Содержание
Как разместить аудиторское заключение на федресурсе
Подборка наиболее важных документов по запросу Как разместить аудиторское заключение на федресурсе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ(ред. от 28.12.2022)”О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”(с изм. и доп., вступ. в силу с 03.02.2023)л.2) сведения о бухгалтерской (финансовой) отчетности и консолидированной финансовой отчетности (при наличии) в случаях, если федеральным законом установлена обязанность по раскрытию такой отчетности в средствах массовой информации, с указанием периода, за который составлена бухгалтерская (финансовая) отчетность (консолидированная финансовая отчетность), и даты, по состоянию на которую составлена указанная отчетность, даты составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (консолидированной финансовой отчетности), даты утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности, если федеральными законами и (или) учредительными документами юридического лица предусмотрено ее утверждение, даты представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренный статьей 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности), адреса страницы (сайта) в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, используемого для раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности (консолидированной финансовой отчетности (при наличии) и даты ее раскрытия, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности (консолидированной финансовой отчетности), подлежащей обязательному аудиту, с указанием наименования аудиторской организации или фамилии, имени, отчества (при наличии) индивидуального аудитора и идентифицирующих аудиторскую организацию (индивидуального аудитора) данных (идентификационного номера налогоплательщика, основного государственного регистрационного номера), даты аудиторского заключения, а в случае, если указанная отчетность и аудиторское заключение о ней не подлежат представлению в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, с указанием мнения аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности этой отчетности и обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на ее достоверность, за исключением случаев, если указанные сведения составляют государственную или коммерческую тайну, а также иных случаев, установленных федеральными законами;
Документ
Федеральный закон от 30.12.2021 № 435-ФЗ
Комментарий
Федеральный закон от 30.12.2021 № 435-ФЗ внес изменения:
Все изменения касаются представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней, а также включения сведений в Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО).
Напомним, что с 1 января 2020 года (т. е. с отчетности за 2019 год) организациям не нужно представлять экземпляр годовой бухгалтерской отчетности в органы государственной статистики. Исключение составляют организации, чья отчетность содержит сведения, отнесенные к государственной тайне, а также случаи, установленные Правительством РФ. С этой же даты ФНС России формирует Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО), который наряду с информацией об отчетности содержит данные аудиторских заключений по организациям, которые подлежат обязательному аудиту. Годовая бухгалтерская отчетность представляется в налоговый орган не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, аудиторское заключение представляется вместе с ней либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом. Если бухгалтерская отчетность представлена с ошибками, экземпляр исправленной отчетности представляется в налоговый орган не позднее чем через 10 рабочих дней после внесения в нее изменений либо ее утверждения. Такие правила были установлены ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”.
С отчетности за 2021 год меняются правила представления исправленной бухгалтерской (финансовой) отчетности, ранее представленной в ГИРБО с ошибками. Теперь она должна быть представлена не позднее 31 июля года, следующего за отчетным годом. А если отчетность утверждена позже, то не позднее 10 рабочих дней после ее утверждения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (п. 2 ст. 1 Закона № 435-ФЗ).
Правительству РФ предоставлено право определять случаи, когда доступ к информации, содержащейся в ГИРБО, может быть ограничен, порядок ограничения и возобновления такого доступа (п. 5 ст. 1 Закона № 435-ФЗ). Информация, доступ к которой ограничен, может быть предоставлена исключительно государственным органам, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам и ЦБ РФ. Положение применяется к отчетности, включенной в ГИРБО, за 2019 год и следующие отчетные периоды.
Также отменено требование о размещении в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц информации о результатах обязательного аудита годовой бухгалтерской отчетности, если отчетность и аудиторское заключение о ней содержатся в ГИРБО (ст. 2, ст. 3 Закона № 435-ФЗ). При этом сведения об аудиторской проверке (наименование аудиторской организации или Ф. И. О. индивидуального аудитора, идентифицирующие их данные, дата аудиторского заключения) предоставлять в ЕФРСФДЮЛ по-прежнему нужно. Обязательному внесению в Единый федеральный реестр сведений подлежат и сведения о консолидированной финансовой отчетности при ее наличии, если она подлежит раскрытию в средствах массовой информации (ранее в пп. “л.2” п. 7.1 Закона № 129-ФЗ консолидированная отчетность не упоминалась) (ст. 2 Закона № 435-ФЗ).
С 2023 года (т. е. с отчетности за 2022 год) Правительство РФ утратит полномочия по установлению случаев, в которых организации освобождаются от представления обязательного экземпляра отчетности в ГИРБО (п. 1 ст. 1 Закона № 435-ФЗ).
Напомним, что годовая бухгалтерская отчетность на момент ее представления в налоговый орган для формирования ГИРБО может быть не утверждена, поскольку срок представления годовой отчетности – не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, а годовые собрания по ее утверждению могут проводиться позже – не позднее четырех месяцев для ООО и шести месяцев для АО после окончания отчетного года (ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, ст. 34 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ, ст. 47 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ).
Внесение изменений в утвержденную бухгалтерскую отчетность не допускается (ч. 9 ст. 13 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Кто публикует бухгалтерскую отчетность
распечатать Изменения для бухгалтера с 2023 года
Некоторые фирмы обязаны публиковать свою годовую бухгалтерскую отчетность в средствах массовой информации. Опубликование отчетности осуществляется в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами.
К ним, в частности, относятся:
- открытые акционерные общества;
- банки и другие кредитные организации;
- страховые организации;
- общества с ограниченной ответственностью, осуществляющие публичное размещение облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг.
Согласно информации Минфина России № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”» публиковать бухгалтерскую (финансовую) отчетность необходимо в случаях, которые установлены федеральными законами. Например:
а) в соответствии со статьей 92 Федерального закона «Об акционерных обществах» акционерное общество обязано раскрывать годовую бухгалтерскую отчетность. Это требование касается и закрытых акционерных обществ, если они публично размещают облигации или иные ценные бумаги. Обязательное раскрытие осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены Банком России.
Если общество не имеет обязанности раскрывать ежеквартальный отчет, то сроки раскрытия годовой бухгалтерской отчетности таковы:
- не позднее двух дней с даты истечения срока представления отчетности;
- если отчетность составлена до истечения срока представления отчетности, то не позднее двух дней с даты ее составления;
- если годовая отчетность общества подлежит обязательному аудиту, то до двух дней с даты составления аудиторского заключения (п. 8.1 приказа ФСФР РФ от 4 октября 2011 г. № 11-46/пз-н).
Раскрытие годовой бухгалтерской отчетности обществом осуществляется путем публикования информации на странице в сети Интернет, предоставленной распространителем информации на рынке ценных бумаг, в формате, соответствующем требованиям федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (п. 1.7 приказа ФСФР РФ № 11-46/пз-н).
Публикация бухгалтерской отчетности в печатных изданиях для акционерных обществ отменена (приказ Минфина России от 5 июня 2014 г. № 45н);
б) в соответствии со статьей 49 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общество обязано ежегодно публиковать годовые бухгалтерские балансы.
В случае опубликования бухгалтерской отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением (п. 10 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
В каких случаях организация должна пройти аудиторскую проверку в обязательном порядке, читайте в бераторе. Установить Бератор для Windows
Организации, обязанные составлять консолидированную финансовую отчетность, также обязаны ее опубликовать. Но такая отчетность составляется в соответствии с МСФО. Эти вопросы регулирует Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 208-ФЗ. В частности, консолидированную отчетность придется составлять фирмам, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (п. 1 ст. 8 Закона № 208-ФЗ).
Составление консолидированной финансовой отчетности не освобождает фирму от необходимости составлять и представлять (а также – в установленных случаях публиковать) бухгалтерскую отчетность, составленную в соответствии с ПБУ.
Если у компании нет законодательно установленной обязанности публиковать свою отчетность, не стоит думать, что отчетность становится недоступной пользователям. Публичность отчетности достигается в том числе и передачей ее в органы статистики (письмо Минфина РФ от 31 октября 2006 г. № 07-05-04/13). Пунктом 5.10 постановления Правительства России от 2 августа 2008 года № 420 «О государственной статистике» на Росстат возложены функции по обеспечению заинтересованных пользователей данными бухгалтерской отчетности компаний, расположенных на территории России.
Как сдать бухгалтерскую отчетность в статистику и что будет, если организация не вовремя сдаст отчетность, читайте в бераторе. Установить Бератор для Windows
Лучшее решение для бухгалтера
Если у Вас есть вопрос – задайте его здесь >>
Как составить отчетность по МСФО
Выбор читателей
(введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 228-ФЗ)
1. Сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц, вносятся в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (далее также – Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц).
(в ред. Федеральных законов от 02.06.2016 N 172-ФЗ, от 12.11.2019 N 377-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством внесения в него сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами.
(в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 172-ФЗ)
Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц, подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 481-ФЗ)
Абзацы четвертый – пятый утратили силу. – Федеральный закон от 27.12.2018 N 514-ФЗ.
Формирование и ведение Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц осуществляются оператором Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Оператор Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц осуществляет доработку программно-аппаратного комплекса Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц, в том числе для обеспечения соответствия функций Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц требованиям законодательства, оптимизации работы указанного реестра, обеспечения безопасности и защиты содержащейся в нем информации.
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 391-ФЗ)
Оператор Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц обеспечивает возможность передачи размещенных в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” открытых и общедоступных сведений, предусмотренных подпунктом “н.1” пункта 7 настоящей статьи, пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 29 октября 1998 года N 164-ФЗ “О финансовой аренде (лизинге)”, а также сведений о купле-продаже с сохранением права собственности за продавцом, внесенных в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в соответствии с подпунктом “п” пункта 7 настоящей статьи, по поисковым запросам, направленным с использованием федеральной государственной информационной системы “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)” с указанием критериев поиска. Критериями поиска являются:
(абзац введен Федеральным законом от 12.11.2019 N 370-ФЗ)
идентификаторы лица или лиц, предоставивших обеспечение, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (для юридических лиц – наименование, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер; для индивидуальных предпринимателей – фамилия, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя; для физических лиц – фамилия, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета);
описание и идентификаторы имущества или обязательства (для имущества – описание, в том числе цифровое, буквенное обозначения или их комбинация, для обязательства – наименование, дата заключения и номер договора или иной сделки, на основании которой или вследствие совершения которой возникает обязательство (при наличии в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц таких сведений);
дата размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.
Лицом, предоставившим обеспечение, в соответствии с подпунктом “н.1” пункта 7 настоящей статьи считается залогодатель, в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 29 октября 1998 года N 164-ФЗ “О финансовой аренде (лизинге)” – лизингополучатель, в отношении сведений о купле-продаже с сохранением права собственности за продавцом – покупатель. Порядок информационного взаимодействия Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и федеральной государственной информационной системы “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)” устанавливается соглашением между оператором Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и оператором федеральной государственной информационной системы “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)”.
Для целей настоящего Федерального закона оператором Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц является юридическое лицо, которое зарегистрировано на территории Российской Федерации, владеет техническими средствами, позволяющими обеспечивать формирование и ведение указанного реестра в электронной форме, и определено по результатам конкурса для осуществления данных функций в порядке и в соответствии с критериями, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)
Порядок проведения конкурса на определение оператора Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и должен обеспечивать возможность участия в таком конкурсе всех лиц, соответствующих критериям, которые установлены этим органом.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 457-ФЗ, от 30.03.2015 N 67-ФЗ)
2.1. Правительство Российской Федерации вправе определить случаи, в которых сведения о юридических лицах, указанные в подпунктах “л.2”, “н.1”, “н.2”, “н.3” и “о” (за исключением сведений, предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, законодательством Российской Федерации о саморегулируемых организациях) пункта 7 настоящей статьи, не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, а также лиц, указанные сведения о которых не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.
Если Правительством Российской Федерации определены случаи и (или) лица, указанные в абзаце первом настоящего пункта, при внесении сведений, указанных в подпунктах “н.1”, “н.3” и “о” пункта 7 настоящей статьи, в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” следующие сведения:
сведения о залогодержателях (в отношении сведений, предусмотренных подпунктом “н.1” пункта 7 настоящей статьи);
сведения о финансовом агенте (в отношении сведений, предусмотренных подпунктом “н.3” пункта 7 настоящей статьи);
сведения о лизингодателе (в отношении сведений, предусмотренных законодательством Российской Федерации о финансовой аренде (лизинге).
Иные предусмотренные абзацами вторым – пятым настоящего пункта сведения вносятся в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц и размещаются в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 27.12.2018 N 514-ФЗ)
2.2. При ограничении доступа к содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц сведениям (документам, содержащим сведения) о юридическом лице (абзац третий пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона) такие сведения не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (размещение таких сведений в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” прекращается не позднее трех рабочих дней с даты получения оператором Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц соответствующих сведений от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц).
(п. 2.2 введен Федеральным законом от 27.12.2018 N 514-ФЗ)
3. Порядок формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц, в том числе порядок формирования этого реестра в электронной форме, порядок и сроки внесения юридическими лицами и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, сведений в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, порядок, срок и плата за их размещение в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, размер которой может увеличиваться не чаще чем один раз в год на индекс роста потребительских цен за прошедший год, вид электронной подписи, используемой для их внесения в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и не должны быть препятствием для быстрого и свободного доступа любого заинтересованного лица к содержащимся в этом реестре сведениям.
4. Ответственность за достоверность и корректность сведений, внесенных в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц и размещенных в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, несет лицо, внесшее соответствующие сведения в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
5. Лицо, осуществляющее в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти внесение сведений в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, подписывает информацию в электронной форме, включающую в себя соответствующие сведения, электронной подписью, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Сведения, внесенные в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи, подписываются квалифицированной электронной подписью нотариуса, совершившего соответствующее нотариальное действие.
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 457-ФЗ)
Сведения, внесенные в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в соответствии с пунктом 8.2 настоящей статьи, подписываются квалифицированной электронной подписью арбитражного управляющего.
(абзац введен Федеральным законом от 12.11.2019 N 377-ФЗ)
6. Размещение в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” сведений, внесенных в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, юридическим лицом, на которого возложена обязанность по внесению соответствующих сведений, осуществляется за плату.
Размещение в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” указанных сведений органами государственной власти, органами местного самоуправления и Банком России осуществляется без взимания платы.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
7. Обязательному внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц подлежат следующие сведения:
а) запись о создании юридического лица (в том числе о создании юридического лица путем реорганизации);
а.1) коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
(пп. “а.1” введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 289-ФЗ)
б) запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации;
в) запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;
г) решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц;
д) запись об исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц или о ликвидации юридического лица;
е) запись о прекращении унитарного предприятия, имущественный комплекс которого продан в порядке приватизации или внесен в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества;
ж) запись об уменьшении или увеличении уставного капитала;
з) запись о назначении или прекращении полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица;
з.1) запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице;
(пп. “з.1” введен Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ)
з.2) сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения;
(пп. “з.2” введен Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ)
и) запись об изменении адреса юридического лица;
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 209-ФЗ)
к) сведения о стоимости чистых активов юридического лица, являющегося акционерным обществом, на последнюю отчетную дату;
л) сведения о стоимости чистых активов юридического лица, являющегося обществом с ограниченной ответственностью, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”;
л.1) сведения о возникновении признаков недостаточности имущества в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);
(пп. “л.1” введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 360-ФЗ)
(пп. “л.2” в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 435-ФЗ)
м) сведения о получении лицензии, приостановлении, возобновлении действия лицензии, переоформлении лицензии, об аннулировании лицензии или о прекращении по иным основаниям действия лицензии на осуществление конкретного вида деятельности (за исключением сведений о лицензиях на осуществление деятельности, связанной с защитой государственной тайны);
(в ред. Федерального закона от 04.11.2022 N 427-ФЗ)
н) сведения о вынесении арбитражным судом определения о введении наблюдения;
С 01.07.2020 оператор ЕФРС обеспечивает возможность размещения в Интернете сведений, указанных в пп. “н.1” – “н.3” п. 7 ст. 7.1, за ежемесячную плату в размере, определенном п. 6 ст. 4 ФЗ от 12.11.2019 N 377-ФЗ.
н.1) сведения об обременении залогом принадлежащего юридическому лицу движимого имущества;
(пп. “н.1” введен Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ)
н.2) сведения о выдаче независимой гарантии, за исключением независимых гарантий, выдаваемых государственной корпорацией развития “ВЭБ.РФ” и кредитными организациями (банковских гарантий), с указанием идентификаторов бенефициара и принципала (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер при их наличии), а также существенных условий данной гарантии;
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2016 N 471-ФЗ, от 29.07.2017 N 226-ФЗ, от 28.11.2018 N 452-ФЗ)
н.3) сведения о заключении клиентом договора финансирования под уступку денежного требования между юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями с указанием даты заключения договора и указанных в подпункте “н.2” настоящего пункта идентификаторов всех сторон договора, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
(пп. “н.3” в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 471-ФЗ)
н.4) сведения о продаже предприятия или передаче его в аренду;
(пп. “н.4” введен Федеральным законом от 12.11.2019 N 377-ФЗ)
н.5) уведомление о ликвидации юридического лица с указанием сведений о принятом решении о ликвидации юридического лица, ликвидационной комиссии (ликвидаторе), описания порядка, сроков и условий для предъявления требований его кредиторами, иных сведений, предусмотренных федеральным законом;
(пп. “н.5” введен Федеральным законом от 12.11.2019 N 377-ФЗ)
н.6) уведомление о реорганизации юридического лица с указанием сведений о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом или продолжающем деятельность в результате реорганизации юридическом лице, форме реорганизации, описания порядка, сроков и условий для предъявления требований его кредиторами, иных сведений, предусмотренных федеральным законом;
(пп. “н.6” введен Федеральным законом от 12.11.2019 N 377-ФЗ)
н.7) уведомление об уменьшении уставного (складочного) капитала юридического лица с указанием способа, порядка и условий уменьшения уставного (складочного) капитала, описания порядка, сроков и условий для предъявления требований его кредиторами, иных сведений, предусмотренных федеральным законом;
(пп. “н.7” введен Федеральным законом от 12.11.2019 N 377-ФЗ)
о) сведения, внесение которых предусмотрено другими федеральными законами;
п) утратил силу. – Федеральный закон от 12.11.2019 N 377-ФЗ.
8. Сведения, указанные в пункте 7 настоящей статьи, а также иные сведения, внесение которых в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц является обязательным, подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц соответствующим лицом, за исключением сведений, внесение которых является обязанностью федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.
(п. 8 в ред. Федерального закона от 12.11.2019 N 377-ФЗ)
8.1. Сведения, подлежащие внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, могут быть внесены в него в порядке, установленном статьей 86 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1.
(п. 8.1 введен Федеральным законом от 12.11.2019 N 377-ФЗ)
8.2. Сведения, подлежащие внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, могут быть внесены в него арбитражным управляющим посредством формирования электронного сообщения путем переноса таких сведений с бумажных носителей, переданных арбитражному управляющему лицом, обязанным в соответствии с настоящей статьей внести такие сведения в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
(п. 8.2 введен Федеральным законом от 12.11.2019 N 377-ФЗ)
8.3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц сведения, указанные в подпунктах “а” – “и” пункта 7 настоящей статьи, а также иные сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
(п. 8.3 введен Федеральным законом от 12.11.2019 N 377-ФЗ)
8.4. Если иное не предусмотрено федеральными законами, при внесении сведений в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц указываются:
а) в отношении физического лица – фамилия, имя и, если имеется, отчество на русском языке, а также буквами латинского алфавита при наличии таких сведений, дата и место рождения, субъект Российской Федерации, в котором проживает лицо (для лица, проживающего на территории Российской Федерации), или страна постоянного проживания (для лица, проживающего на территории иностранного государства), идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);
б) в отношении юридического лица – полное и сокращенное наименование на русском языке, а также буквами латинского алфавита при наличии таких сведений, идентификационный номер налогоплательщика, в отношении юридического лица, зарегистрированного в соответствии с законодательством Российской Федерации, также основной государственный регистрационный номер, иного юридического лица – страна регистрации (за исключением международных организаций, имеющих права юридических лиц) и регистрационный номер (при его наличии).
(п. 8.4 введен Федеральным законом от 12.11.2019 N 377-ФЗ)
9. Сведения, внесение которых в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц является обязанностью уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц не позднее чем в течение пяти рабочих дней после внесения этих сведений в единый государственный реестр юридических лиц.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ)
Сведения, подлежащие внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц лицом, на которого возложена обязанность по опубликованию соответствующих сведений, за исключением сведений, внесение которых в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц является обязанностью уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, подлежат внесению указанным лицом в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в течение трех рабочих дней с даты возникновения соответствующего факта.
Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц, представляются федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, без взимания платы.
10. Оператор Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц отказывает субъекту, осуществляющему внесение сведений, указанных в пункте 7 настоящей статьи, в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, во внесении соответствующих сведений в указанный реестр и (или) в размещении их в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” при наличии следующих оснований:
а) информация в электронной форме, включающая в себя соответствующие сведения, не подписана электронной подписью установленного вида субъекта, осуществляющего внесение сведений в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц;
б) субъект, внесший сведения в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, не произвел оплату размещения в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” сведений, внесенных в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
10.1. Для получения сведений от уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, подлежащих внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, оператор Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц вправе использовать систему межведомственного электронного взаимодействия.
(п. 10.1 введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 391-ФЗ)
11. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также к внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц сведений в отношении индивидуальных предпринимателей.
Регистрирующий орган в отношении индивидуальных предпринимателей включает записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 289-ФЗ)
Сведения, предусмотренные подпунктами “м” – “п” пункта 7 настоящей статьи в отношении индивидуального предпринимателя, и уведомление о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц соответствующим физическим лицом, осуществляющим деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
(п. 11 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 457-ФЗ)
Третьи лица считаются извещенными об установленных правах / ограничениях (при условии однозначной идентификации их объекта) со дня, следующего за днем опубликования в ЕФРС соответствующего сообщения, за исключением случаев, указанных в п. 5 ст. 4 ФЗ от 12.11.2019 N 377-ФЗ.
12. В Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц могут быть внесены следующие сведения:
а) о наличии права на обратный выкуп имущества, в том числе имущественного права, переданного по договору, – стороной договора, предусматривающего право на обратный выкуп;
б) об ограничениях прав по договору – стороной договора, предусматривающего ограничения прав собственника (владельца) вещи;
в) об удержании вещи и условиях прекращения права удержания – стороной, удерживающей вещь;
г) о сохранении права собственности на товар за стороной договора – стороной, имеющей право на сохранение права собственности на товар;
д) о поручительстве – кредитором лица, за которое выдано поручительство;
е) иные сведения, внесенные юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем о себе по своему усмотрению, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации;
ж) иные сведения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
(п. 12 введен Федеральным законом от 12.11.2019 N 377-ФЗ)
13. В случаях, предусмотренных пунктом 12 настоящей статьи, внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц подлежат сведения о сторонах соответствующих договоров, а также о существенных условиях возникновения и прекращения прав и (или) ограничений при условии, если соответствующие права и (или) ограничения возникают в силу договора, за исключением условий, которые в соответствии с договором отнесены к конфиденциальным.
Лицо, включившее в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц сведения, предусмотренные пунктом 12 настоящей статьи, в трехдневный срок вносит сведения о прекращении прав и (или) ограничений, а также об изменении сведений о таких правах и (или) об ограничениях.
(п. 13 введен Федеральным законом от 12.11.2019 N 377-ФЗ)
14. После опубликования сведений о прекращении договора, прав и (или) ограничений, а также в случае истечения сроков, указанных в опубликованных сведениях о договоре, правах и (или) об ограничениях, соответствующие сведения, включая сведения о прекращении договора, прав и (или) ограничений, предоставляются в открытом доступе в течение трех месяцев с даты опубликования сведений о прекращении договора, прав и (или) ограничений или истечения сроков, указанных в опубликованных сведениях о договоре, правах и (или) об ограничениях.
(п. 14 введен Федеральным законом от 12.11.2019 N 377-ФЗ)
15. По заявлению лица, указанного в опубликованных сведениях, либо его представителя или иного лица в отношении соответствующих сведений оператор Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц выдает выписку из Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.
О сведениях, утративших силу в связи с опубликованием сведений об аннулировании или о прекращении соответствующих прав и (или) ограничений, в выписке делается запись об утрате ими силы.
Заявление о выдаче выписки может быть направлено оператору Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц в электронной форме с использованием программных средств Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Выписка из Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц может быть изготовлена по просьбе лица, указанного во внесенных сведениях, или иного лица в форме электронного документа, подписана усиленной квалифицированной электронной подписью оператора Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и направлена заявителю по указанному им адресу электронной почты.
(п. 15 введен Федеральным законом от 12.11.2019 N 377-ФЗ)
Бухгалтерская отчетность ООО мало чем отличается от отчетности лиц, имеющих другие организационно-правовые формы. Однако требования к составу, заполнению и опубликованию бухгалтерской отчетности ООО имеют некоторые особенности даже для самих ООО, о чем и пойдет речь в нашем материале.
Состав бухгалтерской отчетности ООО
Согласно ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность ООО включает:
- бухгалтерский баланс;
- отчет о финансовых результатах;
- приложения: отчеты об изменении капитала, движении денежных средств, целевом использовании средств; пояснения.
ВАЖНО! В 2022 году применяются бланки бухгалтерской отчетности в редакции, утвержденной приказом Минфина от 19.04.2019 № 61н.
- отменена единица измерения “млн.руб.”, а все показатели необходимо указывать в тысячах рублей;
- в балансе необходимо указать наименование и реквизиты аудиторской компании или ИП;
- в отчете о финансовых результатах измеенен / исключен ряд строк;
- в некоторых формулярах исправлен ОКУД.
При этом следует отметить, что в состав обязательных отчетов может входить аудиторское заключение. Для того чтобы ООО провело обязательный аудит, необходимо выполнение одного из условий (ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ):
- превышение объема выручки от реализации 400 млн руб. за год, предшествующий отчетному;
- превышение показателя активов бухбаланса на конец предыдущего года 60 млн руб.;
- профессиональное участие в рынке ценных бумаг;
- выполнение страховой деятельности;
- прочие условия, поименованные в п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ.
Составление бухгалтерской отчетности ООО малыми предприятиями должно сопровождаться заполнением следующих форм:
- бухгалтерского баланса без детализации показателей;
- отчета о финансовых результатах также без детализации.
Указанные формы приведены на примере отчетности упрощенца, в статье «Ведение бухгалтерии ООО на УСН: сдаем отчетность», в которой еще идет речь об особенностях организации бухгалтерского учета организации на упрощенке и перечне ее обязательств по налогам и сборам.
Упрощенцы, как и прочие спецрежимники, вправе заполнять упрощенную форму отчетности, если они попадают под критерии малых предприятий. При этом отнесение лица к малому предприятию и применение упрощенной формы отчетности должны быть обусловлены следующими факторами (ст. 4 закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07. 2007 № 209-ФЗ):
- среднесписочная численность за отчетный период не более 100 человек;
- выручка не превышает 800 млн руб.;
- прочие условия отражены в ст. 4 Закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07. 2007 № 209-ФЗ.
Отметим, что форматы отчетности установлены приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н. Также бухбаланс представлен в публикации «Заполнение формы 1 бухгалтерского баланса (образец)».
Особенности составления для ООО
Отличительные черты отчетности для ООО:
- 1-я особенность связана с организационно-правовой формой. ООО, в отличие от АО, при заполнении бухбаланса в строке 1320 «Собственные акции, выкупленные у акционеров» раздела III «Капитал и резервы» проставляет 0 в связи с тем, что акциями такие организации не располагают. Помимо этого, ООО, которое не размещает облигации и не выполняет прочие операции с ценными бумагами, не обязано публиковать свою отчетность, в отличие от акционерных обществ.
- 2-я особенность, как уже было отмечено, связана со способом организации учета. Так, организации при выполнении условий отнесения к малым предприятиям имеют право заполнять упрощенную форму отчетности. Это не является для них обязанностью, и такое ООО при желании раскрытия каких-либо показателей может воспользоваться стандартными формами отчетных документов. Важно отметить, что в сокращенных формах бухбаланса или отчете о финрезультатах не допускается внесение дополнительных расшифровок и пояснений. Так, например, в упрощенном отчете о финрезультатах невозможно показать группировку коммерческих или управленческих расходов.
- 3-я особенность, которая влияет на заполнение бухгалтерской отчетности ООО, связана с видом деятельности, которой оно занимается. Например, если организация занимается производством, то при заполнении баланса очень важно корректно отразить строку баланса 1210 «Запасы», в которой необходимо правильно показать данные о незавершенном производстве, т. к. некорректные данные по этой строке могут привести к неверному заполнению всего баланса.
ВНИМАНИЕ! Запасы с 2021 года нужно учитывать по-новым правилам из ФСБУ 5/2019 «Запасы».
Как учитывать незавершенное производство по правилам ФСБУ 5/2019, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
О том, на что необходимо обратить внимание при заполнении бухотчетности с производственной деятельностью, см. в статье «Основное производство в бухгалтерском балансе (нюансы)».
Кроме того, особенности могут быть обусловлены для ООО, в которых осуществляется НИОКР, таким организациям важно правильно собрать затраты на такие научные исследования со сч. 04 «Нематериальные активы».
Сроки представления отчетности ООО
В настоящее время государство требует представлять баланс только 1 раз в год: в любой подходящий день с 1 по 31 марта. Такие сроки сдачи бухгалтерского баланса указаны и в бухгалтерском (п. 2 ст. 18 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ), и в налоговом (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ) законодательстве.
Баланс для собственников и иных заинтересованных лиц можно представлять с любой другой периодичностью (п. 4 ст. 13 закона № 402-ФЗ). Налоговикам такую отчетность передавать не требуется.
Специальные сроки сдачи законодательство предусматривает, если отчетный период сокращен из-за ликвидации или регистрации ООО в течение отчетного года.
О нововведениях в порядке сдачи бухотчетности с 2020 года мы рассказывали здесь.
Ответственность за непредставление бухгалтерской отчетности
За непредставление бухотчетности или позднее ее представление предусмотрен штраф в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ — 200 руб. за каждый документ и по ст. 15.6 КоАП — от 300 до 500 руб. на должностных лиц.
Напоминим, что с 01.01.2020 обязанность сдавать бухотчетность в статистику отменена. Отчетность подается только в налоговый орган. Однако из этого правила есть исключения. Так, в Росстат бухотчетность нужно представлять в случаях:
- когда отчетность содержит гостайну;
- которые определены Правительством РФ в постановлении от 22.01.2020 № 35.
При непредставлении в установленных случаях бухотчетности в Росстат для должностных лиц предусмотрена санкция в размере от 3 000 до 5 000 руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).
Итоги
Как можно было увидеть из материала, составление бухотчетности ООО имеет некоторые нюансы, начиная от определения обязательных форм и заканчивая правильностью составления отчетов. При этом во избежание ответственности со стороны контролирующих органов важно соблюсти и сроки представления отчетности.
Под чистыми активами понимают реальную стоимость имущества, которое есть у компании, за вычетом долгов. Простыми словами, разница между активами и обязательствами, те средства, которые останутся после расчета со всеми кредиторами. Стоимость чистых активов — важный показатель стабильности финансово-хозяйственной деятельности, поэтому он должен раскрываться в официальных открытых реестрах, в частности на Федресурсе. Для кого это обязательно? В какие сроки и как нужно публиковать сведения о чистых активах на Федресурсе? Отвечаем на наиболее важные вопросы, которые помогут вам избежать штрафов и других санкций.
Основания для публикации стоимости чистых активов на Федресурсе
Обязанность по публикации сведений о чистых активах на Федресурсе закреплена в пп. «к» и «л» п. 7 ст. 7.1 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В соответствии с ранними редакциями документа такая информация должна была раскрываться в специализированных открытых СМИ для обеспечения доступа к ней всем заинтересованным лицам. С появлением Федресурса, который начал работу 1 января 2013 г., данные стали размещаться на его официальном сайте fedresurs.ru.
Кто обязан публиковать сведения о чистых активах
Подавать на Федресурс сведения о чистых активах обязаны все юридические лица акционерных обществ, в частности ОАО, АО, ЗАО, ПАО. Еще требование распространяется на ООО, если те публично размещают облигации или иные эмиссионные ценные бумаги. В противном случае ООО не должны подавать информацию о чистых активах на Федресурс.
Есть ли сроки для публикации чистых активов
Стоимость чистых активов на Федресурсе необходимо публиковать не позднее 3 рабочих дней после ее расчета (выходные и праздники не учитываются). Большинство юридических лиц производят такой расчет раз в год в рамках подготовки бухгалтерской отчетности. При публичном статусе и количестве акционеров более 500 информацию о чистых активах нужно раскрывать чаще — ежеквартально (4 раза в год), но при этом сроки остаются теми же, т. е. нужно опубликовать сведения в течение 3 рабочих дней с даты расчета.
С чем можно столкнуться, если не опубликовать сведения о чистых активах
За неразмещение или несоблюдение сроков при публикации информации о чистых активах на Федресурсе предусмотрена административная ответственность, установленная ч. 6-8 КоАП РФ, которая действует и при отсутствии других сообщений: об аудиторском заключении, ликвидации, реорганизации и пр. В зависимости от того, было ли нарушение совершено впервые или повторно и какие последствия повлекло, могут быть наложены следующие санкции:
- вынесение предупреждения;
- штраф в размере 5000 руб. за несвоевременное представление сведений;
- штраф 5000-10000 руб. за непредставление или размещение недостоверной информации;
- штраф 10000-50000 руб. или дисквалификация на срок 1-3 года при повторном нарушении.
Как быстро разместить сведения о чистых активах на Федресурсе
Сведения о стоимости чистых активов публикуются на Федресурсе в виде сообщения. В его тексте должна быть информация о публикаторе (название и ИНН организации), дата составления отчета, сумма в рублях.
Для размещения на Федресурсе нужна квалифицированная электронная подпись, которую можно получить в одном из удостоверяющих центров. Их список представлен в разделе «Помощь» на официальном сайте Единого федерального реестра о фактах деятельности юрлиц.
Важно знать! Кроме ЭП потребуется криптопровайдер — программа для взаимодействия электронной подписи и браузера, утилита «Федресурс. Плагин ЭП», а иногда расширение Blitz Smart Card Plugin. Полую информацию о скачивании и установке перечисленного ПО можно тоже найти в разделе «Помощь» на сайте реестра.
Гораздо проще и быстрее онлайн-размещение чистых активов на Федресурсе. Воспользовавшись нашими услугами, вы сможете опубликовать информацию без выпуска электронной подписи и установки на компьютер дополнительного ПО. Вам не придется составлять текст сообщения и решать другие вопросы, связанные с публикацией. Услуга предоставляется полностью удаленно, на основании двух документов: фото руководителя с паспортом в руках и скана либо фото подписанного заявления.
В зависимости от тарифа ваше сообщение будет опубликовано в течение рабочего дня или 2 часов. По результатам вы получите ссылку на уведомление, которая будет отправлена электронным письмом на ваш email. По итогам публикации стоимости чистых активов вам останется оплатить услугу, на что предоставляется 3 дня. Заявку можно оставить на сайте или написав нам в онлайн-чате, где вам быстро ответит специалист, который проконсультирует по возникшим вопросам.