Сборник образцов форм 6 аудиторских заключений 2021 г. и сведений Минфина России от 19 января 2021 г. «Перечень случаев проведения обязательной проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности на 2020 год (в соответствии с законодательством Российской Федерации)”

Настоящий документ не является нормативным правовым актом Минфина России и не может рассматриваться в качестве такового. Он не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и предназначен исключительно для информирования заинтересованных лиц.

В конце декабря 2021 года был принят закон № 435-ФЗ, в соответствии с которым изменился порядок представления годовой финансовой отчетности и результатов ее аудита. Изменения коснулись и публикации указанных данных в Федресурсе. Как это сказывается на работе организаций и какой теперь порядок размещения?

В статье разбираем следующие темы:

  • Какие изменения внес закон № 435-ФЗ в порядок размещения финансовой отчетности и данных ее проверки в ЕФРСФДЮЛ.
  • Нужно ли публиковать результаты аудита, если они содержатся в ГИРБО.
  • Сколько уведомлений необходимо размещать на Федресурсе при проведении аудита.
  • Как изменилась форма для сообщения о финотчетности и аудите на Федресурсе.

Дата публикации: 16.12.2021

В соответствии с частью 8 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7344; 2019, N 30, ст. 4149) и подпунктом 5.9.68 пункта 5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 “Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст. 3961; 2019, N 22, ст. 2811), в целях обеспечения формирования и использования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, в связи с принятием Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 352-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 27, ст. 5180) приказываю:

2. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации и межрегиональным инспекциям Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.

3. Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, но не ранее 1 января 2022 года.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего вопросы создания и сопровождения государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности.

РуководительФедеральной налоговой службыД.В.Егоров

Зарегистрировано в Минюсте России 29 октября 2021 г. N 65647

Обязательный аудит — подтверждение достоверности годовой бухгалтерской отчетности независимым аудитором.

По финансовым показателям обязательный аудит за  год должны проходить если доходы из декларации по налогу на прибыль (стр. 010 +020 листа 2 декларации по налогу на прибыль) за 2021 год превышают 800 млн. руб., или стоимость активов более 400 млн. руб. (стр. 1600 бухгалтерского баланса за 2021 год).

По признаку организационно-правовой формы обязательному аудиту подлежат акционерные общества (ПАО, АО, ОАО, ЗАО и др.), а также государственные или муниципальные предприятия.

Важно: с отчетности за 2022 год  аудит в акционерных обществах, в которых нет участия и государства и ценные бумаги которых не обращаются на организованном рынке, проводится по финансовым показателям или по решению акционеров.

По признаку вида деятельности обязательному аудиту подлежат страховые организации, клиринговые компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг, кредитные организации, бюро кредитных историй, биржи как товарные так и фондовые, общества взаимного страхования, негосударственные пенсионные фонды и иные фонды, в т. ч. некоммерческие и благотворительные фонды.

В силу особенностей деятельности обязательному аудиту подлежат организации, ценные бумаги которых допущены к торгам на организованном рынке ценных бумаг, а также те, которые публикуют или (или) предоставляют сводную (консолидированную) отчетность. Исключение составляет отчетность органов государственной власти, местного самоуправления, госучреждений, а также внебюджетных фондов.

Аудит обязателен и в иных случаях, предусмотренных законодательством. Например, должны проводить аудит организаторы и операторы лотерей (Закон от 11.11.2003 №138-ФЗ), саморегулируемые организации (Закон от 01.12.2007 №315-ФЗ); юридические лица, участвующие в накопительно-ипотечной системе (Закон от 20.08.2004 № 117-ФЗ) и др.  В 2017-2018 гг. обязательный аудит отчетности за 2016, 2017 гг. должны пройти организации по  списку, приведенному в ссылке.

Сборник образцов форм 6 аудиторских заключений 2021 г. и сведений Минфина России от 19 января 2021 г. «Перечень случаев проведения обязательной проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности на 2020 год (в соответствии с законодательством Российской Федерации)"

Содержание

Весь перечень случаев в соответствии с законодательством РФ.

Организации, подлежащие обязательному аудиту, представляют  экземпляр годовой бухгалтерской отчетности с аудиторским  заключением о ней в ИФНС. Аудиторское заключение представляется в ИФНС вместе с бухгалтерской отчетностью не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Порядок представления аудиторского заключения в ИФНС

Сборник образцов форм 6 аудиторских заключений 2021 г. и сведений Минфина России от 19 января 2021 г. «Перечень случаев проведения обязательной проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности на 2020 год (в соответствии с законодательством Российской Федерации)"

Аудиторское заключение представляется в форме электронного  документа или его копии в электронном виде с расширением (pdf) по телекоммуникационным каналам связи в  налоговый орган по месту нахождению организации.

II. Представление обязательного экземпляра отчетности

и аудиторского заключения о ней

2. Обязательный экземпляр отчетности и аудиторское заключение о ней представляются в виде электронных документов.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Обязательный экземпляр отчетности и аудиторское заключение о ней представляются экономическим субъектом в налоговый орган посредством использования официального сайта ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” или по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, обеспечивающего обмен открытой и конфиденциальной информацией по телекоммуникационным каналам связи в рамках электронного документооборота между налоговыми органами и экономическим субъектом.

4. Экономический субъект использует формат представления обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов, утверждаемый федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”.

5. Для создания электронной подписи обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней используются квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи, выдаваемые в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ “Об электронной подписи” (Собрание законодательства Российской Федерации 2011, N 15, ст. 2036; 2021, N 27, ст. 5187).

6. Представление обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней осуществляется при обязательном применении сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации средств криптографической защиты информации, совместимых со средствами криптографической защиты информации, используемыми в налоговом органе.

7. Для представления обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней экономический субъект обеспечивает:

формирование обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов;

шифрование при отправке и дешифрование при получении информации с использованием шифровальных средств;

формирование усиленной квалифицированной электронной подписи при передаче информации и ее проверку при получении информации.

8. В процессе электронного документооборота при направлении обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней используются следующие технологические электронные документы для применения в целях обеспечения электронного документооборота:

1) подтверждение даты отправки электронного документа;

2) квитанция о приеме налоговой декларации (расчета), бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторского заключения о ней в электронной форме (далее – квитанция о приеме);

3) уведомление об отказе в приеме налоговой декларации (расчета), бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторского заключения о ней и (или) о том, что расчет считается непредставленным (далее – уведомление об отказе в приеме);

4) извещение о получении электронного документа. Извещение о получении электронного документа формируется автоматически программным обеспечением получателя для последующей передачи отправителю на каждый документ и технологический электронный документ из указанных в подпунктах 1 – 3 настоящего пункта;

5) информационное сообщение о представительстве в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (при направлении информации о подписании представленного обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней уполномоченным представителем экономического субъекта);

6) уведомление об уточнении налоговой декларации (расчета), бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторского заключения о ней (в случае выявления в представленном файле ошибок (противоречий, несоответствий));

7) извещение о вводе сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторском заключении о ней в электронной форме (в случае если в информации, представленной в файле, не содержится ошибок (противоречий)).

9. Основаниями для отказа в приеме обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней являются:

1) несоблюдение пункта 4 Порядка;

2) отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи данным в обязательном экземпляре отчетности и аудиторском заключении о ней;

3) представление обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этого обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней.

10. При получении обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней и отсутствии оснований для отказа в приеме указанного обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней налоговый орган в течение одного рабочего дня с момента получения указанных документов должен сформировать квитанцию о приеме, подписать ее усиленной квалифицированной электронной подписью и направить экономическому субъекту.

11. Датой получения обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней налоговым органом считается дата, указанная в квитанции о приеме.

12. При наличии оснований для отказа в приеме обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней налоговым органом формируется уведомление об отказе в приеме, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью, которое направляется экономическому субъекту в течение одного рабочего дня с момента направления экономическим субъектом обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней.

13. Экономический субъект в течение рабочего дня, следующего за днем отправки обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней в электронной форме получает:

подтверждение даты отправки;

квитанцию о приеме или уведомление об отказе в приеме, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью налогового органа.

14. Обязательный экземпляр отчетности и аудиторское заключение о ней считается принятым налоговым органом, если экономическим субъектом получена квитанция о приеме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью налогового органа.

15. При получении уведомления об отказе в приеме экономический субъект должен устранить указанные в этом уведомлении ошибки и повторить процедуру направления обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней.

Особенности заполнения новой формы сообщения о финотчетности и аудите

Как было сказано выше, все 3 категории юрлиц могут размещать сведения о финансовой отчетности и аудите независимо друг от друга. Например, 1-й и 2-й группам организаций можно оставить пустой строку «Ссылка на публикацию», и система пропустит уведомление.

Сборник образцов форм 6 аудиторских заключений 2021 г. и сведений Минфина России от 19 января 2021 г. «Перечень случаев проведения обязательной проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности на 2020 год (в соответствии с законодательством Российской Федерации)"

В поле «Дата раскрытия» эти категории юрлиц могут указать день публикации в Федресурсе, а 3-я группа, предоставляющая сведения в СМИ, — вписать именно дату размещения в конкретном средстве массовой информации.

Чтобы не запутаться во всех нововведениях, можно воспользоваться услугами онлайн-сервиса «Федресурс 24». В таком случае составлением сообщения будет заниматься опытный юрист, который оформит представленные вами данные в нужном виде. Вам не придется самостоятельно разбираться с новой формой сообщения, получать электронную подпись или устанавливать на компьютер дополнительное ПО. Это поможет сэкономить время и деньги, а также одновременно соблюсти требование законодательства о раскрытии сведений на Федресурсе.

Сколько уведомлений об отчетности и аудите нужно подавать в Федресурс

С вступлением в силу закона № 435-ФЗ компании, относящейся к любой из категорий юрлиц, перечисленных выше, нужно публиковать на Федресурсе 2 уведомления:

  • Первое — в течение 3 рабочих дней с даты подписания руководителем финансовой отчетности.
  • Второе — в течение 3 рабочих дней с даты утверждения результатов аудита.

Если этого не сделать, компания столкнется со штрафными санкциями.

Важно знать! При непубликации финотчетности и результатов аудита в Федресурсе на компанию будет наложен штраф не только за неразмещение сведений в реестре, но и за непредоставление аудиторского заключения (ст. 19.7 КоАП) и отсутствие первичных учетных и иных финансовых документов, обязательных к хранению (ст. 15.11 КоАП).

Необходимость публиковать 2 уведомления легко объяснима. Когда финансовая отчетность подписывается руководителем, аудиторское заключение гарантировано еще не готово. Аудит допускается проводить и подавать в налоговую результаты о нем до конца 1-го квартала года или в целом до конца года, следующего за отчетным. При этом у компании есть 3 рабочих дня, чтобы опубликовать сведения об отчетности на Федресурсе.

Исходя из такой особенности аудита, компания сначала заполняет в форме поля, касающиеся бухгалтерской отчетности, а уже после проведения проверки указывает ее результаты. Блоки о финотчетности и аудите независимы друг от друга, что позволяет юрлицам избежать штрафов из-за несвоевременной публикации в Федресурсе. Кроме того, в реестре осталась и старая форма для размещения аудиторского заключения отдельным уведомлением.

Прикрепленные документы

↑К началу страницы

Нужно ли проходить аудиторскую проверку, если она стала необязательной

Компаниям, чьи показатели критериев обязательного аудита позволяют им отказаться от его проведения, стоит задаться вопросом, целесообразно ли поддаваться соблазну отсутствия «обязаловки» и отказываться от аудита?

Обязательность и целесообразность — разные вещи. И то, что обязательный аудит для малого бизнеса больше не требуется по законодательству, не означает его бесполезность с точки зрения безопасности и выгоды.

Сегодня многие наши клиенты, для которых аудит перестал быть обязательным, не спешат от него отказываться. Ведь для дальновидного предпринимателя аудит — это не траты, а инвестиции.

«Бумажка для проверяющих» — это далеко не единственное предназначение аудита. Основная польза аудита — убедиться, что:

  • существенные ошибки в вашем учете отсутствуют;
  • новости о поправках в нормативные правовые акты учтены, важные документы и имущество в наличии, по проведению инвентаризации и ее результатам нет вопросов;
  • размер чистой прибыли рассчитан верно, дивиденды начислены и выплачены в полном объеме;
  • принимаются правильные решения, которые идут на пользу компании и учредителям, ведь всегда можно оперативно посоветоваться с аудиторами, налоговыми консультантами и юристами, сопровождающими проверку. Они всегда помогут сориентироваться в применении новых ФСБУ, изменениях в НК РФ, вопросах валюты и др.

Разве после отмены обязательного аудита все это потеряет актуальность?

Кроме того, даже если не требуется обязательный аудит, аудиторское заключение дает дополнительные конкурентные и инвестиционные преимущества:

  • как и ранее, отчетность, по которой есть аудиторское заключение (АЗ) имеет совершенно другой статус для внешних пользователей — вызывает больше доверия к показателям отчетности, деятельности компании в целом (многие крупные партнеры требуют от более мелких АЗ по бухгалтерской отчетности в качестве подтверждения их благонадежности);
  • в непростой текущей ситуации многие компании обращаются в кредитные организации, там всегда требуется АЗ к отчетности;
  • не останавливается работа по заключению договоров в рамках проведения тендеров — как правило при участии в тендерах требуется АЗ.

Таким образом, даже если законодательство больше не требует от вашей компании проведение аудита, имеет смысл заказать инициативный аудит по индивидуальному техническому заданию. Кстати, не обязательно ограничиваться только проверкой бухгалтерского учета и отчетности. Чтобы получить больше пользы, можно поставить и иные задачи: проверка налогов и многое другое.

Кейсы покажут на конкретных примерах реальную выгоду расширенного аудита для бизнеса.

Для отчета или для выгоды?

Многие компании используют аудит для отчета, в то время как другие — уже давно осознали, что аудит — это не бестолковая формальность, а новые возможности. Как одна и та же услуга может быть такой разной? Ответ в подходе заказчиков к аудиторским услугам.

Ряд компаний, заказывая аудит, ожидают всего лишь получить аудиторское заключение, которое требует закон. И, соответственно, его получают. Только его. В то время как другие ставят задачу глубокой и качественной проверки с выявлением рисков и резервов, чтобы потом можно было не бояться прихода контролирующих органов и извлечь дополнительную выгоду. Последняя позиция, как никогда, соответствует сегодняшним реалиям: «растущим аппетитам» налоговиков и непростой экономической обстановке в стране.

Средняя сумма доначислений за 1 выездную проверку по состоянию на 01.10. 2022 года:

  • 92 млн руб. — по Москве (за аналогичный период 2021 года — 49 млн руб.);
  • 74 млн руб. — по РФ (за аналогичный период 2021 года — 47 млн руб.).

«Стандартный» аудит бухучета и отчетности в 2023 году в плане пользы для бизнеса существенно уступает комплексному аудиту. Последний предполагает:

  • выполнение расширенного техзадания: скрупулезная проверка не только бухучета, но и налогов;
  • поэтапное проведение проверки в течение года — позволяет устранить ошибки «в моменте», не дожидаясь претензий контролирующих органов;
  • защиту от претензий налоговых органов — налоговые юристы в течение 3-х лет с момента окончания проверяемого периода будут представлять интересы по вопросам, возникающим у ИФНС по этому периоду, в т.ч. в суде;
  • страховку от налоговых рисков (рекомендации экспертов и риски невыявления налоговых ошибок застрахованы Ингосстрах) — мало кто из аудиторских компаний готов предложить страховку от налоговых претензий. Это могут сделать только те, кто уверен в качестве проверки и профессионализме своих сотрудников. Более того, в этом должна быть уверена и страховая компания, предоставляющая страховку.

Да, комплексный аудит несколько дороже «стандартного». Но он обеспечивает порядок в финансово-хозяйственной деятельности компании, оптимальную работу бухгалтерии с выявленными резервами и защитой от финансовых потерь. При проведении аудита и устранении налоговых рисков его стоимость окупится в разы. Компания не будет привлекать внимание налоговых органов наличием ошибок в отчетности, а собственники и руководители будут уверены, что им не грозит субсидиарная и уголовная ответственность за налоговые долги юридического лица.

Мы на вашей стороне

В нашей компании работают 100% только штатные специалисты. Мы не передаем никакие данные третьим лицам и не пытаемся подставить бухгалтера. Находим резервы и даем рекомендации по устранению ошибок.

Узнать стоимость аудита

Стоимость обязательного аудита

Стоимость обязательного аудита определяется индивидуально и зависит от множества факторов, в том числе от количества этапов аудиторской проверки, объема документооборота проверяемой организации, специфики деятельности и бухгалтерского учета, системы внутреннего контроля в проверяемой организации и т.д.

Аудиторская проверка проходит в удобное для вас время. При проведении проверки аудиторской компанией учитывается отраслевая специфика и Ваши пожелания по проверке. При проведении аудиторской проверки мы применяем риск-ориентированный подход, который позволит определить слабые стороны и предотвратить негативные последствия для вашей организации в будущем.

Сборник образцов форм 6 аудиторских заключений 2021 г. и сведений Минфина России от 19 января 2021 г. «Перечень случаев проведения обязательной проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности на 2020 год (в соответствии с законодательством Российской Федерации)"

Мы гарантируем оптимальную цену на обязательный аудит за 2022 год при высоком качестве услуг! Обязательный аудит за 2022 год проводится в случаях установленных законом и в соответствии с международными стандартами аудита (МСА). Получите от обязательного аудита 2022 максимальную выгоду по оптимальной стоимости и по международным стандартам аудита!

Изменения порядка публикации бухотчетности и аудита на Федерсурсе

Закон № 435-ФЗ от 30.12.2021 внес изменения в пп. «л.2» п. 7 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ. Если ранее были две обязанности по подаче на Федресурс сообщения о финансовой отчетности и отдельно о проведении ее аудита, то в рамках консолидации законодательства, согласно информационному письму Минфина РФ от 13.01.2022, от этого отказались.

Таким образом, 2 вида уведомлений объединили в одно. Отныне компании, ранее обязанные публиковать в реестре сведения об аудите, должны размещать информацию о нем в составе сообщения о бухгалтерской отчетности. Для таких организаций публикация изменилась только в техническом плане. Но есть и другие категории юрлиц, для которых стала актуальной тема одновременной публикации финотчетности и аудита. Всего есть 3 категории юридических лиц, для кого на сегодня это обязательно:

  • компании, на которых распространяется обязанность проведения аудита;
  • организации, чьи бухгалтерская отчетность и аудит не обязательны к размещению в ГИРБО;
  • компании, публикующие информацию об отчетности в СМИ, в частности на сайтах информационных агентств, имеющих аккредитацию Банка России.

Сборник образцов форм 6 аудиторских заключений 2021 г. и сведений Минфина России от 19 января 2021 г. «Перечень случаев проведения обязательной проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности на 2020 год (в соответствии с законодательством Российской Федерации)"

Перечень сведений, публикуемых на Федресурсе, определяется тем, предоставляются ли финансовая отчетность и результаты аудита в ГИРБО или нет. Если они не подлежат размещению в ГИРБО (касается второй группы юрлиц из списка), то в уведомлении должно содержаться мнение аудитора или аудиторской организации по поводу достоверности документации и обстоятельствах, которые способны оказать на это влияние. Юрлица, публикующие сведения о финотчетности в СМИ, должны указывать на этот факт и в сообщении на Федресурсе.

Ответственность за неисполнение обязанностей, вытекающих из аудита

Если обязанность предоставить аудиторское заключение есть, а само аудиторское заключение не было предоставлено или было предоставлено позже нормативных сроков, то виновные будут привлечены к административной ответственности. Штрафы:

  • для организаций — от 3000 до 5000 руб.;
  • для должностных лиц — от 300 до 500 руб.

­Если проверка контролирующих органов выявит, что аудит не был проведен (хотя для соответствующего юридического лица он был обязательным), то составляется протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). В этой ситуации ответственность руководителя компании будет уже ощутимее:

  • если в первый раз обнаружили, что аудита не было — от 5000 до 10 000 руб.;
  • если повторно — от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от 1 года до 2 лет.

Если заключение не будет представлено во время подготовки к общему собранию тем лицам, которые имеют на это право (п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), то ответственность наступит по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ:

  • от 2000 до 4000 руб. для граждан;
  • от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц;
  • от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.

Подробно на эту тему с реальными кейсами мы писали в статье.

Критерии обязательного аудита отчетности за 2022 год

Обязательный аудит — это независимая проверка финансово-хозяйственной деятельности фирмы, которую нельзя избегать. Т.е. в нормативных правовых актах есть правило проводить аудиторский контроль в обязательном порядке. Но распространяется оно не на все организации, а только на те, которые соответствуют заданным критериям. Цель такого аудита — подтвердить корректность учета и достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» с последующими изменениями (далее — Закон № 307-ФЗ) приводятся критерии обязательного аудита.

­Однако Закон № 307-ФЗ не дает закрытого списка компаний, которые обязаны проводить аудит. Ситуации, когда аудит является обязательным, также предусматриваются и в других законах федерального уровня. На это прямо указано в ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Подробнее поясним указанное нововведение ниже.

Посмотрим, поменялось ли в 2022 году что-то в критериях обязательного аудита — характеристиках, которые должны быть у организации, чтобы аудит стал для нее неизбежным.

«Стоимостные» критерии обязательного аудита отчетности

Самый главный критерий, под который подпадает большинство компаний, проводящих обязательную аудиторскую проверку, — «стоимостной»:

Учитываются показатели года, предшествующего отчетному. Например, чтобы понять, нужна ли проверка за 2022 год, нужно оценивать показатели 2021.

Если вы видите, что доходы за 2022 год или на 31.12.2022 года активы вашей компании превысили указанные пределы, то вам будет необходимо провести аудиторские процедуры за 2023 год.

Некоторые полагают, что раз речь идет о проверке бухгалтерской отчетности, то доходы, соответственно, берутся из бухгалтерского учета. Однако это ошибочное мнение. Доход определяется по данным налогового учета — для организаций на ОСН по правилам главы 25 Налогового Кодекса «Налог на прибыль организаций»: суммируются строки 010 и строки 020 Листа 02 годовой Декларации по налогу на прибыль. В расчете участвуют все виды доходов, включая и внереализационные.

Как видим, согласно этому критерию компании с меньшим количеством доходов и/или активов не подпадают под обязательный аудит (хотя это не исключает попадание под него по другим критериям, о которых ниже). Однако с учетом текущей ситуации в налоговом контроле ценность аудиторской проверки для таких компаний не снижается, т.к. она входит в комплекс эффективного и осмотрительного сопровождения бизнеса.

­Без аудита невозможно быть уверенным в корректности отчетности и оптимальном налогообложении. Потому что даже супер опытные и добросовестные бухгалтеры могут упустить какой-то момент, который будет иметь значение для важных финансовых показателей фирмы. Аудиторская компания может выявить не только опасности, но и резервы проверяемого субъекта.

­Пример 1. Учредитель кондитерской компании выбрал обязательный аудит с дополнительной задачей — выявить основание нехватки денежных средств в фирме при наличии прибыли. В результате компании удалось получить свободную денежную массу в размере не менее 100 млн руб. и предупредить бессмысленное утекание денег в будущем, оптимизировав бизнес-процессы.

Перечень «обязанных» организаций больше не ограничен одним Законом

Ранее для того, чтобы разобраться: кто подлежит обязательному аудиту, достаточно было заглянуть в ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Теперь ничего не упустить сложнее. С 2021 года помимо корректировок в условиях по доходам и активам баланса, скорректирован сам состав ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Прежде она содержала закрытый список случаев, когда будет обязательный аудит. Сегодня в статье нет условий, которые присутствуют в иных нормативных правовых актах + в наличии прямая отсылка, что применяются правила об обязательном аудите, прописанные в законах федерального уровня.

Подробнее об аудите акционерных обществ

  • банков, их групп и холдингов регламентируется ст. 42 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;
  • страховщиков регламентируется ст. 29 Закона об организации страхового дела в РФ и др.

Итак, обязанность появляется, если соблюдается любой из поименованных в законодательстве РФ критериев.

Пример 2: Непубличное акционерное общество является застройщиком жилого комплекса на основании договоров долевого участия в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ. При этом по критериям оно подходит под СМП (налоговый доход за прошлый период — 60 млн руб., валюта баланса — 300 млн. руб., а средняя численность персонала — 92 человека), но ему все равно придется проаудировать годовую отчетность за 2022 год, т.к. проведение обязательного аудита застройщиков предусмотрено федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ (п. 38 Перечня случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год (Информационное сообщение Минфина России от 11.01.2023 N ИС-аудит-60)).

Для удобства получения ответа на вопрос: есть ли у вашей организации обязанность организовывать аудит в непреложном порядке, рекомендуем обратиться к списку случаев, в которых он требуется. Этот список публикует Минфин РФ ежегодно.

Перечень видов компаний, подпадающих под обязательный аудит, размещается в подразделе сайта Министерства финансов «Обязательный аудит» (раздел «Общая информация»).

Если сомневаетесь, правильно ли решили, что аудит для вас обязателен/не обязателен, волнуетесь не закреплен ли в каком-то законодательном акте новый критерий как раз «под вашу компанию» — обратитесь к аудиторам. Они помогут сориентироваться.

В 2022 году не произошло изменения критериев обязательного аудита для НКО

Ранее любым фондам (за исключением международных) законодательство не оставляло другого пути, как заказывать аудит годовой отчетности. С 2021 года проведение аудита стало необязательным для (п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ в новой редакции, письмо Минфина России от 11.02.2022 N 07-02-11/9699):

  • государственных внебюджетные фонды, специализированных организаций управления целевым капиталом;
  • иных фондов, у которых в году перед отчетным поступило имущества (включая деньги) 3 млн руб. и менее.

Остальным НКО необходимо заказывать и проводить аудит, в т.ч. за 2022 год.

Бюджетную отчетность теперь примут только с аудиторским заключением о ее достоверности

7 октября 2021

11 октября вступает в силу очередной – шестой по счету – федеральный стандарт ВФА “Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности” (Приказ Минфина России от 1 сентября 2021 г. № 120н (зарег. в Минюсте России 30.09.2021).

Уточним, что уже год действует Стандарт “Планирование и проведение внутреннего финансового аудита” и немногим дольше – Стандарт “Реализация результатов внутреннего финансового аудита”; с введением в действие нового Стандарта в два вышеназванных внесены некоторые изменения, и теперь все три документа будут применяться одновременно.

Рассмотрим основные моменты нового Стандарта.

Как организовать аудит в в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности?

Можно выбрать один из двух вариантов проведения аудиторских мероприятий

Что должны проверить аудиторы для вынесения решения о достоверности отчетности?

Аудиторские мероприятия в целях подтверждения достоверности отчетности состоят из нескольких этапов, в ходе которых аудиторы в числе прочего должны проверить и сделать выводы:

а) о соответствии порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности, включая соблюдение порядка:

  • формирования и актуализации учетной политики,
  • оформления и принятия к учету первичных учетных документов,
  • хранения документов бюджетного учета;
  • соответствие состава бюджетной отчетности требованиям федеральных стандартов и Инструкции № 191н;
  • составление бюджетной отчетности на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета;
  • соблюдение порядка проведения инвентаризации активов и обязательств;

в) о наличии фактов и/или признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и порядок ведения бюджетного учета.

И только если информация, содержащаяся в бюджетной отчетности, и в пояснениях к ней, отвечает установленным характеристикам, а в ходе проведения аудиторского мероприятия не выявлены существенные ошибки, нарушения и недостатки, бюджетная отчетность может быть признана достоверной.

Как организовать аудит в целях подтверждения достоверности отчетности при централизации?

При передаче централизуемых полномочий центрами учета, напомним, являются:

  • Федеральное Казначейство, региональные / муниципальные финорганы – для органов и учреждений, передавших ведение учета и составление отчетности на основании решения Правительства РФ или органа власти субъекта РФ или местной администрации;
  • централизованная бухгалтерия – для казенных учреждений, передавших ведение учета и составление отчетности добровольно по договору.

Проведение соответствующих аудиторских проверок и формирование аудиторского заключения о достоверности бюджетной отчетности обязательны и при централизации учета и отчетности. В этом случае способ проведения аудиторских мероприятий будет зависеть от вариантов организации ВФА как в в органе / учреждении, учет которого ведется централизованно, так и в центре учета.

Какое заключение могут вынести аудиторы?

Мнение о достоверности бюджетной отчетности и соответствии порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности формируется таким образом:

Проведение аудита и представление аудиторского заключения

Обязательный аудит включает: подготовку к аудиту, его непосредственное проведение, оформление и передачу заключения заказчику.

Кто может проводить обязательный аудит? Аудиторское заключение может дать только аудиторская организация — член СРО (член Ассоциации «Содружество» (СРО ААС)), которая работает по Международным стандартам аудита. В ходе обязательного аудита используется 48 международных стандартов (Приказ Минфина от 9 января 2019 года № 2н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»).

Аудиторское заключение, полученное в результате обязательного аудита, необходимо предоставить в ФНС вместе с отчетностью или в срок: не позднее 10 рабочих дней с даты, следующей за датой аудиторского заключения, но не позже 31 декабря года, который идет за годом, по которому составляется отчетность (ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ). Форма предоставления: электронная. Таким образом, аудиторское заключение за 2022 год может быть отправлено до 31 декабря 2023 года включительно, но затягивать с аудитом нецелесообразно.

Для организаций, подлежащих обязательному аудиту, будет полезно не просто «проаудироваться» и получить аудиторское заключение до конца календарного года. Гораздо лучше заказать аудит отчетности таким образом, чтобы можно было успеть скорректировать отчетность по результатам аудита (по нашему опыту это требуется достаточно часто) и подать в налоговый орган «уточненку». После утверждения отчетности собственниками исправлять ее нельзя. Исходя из этого, обязательный аудит нужен до того, как состоится годовое собрание собственников (акционеров). Напомним, для ООО срок проведения общего собрания до 30 апреля, а для АО — до 30 июня.

Обязательное представление аудиторского заключения в Минюст

В соответствии с пунктом 4 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации ежегодно представляет в Минюст России аудиторское заключение, полученное от российской аудиторской организации (российского индивидуального аудитора), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Срок представления аудиторского заключения – до 1 апреля года, следующего за отчетным. Таким образом, представительство иностранной некоммерческой организации должно представить аудиторское заключение на отчетность за 2022 год не позднее 1 апреля 2023 года.

Кроме того, в Минюст России обязаны представить аудиторское заключение российские некоммерческие и коммерческие организации, признанные иностранными агентами. Иностранные агенты представляют в Минюст России аудиторское заключение по бухгалтерской отчетности за 2022 год  не позднее 15 апреля 2023 года.

Ответственность за непредставление аудиторского заключения установлена КоАП РФ.

У нас богатый опыт работы с предприятиями различных отраслей и индивидуальный подход при выполнении каждого конкретного задания, что позволяет нам учитывать специфику каждой конкретной организации и предоставлять клиентам услуги в соответствии с их потребностями. При подготовке к аудиту ознакомьтесь с нашими рекомендациями.

Публикация в Федресурсе аудиторского заключения, которое есть в ГИРБО

По закону все, кто проводят обязательный аудит, должны публиковать сообщение о финансовой отчетности в Федресурсе, вне зависимости от того, публикуют ли они эту информацию в ГИРБО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *