Организации обязаны раскрывать все значимые сведения о своей деятельности в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕФРСФДЮЛ) – Федресурсе. За неисполнение данной обязанности предусмотрены существенные штрафы. Рассказываем, какие сведения публикуются на Федресурсе автоматически, а какие обязаны размещать на нем сами организации.
Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕФРСФДЮЛ) – ресурс, на котором организации должны размещать информацию, например, о реорганизации или ликвидации юрлица, о получении лицензий, об уменьшении уставного капитала, публиковать аудиторские заключения и т.д. Обязанность публиковать сведения на Федресурсе установлена статьей 7.1. Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.
Содержание
Какие сведения публикуются на Федресурсе автоматически
Большинство сведений, публикуемых на Федресурсе, появляются там автоматически, без участия организаций. Публикуют их в том числе налоговые органы на основании данных госреестров, размещаемых в интернете. В частности, без участия компаний в Федресурсе публикуются (п. 8.3 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129- ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»):
- записи о создании организаций (в том числе путем реорганизации);
- коды созданных организаций по ОКВЭД;
- записи о том, что организации находятся в процессе реорганизации, ликвидации;
- решения о предстоящем исключении организации из ЕГРЮЛ;
- записи об исключении организаций из ЕГРЮЛ или о ликвидации организаций;
- записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений;
- записи о прекращении унитарных предприятий, имущественный комплекс которых продан в порядке приватизации или внесен в качестве вкладов в уставный капитал;
- записи об уменьшении или увеличении уставного капитала;
- записи о назначении или прекращении полномочий единоличного исполнительного органа компаний;
- записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о компаниях.
Кроме того, налоговики публикуют в Федресурсе сведения о том, что организациями было принято решение об изменении места нахождения и записи об изменении адреса организаций. Другие сведения, напрямую касающиеся деятельности компаний, обязаны размещать на Федресурсе сами организации.
Какие сведения компании публикуют на Федресурсе самостоятельно
В соответствии с п. 8 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129- ФЗ организации обязаны самостоятельно размещать в Федресурсе следующие данные:
- сведения о стоимости чистых активов АО на последнюю отчетную дату;
- сведения о стоимости чистых активов ООО;
- сведения о возникновении у компании признаков недостаточности имущества в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);
- сведения о бухгалтерской (финансовой) отчетности и консолидированной финансовой отчетности, публикуемые компаниями, обязанными раскрывать такие сведения;
- сведения о получении лицензии, приостановлении, переоформлении, возобновлении действия лицензии;
- сведения об аннулировании лицензии или о прекращении действия лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;
- сведения о вынесении арбитражным судом определения о введении наблюдения;
- сведения об обременении залогом принадлежащего организации движимого имущества;
- сведения о выдаче независимых гарантий;
- сведения о заключении клиентами договоров финансирования под уступку денежного требования;
- сведения о продаже предприятий или передаче их в аренду;
- уведомление о ликвидации или реорганизации компании;
- уведомления об уменьшении уставного (складочного) капитала организации.
Какие еще сведения должны размещать компании на Федресурсе
Наряду с перечисленными выше данными компании обязаны публиковать на Федресурсе сведения в соответствии с требованиями специальных законов. Например, закона о банкротстве, об исполнительном производстве и оценочной деятельности. Согласно данными требованиям, организации в обязательном порядке должны размещать на Федресурсе:
- уведомления должников об обращении в арбитражный суд с заявлением о признании организаций-должников банкротами – п. 4 ст. 37 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности»);
- уведомления кредиторов о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом (п. 2.1 ст. 7 Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ);
- сведения о том, что организация отказывается от применения моратория на возбуждение дел о банкротстве (абз. 3 п. 1 ст. 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ)
- уведомления должников об обращении взыскания на принадлежащее ему имущество (п. 3 ст. 94 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»);
- сведения о заключении договора финансовой аренды (лизинга), представляемые лизингодателями (п. 3 ст. 10 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде»);
- сведения об отчете об оценке объекта оценки (ст. 8.1 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»);
- сведения о членстве в саморегулируемой организации (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»);
- сведения концедентов о перечне незарегистрированного недвижимого имущества (ст. 39 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»);
- сведения о возврате долга при помощи сторонних лиц (коллекторов), размещаемые организациями-кредиторами (ст. 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности»).
Все указанные выше сведения публикуются на Федресурсе с соблюдением установленной процедуры.
Как публиковать сведения на Федресурсе
Публиковать сведения на Федресурсе можно из «Личного кабинета», доступ к которому осуществляется при помощи сертификата ключа проверки электронной подписи, выданного авторизованным удостоверяющим центром. Электронная подпись может выдаваться как на руководителя компании, так и на представителя по доверенности и должна подтверждать право публикации сведений на Федресурсе.
После получения ЭЦП представитель компании может создавать и подписывать обязательные сообщения для публикации на Федресурсе. Перед публикацией необходимо оплатить соответствующие услуги сервиса. Стоимость одной публикации составляет порядка 900 рублей.
Создание счета на оплату происходит только в личном кабинете при формировании счета на предварительную оплату или при формировании счета для оплаты конкретного сообщения. Сообщения размещаются в ресурсе не позднее следующего рабочего дня после даты поступления денежных средств на счет оператора.
В последнее время в интернете появилось довольно много разного рода онлайн-сервисов, которые предлагают компаниям услуги по быстрой публикации сведений на Федресурсе. И если организация не планирует себя утруждать публикацией обязательных сведений, она вполне может доверить публикации таким посредникам. Однако нужно понимать, что услуги таких сервисов всегда оказываются на платной основе. И помимо самой публикации придется дополнительно оплатить еще и услуги посредника.
Кроме того, перед тем как доверить публикации посреднику, не мешает проверить легальность его деятельности и ознакомиться с отзывами о нем представителей других компаний. Сотрудничество с мошенниками грозит не только потерей денег, но и возможными проблемами в связи с отсутствием в Федресурсе обязательных публикаций.
Неразмещение в Федресурсе обязательных сведений, равно как и размещение там заведомо ложной информации, является основанием для привлечения к административной ответственности.
Ответственность за неразмещение информации на Федресурсе
Сами компании не несут ответственности за неисполнение обязанности по публикации сведений на Федресурсе. Административную ответственность за данное нарушение несут должностные лица организаций – их руководители и те, на кого непосредственно возложена обязанность по публикации информации на Федресурсе. Согласно ч. 6 ст. 14.25 КоАП РФ, несвоевременное опубликование сведений на Федресурсе влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 000 рублей.
Под несвоевременной публикацией понимается нарушение сроков размещения сведений, установленных законодательством. Например, уведомление о планируемом банкротстве организации должны публиковать в Федресурсе не менее чем за 15 календарных дней до даты подачи соответствующего заявления в арбитражный суд (п. 4 ст. 37 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности»). Поэтому если компания пропустит данный срок, ее руководителя могут привлечь к ответственности именно по ч. 6 ст. 14.25 КоАП РФ за несвоевременное представление сведений.
Если организация вообще не опубликует сведения на Федресурсе, которые она обязана публиковать в силу требований законодательства, ее должностные лица понесут ответственность по ч. 7 ст. 14.25 КоАП РФ. Данное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей. Такой же штраф назначат и за публикацию на Федресурсе недостоверных сведений.
Самые строгие меры ответственности предусмотрены за повторную непубликацию сведений на Федресурсе и повторную публикацию на нем заведомо ложных сведений. Эти нарушения повлекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет (ч. 8 ст. 14.25 КоАП РФ).
С 1 октября 2016 года, на основании ч. 6 ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» заказчик обязательного аудита (аудируемое лицо) обязан внести сведения о результатах такого аудита в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности. Исключением являются случаи, когда такие сведения составляют государственную или коммерческую тайну, а также иные случаи, установленные федеральными законами.
Обратите внимание, что обязательный аудит проводится в отношении годовой отчетности, поэтому обязательному сообщению о результатах аудиторской проверки подлежат сведения из аудиторского заключения по итогам года.
В Единый федеральный реестр расположен на интернет-сайте http://fedresurs.ru и там должны быть отражены следующие сведения об результатах обязательного аудита:
– идентифицирующие аудируемое лицо данные (ИНН, ОГРН, СНИЛС при их наличии);
– идентифицирующие аудиторскую организацию(индивидуального аудитора) данные (ИНН, ОГРН, СНИЛС при их наличии);
– перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в отношении которой проводился обязательный аудит, период, за который составлена эта отчетность;
– дата аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;
– мнение аудиторской организации (индивидуального аудитора) о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности.
Порядок ведения Единого федерального реестра и опубликования сведений, содержащихся в нем, установлен Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Пример раскрытия информации о проведенном обязательном аудите на портале Единого федерального реестра
Разместить информацию о проведенном аудите может как сама организация, в которой проведен обязательный аудит, так и нотариус.
Разместить сведения о проведенном обязательном аудите в Едином федеральном реестре нужно не позднее 3-х рабочих дней с даты подписания аудиторского заключения.
АЛГОРИТМ РАЗМЕЩЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ НА ПОРТАЛЕ
– получить ЭЦП для работы на портале fedresurs у спецоператора (обратите внимание, что не подходит ЭЦП для передачи отчетности в ФНС);
– выставить счет и оплатить его в ЗАО ИНТЕРФАКС (как правило денежные средства доступны на следующий день);
С 1 июля 2021 года за внесение и размещение сведений Оператор взимает оплату в размере 902 руб. 51 коп. за каждое сообщение (до 01.07.2021 – 860 рублей 35 копеек, в том числе НДС 20 % (143 рублей 39 копеек).
– при наличии предоплаты – опубликовать сведения об обязательном аудите на портале (можно прикрепить скан аудиторского заключения – не обязательное требование);
– подписать акт и счет-фактуру за публикацию и получить их с ЭЦП из личного кабинета.
Штрафы за несвоевременное размещение сведений
Статьей 14.25 КоАП РФ установлена административная ответственность(части 6-8 введены в статью 14.25 Федеральным законом от 29.12.2015 N 391-ФЗ) за несвоевременное представление сведений, а также за непредставление или представление недостоверных или заведомо ложных сведений в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Статья 14.25. Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
6. Несвоевременное представление сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в случаях, если такое представление предусмотрено законом, –
влечет предупреждение должностных лиц или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 000 рублей.
7. Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в случаях, если такое внесение предусмотрено законом, –
8. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7 настоящей статьи, или внесение в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заведомо ложных сведений –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
ПУБЛИКАЦИЯ ГОДОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ И АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Годовая бухгалтерская отчетность и аудиторское заключение необходимо предоставлять акционерам. Не позднее чем за 20 дней до даты проведения общего собрания акционеров аудиторское зпаключение должно быть представлено любому акционеру по месту нахождения акционерного общество или размещено в интернете, если это предусмотрено уставом или внутренним порядком (п. 3 ст. 52 Федеральногo законa от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ).
Cтатья 92 Закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ обязывает все акционерные общества проводить обязательный аудит годовой отчетности, и бухгалтерскую отчетность вместе с аудиторским заключением опубликовать в интернете (п.71 Положения Банка РФ от 30.12.2014 г. N 454-П). Акционерные общества для этого используют специализированные сайты, на которых распространяется информация по рынку ценных и иных бумаг (смотрите п. 2.5 Положения Банка РФ от 30 декабря 2014 г.).
Размещать информацию в интернете необходиимо у аккредитованных агентств (Положение Банка России от 13 октября 2014 г. N 435-П). Такими агентствами являются Система комплексного раскрытия информации и новостей (https://skrin.ru/), ИНТРЕФАКС (https://www.e-disclosure.ru/).
За нарушения сроков и порядка раскрытия информации акционерное общество и должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ст.15.19 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии со статьей 92 Федерального закона “Об акционерных обществах” открытое акционерное общество обязано раскрывать годовую бухгалтерскую отчетность. Обязательное раскрытие осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии со статьей 49 Федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью” в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общество обязано ежегодно публиковать годовые бухгалтерские балансы.
При этом согласно части 10 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ в случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением.
Дата публикации: 19.12.2019 08:19
Федеральным законом от 12.11.2019 № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в законодательство о государственной регистрации юридических лиц. Данные поправки с 12 ноября 2019 года возложили на юридические лица дополнительную обязанность по внесению в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (далее – ЕФРСФДЮЛ) следующих сведений:
- о продаже предприятия или передаче его в аренду;
- уведомление о ликвидации юридического лица с указанием сведений о принятом решении о ликвидации, ликвидационной комиссии и ряда иных сведений;
- уведомление о реорганизации юридического лица с указанием сведений о каждом участнике реорганизации, а также о каждом создаваемом или продолжающем деятельность в результате реорганизации юридическом лице, форме реорганизации и ряда иных сведений;
- уведомление об уменьшении уставного (складочного) капитала юридического лица с указанием способа, порядка и условий его уменьшения и ряда иных сведений.
Для того чтобы осуществить публикацию, руководитель компании должен получить электронную подпись в одном из удостоверяющих центров. Список удостоверяющих центров можно найти на сайте www.fedresurs.ru. Электронная подпись позволяет авторизоваться на данном сайте. Внесение сведений в ЕФРСФДЮЛ осуществляется посредством формирования электронного сообщения при помощи программных средств данных сайтов. Электронное сообщение подписывается электронно-цифровой подписью. Внести сведения можно и через нотариуса. В этом случае электронное сообщение подписывается электронной подписью нотариуса.
За невнесение или несвоевременное внесение сведений в ЕФРСФДЮЛ пунктами 6, 7 и 8 статьи 14.25 КоАП предусмотрена административная ответственность.
Кроме того, пп. с), т) п.1 ст.23 Закона о государственной регистрации ЮЛ и ИП предусмотрен отказ в государственной регистрации при неисполнении юридическим лицом в процессе реорганизации и ликвидации обязанности уведомить кредиторов в соответствии со ст. 7.1. Закона о государственной регистрации ЮЛ и ИП.
С 1 сентября 2022 года вступил в силу перечень сведений, которые обязаны раскрывать аудиторские организации. Рассказываем, какие данные и в какие сроки нужно публиковать аудиторам и что будет за нераскрытие данной информации.
Раскрытие информации аудиторскими организациями
Обязанность по раскрытию аудиторскими организациями информации о своей деятельности установлена в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Данная обязанность распространяется на все аудиторские организации, в том числе дочерние, и организации с участием иностранных и международных компаний.
В целях исполнения указанной обязанности каждая аудиторская организация обязана иметь интернет-сайт, на котором должна раскрывать и регулярно обновлять (актуализировать) сведения о своей деятельности. Форма раскрытия сведений законодательством не регламентирована. Аудиторская организация вправе определять форму раскрытия информации о своей деятельности самостоятельно. Главное условие – информация должна раскрываться в том минимальном объеме и в те сроки, которые установлены Минфином.
При раскрытии информации организации обязаны соблюдать аудиторскую тайну, под которой понимаются любые сведения и документы, полученные или составленные аудиторской организацией и ее работниками при оказании аудиторских услуг. Не являются аудиторской тайной и могут быть раскрыты на сайте аудиторской организации следующие сведения (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ):
- разглашенные либо самим лицом, которому оказывались аудиторские услуги, либо с его согласия;
- о заключении договоров оказания аудиторских услуг;
- о величине оплаты аудиторских услуг.
Перечень информации, подлежащей обязательному раскрытию на официальных сайтах аудиторских компаний, а также ее минимальный объем и сроки публикации утв. приказом Минфина от 30.11.2021 № 198н. Информация в данном перечне разбита на несколько блоков, каждый из которых должен публиковаться не позднее установленных Минфином сроков.
Перечень сведений о деятельности аудиторских организаций, подлежащих раскрытию на их сайтах, вступает в силу с 1 сентября 2022 года и действует до 1 сентября 2028 года (п. 3 приказа Минфина от 30.11.2021 № 198н).
Общие данные об аудиторской организации
В данном блоке сведений компания публикует о себе следующие сведения:
- полное и сокращенное наименование, включая организационно-правовую форму;
- адрес в пределах места нахождения;
- номер телефона;
- адрес электронной почты;
- дата внесения в реестр СРО (последняя дата внесения сведений в реестр);
- дата внесения в реестр аудиторских организаций, оказывающих услуги общественно значимым организациям (в случае внесения сведений);
- дата внесения в реестр аудиторских организаций, оказывающих услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке (в случае внесения сведений);
- описание системы вознаграждения руководства аудиторской организации, руководителей аудита, в том числе факторов, влияющих на размер их вознаграждений;
- информация о структуре аудиторской организации с указанием всех ее органов управления и их основных функций, а также Ф.И.О. членов коллегиального исполнительного органа аудиторской организации (с указанием тех из них, кто является независимым членом, и лица, исполняющего обязанности руководителя).
Данные сведения должны быть опубликованы не позднее 10 рабочих дней со дня внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций СРО. Также здесь должны раскрываться:
- численность работающих по основному месту работы и по совместительству аудиторов, доля таких аудиторов в общей численности аудиторов, работающих в аудиторской организации по трудовому договору;
- численность аудиторов, имеющих квалификационный аттестат, выданный СРО.
Данные о численности работающих в организации аудиторах публикуются не позднее 31 марта года, следующего за годом, информация за который раскрывается.
Данные о контроле за деятельностью аудиторской организации
В этой части организация обязана публиковать на своем сайте:
- заявление руководителя о наличии и результативности системы внутреннего контроля аудиторской организации;
- заявление руководителя о соблюдении организацией и аудиторами требований профессиональной этики и независимости;
- заявление руководителя о соблюдении аудиторами, работающими в организации, требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации;
- описание мер, принимаемых в аудиторской организации в целях обеспечения ротации руководителей аудита.
Заявления руководителей публикуются не позднее 31 марта года, следующего за годом, информация за который раскрывается, а меры по ротации руководителей – не позднее 10 рабочих дней со дня внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций.
Также в данном блоке публикуются:
- сведения о внешних проверках деятельности организации, проведенных в течение трех лет, непосредственно предшествующих году, в котором раскрывается информация (с указанием контрольного органа, проводившего проверки и года проведения проверок);
- меры дисциплинарного и иного воздействия, примененные в отношении аудиторской организации в течение года, в котором раскрывается информация, и предшествующего ему года.
Эти сведения публикуются не позднее 20 рабочих дней с даты окончания внешней проверки, информирования аудиторской организации о примененной в отношении нее меры воздействия соответственно и до истечения одного календарного года с даты вступления в силу решения о применении соответствующей меры воздействия.
Лица, связанные с аудиторской организацией
В данном блоке аудиторская организация раскрывает:
- перечень филиалов и представительств с указанием адреса в пределах места нахождения;
- перечень дочерних организаций с указанием полного и сокращенного наименования, включая организационно-правовую форму и адрес в пределах места нахождения;
- наименование организации, по отношению к которой аудиторская организация является дочерним обществом;
- перечень аудиторских компаний, участвующих в уставном капитале организации;
- размер доли уставного капитала организации, принадлежащей всем ее аудиторам;
- перечень бенефициарных владельцев аудиторской организации с указанием Ф.И.О., гражданства и страны постоянного проживания;
- перечень иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных и международных компаний, являющихся контролирующими лицами организации;
- наименование российской или международной сети аудиторских организаций, членом которой является организация, с указанием места расположения штаб-квартиры, адреса официального сайта и описания характера отношений между членами указанной сети.
Все перечисленные сведения должны публиковаться на сайте организации не позднее 10 рабочих дней со дня ее внесения в соответствующий реестр аудиторов и аудиторских организаций.
Сведения о полученной выручке
Наконец, аудиторская организация обязана публиковать за год, непосредственно предшествующий году, в котором раскрывается информация:
- сведения о величине выручки от оказания аудиторских услуг;
- сведения о величине выручки от оказания прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг;
- перечень общественно значимых организаций, которым были оказаны аудиторские услуги в течение не менее одного года, непосредственно предшествующего году, раскрытия информации (с указанием их наименования и ОГРН).
Все эти сведения публикуются не позднее 31 марта года, следующего за годом, информация за который раскрывается (начиная с года, следующего за годом, в котором сведения об аудиторской организации внесены в реестр).
Ответственность за нераскрытие информации
Если аудиторская организация не будет вести свой сайт и публиковать на нем обязательную информацию, она рискует утратить свой статус и лишиться права на оказание аудиторских услуг. В этих случаях контролеры направят саморегулируемой организации аудиторов обязательное для исполнения предписание об исключении сведений об аудиторской организации из реестра (ч. 6.3 ст. 20 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).
Получив такое предписание, саморегулируемая организация аудиторов в течение трех рабочих дней обязана исключить организацию-нарушителя из реестра и проинформировать об этом в письменной форме контролирующий орган. С указанного момента организация лишится права осуществлять аудиторскую деятельность.
Публикация сведений о членстве и прекращении членства в СРО в реестре Федресурс
распечатать Изменения для бухгалтера с 2023 года
В последнее время все больше поступает запросов относительно размещения в Федресурсе информации о членстве и прекращении членства в саморегулируемой организации. Действительно ли существует такая обязанность? Если да, то как ее исполнять? И почему именно сейчас эта тема стала «набирать обороты»?
Такая обязанность существует и устанавливается она частью 5 статьи 5 ФЗ № 315 «О саморегулируемых организациях». Это не новая обязанность – действует она с 1 октября 2016 года. При этом нюансы ее исполнения устанавливаются другим федеральным законом, а именно статьей 7.1 ФЗ №129. На что следует обращать внимание при публикации в Федресурс сведений о СРО?
Тонкости исполнения обязанности
Здесь следует обращать внимание на некоторое количество важных деталей:
- В части публикаций о СРО есть два вида сообщений – членство и прекращение членства в саморегулируемой организации. Вносить в реестр одинаково важно и первую, и вторую категорию сведений.
- Исполнение обязанности ложится на плечи самих членов СРО. То есть раскрывать информацию в Федресурсе должна НЕ саморегулируемая организация, а ее члены!
- Публикации о членстве/прекращении членства в СРО размещаются по общему порядку – в течение 3 рабочих дней с даты возникновения существенного факта.
Что еще важно знать об обязанности? Конечно же, ответственность за ее неисполнение! Она предусматривается ч. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ и предполагает наложение на нарушителей:
- Штрафа в размере до 50.000 рублей
- Дисквалификации должностного лица на срок до 3 лет.
Специалисты – преимущественно юристы и бухгалтера, кто знаком с обязанностью и нюансами ее исполнения, могут сейчас возразить и сказать, что за Федресурс вообще не штрафуют. А если и штрафуют, то случаи единичны и не носят массовый характер. И такая точка зрения была бы верна до 2021 года. Именно в том году ситуация изменилась, и надзор за обязанностью стал очень серьезным.
Практика привлечения лиц к ответственности за Федресурс в 2021-2022 годах вышла на иной уровень – Прокуратура, Росреестр и ФНС массово отслеживают факт исполнения компаниями данной обязанности. И если она не исполнена – привлекают к ответственности.
Не остались в стороне и саморегулируемые организации. Наблюдая тенденции к установлению строгого надзора за Федресурсом и массовым штрафам, СРО стали рассылать своим членам информационные письма с призывом своевременно исполнять требования ч.5 ст.5 ФЗ № 315 «О СРО» и публиковать сведения в реестр. Ознакомиться с примерами таких уведомлений вы можете вот по этой ссылке.
В каждом из таких писем саморегулируемые организации призывают своих членов максимально оперативно опубликовать сообщение в Федресурсе, чтобы избежать установленных ст. 14.25 КоАП РФ штрафных санкций. Учитывая тот факт, что уже сами СРО начали рассылать такие уведомления, масштаб проблемы очевиден. Единицы знали о существовании обязанности, а исполняли ее – еще меньшее количество.
Тем не менее наступить ответственность может за непубликацию любых предусмотренных законом сведений в Федресурсе. Чаще всего это информация о лицензиях, результатах аудита, фин. отчетности, лизинге и тд. Мы собрали для вас небольшую часть практики привлечения к ответственности компаний – она вся свежая, датируется 2021-2022 годами:
Что нужно сделать, чтобы не попасть в ряды привлеченных к ответственности? Достаточно опубликовать сведения о членстве или прекращении членства в СРО в реестре Федресурс. Для этого воспользуйтесь порталом Федресурс онлайн. Раскрытие информации в реестре через него – это целый ряд преимуществ:
- Полностью удаленная публикация за 40 минут. Вам не придется посещать сторонние офисы, нотариусов и т.д.
- В стоимость уже включается оплата госпошлины и выпуск КЭП.
- Вы можете получить бесплатную консультацию с юристом портала по любым вопросам, связанным с раскрытием информации в Федресурсе
- Скидки при размещении нескольких публикаций.
Переходите на сайт fedresurs.online, чтобы своевременно и без нарушений внести в Федресурс сведения о членстве или прекращении членства в СРО.
Выбор читателей
Отныне компании, которые ранее должны были вносить сведения о проведенном аудите в реестр, теперь публикуют сведения об аудиторской проверке в рамках сообщения о фин. отчетности. На кого конкретно распространяется обязанность после законодательных изменений? Можно выделить 3 группы юридических лиц:
- ЧЬЯ ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ПОДЛЕЖИТ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ АУДИТУ. Эта категория юрлиц должна вносить в Федресурсе информацию о фин. отчетности с указанием следующих сведений:
наименования аудиторской организации;ИНН, ОГРН и другими основными идентификаторами аудитора;датой подписания аудиторского заключения. - наименования аудиторской организации;
- ИНН, ОГРН и другими основными идентификаторами аудитора;
- датой подписания аудиторского заключения.
- ЧЬЯ ОТЧЕТНОСТЬ И АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ О НЕЙ НЕ ПОДЛЕЖАТ ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ГИРБО. Этой группе организаций необходимо публиковать в Федресурсе сообщение о финансовой отчетности с указанием:
наименования аудиторской организации;ИНН, ОГРН и другими основными идентификаторами аудитора;датой подписания аудиторского заключения;мнения аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности этой отчетности и обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на ее достоверность. - датой подписания аудиторского заключения;
- мнения аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности этой отчетности и обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на ее достоверность.
- КТО РАЗМЕЩАЕТ СВЕДЕНИЯ ОБ ОТЧЕТНОСТИ В СМИ (например, на сайтах уполномоченных информационных агентств, аккредитованных Банком России: ООО “Интерфакс – ЦРКИ”, АО “АЭИ “ПРАЙМ”, АО “СКРИН”, ЗАО “АК&М”, АНО “АЗИПИ”). Этой категории компаний нужно размещать в реестре публикацию о финансовой отчетности и результатах аудита с дополнительным с указанием сведений о публикации в СМИ.
Изменения законодательства не могли не оказать влияния на сам реестр. Федресурс под нововведения подстроился и предусмотрел возможность публикации сведений о проведенном аудите в рамках сообщения об отчетности для всех указанных выше категорий юрлиц. Они могут опубликовать обязательную информацию независимо друг от друга.
Какое количество публикаций об аудите и отчетности нужно вносить в Федресурс?
С момента действия новых правил – 2 сообщения. Подробно объясняем, почему так.
Обращаясь к нормам ФЗ №402 о бухгалтерском учете, мы знаем, что датой утверждения финансового отчета является дата ее подписания руководителем юридического лица. Именно эта дата является отправной точкой для начала отсчета 3 рабочих дней, в течение которых соответствующая информация должна появиться в Федресурсе.
Однако на момент утверждения финансового отчета аудиторская проверка (если компания должна ее осуществлять) еще не будет проведена. Временной разрыв между датой подписания фин. отчетности и датой подписания аудиторского заключения может составлять от 1 до 10 месяцев. Подобная ситуация вызвана тем, что аудиторскую проверку можно провести и подать заключение о ней в налоговую либо до конца I квартала года, следующего за отчетным, либо до конца года, следующего за отчетным.
Подобная ситуация оказалась для многих организаций проблемной – до проведения аудита они могли разместить в Федресурсе только информацию о фин. отчетности и заполнить из новой, объединенной формы сообщения в реестре поля, имеющие отношение к отчетности.
Однако и это учли разработчики реестра, чтобы у компаний была возможность своевременно публиковать необходимые сведения в реестр и не сталкиваться со штрафными санкциями. Федресурс оставил в форме сообщения поля и блоки для их заполнения сведениями о финансовой отчётности и аудите независимыми друг от друга. Соответственно, порядок раскрытия информации в реестре теперь такой:
- Сначала нужно внести в Федресурс сообщение со сведениями о финансовой отчетности – в течение 3 рабочих дней с даты ее утверждения.
- Затем опубликовать второе сообщение, заполнив в нем повторно поля об отчетности и впервые – о результатах аудиторской проверки (в течение 3 рабочих дней с даты подписания заключения об аудите).
Вместе с тем пользователи, привыкшие к публикации сведений об аудите по старому порядку, имеют возможность воспользоваться и им. Так что каждый решает самостоятельно, каким именно образом исполнять обязанность: делать это в рамках второй публикации, повторно заполнив сведения об отчетности, либо разместить информацию об аудите отдельной публикацией, как раньше.
В любом случае, какой бы способ не казался вам более удобным, факт остается фактом – закон требует публиковаться в реестре дважды! Потому что даты утверждения финансового отчета и подписания аудиторского заключения не сходятся между собой.
Если у вас аудит уже проведен, но остаётся ряд вопросов, вы можете задать их специалисту по раскрытию информации в рамках бесплатной консультации. Оставляйте заявку на сайте fedresurs.online.
Почему так важна публикация сведений об аудите и отчетности в Федресурс?
Это важно для того, чтобы ваша организация не столкнулась с последствиями, предусмотренными ч.6-8 ст.14.25 КоАП РФ. К санкциям относятся штраф до 50.000 рублей и дисквалификация должностного лица на срок до 3 лет. С 2021 года усилился надзор госорганов за исполнением обязанности, поэтому сотни компаний сталкиваются с негативными правовыми последствиями. Ниже по ссылкам вы можете ознакомиться с примерами:
Обратите внимание, что в предписании, направленном ФНС России за аудит, юрлица дополнительно привлекаются к административной ответственности по:
- ст. 19.7 КоАП РФ за непредставление аудиторского заключения;
- ст. 15.11 КоАП РФ за отсутствие первичных учетных и иных финансовых документов, хранение которых является обязательным.
Теперь форма сообщения о финансовой отчетности с указанием сведений о результатах аудита выглядит следующим образом:
Техническая поддержка реестра дала ряд разъяснений относительно нового порядка раскрытия аудита и отчетности в Федресурсе. Предлагаем вам ознакомиться с ними:
“В новой форме внесения сведений в Федресурс каждая из 3 обязанных групп юридических лиц может вносить конкретный блок сведений о себе независимо от ряда полей, предусмотренных для другой группы”.
Для более четкого понимания приведем несколько примеров:
1 и 2 категории компаний (которые провели аудит, размещают сведения о нем и заполняют основные поля о фин. отчетности) строку “Ссылка на публикацию” могут оставить незаполненной. И при таком раскладе реестр опубликует ваше сообщение.
Идентичная ситуация и в отношении поля “Дата раскрытия”, где поддержка реестра дала разъяснения, что публикатор, размещающий сведения в средствах массовой информации (3 группа), вносит в нее дату публикации в СМИ. А публикатор, который в СМИ не размещает сведения о финансовой отчетности (1 и 2 группа), но обязан опубликовать сообщение из-за проведенного аудита, может внести в нее ту же дату, когда происходит публикация в Федресурсе.
“В случае публикации сообщения о финансовой отчетности необходимую информацию об отсутствии обязанности по публикации в СМИ можно отразить в этом поле, а также использовать его для любых иных пояснений от публикатора сведений на его усмотрение. К примеру, о том, что мнение аудитора с оговоркой содержится в подгруженном файле в виде приложения, поскольку текст мнения не поместился в поле “Мнение о достоверности отчетности”.
Что мы имеем в итоге? Юридические лица, на которые ранее распространялась обязанность по раскрытию сведений об аудите, с момента законодательных изменений подпадают под обязанность 1-2 группы в рамках публикации сообщения о финансовой отчётности (а ряд организаций – сразу под критерии всех 3 категорий компаний в случае размещения информации в СМИ). Они теперь должны вносить в Федресурс сообщение о фин. отчетности с указанием сведений об аудиторе, дате подписания заключения, а в ряде случаев (2 группа) и результатах аудита (мнение аудитора).
То есть число организаций, которые проводили аудит и обязаны публиковать сведения о его результатах в Федресурс, остается таким же. Все что произошло – объединение с сообщением о финансовой отчетности.
У вас остались вопросы после прочтения статьи? Тогда переходите на сайт fedresurs.online, чтобы бесплатно проконсультироваться со специалистам по любым вопросам, связанным с раскрытием информации в Федресурсе.
Хотите опубликовать сведения об аудите и финансовой отчетности в реестр за 40 минут, не выходя из дома? Тогда переходите на сайт fedresurs.online и оставляйте заявку на публикацию!
Федресурс – это Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц и ИП. Следуя положениям действующего законодательства, некоторый массив данных в этом реестре размещает Федеральная налоговая служба (те же данные, что вносятся в ЕГРЮЛ), а часть сведений обязана вносить сама компания или ИП.
Самым обширным событием, которое касается почти 1 млн юридических лиц и ИП, является наличие лицензий. Обязанность публикации сообщения о получении, переоформлении (продлении), прекращении действия, возобновлении, приостановке действия, аннулировании и любом ином изменении статуса лицензии или получении новой подлежит обязательному опубликованию в Федресурсе.
Общая информация об обязанности
Обязанность по публикации информации о лицензиях в Федресурсе установлена для юридических лиц и ИП на основании подпункта «м» пункта 7 статьи 7.1 ФЗ № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и ИП»
О том, что сведения о лицензиях должны публиковать сами юридические лица и ИП, а не ФНС или иные государственные органы регламентировано:
Пунктом 8 статьи 7 ФЗ № 129: «Сведения, указанные в пункте 7 настоящей статьи, а также иные сведения, внесение которых в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц является обязательным, подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц соответствующим лицом, за исключением сведений, внесение которых является обязанностью федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц».
Пунктом 8.3. статьи 7 ФЗ № 129: «Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц сведения, указанные в подпунктах “а” – “и” пункта 7 настоящей статьи».
Отсюда следует, что все другие сведения вносит само юридическое лицо или ИП.
Пунктом 9 статьи 7 ФЗ № 129: «Сведения, предусмотренные подпунктами “м” – “п” пункта 7 настоящей статьи в отношении индивидуального предпринимателя, и уведомление о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц соответствующим физическим лицом, осуществляющим деятельность в качестве индивидуального предпринимателя».
Указанная норма устанавливает обязанность публикации сведений для ИП, включая лицензии (подпункт «м» пункта 7 статьи 7.1 ФЗ №129).
Пунктом 9 статьи 7 ФЗ № 129: «Сведения, подлежащие внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц лицом, на которого возложена обязанность по опубликованию соответствующих сведений, за исключением сведений, внесение которых в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц является обязанностью уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, подлежат внесению указанным лицом в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в течение трех рабочих дней с даты возникновения соответствующего факта».
То есть срок публикации получения или иного изменения статуса лицензии составляет 3 рабочих дня.
Перечень обязательных событий, сведения о которых подлежат публикации на сайте Федресурс, содержатся в 11 разных ФЗ и имеют разные сроки и порядок публикации в реестре. Кроме того, ежегодно появляются новые события. Поэтому важно держать на контроле вопрос раскрытия информации в государственном реестре. Если пустить ситуацию на самотек, высока вероятность того, что вас привлекут к ответственности за неисполнение обязанности.
По этой ссылке вы можете ознакомиться с видами публикаций, которые необходимо размещать в Федресурсе.
В 2022 году практика штрафов за Федресурс стала повсеместной во всех регионах РФ. В настоящее время наиболее пристальному контролю со стороны госорганов подвергаются события, связанные с разрешением на деятельность и финансовым состоянием:
- сведения лицензиях и любом изменении их статуса (продление, прекращение, новое получение и тд);
- сведения о членстве или прекращении членства в СРО;
- сведения о недостаточности имущества (когда размер обязательств превышает стоимость имущества на балансе организации);
- сведения о результатах аудита (с 01.01.2022 объединены с сообщением о финансовой отчетности и касаются всех юридических лиц, которые проводят обязательный аудит);
- сведения о финансовой отчетности (см. предыдущий пункт);
- сведения о стоимости чистых активов (для АО).
А также еще более 80 видов событий, среди которых реорганизация, уменьшение УК, залоги, лизинг, купля-продажа бизнеса или его доли, ликвидация, банкротство и т.д.
2021 и 2022 годы кардинально изменили положение дел в части привлечения лиц к ответственности за неразмещение данных в Федресурс. Если раньше получение от контролирующих органов предписаний и прочих «весточек» скорее было исключением из правил, то теперь это стало носить массовый характер. Все больше юридических лиц сталкиваются с контролем со стороны налоговой, прокуратуры и Росреестра в части публикации информации в реестре. Связано это с тем, что регулятор стремится сделать предпринимательскую деятельность еще более прозрачной – ведь именно в этом и была основная задача создания Федресурса в далеком 2013 году.
При этом обратите внимание, что получить штраф можно за неисполнение обязанности по публикации любого вида сообщения. Ниже будет прикреплена существующая практика – изучите ее, чтобы убедиться в необходимости минимизировать риски привлечения к ответственности.
- Компании привлекаются к ответственности за неразмещение сведений о лицензиях – Представление Прокуратуры Смоленской области от 10.02.2022; Представление Прокуратуры Смоленской области от 01.07.2022;
- Отдельного внимания заслуживают публикации аудита и финансовой отчетности: Определение Управления Росреестра по Санкт-Петербургу 12.04.2021, Требование МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 2 г. Москвы от 21.01.2021, Определение Управления Росреестра по Тамбовской области 20.02.2021.
Мы собрали большую базу практики привлечения к ответственности. Отказы от ФНС собраны тут, а штрафы от прокуратуры и Росреестра – по этой ссылке.
На кого распространяется обязанность по размещению лицензий на Федресурсе?
Исполнять обязанность должны все – юридические лиц и индивидуальные предприниматели. Первые должны публиковаться в реестре вне зависимости от своей организационно-правовой формы – акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, некоммерческие организации и т.д.
При этом обратите внимание, что 1 лицензия = 1 сообщение. Если, к примеру, у вашей компании имеется 7 лицензий, то вы обязаны опубликовать в реестре 7 сообщений. Это вызвано в том числе тем, что что при публикации уведомления о получении или любом изменении статуса лицензии заполняются такие поля как: номер лицензии, дата, вид лицензируемой деятельности и т.д. Их нельзя указать через запятую, в реестре технически возможно заполнение этих полей только в отношении 1 лицензии.
Штраф за отсутствие лицензий в Федресурсе
Отсутствие информации в реестре о лицензиях грозит административной ответственностью согласно ст. 14.25 КоАП РФ. Следуя ее положениям, отсутствие обязательных сведений может привести к штрафу до 50.000 рублей или дисквалификации должностного лица на срок от 1 года до 3 лет.
Опубликовать сведения о лицензии в Федресурсе можно за 1 час! Для этого перейдите на сайт fedresurs.online и заполните поле обратной связи. Вам не придется оплачивать госпошлину и составлять текст заявления – все будет сделано за вас.
Переходите на сайт fedresurs.online, чтобы разместить сведения и обезопасить себя от риска штрафа и дисквалификации!
Дата публикации: 29.12.2020 09:49
Начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2019 год отчетность и аудиторские заключения о ней (если отчетность подлежит обязательному аудиту) включаются в государственный информационный ресурс (ГИР БО) (за некоторым исключением). ГИР БО – это общедоступная база, функции по формированию и ведению государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности возложены на ФНС России.
В целях формирования ГИР БО экономический субъект обязан представлять один экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган по месту своего нахождения (в соответствии с ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
На основании ч. 5 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» обязательный экземпляр отчетности представляется в налоговый орган не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. Установленный срок для представления бухгалтерской отчетности за 2019 год (с учетом нерабочих дней) – не позднее 12 мая 2020 года.
Если отчетность подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью, либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.
Обязательному аудиту годовой отчетности подлежат субъекты экономической деятельности, установленные ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», в том числе:
- любые организации, в том числе общества с ограниченной ответственностью и малые предприятия, у которых в году, предшествующему отчетному, выручка от реализации без НДС (строка 2110 отчета о финансовых результатах) более 400 млн.руб. или сумма активов на 31 декабря (строка 1600 бухгалтерского баланса) более 60 млн.руб.;
- все акционерные общества, независимо от величины выручки и активов;
- организации, чьи ценные бумаги допущены на ОРЦБ;
- при раскрытии организацией сводной (консолидированной) бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- организации, для которых обязательный аудит предусмотрен специальным законом.
Полный перечень случаев обязательного аудита отражен в ст. 5 Закона № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
За непредставление в срок аудиторского заключения ст. 19.7 КоАП РФ предусмотрен административный штраф:
- для организации – от 3 000 до 5 000 руб.;
- для должностного лица – от 300 до 500 руб.
Документ
Федеральный закон от 30.12.2021 № 435-ФЗ
Комментарий
Федеральный закон от 30.12.2021 № 435-ФЗ внес изменения:
Все изменения касаются представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней, а также включения сведений в Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО).
Напомним, что с 1 января 2020 года (т. е. с отчетности за 2019 год) организациям не нужно представлять экземпляр годовой бухгалтерской отчетности в органы государственной статистики. Исключение составляют организации, чья отчетность содержит сведения, отнесенные к государственной тайне, а также случаи, установленные Правительством РФ. С этой же даты ФНС России формирует Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО), который наряду с информацией об отчетности содержит данные аудиторских заключений по организациям, которые подлежат обязательному аудиту. Годовая бухгалтерская отчетность представляется в налоговый орган не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, аудиторское заключение представляется вместе с ней либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом. Если бухгалтерская отчетность представлена с ошибками, экземпляр исправленной отчетности представляется в налоговый орган не позднее чем через 10 рабочих дней после внесения в нее изменений либо ее утверждения. Такие правила были установлены ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”.
С отчетности за 2021 год меняются правила представления исправленной бухгалтерской (финансовой) отчетности, ранее представленной в ГИРБО с ошибками. Теперь она должна быть представлена не позднее 31 июля года, следующего за отчетным годом. А если отчетность утверждена позже, то не позднее 10 рабочих дней после ее утверждения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (п. 2 ст. 1 Закона № 435-ФЗ).
Правительству РФ предоставлено право определять случаи, когда доступ к информации, содержащейся в ГИРБО, может быть ограничен, порядок ограничения и возобновления такого доступа (п. 5 ст. 1 Закона № 435-ФЗ). Информация, доступ к которой ограничен, может быть предоставлена исключительно государственным органам, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам и ЦБ РФ. Положение применяется к отчетности, включенной в ГИРБО, за 2019 год и следующие отчетные периоды.
Также отменено требование о размещении в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц информации о результатах обязательного аудита годовой бухгалтерской отчетности, если отчетность и аудиторское заключение о ней содержатся в ГИРБО (ст. 2, ст. 3 Закона № 435-ФЗ). При этом сведения об аудиторской проверке (наименование аудиторской организации или Ф. И. О. индивидуального аудитора, идентифицирующие их данные, дата аудиторского заключения) предоставлять в ЕФРСФДЮЛ по-прежнему нужно. Обязательному внесению в Единый федеральный реестр сведений подлежат и сведения о консолидированной финансовой отчетности при ее наличии, если она подлежит раскрытию в средствах массовой информации (ранее в пп. “л.2” п. 7.1 Закона № 129-ФЗ консолидированная отчетность не упоминалась) (ст. 2 Закона № 435-ФЗ).
С 2023 года (т. е. с отчетности за 2022 год) Правительство РФ утратит полномочия по установлению случаев, в которых организации освобождаются от представления обязательного экземпляра отчетности в ГИРБО (п. 1 ст. 1 Закона № 435-ФЗ).
Напомним, что годовая бухгалтерская отчетность на момент ее представления в налоговый орган для формирования ГИРБО может быть не утверждена, поскольку срок представления годовой отчетности – не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, а годовые собрания по ее утверждению могут проводиться позже – не позднее четырех месяцев для ООО и шести месяцев для АО после окончания отчетного года (ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, ст. 34 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ, ст. 47 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ).
Внесение изменений в утвержденную бухгалтерскую отчетность не допускается (ч. 9 ст. 13 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).