Публикация сообщений о намерении обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений

Для того чтобы подать заявление о банкротстве, необходимо выполнить обязательные требования Закона № 127-ФЗ. В некоторых случаях эти требования заключаются в подготовке и публикации уведомления о намерении подать заявление о банкротстве. В зависимости от обстоятельств, кредитор или должник может опубликовать уведомление.

Публикуемое уведомление включает в себя сообщение о намерении начать процедуру банкротства, сведения о должнике, кредиторах и арбитражном суде. Уведомление должно быть опубликовано на Федресурсе не менее чем за 15 дней до передачи документа в арбитраж.

Содержание

Что такое уведомление о намерении подать заявление о банкротстве?

Процедура банкротства является публичным процессом. Это означает, что вся обязательная информация и документы, связанные с банкротством, должны быть опубликованы на сайте суда по банкротству и на Федресурсе, портале, специализирующемся на банкротстве.

Доступ к этим документам и информации может получить любой человек, прямо или косвенно заинтересованный в исходе дела о несостоятельности.

Большинство информации и документов размещается на Fedresource после начала дела о несостоятельности. Однако еще до начала рассмотрения дела заинтересованные стороны обязаны уведомить суд о своем намерении подать заявление. Это уведомление размещено в открытом доступе на сайте федресурс.

Публикация уведомления не означает, что автор обязан подать заявление о банкротстве. Ситуация может измениться после публикации информации. Если через 30 дней после публикации не было подано заявление о банкротстве, информация должна быть повторно опубликована на федресурс.

Когда и кто обязан размещать уведомление о банкротстве?

Очевидно, что уведомление о намерениях должно быть опубликовано до подачи в арбитраж. Это можно сделать только в том случае, если это прямо предусмотрено Законом № 127-ФЗ.

Публичное уведомление делают:

  • Должники/предприниматели, намеревающиеся подать заявление о банкротстве.
  • Должники/предприниматели, желающие оформить банкротство через суд.
  • Кредиторы (включая нынешних или бывших сотрудников организации).
  • Кредиторы, которые намерены обанкротить должника-предпринимателя в соответствии с требованиями, установленными пунктом 2 статьи 213.5 Закона № 127-ФЗ.

Соответственно, юридические лица и предприниматели, намеревающиеся подать заявление о банкротстве, обязаны публиковать информацию об этом намерении во всех случаях. На это обязательство не влияет размер долга или характер обязательств перед кредиторами.

Физические лица, не относящиеся к категории ИП, не обязаны публиковать информацию о своем намерении подать заявление о банкротстве. Можно обратиться непосредственно в суд по делам о несостоятельности или подать заявление о несостоятельности через многофункциональный центр с практически идентичной документацией. Если в отношении физического лица возбуждено дело о несостоятельности, арбитражный управляющий или специалист МФЦ публикует информацию и документы на Федресурсе.

Кредиторы индивидуального должника также не обязаны подавать уведомление в Федресурс до начала дела о несостоятельности. Они могут обратиться в арбитраж без какой-либо специальной предварительной процедуры. Однако кредиторы должны направить копию уведомления о банкротстве должнику до обращения в суд.

Пройти бесплатный тест на банкротство

Сроки подачи документов

Если у должника имеются признаки неплатежеспособности, можно подать заявление о банкротстве. Например, кредиторы могут обанкротить предпринимателя, если долг превышает 500 000 рублей, а просрочка превышает три месяца. Если Закон № 127-ФЗ обязывает инициатора банкротства разместить публикацию в Федресурсе, это должно быть сделано не менее чем за 15 дней до обращения в арбитраж.

Такой же 15-дневный срок применяется во всех случаях, когда необходимо уведомить о намерении подать заявление о банкротстве. Из этого правила нет исключений.

Почему это публичный срок? Это означает, что 15 дней должно быть достаточно для того, чтобы заинтересованное лицо могло подготовиться к предстоящему банкротству. Поскольку речь идет о просроченных долгах, кредиторы и должники должны заранее предусмотреть, как будет инициирована процедура банкротства.

Где и как подавать документы

Уведомления должны быть размещены на федресурсе. Вы можете сделать это самостоятельно следующими способами:

  • Вы должны подготовить текст для размещения.
  • Вы должны заплатить, чтобы ваша информация была опубликована.
  • Вы должны подтвердить отправку заявки на верификацию и дождаться ее публикации.

Бланки для самостоятельного заполнения доступны в Личном кабинете на вкладке «Уведомление о том, что кредитор обращается в суд с заявлением о банкротстве». Форма содержит интерактивные подсказки и примерный текст сообщения, поэтому у вас не должно возникнуть проблем с ее заполнением. Тем не менее, чтобы избежать осложнений, вы можете обратиться за помощью к нашим юристам.

Закон не допускает единой формы уведомления о намерении подать заявление о банкротстве.

Уведомление должно содержать следующие данные:

  • сведения о заявителе (например, наименование, адрес, ИНН и ОГРН организации);
  • информация о кредиторе и должнике;
  • описание статуса заявителя (например, конкурсный кредитор);
  • информация о требовании, в связи с которым планируется обращение на банкротство (например, долг, подтвержденный решением суда);
  • просьба о включении в ЕФРСБ уведомления о намерении подать на банкротство;
  • дата;
  • подпись заявителя или его представителя по доверенности.

Уведомление может быть подписано руководителем организации или другим лицом по доверенности от имени организации. Физическое лицо может подписать заявление лично или делегировать такие полномочия агенту по доверенности. Форма может быть подписана электронной цифровой подписью или учетной записью госуслуг (ESIA).

Какие документы должны прилагаться к заявке?

Уведомление Федерального ресурсного центра носит уведомительный характер. Поэтому никакой дополнительной документации не требуется. В заявлении о намерениях достаточно упомянуть долговое обязательство и документ, подтверждающий право требования. Например, достаточно указать номер дела, дату судебного решения, подтверждающего долг, и сумму задолженности.

Однако для публикации могут потребоваться следующие документы:

  • Доверенность (если сообщение публикует представитель организации, индивидуальный предприниматель или физическое лицо).
  • Платежная форма, подтверждающая оплату за публикацию информации на Федресурсе.
  • Документы, подтверждающие полномочия руководителя организации.

Прикладывать материалы дела ФССП или копии судебных документов не обязательно. Они должны быть приложены в суд, рассматривающий обоснованность заявления о возбуждении дела о несостоятельности.

Взимается ли плата за публикации о намерениях?

Да, за публикацию любого вида сообщения на Федресурсе всегда взимается плата; с июня 2021 года плата за сообщение о намерении подать заявление о банкротстве составит 902 рубля 51 копейку (включая НДС).

За уведомления, выданные после открытия производства по делу о несостоятельности, уплачивается пошлина в размере 451 рубль 25 коп (в т.ч. НДС). Пошлина оплачивается уведомителем.

Срок действия уведомления

Опубликованные уведомления публикуются в базе данных ФСФРБ. С даты публикации начинается 15-дневный срок, по истечении которого наступает право на обращение в арбитраж. Однако срок действия публичного уведомления составляет 30 дней с даты публикации. Если арбитражный запрос не подан в течение этого срока, уведомление о намерении должно быть размещено повторно.

В случае отсутствия публикации или если заявитель подал апелляцию до истечения 15 дней, судья откажет в возбуждении дела.

Должно ли быть опубликовано заявление о намерении подать заявление о внесудебном банкротстве?

Заявление должника о банкротстве может быть рассмотрено в МФЦ. Единственным основанием для внесудебного банкротства является заявление физического лица, а не кредитора. Поэтому до подачи заявления в МФЦ граждане-должники не обязаны публиковать свое уведомление о намерении на Федресурсе — МФЦ самостоятельно опубликует информацию о начале процедуры банкротства в базе данных ФГИС.

Оставьте заявку на консультацию по списанию долгов:

Добавить в Избранное

Публикация о намерении подать заявление о банкротстве

Последняя редакция 05 февраля 2022

Время на прочтение

Сообщение о намерении подать заявление о банкротстве в суд — это одно из обязательных условий, чтобы суд принял заявление в производство.

Что это такое, как его подать и для кого это будет обязательным требованием закона, рассказываем в этой статье.

Кому и когда надо подавать на банкротство

Перед тем как приступить к досудебным процедурам, куда и относится обязательство по осуществлению публикации, нужно понимать, когда вообще направляется само заявление о признании несостоятельным, и кто это должен сделать. Пробежимся кратко по этому вопросу.

Кто инициирует признание лица несостоятельным

Инициировать процесс банкротства может сам неплательщик, будь он юридическим, физическим лицом или ИП, и заинтересованные в этом лица.

Так, кроме самого должника, подать на его банкротство могут:

  • Кредиторы;
  • Уполномоченные органы (например, ИФНС);
  • Работники должника (когда банкротится юридическое лицо или ИП).

Когда инициируется

Право на подачу в суд требования о банкротстве у каждого заявителя возникает в разное время. Давайте разбираться.

На банкротство подает сам должник

Банкротство — это не только право должника. В ряде случаев это является его прямой обязанностью.

Кто может начать банкротство гражданина

Когда банкротство — это право.

Самостоятельное банкротство должника возможно с любой суммой долга перед кредиторами, который погасить он объективно не имеет возможности. Только суду решать обосновано ли данное требование заявителя.

Когда банкротство — это обязанность.

Закон обязует должника обратиться за процедурой банкротства в принудительном порядке при совпадении следующих двух критериев:

  • Сумма долга перед кредиторами составляет более 500 000 рублей;
  • Просрочка по долгам превышает 90 дней.

За невыполнение этого обязательства предусмотрен штраф.

Когда кредитор может подать на банкротство

Право кредитора на подачу заявления наступает, когда просрочка по оплате задолженности больше 3 месяцев, а сумма долга составляет:

  • Физические лица и ИП — более 50 000 рублей;
  • Юридические лица — более 300 000 рублей.

Что нужно сделать перед подачей заявления

Как только пришел момент, когда пора действовать, заинтересованным лицам необходимо:

  • Вооружиться помощью юриста;
  • Найти финансового управляющего;
  • Заплатить госпошлину;
  • Собрать пакет необходимых документов;
  • Подготовить заявление;
  • Сделать публикацию уведомление о намерении признания несостоятельным.

Намерение о банкротстве публикуется в специальном источнике. Когда, как и кому опубликовать уведомление и пойдет речь дальше.

Кому нужно уведомлять о намерении

Сделать публикацию можно двумя способами:

  • Самостоятельно через Федресурс;

    Чтобы сделать публикацию через Федресурс, у лица должна быть обеспеченная специальным расширением квалифицированная электронная подпись.

  • С помощью посредника-нотариуса.

    Нотариус выступает в качестве посредника, размещающего сообщение на Федресурсе.К самому тексту нет законодательных требований и составляет его сам заявитель. Лицу необходимо обратиться с ним к любому нотариусу, заплатив соответствующий взнос за его услуги.

Что писать в публикации

Форма публикации о намерении подать на банкротство лица законом не установлена, а значит является произвольной.

Образец публикации о банкротстве должника

А что если публикацию не сделать

Без сообщения о намерении подать заявление в суд в официальной публикации, право на такую подачу не возникает.

Если лицо все же принесет в суд свое заявление о признании лица несостоятельным без необходимой публикации, судебная инстанция такое заявление не примет. Производство не будет возбуждено.

Как посмотреть публикации, которые уже размещены

Чтобы осуществить проверку контрагента в рамках должной осмотрительности, информацию о готовящемся банкротстве можно получить самостоятельно на том же портале — Федресурс. В разделе «поиск должников» ввести известные данные о лице и осуществить поиск.

В издании «Коммерсатъ», также можно получить информацию о признании интересующего лица несостоятельным.

Для этого необходимо зайти на сайт, выбрать раздел «Банкротство» и затем перейти в подраздел «Поиск сообщений о банкротстве» где и можно осуществить поиск по известным данным.

Если производство по банкротному делу уже возбуждена, то подробную информацию по нему можно посмотреть в Картотеке арбитражных дел.

Заключение

Подготовка к началу процесса банкротства занимает определенное время. Изначально начав работать с юристом, заявитель может избежать всех этих бесконечных поисков информации и попыток соблюсти все законы.

Начиная работать с банкротством, мы сопровождаем вопрос от и до. Начиная со сбора необходимых для банкротства документов и публикации сведений о намерении подать заявление и заканчивая конечной целью — банкротство.

Публикация сообщений о намерении обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений

Публикация сообщений о намерении обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений

Публикация сообщений о намерении обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений

Руководитель отдела подготовки и клиентского сервиса

Публикация сообщений о намерении обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений

Юрист по банкротству физических лиц

Публикация сообщений о намерении обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений

Эксперт в области банкротства физических лиц. Является действующим арбитражным управляющим с 2015 года. Публикации Константина размещены в различных экспертных изданиях и СМИ. Активный участник конференций, семинаров и обсуждений внесения правок в действующее законодательство РФ по банкротству.

Популярные статьи

Рассчитать примерную стоимость банкротства

Обнаружили ошибку? Пожалуйста, выделите ее.

Уведомление о намерении обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” (далее – Закон о банкротстве) в ряде случаев обязывает заявителя опубликовать уведомление о намерении обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее – также Реестр).

Такое уведомление необходимо, если:

1) Заявление подает должник, являющийся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, вне зависимо от того, в обязательном или добровольном порядке, подается заявление (п. 2.1 ст. 7, абз. второй п. 4 ст. 37, п. 2.1 ст. 213.4 Закона о банкротстве, определение ВС РФ от 18.07.2018 N 308-ЭС18-3917);

2) Заявление подает конкурсный кредитор, работник, бывший работник должника, являющегося юридическим лицом (п. 2.1 ст. 7 Закона о банкротстве);

3) Заявление подает конкурсный кредитор в отношении должника, являющегося индивидуальным предпринимателем, и оно связано с требованиями, указанными в п. 2 ст. 213.5 Закона о банкротстве (абз. девятый п. 2 ст. 213.5 Закона о банкротстве).

Публикация в указанных случаях производится не менее чем за 15 календарных дней до дня обращения в суд (п. 2.1 ст. 7, абз. второй п. 4 ст. 37, п. 2 ст. 213.4, абз. девятый п. 2 ст. 213.5 Закона о банкротстве). C 12.11.2019 Закон об АО предусматривает, что по истечении 30 дней со дня опубликования указанного уведомления сведения, содержащиеся в нем, утрачивают силу. До указанной даты Закон о банкротстве не содержал каких-либо ограничений по сроку действия публикации о намерении, например, суд принял публикацию, произведенную более чем за полгода до подачи заявления (постановление Пятнадцатого ААС от 26.09.2019 N 15АП-14427/19).

Уполномоченный орган при подаче заявления в отношении должника-юридического лица обязан опубликовать уведомление о направлении заявления в арбитражный суд в течение 5 рабочих дней с даты направления заявления в арбитражный суд (п. 7 ст. 41 Закона о банкротстве).

Сведения Реестра размещаются в сети “Интернет” по адресу: http://www.fedresurs.ru. Формирование и ведение реестра осуществляет ЗАО “Интерфакс” (п. 1.3 Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве, утв. приказом Минэкономразвития России от 05.04.2013 N 178 (далее – Порядок ведения реестра), п. 4 ст. 6 Федерального закона от 18.07.2011 N 228-ФЗ, п. 2 приказа Минэкономразвития России от 21.03.2011 N 121).

Уведомление уполномоченного органа размещается бесплатно. Уведомления иных заявителей в Реестре осуществляется за плату, размер которой устанавливает оператор. Оператор обеспечивает внесение сведений и их размещение не позднее одного рабочего дня после поступления оператору оплаты (п. 6 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее – Закон о госрегистрации), п.п. 2.6 – 2.7 Порядка ведения реестра).

Внесение пользователями сведений в Реестр осуществляется посредством формирования электронного сообщения с помощью программных средств сайта. Сообщение подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 2.5 Порядка ведения реестра, п. 5 ст. 7.1 Закона о госрегистрации).

Заявитель может также вместо самостоятельного внесения сведений в Реестр предоставить необходимые сведения нотариусу на бумажных носителях, которые внесет сведения в Реестр. Внесенные таким образом сведения подписываются квалифицированной электронной подписью нотариуса (абз. второй п. 5 и п. 8.1 ст. 7.1 Закона о госрегистрации, ст. 86 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 N 4462-I).

Банкротство граждан

9 ноября 2015

Публикация сообщений о намерении обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений

1 октября вступили в силу новые положения Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” (далее – закон о банкротстве), предусматривающие возможность банкротства граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Изначально предполагалось, что рассматривать соответствующие дела будут суды общей юрисдикции. Однако впоследствии это решение было изменено, и рассмотрение дел о банкротстве физических лиц отнесено к подведомственности арбитражных судов. Несмотря на то что последние имеют более чем обширную практику работы с делами о банкротстве, данная категория дел имеет свои особенности, связанные, в первую очередь, со спецификой субъекта – гражданина, не занимающегося предпринимательской деятельностью. Поэтому ВС РФ попытался разъяснить общие вопросы по применению на практике новых положений о банкротстве граждан (Постановление Пленума ВС РФ от 13 октября 2015 г. № 45 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан”; далее – Постановление). Рассмотрим, какие пояснения дал Суд.

Первое и очень важное разъяснение касается того, какие требования учитываются при определении размера долга физического лица. ВС РФ уточнил, что при возбуждении дел о банкротстве граждан учитываются требования кредиторов, возникшие и до 1 октября 2015 года (п. 1 Постановления).

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Подробности о проведении процедуры банкротства граждан – в материале “Должники vs. кредиторы: кому более выгоден новый закон о банкротстве?” (часть 1, часть 2).

О том, какие сведения включаются в кредитную историю заемщика – физического лица, признанного банкротом, узнайте в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня! Получить доступ

Если речь идет о банкротстве гражданина, являющегося ИП, учитываются все обязательства, в том числе связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. При этом для процедуры банкротства ИП установлен ряд особенностей, в частности об аннулировании лицензий на осуществление определенных видов деятельности и др. (§2 гл. X закона о банкротстве). Кроме того, возбуждение двух дел о банкротстве одного лица – как гражданина и как ИП – невозможно, а к гражданам, которые являются главами крестьянских (фермерских) хозяйств, положения о банкротстве физических лиц и вовсе не применяются (п. 2-3 Постановления).

Рассматриваются дела о банкротстве граждан по месту их жительства, которое может быть подтверждено выданными ФМС России документами о регистрации или выпиской из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-I, п. 2 ст. 5 и ст. 6 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ). Если же место жительства должника (здесь и далее под должником понимается гражданин, в том числе ИП) неизвестно или он находится за границей, дело о банкротстве этого гражданина рассматривается арбитражным судом по последнему известному месту его жительства, которое определяется, как указано выше (п. 5 Постановления). ВС РФ пояснил, что суды при подготовке дел к судебному разбирательству вправе запрашивать в органах регистрационного учета информацию о месте жительства должника для проверки достоверности указанных в заявлении о признании банкротом сведений. Данное разъяснение было включено в Постановление по просьбе судей арбитражных судов и должно помочь правильно определять подсудность дел о банкротстве.

Заявление о признании гражданина банкротом

Подать в арбитражный суд заявление о признании должника банкротом может он сам, конкурсный кредитор или уполномоченный орган (п. 1 ст. 213.3 закона о банкротстве). ВС РФ пояснил, что перед обращением в суд заявителю не нужно публиковать уведомления о намерении подать такое заявление (п. 7 Постановления). К этому выводу Суд пришел на основании того, что данная обязанность законодательно не установлена в отличие от общего правила для юридических лиц и ИП, согласно которому кредитная организация или должник (тот, кто подает заявление о признании банкротом) обязаны не менее чем за 15 дней до подачи заявления опубликовать информацию о планируемом обращении в суд путем внесения ее в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Напомним, такая форма обнародования намерения подать заявление обязательна с 1 июля текущего года (п. 2.1 ст. 7 и п. 4 ст. 37 закона о банкротстве).

Конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации, вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей или участников должника по обязательствам, вытекающим из такого участия).

Уполномоченные органы – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, наделенные соответствующими полномочиями на региональном и муниципальном уровнях (ст. 2 закона о банкротстве).

ВС РФ подчеркнул, что вне зависимости от того, кем подано заявление о признании должника банкротом, должник должен представить суду (абз. 4 п. 12 Постановления):

  • информацию о своих доходах;
  • справку о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банках и об остатках денежных средств (выписки по операциям должна содержать сведения за три года, предшествующие дню подачи заявления);
  • данные об остатках электронных денежных средств и переводах таких средств.

В случае, когда на момент подачи заявления о признании должника банкротом конкурсным кредитором или уполномоченным органом их требования не подтверждены вступившим в силу решением суда (без такого судебного решения заявители могут подавать заявление в отношении только определенных требований (п. 2 ст. 213.5 закона о банкротстве)) и между заявителем и должником есть спор о праве, суд либо признает заявление необоснованным и оставляет его без рассмотрения, либо прекращает производство по делу (абз. 4-5 п. 2 ст. 213.6 закона о банкротстве). ВС РФ уточнил, что под спором о праве понимаются возражения должника, как письменные, так и устные, о размере, сроке исполнения задолженности и ее существовании в принципе (абз. 2 п. 14 Постановления). Однако, по мнению Суда, арбитражный суд может отклонить возражение должника, если есть основания полагать, что он пытается не допустить или отсрочить введение процедуры банкротства (например, должник признает факт наличия задолженности и просрочку ее возврата, но при этом возражает против возбуждения в отношении него дела о банкротстве), что противоречит принципу недопустимости злоупотребления правом.

При рассмотрении заявления уполномоченного органа о признании гражданина банкротом суды должны помнить, что Правительством РФ установлен специальный порядок предъявления в деле о банкротстве требований по обязательствам перед РФ (постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. № 257 “Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве”), и проверять его соблюдение (п. 15 Постановления).

В каждом деле о банкротстве судом назначается финансовый управляющий (ст. 213.9 закона о банкротстве). ВС РФ отметил, что в заявлении о признании должника банкротом заявитель указывает только саморегулируемую организацию, один из членов которой должен быть утвержден финансовым управляющим. Ни сам должник, ни конкурсный кредитор, ни уполномоченный орган не могут выбрать конкретную кандидатуру управляющего. Поэтому если в заявлении указаны данные об определенном человеке, оно подлежит оставлению без движения. Если же, помимо этих данных, в заявлении указаны наименование и адрес саморегулируемой организации, суд запрашивает у нее кандидатуру финансового управляющего для утверждения в конкретном деле (п. 16 Постановления).

ВС РФ подчеркнул, что финансовый управляющий может привлекать к своей деятельности других лиц. Соответствующее определение суда выносится, если доказана необходимость привлечения этих лиц, обоснована цена их услуг, а заявитель согласен оплатить эти услуги. Если оплатить привлечение других специалистов согласился кредитор или уполномоченный орган, то понесенные ими расходы не возмещаются за счет должника.

Оплата услуг иных лиц может осуществляться за счет конкурсной массы, если имеющего в нем имущества достаточно для этого, а без указанных лиц невозможно достичь целей банкротства (абз. 3 п. 21 Постановления). Например, привлечение кадастрового инженера необходимо для кадастрового учета земельного участка должника, обязательного для регистрации прав на этот участок и его продажи в целях проведения расчетов с кредиторами. Кроме того, оплатить услуги привлеченных специалистов может сам финансовый управляющий, и в этом случае его расходы не возмещаются ни должником, ни кредитором, ни уполномоченным органом.

Реструктуризация долга и реализация имущества должника

В делах о банкротстве граждан, напомним, применяются три процедуры: заключение мирового соглашения, реструктуризация долгов и реализация имущества должника (ст. 213.2 закона о банкротстве). Причем если при реализации имущества речь идет уже только об удовлетворении требований кредиторов, то цель реструктуризации – восстановить платежеспособность должника, в результате чего он сможет погасить задолженность перед кредиторами. Этим двум процедурам уделено особое внимание в Постановлении.

Проект плана реструктуризации может быть предложен самим должником, кредитором либо уполномоченным органом. Если финансовый управляющий не получит ни одного проекта плана реструктуризации долгов в течение 10 дней с момента истечения двух месяцев с даты опубликования сообщения об обоснованности заявления о признании гражданина банкротом (на протяжении именно такого срока конкурсные кредиторы и уполномоченный орган могут предъявить требования к должнику, которые включаются в реестр требований кредиторов), он выносит на рассмотрение собрания кредиторов предложение о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина (п. 4 ст. 213.12 закона о банкротстве). Однако ВС РФ отметил, что направленный по истечении указанного 10-дневного срока проект плана реструктуризации все же может быть рассмотрен на первом собрании кредиторов (ст. 213.8 закона о банкротстве), если он получен до дня проведения собрания, финансовый управляющий успел подготовить свои предложения или возражения по нему, а заинтересованные лица – ознакомиться с ним (абз. 2 п. 28 Постановления).

Направление одобренного собранием кредиторов проекта плана реструктуризации в арбитражный суд, рассматривающий соответствующее дело о банкротстве, является достаточным основанием для назначения судебного заседания по рассмотрению вопроса об утверждении плана. Никакого ходатайства от участников дела в этом случае не требуется (п. 29 Постановления). При этом по ходатайству лица, участвующего в деле, суд может утвердить и не одобренный собранием кредиторов план реструктуризации. Это возможно в том случае, когда его реализация позволит полностью удовлетворить требования по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, а требования, включенные в реестр требований кредиторов, – в существенно большем размере, чем при немедленной реализации имущества (п. 4 ст. 213.17 закона о банкротстве).

Важно, что любой проект плана реструктуризации долга – как одобренный собранием кредиторов, так и не одобренный – обязательно должен быть одобрен должником, так как именно он лучше всех понимает свое финансовое положение и может оценить осуществимость плана. Одобрить план должник может письменно либо устно – в ходе судебного заседания по рассмотрению вопроса об утверждении плана. Без одобрения должника план реструктуризации может быть утвержден в единственном случае – когда несогласие должника является злоупотреблением правом. Например, если не обладающий имуществом должник, получающий высокую зарплату, настаивает на скорейшем завершении дела о его банкротстве и освобождении от долгов, чтобы уклониться от погашения задолженности перед кредиторами за счет будущих доходов (абз. 3 п. 30 Постановления).

Для недопущения злоупотребления правом кредиторами арбитражные суды не должны утверждать планы реструктуризации, в которых не предусмотрены средства на проживание должника и членов его семьи, находящихся у него на иждивении (не менее величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем регионе), а также те, при реализации которых будут существенно нарушены права и законные интересы несовершеннолетних, полагает ВС РФ (п. 31 Постановления).

Кроме того, план реструктуризации долгов не утверждается судом, если по окончании срока его реализации должник не сможет рассчитываться с теми кредиторами, срок исполнения обязательств перед которыми не наступил (п. 34 Постановления). Данное разъяснение Суда нужно учитывать и в случае утверждения плана без одобрения собрания кредиторов.

По итогам рассмотрения результатов исполнения плана реструктуризации долгов гражданина (соответствующий отчет готовится финансовым управляющим не позднее чем за месяц до истечения срока, установленного для реализации плана реструктуризации) и жалоб кредиторов арбитражный суд принимает определение о завершении реструктуризации долгов гражданина, если задолженность погашена, а жалобы кредиторов признаны необоснованными, либо отменяет план и принимает решение о признании гражданина банкротом (п. 5 ст. 213.22 закона о банкротстве). ВС РФ пояснил, что под указанными жалобами понимаются заявленные кредиторами или уполномоченным органом возражения против завершения процедуры реструктуризации долгов, в том числе из-за неисполнения должником условий плана реструктуризации. Они рассматриваются одновременно с вопросом о результатах исполнения плана, назначения отдельного судебного заседания для их рассмотрения не требуется (абз. 3 п. 35 Постановления).

Признав гражданина банкротом, арбитражный суд принимает решение о введении реализации его имущества (п. 2 ст. 213.24 закона о банкротстве). Порядок, условия и сроки реализации имущества должника, не являющегося ИП и не бывшего им ранее, утверждаются судом по ходатайству финансового управляющего (п. 1 ст. 213.26 закона о банкротстве).

Имущество должников – индивидуальных предпринимателей, а также граждан, которые уже не являются ИП, но обязательства которых возникли у них в то время, когда они были предпринимателями, предназначенное для осуществления предпринимательской деятельности, продается в порядке, предусмотренном для продажи имущества юридических лиц (ст. 139 закона о банкротстве).

По требованию финансового управляющего должник должен предоставлять ему сведения о своем имуществе, обязательствах и кредиторах (п. 9 ст. 213.9 закона о банкротстве). Непредставление сведений финансовому управляющему либо суду, а также представление заведомо недостоверных сведений является одним из оснований неосвобождения от обязательств гражданина, признанного банкротом, по завершении реализации имущества и расчетов с кредиторами (абз. 3 п. 4 ст. 213.28 закона о банкротстве). При принятии такого решения суды должны учитывать факт наличия или отсутствия у должника документов, которые необходимо направить финансовому управляющему или в суд, и возможность их получения или восстановления, считает ВС РФ (абз. 2 п. 42 Постановления).

По общему правилу решение о неосвобождении должника от обязательств суд принимает при вынесении определения о завершении реализации имущества должника (абз. 5 п. 4 ст. 213.28 закона о банкротстве). Однако если обстоятельства, являющиеся основанием для принятия такого решения, будут выявлены после завершения реализации имущества должника, соответствующее судебное определение, в том числе в части освобождения от обязательств, может быть пересмотрено по заявлению конкурсного кредитора, уполномоченного органа или финансового управляющего, отметил ВС РФ (п. 46 Постановления).

Нужно отметить, что любое определение суда о завершении реструктуризации долгов должника или реализации его имущества может быть пересмотрено судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению конкурсного кредитора или уполномоченного органа по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 213.29 закона о банкротстве). При возобновлении производства по делу или введении процедуры реализации имущества финансовый управляющий выбирается из той саморегулируемой организации, член которой выполнял функции финансового управляющего в данном деле (п. 27 Постановления).

И судьи ВС РФ, и судьи арбитражных судов отмечают, что более конкретные разъяснения по новым положениям закона о банкротстве могут быть даны только после того, как начнет формироваться судебная практика по делам о банкротстве граждан и станет понятно, какие именно нормы требуют пояснения. Кроме того, нельзя исключать возможности внесения изменений в законодательство, особенно учитывая, что положения о банкротстве граждан в довольно сжатые сроки были перенесены (причем не без изменений) из Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 476-ФЗ в Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 154-ФЗ.

Таким образом, можно констатировать, что рассмотренное Постановление – первый, но вряд ли последний разъясняющий положения о банкротстве физических лиц документ.

Кто из кредиторов, подавших заявление о признании должника банкротом, имеет право на первенство?

8 мая 2019

Публикация сообщений о намерении обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений

Ведущий юрист, направление “Налоги и право” Группы компаний SRG

специально для ГАРАНТ.РУ

Как известно, борьба кредиторов начинается еще до момента возбуждения дела о банкротстве. Важным этапом для формирования своей позиции является подача заявления о банкротстве, ведь именно тот кредитор, заявление которого подано и принято судом в первую очередь, имеет преимущество перед другими, так как получает возможность предлагать (и, по сути, назначать) свою кандидатуру арбитражного управляющего.

Однако на этапе подачи заявлений возникает множество коллизий. Так, недавно Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации была вынуждена разъяснить порядок принятия заявлений о банкротстве. Рассматриваемый спор касался ситуации, при которой заявление первого кредитора было оставлено судом без движения ввиду отсутствия доказательств надлежащей публикации намерения обратиться с заявлением о банкротстве. Суд также выразил свое мнение по поводу “направления персональных сообщений иным кредиторам”.

Разрешив спорную ситуацию относительно очередности подачи и принятия заявлений о банкротстве должника, Суд разъяснил судам процессуальный порядок рассмотрения подобных дел (определение Верховного Суда РФ от 12 марта 2019 г. № 301-ЭС18-23938). Рассмотрим этот прецедент подробнее.

Суть спора

Два кредитора с разницей больше месяца обратились в судебный орган с заявлениями о признании должника банкротом. Заявление первого кредитора суд оставил без движения, так как он не представил доказательства публикации сообщения о намерении обратиться с заявлением о банкротстве должника. Заявление второго кредитора также было оставлено без движения, несмотря на то, что такое сообщение было им опубликовано (определение Арбитражного суда Владимирской области от 6 августа 2018 г. по делу № А11-10011/2018, определение Арбитражного суда Владимирской области от 7 сентября 2018 г. по делу № А11-10011/2018).

Первый кредитор исправил нарушения, указанные судом, после чего заявление было принято судом. А вот требования второго кредитора суд принял уже как заявление о вступлении в дело о банкротстве.

Второй кредитор не согласился с данным положением и обжаловал судебный акт.

Законодательное регулирование данной ситуации

Спорная ситуация возникла в силу того, что в законодательстве о банкротстве нет прямого регулирования данного вопроса.

Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по общим правилам с особенностями, установленными специальными федеральными законами (ч. 1 ст. 223 Арбитражного процессуального кодекса).

Требования к заявлению кредитора о признании должника банкротом и перечень документов, которые должны быть приложены к такому заявлению, перечислены в ст. 39-40 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” (далее – Закон о банкротстве).

Право на обращение в суд возникает у кредитора, если он предварительно, не менее чем за 15 календарных дней до обращения в суд, опубликовал уведомление о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр (п. 2.1 ст. 7 Закона о банкротстве).

В указанной редакции данная норма права вступила в силу с 1 января 2018 года (п. 2 ст. 25 Федерального закона от 29 июля 2017 № 218-ФЗ “О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”). Таким образом, с 1 января 2018 года для кредиторов действует обязательное правило о заблаговременной публикации уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом.

Заявление о признании должника банкротом, поданное с нарушениями, арбитражный суд оставляет без движения (п. 1 ст. 44 Закона о банкротстве). А если обстоятельства, послужившие основанием для этого, не будут устранены в установленный срок, заявление будет возвращено (п. 4 ст. 44 Закона о банкротстве).

При этом следует обратить внимание на следующее:

Позиция ВС РФ

Принимая заявление первого кредитора к производству после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления его без движения, суды указали, что к моменту рассмотрения вопроса о принятии заявления к производству возложенная на первого кредитора обязанность была исполнена. Кроме того, в качестве доказательств исполнения кредитором обязанности по извещению иных кредиторов они приняли доказательства “направления персональных сообщений иным кредиторам”.

ВС РФ не согласился с таким толкованием закона. Коллегия судей указала, что в рассматриваемом случае не была достигнута ключевая цель публикации – оповещение всех заинтересованных лиц о намерении обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом. Тем самым не были представлены доказательства соблюдения требования именно о публичном раскрытии информации. Следовательно, заявление не могло быть принято к производству (абз. 1 п. 1 ст. 42 Закона о банкротстве).

Учитывая изложенное, пояснил ВС РФ, суд первой инстанции должен был возвратить заявление первого кредитора, указав, что это не мешает ему повторно обратиться с таким же требованием в общем порядке после устранения всех нарушений (п. 4 ч. 1 ст. 129 АПК РФ, п. 4 ст. 44 Закона о банкротстве).

Первый кредитор опубликовал сведения о намерении обратиться в суд 20 августа 2018 года, следовательно, право на подачу самого заявления в суд у него возникло не ранее 5 сентября 2018 года (п. 2.1 ст. 7 закона о банкротстве). Однако на указанную дату в суде уже находилось заявление второго кредитора о признании должника банкротом (сообщение о намерении обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом опубликовано вторым кредитором в Едином федеральном реестре 31 июля 2018 года).

Нарушив порядок подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), первый кредитор лишил второго, своевременно исполнившего обязанность по опубликованию намерения обратиться в суд, права на представление кандидатуры арбитражного управляющего.

В рассматриваемой ситуации заявление первого кредитора, поданное до совершения публикации о намерении, могло быть принято судом к производству только в том случае, если бы отсутствовали аналогичные публикации иных лиц, осуществленные ранее. Однако второй кредитор совершил публикацию первым, то есть у него первого возникло право на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом, которое было им реализовано.

***

В своем определении ВС РФ поднял проблему отсчета срока подачи заявления о банкротстве, с которой суды сталкиваются часто. Судебная практика по данному вопросу уже сложилась, и в рассматриваемом споре судебная коллегия придерживалась уже сложившейся линии трактовки закона.

В качестве примера можно привести определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВC РФ от 18 июля 2018 г. № 308-ЭС18-3917 по делу № А20-3223/2017. В нем Суд возвратил кредитору заявление о банкротстве, поскольку дата публикации намерения была позже, чем подача соответствующего заявления о банкротстве.

В рамках рассматриваемого дела суды первой и апелляционной инстанции приняли свое решение во многом на основании того факта, что первый кредитор представил доказательства “направления персональных сообщений иным кредиторам”.

В связи с этим ВС РФ разъяснил, что действия кредитора по персональному уведомлению иных кредиторов не освобождают его от необходимости соблюсти общее требование о публичном размещении намерения (п. 2.1 ст. 7 Закона о банкротстве).

С учетом этого рассматриваемый прецедент должен оказать положительное влияние на судебную практику, исключить злоупотребления со стороны недобросовестных кредиторов и защитить права добросовестных.

С 1 января 2018 года вступили в силу изменения, внесенные в статью 7 Федерального закона №127 «О несостоятельности (банкротстве)», (далее – Закон «О банкротстве»), согласно которым правом на обращение в Арбитражный суд обладают:

1.Конкурсные кредиторы, а также работники, бывшие работники должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или судебного акта о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда о взыскании с должника денежных средств.

2. Конкурсные кредиторы – кредитные организации и государственная корпорация «Внешэкономбанк» с даты возникновения у должника признаков банкротства:

– неисполнение должником обязательств более 3-х месяцев

– сумма долга в совокупности не менее 300 000 рублей для должника-юридического лица, а в отношении должника – физического лица – не менее 500 000 рублей

Заявление о признании должника банкротом подается в Арбитражный суд в письменной форме в порядке, установленном статьями 39-40 Закона «О банкротстве».

Однако право на обращение в Арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, работника, бывшего работника должника согласно п. 2.1 ст. 7 новой редакции Закона «О банкротстве» только при условии предварительного, не менее чем за 15 календарных дней до обращения в Арбитражный суд, опубликования уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, (далее – Федресурс).

В случае, если обязанность по размещению уведомления в Федресурсе не соблюдена, то Арбитражный суд не принимает заявление кредитора и оставляет его без движения, до устранения нарушений или возвращает заявление для повторной подачи документов с соблюдений порядка обращения.

Однако, если аппарат суда ошибочно принял заявление кредитора к производству:

– без опубликованного уведомления в Федресурсе

– с нарушением 15-дневного срока публикации уведомления до обращения в Арбитражный суд, установленного п. 2.1. ст. 7 Закона «О банкротстве»

– с уведомлением, опубликованным раньше вступления в законную силу решения суда о взыскании долга с должника

То должник вправе обжаловать определение о принятии заявления о признании должника банкротом, поскольку право на обращение в Арбитражный суд у кредитора не возникло.

Основным законом, регулирующим процедуру банкротства должника, является Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 23.04.2018 “О несостоятельности (банкротстве)”, (далее ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”).

Должник вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом в случае предвидения банкротства (ст. 8 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”). Однако по мимо права у должника имеется и обязанность по подаче заявления в арбитражный суд в случае наличия обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 9 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.

К таким обстоятельствам законодатель относит:

Следует отметить, что обязанность по подаче соответствующего заявления возложена на руководителя должника.

Само же право на обращение должника в арбитражный суд возникает у должника при исполнении обязанности, установленной в п. 2.1 ст. 7 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”, не менее чем за 15 календарных дней до обращения в арбитражный суд, опубликования уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Требование о публикации в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц продублировано в п. 4 ст. 37 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.

Уведомление должника о намерении обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом является не единственной публикацией, так п. 1 ст. 30 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”, обязывает руководителя должника опубликовать сведения о возникновении признаков банкротства, признаков недостаточности имущества (пп.”л1″ п.7 ст.7.1 ФЗ №129 “О государственной регистрации юридических лиц” от 08.08.2001г.), а также иных обстоятельств, предусмотренных статьей 8 и 9 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.

Срок для исполнения данной обязанности установлен в размере 10 рабочих дней с даты, когда руководителю стало или должно было стать известно о возникновении соответствующих признаков.

В случаи введения процедуры наблюдения в отношении должника, данный факт также подлежит публикации в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц. Однако срок для данной публикации установлен в размере 3 рабочих дней и регулируется данная обязанность пп.”н” п.7 ст.7.1 ФЗ №129 “О государственной регистрации юридических лиц” от 08.08.2001г.

П.п. 5 п. 2 ст. 61.11. устанавливает субсидиарную ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов, в случае если на дату возбуждения дела о банкротстве не внесены подлежащие обязательному внесению в соответствии с федеральным законом сведения либо внесены недостоверные сведения о юридическом лице в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в части сведений, обязанность по внесению которых возложена на юридическое лицо.

Предусмотрена административная ответственность п. 6-8 ст. 14.25. КоАП РФ за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В первом чтении рассмотрен Законопроект № 239932-7 о внесении изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц, согласно которого, предлагают пункты 1 и 2.1 статьи 7 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)” слов “заявлением о признании должника банкротом” дополнить словами, “заявлением о введении процедуры реструктуризации долгов”.

Принятие данного законопроекта добавит для должника ещё одно обязательное сведение для включения в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *