Порядок наложения административной ответственности

В ст. 4.1 указаны общие правила наложения администра­тивного наказания, которыми должны руководствоваться су­дья, орган, уполномоченное должностное лицо, рассматриваю­щее дела об административных правонарушениях.

1. Административное наказание за совершение администра­тивного правонарушения назначается в пределах, установлен­ных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

2. При назначении административного наказания физиче­скому лицу учитываются характер совершенного им админи­стративного правонарушения, личность виновного, его имуще­ственное положение, обстоятельства, смягчающие админист­ративную ответственность, и обстоятельства, отягчающие ад­министративную ответственность.

3. При назначении административного наказания юриди­ческому лицу учитываются характер совершенного им адми­нистративного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягча­ющие административную ответственность.

4. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

При этом следует обязательно учитывать обстоятельства,

смягчающие административную ответственностьлица, со­вершившего административное правонарушение.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответ­ственность, признаются (ст. 4.2.):

1) раскаяние лица, совершившего административное пра­вонарушение;

2) предотвращение лицом, совершившим административ­ное правонарушение, вредных последствий администра­тивного правонарушения, добровольное возмещение при­чиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

3) совершение административного правонарушения несо­вершеннолетним ;

4) совершение административного правонарушения бере­менной женщиной или женщиной, имеющей малолет­него ребенка.

Законами субъектов Российской Федерации об админист­ративных правонарушениях могут быть предусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие административную ответствен­ность.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягча­ющими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административ­ных правонарушениях (принцип целесообразности).

Одновременно субъектом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях должны учиты­ваться обстоятельства, отягчающие административную ответс­твенность лица, совершившего административное правонару­шение (ст. 4.3).

Обстоятельствами, отягчающими административную ответс­твенность, признаются:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административно­го правонарушения, если за совершение первого адми­нистративного правонарушения лицо уже подвергалось административному взысканию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Ко­декса;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение админи­стративного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения груп­пой лиц;

5) совершение административного правонарушения в усло­виях стихийного бедствия или при других чрезвычай­ных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в со­стоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, налагающие администра­тивное взыскание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать дан­ное обстоятельство отягчающим.

Обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей ста­тьи, не могут учитываться как отягчающие в случае, если ука­занные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифици­рующего признака административного правонарушения соот­ветствующими нормами об административной ответственнос­ти за совершение административного правонарушения.

1. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое совершенное административное правонарушение.

Если лицо совершило несколько административных право­нарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, взыскание налагается в преде­лах только одной санкции.

1. Постановление по делу об административном правонару­шении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения,а за нарушение законодательства Российской Федерации о внут­ренних морских водах, территориальном море, континенталь­ном шельфе, об исключительной экономической зоне Российс­кой Федерации, таможенного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об охра­не окружающей природной среды и законодательства Россий­ской Федерации о налогах и сборах по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

2. При длящемся административном правонарушении сро­ки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правона­рушения.

3. За административные правонарушения, влекущие при­менение административного взыскания в виде дисквалифи-

кации, лицо может быть привлечено к административной от­ветственности не позднее одного года со дня совершения ад­министративного правонарушения, а при длящемся админи­стративном правонарушении — одного года со дня его обна­ружения.

4. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или пре­кращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предус­мотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

5. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворе­ния данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рас­сматривать дело, по месту жительства лица, в отношении ко­торого ведется производство по делу об административном пра­вонарушении.

Лицо, на которое наложено административное взыскание за совершение административного правонарушения, считает­ся подвергнутым данному взысканию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о наложении адми­нистративного взыскания.

По делу об административном правонарушении, рассмат­риваемому уполномоченными органом или должностным ли­цом, споры о возмещении имущественного ущерба и о возме­щении морального вреда, разрешается судом в порядке граж­данского судопроизводства.

Административный арест исчисляется сутками, а лишение специальных прав гражданина — годами, месяцами и днями.

Срок погашения административного наказания (ст. 4.6) ис­числяется одним годом. После этого лицо считается не подвер­гавшимся административному наказанию. Эта мера способству­ет восстановлению полного административно-правового стату­са гражданина.

В ст. 4.1 КоАП РФ указаны общие правила наложения административного наказания, которыми должны руководствоваться судья, орган, уполномоченное должностное лицо, рассматривающее дела об административных правонарушениях.

К ним относятся:

1. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При этом следует обязательно учитывать обстоятельства, смягчающие административную ответственность, лица совершившего административное правонарушение. К таким обстоятельствам законодатель относит следующие:

ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ, СМЯГЧАЮЩИМИ И АДМИНИСТРАТИВНЫУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ПРИЗНАЮТСЯ (ст. 4.2):

При наложении взыскания в рамках санкции нормы следует учитывать обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

В соответствии со ст. 34 обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:

а) чистосердечное раскаяние виновного. Оно предполагает осознание им противоправности содеянного, его отрицательное отношение к правонарушению, добровольное заявление о нем органу (должностному лицу), рассматривающему дело, объяснение обстоятельств и причин правонарушения;

б) предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда. Это означает реальные действия виновного по устранению или уменьшению таких последствий. Оно, как правило, осуществляется сразу же после совершения правонарушения. Добровольное возмещение ущерба означает, что виновный после правонарушения без каких-либо напоминаний со стороны потерпевшего, органа (должностного лица), рассматривающего дело, выплачивает стоимость поврежденного имущества потерпевшему или передает ему равноценное имущество. Следует иметь в виду, что добровольное возмещение ущерба и устранение причиненного вреда могут быть полными и частичными, что необходимо учитывать при наложении взыскания;

в) совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных и семейных обстоятельств. Оно признается смягчающемся обстоятельством, если лицо является вменяемым. В тех случаях, когда сильное душевное волнение носит болезненный характер, вследствие которого лицо не может отдавать отчет в своих действиях или руководить ими, оно является обстоятельством исключающим административную ответственность. Стечение тяжелых личных и семейных обстоятельств – это материальные и иные затруднения личного или семейного характера под влиянием которых виновный совершает административное правонарушение;

г) совершение правонарушения несовершеннолетним. При этом законодатель исходит, что лица в возрасте 16 – 18 лет могут совершить правонарушения из-за недостатка жизненного опыта или под влиянием взрослых;

д) совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года. Совершение правонарушения беременной женщиной признается смягчающим обстоятельством, поскольку такое состояние сопровождается повышенной чувствительностью, вспыльчивостью, может отражаться на поведении, а иногда приводить к административному правонарушению. Закон признает также смягчающим обстоятельством совершение правонарушения женщиной, имеющей ребенка в возрасте одного года.

Кроме того, орган (должностное лицо), решающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и другие обстоятельства, не указанные в законодательстве. На практике юрисдикционные органы относят к таким обстоятельствам возраст, состояние здоровья, инвалидность, положительное поведение в быту и т.д.

Законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть предусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (принцип целесообразности).

Одновременно субъектом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, должны учитываться обстоятельства, отягчающие административную ответственность лица, совершившего административное правонарушение (ст. 4.3 КоАП РФ).

ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ, ОТЯГЧАЮЩИМИ АДМИНИСТРАТИВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ПРИЗНАЮТСЯ:

В соответствии мо ст. 35 обстоятельствами, отягчающими ответственность за административные правонарушения, признаются:

а) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его. Оно свидетельствует, во-первых, о злостном характере правонарушения, о нежелании виновного отказаться от противоправного поведения и, во-вторых, об игнорировании правомерных требований уполномоченных на то лиц о прекращении совершенного правонарушения. При этом следует иметь в виду, что неисполнение законных требований отдельных должностных лиц и представителей общественности о прекращении правонарушения образует самостоятельный состав административного проступка (ст. 165 КоАП);

б) повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию. Оно свидетельствует об устойчивой противоправной установке нарушителя, в отношении которого не оказало своего воспитательного и предупредительного воздействия административное взыскание, наложенное за первое правонарушение. Во-первых, это должно быть однородное правонарушение. Если данное лицо, ранее подвергавшееся административному взысканию, совершает после этого иные административные правонарушения, то такой рецедив (общий рецедив) административное законодательство не принимает в качестве отягчающего ответственность обстоятельства. Во-вторых, законодатель в соответствии со ст. 39 Кодекса устанавливает годичный срок, в течение которого правонарушение может быть признано повторным. В третьих, за однородное правонарушение были применены меры административного взыскания. В-четвертых, отягчающим признается повторное совершение правонарушения, если оно не является квалифицированным признаком состава правонарушения;

в) совершение правонарушения лицом, ранее совершавшим преступления, является отягчающим обстоятельством независимо от того, привлекалось ли оно за него к уголовной ответственности или нет. Сам факт преступного поведения свидетельствует о повышенной общественной опасности лица, совершившего после преступления еще и административное правонарушение;

г) вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение отягчает ответственность независимо от того, в какой форме оно совершалось (подстрекательство, обман, уговоры, использование зависимого положения и др.) при этом вовлечение несовершеннолетнего предполагает в данном случае его вовлечение в совершение правонарушения. Учитывая особую опасность вовлечения несовершеннолетнего в пьянство, законодатель предусмотрел административную ответственность за доведение этих лиц до состояния опьянения. (ст. 163 Кодекса);

д) совершение правонарушения группой лиц всегда представляет большую опасность. При этом имеется в виду объединение усилий для совершения одного и того же административного правонарушения. Самостоятельное совершение однородных правонарушений несколькими лицами не является отягчающим ответственность обстоятельством;

е) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах. Под условиями стихийных бедствий понимаются землетрясение, обвалы, сели, пожары, наводнения и т.п. обстоятельства. К другим чрезвычайным обстоятельствам относятся военное положение и другие условия, резко осложняющие обстановку и создающие повышенную опасность для населения;

ж) совершение правонарушения в состоянии опьянения. Органа (должностное лицо), налагающее административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признавать данное обстоятельство отягчающим. Такое состояние должно быть установлено материалами дела (акт медицинского освидетельствования, показание свидетелей и др.). Для некоторых видов административных правонарушений состояние опьянения является одним из неотъемлемых признаков состава. Например, ответственность за появление в общественных местах в состоянии опьянения, управление транспортом водителями в состоянии опьянения. Закон предоставляет право должностному лицу (органу), налагающему административное взыскание, не признавать состояние опьянения отягчающим обстоятельством в зависимости от характера административного правонарушения.

Судья, орган, должностное лицо, налагающие административное взыскание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

Обстоятельства, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Порядок наложения административных взысканий за совершение нескольких административных правонарушений определен статьей 4.4 КоАП РФ.

При совершении лицом двух и, более административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое совершенное административное правонарушение.

Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, взыскание налагается в пределах только одной санкции.

Общие правила наложения административного наказания (Статья 4.1.КоАП РФ)

1. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность:

1. раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2. предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

3. совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

4. совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Законами субъектов РФ могут быть предусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП или в законах субъектов РФ (принцип целесообразности).

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

1. продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2. повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному взысканию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП;

3. вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4. совершение административного правонарушения группой лиц;

5. совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6. совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Статья
4.1. Общие
правила назначения административного
наказания

1. Административное
наказание за совершение административного
правонарушения назначается в пределах,
установленных законом, предусматривающим
ответственность за данное административное
правонарушение, в соответствии с
настоящим Кодексом.

2. При назначении
административного наказания физическому
лицу учитываются характер совершенного
им административного правонарушения,
личность виновного, его имущественное
положение, обстоятельства, смягчающие
административную ответственность, и
обстоятельства, отягчающие административную
ответственность.

3. При назначении
административного наказания юридическому
лицу учитываются характер совершенного
им административного правонарушения,
имущественное и финансовое положение
юридического лица, обстоятельства,
смягчающие административную
ответственность, и обстоятельства,
отягчающие административную
ответственность.

3.1. В случаях,
предусмотренных
частью 3 статьи 28.6
настоящего Кодекса, административное
наказание назначается в виде
административного штрафа. При этом
размер назначаемого административного
штрафа должен быть наименьшим в пределах
санкции применяемой статьи
Особенной части
настоящего Кодекса.

4. Назначение
административного наказания не
освобождает лицо от исполнения
обязанности, за неисполнение которой
административное наказание было
назначено.

5. Никто не может
нести административную ответственность
дважды за одно и то же административное
правонарушение.

Правила назначения
административных наказаний едины на
территории Российской Федерации, что
отражено в положении КоАП РФ, гласящем:
административное наказание за совершение
административного правонарушения
назначается в пределах, установленных
законом, предусматривающим ответственность
за данное административное правонарушение,
в соответствии с КоАП РФ. В теории
выделяют также принципы назначения
наказания. Так, Д.Н. Бахрах обозначает
такие принципы карательного воздействия,
как: законность, целесообразность,
своевременность (оперативность), сложение
наказаний по совокупности правонарушений.
Данные принципы практически наказаний
по совокупности правонарушений*(260).
Данные принципы практически них.

Задачи, принципы производства по делам об административных правонарушениях.

Статья
24.1. Задачи
производства по делам об административных
правонарушениях

Задачами производства
по делам об административных правонарушениях
являются всестороннее, полное, объективное
и своевременное выяснение обстоятельств
каждого дела, разрешение его в соответствии
с законом, обеспечение исполнения
вынесенного постановления, а также
выявление причин и условий, способствовавших
совершению административных правонарушений.

Статья
24.2. Язык,
на котором ведется производство по
делам об административных правонарушениях

1. Производство
по делам об административных правонарушениях
ведется на русском языке – государственном
языке Российской Федерации. Наряду с
государственным языком Российской
Федерации производство по делам об
административных правонарушениях может
вестись на государственном языке
республики, на территории которой
находятся судья, орган, должностное
лицо, уполномоченные рассматривать
дела об административных правонарушениях.

2. Лицам, участвующим
в производстве по делу об административном
правонарушении и не владеющим языком,
на котором ведется производство по
делу, обеспечивается право выступать
и давать объяснения, заявлять ходатайства
и отводы, приносить жалобы на родном
языке либо на другом свободно избранном
указанными лицами языке общения, а также
пользоваться услугами переводчика.

Статья
24.3.
Открытое рассмотрение дел об
административных правонарушениях

1. Дела об
административных правонарушениях
подлежат открытому рассмотрению, за
исключением случаев, предусмотренных

частью 3 статьи 28.6
настоящего Кодекса, либо случаев, если
это может привести к разглашению
государственной, военной, коммерческой
или иной охраняемой законом тайны, а
равно в случаях, если этого требуют
интересы обеспечения безопасности лиц,
участвующих в производстве по делу об
административном правонарушении, членов
их семей, их близких, а также защиты
чести и достоинства указанных лиц.

2. Решение о закрытом
рассмотрении дела об административном
правонарушении выносится судьей,
органом, должностным лицом, рассматривающими
дело, в виде определения.

3. Лица, участвующие
в производстве по делу об административном
правонарушении, и граждане, присутствующие
при открытом рассмотрении дела об
административном правонарушении, имеют
право в письменной форме, а также с
помощью средств аудиозаписи фиксировать
ход рассмотрения дела об административном
правонарушении. Фотосъемка, видеозапись,
трансляция открытого рассмотрения дела
об административном правонарушении по
радио и телевидению допускаются с
разрешения судьи, органа, должностного
лица, рассматривающих дело об
административном правонарушении.

Понятие
производства по делам об административных
правонарушениях, его принципы и задачи

Рябцев Л.М. :
Производство по делам об административных
правонарушениях – урегулированная
административно-процессуальными нормами
закона деятельность государственных
органов (должностных лиц), направленная
на своевременное, всестороннее, полное
и объективное рассмотрение, разрешение
дел об административных правонарушениях
и применение в необходимых случаях
административных взысканий.

Указанный перечень
задач можно свести к двум взаимосвязанным
общим задачам: юрисдикционной (справедливое
решение дел) и профилактической
(предупреждение новых правонарушений).

В связи с тем, что
рассматриваемое производство является
разновидностью административно-юрисдикционного
процесса, поэтому принципы деятельности
у них общие (ПИКоАП Гл.2). А именно:

2.Обеспечение прав
и свобод

5.Уважение чести
и достоинства личности, деловой репутации

6.Неприкосновенность
жилища и иных законных владений

9.Обеспечение права
на защиту физ. лица, в отношении которого
ведется административный процесс

10.Всеобщее равенство
и т.д.

  • #Административное право гму4о.doc
  • #Введение в специальность гму4о.doc

Административное
наказание
— это мера ответственнос­ти, применяемая
в установленном законом порядке к лицу,
совершившему административное
правонарушение.

Административное
взыскание всегда выражает отрица­тельную
оценку государством совершенного
правонарушения. Оно, являясь принудительной
мерой, в то же время содержит в себе и
воспитательную цель.

Нормы статьи 3.2
Кодекса РФ об административных
пра­вонарушениях закрепляют систему
видов административных наказаний:
предупреждение; административный штраф;
возмездное изъятие орудия совершения
или предмета админис­тративного
правонарушения; конфискация орудия
соверше­ния или предмета административного
правонарушения; ли­шение специального
права, предоставленного физическому
лицу; административный арест;
административное выдворе­ние за
пределы Российской Федерации иностранного
граж­данина или лица без гражданства;
дисквалификация.

Возмездное изъятие
орудия совершения или предмета
административного правонарушения,
конфискация орудия совершения или
предмета административного правонару­шения,
а также административное выдворение
за пределы Российской Федерации
иностранного гражданина или лица без
гражданства, в соответствии с положениями
статьи 3.3 КоАП РФ, могут применяться в
качестве как основных, так и дополнительных
административных взысканий. Другие
административные наказания, перечисленные
нами ранее, могут применяться только в
качестве основных.

За одно административное
правонарушение уполномочен­ным на
то органом или должностным лицом может
быть на­ложено либо только основное
взыскание, либо основное и, дополнительное
взыскания вместе.

Предупреждение
как мера административного взыскания
выносится в письменной форме. Устное
замечание не явля­ется административным
наказанием.

Административный
штраф есть
денежное взыскание. В системе
административных взысканий это самая
распрос­траненная мера, которая
применяется почти за все виды
ад­министративных правонарушений.

В настоящее время
санкциями правовых норм предус­мотрены
несколько вариантов исчисления величины
штра­фа:

•во-первых,
величина, кратная минимальному размеру
оплаты труда на момент окончания или
пресечения правонарушения (без учета
районных коэффициентов);

• во-вторых,
величина, кратная стоимости предмета
ад­министративного правонарушения
на момент оконча­ния или пресечения
правонарушения;

• в-третьих, сумма
неуплаченных налогов, сборов, под­лежащих
уплате на момент окончания или пресече­ния
административного правонарушения, либо
сумма незаконной валютной операции.

Возмездное
изъятие орудия совершения или предмета
административного правонарушения
состоит в его прину­дительном изъятии
и последующей его реализации с переда­чей
вырученной суммы бывшему собственнику
за вычетом расходов по реализации
изъятого предмета.

Однако необходимо
помнить о том, что возмездное изъя­тие
огнестрельного оружия и боевых припасов
не может при­меняться к лицам, для
которых охота является основным
источником существования.

Возмездное изъятие
следует отличать от реквизиции. Раз­ница
в том, что возмездное изъятие — это мера
администра­тивной ответственности
за правонарушение, в то время как
основанием для реквизиции является не
правонарушение, а государственная
необходимость.

Принудительное
изъятие предмета, явившегося объектом
правонарушения, может быть обращено в
пользу собствен­ника (например, изъятие
незаконно выловленной рыбы для возвращения
собственнику).

Конфискация
орудия совершения или предмета
адми­нистративного правонарушения
состоит в принудительном безвозмездном
обращении этого предмета в собственность
государства. Причем, как подчеркивается
в статье 3.7 КоАП, конфискованы могут
быть лишь предметы, находящиеся в личной
собственности нарушителя, если иное не
предусмот­рено законодательными
актами.

Конфискация
допускается только по судебному решению.
Конфисковано может быть не вообще
имущество нарушите­ля, а лишь те
предметы, которые являются орудиями
или объектами административных
проступков. Конфискация служит как
основной, так и дополнительной, например,
к штрафу, мерой административного
наказания.

Законодатель
определяет категории лиц, к которым не
применяется конфискация в процессе
административного раз­бирательства.
Так, например, конфискация огнестрельного
к оружия и боевых припасов, иных орудий
охоты не может применяться к лицам, для
которых охота является основным
источником существования.

Лишение
специального права,
предоставленного данному гражданину,
предполагает лишение права управлять
транспортными средствами, права охоты,
права пользования на эксплуатацию
радиоэлектронных средств и высокочастотных
устройств сроком от одного месяца до
двух лет за грубое или системати­ческое
нарушение порядка пользования этим
правом.

Эта мера применяется
только к лицам, имеющим специ­альный
административный статус.

Лишение права
управления средствами транспорта
отно­сится к наиболее строгим
административным взысканиям. Применение
этого административного взыскания
влечет для водителя-профессионала
запрет на определенный срок работать
по специальности, а для водителя-любителя
— в течение уста­новленного срока
управлять принадлежащим ему транспорт­ным
средством.

Однако и здесь
законодатель делает исключение для
оп­ределенной категории лиц; так, в
соответствии со статьей 3.8 КоАП, данное
взыскание не может применяться к ли­цам,
которые пользуются этими средствами в
связи с инва­лидностью, кроме случаев
управления в состоянии опьяне­ния,
невыполнения требования работника
милиции об оста­новке транспортного
средства, оставления, в нарушение
ус­тановленных правил, места
дорожно-транспортного проис­шествия,
участником которого они являются,
уклонения от прохождения в установленном
порядке освидетельствования на состояние
опьянения.

Лишение права
охоты применяется к тем лицам, которые
грубо нарушают правила охоты, например,
охота без надле­жащего на то разрешения
или в запрещенных местах, либо в
запрещенные сроки, запрещенными орудиями
или спосо­бами и так далее.

Лишение
права охоты не может применяться к
лицам, для которых охота является
основным источником существо­вания
(п. 4 статьи
3.8 КоАП).

Административный
арест
применяется в исключитель­ных случаях
за отдельные виды административных
право­нарушений на срок до 15 суток. А
за нарушение требований режима
чрезвычайного положения или режима в
зоне про­ведения контртеррористической
операции — до тридцати су­ток.

Административный
арест назначается только судьей (ст.
3.9 КоАП).

Лица, к которым
применяется административный арест,
лишаются на его срок свободы, содержатся
под стражей в специально предназначенных
для этой цели учреждениях органов
внутренних дел (изолятор временного
содержания или спецприемник).

Также законодатель
в статье 3.9 КоАП определяет, что
административный арест не может
применяться: к беремен­ным женщинам;
женщинам, имеющим детей в возрасте до
14 лет; к лицам, не достигшим 18-летнего
возраста; к инва­лидам I и II групп.

Применение
административного ареста не влечет
судимо­сти и не является основанием
для увольнения с работы.

Срок административного
задержания включается в срок
административного ареста.

Административное
выдворение за пределы Российской
Федерации иностранных граждан и лиц
без гражданства состоит
в принудительном и контролируемом
перемещении лиц через государственную
границу за пределы страны, а в случаях,
предусмотренных законодательством
Российской Федерации, — контролируемом
самостоятельном выезде вы­дворенных
из Российской Федерации.

Дисквалификация
– это новый вид административного
взыскания, который заключается в лишении
физического лица права занимать
руководящие должности в исполнитель­ном
органе управления юридического лица,
входить в совет директоров (наблюдательный
совет), осуществлять предпри­нимательскую
деятельность по управлению юридическим
лицом, а также осуществлять управление
юридическим ли­цом в иных случаях,
предусмотренных законодательством
Российской Федерации.

Административное
наказание в виде дисквалификации
на­значается судьей. Данный вид
административного наказа­ния может
быть применен только к лицам, осуществляю­щим
организационно-распорядительные функции
в органе юридического лица, к членам
совета директоров, а также к лицам,
осуществляющим предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица, в том числе к арбит­ражным
управляющим.

Наказания за
административное правонарушение
налага­ются в пределах, установленных
нормативным актом, пре­дусматривающим
ответственность за совершенное
правона­рушение в точном соответствии
с законом.

В главе 4 Кодекса
РФ об административных правонару­шениях
определены общие правила наложения
администра­тивных наказаний, которыми
обязаны руководствоваться все органы
и должностные лица. Общие правила
призваны обес­печить законность и
индивидуализацию наложения взыска­ний.

Принцип
законности
проявляется в следующем:

• орган или
должностное лицо, рассматривающее дело
об административном правонарушении,
может нало­жить на виновного только
то наказание, которое уста­новлено
законодательством, и только в пределах
санкции нормативного акта, предусматривающего
ответственность за совершенное
правонарушение;

• основанием
привлечения лица к административной
от­ветственности и применения к нему
мер административного наказания является
противоправность деянияния;

• противоправные
деяния должны быть правильно
ква­лифицированы;

• органы или
должностные лица вправе рассматривать
лишь им подведомственные дела, избирать
вид и раз­мер наказания только лишь
в рамках предоставлен­ных полномочий.

Принцип
индивидуализации
выражается в том, что при наложении
наказания учитывается характер
правонаруше­ния, личность нарушителя,
степень его вины, имуществен­ное
положение, обстоятельства, смягчающие
и отягчающие ответственность.

Индивидуализация
взыскания предполагает смягчение или
усиление его на основе оценки всех
обстоятельств дела и личности виновного.

Одним
из условий применения административного
на­казания является соблюдение сроков
давности.
При опре­делении их законодательство
исходит из необходимости бы­строго
реагирования на административные
правонарушения.

Перед лицом, которое
правомочно наложить администра­тивное
наказание, ставится задача установить
юридически значимые обстоятельства
определения сроков давности со­вершенного
правонарушения. Для этого ему необходимо
учесть:

• установленный
законом размер срока;

• когда и с какого
юридического факта срок начинает
исчисляться;

• когда и какой
юридический акт прекращает исчисле­ние
срока;

• какое время
закон не включает или, наоборот, вклю­чает
в исчисляемый срок.

По общему правилу,
административное взыскание может быть
наложено не позднее двух месяцев со дня
совершения правонарушения, а при длящемся
правонарушении – двух месяцев со дня
его обнаружения (ст. 4.5 КоАП).

Длящимися признаются
такие правонарушения, которые непрерывно
осуществляются в течение более или
менее про­должительного времени
(например, нарушение правил хра­нения
огнестрельного оружия, проживание без
регистрации и др.).

В случае отказа в
возбуждении уголовного дела либо
пре­кращении уголовного дела, но при
наличии в действиях на­рушителя
признаков административного правонарушения,
административное наказание может быть
наложено не по­зднее месяца со дня
принятия решения об отказе в возбуж­дении
уголовного дела либо о его прекращении.
Таким обра­зом, в статье 4.5 КоАП названы
три варианта определения начала срока
давности: день совершения, день обнаружения
проступка и день вынесения постановления
о прекращении уголовного дела.

В
настоящее время четко определен срок
погашения ад­министративного взыскания
(ст. 4.6 КоАП). Лицо
считается не подвергшимся административному
наказанию, если в те­чение года со дня
окончания исполнения наказания не
со­вершило нового административного
правонарушения.

Поэтому с истечением
этого срока совершение этим же лицом
однородного правонарушения исключает
возможность его квалификации как
повторного. Совершение же нового
административного правонарушения
прерывает течение давностного срока
для погашения административного
взыска­ния.

При
совершении одним лицом двух или более
админист­ративных правонарушений
административное наказание на­лагается
за каждое правонарушение в отдельности.
Если лицо совершило несколько
административных правонарушений, дела
о которых одновременно рассматриваются
одним и тем же органом или должностным
лицом, наказание налагается в пределах
только одной санкции. Несмотря на то,
что зако­нодатель в новом Кодексе не
дает разъяснения, какой имен­но
санкции, можно предположить, что, по
аналогии с ранее действующими правилами,
это будет санкция, установлен­ная за
более серьезное нарушение.

Обстоятельства,
смягчающие ответственность за
адми­нистративное правонарушение,
предусмотрены законода­телем в статье
4.2 Кодекса РФ об административных
право­нарушениях; к таковым, в частности,
относятся:

•раскаяние лица,
совершившего административное
пра­вонарушение (лицо осознало и
самостоятельно раская­лось в совершенном
им правонарушении);

• совершение
правонарушения несовершеннолетним;

• совершение
правонарушения беременной женщиной
или женщиной, имеющей малолетнего
ребенка;

• предотвращение
виновным вредных последствий
пра­вонарушения, добровольное
возмещение. ущерба или устранение
причиненного вреда;

• совершение
правонарушения под влиянием сильного
душевного волнения либо при стечении
тяжелых лич­ных или семейных
обстоятельств.

Законодательством
могут быть предусмотрены и иные смягчающие
обстоятельства. Орган или должностное
лицо, правомочные рассматривать дело
об административном правонарушении,
могут признать смягчающими обстоятельства,
не указанные в законодательстве.

К
обстоятельствам, отягчающим ответственность
за
административные
правонарушения,
законодатель в статье 4.8 Кодекса об
административных правонарушениях
относит:

1. Продолжение
противоправного поведения, несмотря
на;

требования
уполномоченных на то лиц прекратить
его.

2. Повторное в
течение года совершение однородного
пра­вонарушения, за которое лицо уже
подвергалось админист­ративному
наказанию.

3. Вовлечение
несовершеннолетнего в совершение
адми­нистративного правонарушения.

4. Совершение
административного правонарушения
груп­пой лиц.

5 Совершение
правонарушения в условиях стихийного
бед­ствия или при других чрезвычайных
обстоятельствах.

6. Совершение
правонарушения в состоянии опьянения.
Однако в данном случае необходимо
учитывать, что орган или должностное
лицо, налагающее административное
на­казание, в зависимости от характера
правонарушения, мо­жет не признать
данное обстоятельство отягчающим.

Перечень
обстоятельств, отягчающих ответственность,
ука­занный законодателем, является
исчерпывающим.

А также необходимо
учитывать, что перечисленные в п. 1 статьи
4.3 КоАП обстоятельства не могут учитываться
в ка­честве отягчающих, если они
предусмотрены в качестве ква­лифицирующего
признака административного правонаруше­ния
соответствующими нормами об административной
от­ветственности за совершение
административного правонару­шения.

1 Принципы назначения административных наказаний

Ст.
4.1 КоАП РФ содержит материально-правовые
нормы, определяющие общие правила
(принципы) наложения административных
наказаний, а не процессуальные нормы.

Общие
правила наложения административных
наказаний основываются на принципах
равенства перед законом, презумпции
невиновности, законности, индивидуализации
наказания.

Принцип
равенства перед законом означает,
что лица, совершившие административные
правонарушения, равны перед законом.
Физические лица подлежат административной
ответственности независимо от пола,
расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также других обстоятельств.
Юридические лица подлежат административной
ответственности независимо от места
нахождения, организационно-правовых
форм, подчиненности, а также других
обстоятельств.

Законность применительно
к назначению административных наказаний
заключается в том, что виновному может
быть назначено только то наказание,
которое установлено законодательным
актом и только в пределах их компетенции
и санкции конкретной правовой нормы,
предусматривающей административную
ответственность. При этом законность
назначения административного наказания
обеспечивается рядом правовых гарантий:

  • в
    КоАП закреплена система административных
    наказаний, за пределы которой не может
    выйти ни один правоприменитель;
  • в
    каждой правовой норме закреплены вид
    и размеры наказаний;
  • за
    административное правонарушение может
    быть наложено только одно основное
    административное наказание.

Индивидуализация административного
наказания
выражается в том, что при его назначении
учитывается характер правонарушения,
личность нарушителя, степень его вины,
имущественное положение, обстоятельства,
смягчающие и отягчающие административную
ответственность.

2 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность

Особую
роль при назначении обоснованного и
справедливого административного
наказания играют обстоятельства,
смягчающие и отягчающие ответственность
за административные правонарушения.


раскаяние виновного, совершившего
административное правонарушение;


добровольное сообщение лицом о совершенном
им административном правонарушении;


предотвращение виновным вредных
последствий правонарушения;


совершение административного
правонарушения в состоянии сильного
душевного волнения (аффекта) либо при
стечении тяжелых личных или семейных
обстоятельств;


совершение административного
правонарушения несовершеннолетним,
беременной женщиной или женщиной,
имеющей малолетнего ребенка;


добровольное возмещение лицом, совершившим
административное правонарушение,
причиненного ущерба или добросовестное
устранение причиненного вреда;

Данные
обстоятельства являются основанием
для выбора менее строгого наказания в
пределах санкции нарушенной нормы.
Указанные обстоятельства не образуют
исчерпывающий перечень. Орган или
должностное лицо, решающее дело об
административном правонарушении, может
признать смягчающими и обстоятельства,
не указанные в законе, например, преклонный
возраст нарушителя, его болезнь,
безупречное поведение на производстве
и в быту до совершения правонарушения
и т.д.

Обстоятельствами,
отягчающими ответственность за
административное правонарушение,
признаются:


продолжение противоправного поведения,
несмотря на требования уполномоченных
на то лиц прекратить его;


повторное в течение года совершение
однородного административного
правонарушения, за которое лицо уже
подвергалось административному
наказанию;


вовлечение несовершеннолетнего в
совершение административного
правонарушения;


совершение административного
правонарушения группой лиц;


совершение административного
правонарушения в условиях стихийного
бедствия или при других чрезвычайных
обстоятельствах;

Обстоятельствами,
отягчающими административную
ответственность, могут быть признаны
лишь те, которые не представляют собой
объективные признаки административного
правонарушения, как, например, состояние
опьянения не расценивается подобным
обстоятельством в случае управления
транспортным средством водителем,
находящимся в состоянии опьянения,
поскольку данное правонарушение образует
состав самостоятельного административного
правонарушения, предусмотренного ч. 1
ст. 12.8 КоАП РФ.13

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *