Об онлайн-школе Правовой лекториум

Содержание

Отдел контроля налоговых органов

↑К началу страницы

Павлова Оксана Егоровна

Организация работ по проведению  проверок внутреннего аудита нижестоящих налоговых органов,  проведения проверок внутреннего финансового аудита.

Организация работ по осуществлению контроля за выполнением мероприятий по устранению нижестоящими налоговыми органами, нарушений, выявленных проверками внутреннего аудита.

Организация работы коллегии Управления, оперативных (аппаратных, тематических) и совместных (тематических) совещаний у руководителя Управления в соответствии с утверждённым регламентом.

Осуществление текущего контроля исполнения протоколов, приказов и распоряжений по итогам коллегии, совещаний у руководителя Управления, планов работы и иных документов, входящих в компетенцию Отдела.

Отдел налогообложения юридических лиц

Королева Ольга Николаевна

+7 (3812) 35-94-28

Методологическое обеспечение организации работы подведомственных инспекций по вопросам осуществления контроля за соблюдением законодательства следующих налогов:- налога на добавленную стоимость;- акцизов на подакцизные товары;- налога на прибыль;- налога на добычу полезных ископаемых;- водного налога;- сборов за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;- регулярные платежи за пользование недрами;

Методологическое обеспечение организации работы подведомственных инспекций  по вопросам налогообложения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы:- для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);- упрощенная  система налогообложения;- в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;- патентная система налогообложения.

Методологическое обеспечение организации работы инспекций по вопросам ведения налогового учета в российских организациях и в иностранных организациях, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации.

Осуществление контроля качества налогового администрирования.

Мониторинг и системный анализ сведений о налоговой базе и структуре начислений по налогам, а также при применении специальных налоговых режимов.

Информирование налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов по указанным в настоящем разделе вопросам, а также разъяснение порядка заполнения форм налоговых деклараций (расчетов).

Отдел налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов

Кочкина Елена Владимировна

+7 (3812) 35-94-46

Методологическое обеспечение работы инспекций ФНС России по Центральному административному округу г. Омска, Межрайонных инспекций ФНС России по Омской области по вопросам осуществления контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах по:

– налогу на доходы физических лиц;

– государственной пошлине, администрируемой налоговыми органами;

– страховым взносам, администрируемым налоговыми органами.

Мониторинг и системный анализ сведений о налоговой базе по налогу на доходы физических лиц, базе для исчисления страховых взносов.

Информирование налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков страховых взносов по вопросам, отнесенным к компетенции отдела.

Анализ показателей налоговой отчетности по налогу на доходы физических лиц, страховым взносам в рамках компетенции отдела и подготовка аналитической информации.

Методологическое обеспечение работы налоговых органов по вопросам предоставления в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации о противодействии коррупции имеющихся сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по запросам руководителей и других должностных лиц федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).

Контрольный отдел

Скипина Татьяна Сергеевна

+7 (3812) 35-29-30

Методологическое обеспечение общих принципов контрольной работы.

Организация контроля комплексных стандартных процедур выездных налоговых проверок, регламентации порядка и форм проведения мероприятий налогового контроля в процессе указанных проверок, оформления и реализации их результатов.

Осуществление контроля комплексных стандартных процедур планирования выездных налоговых проверок, порядка и критериев отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, определения приоритетности категорий налогоплательщиков для включения в планы проведения выездных налоговых проверок.

Осуществление контроля выполнения территориальными налоговыми органами планов выездных налоговых проверок.

Участие, в необходимых случаях, в:- рассмотрении заявлений и жалоб юридических лиц и граждан, связанных с вопросами применения положений действующих законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих процедуры проведения выездных налоговых проверок и иных форм контрольной работы, оформления и реализации их результатов;-судебных разбирательствах по искам, предъявленным налогоплательщиками к налоговым органам, и по искам налоговых органов, предъявленным налогоплательщикам.

Анализ и систематизация применяемых налогоплательщиками форм и способов уклонения от налогообложения, выявляемых при проведении выездных налоговых проверок.

Методологическое и организационное обеспечение взаимодействия налоговых органов с правоохранительными и иными контролирующими органами в сфере деятельности по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых правонарушений при проведении выездных налоговых проверок.

Методологическое обеспечение и координация работы территориальных налоговых органов:- по проведению проверок организаций и индивидуальных предпринимателей по вопросам применения контрольно-кассовой техники (далее – ККТ), применения платежных карт, бланков строгой отчетности, соблюдения порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций; – по осуществлению регистрации ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Осуществление взаимодействия с центрами технического обслуживания ККТ по обеспечению выполнения законодательства о применении контрольно-кассовой техники.

Методологическое и организационное обеспечение работы территориальных налоговых органов по осуществлению государственного надзора в области организации и проведения азартных игр, а также лицензионного контроля за соискателями лицензии и лицензиатами при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Методологическое и организационное обеспечение работы территориальных налоговых органов по контролю за деятельностью по организации и проведению азартных игр, а также за деятельностью по проведению лотерей.

Обеспечение проверок условий  лицензирования деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Методологическое и организационное обеспечение работы территориальных налоговых органов по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями, организация информационного обмена и взаимодействия с органами и агентами валютного контроля, в рамках компетенции Федеральной налоговой Службы РФ.

Участие в аудиторских проверках внутреннего аудита работы территориальных налоговых органов по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела. Осуществление контроля за выполнением мероприятий по устранению выявленных проверками недостатков.

Осуществление дистанционного контроля территориальных налоговых органов по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела.

Организация обучения работников территориальных налоговых органов, совещаний, семинаров, оказание практической помощи территориальным налоговым органам по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела.

Информирование в установленном порядке налогоплательщиков по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела.

Мониторинг, обобщение и анализ результатов контрольной работы.

Отдел регистрации и учета налогоплательщиков

Добротворская Светлана Владиславовна

+7 (3812) 35-95-43

Методологическое, организационное обеспечение и контроль работы по осуществлению государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Методологическое, организационное обеспечение и контроль работы по осуществлению учета юридических и физических лиц, а также иностранных организаций и граждан.

Методологическое, организационное обеспечение и контроль работы по формированию информационных ресурсов: Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП) и Единого государственного реестра налогоплательщиков (далее – ЕГРН).

Методологическое, организационное обеспечение и контроль работы налоговых органов по учету сведений о банковских счетах и по контролю за соблюдением обязанностей по представлению сведений о банковских счетах.

Проведение мероприятий внутреннего аудита нижестоящих налоговых органов по направлениям деятельности Отдела.

Отдел по работе с задолженностью

Губер Евгения Владимировна

+7 (3812) 35-27-26

Основные задачи отдела

Обеспечение поступления обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации посредством применения налоговыми органами комплекса мер принудительного взыскания.

Обеспечение урегулирования задолженности путем осуществления зачета, предоставления отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита, путем реструктуризации задолженности, а также списания задолженности.

Организационно-методическое обеспечение работы налоговых органов по выявлению причин образования задолженности по обязательным платежам, анализу ее динамики и структуры, эффективности мер по урегулированию задолженности, планированию поступлений от урегулирования задолженности.

Хозяйственный отдел

Губер Алексей Владимирович

Осуществление материально-технического, социально-бытового и иного обеспечения деятельности Управления на конкурсной основе.

Осуществление капитального строительства, капитального и текущего ремонта служебных и иных зданий и сооружений, находящихся в ведении Управления, нового строительства, проведение профилактических работ в зданиях инспекций на конкурсной основе.

Обеспечение в установленном порядке транспортом руководства и работников Управления.

Обеспечение средствами телефонной и мобильной связи работников аппарата Управления.

Организация мероприятий материально-технического обеспечения налоговых органов форменной одеждой, автотранспортом, копировально-множительной техникой, конвертовальным оборудованием, полиграфической продукцией, архивным оборудованием и иными материально-техническими средствами, за исключением средств вычислительной техники и телефонного оборудования, лицензий на общесистемное программное обеспечение и материальных запасов в части расходных материалов и ЗИП средств вычислительной техники и телефонного оборудования. Осуществление планирования бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела.

Обеспечение надлежащего технического состояния и эксплуатации зданий, сооружений, социально-бытовых и иных объектов Управления.

Участие в организации внедрения новых информационных технологий.

Обеспечение соблюдения требований охраны труда, техники пожарной и электробезопасности.

Отдел работы с налогоплательщиками

Нипеин Евгений Николаевич

+7 (3812) 35-28-03

Организация работы с налогоплательщиками и средствами массовой информации в целях их информирования о предоставляемых услугах, об изменениях в налоговом законодательстве, о порядке применения действующих законодательных и правовых норм.

Организация работы по внедрению новых технологий оказания информационных услуг.

Организация работы по повышению качества обслуживания налогоплательщиков и расширению сферы предоставляемых услуг.

Оказание организационно – методической помощи инспекциям ФНС РФ по Омской области (далее – Инспекции) по направлениям деятельности Отдела.

Сбор, обработка и анализ информации о деятельности Инспекций по вопросам, входящим в компетенцию Отдела.

Формирование позитивного общественного мнения о деятельности налоговых органов при индивидуальном и публичном информировании налогоплательщиков.

Администрирование региональных разделов Интернет-сайта ФНС России.

Отдел информационных технологий

Павлик Дмитрий Анатольевич

Совершенствование информационного и технического обеспечения деятельности Управления и его подведомственных налоговых органов, внедрение новых информационно-телекоммуникационных технологий, развитие электронных услуг.

Организация работ по эксплуатации автоматизированной информационной системы в налоговых органах Омской области.

Организация и координация процессов внедрения автоматизированной информационной системы ФНС России (далее – АИС «Налог-3») и других автоматизированных информационных систем.

Организация межведомственного электронного взаимодействия с органами исполнительной власти Омской области, территориальными органами федеральных органов государственной власти, органами местного самоуправления Омской области, с ведомствами, многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг, территориальными органами государственных внебюджетных фондов.

Организация материального учета, хранения материальных ценностей Управления в части средств вычислительной техники, лицензий на общесистемное программное обеспечение и материальных запасов в части расходных материалов и ЗИП средств вычислительной техники.

Эффективное внедрение технологических процессов по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела.

Контроль эффективности деятельности Управления и в подведомственных налоговых органах по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела.

Аналитический отдел

Смирнова Ольга Геннадьевна

Организация и осуществление свода, обработки форм статистической налоговой отчетности в соответствии с приказами Федеральной налоговой службы «Об утверждении форм статистической налоговой отчетности Федеральной налоговой службы», направление в ФНС России и адресатам, утвержденным приказами ФНС России, Управления;

Организация и осуществление работы по анализу и прогнозированию поступлений администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему Российской Федерации;

Анализ соответствия поступлений администрируемых ФНС России доходов изменениям налоговой базы, основным показателям социально-экономического развития Омской области;

Разработка помесячных индикативных показателей поступления администрируемых ФНС России доходов федерального и территориального бюджетов в разрезе инспекций в целях осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов;

Осуществление мониторинга исполнения бюджетов всех уровней по доходам, администрируемым ФНС России, в том числе в разрезе инспекций области;

Взаимодействие с Управлением Федерального казначейства по Омской области, Министерством финансов Омской области и Департаментом финансов Администрации города Омска, организация работы нижестоящих налоговых органов с финансовыми органами муниципальных образований по вопросам осуществления бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Организация и осуществление работы по оценке эффективности деятельности территориальных налоговых органов и Управления ФНС России по Омской области.

Финансовый отдел

Устинова Галина Валерьевна

+7 (3812) 32-12-59

Обеспечение осуществления Управлением функций распорядителя и получателя средств федерального бюджета по главе 182 «Федеральная налоговая служба».

Обеспечение исполнения Управлением функции администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета по главе 182 «Федеральная налоговая служба» в части формирования и представления в установленном порядке бюджетной отчетности.

Обеспечение организации бюджетного учета путем реализации упорядоченной системы сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Управления, а также операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов.

Составление бюджетной, финансовой и статистической отчетности и формирование сводной отчетности в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации.

Организация в установленном порядке финансового контроля за соблюдением подведомственными Управлению получателями средств федерального бюджета бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Отдел кадров

Коншу Александр Федорович

+7 (3812) 35-94-82

Реализация кадровой политики в УФНС России по Омской области (далее – Управление) и в подчиненных налоговых органах, а также разработка предложений по ее совершенствованию.

Подбор и расстановка кадров, обеспечение укомплектованности кадрами структурных подразделений Управления и подчиненных налоговых органов.

Организация, обеспечение прохождения и контроль за прохождением государственной гражданской службы (работы) государственными гражданскими служащими, работниками, замещающими должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы (далее служащие) и работниками, осуществляющими свою деятельность по профессиям рабочих.

Контроль за исполнением в Управлении требований законодательства Российской Федерации, регламентирующих работу с кадрами.

Обеспечение деятельности Управления по соблюдению государственными служащими запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения.

Правовой отдел

Михалькова Ирина Александровна

Контролирует в установленном порядке качество правовой работы в налоговых инспекциях.

Обобщает практику ведения правовой работы в налоговых инспекциях и  вносит предложения по ее совершенствованию.

Представляет  в  судебных  органах  интересы   Управления  и  при необходимости интересы налоговых инспекций.

Осуществляет оформление и учет доверенностей на представление интересов Управления в судах.

Анализирует практику рассмотрения в судах налоговых споров, причины возникновения и разрешения арбитражными судами споров в пользу налогоплательщиков.

Обеспечивает методологическое единство применения налоговыми инспекциями санкций за нарушения законодательства о налогах и сборах либо иных актов законодательства, контроль за исполнением которых возложен на Федеральную налоговую службу.

Проверяет и осуществляет правовую экспертизу на соответствие нормам действующего законодательства проектов документов Управления, методического и распорядительного характера, проектов актов органов представительной и исполнительной власти Омской области, органов местного самоуправления.

Подготавливает   заключение,   в   случае   несогласия   с   выводами, содержащимися   в   проекте   документа   в   связи   с   их   незаконностью, необоснованностью и противоречием сложившейся судебной практики.

Участвует   в   проведении   совещаний,   семинаров   и   оказывает практическую  помощь  налоговым  инспекциям  по  вопросам,   входящим  в компетенцию Отдела.

Участвует в проведении аудиторских проверок организации правового обеспечения деятельности налоговых инспекций области, анализе их результатов.

Участвует в соответствии с действующим законодательством в проведении служебных проверок.

Принимает участие в  мероприятиях по  пропаганде налогового законодательства, ответственности за налоговые нарушения.

Формирует установленную отчетность по предмету деятельности Отдела: осуществляет сбор, обработку, анализ годовой и квартальной отчетности инспекций области о результатах рассмотрения налоговых споров, представляет ее в ФНС России в установленные сроки.

Соблюдает   требования   по   учету,   обращению   и   хранению конфиденциальной информации, в том числе с использованием технологических средств.

Ведет  в   установленном   порядке   делопроизводство   и   хранение документов отдела, осуществляет их передачу на архивное хранение.

Отдел досудебного урегулирования налоговых споров

Манакова Елена Кимовна

+7 (3812) 35-28-42

Рассмотрение налоговых споров между налоговыми органами Российской Федерации и налогоплательщиками, заявлений и жалоб физических и юридических лиц на акты налоговых органов Российской Федерации ненормативного характера, связанные с применением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, либо иных актов законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которых  возложен на Службу, а также на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов Российской Федерации (далее – рассмотрение налоговых споров во внесудебном порядке).

Рассмотрение возражений (разногласий) налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) по актам повторных выездных налоговых проверок, назначенных и проведенных Управлением.

Координация работы по рассмотрению возражений (разногласий) налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) на акты налоговых органов и по рассмотрению налоговых споров во внесудебном порядке в  налоговых органах.

Осуществление контроля качества работы налоговых органов по рассмотрению налоговых споров во внесудебном порядке, в том числе посредством анализа информации, образующейся по итогам проведенного внутриведомственного аудита в части вопросов, относящихся к компетенции Отдела.

Мониторинг, обобщение и анализ результатов работы налоговых органов по рассмотрению налоговых споров, заявлений и жалоб физических и юридических лиц на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц.

Отдел безопасности

Захаров Евгений Вадимович

Организация, во взаимодействии с правоохранительными органами, мероприятий по профилактике и пресечению коррупционных и иных правонарушений в отделах аппарата Управления и налоговых органах области.

Организация взаимодействия с территориальными налоговыми, правоохранительными и иными государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления Омской области в целях обеспечения  безопасности, защиты жизни, имущества, чести и достоинства работников налоговых органов в связи с исполнением ими должностных обязанностей и членов их семей, а также по другим вопросам, относящимся к компетенции Отдела.

Организация и ведение информационно-аналитической работы по вопросам профилактики коррупционных и иных правонарушений в налоговых органах области, обеспечения безопасности деятельности работников налоговых органов при исполнении ими должностных обязанностей.

Организация и проведение служебных расследований.

Организация охраны, пропускного и внутриобъектового режимов на объектах налоговых органах.

Отдел камерального контроля

Новоселова Ксения Сергеевна

Методологическое и организационное обеспечение работы по вопросам проведения камеральных налоговых проверок

Организация и координация мероприятий  налогового контроля в рамках проведения камеральных налоговых проверок.

Анализ и систематизация применяемых налогоплательщиками форм и способов уклонения от налогообложения.

Методологическое обеспечение работы налоговых органов по вопросам, связанным с автоматизацией проведения камеральных налоговых проверок.

Отдел обеспечения процедур банкротства

Лёвочкин Евгений Александрович

Организационно-методическое обеспечение работы налоговых органов по  представлению интересов Российской Федерации в делах о банкротстве и процедурах банкротства, планированию поступлений от реализации процедур банкротства.

Организационно-методическое обеспечение работы налоговых органов по реализации прав и исполнению обязанностей уполномоченного органа, представляющего требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам в делах о банкротстве и процедурах, применяемых в деле о банкротстве, в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).

Непосредственное участие в установленном порядке в выполнении функций уполномоченного органа, представляющего требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам в делах о банкротстве и процедурах, применяемых в деле о банкротстве.

Осуществление контроля качества работы налоговых органов по вопросам, относящимся к компетенции отдела.

Отдел налогообложения имущества

Дацюк Татьяна Геннадьевна

+7 (3812) 35-27-21

Методологическое обеспечение работы подведомственных инспекций ФНС России по административным округам г. Омска, межрайонных инспекций ФНС России по Омской области (далее – инспекций) по вопросам осуществления контроля за соблюдением законодательства по следующим налогам и сборам:-  налога на имущество организаций;-  налога на имущество физических лиц;-  транспортного налога;-  земельного налога.

Мониторинг и системный анализ сведений о налоговой базе и структуре начислений по налогам, указанным в пункте 1. Контроль за достоверностью данных инспекций по формам статистической отчетности, отнесенной к компетенции отдела.

Информирование налогоплательщиков по вопросам, отнесенным к компетенции отдела.

Координация работы инспекций и осуществление контроля качества налогового администрирования в части исчисления и уплаты в соответствующие бюджеты налогов, указанных в п.

Проведение проверок внутреннего аудита инспекций по осуществлению налогового администрирования в пределах компетенции отдела, а также дистанционный мониторинг с использованием БД ПК «Система ЭОД», АИС «Налог-3»

Организация проверок имеющихся сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера по запросам руководителей и других должностных лиц федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).

Отдел анализа и планирования налоговых проверок

Рогозная Елена Викторона

Осуществление контроля за выполнением комплексных стандартных процедур планирования выездных налоговых проверок, порядка и критериев отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, определения приоритетности категорий налогоплательщиков для включения в планы проведения выездных налоговых проверок.

Формирование планов выездных налоговых проверок  территориальных налоговых органов, представление  указанных планов на утверждение руководству Управления, осуществление контроля за их исполнением.

Осуществление методологического обеспечения проведения предпроверочного анализа, планирования, в том числе крупнейших, а также отдельных категорий налогоплательщиков, с учетом отраслевых особенностей.

Участие в методологическом обеспечении работы территориальных налоговых органов по вопросам автоматизации налогового контроля при проведении предпроверочного анализа.

Осуществление контроля за полнотой и качеством проведенного территориальными налоговыми органами предпроверочного анализа по результатам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.

Участие в рассмотрении заявлений и жалоб юридических лиц и граждан, связанных с вопросами применения положений действующих законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих процедуры проведения мероприятий налогового контроля, отнесенных к компетенции Отдела.

Разработка проектов межведомственных соглашений по обмену информацией с правоохранительными и иными контролирующими органами.

Отдел информационной безопасности

Ромашина Марина Николаевна

Организация технической защиты информации.

Реализация концепции управления информационной безопасностью.

Обеспечение выполнения законодательства РФ по защите персональных данных.

Участие в организации работы по обеспечению информационного взаимодействия с органами государственной власти, и местного самоуправления, регистрирующими органами и  другими  сторонними организациями.

Организация технических работ по защите Государственной тайны.

Организация и методическая поддержка сопровождения и эксплуатации систем защиты информации.

Проведение мероприятий по защите от закладочных устройств.

Обеспечение взаимодействия с организациями с применением СКЗИ.

Проведение мероприятий, направленных на противодействие иностранным техническим разведкам

Оспаривание сделок должника в деле о банкротстве

8 февраля 2022

  • договорные конструкции, посредством которых бенефициар бизнеса должника в ущерб интересам кредиторов искусственно создает в рамках группы лиц центры прибыли и убытков за счет непропорционального распределения выручки в отсутствие к тому объективных экономических причин;
  • совершение обеспечительных сделок (поручительство, залог) в интересах лиц, входящих в одну группу с должником и поручителем (залогодателем), для недобросовестного формирования подконтрольной задолженности;
  • отчуждение должником в период подозрительности объектов интеллектуальной собственности (прав на товарные знаки и др.) в целях передачи другому лицу своего бизнеса без исполнения обязательств перед кредиторами;
  • цепочки действий по переводу на другое лицо осуществляемых должником лицензируемых видов деятельности;
  • отчуждение должником имущества с последующим приобретением права пользования им;
  • принятие должником решения о ликвидации юридического лица, участником которого он является.

В зависимости от оснований для признания сделок должника недействительными, во внимание могут приниматься в том числе такие обстоятельства, как наличие в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о контрагенте (о месте нахождения, участниках, руководителе), осуществление в отношении него процедур ликвидации, предстоящее исключение из реестра как недействующей организации; несоответствие сделки заявленным в ЕГРЮЛ видам деятельности сторон, данным бухгалтерской и налоговой отчетности, отсутствие у контрагента фактической возможности исполнить сделку (в том числе сотрудников, оборудования и других необходимых ресурсов); наличие в банке данных службы судебных приставов сведений о возбужденных в отношении сторон сделки исполнительных производствах.

ФНС России также обращает внимание, что при оценке аффилированности должника с другими участниками хозяйственных операций учитываются не только формальные признаки, но и другие обстоятельства, свидетельствующие о фактическом характере отношений сторон (семейных, дружеских и др. Соответствующие сведения могут быть получены из разнообразных источников, в том числе соцсетей, СМИ и др.

Теги:
банкротство,
бухучет и отчетность,
ЕГРЮЛ,
налоги, сборы, взносы,
обязательства, сделки,
судебная практика,
юрлица,
ФНС России

Документы по теме:

Об онлайн-школе Правовой лекториум

НДФЛ – 2020 от операций с иностранными ценными бумагами: отвечает налоговый консультант

При торговле ценными бумагами физические лица получают доход от роста стоимости при продаже бумаг, в виде дивидендов или купонов. Не стоит забывать, что эти доходы подлежат налогообложению. В большинстве случаев налог удерживает налоговый агент в лице брокера, но если он является иностранным юрлицом или получены дивиденды по иностранным акциям, то обязанность по уплате налога ложится на физическое лицо. Об особенностях налогообложения в этих случаях – в колонке нашего эксперта.

100/aHR0cHM6Ly93d3cu/a2xlcmsucnUvdWdj/L2Jsb2dQb3N0Lzli/ZGRjY2UwMGI0YmZm/OWRkODI0YjhhNThi/MGJkZWYwLmpwZw. webp”>

Сразу оговоримся — мы не являемся специалистами в уголовном праве. Данная статья будет отражать наш субъективный опыт работы с обвинениями в преднамеренном банкротстве лишь как спецов в этом самом банкротстве. Но начнем с того, как это бывает на практике.

Разбор судебной практики

Если вы поищите судебную практику по ст. 196 УК РФ, то удивитесь, как ее мало. Все верно: доказывание преднамеренного банкротства весьма проблематичная штука, требующая определенной квалификации как в праве в целом, так и в экономических моментах в частности. Поэтому правоохранительные органы чаще идут по более легкому пути — переквалифицируют подобные дела на резиновую статью «мошенничество». Но тем не менее нельзя сказать, что статья за преднамеренное банкротство совсем не работает.

У Романа было свое ИП, которое занималось розничной торговлей. В сентябре 2010 года Роман заключил с Павлом два договора займа и получил 461 тыс. долларов.

Спустя месяц после получения денег Роман начал последовательно выводить свое имущество из под удара: подарил дочери земельный участок с домом, продал 4 автомобиля и развелся с супругой.

Так и не дождавшись выплат, кредитор решил действовать и обратился в суд. Задача: взыскать с Романа деньги по договору займа с учетом начисленных процентов. Летом 2011 суд удовлетворил иск, только денег Павел так и не увидел — Роман к этому моменту уже был бомжем.

Тогда осенью 2011 кредитор обратился с заявлением о признании Романа банкротом. Решение было верным, тем более, что у Павла имелась информация об отчуждении активов.

Дальше ситуация развивалась по стандартной схеме: суд заявление принял, на сцену вышел арбитражный управляющий, который и начал раскапывать махинации Романа. Тут-то и вскрылись все сделки с продажами и дарением. Напомним, что дарение — один из самых паршивых способов защиты активов, а уж тем более, когда он сделан в безалаберной форме.

Управляющий долго не думал и обратился с заявлением в ОВД, а те, в свою очередь, возбудили уголовное дело. Основанием для возбуждения стал вывод активов Романом, что квалифицировалось как намеренное доведение до банкротства.

Должник изворачивался как мог: и что он не первый раз брал у Павла деньги, и что готов был платить, да вот только с бизнесом не пошло. И вообще, договор займа от 2010 года — это пролонгация других обязательств, взятых еще в 2003 году. Что по поводу дарения — так это был подарок на свадьбу дочери, а она уж никак не могла знать о долгах отца.

И в целом, все могло бы пойти по стандартному сценарию: заявление — стол — опрос — отказ в возбуждении дела. Если бы не активность кредитора и арбитражного управляющего.

А еще — во многом исход дела решили опрошенные свидетели, которые озвучили следующее:

  • При выдаче займа Роман с Павлом обсудили, что денежные средства выдаются на развитие бизнеса. В случае же, если дело не выгорит, недвижимость — участок с домом — достанется Павлу в счет долга;
  • Земельный участок вместе с домом был подарен дочери, после чего она все перепродала своей дальней родственнице за 900 тысяч рублей. По прошествии же нескольких судебных разбирательств выяснилось, что половина земельного участка и дома уже принадлежит бывшей супруге Романа;
  • Бесспорно, что сделки по продаже и дарению имущества совершались с целью избежать выплаты долга. Не мог же должник за месяц забыть о долгах на сумму почти полмиллиона долларов. При том, что совершая эти сделки, он уверял Павла, что все будет хорошо и он все выплатит.

Как итог, суд признал вину Романа и вынес приговор — 3 года лишения свободы.

Но полмиллиона долларов — сумма способная творить чудеса, поэтому история на этом не заканчивается.

Суд принял во внимание, что Роману дана положительная характеристика со стороны родственников, отсутствуют аналогичные нарушения, на его иждивении находится престарелая мать, и снизил степень наказания до 3 лет условно.

Но и это еще не все. Сославшись на п. 9 Постановления Госдумы РФ «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», суд постановил снять с Романа наказание, судимость и даже не назначил штраф.

Если интересно почитать все подробности этого кейса, оставьте свою почту ниже, и мы вышлем вам приговор по этому делу:

В целом, история для Романа закончилась более, чем удачно. Но не всем так везет.

У юристов есть золотое правило: проблему проще не допустить, чем решить. И это наглядно работает в уголовных процессах: 99,7% обвинительных заключений завершаются утвердительным приговором.

Поэтому единственно правильная цель при обвинениях в преднамеренном банкротстве — это не допустить возбуждения уголовного дела. Как мы в «Игумнов Групп» справляемся с этой задачей — покажу на примере ниже.

Наш кейс

Я вел дело о личном банкротстве директора и по совместительству учредителя ряда организаций. Назовем его Олег.

Олег был бенефициаром завода и еще нескольких десятков компаний помельче.

С одним из кредиторов — Кириллом — завод подписал договор о поставке продукции. Скажем, это были велосипеды. Продукция была поставлена, но завод не смог платить по обязательству. Поставщик обратился в суд.

Стороны заключили мировое соглашение, которое суд утвердил на следующих условиях: завод возвращает половину велосипедов, обязательства по выплате остатка переходят на одну из компаний Олега, а Олег выступает поручителем.

Был составлен график платежей, по которому так и не прошло ни одной оплаты. Поскольку на новом должнике никогда не было никаких активов, пытаться взыскать с него долг было бесполезно — тут бы даже банкротство не помогло. А вот с Олега было что взять, поэтому в 2016 году Кирилл подал заявление о его личном банкротстве.

А кто инициирует процедуру, тот и музыку заказывает. В частности, Кирилл поставил на процедуру подконтрольного управляющего, который и начал копать под нашего клиента.

Дружественные кредиторы

В рамках процедуры реструктуризации управляющий сделал финансовый анализ и выявил сомнительные сделки должника. Эти сделки легли в основу заявления о совершении преступления, предусмотренного ст. 196 УК «Преднамеренное банкротство».

ФУ исходил из следующего: все личные долги Олега состояли из поручительств. Почти миллиард Олег был должен по банковским кредитам, которые брал завод. И еще столько же обязательств набрали остальные компании Олега. И там, и там он выступал поручителем.

Но! Перед кредитной организацией Олег поручился еще в 2012 году, а за свои компании в 2014-2015 — уже после того, как было очевидно, что завод не вернет долг банку. При этом компании, по обязательствам которых поручился Олег, были объективно пустыми. К примеру, одна не сдавала отчетность, а по другой в ЕГРЮЛ были внесены сведения о недостоверности юр. адреса и данных директора. О каком поручительстве на сотни миллионов может идти речь, если юрлица фактически мертвые?

Раз никакого экономического смысла эти сделки не имели, ФУ сделал вывод, что единственной их целью было искусственное наращивание кредиторской задолженности с целью размытия доли реальных взыскателей и последующим уменьшением выплат в их пользу. Как это бывает — мы подробно писали в статье «Дружественный кредитор в банкротстве».

Подозрения ФУ подкреплялись и цифрами сделок. Поручительства за дружественных кредиторов превышали требования вражеских кредиторов аккурат на. 100 тыс. рублей. Ситуация выглядела примерно так:

Вражеские кредиторы: 1 млрд. рублей = 49,0009%

Дружественные кредиторы: 1 млрд 100 тыс. рублей = 50,0001%

А как вы помните: под понятие «преднамеренное банкротство» попадают не только действия должника, направленные на прямой вывод активов, но и «действия косвенного характера, направленные на создание неплатежеспособности». Вот под последним как раз и понимается искусственное наращивание должником своей кредиторской задолженности.

При этом, все дружественные кредиторы Олега включились в реестр требований, а значит, имели большинство голосов на собрании кредиторов. И право на получение чуть более половины денежных средств из будущей конкурсной массы. Перевес голосов в 0,0001% давал возможность Олегу влиять на процедуру банкротства, даже при условии вражеского управляющего.

Для оппонентов такие раскопки — знатный куш. Воодушевленный и подгоняемый кредитором ФУ расписал свои умозаключения в финансовом анализе и направил заявление в ОВД.

Стратегия защиты

Учитывая, что дела о преднамеренном банкротстве обычно целиком и полностью строятся на данных финансового анализа, стратегия выбранной нами защиты была направлена на тотальное разрушение данного доказательства по делу. Для этого предстояло решить несколько последовательных задач:

Этап № 1. Процедура реструктуризации

В данный момент на процедуре стоял вражеский АУ, поэтому направлений работы здесь было несколько:

  • Находим нарушения в сделанном ФУ анализе и направляем жалобу в суд с просьбой о признании его несоответствующим методике расчета, установленной подзаконными актами.
  • Пока суд рассматривает нашу жалобу, доносим дознавателю позицию о невозможности положить данный фин. анализ в основу уголовного дела в связи с последующим признанием его недостоверным. При этом с рассмотрением жалобы не торопимся, т. к. есть риск, что суд откажет в ее удовлетворении.
  • Параллельно работаем над сохранением большинства в реестре требований с целью смены арбитражного управляющего на более лояльную кандидатуру на первом собрании кредиторов (при переходе из процедуры реструктуризации в процедуру реализации имущества).

Этап 2. Процедура реализации

Если мероприятия первого этапа будут выполнены успешно, то в процедуру реализации имущества мы перейдем с более компетентным арбитражным управляющим. Он сделает повторный анализ финансового состояния должника, который наверняка не выявит никаких признаков преднамеренного банкротства.

Данная позиция будет донесена до органа дознания, который будет поставлен в весьма невыгодную позицию: в деле будут фигурировать два противоречащих другу другу фин. анализа, и, чтобы установить истину, надо делать третий (в независимой экспертной организации).

При отсутствии должной мотивации ни одному следователю не придет в голову тратить на это время, и дело перейдет в разряд заведомо отказных.

При этом у нас было два внушительных козыря:

  • в отличие субсидиарки, убытков и прочих прегрешений, копаться в преднамеренном банкротстве предстоит правоохранительным органам. А у этих ребят своей работы полно, и у них точно нет времени под микроскопом изучать каждую сделку должника.
  • возможность заменить управляющего по окончании реструктуризации при условии, что все кредиторы останутся в реестре.

Дальше мы приступили к действиям.

Жалоба на ФУ

Учитывая заинтересованность управляющего в провале моего доверителя, было ясно, что все события он оборачивает в свою пользу через призму своего заказчика. А значит — можно найти до чего докопаться и показать иной взгляд на рассматриваемые события.

Помимо мелочей, мне удалось зацепиться за следующие базовые моменты:

  • Исследуемые сделки. В своем фин. анализе арбитражный управляющий проанализировал сделки по предоставлению поручительства только по выборочной части аффилированных лиц, а все остальные оставил без внимания. Согласитесь, странное дело: обязательств на 2 с лишним ярда, а проверяется только половина.
  • Природа сделок. Все обязательства вытекали из поручительств Олега за подконтрольные компании. Но вот только само по себе поручительство не подлежит исследованию на рыночность/не рыночность, поскольку не предполагает встречного исполнения. Именно так я обыграл позицию в пользу своего доверителя: «Да, бенефициар поручился за большие суммы, но это ведь были подконтрольные ему компании, и у него был прямой интерес, чтобы эти организации получали поставляемый товар».

Все свои тезисы я оформил в жалобе, которую направил в суд. Причем жалобу мы подали максимально быстро, чтобы потом парировать этим перед достопочтенными органами: «Уважаемые, пока вы на заявление управляющего смотрите, у нас уже во всю идет спор в арбитраже по этому заключению».

Активное сопротивление

Логично, что наши оппоненты сделали основной упор на выбивание «дружественных» кредиторов из реестра. В этом случае они не только бы сохранили арбитражного управляющего при переходе в следующую банкротную процедуру, но и получили бы большинство голосов на собраниях.

Так, на включение одного из кредиторов была подана апелляционная жалоба с требованием отменить определение и отказать во включении в реестр. О том, как это делается на практике — мы писали в статье «Как исключить кредитора из реестра требований».

Чтобы вы понимали масштаб проблемы, поясню:

  • Из 1 ярда дружественных требований размер долга перед этим кредитором составлял более 900 миллионов. Если он выпадет из реестра, теряются как голоса на собрании кредиторов, так и возможность назначить другого АУ.
  • Суд апелляционной инстанции, рассматривая жалобу оппонентов, перешел к рассмотрению по правилам первой инстанции и отложил судебное заседание. Значит, риски ее удовлетворения были высоки.

Между тем, до собрания кредиторов оставалось совсем немного времени, и мы успевали сменить АУ, даже если потом кредитор вылетит из реестра.

На почве последнего обстоятельства, ФУ обратился в суд с просьбой принять обеспечительные меры в виде запрета на проведение первого собрания кредиторов до момента рассмотрения по существу поданной им апелляционной жалобы. Мотивировал он это тем, что определение первой инстанции о включении данного кредитора в реестр в любом случае будет отменено.

Действительно, в случае рассмотрения апелляционной жалобы по правилам первой инстанции, вынесенный ранее судебный акт отменят. Даже если апелляция придет к тем же выводам, что и первая инстанция, отмена произойдет по безусловным основаниям.

Позиция оппонентов была бы верной, если бы не одна деталь: отмена судебного акта о включении кредитора произойдет только по итогам рассмотрения жалобы. А значит, пока она не рассмотрена, определение первой инстанции действует.

Если бы суд удовлетворил обеспечительные меры — Олег бы и с банкротством по полной встрял, и на преднамеренное скорей всего залетел, но суд правильно разобрался в ситуации, применил верные нормы права и отказал в применении обеспечительных мер. Конечно, тут не обошлось без внушительных пояснений, поданных представителями заинтересованных в исходе лиц. Ну вы помните, кто пишет эту статью.

Как итог, собрание проведено успешно — кредиторы предложили кандидатуру нового управляющего и большинством голосов ее утвердили. Процедура банкротства перешла в ее финальную фазу — «реализация имущества».

Новый АУ

На этом этапе дело оставалось за малым. Новый управляющий сделал финансовый анализ и написал заключение, согласно которому признаков преднамеренного банкротства не выявлено. Это заключение ушло следователю, и доследственная проверка в отношении Олега была прекращена за отсутствием состава преступления.

Замечу только, что в итоге суд оставил кредитора в реестре, но отказал в удовлетворении жалобы на фин. анализ предыдущего арбитражного управляющего. Но если первое событие облегчило нам работу по процедуре, то второе — уже не играло какой-либо роли в дальнейших событиях.

Данная история произошла 2 года назад, и на сегодня кейс можно считать успешно завершенным.

Как избежать ответственности

Как видно из практики выше, схема по привлечению за преднамеренное банкротство работает в следующем формате: управляющий вступает в дело о банкротстве — анализирует финансовое положение должника и как оно менялось — готовит фин. анализ с выводами о наличии/отсутствии признаков преднамеренного банкротства. Подробнее о принципах подготовки и роли фин. анализа в судьбе бенефициаров бизнеса мы писали в статье «Финансовый анализ при банкротстве».

Если АУ находит сделки, которые привели к банкротству (а это может быть как вывод активов, так и искусственное наращивание кредиторки), он пишет заявление в ОВД, в котором описывает свои умозаключения и просит проверить должника на предмет преднамеренного банкротства. К заявлению прилагается тот самый фин. анализ.

Здесь у опытного читателя должен возникнуть вопрос: а как делать фин. анализ по физическому лицу, который не сдает отчетности, не ведет кассу и никак не учитывает дебиторку, основные средства и товарные запасы?

Отвечаю: действительно, стандартный фин. анализ юридического лица делается в 2 этапа. Сначала анализируются финансовые показатели, затем — хозяйственная деятельность, которая привела к их изменению. В случае же с физ. лицами мы просто пропускаем первую часть с пометкой об отсутствии необходимой информации, и сразу переходим к анализу сделок, повлекших за собой наступление неплатежеспособности. По итогу фин. анализ заканчивается выводами о наличии/отсутствии признаков преднамеренного банкротства.

Если сотрудник органов находит подтверждение изложенным фактам — возбуждается дело. В ситуации, когда ущерб кредиторам свыше 2 250 000 рублей — возбуждается уголовное дело, если меньше — административное.

На практике дела по преднамеренному банкротству инициируются в единичных случаях и при условии, что есть активный кредитор и управляющий, которые долбят сотрудников ОВД и обжалуют отказные постановления.

В зависимости от того, на каком вы этапе, решить проблему с обвинениями по ст. 196 УК РФ можно следующими способами.

До начала банкротства. За каждым должником, который ушел в банкротство, есть хотя бы одна сделка, которая может вызвать подозрения. Или ее могут трактовать не в его пользу.

Чтобы не гадать, до чего же может докопаться АУ в тандеме с агрессивными кредиторами, лучше обращаться к спецам за предбанкротной подготовкой. Задача: выявить проблемные зоны, которые можно решить еще до начала процедуры. Или хотя бы подготовиться к тому, как их можно будет обыгрывать в дальнейшем.

В процессе банкротства. Если вывод о наличии признаков преднамеренного банкротства уже сделан, ваша задача — дать иную трактовку спорным действиям. В этом поможет оспаривание фин. анализа, сделанного управляющим.

К слову, прямо сейчас мы как раз и занимаемся подобным делом в одном из текущих проектов. Ссылку на дело не дадим: сейчас только начало банкротного процесса, но, с точки зрения того, как оппоненты иногда выворачивают факты — история показательная.

Арбитражный управляющий, анализируя сделки нашего доверителя, выявил падение стоимости активов организации с 570 млн. рублей до 218 млн. Он посчитал, что с таким резким изменением в стоимости не может быть все чисто и заявил о наличии признаков преднамеренного банкротства.

Поскольку с таким выводом мы были не согласны, наши эксперты подготовили другое заключение, в котором эта ситуация показана с другой стороны.

Да, действительно в 2018 году стоимость основных средств организации снизилась более чем в 2 раза, но это было следствием не вывода активов, а простой переоценки имущества. Цель переоценки — отразить в бух. отчетности реальную рыночную стоимость актива. А это, к слову, не прихоть нашего доверителя, а требование закона о бухучете.

Еще один способ решить проблему — сместить АУ. Если очевидно, что арбитражный управляющий играет не на вашей стороне, а за спиной у него не менее голодные кредиторы, попробуйте его заменить. Помочь в этом может наша статья «Как выявить нарушения арбитражных управляющих».

Хотите взыскать долг с банкрота?

Если вы столкнулись с тем, что один из контрагентов, с которым вы вели работу, начал процедуру банкротства и должен вам деньги, вам нужно торопиться, чтобы успеть попасть в реестр требований кредитора и получить причитающиеся вам деньги. Добиться эффективного взыскания можно с помощью юристов по банкротству.

Об онлайн-школе Правовой лекториум

Партнеры юридического Альянса “Право-Инвест” с 2005 года защищает интересы бизнеса по всей территории России. Мы работаем с крупными компаниями и добиваемся эффективной защиты интересов собственников компаний при проведении банкротных процедур.

С какими вопросами мы работаем?

1Можно ли взыскать задолженность, если компания находится в процедуре банкротства?

При наличии определенных условий и грамотных своевременных действий, предпринятых для взыскания долга, взыскать задолженность можно. Для более точной оценки запишитесь к нам на юридическую консультацию.

2Как оспорить сделки компании-должника?

Для оспаривания сделок должника в ходе банкротства, нужно подготовить необходимые документы и обратиться в суд. Помочь в этом вопросе вам смогут юристы нашего центра. Получите юридическую консультацию.

3Сколько стоит сопровождение процедуры банкротства?

Банкротство – это сложная и долгая процедура, стоимость юридического сопровождения которой зависит от многих деталей. Для точной оценки запишитесь на юридическую консультацию к нашим специалистам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *