Какой орган рассматривает дела о банкротстве физических лиц

Содержание

Для чего в делах о банкротстве привлекаются органы опеки и попечительства

Статья 213.6. Особенности рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом

(введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 154-ФЗ)

1. По результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом арбитражный суд выносит одно из следующих определений:

о признании обоснованным указанного заявления и введении реструктуризации долгов гражданина;

о признании необоснованным указанного заявления и об оставлении его без рассмотрения;

о признании необоснованным указанного заявления и прекращении производства по делу о банкротстве гражданина.

2. Определение о признании обоснованным заявления конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов выносится в случае, если указанное заявление соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 2 статьи 213.3 и статьей 213.5 настоящего Федерального закона, требования конкурсного кредитора или уполномоченного органа признаны обоснованными, не удовлетворены гражданином на дату заседания арбитражного суда и доказана неплатежеспособность гражданина.

Определение о признании обоснованным заявления гражданина о признании его банкротом и введении реструктуризации долгов гражданина выносится в случае, если указанное заявление соответствует требованиям, предусмотренным статьей 213.4 настоящего Федерального закона, и доказана неплатежеспособность гражданина.

При вынесении арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления должника, конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании гражданина банкротом, введении реструктуризации его долгов или признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина арбитражный суд привлекает к участию в рассмотрении дела о банкротстве гражданина орган опеки и попечительства в случае, если в рамках рассматриваемого дела затрагиваются права несовершеннолетнего лица либо права лица, признанного судом недееспособным.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 222-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Определение о признании необоснованным заявления должника, конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании гражданина банкротом и об оставлении указанного заявления без рассмотрения выносится при наличии иного заявления о признании гражданина банкротом в случае, если на дату заседания арбитражного суда по проверке обоснованности заявления о признании гражданина банкротом требования конкурсного кредитора или уполномоченного органа удовлетворены, либо признаны необоснованными, либо установлено отсутствие всех условий, предусмотренных статьями 213.3 — 213.5 настоящего Федерального закона, либо не доказана неплатежеспособность гражданина, либо на дату подачи заявления о признании гражданина банкротом требования конкурсного кредитора или уполномоченного органа не подтверждены вступившим в законную силу судебным актом и между конкурсным кредитором или уполномоченным органом и гражданином имеется спор о праве, который подлежит разрешению в порядке искового производства.

Отсутствие у гражданина имущества, за счет которого возможно пропорционально удовлетворить требования кредиторов, само по себе не является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве этого гражданина (Обзор судебной практики ВС РФ N 2 (2017).

Определение о признании необоснованным заявления должника, конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании гражданина банкротом и прекращении производства по делу о банкротстве гражданина выносится арбитражным судом при отсутствии иных заявлений о признании гражданина банкротом в случае, если на дату заседания арбитражного суда по проверке обоснованности заявления о признании гражданина банкротом требования конкурсного кредитора или уполномоченного органа удовлетворены, либо признаны необоснованными, либо установлено отсутствие на дату подачи указанного заявления всех условий, предусмотренных статьями 213.3 — 213.5 настоящего Федерального закона, либо не доказана неплатежеспособность гражданина, либо на дату подачи заявления о признании гражданина банкротом требования конкурсного кредитора или уполномоченного органа не подтверждены вступившим в законную силу судебным актом и между конкурсным кредитором или уполномоченным органом и гражданином имеется спор о праве, который подлежит разрешению в порядке искового производства.

Отсутствие у гражданина имущества, которое могло бы быть после покрытия расходов на процедуру, применяемую в деле о банкротстве гражданина, направлено на удовлетворение требований кредиторов, не препятствует введению процедуры реализации имущества гражданина.

(абзац введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 289-ФЗ)

3. Для целей настоящего параграфа под неплатежеспособностью гражданина понимается его неспособность удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Если не доказано иное, гражданин предполагается неплатежеспособным при условии, что имеет место хотя бы одно из следующих обстоятельств:

гражданин прекратил расчеты с кредиторами, то есть перестал исполнять денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил;

более чем десять процентов совокупного размера денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей, которые имеются у гражданина и срок исполнения которых наступил, не исполнены им в течение более чем одного месяца со дня, когда такие обязательства и (или) обязанность должны быть исполнены;

размер задолженности гражданина превышает стоимость его имущества, в том числе права требования;

наличие постановления об окончании исполнительного производства в связи с тем, что у гражданина отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание.

Если имеются достаточные основания полагать, что с учетом планируемых поступлений денежных средств, в том числе доходов от деятельности гражданина и погашения задолженности перед ним, гражданин в течение непродолжительного времени сможет исполнить в полном объеме денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил, гражданин не может быть признан неплатежеспособным.

4. В определении арбитражного суда о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов должны содержаться указания на:

дату судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве гражданина;

утверждение финансового управляющего (фамилия, имя, отчество арбитражного управляющего, наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой утвержден финансовый управляющий).

В случае, если в заявлении о признании гражданина банкротом указан максимальный размер расходов финансового управляющего на оплату осуществляемых за счет подавшего заявление лица услуг лиц, привлеченных финансовым управляющим в целях обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей, определение арбитражного суда о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов должно содержать также указание на данный размер расходов.

5. Вопрос о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов должен быть рассмотрен на заседании арбитражного суда не ранее чем по истечении пятнадцати дней и не позднее чем в течение трех месяцев с даты принятия арбитражным судом заявления о признании гражданина банкротом.

6. Судебные акты, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, и другие предусмотренные настоящим параграфом судебные акты подлежат немедленному исполнению, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

7. Производство по делу о банкротстве гражданина может быть приостановлено по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве гражданина, в случае обжалования определений об оставлении заявления о признании гражданина банкротом без рассмотрения и о прекращении производства по делу о банкротстве гражданина.

Обжалование определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов не приостанавливает исполнение этого определения.

8. По результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом, если гражданин не соответствует требованиям для утверждения плана реструктуризации долгов, установленным пунктом 1 статьи 213.13 настоящего Федерального закона, арбитражный суд вправе на основании ходатайства гражданина вынести решение о признании его банкротом и введении процедуры реализации имущества гражданина.

Банкротство физического лица заработная плата

Ваше сообщение было успешно отправлено

Нужно ли при банкротстве уведомить работодателя? Как получать свою зарплату и будут ли ее платить мне или все заберут кредиторы?

Сохранить к себе и прочитать позже

Банкротом может стать любой человек, даже имеющий стабильную работу и зарплату, которая, к сожалению, по каким-то причинам не позволяет ему выплатить долг.

Какой орган рассматривает дела о банкротстве физических лиц

При введении процедуры банкротства человек не теряет свою работу, он продолжает трудиться, как обычно. Но что происходит с зарплатой? Как ее получать и, вообще, будут ли банкроту платить зарплату или ее заберут кредиторы?

Именно эти вопросы мы сегодня и рассмотрим.

Как известно, при банкротстве физического лица финансовый управляющий распоряжается счетами должника. Как именно это происходит? Мы разбирали в статье «Как финансовый управляющий работает с банками?»

Гражданин-банкрот сразу (в законе говорится: не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о признании его банкротом) обязан передать финансовому управляющему все имеющиеся у него банковские карты, в том числе и зарплатную карту, сообщить сведения о месте работы.

Те, кто следят за нашим блогом и уже читали эту статью помнят, что должник может обратиться к финансовому управляющему для исключения из конкурсной массы части дохода в размере прожиточного минимума — причем, не только для банкрота, но и для его иждивенцев (например, детей).

Выдает прожиточный минимум финансовый управляющий, который ведет ваше банкротство. Обязательно уточняйте, ежемесячно ли он будет это делать

Итак, будет ли выдаваться должнику зарплата во время банкротства?

Нет, напрямую — не будет. Таковы требования закона. Все происходит через финансового управляющего и в размере прожиточного минимума на себя и иждивенцев (например, детей)

Кстати, зачастую прожиточный минимум в банкротстве оказывается больше, чем у должника оставалось до начала банкротства после удержаний приставами и банками.

Управляющий уведомляет работодателя о том, что он обязан перечислять зарплату должника на тот счет, который укажет управляющий. Уведомление обязательно имеет письменную форму и передается под подпись или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении по месту работы. Работодатель не вправе игнорировать поступившее требование, так как на получение денег напрямую должником вводится мораторий. Выдача зарплаты и прочих трудовых доходов может совершаться только под контролем управляющего. Исключение – если ваш доход ниже прожиточного минимума.

А будет ли выдаваться должнику зарплата после банкротства?

Разумеется, да. Более того, списав долги бывший (уже) должник будет получать ее полностью. Без каких-либо удержаний по списанным долгам, которых, с момента списания, больше не существует.

Обратите внимание, что открыть счет в другом банке и начать получать зарплату «тихонечко» через него должник не вправе. Для банков также предусмотрена ответственность за проведение операций по счетам гражданина, находящегося в стадии банкротства.

Но более важно другое: если гражданин признан банкротом, но открыл счет и начал им самостоятельно пользоваться, не сообщив в банк о том, что он банкрот, суд может признать его недобросовестным и отказать в списании долгов.

Таким образом, физическое лицо, пока идет процедура банкротства, лишается права свободно распоряжаться своей зарплатой. После введения данной процедуры все финансы контролирует назначенный управляющий. Однако, все мелкие расходы должника (услуги ЖКХ, продукты, услуги связи и пр.) должник оплачивает самостоятельно. Поэтому управляющий обязан выделять ежемесячно определенную сумму должнику на текущие расходы в размере прожиточного минимума.

Как законопроект повлияет на реформу законодательства о банкротстве?

В случае принятия законопроекта изменится порядок торгов (в частности, не будет процедуры публичного предложения), объяснил Илья Телятников. Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление будут заменены на одну реабилитационную процедуру. Эксперт положительно оценивает потенциальное нововведение: например, применение наблюдения не давало какого-либо эффекта, а лишь затягивало на 9 месяцев переход к инвентаризации и реализации имущества.

Также к исключительной компетенции собрания кредиторов будет относиться в том числе принятие решения об утверждении и изменении плана реструктуризации долгов, заметил Юрий Капштык. При рассмотрения дела о банкротстве помимо реструктуризации долгов (за исключением банкротства финансовых организаций) могут применятся конкурсное производство и мировое соглашение. Введение механизма “мировое соглашение” эксперт считает прогрессом: стороны могут сами урегулировать спор, а не использовать исключительно механизм принудительного исполнения. До настоящего момента такой возможности не было, в том числе и в компетенции управляющих, объяснил он. Это однозначно повысит лояльность со стороны участников как к закону так и самой процедуре, подытожил эксперт.

Дмитрий Краснощек, адвокат (Тульская областная Адвокатская палата, № 71/830), руководитель юридической фирмой “Стратегия”:

“Если мы говорим о том, что данный законопроект будет принят в неизменном виде, то, конечно, это приведет к самым существенным изменениям в сфере банкротства за последние 20 лет. Поменяется порядок назначения на должность арбитражных управляющих, наконец будет реформирована процедура наблюдения, и тут очевидно желание законодателя сделать эту процедуру не номинальной, а реальной, с реальной возможностью восстановления платежеспособности предприятия. Заработает ли это на практике пока говорить сложно, но очевидно, что законодатель всеми силами пытается уменьшить количество конкурсных производств и увеличить количество восстановительных процедур. В основе закона лежит очень хорошая идея, но как нам кажется есть очень серьезный отрыв закона от реальности, это выражается в том, что если даже реальный руководитель предприятия не смог найти возможность для его спасения, то как это сделает управляющий, ведь в текущей экономической ситуации дело не в фигуре руководителя, не в том, что он не обладает соответствующими навыками, а в том, что сама экономическая ситуация не дает ему возможности реализоваться.

Еще один большой блок изменений коснется системы проведения торгов, будет отменено публичное предложение, и вместо него будут просто торги на повышение. Отличие в том, что если заявок не поступило, то цена снижается до появления первой заявки и потом повышение будет происходит уже от этой сниженной стоимости.

Самым спорным моментом законопроекта является деление всех должников на группы и назначение управляющих в зависимости от накопленных баллов. Также в зависимости от этого изменится и порядок оплаты услуг арбитражных управляющих. Законодатель предполагает, что такой подход будет заинтересовывать управляющего материально и приведет к увеличению процента погашенных требований, но может быть и обратный эффект, все самые большие процедуры достанутся управляющим с более высоким рейтингом, а новичкам останутся совсем “пустые” процедуры, и они никак не смогут увеличить количество своих баллов и получить более серьезную процедуру. В итоге это может привести к формированию некого класса зажиточных управляющих, и все процедуры будут делиться только между определенным кругом лиц”

Досудебный порядок урегулирования споров с арбитражными управляющими

^К началу страницы

Повышение эффективности процедур банкротства и снижение связанных с ними издержек определены в качестве одной из стратегических целей Федеральной налоговой службы.

Достижение данной цели невозможно без организации конструктивного диалога с сообществом арбитражных управляющих, которые являются ключевыми участниками в делах о банкротстве.

Существующие в настоящее время способы взаимодействия налоговых органов и арбитражных управляющих, ограничены, в основном, обжалованием действий (бездействия) арбитражных управляющих в арбитражный суд, а также в орган по контролю (надзору) за их деятельностью.

Вместе с тем, принятая и реализуемая в настоящее время в Российской Федерации концепция саморегулирования предполагает не только проведение последующего контроля, но и предупреждение членами соответствующих саморегулируемых организаций нарушений.

К числу наиболее распространенных нарушений, совершаемых арбитражными управляющими, относятся нарушения, носящие формальный характер, а также нарушения, последствия которых могут быть устранены арбитражным управляющим во внесудебном порядке.

В этой связи ФНС России сообщает о начале пилотного проекта, в рамках которого саморегулируемым организациям предлагается присоединиться к новому формату взаимодействия налоговых органов и арбитражных управляющих.

Данный формат предполагает внедрение внесудебного порядка обжалования налоговыми органами действий (бездействия) арбитражных управляющих в саморегулируемую организацию, членом которой он является.

Результатом организации диалога должно стать оперативное устранение допущенных арбитражными управляющими нарушений, а также снижение издержек, связанных с участием в арбитражных судах, и, как следствие повышение эффективности процедур банкротства.

Оформив подписку, Вы сможете получать новости по теме “Банкротство” на следующий адрес электронной почты:

Поле заполнено некорректно

Банкротство юридических лиц

21 марта 2022

В этом материале:

В тяжелой финансовой ситуации компании начинают поиск решений для наиболее благоприятного выхода из кризисной ситуации. Многие руководители компаний задумываются о том, чтобы провести процедуру банкротства, однако у них возникают сомнения в отношении того, как она повлияет на их финансовое состояние. В нашем материале разберем, в каких случаях эксперты советуют юридическому лицу прибегать к процедуре банкротства, а также рассмотрим основные тенденции сферы банкротства.

Возможно ли внесудебное банкротство юридического лица?

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом (ч. 1 ст. 6 Закона № 127-ФЗ). При этом для граждан законом предусмотрена внесудебная процедура банкротства – он имеет право на подачу заявления о признании его банкротом во внесудебном порядке при одновременном соблюдении нескольких условий (ч. 1 ст. 223.2 Закона № 127-ФЗ) – подробнее об этом читайте в материале ГАРАНТ.РУ.

Мнения специалистов о возможности применения внесудебного банкротства для юридического лица схожи: основная часть считает, что применение такой процедуры невозможно. Так, Светлана Гузь отметила, что основная причина заключается в наличии одного из критериев внесудебного банкротства, который заключается в отсутствии имущества у гражданина, что подтверждается окончанием исполнительного производства. Эксперт объясняет: основная цель создания юридического лица коммерческой организации – извлечение прибыли. При создании обществ участники наделяют его имуществом, то есть отсутствие имущества, за счет которого могут быть удовлетворены требования кредиторов, свидетельствует о неразумном или недобросовестном ведении хозяйственной деятельности. Судебное банкротство позволяет установить причины, которые привели к банкротству. Если же недобросовестные участники оборота получат инструмент внесудебного банкротства, количество злоупотреблений может вырасти в разы, подытожила эксперт.

Ксения Хлопотова считает, что внесудебное банкротство для юридических лиц теоретически возможно, и если будет разработан соответствующий механизм, позволяющий реализовать процедуру банкротства без участия суда и арбитражного управляющего, то это значительно снизит нагрузку судов и “пустые” дела о банкротстве. Однако на сегодняшний день ни общество, ни законодательная база не готовы для реализации подобной идеи, поскольку предусмотреть все возможные злоупотребления со стороны должников и нивелирование рисков для кредиторов, является сложной задачей, для решения которой необходим уже действующий и эффективный институт банкротства, заметила эксперт.

Внесудебное банкротство для юридических лиц сейчас невозможно, поддерживает коллег руководитель федеральной юридической компании “Афонин и партнеры” Игорь Афонин. Банкротство юридических лиц сильно отличается от процедуры банкротства физических лиц. Например, во втором случае есть наблюдение, конкурсное производство, внешнее управление – и в каждой процедуре даже арбитражный управляющий называется по-разному, отличается и длительность процедур.

Как проходит процедура внесудебного банкротства?

Перечень предпринимаемых в этом случае шагов во многом схож с описанным выше. Но присутствует несколько важных отличий. Рассмотрим их подробнее.

Шаг №1. Определение признаков банкротства

Основанием для запуска упрощенной процедуры банкротства выступают два обязательных условия:

  • Величина накопившихся долгов физического лица в пределах от 50 тыс. полумиллиона рублей.
  • Возврат исполнительного листа кредиторам из-за отсутствия у должника имущества.

Второй признак означает, что в отношении заявителя уже возбуждалось исполнительное производство. Но действия судебных приставов не привели к погашению долгов, так как у должника не оказалось активов достаточной стоимости.

Шаг №2. Самостоятельное составление перечня кредиторов.

Внесудебная процедура банкротства не предполагает назначение управляющего. Поэтому список кредиторов составляет сам должник. В документе требуется указать основные реквизиты юридических и физических лиц, перед которыми у заявителя имеются финансовые обязательства. Также требуется внести данные о размере задолженности – как общей, так и по каждому кредитору, а также обстоятельства ее возникновения – дата, документальное основание и т.д.

Шаг №3. Составление и подача заявления в МФЦ

Для подачи заявления о банкротстве необходимо обращаться в МФЦ по месту регистрации – постоянной или временной – должника. Бланк документа доступен для изучения скачивания по ссылке . Заполнение заявления не требует наличия юридических знаний, вполне достаточно аккуратности и нескольких минут времени. После подачи документа должник выдается расписка.

Шаг №4. Ожидание проверки указанных в заявлении сведений

Дальнейшие действия предпринимаются сотрудниками МФЦ без непосредственного участия должника. Сначала производится проверка по базе ФССП выполнения второго из указанных выше условий применения упрощенной процедуры банкротства.

Затем осуществляется проверка наличия других заявлений гражданина, поданных в различные судебные органы или МФЦ. В случае их отсутствия документ передается для внесения сведения в ЕФРСБ.

Публикация на Федресурсе означает официальное уведомление кредиторов физического лица о запуске процедуры банкротства. Им предоставляется право обратиться в Росреестр или МВД с целью обнаружения активов должника: в первом случае – недвижимости, а во втором – зарегистрированных транспортных средств. Выявление имущества становится основанием для подачи жалобы в арбитражный суд и запуска процедуры судебного банкротства по стандартной схеме.

Шаг №5. Списание долгов

Если имущества у должника не обнаружено, через полгода после принятия заявления физлицо объявляется банкротом. Это означает списание существующих долгов.

Определим возможность использования процедуры внесудебного банкротства физлица. Предоставим услугу по списанию долгов под ключ на выгодных для клиентов условиях.

Что происходит дальше?

Процедура внесудебного банкротства длится шесть месяцев. Специалист МФЦ проверяет соблюдение условий «упрощёнки». Если всё соответствует правилам, в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве делается соответствующая запись. Это даёт право кредиторам проверить, какое имущество есть у должника. Через полгода долги списывают, но, если окажется, что должник что-то скрыл, кредиторы могут оспорить упрощённое банкротство должника через арбитражный суд.

При обращении в суд процесс может длиться от 15 дней до трёх месяцев. Если суд признаёт заявление обоснованным, кредиторы прекращают начисление пеней должнику, и дело переходит в ведение финансового управляющего.

Далее возможен один из трёх путей развития ситуации:

  • Реструктуризация — пересмотр условий погашения долга. Должнику составляют план погашения долга без санкций в течение трёх лет.Такой вариант возможен, если у человека есть регулярный доход и его достаточно, чтобы выплатить все долги с указанный срок. Реструктуризация невозможна, если у должника есть судимость за экономические преступления, он уже проходил процедуру банкротства в течение пяти лет или реструктуризацию за последние восемь лет. Пока идёт реструктуризация, имуществом распоряжается финансовый управляющий. Траты должника не могут превышать 50 000 рублей в месяц, если суд не утвердил другие условия. Банкротство не наступает, если в результате реструктуризации долг полностью погашен. А когда выполнить обязательства не получается, имущество придётся продавать.
  • Реализация имущества — процедура, при которой финансовый управляющий вместе с кредиторами определяет стоимость имущества должника и сроки его продажи. По закону, должнику оставляют только одну квартиру, если недвижимость не куплена в ипотеку, а также предметы первой необходимости.Вырученные деньги будут переданы кредиторам, остальные долги — списаны. Сведения об этом финансовый управляющий отправит в суд, чтобы завершить процедуру банкротства.
  • Мировое соглашение — ситуация, когда должнику удаётся договориться с кредиторами о списании части долгов или отсрочке. В этом случае дело о банкротстве останавливается, а финансовый управляющий прекращает свою работу. Должник обязано исправно платить, согласно новым договоренностям. Если условия мирного соглашения нарушены, дело снова попадает в суд, а процедура признания банкротства возобновляется.

Пошаговая инструкция судебного банкротства

Стандартная процедура признания гражданина финансово состоятельным посредством обращения в суд включает в себя несколько этапов. Каждый из них требует более детального рассмотрения. Такой подход позволит дать наиболее простой и наглядный ответ на вопрос о том, как происходит процедура банкротства.

Шаг №1. Проверка признаков банкротства

Действующее законодательство устанавливает три основных признака финансовой несостоятельности. В их число входят:

1. Наличие долгов (перед банками, МФО, по коммунальным выплатам, по штрафам ГИБДД и любым другим финансовым обязательствам) на сумму от 300 тыс. руб.

Если задолженность превышает полмиллиона рублей, а платежи по ней не осуществляются, гражданин обязан подать заявление на банкротство.

2. Невозможность дальнейшего выполнения финансовых обязательств и одновременного содержания семьи или удовлетворения нужд самого должника.

В качестве дополнительного признака часто называют просрочку по выплатам сроком 3 месяца и дольше. Но для запуска процедуры банкротства соблюдение этого условия не является обязательным. Должник имеет право обратиться в суд и без его выполнения.

Квалифицированная консультация о возможности и необходимости запуска процедуры банкротства физлица. Гибкие условия сотрудничества и выгодные расценки. Гарантия профессионализма наших специалистов.

Шаг №2. Поиск финансового управляющего

Следующий этап рассматриваемой процедуры предусматривает подбор финансового управляющего. От его работы зависит очень много, прежде всего – оперативность признания физлица банкротом и выстраивание конструктивных отношений с кредиторами.

Перечень управляющих, ведущих дела о банкротстве граждан, размещается на сайте ЕФРСБ в специальном разделе . В общефедеральной базе данных арбитражных дел доступна информация о разбирательствах, в которых участвовал специалист. Кроме того, на официальном сайте ФНС размещен сервис для проверки арбитражных управляющих. Он находится в свободном доступе и не требует регистрации.

После подбора специалиста необходимо выйти с ним на связь, обсудить персональную ситуацию должника и детально обговорить дальнейшие действия. Такой подход позволит избежать ненужных проблем в будущем и затягивания дела в суде.

Если в заявлении на банкротство указать управляющего без предварительной консультации с ним, велика вероятность отказа от участия в деле с его стороны. Результатом станет зависание процедуры на неопределенный срок.

Шаг №3. Подготовка документов

Действующие сегодня правила реализации процедуры судебного банкротства гражданина предусматривают необходимость предоставления комплекта документов. В его состав входят:

  • правоустанавливающая документация на активы, принадлежащие должнику;
  • выписки со счетов – расчетных и карточных – о наличии денежных средств, банковский карт, депозитов, счетов и т.д.;
  • документы о месте официального трудоустройства, размере и стабильности получаемых доходов;
  • личная документация должника: паспорт, СНИЛС, ИНН, свидетельство о браке или его расторжении, свидетельства о рождении детей и т.д.;
  • другая документация, непосредственно связанная с делом о банкротстве, например, медицинская справка или больничный лист, которые выступают доказательством объективного возникновения финансовых проблем из-за временной нетрудоспособности;
  • перечень финансовых обязательств с приложением подтверждающих документов (договоры кредитования и выдачи займов, судебные решения, постановления судебных приставов, квитанции на штрафы или оплату коммунальных услуг и т.д.);
  • при наличии – перечень долгов третьих лиц перед заявителем с приложением подтверждающих документов.

Шаг №4. Подготовка заявления о признании несостоятельности физлица

Бланк заявления в арбитражный суд о признании гражданина банкротом доступен для скачивания по ссылке . При оформлении документа следует включить в его содержательную часть следующие сведения:

  • причины финансовых проблем должника;
  • персональные сведения – трудоустройство, семейное положение, наличие и количество иждивенцев на содержании и т.д.;
  • общую сумму задолженности с расшифровкой по кредиторам;
  • обстоятельства возникновения и накопления долга;
  • перечень активов, принадлежащих заявителю;
  • СРО для назначения финансового управляющего.

Требования к оформлению и содержимому заявления установлены №127-ФЗ (статья 37). Документ подается в суд, расположенный по месту проживания или регистрации должника.

Шаг №5. Оплата взносов

Проведение процедуры судебного банкротства требует существенных финансовых расходов. Они складываются из двух видов взносов:

  • государственная пошлина в размере 300 руб.;
  • вознаграждение для управляющего в размере 25 тыс. руб., которые перечисляются на специальный депозитный счет.

Реквизиты для осуществления финансовых операций можно взять непосредственно в Арбитражном суде. Альтернативный вариант получения информации – изучение официального сайта судебного органа, куда подается заявление о банкротстве.

Шаг №6. Участие в рассмотрении дела судом

Первое судебное заседание обычно назначается через месяц-полтора после принятия дела к рассмотрению. Для оперативного принятия судебного решения заявителю имеет смысл принимать активное участие в разбирательстве. Другой способ добиться нужного результата – заключить договор на предоставление интересов должника в суде с квалифицированным юристом.

Темой первого заседания суда выступает выяснение финансового положения заявителя и причин возникновение проблем. Практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев судья принимает решение о реализации имущества должника. Срок этого этапа процедуры банкротства равняется полугоду. Альтернативный вариант развития событий – переход к стадии реструктуризации задолженности – встречается на практике заметно реже.

Реализация активов должника происходит в несколько этапов:

  • сначала составляется опись имущества;
  • затем объявляются торги;
  • далее вырученные средства распределяются между кредиторами в порядке очередности, установленной действующим законодательством.

Если у должника нет имущества, управляющий сообщает об этом судье. Это становится основанием для списания непогашенных долгов. В случае назначения торгов, право на участие в них сохраняют родственники и друзья должника. Более того, супруге принадлежит преимущественное право выкупа совместно нажитого в браке имущества. В конкурсную массу включают следующие активы банкрота:

  • недвижимость (частный дом, квартира, гараж, хозяйственные постройки и нежилые строения);
  • транспортные средства (автомобиль, снегоход, мотоцикл и т.д.);
  • ценные бумаги;
  • доли в бизнесе;
  • денежные средства в любом виде – наличные, на банковском счете или карте, на депозитах;
  • другое имущество, если оно подпадает под действие №127-ФЗ.

Введение стадии реализации имущества предусматривает выполнение должником нескольких обязательных действий по отношению к финансовому управляющему. К ним относятся:

  • обеспечение свободного доступа к имуществу и любым другим активам;
  • предоставление документации или информации по дополнительному запросу;
  • передача банковских счетов, пластиковых карт и депозитов в распоряжение специалиста;
  • поддержание постоянной связи с управляющим для оперативного решения возникающих вопросов и снятия возможных проблем.

Шаг №7. Списание долгов

После распределения вырученных от продажи активов должника средств между кредиторами назначается последнее судебное заседание. На нем происходит детальный отчет управляющего. Результатом становится принятие судьей решения о списании непогашенных долгов. Как правило, дата завершающего процедуру заседания отстоит от момента подачи заявления о банкротстве на 9-10 месяцев.

Настолько серьезная продолжительность мероприятия в сочетании с существенными финансовыми расходами выступают главными недостатками процедуры судебного банкротства. Чтобы избежать указанных минусов, была разработана и с сентября 2020 года внедрена в практику упрощенная процедура внесудебного банкротства.

Проведение процедуры банкротства физлица под ключ. Сжатые сроки, привлекательные цены, гарантия получения нужного результата.

Отличия судебного и внесудебного банкротства физлиц

Описанные выше пошаговые инструкции содержали информацию о продолжительности каждого из вариантов признания гражданина финансово несостоятельным. Очевидно, что процедура внесудебного банкротства заметно быстрее, так как не может продолжаться более полугода. В то время, как длительность судебного разбирательства составляет не менее 8-9 месяцев, а иногда затягивается до полутора-двух лет.

Вторым важным отличием рассматриваемых процедур выступает финансовый критерий. При обращении в суд придется заплатить госпошлину и вознаграждение управляющему. Процедура внесудебного банкротства осуществляется совершенно бесплатно. Поэтому не стоит удивляться тому, что большая часть физических лиц предпочитает именно такой вариант признания финансово несостоятельным.

Реформа законодательства о банкротстве – текущий статус

Юридическое сообщество уже на протяжении нескольких лет активно обсуждает необходимость реформы законодательства о банкротстве. Одним из наиболее важных этапов развития реформы стал законопроект “О внесении изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (ID: 02/04/03-20/00100272; далее – Законопроект). Ранее ГАРАНТ.РУ писал, что после публикации законопроекта в марте 2021 года обсуждение реформы усилилось. Однако по состоянию на данный момент, законопроект до сих пор не был принят: он был рассмотрен в первом чтении.

Как считает арбитражный управляющий, основатель и руководитель ЮКК “Квадрат” Вячеслав Курилин, из-за активного обсуждения законопроекта, начиная с лета прошлого года, складывалось впечатление, что он будет принят либо до Нового года, либо сразу после него. При этом на площадках, где обсуждался законопроект с участием представителей профессионального сообщества с участием представителей Минэкономразвития России, были высказаны утверждения, согласно которым уже разработаны подзаконные акты к будущему законопроекту, которые будут регулировать те вопросы, которые не нашли отражение в законе. Эксперт считает, что к принятию закона все готово, однако на данный момент появились вопросы, которые требуют более оперативного решения в других направлениях.

Неуклонно и однозначно законодательство и практика банкротства движется в сторону нескольких направлений, считает Андрей Червов, управляющий партнер “Авангард Менеджмент”. Эксперт относит к ним усиление личной ответственности менеджмента и бенефициаров за убытки кредиторам путем привлечения к субсидиарной ответственности, усиление личной ответственности конкурсных управляющих, рост доли ФНС России при распределении конкурсной массы, а также тот факт, что все большее количество личного имущества и сделок в итоге попадает в конкурсную массу расчета банкротов с кредиторами.

Светлана Гузь, управляющий партнер бюро юридических стратегий Legal to Business

“Пока законодатель и представители профессионального сообщества дискутируют о реформе банкротного законодательства, правовые позиции, исходя из духа закона с учетом текущих реалий, приходиться вырабатывать Верховному Суду. Безусловно выводы, сформированные экономической коллегией Верховного Суда, направлены на соблюдение баланса интересов участников процедур банкротства. Но заданные тенденции далеко не всегда положительно сказываются на интересах определенной группы участников процедур, например, арбитражных управляющих или залоговых кредиторов”

При этом в сфере банкротства сформировалась статистика и выявлены тенденции по категориям таких дел. Руководствуясь статистикой Единого федерального реестра сведений о банкротстве за 2019 – 2020 годы, Юрий Капштык приводит следующие цифры: менее 5% составляет доля удовлетворенных требований кредиторов (при этом в 60% случаев из них выплаты кредиторам не производились), а доля ежегодно вводимых реабилитационных процедур банкротства организаций составляет менее 2%. На основании данных он делает вывод о назревшей потребности в реформе и адаптации к современным реалиям.

Илья Телятников полагает, что причина, по которой реформа назрела уже давно заключается в проблеме очень длительных сроков банкротства. Затягивание данного процесса и увеличение сроков в соответствии с объяснением эксперта влечет финансовые проблемы для кредиторов.

Ксения Хлопотова, руководитель практики “Банкротство”, Консалтинговая Группа GRM

“Основными трендами банкротного права являются развитие института субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, их максимальное отстранение от влияния на процедуру банкротства, в том числе и на стадии планирования банкротства с целью предупреждения подконтрольного характера процедуры.

Реформа законодательства имеет выраженный прокредиторский характер, о чем свидетельствует увеличение механизмов для исключения контроля над должником со стороны его аффилированных лиц, в частности введение “случайного” (автоматического) выбора арбитражных управляющих, запрет контролирующим должника лицам назначать лояльных арбитражных управляющих и снижение очередности удовлетворения их требований в ходе конкурсного производства, при этом последнее прямо предлагается закрепить в законопроекте.

По сути, такой подход уже существует в правоприменительной практике и прочно укрепился: Верховный Суд Российской Федерации в “Обзоре судебной практики разрешения споров, связанных с установлением в процедурах банкротства требований, контролирующих должника и аффилированных с ним лиц” (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29 января 2020), является ярким примером того, что реформирование законодательства идет по указанному направлению. На данный момент действуют ограничения в отношении заинтересованных по отношению к должнику кредиторов на голосование по повестке дня собрания кредиторов, но пока аффилированные кредиторы по-прежнему могут голосовать по иным вопросам повестки дня собрания кредиторов.

Также в настоящий момент тенденции банкротства сводятся к росту практики привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, в том числе к расширению субъектного состава лиц, привлекаемых к субсидиарной ответственности по обязательствам должника-банкрота, в частности, юристов, бухгалтеров, юридических консультантов компании-банкрота, родственников и наследников контролирующих должника лиц, и о такой направленности свидетельствует расширенное толкование признаков фактической аффилированности, что нашло свое подтверждение в судебной практике (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14 июля 2020 г. N Ф05-10611/20 по делу № А41-28592/2017, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 февраля 2021 г. N Ф05-16763/18 по делу № А41-78395/2016)”

Выбор СРО

Процесс банкротства завершается либо ликвидацией должника-юридического лица (Пункт 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что моментом завершения
ликвидации юридического лица считается момент внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц), либо удовлетворением требований кредиторов.

Исключение СРО из списков

СРО исключается по решению уполномоченного органа из соответствующих списков в случае исключения СРО из единого государственного реестра СРО АУ, а также на основании заявления СРО о невозможности предоставления кандидатур арбитражных управляющих –
своих членов – в субъекте Российской Федерации и (или) в отношении определенной группы или категории должников.

Последствия банкротства физических лиц

Банкротство избавляет от долгов и коллекторов — это плюс. Но у такой процедуры есть и минусы: будут испорчены деловая репутация и кредитная история. Кроме того:

  • пока проходит дело о банкротстве должнику запрещено распоряжаться своим имуществом и счетами, выезжать за границу (по судебному решению);
  • доходы в виде зарплаты и пенсии переходят в ведение финансового управляющего до окончания процедуры банкротства;
  • пять лет после банкротства нельзя снова инициировать эту процедуру;
  • в течение пяти лет при получении кредита нужно обязательно информировать потенциального кредитора о своём статусе банкрота;
  • три года после процедуры нельзя занимать руководящие должности в организациях, пять лет — если это страховая компания, МФО, инвестиционный или негосударственный пенсионный фонд и 10 лет — если речь идёт о банке;
  • если речь идет о банкротстве индивидуального предпринимателя, в течение пяти лет ему запрещено снова открывать ИП.

Эти последствия справедливы для граждан, которые списали долги путём реализации имущества, но не касаются тех, кто заключил мировое оглашение или прошёл реструктуризацию.

Формирование списков СРО

В соответствии с пунктом 4 Порядка выбора, ФНС России на основании поступивших заявлений СРО, содержащих указание на возможность представлять во всех субъектах Российской Федерации кандидатуры арбитражных управляющих для проведения процедур банкротства
стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий или должников первой группы, формирует федеральный список СРО по Российской Федерации для подачи в арбитражный суд заявлений о признании банкротами стратегических предприятий
и организаций, субъектов естественных монополий и должников первой группы.

В федеральном списке в отношении каждой СРО отдельно указывается на возможность представления кандидатур арбитражных управляющих для проведения процедур банкротства должников первой группы, стратегических предприятий и организаций или субъектов естественных
монополий.

В соответствии с пунктом 4 Порядка выбора, ФНС России на основании поступивших заявлений СРО формирует региональные списки СРО по субъектам Российской Федерации для подачи в арбитражный суд заявлений о признании банкротами финансовых организаций,
должников второй и третьей групп, отсутствующих должников в соответствии с указанными СРО субъектами Российской Федерации, в которых они готовы представлять кандидатуры арбитражных управляющих – своих членов.

При формировании региональных списков для подачи заявлений уполномоченного органа о признании банкротами отсутствующих должников уполномоченный орган вправе учитывать эффективность реализации процедур банкротства отсутствующих должников, в том числе
в части понесенных расходов на проведение соответствующих процедур и результатов завершения соответствующих процедур, и иные критерии для включения СРО в соответствующий региональный список по соответствующему субъекту Российской Федерации.

СРО включается в соответствующие федеральный и (или) региональные списки с присвоением СРО очередного порядкового (регистрационного) номера в соответствии с датой регистрации заявления СРО в ФНС России.

Изменения в федеральный и региональные списки вносятся ФНС России с первого числа первого месяца каждого квартала на основании уведомлений СРО, поступивших в ФНС России не позднее первого числа последнего месяца предыдущего квартала.

Подведомственность и подсудность дел о банкротстве

ФЗ о банкротстве строго регламентирует подведомственность и подсудность дел о банкротстве. Положения, регламентирующие правила рассмотрения дел для юрлиц и физлиц, зафиксированы в ст.33 ФЗ-127. Разберем, в какой инстанции рассматриваются дела о несостоятельности для физических и юридических лиц.

Что такое подведомственность и подсудность дел о банкротстве

Термин «подведомственность» подразумевает причисление конкретного разбирательства к компетенциям определенного суда.

В соответствии с нормативно-правовой системой Российской Федерации у каждой судебной инстанции есть право отказывать в рассмотрении вопросов, которые не подходят им по подведомственному принципу.

Если заявление о банкротстве будет направлено в отделение суда с не той подведомственностью, обращение будет оставлено без движения.

Какой орган рассматривает дела о банкротстве физических лиц

Термин «подсудность» подразумевает установленный законодательством комплекс правовых норм, который регулирует относимость подведомственного судам дела к ведению определенного судебного органа. С помощью подсудности разграничиваются компетенции между региональными отделениями, районными и т.п.

Каким судом рассматриваются дела о банкротстве

В статье 33 Закона о несостоятельности указано, что разбирательства по вопросам физических и юридических лиц рассматриваются исключительно Арбитражным судом РФ по месту нахождения в случае с юрлицами, или по месту жительства — для физлиц.

Иск может быть принят, если требования к заемщику больше 300 000 рублей для юрлиц и больше 500 000 рублей для физлиц просрочены больше чем на 3 месяца.

При этом дела, связанные с банкротством, не может рассматривать третейский или суд общей юрисдикции (районный, мировой). Это подчеркивает, что дела о банкротстве могут рассматриваться только арбитражным судом.

Где рассматриваются дела о несостоятельности

Подведомственность и подсудность дел о банкротстве зафиксирована в ст. 33 ФЗ-127. Заявление о несостоятельности подается в Арбитражный суд по месту нахождения кредитуемого. Такая подсудность определена как для юридических, так и для физических лиц, и ИП.

Судебные разбирательства о банкротстве физического лица рассматриваются арбитражным судом первой инстанции по месту жительства неплательщика. В соответствии с п.1. ст. 20 ГК РФ под местом жительства понимается территория, где гражданин проживает постоянно или большую часть времени.

Это правило действует во всех случаях, за исключением ситуаций, когда кредитор или другое заинтересованное лицо сможет доказать, что сведения о проживании ошибочны.

Для выяснения точного местоположения заемщика будут учитываться факты, которые будут свидетельствовать о необычном поведении заемщика в ходе судебного процесса.

Если кредитор докажет, что информация ошибочна, должник обязан доказать, что смена места проживания была необходима.

После этого дело будет переслано в арбитражный суд по месту действительного проживания неплательщика.

Банкротством юридических лиц, так же как и физических занимается арбитражный суд. Дело рассматривается в региональном отделении по месту нахождения банкрота.

При подаче заявления на банкротство юр. лица также нужно отталкиваться от положений п.1.ч.1.ст.33 Арбитражного процессуального кодекса РФ. В соответствии с указанным в АПК РФ правилом у арбитражного суда есть возможность оставить иск без движения, если будет установлено, что требование заявителя уже рассматривается в другом деле о банкротстве компании.

Важно помнить, что к юридическим лицам применимо определенное правило. Вне зависимости о того, какой филиал или структурное подразделение оказался в должниках у заявителя, требования по погашению задолженности и признанию банкротства выдвигаются исключительно материнской организации, а не дочерней.

К примеру, в деле от 2008 года суд отказал заявителю в рассмотрении иска именно по этой причине. Суд общей юрисдикции не может рассматривать дела о банкротстве.

Кроме того, при толковании статьи 33 ФЗ-128 нужно учитывать письмо Президиума ВАС от 2005 года №95. Согласно документу, в ситуациях, когда арбитражный суд по новому месту расположения получает уведомление о вынесении определения о банкротстве заемщика по бывшему адресу, он откажет в приеме заявления.

Заключение

В российском законодательстве определен строгий порядок рассмотрения дел о банкротстве, а также их подведомственность и подсудность. Участники процесса о признании банкротом юридического или физического лица должны обращаться исключительно в Арбитражный суд.

Последствия банкротства для родственников

Процедура банкротства затрагивает не только должников, но их супругов. Например, при банкротстве мужа автомобиль жены также подлежит реализации.

Интересы других родственников затрагиваются только при долевом владении собственностью или если сделки с роднёй заключались в течение последних трёх лет. К примеру, если недвижимость была подарена.

Сколько стоит банкротство?

В разных случаях стоимость процедуры варьируется. Основные затраты:

  • госпошлина — 300 рублей;
  • депозит в суд — 25 000 рублей;
  • расходы финансового управляющего — от 25 000 рублей;
  • публикации в СМИ о реструктуризации долгов, продаже имущества — 264,17 рубля за один квадратный сантиметр текста (ориентировочно на публикации может уйти более 7 000 рублей);
  • почтовые издержки;
  • оплата размещения сведений о процессе банкротства на сайте ЕФРСБ — 451,25 рублей за каждую публикацию.

Итого: минимальная стоимость стандартной процедуры банкротства — более 40 000 рублей, пройти упрощённую процедуру можно бесплатно.

Зачастую причиной денежных затруднений становится неспособность выполнять обязательства по займам. Чтобы облегчить финансовую нагрузку, кредит можно рефинансировать — привлечь средства в другом банке по более выгодным условиям. Например, это можно сделать в МТС Банке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *