Как разместить аудиторское заключение на федресурсе инструкция

Содержание

Как теперь публикуются аудит и отчетность в Федресурс?

Отныне компании, которые ранее должны были вносить сведения о проведенном аудите в реестр, теперь публикуют сведения об аудиторской проверке в рамках сообщения о фин. отчетности. На кого конкретно распространяется обязанность после законодательных изменений? Можно выделить 3 группы юридических лиц:

  • ЧЬЯ ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ПОДЛЕЖИТ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ АУДИТУ. Эта категория юрлиц должна вносить в Федресурсе информацию о фин. отчетности с указанием следующих сведений:
    наименования аудиторской организации;ИНН, ОГРН и другими основными идентификаторами аудитора;датой подписания аудиторского заключения.
  • наименования аудиторской организации;
  • ИНН, ОГРН и другими основными идентификаторами аудитора;
  • датой подписания аудиторского заключения.
  • ЧЬЯ ОТЧЕТНОСТЬ И АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ О НЕЙ НЕ ПОДЛЕЖАТ ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ГИРБО. Этой группе организаций необходимо публиковать в Федресурсе сообщение о финансовой отчетности с указанием:
    наименования аудиторской организации;ИНН, ОГРН и другими основными идентификаторами аудитора;датой подписания аудиторского заключения;мнения аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности этой отчетности и обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на ее достоверность.
  • датой подписания аудиторского заключения;
  • мнения аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности этой отчетности и обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на ее достоверность.
  • КТО РАЗМЕЩАЕТ СВЕДЕНИЯ ОБ ОТЧЕТНОСТИ В СМИ (например, на сайтах уполномоченных информационных агентств, аккредитованных Банком России: ООО “Интерфакс – ЦРКИ”, АО “АЭИ “ПРАЙМ”, АО “СКРИН”, ЗАО “АК&М”, АНО “АЗИПИ”). Этой категории компаний нужно размещать в реестре публикацию о финансовой отчетности и результатах аудита с дополнительным с указанием сведений о публикации в СМИ.

Изменения законодательства не могли не оказать влияния на сам реестр. Федресурс под нововведения подстроился и предусмотрел возможность публикации сведений о проведенном аудите в рамках сообщения об отчетности для всех указанных выше категорий юрлиц. Они могут опубликовать обязательную информацию независимо друг от друга.

Какое количество публикаций об аудите и отчетности нужно вносить в Федресурс?

С момента действия новых правил – 2 сообщения. Подробно объясняем, почему так.

Обращаясь к нормам ФЗ №402 о бухгалтерском учете, мы знаем, что датой утверждения финансового отчета является дата ее подписания руководителем юридического лица. Именно эта дата является отправной точкой для начала отсчета 3 рабочих дней, в течение которых соответствующая информация должна появиться в Федресурсе.

Однако на момент утверждения финансового отчета аудиторская проверка (если компания должна ее осуществлять) еще не будет проведена. Временной разрыв между датой подписания фин. отчетности и датой подписания аудиторского заключения может составлять от 1 до 10 месяцев. Подобная ситуация вызвана тем, что аудиторскую проверку можно провести и подать заключение о ней в налоговую либо до конца I квартала года, следующего за отчетным, либо до конца года, следующего за отчетным.

Подобная ситуация оказалась для многих организаций проблемной – до проведения аудита они могли разместить в Федресурсе только информацию о фин. отчетности и заполнить из новой, объединенной формы сообщения в реестре поля, имеющие отношение к отчетности.

Однако и это учли разработчики реестра, чтобы у компаний была возможность своевременно публиковать необходимые сведения в реестр и не сталкиваться со штрафными санкциями. Федресурс оставил в форме сообщения поля и блоки для их заполнения сведениями о финансовой отчётности и аудите независимыми друг от друга. Соответственно, порядок раскрытия информации в реестре теперь такой:

  • Сначала нужно внести в Федресурс сообщение со сведениями о финансовой отчетности – в течение 3 рабочих дней с даты ее утверждения.
  • Затем опубликовать второе сообщение, заполнив в нем повторно поля об отчетности и впервые – о результатах аудиторской проверки (в течение 3 рабочих дней с даты подписания заключения об аудите).

Вместе с тем пользователи, привыкшие к публикации сведений об аудите по старому порядку, имеют возможность воспользоваться и им. Так что каждый решает самостоятельно, каким именно образом исполнять обязанность: делать это в рамках второй публикации, повторно заполнив сведения об отчетности, либо разместить информацию об аудите отдельной публикацией, как раньше.

В любом случае, какой бы способ не казался вам более удобным, факт остается фактом – закон требует публиковаться в реестре дважды! Потому что даты утверждения финансового отчета и подписания аудиторского заключения не сходятся между собой.

Если у вас аудит уже проведен, но остаётся ряд вопросов, вы можете задать их специалисту по раскрытию информации в рамках бесплатной консультации. Оставляйте заявку на сайте fedresurs.online.

Почему так важна публикация сведений об аудите и отчетности в Федресурс?

Это важно для того, чтобы ваша организация не столкнулась с последствиями, предусмотренными ч.6-8 ст.14.25 КоАП РФ. К санкциям относятся штраф до 50.000 рублей и дисквалификация должностного лица на срок до 3 лет. С 2021 года усилился надзор госорганов за исполнением обязанности, поэтому сотни компаний сталкиваются с негативными правовыми последствиями. Ниже по ссылкам вы можете ознакомиться с примерами:

Обратите внимание, что в предписании, направленном ФНС России за аудит, юрлица дополнительно привлекаются к административной ответственности по:

  • ст. 19.7 КоАП РФ за непредставление аудиторского заключения;
  • ст. 15.11 КоАП РФ за отсутствие первичных учетных и иных финансовых документов, хранение которых является обязательным.

Теперь форма сообщения о финансовой отчетности с указанием сведений о результатах аудита выглядит следующим образом:

Техническая поддержка реестра дала ряд разъяснений относительно нового порядка раскрытия аудита и отчетности в Федресурсе. Предлагаем вам ознакомиться с ними:

“В новой форме внесения сведений в Федресурс каждая из 3 обязанных групп юридических лиц может вносить конкретный блок сведений о себе независимо от ряда полей, предусмотренных для другой группы”.

Для более четкого понимания приведем несколько примеров:

1 и 2 категории компаний (которые провели аудит, размещают сведения о нем и заполняют основные поля о фин. отчетности) строку “Ссылка на публикацию” могут оставить незаполненной. И при таком раскладе реестр опубликует ваше сообщение.

Идентичная ситуация и в отношении поля “Дата раскрытия”, где поддержка реестра дала разъяснения, что публикатор, размещающий сведения в средствах массовой информации (3 группа), вносит в нее дату публикации в СМИ. А публикатор, который в СМИ не размещает сведения о финансовой отчетности (1 и 2 группа), но обязан опубликовать сообщение из-за проведенного аудита, может внести в нее ту же дату, когда происходит публикация в Федресурсе.

“В случае публикации сообщения о финансовой отчетности необходимую информацию об отсутствии обязанности по публикации в СМИ можно отразить в этом поле, а также использовать его для любых иных пояснений от публикатора сведений на его усмотрение. К примеру, о том, что мнение аудитора с оговоркой содержится в подгруженном файле в виде приложения, поскольку текст мнения не поместился в поле “Мнение о достоверности отчетности”.

Что мы имеем в итоге? Юридические лица, на которые ранее распространялась обязанность по раскрытию сведений об аудите, с момента законодательных изменений подпадают под обязанность 1-2 группы в рамках публикации сообщения о финансовой отчётности (а ряд организаций – сразу под критерии всех 3 категорий компаний в случае размещения информации в СМИ). Они теперь должны вносить в Федресурс сообщение о фин. отчетности с указанием сведений об аудиторе, дате подписания заключения, а в ряде случаев (2 группа) и результатах аудита (мнение аудитора).

То есть число организаций, которые проводили аудит и обязаны публиковать сведения о его результатах в Федресурс, остается таким же. Все что произошло – объединение с сообщением о финансовой отчетности.

У вас остались вопросы после прочтения статьи? Тогда переходите на сайт fedresurs.online, чтобы бесплатно проконсультироваться со специалистам по любым вопросам, связанным с раскрытием информации в Федресурсе.

Хотите опубликовать сведения об аудите и финансовой отчетности в реестр за 40 минут, не выходя из дома? Тогда переходите на сайт fedresurs.online и оставляйте заявку на публикацию!

Как разместить аудиторское заключение на федресурсе инструкция

Федеральный ресурс для размещения аудиторского заключения

Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, ИП и иных субъектов экономической деятельности — Федресурс — был создан 01.01.2013. Сейчас это электронная база данных, в которой аккумулированы сведения, имеющие ключевое значение для ведения бизнеса.

Сведения в реестр вносят сами субъекты экономической деятельности (предприятия, организации любых организационно-правовых форм, ИП и пр.) и саморегулируемые организации, в состав которых они входят. Также в базу данных Федресурса включается информация, поступающая из иных федеральных баз и реестров, в том числе Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Федеральный реестр аудиторских заключений

Отдельного реестра, который содержит сведения о результатах проведенных аудитов, не существует. Информация об итогах обязательного аудита, согласно п. 6 ст. 5 федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307, должна быть опубликована на Федресурсе — портале, содержащем сведения о юридически значимых фактах различного характера.

Исключением из этого правила является ситуация, в которой результаты аудита содержат коммерческую или иную охраняемую законом тайну — в этом случае публиковать их в открытом реестре не требуется. Обязанность по размещению сведений на Федресурсе законодатель возлагает на заказчика аудита (как правило, им является организация, в которой проводится проверка).

Сообщение о публикации аудиторского заключения

Сообщение, публикуемое на Федресурсе, должно содержать следующие сведения:

  • информацию об аудируемой компании: наименование, ИНН, ОГРН;
  • информацию о том, кто проводит аудит: наименование аудиторской организации или Ф. И. О. аудитора, ИНН, ОГРН (для организации) или СНИЛС (для аудитора);
  • перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводилась проверка, и период, который охватывался проверкой;
  • мнение аудитора о достоверности проверенной им отчетности и фактах, которые могут оказать существенное влияние на правдивость приведенной в ней информации;
  • дату составления аудиторского заключения.

Согласно п. 1 ст. 5 ФЗ № 307, проводить обязательный аудит (о том, что он представляет собой, читайте в соответствующей статье) и, значит, публиковать его результаты обязаны:

  • акционерные общества;
  • организации, ценные бумаги которых реализуются на организованных торгах;
  • кредитные, страховые и клиринговые организации, ПИФы, НПФ и пр.;
  • компании, за год выручающие более 400 млн руб. или имеющие активов на сумму более 60 млн руб. (однако органы государственной и муниципальной власти, ГУПы, МУПы и сельхозкооперативы, соответствующие этим характеристикам, освобождаются от такой обязанности);
  • компании, сдающие и/или раскрывающие годовую сводную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Как опубликовать аудиторское заключение на Федресурсе (пошаговая инструкция по размещению заключения)

Публикация аудиторского заключения в 2018 году должна быть осуществлена в течение 3 дней с момента завершения аудита (п. 3.1 гл. III порядка, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 05.04.2013 № 178). Сведения могут быть представлены только в электронном виде (п. 5 ст. 7.1 ФЗ № 129), при этом подлинность каждого передаваемого сообщения удостоверяется электронной цифровой подписью (ЭЦП).

Компания может передать информацию на Федресурс самостоятельно (для этого ей придется получить такую подпись для своего представителя) или воспользоваться услугами нотариуса, который завизирует сообщение собственной ЭЦП.

Для публикации аудиторского заключения на Федресурсе необходимо:

  • перейти по ссылке;
  • ознакомиться с представленными правилами взаимодействия с ресурсом и подтвердить этот факт, поставив галочку в соответствующем поле;
  • нажать на кнопку «Вход»;
  • в открывшемся окне выбрать сертификат ключа ЭЦП, которая будет использована для подтверждения подлинности отправленного уведомления.
  • нажать кнопку «Создать сообщение»;
  • в открывшуюся форму ввести текст сообщения, подлежащего публикации;
  • нажать последовательно кнопки «Сохранить сообщение», «К подписи» (сообщение автоматически будет подписано электронной подписью составителя) и «Подписать».

Основаниями для отказа в публикации сообщения являются:

  • отсутствие оплаты;
  • отсутствие электронной подписи в документе.

Ответственность за несоблюдение правил публикации аудиторского заключения

Административное законодательство предусматривает возможность привлечения организации к ответственности за несоблюдение правил предоставления информации для ее публикации в электронном реестре. Положениями ч. 7 и 8 ст. 14.25 КоАП РФ предусматриваются следующие штрафы/санкции для ответственных должностных лиц за данное нарушение:

  • 5–10 тыс. руб. — при однократном нарушении;
  • 10–50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет — при повторном.

Если компания является эмитентом ценных бумаг или занимается профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, размер штрафов существенно увеличивается (ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ):

  • 30–50 тыс. руб. — для должностных лиц;
  • 500–700 тыс. руб. — для юридических.

Итак, чтобы разместить аудиторское заключение, подготовленное по итогам проведения проверки отчетности, уполномоченному представителю организации необходимо получить ЭЦП и авторизоваться на портале www.fedresurs.ru. Подготовленный текст сообщения нужно загрузить в специальную форму, подписать ее электронной подписью, оплатить услугу публикации информации и отправить его на сервер Федресурса. Выполнить эту процедуру может не только представитель организации, но и нотариус. Нарушение сроков публикации или непредоставление сведений влечет за собой привлечение уполномоченного лица к административной ответственности.

Как разместить аудиторское заключение на федресурсе инструкция

С 1 сентября 2022 года вступил в силу перечень сведений, которые обязаны раскрывать аудиторские организации. Рассказываем, какие данные и в какие сроки нужно публиковать аудиторам и что будет за нераскрытие данной информации.

Раскрытие информации аудиторскими организациями

Обязанность по раскрытию аудиторскими организациями информации о своей деятельности установлена в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Данная обязанность распространяется на все аудиторские организации, в том числе дочерние, и организации с участием иностранных и международных компаний.

В целях исполнения указанной обязанности каждая аудиторская организация обязана иметь интернет-сайт, на котором должна раскрывать и регулярно обновлять (актуализировать) сведения о своей деятельности. Форма раскрытия сведений законодательством не регламентирована. Аудиторская организация вправе определять форму раскрытия информации о своей деятельности самостоятельно. Главное условие – информация должна раскрываться в том минимальном объеме и в те сроки, которые установлены Минфином.

При раскрытии информации организации обязаны соблюдать аудиторскую тайну, под которой понимаются любые сведения и документы, полученные или составленные аудиторской организацией и ее работниками при оказании аудиторских услуг. Не являются аудиторской тайной и могут быть раскрыты на сайте аудиторской организации следующие сведения (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ):

  • разглашенные либо самим лицом, которому оказывались аудиторские услуги, либо с его согласия;
  • о заключении договоров оказания аудиторских услуг;
  • о величине оплаты аудиторских услуг.

Перечень информации, подлежащей обязательному раскрытию на официальных сайтах аудиторских компаний, а также ее минимальный объем и сроки публикации утв. приказом Минфина от 30.11.2021 № 198н. Информация в данном перечне разбита на несколько блоков, каждый из которых должен публиковаться не позднее установленных Минфином сроков.

Перечень сведений о деятельности аудиторских организаций, подлежащих раскрытию на их сайтах, вступает в силу с 1 сентября 2022 года и действует до 1 сентября 2028 года (п. 3 приказа Минфина от 30.11.2021 № 198н).

Общие данные об аудиторской организации

В данном блоке сведений компания публикует о себе следующие сведения:

  • полное и сокращенное наименование, включая организационно-правовую форму;
  • адрес в пределах места нахождения;
  • номер телефона;
  • адрес электронной почты;
  • дата внесения в реестр СРО (последняя дата внесения сведений в реестр);
  • дата внесения в реестр аудиторских организаций, оказывающих услуги общественно значимым организациям (в случае внесения сведений);
  • дата внесения в реестр аудиторских организаций, оказывающих услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке (в случае внесения сведений);
  • описание системы вознаграждения руководства аудиторской организации, руководителей аудита, в том числе факторов, влияющих на размер их вознаграждений;
  • информация о структуре аудиторской организации с указанием всех ее органов управления и их основных функций, а также Ф.И.О. членов коллегиального исполнительного органа аудиторской организации (с указанием тех из них, кто является независимым членом, и лица, исполняющего обязанности руководителя).

Данные сведения должны быть опубликованы не позднее 10 рабочих дней со дня внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций СРО. Также здесь должны раскрываться:

  • численность работающих по основному месту работы и по совместительству аудиторов, доля таких аудиторов в общей численности аудиторов, работающих в аудиторской организации по трудовому договору;
  • численность аудиторов, имеющих квалификационный аттестат, выданный СРО.

Данные о численности работающих в организации аудиторах публикуются не позднее 31 марта года, следующего за годом, информация за который раскрывается.

Данные о контроле за деятельностью аудиторской организации

В этой части организация обязана публиковать на своем сайте:

  • заявление руководителя о наличии и результативности системы внутреннего контроля аудиторской организации;
  • заявление руководителя о соблюдении организацией и аудиторами требований профессиональной этики и независимости;
  • заявление руководителя о соблюдении аудиторами, работающими в организации, требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации;
  • описание мер, принимаемых в аудиторской организации в целях обеспечения ротации руководителей аудита.

Заявления руководителей публикуются не позднее 31 марта года, следующего за годом, информация за который раскрывается, а меры по ротации руководителей – не позднее 10 рабочих дней со дня внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций.

Также в данном блоке публикуются:

  • сведения о внешних проверках деятельности организации, проведенных в течение трех лет, непосредственно предшествующих году, в котором раскрывается информация (с указанием контрольного органа, проводившего проверки и года проведения проверок);
  • меры дисциплинарного и иного воздействия, примененные в отношении аудиторской организации в течение года, в котором раскрывается информация, и предшествующего ему года.

Эти сведения публикуются не позднее 20 рабочих дней с даты окончания внешней проверки, информирования аудиторской организации о примененной в отношении нее меры воздействия соответственно и до истечения одного календарного года с даты вступления в силу решения о применении соответствующей меры воздействия.

Лица, связанные с аудиторской организацией

В данном блоке аудиторская организация раскрывает:

  • перечень филиалов и представительств с указанием адреса в пределах места нахождения;
  • перечень дочерних организаций с указанием полного и сокращенного наименования, включая организационно-правовую форму и адрес в пределах места нахождения;
  • наименование организации, по отношению к которой аудиторская организация является дочерним обществом;
  • перечень аудиторских компаний, участвующих в уставном капитале организации;
  • размер доли уставного капитала организации, принадлежащей всем ее аудиторам;
  • перечень бенефициарных владельцев аудиторской организации с указанием Ф.И.О., гражданства и страны постоянного проживания;
  • перечень иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных и международных компаний, являющихся контролирующими лицами организации;
  • наименование российской или международной сети аудиторских организаций, членом которой является организация, с указанием места расположения штаб-квартиры, адреса официального сайта и описания характера отношений между членами указанной сети.

Все перечисленные сведения должны публиковаться на сайте организации не позднее 10 рабочих дней со дня ее внесения в соответствующий реестр аудиторов и аудиторских организаций.

Сведения о полученной выручке

Наконец, аудиторская организация обязана публиковать за год, непосредственно предшествующий году, в котором раскрывается информация:

  • сведения о величине выручки от оказания аудиторских услуг;
  • сведения о величине выручки от оказания прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг;
  • перечень общественно значимых организаций, которым были оказаны аудиторские услуги в течение не менее одного года, непосредственно предшествующего году, раскрытия информации (с указанием их наименования и ОГРН).

Все эти сведения публикуются не позднее 31 марта года, следующего за годом, информация за который раскрывается (начиная с года, следующего за годом, в котором сведения об аудиторской организации внесены в реестр).

Ответственность за нераскрытие информации

Если аудиторская организация не будет вести свой сайт и публиковать на нем обязательную информацию, она рискует утратить свой статус и лишиться права на оказание аудиторских услуг. В этих случаях контролеры направят саморегулируемой организации аудиторов обязательное для исполнения предписание об исключении сведений об аудиторской организации из реестра (ч. 6.3 ст. 20 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Получив такое предписание, саморегулируемая организация аудиторов в течение трех рабочих дней обязана исключить организацию-нарушителя из реестра и проинформировать об этом в письменной форме контролирующий орган. С указанного момента организация лишится права осуществлять аудиторскую деятельность.

Обязательный аудит АО является достаточно часто запрашиваемой услугой у аудиторских компаний.

Обязаны ли акционерные общества проводить обязательный аудит за 2022 год?

До 2022 года все АО, вне зависимости от вида, объема прибыли, количества акционеров и других факторов, в т.ч. субъекты малого предпринимательства должны были проходить процедуру обязательного аудита.

Но с 1 января 2023 года вступают в силу важные изменения, касающиеся обязанности проведения аудита в непубличных акционерных обществах. Согласно Федеральным законам от 16 апреля 2022 г. N 99-ФЗ «О внесении изменений в статью 67.1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и N 114-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» с 1 января 2023 года и соответственно с отчетности за 2022 год, останется обязательный аудит для публичных акционерных обществ, а непубличные АО (далее — НАО) должны будут провести аудит, только если такие требования установлены в Законе № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудиторской деятельности) или других федеральных законах.

Например, для НАО аудит останется обязательным, если:

  • доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности составляет более 800 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей (пп. а,б п. 4 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности);
  • ценные бумаги НАО допущены к организованным торгам;
  • акции НАО находятся в собственности РФ, субъекта РФ и (или) муниципального образования;
  • если НАО является профессиональным участником рынка ценных бумаг или ценные бумаги общества допущены к организованным торгам (пп.1, 2 п.1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности);
  • если обязательный аудит отчетности АО, созданных в форме непубличного акционерного общества, предусмотрен другими федеральными законами (касается кредитных, страховых и микрофинансовых организаций, застройщиков).

Федеральным законом от 16.04.2022 N 114-ФЗ (вступающим в силу с 1 января 2023 года) статья 54 Закона об акционерных обществах была дополнена пунктом 3, согласно которому даже при отсутствии обязанности по проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности совет директоров непубличного АО все равно вправе принять решение о подобной проверке. Если такое решение вынесено, в повестку дня годового общего собрания акционеров включается вопрос о назначении аудиторской организации (индивидуального аудитора) общества.

Как следует из разъяснений Банка России (размещены на «Официальном сайте Банка России www.cbr.ru»), так как изменения в статью 67.1 части первой Гражданского кодекса РФ” и Закон об акционерных обществах были внесены в апреле 2022 года и вступают в силу только с 1 января 2023 года, а общие собрания акционеров АО проводились в периоде с апреля по июнь 2022 года, в соответствии с п. 1 ст. 47, п. 2 ст. 54 Закона об акционерных обществах (действующей в 2022 году), то не смотря на изменение законодательства, вопрос об утверждении аудитора общества должен быть включен в повестку дня годового общего собрания акционеров, проводимого в 2022 году, в том числе в непубличном акционерном обществе, в отношении которого с 2023 года исключаются требования по обязательному проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

То есть, даже если НАО в соответствии с новым порядком не подлежит обязательному аудиту, по желанию акционеров или решению руководства организации может быть принято решение о проведении инициативного аудита.

Акционерные общества, подлежащие обязательному аудиту, должны ежегодно предоставлять независимое аудиторское заключение в налоговые органы.

АО обязаны привлекать для проведения аудита независимую аудиторскую организацию в соответствии с п. 3 ст. 88 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ. В этом же Федеральном законе регулируется, что утверждение аудиторской организации происходит путем общего собрания акционеров, а решение по размеру оплаты аудиторских услуг принимается советом директоров АО (п. 2 ст. 86).

Провести обязательный финансовый (бухгалтерский) аудит, выдать аудиторское заключение для акционерного общества может исключительно аудиторская организация, а не частный аудитор.

На инициативный аудит в НАО может быть привлечена как аудиторская организация, так и индивидуальный аудитор (п. 3.1 ст. 88 Закона об акционерных обществах, в ред. действующей с 01.01.2023 г.)
При этом аудиторская компания, индивидуальный аудитор могут предоставлять услуги АО только в том случае, если имеют членство в СРО. С 2020 года Ассоциация «Содружество» (СРО ААС) — это единственная СРО аудиторов, которой удалось выполнить требования законодательства. А значит, аудиторская компания (индивидуальный аудитор), проводящая проверку АО, должна быть членом этой СРО.

Кто подлежит обязательному аудиту

Куда и в каком виде АО необходимо предоставлять аудиторское заключение?

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность вместе с аудиторским заключением должны быть представлены в ФНС России через операторов электронного документооборота.

Финансовая отчетность АО по итогам года будет пополнять Государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности ФНС.

Обязательный экземпляр отчетности представляется в ФНС экономическим субъектом в виде электронного документа не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в виде электронного документа вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом, если иное не предусмотрено другими федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Параллельно данные аудиторского заключения необходимо размещать и в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (Федресурс).

Сведения об отчетности организаций и результатах ее обязательного аудита подлежат внесению в Федресурс, когда федеральным законом установлена обязанность по раскрытию такой информации в СМИ. Данное требование не действует в отношении сведений, составляющих государственную тайну, а также в иных случаях, установленных федеральными законами (пп. «л.2» п. 7 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Обязательными сведениями о бухгалтерской (финансовой) отчетности (консолидированной финансовой отчетности) являются:

  • период, за который составлена отчетность,
  • дата, по состоянию на которую составлена отчетность,
  • дата составления отчетности,
  • дата утверждения отчетности, если федеральными законами и (или) учредительными документами юридического лица предусмотрено ее утверждение,
  • дата представления отчетности в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее по тексту — ГИРБО),
  • адрес страницы (сайта) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», используемый для раскрытия отчетности и дата ее раскрытия.

Обязательными сведениями о результатах аудита отчетности являются наименование аудиторской организации, ее ИНН и ОГРН, а также дата аудиторского заключения. В случае, если аудиторское заключение об отчетности не подлежит представлению в ГИРБО, дополнительно в Федресурс вносится мнение аудиторской организации о достоверности отчетности с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на ее достоверность.

Когда должно быть готово аудиторское заключение АО?

Акционерные общества должны раскрывать бухгалтерскую отчетность вместе с аудиторским заключением. Это общее правило обозначено в пункте 58.2 Положения Банка России от 27.03.2020 № 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (зарегистрировано в Минюсте России 24.04.2020 № 58203).

Крайний срок раскрытия бухгалтерской отчетности, т.е. ее опубликования на странице в сети Интернет — не позднее 3 дней, следующих за датой составления аудиторского заключения о ней, но не позднее 120 дней после даты окончания отчетного года.

То есть, АО, которое должно раскрывать бухгалтерскую отчетность за 2022 год, следует провести аудит и получить аудиторское заключение до 30 апреля 2023 года.

Исключение из правил

Ранее мы сказали, что акционерное общество обязано раскрывать годовую отчетность в установленные сроки (ст. 92 ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ, гл. 58 раздел VIII «Раскрытие годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества» Положения Банка России от 27.03.2020 № 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (зарегистрировано в Минюсте России 24.04.2020 № 58203). Под АО мы понимаем:

  • публичное АО;
  • непубличное АО, публично разместившее ценные бумаги, даже с числом акционеров менее 50-ти;
  • непубличное АО с числом акционеров более 50.

А вот для непубличных АО с числом акционеров 50 и менее, которые не осуществляют и ранее не осуществляли публичного размещения ценных бумаг, Банк России Письмом от 25.11.2015 № 06-52/10054 сообщил, что ФЗ «Об акционерных обществах» в редакции № 210-ФЗ не обязывает раскрывать ежегодную финансовую отчетность.

Интересно, что освобождение НАО от раскрытия финансово-хозяйственной деятельности не освобождает те же самые организации от ежегодной обязательной аудиторской проверки и представления аудиторского заключения, если они подлежат аудиту на основании требований Закона об аудиторской деятельности или иных федеральных законов.

В соответствии с п. 3.1 ст. 88 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2023 г.) НАО, в случае наличия обязанности по проведению аудита, привлекают для ежегодного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторскую организацию, не связанную имущественными интересами с обществом или его акционерами. Поэтому НАО, не обязанные раскрывать бухгалтерскую отчетность вместе с аудиторским заключением, должны провести обязательный аудит до проведения годового собрания акционеров — не позднее 30 июня (п.1 ст. 47 и пп.11 п.1 ст. 48 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ).

Когда проводить аудит АО?

Подведем итог. ПАО и НАО, чья отчетность подлежит раскрытию, должны провести аудит не позднее 120 дней после даты окончания отчетного года. А остальные НАО, при наличии у них обязанности по проведению аудита — до проведения годового собрания акционеров. Здесь нужно не только учитывать сроки проведения обязательного аудита, но и определить для своего АО те задачи, которые можно решить в случае комплексного и системного подхода к аудиту.

Поэтому организациям, проводящим аудит не из-за формальных соображений, а ставящим перед аудиторами задачи выявить и устранить ошибки до составления налоговой и годовой бухгалтерской отчетности, предупредить риски, мы рекомендуем проводить аудит в течение всего отчетного года, то есть поэтапно. Кроме того, поэтапный аудит позволит закончить аудиторскую проверку годовой отчетности в сроки, необходимые для представления аудиторского заключения, и не будет отнимать драгоценное время бухгалтерии в разгар подготовки налоговой отчетности по итогам года и за первый квартал.

Комплексный аудит оправдывает себя полностью не только с методологической точки зрения, систематизируя работу бухгалтерии, делая ее максимально эффективной, но и для всего бизнеса, а также его собственников, гарантируя стабильное и безопасное с точки зрения бухгалтерского учета и налогов функционирование организации. Комплексный аудит объединяет финансовый и налоговый аудит, выявляет налоговые риски и финансовые резервы компании, а также включает гарантированную защиту и страховку от претензий ФНС в течение 3 лет.

Чем грозит АО непредставление заключения об обязательном аудите?

Ответственность в случае непредставления аудиторского заключения, а также реальные кейсы описаны в материале «Ответственность за непроведение обязательного аудита».

  • Новости и аналитика
  • Аналитические статьи

Порядок, сроки и ответственность за неисполнение обязанности

7 сентября 2022

На правах рекламы

Начнем с основной информации. Федресурс (он же Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о деятельности юрлиц и ИП) представляет собой базу данных, в которую юридические лица и индивидуальные предприниматели должны вносить некоторые сведения. Размещение информации в реестре – установленная законом обязанность. И если раньше контролирующие органы не всегда отслеживали исполнение обязанности компаниями и ИП, то сейчас Генеральная прокуратура РФ, ФНС России и Росреестр стали массово привлекать организации к ответственности за нераскрытие сведений в Федресурсе.

Обязанность по размещению в реестре лицензий устанавливается подп. “м” п. 7 ст. 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129 “О государственной регистрации юридических лиц и ИП” и действует в отношении как юрлиц, так и ИП. Причем важно отметить, что вносить в Федресурс необходимо данные о любом изменении статуса лицензии – получение, приостановление, продление и т.д. Размещаться соответствующая информация должна в течение 3-х рабочих дней с даты возникновения соответствующего факта.

Важно! Сведения о лицензиях в реестр вносят сами юридические лица.

Какая еще информация публикуется в Федресурсе?

К настоящему моменту сообщений, подлежащих размещению в реестре, насчитывается порядка 80. Более серьезному контролю со стороны надзорных органов подвергаются те категории публикаций, которые связаны с финансовым состоянием предприятия и разрешениями на деятельность. Чтобы ничего не упустить, важно знать хотя бы основные виды сообщений:

  • Ликвидация (в том числе ИП), реорганизация и уменьшение уставного капитала;
  • Членство/прекращение членства в СРО;
  • Недостаточность имущества;
  • Результаты аудита (с 1 января 2022 г. совмещены с сообщением о финансовой отчетности и затрагивают каждое юрлицо, которое проводит обязательный аудит);
  • Стоимость чистых активов (касательно акционерных обществ);
  • Лизинг и т.д.

Теперь о самом интересном – практике привлечения юрлиц к ответственности за непубликацию сообщений в федеральном реестре. Обратите внимание, что все документы очень свежие, за 2021 и 2022 годы. Это еще раз говорит о том, что сейчас надзорные органы стали активно контролировать факт исполнения обязанности юрлицами.

  • В части лицензий важно обратить внимание на этот документ – Представление Прокуратуры Смоленской области от 10 февраля 2022 г., Представление Прокуратуры Смоленской области от 1 июля 2022 г.;
  • По поводу недостаточности имущества и иных признаков возможного банкротства – Представление Прокуратуры Омской области от 6 июня 2022 г.;
  • В части аудиторского заключения и финансовой отчетности: Определение Управления Росреестра по Санкт-Петербургу 12 апреля 2021 г., Требование МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 2 г. Москвы от 21 января 2021 г., Определение Управления Росреестра по Тамбовской области 20 февраля 2021 г.

Последствия неразмещения лицензий в Федресурсе

Выход за рамки правового поля в части раскрытия информации в Федресурсе грозит административной ответственностью по ст. 14.25 КоАП РФ – а это штраф до 50 тыс. руб. или дисквалификация должностного лица на срок до 3 лет.

Избежать негативных последствий можно только путем совершения своевременной публикации в Федресурс!

Разместить своевременно сведения о лицензиях без ошибок можно через портал Федресурс онлайн. Всего лишь за 40 минут ваша публикация появится в реестре, а вся работа будет проделана за вас опытными юристами.

Переходите на сайт fedresurs.online, чтобы внести информацию о лицензии в Федресурс и исполнить установленную законом обязанность!

Что такое аудиторское заключение и зачем оно нужно?

По окончании каждого отчетного года формируется годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность. Потенциальным инвесторам, кредиторам, контрагентам и др. пользователям отчетности важно, чтобы такая отчетность была достоверна, т.е. правильно отражала факты хозяйственной жизни организации в бухгалтерском учете. Чтобы подтвердить достоверность показателей отчетности организации, заказывают независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности — аудит.

По результатам аудита, на основе полученных аудиторских доказательств, аудиторская организация выдает аудиторское заключение.

Аудиторское заключение — документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, который содержит выраженное мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (ст. 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Если компания подлежит обязательному аудиту, получить аудиторское заключение является ее обязанностью. Критерии обязательного аудита отчетности содержатся в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Перечень случаев проведения обязательного аудита ежегодно публикуется на сайте Минфина РФ.

Кто вправе заказывать и проводить аудит и требования к аудиторскому заключению

Аудиторские услуги могут осуществлять:

  • аудиторские организации — коммерческие юридические лица (все виды аудиторских услуг);
  • индивидуальные аудиторы — индивидуальные предприниматели с квалификационным аттестатом аудитора (с отчетности за 2021 год — только инициативный аудит без выдачи аудиторского заключения (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ), с отчетности за 2022 год — в том числе инициативный аудит НАО, которые освобождены от обязательного аудита (ФЗ от 16.04.2022 № 114-ФЗ).

При этом для того, чтобы заниматься аудитом, такие компании и ИП должны быть членами одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Аудиторские услуги можно будет оказывать с даты внесения сведений о соответствующем юрлице или ИП в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (сейчас она одна — это Саморегулируемая организация аудиторов Ассоциация «Содружество»).

Аудиторское заключение представляется аудиторской организацией только лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг — руководству (собственникам) компании.

Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения должны отвечать положениям действующих нормативных актов, в том числе Международному стандарту аудита 700 «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности», Международному стандарту аудита 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении», Международному стандарту аудита 705 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении», Международному стандарту аудита 706 «Разделы „Важные обстоятельства“ и „Прочие сведения“ в аудиторском заключении» и так далее.

Аудиторская деятельность осуществляется в том числе, в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА), которые введены в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н.

Виды и примеры аудиторских заключений

Виды, выраженных в аудиторском заключении за 2022 год мнений о достоверности бухгалтерской отчетности:

  • немодифицированное мнение — выражается в случае, когда аудитор приходит к заключению, что бухгалтерская отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение аудируемого лица и результаты его финансовой деятельности, в соответствии с правилами отчетности;
  • модифицированное мнение — выражается, если на основании полученных аудиторских доказательств аудитором установлено существенное искажение статей бухгалтерской отчетности, либо он не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, чтобы установить, что проверяемая отчетность не содержит существенные искажения.

Модифицированное мнение в аудиторском заключении может быть выражено в форме (п. 1 МСА 705 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении»):

  • мнения с оговоркой;
  • отрицательного мнения;
  • отказа от выражения мнения:

Аудитор должен выразить мнение с оговоркой, если:

  • искажения отдельных статей бухгалтерской (финансовой) отчетности являются существенными, но не затрагивают большинство статей отчетности;
  • у аудитора отсутствуют надлежащие аудиторские доказательства, однако он приходит к выводу, что возможное влияние необнаруженных искажений может быть существенным, но не всеобъемлющим;
  • аудитор получив достаточные надлежащие аудиторские доказательства, приходит к выводу о том, что искажения в отдельности или в совокупности являются существенными для финансовой отчетности, но не всеобъемлющими;
  • аудитор не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для обоснования своего мнения, но приходит к выводу о том, что возможное влияние на финансовую отчетность невыявленных искажений, если такие имеются, может быть существенным, но не всеобъемлющим.

Отрицательное мнение в аудиторском заключении аудитор выражает, если:

  • он получил достаточные надлежащие доказательства о существенных и всеобъемлющих искажениях в бухгалтерской отчетности;
  • на основании достаточных надлежащих аудиторских доказательств, аудитор приходит к выводу о том, что искажения в отдельности или в совокупности являются существенными и всеобъемлющими для финансовой отчетности.

Отказаться от выражения мнения аудитор должен, если:

  • он не получил доказательств, на которых он мог бы основывать свое мнение о возможном существенном и всеобъемлющем влиянии необнаруженных искажений отчетности.
  • аудитор не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для обоснования своего мнения и приходит к выводу о том, что возможное влияние на финансовую отчетность невыявленных искажений, если такие имеются, может быть одновременно существенным и всеобъемлющим.

Аудитор отказывается выразить мнение в том случае, когда в редких ситуациях, связанных с наличием многочисленных факторов неопределенности, он приходит к выводу о том, что, несмотря на полученные достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении каждого фактора неопределенности, невозможно сформировать мнение о финансовой отчетности вследствие потенциального воздействия факторов неопределенности друг на друга и их возможного совокупного влияния на финансовую отчетность.

Примеры аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности приведены в том числе и в Международном стандарте аудита 705 “Модифицированное мнение в аудиторском заключении”.

Подпись и дата в аудиторском заключении

Аудиторское заключение должно быть составлено в письменном виде, датировано не ранее даты завершения процесса получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств, на основании которых аудитор выражает мнение.

С 1 января 2022 года установлены новые правила подписания аудиторского заключения. Определен порядок подписания аудиторского заключения (п. 3.2 ст. 6 Федерального закона N 307-ФЗ).

Аудиторское заключение, выдаваемое аудиторской организацией, подписывают руководитель этой организации и руководитель аудита. Руководитель аудиторской организации вправе уполномочить иное лицо на подписание аудиторского заключения вместо себя при условии, что такое лицо имеет соответствующий квалификационный аттестат аудитора. Подписи данных лиц должны сопровождаться указанием их фамилий, имен, отчеств (при наличии) и номеров записей в реестре аудиторов и аудиторских организаций, а также номера записи в реестре аудиторов и аудиторских организаций в отношении самой аудиторской организации.

Дата аудиторского заключения предоставляет заинтересованному лицу основание полагать, что аудитор учел влияние, которое оказали на бухгалтерскую отчетность и аудиторское заключение события и операции, возникшие до этой даты и известные аудитору.

К аудиторскому заключению на бумажном носителе прилагается бухгалтерская отчетность, в отношении которой выражается мнение и которая датирована и подписана аудируемым лицом в соответствии с правилами, предъявляемыми к отчетности.

Аудиторское заключение и указанная отчетность должны быть пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью аудитора с указанием общего количества листов.

Аудиторское заключение подготавливается в количестве экземпляров, согласованном аудитором и руководителем (собственником) компании, заключившим договор на аудит. Причем, стороны договора должны получить не менее чем по 1 экземпляру аудиторского заключения с прилагаемой бухгалтерской отчетностью.

Сроки предоставления, адресаты и процедура

Аудиторское заключение представляется организациями в ФНС (сейчас ФНС ведет реестр ГИР БО), а также в Федресурс, как правило, одновременно с представлением годовой бухгалтерской отчетности.

Срок предоставления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности — в течение трех месяцев после окончания отчетного периода, но не позднее 31 марта.

Если к этому моменту, аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности еще не готово, то его надо сдать в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным периодом.

Указанные сроки представления аудиторского заключения действуют в тех случаях, когда другими федеральными законами не установлены иные сроки (Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 352).

Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 352-ФЗ, вступившим в силу с 01 января 2022 года уточнено, что указанные сроки представления аудиторского заключения действуют в тех случаях, когда другими федеральными законами не установлены иные сроки (ранее — такая оговорка отсутствовала).

Пример:
Подлежащая обязательному аудиту бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2022 год проаудирована и аудиторской организацией выдано аудиторское заключение, датированное 04 февраля 2023 года. Такое аудиторское заключение организации следует сдать в налоговую до 17 февраля 2023 года, что, конечно же, не позднее 31 декабря 2023 года.

Рискует ли организация, если аудиторское заключение за 2022 год не будет предоставлено в ИФНС до 31 декабря 2023 года?

Действительно, заполняя форму баланса организации, необходимо проставить значение в полях формы об обязательном аудите: подлежит ли организация обязательному аудиту (ДА) или не подлежит обязательному аудиту (НЕТ).

Если бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, в заголовочной части бухгалтерского баланса раскрываются: наименование аудиторской организации, ИНН и ОГРН. В представляемой отчетности нужно проставить отметку, что отчетность подлежит обязательному аудиту.

Таким образом, по отчетности за 2022 год организация имеет возможность представить аудиторское заключение не позднее 31 декабря 2023 года.

Тем организациям, кто опасается вопросов от налоговых органов можно подготовиться следующим образом: выбрать аудитора заблаговременно, заключить договор и составить пояснения для налоговых органов о сроках завершения обязательного аудита и представления аудиторского заключения за 2022 год.

Аудиторское заключение может быть представлено после сдачи бухгалтерской отчетности, если на момент представления отчетности проверка еще не завершена или срок представления аудиторского заключения еще не наступил.

Штрафы за не проведение аудита и непредставление аудиторского заключения

Отсутствие аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) считается грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету и отчетности и влечет наложение штрафов (ст. 15.11 КоАП):

  • от 5 тыс. рублей до 10 тыс. рублей (на должностных лиц);
  • при повторном нарушении – до 20 тыс. рублей (на должностных лиц) либо дисквалификация должностного лица на срок от 1 года до 2 лет.

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица:

  • налоговых органов (пп. 5 п. 2 ст. 28.3 КоАП);
  • органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (пп. 11 п. 2 ст. 28.3 КоАП);
  • Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов субъектов РФ (пп. 3 п. 5 ст. 28.3 КоАП).

За непредставление аудиторского заключения к комплекту бухгалтерской отчетности (в случае обязательного аудита), организации и ее должностному лицу по инициативе органа статистики может грозить административный штраф (ст.19.7 КоАП РФ):

  • от 300 до 500 рублей (на должностных лиц);
  • от 3 тыс. до 5 тыс. рублей (на юридических лиц).

Даже если был наложен штраф аудиторское заключение все равно должно быть предоставлено (п. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).

Более серьезные санкции могут быть наложены по инициативе отделения Центробанка по жалобе одного из акционеров АО.

Публичное АО обязано раскрывать годовой отчет и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Требования к содержанию годового отчета акционерных обществ установлены в Положении Банка России от 27.03.2020 N 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг»).

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, подлежащего обязательному аудиту, раскрывается путем опубликования ее текста на странице организации в сети Интернет не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности.

Так, раскрытие информации не в полном объеме (непредставление аудиторского заключения), и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа (п. 2 ст. 15.19 КоАП):

  • от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей (на должностных лиц) либо их дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;
  • от 700 тыс. рублей до 1 млн рублей (на юридических лиц).

Как видим, ответственность за нарушения, связанные с аудиторским заключением, достаточно серьезная.

Однако аудит – это не только проверка соблюдения требований законодательства и сокращение различных рисков. Это также и новые возможности, которые аудит может раскрыть перед организацией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *