвечать должник? Его доходы за отчетный период календарного года, в котором возбуждено дело о банкротстве, должны быть как минимум на 20% ниже доходов за тот же период предыдущего года. Не должно быть задолженности по требованиям о возмещении причиненного жизни и здоровью вреда и по оплате труда (требования кредиторов первой и второй очереди). Не должно быть заявлений кредиторов о признании должника банкротом, поданных до даты введения моратория и возвращенных арбитражным судом в соответствии с п. 2 ст. 1 Закона о банкротстве. Заявление должника о признании его банкротом должно быть подано не ранее 1 мая 2022 г. Должник должен представить арбитражному суду доказательства того, что собрание кредиторов отказалось подписывать мировое соглашение или воздержалось от рассмотрения этого вопроса.

Судебная рассрочка предоставляется сроком на год. А если должник относится к стратегическим предприятиям и его доходы сократились на 50% и более, то этот срок может быть больше – до 3 лет.

Можно ли снять аресты со счетов в период действия моратория?

Если денежные средства не будут списывать со счетов по исполнительным производствам, возникает закономерный вопрос: можно ли через пристава или в судебном порядке снять арест на время моратория и пользоваться деньгами по своему усмотрению? Например, если человеку не хватает средств на жизнь или компании нужны деньги для реализации плана улучшения финансового положения. Ведь они будут просто лежать в банке на протяжении полугода.

Вопрос этот спорный. Практика пока только складывается. Мораторий не отменяет аресты, а лишь запрещает перевод денег в пользу кредитора по исполнительному листу. Однако в период приостановки исполнительного производства должник имеет право обращаться в ФССП или суд с заявлением о снятии арестов. Судебные приставы скорее откажут должнику. А вот суд, может, и снимет арест, если заявитель докажет, что финансовые трудности возникли из-за сложной экономической ситуации в стране или санкций и что такие аресты препятствуют реабилитации бизнеса в период моратория.

Граждане, в том числе самозанятые, могут подать заявление в ФССП об оставлении суммы прожиточного минимума на карте или одном из банковских счетов. Каждый месяц можно будет свободно распоряжаться этой суммой. Такую возможность предоставляет Федеральный закон от 29 июня 2021 г. № 234-ФЗ. Он работает с 1 февраля 2022 г.

Закон № 127 – ФЗ о несостоятельности (банкротстве) дает возможность признать физическое лицо или ИП неспособным погашать задолженность. Для этого нужно обратиться в суд

В среднем за процедуру банкротства физического лица расходы составляют 60 000 – 80 000 рублей. Итог: минимальная стоимость процедуры «под ключ» 120 000 рублей (60 000 рублей — расходы и 60 000 рублей — оплата работы юристов)

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работник, бывший работник должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.