Почему лучше пройти обязательную проверку перед сдачей годовой отчетности в налоговую?

Обязательный аудит АО является достаточно часто запрашиваемой услугой у аудиторских компаний.

Некоммерческие организации оформляют еще больше отчетности, чем коммерческие. Помимо налоговых, бухгалтерских и статистических форм, НКО заполняют бланки для Минюста. В каком порядке и в какие сроки следует сдать отчеты? Какие штрафы грозят нарушителям? Вся необходимая информация — в нашей статье.

С 2020 года в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.11.2018 № 444-ФЗ«О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете», на ФНС России возложены функции по формированию и ведению государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Содержание

ОГРАНИЧЕНИЕ (ВОЗОБНОВЛЕНИЕ) ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ, СОДЕРЖАЩЕЙСЯ В ГИР БО, ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА ОСНОВАНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ (КНД 1111652)

^К началу страницы

Наименование организации, ИНН, ОГРН, случай ограничения доступа, отчетный период (отчетные периоды), за который (которые) должен быть ограничен (возобновлен), либо отчетный период, начиная с которого должен быть ограничен (возобновлен) доступ.

Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени организации.

Порядок ограничения (возобновления) доступа к информации, содержащейся в ГИР БО утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2022 г. № 1624

Что такое ресурс БФО?

ФНС России формирует и ведет государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО) – это совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту.

Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта

НЕ ОБЯЗАНЫ ПРЕДСТАВЛЯТЬ ОТЧЕТНОСТЬ В РЕСУРС

Организации бюджетной сферы и религиозные организации

Банк России и организации, представляющие отчетность в Банк России

Организации, чья отчетность содержит государственную тайну

Организации в случаях, установленных Правительством РФ

ИМЕЮТ ПРАВО СДАВАТЬ ОТЧЕТНОСТЬ В УПРОЩЕННОЙ ФОРМЕ

Субъекты малого предпринимательства

НЕ ИМЕЮТ ПРАВО СДАВАТЬ ОТЧЕТНОСТЬ В УПРОЩЕННОЙ ФОРМЕ

Жилищные, жилищно-строительные, кредитные потребительские и с/х кооперативы

Организации бюджетной сферы, политические партии и их отделения

Нотариальные и адвокатские палаты, юридические консультации, адвокатские бюро

В ресурс БФО не представляется последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность реорганизуемого или ликвидируемого юридического лица.

  • Правовые ресурсы
  • “Горячие” документы
  • Федеральный закон от 29.12.2020 N 476-ФЗ “О внесении изменения в статью 5 Федерального закона “Об аудиторской деятельности”

Федеральный закон от 29.12.2020 N 476-ФЗ “О внесении изменения в статью 5 Федерального закона “Об аудиторской деятельности”

Увеличиваются финансовые критерии, превышение пороговых значений которых является основанием для проведения обязательного аудита:

по размеру выручки – с 400 до 800 млн рублей;

по размеру активов бухгалтерского баланса – с 60 до 400 млн рублей.

Введено уточнение, устанавливающее обязательный аудит фондов при условии поступления имущества и денежных средств в предшествующем отчетном году свыше 3 млн рублей.

В новой редакции перечня случаев проведения обязательного аудита отсутствует упоминание организаций, имеющих организационно-правовую форму акционерного общества. При этом необходимо учитывать, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, предусмотренных статьей 5 Закона об аудите, а также в случаях, установленных федеральными законами (пункт 1 статьи 5 Закона об аудите).

Обязательность проведения аудита отчетности акционерных обществ установлена статьей 88 Федерального закона “Об акционерных обществах”.

Закон вступает в силу с 1 января 2021 года.

Перейти в текст документа »

Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам – в системе КонсультантПлюс.

Зарегистрируйся и получи пробный доступ

Дата публикации на сайте: 30.12.2020

Федеральная налоговая служба проводит пилотный проект по эксплуатации программного обеспечения по представлению налоговой и бухгалтерской отчетности в электронной форме через Интернет-сайт ФНС России.

Вам предоставляется возможность бесплатно представить налоговую и бухгалтерскую отчетность в электронной форме.

Чтобы воспользоваться данным Интернет-сервисом необходимо выполнение ряда технических условий. Поэтому предварительно внимательно ознакомьтесь с Порядком представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронной форме через Интернет-сайт ФНС России и Руководством пользователя сервиса «Представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронной форме».

Для удобства пользователей разработан Перечень наиболее часто задаваемых вопросов при использовании Интернет-сервиса.

При представлении налоговой и бухгалтерской отчетности требуется:

  • Получить идентификатор (если не получали ранее) и зарегистрировать сертификат электронной подписи посредством сервиса «Сервис получения идентификатора абонента»
  • Сформировать контейнер с отчетностью в ПК «Налогоплательщик ЮЛ»
  • Установить сертификат открытого ключа подписи МИ ФНС России по ЦОД
  • Установить корневой сертификат Удостоверяющего центра Федерального казначейства и список отозванных сертификатов

Предлагается ознакомиться с Инструкцией по установке сертификатов Минцифры России и Удостоверяющего центра Федерального казначейства в локальную директорию АРМ пользователя.

Уважаемые пользователи! В соответствии с пунктом 3 статьи 80 и с пунктом 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость через настоящий сервис не принимаются.

Проверка электронных подписей государственных органов, в том числе электронных подписей, сформированных Федеральной налоговой службой, может быть осуществлена в электронном сервисе «Подтверждение подлинности ЭП», реализованном на официальном сайте Электронного правительства и размещенном по ссылке https://www.gosuslugi.ru/pgu/eds

Перейти в «Сервис сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности»

Почему лучше пройти обязательную проверку перед сдачей годовой отчетности в налоговую?

Почему лучше пройти обязательную проверку перед сдачей годовой отчетности в налоговую?

Получить положительное аудиторское заключение

Почему лучше пройти обязательную проверку перед сдачей годовой отчетности в налоговую?

Главная HELP АУДИТ В РФ Почему лучше всего пройти обязательный аудит до сдачи годовой отчетности в налоговую ?

Почему лучше всего пройти обязательный аудит до сдачи годовой отчетности в налоговую ?

Дата публикации: 24.01.2020 10:20

Всем известно, что с отчетности за 2019 год бухгалтерская отчетность представляется только в ИФНС, которая в свою очередь ведет государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности ГИР БО. Для ООО ГИР БО будет закрыт  19 мая 2020 года, для АО 14 июля 2020 года. Это означает, что уже после этой даты невозможно будет представить изменённую отчетность, в случае если в ранее поданной будут существенные ошибки.

К тому же, после утверждения годовой отчетности на собрании участников ООО или акционеров, изменения в нее прямо запрещены Федеральным законом “О бухгалтерском учете”. Это означает, что подать скорректированную (исправленную) отчетность после ее утверждения нельзя.

Если отчетность подлежит обязательному аудиту, то аудитор должен будет сверить аудируемую отчетность с отчетностью размещенной в ГИР БО. И в том случае, если эта отчетность будет отличаться от той отчетности на которую выдается аудиторское заключение, вопросов может быть значительно больше и существует вероятность того, что аудитору придеться модифицировать аудиторское заключение.

Кроме того, бухгалтер составляя отчетность порой применяет не в полном объеме все федеральные стандарты бухгалтерского учета, не раскрывает в пояснениях к годовой отчетности отдельные вопросы подлежащие раскрытию в бухгалтерской отчетности. Что может так же привести к модификации в аудиторском заключении и ответственности за нарушение в порядке составления годовой отчётности. Уж поверьте, налоговая с особым вниманием теперь будет изучать вашу бухгалтерскую отчетность и анализировать ее на предмет полноты и качества составления.

Поэтому лучше пройти обязательный аудит и получить аудиторское заключение до сдачи бухгалтерской отчетности в налоговую (31 марта 2020 года) и до утверждения ее на собрании акционеров или участников ООО.

Обязательный экземпляр годовой бухотчетности передается в налоговую по ТКС.  В целях формирования ГИР БО организации должны направлять в налоговые органы обязательный экземпляр годовой отчетности и аудиторское заключение о ней. При этом аудиторское заключение и текстовые пояснения к бухотчётности предоставляется в формате pdf. Отчётность и заключение передаются в электронном виде по ТКС и заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью. Исключение сделано только для субъектов малого предпринимательства – они могут подать аудиторское заключение и бухотчетность за 2019 г. в бумажном виде.

Отчетность в Росстат

Набор статистических форм для всех разный. Он зависит от того, относится ли НКО к субъектам малого и среднего бизнеса, от сферы его деятельности и проч.

Как узнать, что и когда сдавать в статистику? Зайти на , ввести свои данные (ОКПО, ИНН, либо ОГРН) и нажать «Получить». Система сформирует перечень отчетов с датами их сдачи.

Почему лучше пройти обязательную проверку перед сдачей годовой отчетности в налоговую?

Заполнить и сдать всю отчетность в Росстат по актуальным на сегодня формам через интернет

ГИР БО ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

СМЭВ (виды сведений):

  • Предоставление государственным органам бухгалтерской отчетности из ресурс БФО по ИНН в электронной форме;
  • Формирование списка ИНН с целью предоставления государственным органам бухгалтерской отчетности из ресурс БФО в электронной форме.

Сроки рассмотрения заявления об ограничении (возобновлении) доступа

1. Организация включена в один из следующих реестров, перечней:

а) сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2004 № 96

б) перечень стратегических предприятий и организаций, предусмотренный пунктом 2 статьи 190 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»

в) перечень резидентов, предусмотренный частью 4.2 статьи 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»

г) перечень лиц, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2022 № 1625

2. Решение об ограничении доступа к информации, содержащейся в ГИРБО, принято:

Банком России (в отношении организаций, представляющих бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Банк России)

Правительством Российской Федерации (в отношении иных организаций, которые не включены ни в один из названных реестров, перечней)

Формы отчетности некоммерческой организации

НКО сдают следующие виды отчетности.

  • Бухгалтерскую.
  • Налоговую.
  • Статистическую.
  • Во внебюджетные фонды.
  • В Минюст.

Сдайте электронную отчетность во все контролирующие органы через интернет

Что такое НКО

Некоммерческая организация (НКО) — это компания, у которой основной целью деятельности не является извлечение прибыли и распределение ее между участниками (ст. 2 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ; далее — Закон № 7-ФЗ). НКО создают для достижения благотворительных, научных, социальных, образовательных, культурных и ряда других целей.

Узнать ОКВЭДы, систему налогообложения и доходы вашего контрагента

Тем не менее, НКО может заниматься предпринимательством и получать доход, если это служит целям ее создания. В частности, разрешено производить товары и оказывать услуги, приобретать и продавать ценные бумаги, участвовать в хозяйственных обществах и проч. Но, в отличие от коммерческой компании, прибыль в НКО не делится между учредителями.

Откуда в НКО поступают деньги? Помимо выручки от бизнеса есть и иные источники. К ним в числе прочего относятся: взносы учредителей; добровольные пожертвования; дивиденды по акциям, облигациям и вкладам; доходы от сдачи в аренду имущества, принадлежащего НКО.

Проверка корректности бухгалтерской отчетности

Если представленная бухгалтерская (финансовая) отчетность не пройдет проверку на контрольные соотношения, после ее представления организации придет уведомление через оператора электронного документооборота с кодом ошибки. Организация может представить скорректированную отчетность, при этом представленная ранее отчетность будет загружена в ресурс БФО

В форме бухгалтерской (финансовой) отчетности необходимо указывать значение кода ОКВЭД, указанного в ЕГРЮЛ.

Данный показатель используется в расчете среднеотраслевых показателей, налоговой нагрузки, средней заработной платы и т.д. Также ОКВЭД используется Росстатом для ведения статистических наблюдений

Аудит для СМП не обязателен, но крайне желателен.

Практика не раз доказала, что отсутствие должного внимания к учету, весьма печально сказывается на финансовом благосостоянии компаний, их руководителей и бухгалтеров. Контролировать нужно все: верность определения налоговых обязательств, наличие документального подтверждения расходов, набор действий, достаточный, по мнению налогового инспектора для выбора благонадежных контрагентов и тому подобные требования нашего противоречивого законодательства.

Ошибки не всегда связаны с халатностью, чаще с отсутствием времени на самостоятельную своевременную проверку, с «замыленностью внутреннего взгляда», мешающего прицельно выявлять проблемные налоговые зоны в компании. Последствия недосмотра, а зачастую сомнительной экономии на профессиональной помощи, оборачиваются весьма серьезными проблемами.

Официальная статистика ФНС за 9 месяцев 2021 года говорит, что по РФ сумма доначислений на 1 выездную налоговую проверку составляет более 46 млн руб.

В последнее время наметился еще и новый тренд, когда по итогам банкротства компаний, после выездного налогового контроля, привлекают к субсидиарной и уголовной ответственности — руководителя и главного бухгалтера организации. Размер «финансового ярма» для таких физических лиц впечатляет. Есть примеры, когда по долгам компании пришлось отвечать руководителю и собственнику бизнеса −53 млн. руб., причем пытались взыскать с него эту сумму дважды (дело ООО «ДИС» — Определение ВС РФ от 25.06.2020 № 305-ЭС19-17007).

Таким образом, аудит — это не затраты, а инвестиции в безопасный бизнес!

Если Ваша организация теперь НЕ подлежит обязательному аудиту, не спешите отказываться от услуг аудиторов, ведь до этого Вы проводили аудит не только для «галочки», а получали УВЕРЕННОСТЬ, что:

  • в бухгалтерском и налоговом учете нет существенных ошибок;
  • бухгалтерия следит за изменениями законодательства, есть все необходимые документы, имущество в сохранности, инвентаризация проведена;
  • суммы чистой прибыли для выплаты дивидендов определены правильно;
  • можете обратиться за консультацией к аудиторам, налоговым консультантам и юристам, сопровождающим проверку, сориентироваться в применении новых ФСБУ, изменениях в НК РФ и др.

Зачем же сейчас лишать себя этого? Тем более, что стоимость аудиторской проверки незначительна по сравнению с возможными налоговыми доначислениями, потерей имущества из-за хищений, нерационального бизнес-процесса закупок или продаж. Что выйдет компании дешевле: аудит стоимостью 300-400 тыс. руб. или выездная налоговая проверка с доначислениями более 40 млн. руб.?

Средства, запланированные на проведение обязательного аудита, компания может потратить с наибольшей пользой, проведя инициативный аудит по индивидуальному техническому заданию, например, системный комплексный или налоговый аудит со страховкой от налоговых претензий.

Как видим, отмена обязательного аудита (зачастую проводимого формально) — это новые возможности для действительно полезного аудита.

Отчетность за сотрудников НКО в фонды

В 2022 году сдаются следующие отчеты в Пенсионный фонд (ст. 11 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ; далее — Закон № 27-ФЗ):

  • СЗВ-М — раз в месяц, не позднее 15-го числа следующего месяца;
  • СЗВ-СТАЖ — раз в год, не позднее 1 марта;
  • реестры застрахованных лиц, за которых перечислены дополнительные страховые взносы — не позднее 20-ти дней с даты окончания каждого квартала;
  • СЗВ-ТД — при устройстве в штат и при увольнении, не позднее рабочего дня, следующего после подписания приказа; при переводе на другую постоянную работу и при выборе формы трудовой книжки, не позднее 15-го числа месяца, следующего за тем, в котором произошло данное событие.

Также существует форма 4-ФСС по взносам «на травматизм». Ее сдают в Фонд социального страхования по итогам квартала, полугодия, 9-ти месяцев и года. Если форма заполнена на бумаге, ее следует сдать не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Если в электронном виде — не позднее 25-го числа указанного месяца (п. 1 ст. 24 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ; далее — Закон № 125-ФЗ).

Заполнить, проверить и сдать новый расчет 4‑ФСС через «Контур.Экстерн»

Штрафы за непредставление НКО отчетности

Если НКО несвоевременно сдаст отчеты в Минюст, ей могут вынести предупреждение. А за неоднократное непредставление отчетности некоммерческая организация может быть ликвидирована (п. 10 ст. 32 Закона № 7-ФЗ). Отметим, что для НКО с функциями иностранного агента предусмотрено отдельное наказание за непредставление отчетов: предупреждение или штраф (для должностных лиц — от 10 000 до 30 000 руб., для юрлиц — от 100 000 до 300 000 руб.). Такие санкции прописаны в статье 19.7.5-2 КоАП РФ.

Финансовые санкции за несдачу форм в Росстат предусмотрены в статье 13.19 КоАП РФ. Это штрафы для должностных лиц от 10 000 до 20 000 руб., для юрлиц от 20 000 до 70 000 руб. (при повторном нарушении от 30 000 до 50 000 руб. и от 100 000 до 150 000 руб. соответственно).

ИФНС оштрафует за каждую несданную декларацию или РСВ по статье 119 НК РФ. Размер штрафа: 5% суммы налога (взноса) к уплате за каждый месяц задержки, но не более 30% и не менее 1 000 руб.

Штраф за несданный расчет 6-НДФЛ выпишут на основании пункта 1.2 статьи 126 НК РФ: 1 000 руб. за каждый полный и неполный месяц просрочки.

А ответственность за непредставленную бухотчетность наступает на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ: 200 руб. за каждый документ.

За несданные в срок формы СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ и реестры застрахованных лиц санкция составит 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица (ст. 17 Закона № 27-ФЗ). А за непредставление формы СЗВ-ТД должностное лицо могут оштрафовать на сумму от 300 до 500 руб. (ст. 15.33.2 КоАП РФ).

За каждый месяц просрочки с подачей формы 4-ФСС предусмотрена санкция в размере 5% от суммы взносов к уплате за последние 3 месяца, но не более 30% и не менее 1 000 руб. (ст. 26.30 Закона № 125-ФЗ).

Отчеты НКО и сроки сдачи

Какие отчеты сдают НКО в 2022 году

Бесплатно сдать отчетность во все контролирующие органы через оператора ЭДО

Бухгалтерская отчетность НКО

При ее подготовке нужно руководствоваться информацией Министерства финансов № ПЗ-1/2015.

Комплект отчетов выглядит так:  НКО, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании денежных средств (бланки утв. приказом Минфина от 02.07.10 № 66н). Их нужно сдать в ИФНС (в виде электронных документов по интернету) не позднее 31 марта года, следующего за отчетным (ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ).

Некоторые НКО должны проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности. К ним, в числе прочего, относятся:

  • фонды;
  • НКО, выполняющие функции иностранного агента;
  • НКО, связанные с формированием крупного целевого капитала.

Аудиторское заключение сдается в ИФНС (в виде электронного документа по интернету) вместе с балансом, либо в течение 10 рабочих дней с даты, следующей за днем подписания. Нельзя сдать заключение позже 31 декабря года, следующего за отчетным.

Помимо этого, заключение аудиторов нужно разместить в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц. На это отводится три рабочих дня (п. 9 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ).

Некоммерческая организация вправе сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность. Но есть исключения. Упрощенные формы под запретом для тех, кто подлежит обязательному аудиту (п. 4 и 5 ст. 6 Закона № 402-ФЗ).

Подготовить, проверить и сдать бухгалтерскую отчетность в ИФНС через интернет

ФНС России рассматривает заявление и направляет в электронном виде на адрес электронной почты, указанный в заявлении:

  • Уведомление об ограничении доступа – в течение 3 рабочих дней после получения заявления;
  • Уведомление об отсутствии оснований для ограничения доступа – не позднее 5 рабочих дней после дня получения заявления;
  • Уведомление о возобновлении доступа – в течение 3 рабочих дней после дня получения заявления.

Дополнительные отчеты НКО и их сроки

Они предусмотрены для фондов и благотворительных организаций. Данные структуры обязаны ежегодно публиковать в свободном доступе (например, в интернете) дополнительные сведения. Фонды должны размещать отчеты об использовании своего имущества (п. 2 ст. 7 Закона № 7-ФЗ), а благотворительные организации — о своей деятельности (п. 2 ст. 19 Закона № 135-ФЗ).

Конкретный срок не установлен. Поэтому публикацию можно осуществить в любое время.

Когда проводить аудит АО?

Подведем итог. ПАО и НАО, чья отчетность подлежит раскрытию, должны провести аудит не позднее 120 дней после даты окончания отчетного года. А остальные НАО, при наличии у них обязанности по проведению аудита — до проведения годового собрания акционеров. Здесь нужно не только учитывать сроки проведения обязательного аудита, но и определить для своего АО те задачи, которые можно решить в случае комплексного и системного подхода к аудиту.

Поэтому организациям, проводящим аудит не из-за формальных соображений, а ставящим перед аудиторами задачи выявить и устранить ошибки до составления налоговой и годовой бухгалтерской отчетности, предупредить риски, мы рекомендуем проводить аудит в течение всего отчетного года, то есть поэтапно. Кроме того, поэтапный аудит позволит закончить аудиторскую проверку годовой отчетности в сроки, необходимые для представления аудиторского заключения, и не будет отнимать драгоценное время бухгалтерии в разгар подготовки налоговой отчетности по итогам года и за первый квартал.

Комплексный аудит оправдывает себя полностью не только с методологической точки зрения, систематизируя работу бухгалтерии, делая ее максимально эффективной, но и для всего бизнеса, а также его собственников, гарантируя стабильное и безопасное с точки зрения бухгалтерского учета и налогов функционирование организации. Комплексный аудит объединяет финансовый и налоговый аудит, выявляет налоговые риски и финансовые резервы компании, а также включает гарантированную защиту и страховку от претензий ФНС в течение 3 лет.

Изменился финансовый критерий

Одним из условий, когда компания попадает под обязательный аудит является соблюдение одного из вышеперечисленных финансовых условий по итогам года, предшествующего отчетному году.

Ранее в соответствии со ст. 5 Закона об аудиторской деятельности в качестве одного из финансовых критериев указывалась выручка, а согласно поправкам, таким критерием стал доход, который фиксируется в налоговом учете. В расчет принимаются доходы по всем налоговым режимам.

Если компания не применяла спецрежимы, то доход можно посчитать так (письмо Минфина России от 30 января 2018 г. N 03-11-06/2/4870):

строка 010 + строка 020 Листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль.

Для того, чтобы понять, нужен ли обязательный аудит отчетности за 2021 год, для расчета критерия необходимо взять данные декларации за 2020 год.

Перечень случаев обязательного аудита не ограничен

Изменилась и структура ст. 5 Закона об аудиторской деятельности. Из нее исключили те положения, которые упоминаются в других законах, с оговоркой, что обязательный аудит проводится не только в случаях, установленных данной нормой, но и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Например, проведение обязательного аудита

  • акционерных обществ — предписывается п. 3 ст. 88 Федерального закона «Об акционерных обществах»
  • в отношении банков, их групп и холдингов — ст. 42 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и др.
  • специализированных застройщиков — п. 5 ст. 3 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве»

Т.е. бухгалтерская отчетность компании подлежит обязательному аудиту при наличии любого основания, предусмотренного законодательством Российской Федерации, даже если непосредственно в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» такой субъект не поименован среди обязанных проводить аудит.

Таким образом, если компания имеет организационную форму АО или является специализированным застройщиком, она обязана проводить аудит, даже если относится к субъектам малого предпринимательства и у нее не выполняются критерии для проведения обязательного аудита по доходам или валюте баланса (см. Информационное сообщение Минфина РФ от 11 января 2021 г. № ИС-аудит-37).

Налоговая отчетность НКО

При общей системе налогообложения нужно сдать в ИФНС следующие документы.

Во-первых, декларацию по НДС. Она сдается в электронном виде один раз в квартал, не позднее 25 апреля, 25 июля, 25 октября и 25 января (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Во-вторых, декларацию по налогу на прибыль. Ее заполняют по итогам квартала, полугодия, 9-ти месяцев и года и сдают не позднее 28 апреля, 28 июля, 28 октября и 28 марта (те, кто делают авансовые платежи исходя из фактической прибыли — не позднее 28-го числа каждого месяца; ст. 289 НК РФ).

Если у НКО есть недвижимость, нужно заполнить декларацию по налогу на имущество организаций и сдать не позднее 30 марта (п. 3 ст. 386 НК РФ).

Некоммерческие организации, в которых есть сотрудники, заполняют расчет 6-НДФЛ по итогам квартала, полугодия, 9-ти месяцев и года. В годовую форму включают справки о доходах на каждого сотрудника. Сроки сдачи — не позднее 30 апреля, 31 июля, 31 октября и 1 марта (п. 2 ст. 230 НК РФ; см. «6‑НДФЛ: как заполнить и сдать расчет»).

Также НКО с наемными работниками сдают в ИФНС расчет по страховым взносам. Его составляют по окончании квартала, полугодия, 9-ти месяцев и года. Сроки сдачи — не позднее 30 апреля, 30 июля, 30 октября и 30 января (п. 7 ст. 431 НК РФ).

Заполнить, проверить и сдать расчет по страховым взносам через интернет

Отчетность НКО на УСН

В общем случае «упрощенщики» не сдают декларации по налогу на прибыль и по НДС.

Отчитываться по налогу на добавленную стоимость необходимо тем, кто является налоговым агентом по НДС (например, арендует муниципальное имущество).

При этом НКО на УСН обязаны отчитаться по единому «упрощенному» налогу. Соответствующую декларацию по итогам года нужно отправить в ИФНС не позднее 31 марта следующего года (подп. 1 п. 1 ст. 346.23 НК РФ).

Некоммерческие организации с наемным персоналом сдают расчеты 6-НДФЛ и РСВ в те же сроки, что и компании на общей системе налогообложения.

Отчетность АНО на УСН

Автономная некоммерческая организация — это не имеющая членства НКО, созданная в целях предоставления услуг в сфере культуры, образования, здравоохранения, права, науки и проч. Ее учреждают граждане или компании на основе добровольных имущественных взносов, либо преобразуют из юрлица другой организационно-правовой формы. Особенностям АНО посвящена статья 10 Закона № 7-ФЗ.

Что касается отчетности такой НКО, то она такая же, как у всех некоммерческих организаций. Набор форм зависит от того, какую налоговую систему — основную или упрощенную — применяет компания.

Запросить в ИФНС акт сверки по налогам через интернет

Обязаны ли акционерные общества проводить обязательный аудит за 2022 год?

До 2022 года все АО, вне зависимости от вида, объема прибыли, количества акционеров и других факторов, в т.ч. субъекты малого предпринимательства должны были проходить процедуру обязательного аудита.

Но с 1 января 2023 года вступают в силу важные изменения, касающиеся обязанности проведения аудита в непубличных акционерных обществах. Согласно Федеральным законам от 16 апреля 2022 г. N 99-ФЗ «О внесении изменений в статью 67.1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и N 114-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» с 1 января 2023 года и соответственно с отчетности за 2022 год, останется обязательный аудит для публичных акционерных обществ, а непубличные АО (далее — НАО) должны будут провести аудит, только если такие требования установлены в Законе № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудиторской деятельности) или других федеральных законах.

Например, для НАО аудит останется обязательным, если:

  • доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности составляет более 800 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей (пп. а,б п. 4 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности);
  • ценные бумаги НАО допущены к организованным торгам;
  • акции НАО находятся в собственности РФ, субъекта РФ и (или) муниципального образования;
  • если НАО является профессиональным участником рынка ценных бумаг или ценные бумаги общества допущены к организованным торгам (пп.1, 2 п.1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности);
  • если обязательный аудит отчетности АО, созданных в форме непубличного акционерного общества, предусмотрен другими федеральными законами (касается кредитных, страховых и микрофинансовых организаций, застройщиков).

Федеральным законом от 16.04.2022 N 114-ФЗ (вступающим в силу с 1 января 2023 года) статья 54 Закона об акционерных обществах была дополнена пунктом 3, согласно которому даже при отсутствии обязанности по проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности совет директоров непубличного АО все равно вправе принять решение о подобной проверке. Если такое решение вынесено, в повестку дня годового общего собрания акционеров включается вопрос о назначении аудиторской организации (индивидуального аудитора) общества.

Как следует из разъяснений Банка России (размещены на «Официальном сайте Банка России www.cbr.ru»), так как изменения в статью 67.1 части первой Гражданского кодекса РФ” и Закон об акционерных обществах были внесены в апреле 2022 года и вступают в силу только с 1 января 2023 года, а общие собрания акционеров АО проводились в периоде с апреля по июнь 2022 года, в соответствии с п. 1 ст. 47, п. 2 ст. 54 Закона об акционерных обществах (действующей в 2022 году), то не смотря на изменение законодательства, вопрос об утверждении аудитора общества должен быть включен в повестку дня годового общего собрания акционеров, проводимого в 2022 году, в том числе в непубличном акционерном обществе, в отношении которого с 2023 года исключаются требования по обязательному проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

То есть, даже если НАО в соответствии с новым порядком не подлежит обязательному аудиту, по желанию акционеров или решению руководства организации может быть принято решение о проведении инициативного аудита.

Акционерные общества, подлежащие обязательному аудиту, должны ежегодно предоставлять независимое аудиторское заключение в налоговые органы.

АО обязаны привлекать для проведения аудита независимую аудиторскую организацию в соответствии с п. 3 ст. 88 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ. В этом же Федеральном законе регулируется, что утверждение аудиторской организации происходит путем общего собрания акционеров, а решение по размеру оплаты аудиторских услуг принимается советом директоров АО (п. 2 ст. 86).

Провести обязательный финансовый (бухгалтерский) аудит, выдать аудиторское заключение для акционерного общества может исключительно аудиторская организация, а не частный аудитор.

На инициативный аудит в НАО может быть привлечена как аудиторская организация, так и индивидуальный аудитор (п. 3.1 ст. 88 Закона об акционерных обществах, в ред. действующей с 01.01.2023 г.)
При этом аудиторская компания, индивидуальный аудитор могут предоставлять услуги АО только в том случае, если имеют членство в СРО. С 2020 года Ассоциация «Содружество» (СРО ААС) — это единственная СРО аудиторов, которой удалось выполнить требования законодательства. А значит, аудиторская компания (индивидуальный аудитор), проводящая проверку АО, должна быть членом этой СРО.

Нормативно-правовое обеспечение

  • Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
  • Федеральный закон от 28 ноября 2018 года № 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете»
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2020 № 35 «Об освобождении организаций от представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности»
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2019 № 811 «О случаях, размере и порядке взимания платы за предоставление информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности»
  • Постановление Правительства РФ от 18.03.2022 № 395 (о временном ограничении доступа к сведениям на ГИР БО)
  • Постановление Правительства РФ от 16.09.2022 № 1624 «О порядке ограничения и возобновления доступа к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации»
  • Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (зарегистрирован Минюстом России 02.08.2010)
  • Приказ Минфина России от 19.04.2019 № 61н «О внесении изменений в приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (зарегистрирован Минюстом России 20.05.2019)

Отчеты НКО в Минюст РФ

Большинство НКО сдают два отчета (бланки утв. приказом Минюста от 30.09.21 № 185). Первый — о деятельности и о персональном составе руководящих органов и работников (форма № ОН0001). Второй — о целях расходования денежных средств и использования иного имущества (форма № ОН0002). Срок сдачи — не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В определенной ситуации допустимо ограничиться заявлением и информацией о продолжении своей деятельности (их заполняют в произвольной форме и сдают не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным). Это возможно при одновременном выполнении условий:

  • учредителями НКО не являются иностранные граждане и (или) компании, либо лица без гражданства;
  • в течение года от иностранных источников не поступало имущество или деньги;
  • сумма полученных в течение года денежных средств и имущества не превысила 3 млн руб.

Получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи через час

Для отдельных категорий НКО предусмотрены свои бланки (см. табл.).

Какие отчеты сдают в Минюст отдельные категории НКО

По общему правилу указанные отчеты (либо информацию о продолжении деятельности) нужно не только загрузить на портал Минюста, но и опубликовать в интернете или СМИ. Однако, сейчас действие данной нормы приостановлено вплоть до 1 января 2025 года (ст. 3 Федерального закона от 14.07.22 № 326-ФЗ).

Плюс к этому благотворительные организации ежегодно сдают в Минюст России еще один отчет. Его форма не разработана. Но в пункте 2 статьи 19 Федерального закона от 11.08.95 № 135-ФЗ перечислены сведения, которые нужно в него включить. Это данные о финансово-хозяйственной деятельности, составе и содержании благотворительных программ и проч. Срок сдачи такой же, как для бухгалтерского баланса: не позднее 31 марта следующего года. Отчет необходимо не только сдать в Минюст, но и разместить в открытом доступе.

Узнать, сколько налогов заплатил контрагент и проверить его финансовое состояние можно в сервисе «Контур.Фокус»

Подключиться к сервису

Исключение из правил

Ранее мы сказали, что акционерное общество обязано раскрывать годовую отчетность в установленные сроки (ст. 92 ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ, гл. 58 раздел VIII «Раскрытие годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества» Положения Банка России от 27.03.2020 № 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (зарегистрировано в Минюсте России 24.04.2020 № 58203). Под АО мы понимаем:

  • публичное АО;
  • непубличное АО, публично разместившее ценные бумаги, даже с числом акционеров менее 50-ти;
  • непубличное АО с числом акционеров более 50.

А вот для непубличных АО с числом акционеров 50 и менее, которые не осуществляют и ранее не осуществляли публичного размещения ценных бумаг, Банк России Письмом от 25.11.2015 № 06-52/10054 сообщил, что ФЗ «Об акционерных обществах» в редакции № 210-ФЗ не обязывает раскрывать ежегодную финансовую отчетность.

Интересно, что освобождение НАО от раскрытия финансово-хозяйственной деятельности не освобождает те же самые организации от ежегодной обязательной аудиторской проверки и представления аудиторского заключения, если они подлежат аудиту на основании требований Закона об аудиторской деятельности или иных федеральных законов.

В соответствии с п. 3.1 ст. 88 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2023 г.) НАО, в случае наличия обязанности по проведению аудита, привлекают для ежегодного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторскую организацию, не связанную имущественными интересами с обществом или его акционерами. Поэтому НАО, не обязанные раскрывать бухгалтерскую отчетность вместе с аудиторским заключением, должны провести обязательный аудит до проведения годового собрания акционеров — не позднее 30 июня (п.1 ст. 47 и пп.11 п.1 ст. 48 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ).

Сроки предоставления отчетности

Федеральным законом от 26.07.2019 № 247-фз «о внесении изменений в федеральный закон “о бухгалтерском учете” и отдельные законодательные акты российской федерации в части регулирования бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы» конкретизированы положения о порядке и сроках исправления ошибок в представленной бухгалтерской отчетности

Куда и в каком виде АО необходимо предоставлять аудиторское заключение?

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность вместе с аудиторским заключением должны быть представлены в ФНС России через операторов электронного документооборота.

Финансовая отчетность АО по итогам года будет пополнять Государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности ФНС.

Обязательный экземпляр отчетности представляется в ФНС экономическим субъектом в виде электронного документа не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в виде электронного документа вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом, если иное не предусмотрено другими федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Параллельно данные аудиторского заключения необходимо размещать и в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (Федресурс).

Сведения об отчетности организаций и результатах ее обязательного аудита подлежат внесению в Федресурс, когда федеральным законом установлена обязанность по раскрытию такой информации в СМИ. Данное требование не действует в отношении сведений, составляющих государственную тайну, а также в иных случаях, установленных федеральными законами (пп. «л.2» п. 7 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Обязательными сведениями о бухгалтерской (финансовой) отчетности (консолидированной финансовой отчетности) являются:

  • период, за который составлена отчетность,
  • дата, по состоянию на которую составлена отчетность,
  • дата составления отчетности,
  • дата утверждения отчетности, если федеральными законами и (или) учредительными документами юридического лица предусмотрено ее утверждение,
  • дата представления отчетности в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее по тексту — ГИРБО),
  • адрес страницы (сайта) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», используемый для раскрытия отчетности и дата ее раскрытия.

Обязательными сведениями о результатах аудита отчетности являются наименование аудиторской организации, ее ИНН и ОГРН, а также дата аудиторского заключения. В случае, если аудиторское заключение об отчетности не подлежит представлению в ГИРБО, дополнительно в Федресурс вносится мнение аудиторской организации о достоверности отчетности с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на ее достоверность.

ПУБЛИКАЦИЯ ГОДОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ И АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Почему лучше пройти обязательную проверку перед сдачей годовой отчетности в налоговую?

Годовая бухгалтерская отчетность и аудиторское заключение необходимо предоставлять акционерам. Не позднее чем за 20 дней до даты проведения общего собрания акционеров аудиторское зпаключение должно быть представлено любому акционеру по месту нахождения акционерного общество или размещено в интернете, если это предусмотрено уставом или внутренним порядком (п. 3 ст. 52 Федеральногo законa от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ).

Cтатья 92 Закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ обязывает все акционерные общества проводить обязательный аудит годовой отчетности, и бухгалтерскую отчетность вместе с аудиторским заключением  опубликовать в интернете  (п.71 Положения Банка РФ от 30.12.2014 г. N 454-П). Акционерные общества для этого используют специализированные сайты, на которых распространяется информация по рынку ценных и иных бумаг (смотрите п. 2.5 Положения Банка РФ от 30 декабря 2014 г.).

Размещать информацию в интернете необходиимо у аккредитованных агентств (Положение Банка России от 13 октября 2014 г. N 435-П). Такими агентствами являются Система комплексного раскрытия информации и новостей (https://skrin.ru/),  ИНТРЕФАКС  (https://www.e-disclosure.ru/).

За нарушения сроков и порядка раскрытия информации акционерное общество и должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ст.15.19 КоАП РФ.

В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности  осуществляется в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии со статьей 92 Федерального закона “Об акционерных обществах” открытое акционерное общество обязано раскрывать годовую бухгалтерскую отчетность. Обязательное раскрытие осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В соответствии со статьей 49 Федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью” в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общество обязано ежегодно публиковать годовые бухгалтерские балансы.

При этом согласно части 10 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ в случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением.

Когда должно быть готово аудиторское заключение АО?

Акционерные общества должны раскрывать бухгалтерскую отчетность вместе с аудиторским заключением. Это общее правило обозначено в пункте 58.2 Положения Банка России от 27.03.2020 № 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (зарегистрировано в Минюсте России 24.04.2020 № 58203).

Крайний срок раскрытия бухгалтерской отчетности, т.е. ее опубликования на странице в сети Интернет — не позднее 3 дней, следующих за датой составления аудиторского заключения о ней, но не позднее 120 дней после даты окончания отчетного года.

То есть, АО, которое должно раскрывать бухгалтерскую отчетность за 2022 год, следует провести аудит и получить аудиторское заключение до 30 апреля 2023 года.

Чем грозит АО непредставление заключения об обязательном аудите?

Ответственность в случае непредставления аудиторского заключения, а также реальные кейсы описаны в материале «Ответственность за непроведение обязательного аудита».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *