Реестр банкротства физических лиц

Содержание

Реестр банкротов физических лиц

Подборка наиболее важных документов по запросу Реестр банкротов физических лиц (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 213.24 “Решение арбитражного суда о признании гражданина банкротом” Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”(Юридическая компания “TAXOLOGY”)Налоговый орган обратился с заявлением о включении требования в размере долга по земельному налогу и НДФЛ в реестр требований кредиторов гражданина-банкрота. Суд включил требования инспекции только в той части, в которой налоговый орган подтвердил своевременное принятие мер принудительного взыскания. Налоговый орган обжаловал решение суда, но вышестоящий суд его жалобу отклонил. Суд отметил, что при установлении требований в деле о банкротстве не подлежит применению ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ, согласно которой если сторона не оспаривает обстоятельства, на которые ссылается другая сторона, то они считаются признанными. Проверка обоснованности требований требуется, чтобы не допустить включение в реестр необоснованных требований и не нарушить права и законные интересы должника и кредиторов, имеющих обоснованные требования. Суд оставил в силе решение о частичном включении требований налогового органа в реестр требований кредиторов.

Статья: Непоименованные договоры как основание регулирования семейных отношений(Чефранова Е.А.)(“Законы России: опыт, анализ, практика”, 2021, N 7)Особое значение проблема признания и защиты непоименованных семейно-правовых соглашений имущественного характера приобретает на фоне применения процедур признания несостоятельности (банкротства) физических лиц. В соответствии с ФЗ от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” (далее – ФЗ N 127-ФЗ) для включения кредитора физического лица в реестр требований к физическому лицу – банкроту требуется подтверждение законности существования такого требования, которая проверяется в открытом судебном заседании арбитражным судом и закрепляется судебным определением, подлежащим обжалованию. Разумеется, соглашение о выплате средств на содержание или соглашение о несении дополнительных расходов, заключенное между физическим лицом – банкротом и членом его семьи, при отсутствии установленной законом алиментной обязанности или при отсутствии исключительных обстоятельств может быть подвергнуто оценке на предмет действительности сделки, в том числе с применением положений, предусмотренных в гл. 3.1 ФЗ N 127-ФЗ. Однако это вовсе не означает, что такие соглашения сомнительны и незаконны априори, на основании одного лишь факта, что получатель денежных средств не относится к кругу лиц, имеющих право на взыскание алиментов или дополнительных расходов в судебном порядке. Очевидно, что, будучи включенным в реестр, требование погашается с учетом установленной ст. 213.27 ФЗ N 127-ФЗ очередности. Алиментные платежи отнесены к первой очереди, но только в случае, если взыскание производится на основании судебного решения или соглашения об уплате алиментов, имеющего силу исполнительного листа, тогда как добровольные обязательства по предоставлению денежного содержания члену семьи (бывшему члену семьи), не являющиеся алиментными применительно к гл. 15 СК РФ, относятся к третьей очереди взысканий.

Нормативные акты

^К началу страницы

Федеральная налоговая служба в соответствии с положениями постановлений Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора
в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» и от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» является уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирование порядка и условий осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения,
возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов, регулируются Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”
(далее – Закон о банкротстве).

Несостоятельность (банкротство)

В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве несостоятельность (банкротство) (далее также – банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить
требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Процесс банкротства начинается с подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Заявление может подать должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работник, бывший работник должника, имеющие требования о выплате
выходных пособий и (или) об оплате труда.

Процедуры банкротства

В отношении должника – юридического лица может быть введена одна из предусмотренных законом процедур:

Ликвидация юридического лица

Процесс банкротства завершается либо ликвидацией должника-юридического лица (Пункт 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что моментом завершения
ликвидации юридического лица считается момент внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц), либо удовлетворением требований кредиторов.

Взаимодействие с саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих (СРО АУ)

В соответствии с пунктом 11 Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.04 №257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства», порядок выбора уполномоченным органом саморегулируемой организации арбитражных управляющих при направлении в арбитражный суд заявления
о признании должника банкротом устанавливается Минэкономразвития России.

В целях реализации пункта 11 вышеуказанного постановления приказом Минэкономразвития России от 19.10.2007 №351 «Об утверждении Порядка выбора органом, уполномоченным представлять в делах
о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, саморегулируемой организации арбитражных управляющих при подаче в арбитражный суд заявления о признании
должника банкротом» утвержден порядок выбора органом, уполномоченным представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, СРО АУ
при подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом (далее – Порядок выбора).

Решение о выборе СРО при подаче в арбитражный суд заявления о признании банкротом стратегических предприятия или организации принимается уполномоченным органом в соответствии с Порядком выбора, если иное не установлено решением Правительственной комиссии
по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса, образованной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2006 №301 «О реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса».

Формирование списков СРО

В соответствии с пунктом 4 Порядка выбора, ФНС России на основании поступивших заявлений СРО, содержащих указание на возможность представлять во всех субъектах Российской Федерации кандидатуры арбитражных управляющих для проведения процедур банкротства
стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий или должников первой группы, формирует федеральный список СРО по Российской Федерации для подачи в арбитражный суд заявлений о признании банкротами стратегических предприятий
и организаций, субъектов естественных монополий и должников первой группы.

В федеральном списке в отношении каждой СРО отдельно указывается на возможность представления кандидатур арбитражных управляющих для проведения процедур банкротства должников первой группы, стратегических предприятий и организаций или субъектов естественных
монополий.

В соответствии с пунктом 4 Порядка выбора, ФНС России на основании поступивших заявлений СРО формирует региональные списки СРО по субъектам Российской Федерации для подачи в арбитражный суд заявлений о признании банкротами финансовых организаций,
должников второй и третьей групп, отсутствующих должников в соответствии с указанными СРО субъектами Российской Федерации, в которых они готовы представлять кандидатуры арбитражных управляющих – своих членов.

При формировании региональных списков для подачи заявлений уполномоченного органа о признании банкротами отсутствующих должников уполномоченный орган вправе учитывать эффективность реализации процедур банкротства отсутствующих должников, в том числе
в части понесенных расходов на проведение соответствующих процедур и результатов завершения соответствующих процедур, и иные критерии для включения СРО в соответствующий региональный список по соответствующему субъекту Российской Федерации.

СРО включается в соответствующие федеральный и (или) региональные списки с присвоением СРО очередного порядкового (регистрационного) номера в соответствии с датой регистрации заявления СРО в ФНС России.

Изменения в федеральный и региональные списки вносятся ФНС России с первого числа первого месяца каждого квартала на основании уведомлений СРО, поступивших в ФНС России не позднее первого числа последнего месяца предыдущего квартала.

Выбор СРО

СРО исключается по решению уполномоченного органа из соответствующих списков в случае исключения СРО из единого государственного реестра СРО АУ, а также на основании заявления СРО о невозможности предоставления кандидатур арбитражных управляющих –
своих членов – в субъекте Российской Федерации и (или) в отношении определенной группы или категории должников.

Неучет СРО

Решение о неучете СРО при выборе СРО для указания в заявлении уполномоченного органа (далее – решение о неучете СРО) принимается ФНС России при наличии оснований, указанных в п.11 Порядка выбора, в соответствии с которым основаниями для принятия уполномоченным
органом решения о неучете СРО являются:

  • отстранение арбитражного управляющего от исполнения обязанностей в деле о банкротстве в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей;
  • причинение неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего в деле о банкротстве обязанностей имущественного ущерба Российской Федерации как кредитору;
  • привлечение арбитражного управляющего к уголовной ответственности в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей арбитражного управляющего в деле о банкротстве или к административной ответственности в форме дисквалификации за
    неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;
  • однократное непредставление кандидатур арбитражных управляющих для утверждения арбитражным судом по заявлению уполномоченного органа;
  • непредставление арбитражным управляющим, утвержденным в деле о банкротстве, в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства для регистрации юридического лица
    в связи с его ликвидацией в порядке банкротства.

Решение о неучете СРО принимается уполномоченным органом в случае наличия оснований для принятия решения о неучете СРО и отсутствия оснований, исключающих принятие решения о неучете СРО.

Рейтинг АУ и СРО

Федеральной налоговой службой в целях оценки экономической эффективности погашения требований кредиторов проведена работа по анализу результатов, завершенных за три предшествующих года процедур банкротства. Использовались данные, учитываемые исходя из исполнения
функций уполномоченного органа. На основе этих данных подготовлен и представляется в ознакомительных целях доступ к рейтингу арбитражных управляющих и рейтингу саморегулируемых организаций.

В результате анализа данных о размере погашения требований кредиторов, эффективности реализации активов должника, длительности проведения конкурсного производства, а также о наличии нарушений в деятельности арбитражных управляющих (https://service.nalog.ru/pau.do),
определена эффективность каждого арбитражного управляющего и его место в рейтинге.

Балл саморегулируемой организации рассчитан с учетом среднего балла ее членов и принятых ФНС России решений о неучете саморегулируемой организации.

Данные могут быть использованы широким кругом лиц в качестве дополнительной информации при решении стоящих перед ними задач, связанных с банкротством, в том числе при принятии решения о выборе кандидатуры арбитражного управляющего либо саморегулируемой
организации арбитражных управляющих для проведения соответствующей процедуры банкротства.

В настоящее время раздел опубликован в тестовом режиме (в формате Excel), информация в разделе «Рейтинг АУ и СРО» в дальнейшем может дополняться.

В случае возникновения у арбитражных управляющих вопросов относительно вышеуказанного анализа данных и составленной на его основе ознакомительной информации (Рейтинга АУ) рекомендуем обращаться в ФНС России через саморегулируемые организации, членами
которых они являются.

Банкротство гражданина

Повышение эффективности процедур банкротства и снижение связанных с ними издержек определены в качестве одной из стратегических целей Федеральной налоговой службы.

Достижение данной цели невозможно без организации конструктивного диалога с сообществом арбитражных управляющих, которые являются ключевыми участниками в делах о банкротстве.

Существующие в настоящее время способы взаимодействия налоговых органов и арбитражных управляющих, ограничены, в основном, обжалованием действий (бездействия) арбитражных управляющих в арбитражный суд, а также в орган по контролю (надзору) за их деятельностью.

Вместе с тем, принятая и реализуемая в настоящее время в Российской Федерации концепция саморегулирования предполагает не только проведение последующего контроля, но и предупреждение членами соответствующих саморегулируемых организаций нарушений.

К числу наиболее распространенных нарушений, совершаемых арбитражными управляющими, относятся нарушения, носящие формальный характер, а также нарушения, последствия которых могут быть устранены арбитражным управляющим во внесудебном порядке.

В этой связи ФНС России сообщает о начале пилотного проекта, в рамках которого саморегулируемым организациям предлагается присоединиться к новому формату взаимодействия налоговых органов и арбитражных управляющих.

Данный формат предполагает внедрение внесудебного порядка обжалования налоговыми органами действий (бездействия) арбитражных управляющих в саморегулируемую организацию, членом которой он является.

Результатом организации диалога должно стать оперативное устранение допущенных арбитражными управляющими нарушений, а также снижение издержек, связанных с участием в арбитражных судах, и, как следствие повышение эффективности процедур банкротства.

Оформив подписку, Вы сможете получать новости по теме “Банкротство” на следующий адрес электронной почты:

Поле заполнено некорректно

В России до ноября не будут возбуждать дела о банкротстве физических и юридических лиц по заявлениям от кредиторов. Мишустин пояснил, что граждане и компании могут пока «наладить дела» из-за последствий «действий» против России

Реестр банкротства физических лиц

В России с 1 апреля вступит в силу мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям от кредиторов, заявил глава правительства Михаил Мишустин на заседании кабинета министров. Трансляцию вел телеканал «Россия 24» во «ВКонтакте».

«Он будет действовать полгода и коснется как организаций, так и граждан, включая индивидуальных предпринимателей», — сказал премьер-министр.

Мишустин предупредил, что это решение не коснется лишь должников-застройщиков многоквартирных домов или другой недвижимости, возводимой по закону о долевом строительстве, которые включены в реестр проблемных активов.

Правительство ожидает, что мораторий поможет тем россиянам и российским компаниям, которые оказались в трудном финансовом положении после «недружественных действий» по отношению к России и не в состоянии выполнить свои обязательства.

Власти уже объявляли мораторий на банкротства в 2020 году в связи с распространением коронавируса, благодаря чему в том году финансово несостоятельными признали 9 931 компанию, что на 20% меньше результатов допандемийного 2019 года (12 401).

Между инициированием процедуры банкротства и соответствующим решением суда проходят месяцы, доля корпоративных банкротств, выявленных в 2020 году, была предрешена еще до распространения COVID-19 и введения моратория.

Вместе с тем количество сообщений о планах кредиторов обратиться в суд с заявлением о банкротстве должника в 2020 году тоже сократилось — до 27 595 (на 2 480, минус 8,3%).

За прошлый год суды признали банкротами 192,8 тыс. физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей. С 2020 года количество банкротов выросло на 62%, но рост банкротств замедляется: годом ранее темпы прироста превышали 72%.

С сентября 2020 года в России есть возможность добиться банкротства по упрощенной процедуре через МФЦ. За год этим способом попытались воспользоваться более 12,3 тыс. человек, для трети из них (4,7 тыс.) процесс был запущен, добиться банкротства смогли к сентябрю прошлого года 2,4 тыс. человек.

Процедура упрощенного банкротства требует от должника соответствия двум требованиям: сумма долга должна быть от 50 тыс. до 500 тыс. руб. и следует доказать, что у «потенциального банкрота» нет финансовых возможностей или имущества для его погашения. Все исполнительные листы в отношении должника о взыскании должны быть возвращены кредиторам, а исполнительные производства — быть завершенными.

Какой эффект может дать мораторий на банкротство

Реестр банкротства физических лиц

Андрей Гордеев / Ведомости

Ближе к концу года экономика может столкнуться с беспрецедентной волной банкротств, прогнозируют опрошенные «Ведомостями» эксперты. В отличие от коронакризиса в этот раз конкретных оценок никто не дает – слишком туманны перспективы.

Неопределенность связана не только с негативными эффектами санкций – падением потребительского спроса, инфляцией, удорожанием импорта и нарушением цепочек поставок, но и с уходом иностранных компаний из России: сказать точно, кто уйдет, кто останется и в какой форме, пока невозможно.

Власти, очевидно, также ожидают всплеска закрытия предприятий и, чтобы погасить волну, готовят мораторий на банкротство. «Российское правительство уже на этой неделе может принять решение об объявлении моратория на банкротства», – заявил министр экономического развития Максим Решетников на брифинге 21 марта.

Во время действия моратория кредиторы не вправе инициировать банкротство должников, но последние не ограничены в возможности инициировать дело о собственной несостоятельности либо отказаться от моратория.

Изначально предполагалось, что запрет на взыскание долгов распространится на все отрасли, но потом власти начали обсуждать вывод из-под действия моратория застройщиков, сорвавших срок ввода в строй жилых домов.

Сейчас для предотвращения волны банкротств власти обсуждают введение моратория на закрытие предприятий. Инструмент временного запрета на инициацию «разорения» уже действовал во время пандемии в 2020 г. Кредиторам было запрещено с 4 апреля подавать заявления о банкротстве в отношении следующих должников:

– организаций и индивидуальных предпринимателей, которые наиболее пострадали от распространения коронавирусной инфекции;

– организаций, которые включены в перечень системообразующих и стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ.

Мораторий на банкротство сначала действовал до 6 октября, однако позже был продлен еще на три месяца – до 7 января 2021 г.

По оценкам Минэкономразвития, в первой итерации мораторием было охвачено 500 000 юрлиц и 1,6 млн индивидуальных предпринимателей. В 2020 г.

многие эксперты к инструменту моратория относились со скепсисом: ожидалось, что он только усугубит проблему с закрытием предприятий, а после его снятия страну захлестнет волна банкротств.

Отсрочка взыскания долгов с крупного должника-контрагента негативно влияет и на финансовое состояние самого кредитора и может даже привести к его собственному банкротству – «эффект домино» прогнозировала в октябре 2020 г.

директор практики по разрешению споров и банкротств PwC Legal Мария Михайлова в колонке для «Ведомостей». И более того, это может привести в будущем к субсидиарной ответственности руководителей кредиторов или ответственности в виде взыскания убытков – если будет установлено, что топ-менеджмент не предпринимал достаточных и разумных действий в отношении своего крупного должника, воспользовавшегося мораторием.

В рейтинговом агентстве НКР в начале 2021 г. прогнозировали увеличение количества банкротств по итогам года на 30% – количество разорившихся компаний, по его оценке, должно было достичь 13 000. Основной причиной такого стремительного роста выступит отмена «антиковидного» моратория, поясняли в агентстве.

корпоративных банкротств было зафиксировано в России в 2021 г., следует из данных Федресурса

Более того, оборотную сторону моратория признавали и в Минэкономразвития. «Возможно, в ближайшее время нас ждет некоторое увеличение случаев подачи кредиторами и должниками отложенных заявлений о банкротстве», – прогнозировало ведомство в начале 2021 г., но в целом эффективность инструмента оценивало как успешную.

Мораторий позволил снять излишнее напряжение и способствовал стабильности функционирования бизнеса в сложной ситуации. По данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве, с введением моратория число признаний компаний несостоятельными за 2020 г.

снизилось на 20% и составило менее 10 000 случаев, уточняли в министерстве.

Впрочем, опасения экспертов и властей не оправдались: по итогам I квартала 2021 г. о несостоятельности заявило на 10% компаний меньше, чем годом ранее, сообщали «Ведомости». Тенденция в целом сохранилась и далее в течение года. По итогам 2021 г.

количество банкротств выросло лишь на 3,4%, сообщали в Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). А по сравнению с допандемийным 2019 годом в разряд банкротов перешло на 16% меньше компаний, следует из данных ЦМАКПа.

Избежать резкого роста банкротств получилось во многом благодаря активному восстановлению российской и глобальной экономики после пандемийного локдауна.

По данным Росстата, сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций (за исключением субъектов МСП, банков, госучреждений и некоторых других видов структур) по итогам 2021 г. составил почти 30 трлн руб.

, что в 2,6 раза выше показателя 2020 г. и в 2 раза выше уровня допандемийного 2019 года.

Ключевым отличием нового анонсированного моратория на банкротство от предыдущего является его распространение на все субъекты экономической деятельности – раньше он относился только к компаниям из особо пострадавших от пандемии отраслей (общественное питание, транспорт, Услуги для населения и т. д.

), отметил руководитель практики корпоративного права и банкротства Versus.legal Олег Ганюшин. Так как основной экономический ущерб во время пандемии был связан с падением продаж в секторе товаров и услуг для населения, можно было прогнозировать, что произойдет восстановление спроса при смягчении антикоронавирусных ограничений, добавил он.

Соответственно, можно было ожидать, что у пострадавших компаний восстановится платежеспособность.

В настоящий момент в связи со множеством ограничений и разрывом логистических цепочек сложно выделить конкретные пострадавшие сферы бизнеса – это может коснуться всех, подчеркнул Ганюшин. В связи с этим отличием нельзя прямо переносить опыт введения предыдущего моратория и прогнозировать, как на положении компаний скажется новый, резюмировал Юрист.

Последствия каждого экономического кризиса имеют отложенный эффект, но введение моратория однозначно сократит число новых банкротств, полагает старший партнер адвокатского бюро «Юрлов и партнеры» Кирилл Горбатов.

Мораторий позволяет предприятиям взять паузу и попытаться создать и воплотить в жизнь антикризисный план, пояснил он.

Если не ввести запрета на взыскание долгов, по крайней мере для предприятий из определенных отраслей, то сложившиеся экономические обстоятельства – разрыв цепочек поставок, отсутствие ликвидности в валюте с одной стороны и необходимость исполнения обязательств с другой, например по выплате зарплаты или аренды, повлекут за собой снежный ком закрытий, продолжил Горбатов. Причем банкротство одних предприятий будет тянуть за собой их контрагентов и, соответственно, угрозы банкротства будут возникать уже для них.

Впрочем, количество банкротств компаний все равно увеличится, не сомневается Эксперт. Под ударом окажутся те отрасли, которые в большей степени зависят от импорта, например, по всей видимости, вала банкротств можно ждать среди автодилеров, прогнозирует Горбатов. Меньший урон будет у тех компаний, производственный цикл которых полностью локализован, резюмировал эксперт.

Мораторий не решает экономических проблем, он дает бизнесу дополнительное время для переговоров с кредиторами и адаптации под новые обстоятельства, отметил партнер КПМГ Алексей Абрамов. Всплеск банкротств зависит от того, какие дополнительные меры защиты компаний будут приняты, а также от рыночных позиций бизнеса, которые пока до конца не ясны.

Удерживает бизнес от банкротства прежде всего возможность получения прибыли, продолжил Абрамов.

Государство, похоже, это понимает, поэтому мораторий будет сопровождаться мерами поддержки экономики, уже на первом этапе введены довольно внушительные инструменты: субсидирование, налоговые каникулы, снижение административных барьеров и давления на бизнес.

Вместе с тем эти меры поддержки способны лишь отчасти повысить деловую активность и сгладить последствия кризиса, подчеркнул Абрамов. Многое зависит от участников рынка, которые должны активно работать над адаптацией к новым реалиям, в том числе в переговорах с контрагентами, резюмировал эксперт.

Именно в 2022 г. взрывного роста банкротств не будет, поскольку в большинстве секторов экономики не успеют сформироваться необходимые по закону о банкротстве признаки, полагает партнер адвокатского бюро Asterisk Сергей Демченко.

Уже заканчивается март, накопленной за «тучный» 2021 год ликвидности у компаний пока достаточно, а негативное влияние кризиса только начинает набирать обороты. Сегодня в моратории на банкротство реально нуждается не больше четверти компаний, полагает Демченко.

Это прежде всего все предприятия реального сектора, а также стратегические и системообразующие компании.

Для всех остальных введение моратория может иметь даже негативные последствия, предупреждает эксперт. Приостановление реализации функций банкротства по оздоровлению от неэффективных бизнесов, а также функции по защите кредиторов, перераспределению активов между ними может пагубно сказаться на всей экономике, уверен юрист.

В последние годы отраслями, традиционно подверженными наибольшему количеству банкротств, были строительство, торговля и операции с недвижимостью, напомнила старший юрист практики разрешения споров CMS Russia Татьяна Свиридова. По ее оценке, к ним добавится туристическая отрасль, авиаперевозки, производства, использующие иностранные комплектующие и сырье, а также компании, ориентированные на импорт.

Во время кризиса, особенно в его начале, необходимо отделить «агнцев от козлищ»: возможные кейсы «плановых» банкротств, т. е. таких, которые и так были неизбежны, вне зависимости от введения санкций, и «внеплановых» – спровоцированных новыми обстоятельствами, предложил Демченко.

Причем последние можно также поделить на две категории: неизбежные и невозможные. В первом случае предоставление отсрочки ничего позитивного не принесет.

Невозможные – банкротства критически значимых для экономики компаний: практически всех промышленных предприятий, транспортных компаний, в том числе авиакомпаний, IT-бизнеса, организаций, осуществляющих научно-исследовательскую деятельность, и т. п.

Есть множество механизмов поддержания жизнедеятельности предприятий помимо мораториев, отметила руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС Антонина Левашенко.

Это и финансовые инструменты, такие как льготные кредиты, субсидии, рассрочка выплат по долгам, кредитные каникулы и налоговые послабления – например налоговые каникулы, рассрочки, временные льготы и проч., а также широкие или, напротив, точечные меры.

Тем не менее такие меры не могут быть постоянными, они должны завершаться вовремя, подчеркнула Левашенко. Слишком ранняя отмена может привести к банкротствам жизнеспособных компаний, слишком поздняя – к возникновению компаний-зомби.

Не стоит забывать и о мерах, направленных на повышение нефинансовой устойчивости предприятий, предложила эксперт. Разработка рекомендаций по соответствию компаний признанным стандартам ответственного ведения бизнеса может помочь обеспечить справедливое распределение выгод от предоставляемых государством мер поддержки, отметила Левашенко.

Ситуация в экономике будет в значительной степени зависеть от продолжительности и силы санкций, планируемых и уже введенных, констатировал доцент экономического факультета РУДН Андрей Гиринский. Кроме этого должны быть разработаны меры реструктуризации большого количества долгов и механизм отслеживания выполнения этой процедуры.

В этих процессах должны быть задействованы банки, ФНС и другие финансовые институты. Необходимо обеспечить платежеспособный спрос на товары, производимые различными компаниями и предприятиями для обеспечения параметров производственных циклов на определенном уровне.

Всплеск банкротств возможен после отмены специального режима по этой процедуре в случае недостаточной эффективности мер поддержки бизнеса, резюмировал Гиринский.

Полгода без банкротства

Правительство с 1 апреля вводит масштабный мораторий на банкротство. Он коснется практически всех юридических и физических лиц, а не только пострадавших от кризиса отраслей, как это было в ковидном 2020 году. Исключение сделано только для «проблемных» застройщиков, числящихся в соответствующем реестре.

Объявление столь широкого моратория объясняется возникшими из-за санкций сложностями в работе большого числа отраслей и ухудшением экономической ситуации.

Эксперты предупреждают, что у этой меры поддержки бизнеса есть и обратная сторона — она может привести и к злоупотреблениям со стороны должников, которые в состоянии выплачивать долги, что в итоге скажется на положении добросовестных кредиторов.

С сегодняшнего дня правительство вводит практически всеобщий мораторий на банкротство, он продлится полгода — до 1 октября 2022 года.

Суть механизма заключается в том, что кредиторы в этот период не смогут подавать заявления о банкротстве того или иного лица, при этом возможность заявить о собственной несостоятельности остается.

Как уточняют в Минэкономики, отклоняться будут заявления о банкротстве, направленные кредиторами не только с 1 апреля по 1 октября, но и поданные до даты введения моратория, если вопрос о принятии к производству к этому моменту не был решен арбитражным судом.

Поясним, что в 2020 году в Закон о несостоятельности были внесены изменения, позволяющие правительству вводить такой мораторий в исключительных ситуациях (в частности, при существенном изменении курса рубля). Этим правом правительство пользуется уже второй раз.

Первый мораторий был введен во время «коронакризиса» в апреле 2020 года для компаний и индивидуальных предпринимателей из пострадавших отраслей (например, ресторанный и гостиничный бизнес) для предотвращения цепной реакции неплатежей, после чего частично продлевался.

Теперь мораторий значительно шире — его распространят как на юрлиц (теперь уже практически всех), так и на граждан.

Исключение делается только для застройщиков, уже попавших в реестр проблемных объектов — сейчас в нем числится порядка 330 застройщиков и около 700 домов.

В Минэкономики, которое готовило нормативную базу для моратория, это объясняют необходимостью обеспечения защиты прав пострадавших дольщиков.

Как поясняли “Ъ” в Фонде развития территорий, принимать решения о достройке объекта или выплате компенсации дольщикам фонд может лишь по объектам, застройщики которых признаны банкротами и когда введено конкурсное производство.

Де-факто мораторий уже частично действует — с 9 марта Федеральная налоговая служба приостановила подачу заявлений о банкротстве. В целом побуждения у властей те же, что и два года назад.

Как отметил вчера премьер-министр Михаил Мишустин, мораторий «фактически предоставит должникам возможность справиться с текущими трудностями в течение шести месяцев, наладить свои дела, найти новые источники дохода и укрепить финансы, не закрывая бизнес, не увольняя сотрудников».

Как пояснили “Ъ” в пресс-службе Минэкономики, уже начатые исполнительные производства со стартом моратория приостанавливаются. Впрочем, сейчас, по данным “Ъ”, обсуждается вопрос об отказе от такой «заморозки».

В Белом доме вчера сообщили, что «тема приостановления исполнительного производства находится в проработке».

Председатель Банкротного клуба Олег Зайцев напоминает, что в пандемию мораторий «помог бизнесу сохраниться до момента отмены ковидных ограничений», при этом, несмотря на опасения волны новых дел о банкротстве после его отмены, она не случилась.

Сейчас, говорит он, «обстановка настолько непредсказуемая, что мало кто может быть уверенным в сохранении платежеспособности», а сохранение возможности принудительного инициирования кредиторами дела о банкротстве «способно привести к уничтожению большого количества бизнесов».

Еще один аргумент, по его словам, это «неготовность российского банкротного права заниматься спасением бизнеса — до сих пор оно умеет только его хоронить в рамках ликвидационных процедур».

Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Токарева отмечает, что причины введения моратория очевидны — слишком много отраслей экономики пострадало от изменения экономической и внешнеполитической ситуации.

Как добавляет партнер РКТ Иван Гулин, «ограничение импорта и экспорта, а также инфляция сказываются на всех участниках гражданского оборота».

С другой стороны, говорит Екатерина Токарева, есть компании, которые не только не пострадали, но даже получили ряд преимуществ — применение к ним моратория не совсем правильно, их кредиторы должны иметь возможность принудительно взыскивать задолженность, которая сознательно не уплачивается.

О рисках таких злоупотреблений предупреждает и руководитель практики разрешения судебных споров и банкротства КПМГ Лидия Солодовникова — может получиться, что «по завершении моратория банкротство будет вполне реально не для того, кого он защищает, а для добросовестных кредиторов».

Евгения Крючкова, Анна Занина

Банкротство отменили? Новости о списании долгов и правда из арбитражных судов

Главная/Статьи по банкротству физических лиц

К нам часто обращаются клиенты с вопросом: правда ли, что банкротство отменили? Конечно, никто не отменял банкротство. В реалиях последних лет это невозможно. Количество желающих обанкротиться из года в год увеличивается. Актуальность процедуры выросла в связи с коронавирусным кризисом, сокращениями и проблемами бизнеса.

Нельзя просто так взять и отменить банкротство. На конец 2021 года в России более 1 млн. потенциальных банкротов. Это люди, которые должны банкам и МФО 500 тысяч рублей и не платят минимум 3 месяца. Их количество постоянно увеличивается.

Зачем государству банкротство граждан

Согласно данным исследователей Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ Высшей школы экономики от 2017 года:

  • 46% опрошенных признались, что ничего не смыслят в финансовой грамотности;
  • более 50% россиян не фиксируют доходы и расходы в бюджете;
  • каждый десятый не знает, сколько денег заработал в текущем месяце, и сколько будет потрачено.

Не все люди, оформляющие кредиты в банках, понимают степень ответственности и свои реальные возможности.

Но почему суды списывают гражданам долги?

В 90-е люди закладывали квартиры или подписывали договоры дарения и оказывались на улице. В нулевых народ стал осторожнее — Недвижимость отжать сложнее. Но денег не хватает.

Банки и МФО без проверки одобряют кредиты под кабальные проценты: по двум документам и без справки о доходах. Кредитка в подарок.

Несколько просрочек — и человек в долгах, вынужден бегать от приставов, переходит на серую зарплату, решает вопросы через сомнительных брокеров. Это ведет к криминализации населения.

В 2015 власти ввели институт банкротства для физических лиц. В ст. 2 закона о банкротстве прямо указано, что банкротство граждан — реабилитационная процедура.

Статья 2 Закона № 127-ФЗ

  • реструктуризация долгов гражданина — реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов;
  • реализация имущества гражданина — реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к признанному банкротом гражданину в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов и освобождения гражданина от долгов;

То есть цель — помочь людям, для которых долги оказались непосильными.

Нужно понимать несколько особенностей:

Варианты банкротства физ.лиц

В 2020 году законодатели ввели еще и бесплатное банкротство через МФЦ. Разговоры о дороговизне стандартной процедуры велись с 2016 года, но дальше обсуждений дело не заходило. Все изменил кризис, связанный с COVID-19. В марте Путин анонсировал упрощенное списание долгов, и в сентябре законопроект заработал.

Однако упрощенный вариант банкротства не слишком облегчил жизнь россиян. В основном, из-за жестких требований. Принимая проект, законодатели опасались разорить банковский сектор. Кто захочет возвращать кредиты, если их можно легко и бесплатно списать? Поэтому ограничения для банкротства через МФЦ жесткие:

  • должны быть закрыты все исполнительные производства;
  • хотя бы одно производство окончено по ч. 4 п. 1 ст. 46 № 229-ФЗ;
  • сумма обязательств укладывается в рамки 50-500 тыс. рублей.

Почему МФЦ отказывает в банкротстве, и что с этим делать, мы рассказали в этом материале. Коротко: проблема в требовании к закрытым делам в ФССП. Если у человека есть доход — пенсия, зарплата, пособие по безработице — пристав дело не закроет. И человек не сможет бесплатно избавиться от долгов.

Основная масса людей по-прежнему походит банкротство через суд. Здесь требования куда мягче — сумма долгов от 300 тысяч рублей и невозможность рассчитаться. Наличие и отсутствие работы, пенсии, имущество и отношения с приставами не имеют значения. О требованиях закона к физ.лицам при банкротстве читайте здесь.

По данным издания «Коммерсантъ», за год процедуру внесудебного банкротства прошли 2 400 человек. В суде банкротство за этот период признали 119 тысяч человек.

  • Вы рассказываете о своей проблеме, задаете вопросы;
  • Юрист уточняет необходимые сведения, анализирует ситуацию, рассказывает варианты развития событий;
  • Вместе выбираете выгодный вариант — банкротство, рефинансирование, просто жалоба на коллекторов или банк;
  • Юрист рассказывает, как подготовиться, где взять документы, и что делать, в вашем случае.
  • Проверка и фиксация долгов и производств в ФССП, оценка имущества и оспоримости сделок за 3 года
  • Составление заявления и списка кредиторов
  • Подача заявления о банкротстве в МФЦ по доверенности
  • Работа с банками и коллекторами — уведомление об отказе от взаимодействия, жалобы в прокуратуру и в ФССП при нарушениях
  • Представление интересов юристом в случае возражений со стороны кредиторов
  • Через полгода получение в МФЦ решения о признании вас банкротом и списании долгов.
  • Составление заявления о банкротстве
  • Сбор необходимых документов
  • Госпошлина и вознаграждение арбитражного управляющего
  • Представление интересов юристом на судебном заседании по введению процедуры банкротства
  • Полное сопровождение процедуры банкротства финансовым управляющим

Новости банкротства физических лиц

Если вы все еще думаете об отмене банкротства, читайте дальше. Вы убедитесь, что банкротство продолжает работать, и с каждым годом формируется новая судебная практика. Законодатели и Верховный суд корректируют процедуру, добавляют дополнительные опции и возможности. Здесь мы представим последние новости в сфере банкротства.

Для арбитражных управляющих строят нормы эффективности

Согласно разъяснениям ВС, вознаграждение в процентах вправе получать управляющий, который «существенно вкладывался» в то, чтобы процедура прошла успешно.

В законе о банкротстве таких ограничений нет — просто 7% от суммы удовлетворенных в процедурных требований. Верховный суд ранее снижал оплату, только есть управляющий не исполнял свои обязанности.

Новое решение вынесено по делу гражданки Б. с суммой долга 140 тыс. долларов. Она выплатила банку только 10 тыс. долларов, далее ввели реструктуризацию долгов, утвердили рассрочку на 22 месяца.

Женщина план исполнила, выплатила все долги по новому графику. По завершении реструктуризации управляющий обратился в суд за вознаграждением в размере 636 тыс.

рублей (управляющему по закону полагается 7% от суммы удовлетворенных требований).

Но Барышева считала, что финуправляющий не заслужил этих денег, поскольку он изначально был против реструктуризации.

С этим согласились в АС, в Апелляции, но Кассационный суд посчитал, что управляющий имеет право на бонусную выплату. Гражданка обратилась в ВС, который признал ее правоту.

Управляющий не должен получать эти деньги, поскольку препятствовал принятию экономически обоснованного плана реструктуризации.

Минэкономразвития предложило улучшить процедуру банкротства во внесудебном порядке

Сейчас банкротиться могут граждане, долг которых составляет до 500 тыс. рублей. В МЭР предложили увеличить лимит до 1 млн. рублей, в том числе — по долгам перед бюджетом.

Также МЭР предлагает следующие изменения:

  • упростить подготовку списка долговых обязательств перед бюджетом. МЭР предлагает дать право МФЦ подавать запросы в государственную информационную систему самостоятельно, чтобы сформировать список обязательств банкрота. При этом будет запрашиваться согласие человека на эту процедуру;
  • предоставить кредиторам право на обращение в суд, чтобы добиться отмены правила о списании задолженностей в течение 12 месяцев с даты, когда они узнали об основаниях. Такое право будет действовать 3 года. Отсчет ведется с момента, когда в Федресурсе появилась информация о завершении банкротства;
  • разрешить передачу личных данных должника в региональные, федеральные органы власти и в муниципалитет. Согласие человека при этом запрашиваться не будет.

Против такого улучшения высказались финансисты. Национальный совет финансового рынка утверждает, что такая поблажка приведет к потере возможности взыскать свои долги для банков, ведь качественная проверка обстоятельств банкротства проводиться не будет. Это приведет к ужесточению условий кредитам.

Пока законопроект в разработке.

Исчез иммунитет единственного жилья — решение Конституционного суда в 2021 году

Пожалуй, самое существенное изменение в банкротстве физических лиц случилось этой весной, когда КС резко высказался против имущественного иммунитета банкротов.

ВС уже принял решение о выселении в банкротстве физ.лица. На торгах продали единственное жилье физ.лица за 8,25 млн. рублей. Мужчина начал банкротиться с задолженностью в 21 млн. рублей. У него было единственное жилье — двухуровневая квартира на 5 комнат в Екатеринбурге.

Споры по поводу этой квартиры длились 2 года, хотя суд признал жилье единственным и исключил из конкурсной массы. Уже в феврале 2019 года кредиторы решили поменять квартиру на однокомнатную.

Жилая площадь новой однушки составляла 31,7 кв. м. (против 147 кв. м. в старой квартире). В декабре 2020 года должник снова ходатайствовал об исключении единственного жилья.

И тем не менее, ему отказали.

Вс начал формировать практику по продаже роскошного жилья

Недавно было опубликовано Определение ВС по поводу банкротства физлица Б, которого признали банкротом еще в начале 2020 года. Инициатором выступил Россельхозбанк, перед которым образовался долг в размере 34,7 млн. рублей. Банкрот ходатайствовал об исключении дома с земельным участком в Хабаровском крае.

Суды отклонили его просьбу по поводу единственного жилья. Последние 16 лет должник был прописан в квартире матери в Хабаровске, но после начала банкротства зарегистрировал Право собственности и сделал прописку по новому адресу. По мнению судебных инстанций, это свидетельствует о недобросовестности.

Однако кассационная инстанция защитила имущество должника. Дело дошло до Верховного суда, который подчеркнул, что теперь нужно учитывать разъяснения КС: единственное жилье может продаваться, но взамен банкроту должна быть предоставлена жилплощадь. При этом:

  • жилье покупается заранее, до продажи старой квартиры или дома;
  • замену одобряет сначала собрание кредиторов, потом суд;
  • жилье должно соответствовать социальным нормам по квадратуре и находиться в том же населенном пункте, что и продаваемая роскошная недвижимость.

Дело вернули на пересмотр.

У преступников тоже есть право на банкротство

Верховный суд пояснил, что обанкротиться может человек, у которого долги возникли из совершенных преступлений.

Решение выносилось по делу гражданки В. В 2016 году ее признали виновной в организации незаконного казино. По иску прокурора суд взыскал с нее и подельников почти 340 млн. рублей. Гражданка решила обанкротиться, арбитраж ей отказал. Нельзя списать долг, возникший в результате намеренного преступления. Поэтому смысла в банкротстве нет.

Но в ВС отменил решения и направил дело на пересмотр. У всех граждан есть право признать себя банкротом, даже при совершении преступлений. Списать миллионы тут не получится, но можно пройти реструктуризацию долгов, получив законную рассрочку.

Разумеется, никакой отмены банкротства не было. Наоборот, в арбитражные суды массово поступают заявления от банкротов, актуальность списания долгов для физ.лиц только растет. Вам нужна юридическая консультация по теме признания несостоятельности? Звоните, мы всегда готовы помочь.

Старший юрист по банкротству физ. лиц

Юрист по банкротству физических лиц

Юрист по банкротству физлиц

Банкротство физ. лицСписание долгов Рассчитать примерную стоимость банкротстваРассчитать стоимость

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *