Фз 127 о несостоятельности банкротстве физических лиц последняя редакция

Наша команда

Руководитель департамента сопровождения процедур банкротства

Ведущий юрист отдела банкротства физических лиц

Ведущий юрист судебного департамента

Ведущий эксперт по списанию долгов

Консультант по банкротству физ. лиц

Бесплатная консультация по списанию долгов

Оставьте свой телефон, специалист перезвонит вам в течение 1 минуты

Процедура банкротства в судебном порядке

В первую очередь следует определить, есть ли у гражданина обязанность обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом: закон содержит на это прямое указание. Это нужно сделать в случае, если удовлетворение требований кредитора (одного или нескольких) приводит к невозможности исполнения гражданином денежных обязательств или обязательств по уплате обязательных платежей в полном объеме (п. 1 ст. 213.4 Закона № 127-ФЗ). Размер таких обязательств должен составлять не менее 500 тыс. руб., а подавать заявление нужно не позднее 30 рабочих дней со дня, когда гражданин узнал или должен был узнать об этом.

Другой вариант банкротства в судебном порядке – самостоятельное инициирование процедуры. Гражданин может подать в суд заявление о признании банкротом в случае его предвидения. Согласно закону, оно должно очевидно свидетельствовать о том, что гражданин не в состоянии исполнить свои денежные обязательства в установленный срок, при этом он отвечает признакам неплатежеспособности или признакам недостаточного имущества (п. 2 ст. 213.4 Закона № 127-ФЗ). Заместитель директора направления “Оценка и финансовый консалтинг” Группы компаний SRG Илья Телятников обозначил, что помимо утвержденных законодательно условий должник-физическое лицо вправе инициировать процедуру банкротства в случае:

  • отсутствия или утраты основного и стабильного источника доходов (потеря работы, в том числе по причине сокращения) и, как следствие, самостоятельное признание невозможности дальнейших выплат);
  • наличия обстоятельств, очевидно свидетельствующих о невозможности своевременного исполнения кредитных обязательств – недостаточность имущества или ущерб его ликвидности, ухудшение здоровья (потеря трудоспособности).

У ИП право на инициирование процедуры банкротства возникает при условии предварительного опубликования им уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании банкротом (п. 2.1 ст. 213.4 Закона № 127-ФЗ). Включить уведомление нужно в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Сделать это нужно не менее, чем за 15 календарных дней до дня обращения в арбитражный суд.

Последствия признания гражданина банкротом прямо указаны в законе – ст. 213.30 Закона № 127-ФЗ содержит закрытый перечень:

  • В течение 5 лет после завершения процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу гражданин не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам или договорам займа без указания на факт своего банкротства.
  • В течение 5 лет – дело о банкротстве гражданина не может быть возбуждено по заявлению этого гражданина.
  • В течение 3 лет – гражданин не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.
  • В течение 10 лет – гражданин не вправе занимать должности в органах управления кредитной организации, иным образом участвовать в управлении кредитной организацией.
  • В течение 5 лет с даты – гражданин не вправе занимать должности в органах управления страховой организации, негосударственного пенсионного фонда, управляющей компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда или микрофинансовой компании, иным образом участвовать в управлении такими организациями.

Однако закон не содержит конкретных указаний на то, каким образом заемщик должен сообщать о факте своего банкротства, заметил Алексей Сорокин. Эксперт считает, что предполагается, что такое уведомление может содержаться в каких-либо письменных документах, которыми обмениваются стороны. Например, в анкете заемщика банка при заключении кредитного договора или в качестве отдельного условия (оговорки) в договоре займа.

Изменения и поправки с момента принятия закона и по настоящее время

Популярность банкротства среди физлиц растет с каждым годом. Вырабатывается единообразная судебная практика, и законодатель корректирует нормы закона, чтобы сделать судебный процесс понятным и прозрачным, а результат — справедливым. Давайте подробно рассмотрим изменения законодательства о банкротстве.

Когда закон о банкротстве физических лиц вступил в силу, а это было 1 октября 2015 года, размер вознаграждения для финуправляющего составлял 10 000 рублей. Уже в июне 2016 года было принято изменение — сумма выросла до 25 000 рублей за одну процедуру в рамках дела о банкротстве физических лиц. При реализации имущества управляющий начал получать не 2%, а 7%.

С января 2017 года в закон о банкротстве физических лиц и в НК РФ были внесены поправки — госпошлина для физлиц перестала составлять 6 000 рублей. Теперь заплатить за нее нужно всего лишь 300 рублей.

В 2020 году уже введена новая норма — мораторий на банкротство. Он не коснулся граждан, зато защищал ИП, чей бизнес относился к пострадавшим отраслям. Банки и поставщики, а также ФНС не вправе были подать в суд на взыскание долгов с такого ИП в период моратория. Это время можно было использовать для восстановления бизнеса. Но эта норма была введена только на период пандемии коронавируса. Действие моратория закончилось 7 января 2021 года.

Судебная практика показала, что людям сложно самостоятельно составить заявление о банкротстве и собрать достаточно доказательств. Должники, зная о возможности законно списать кредиты, по-прежнему предпочитали страдать от звонков из банков и визитов коллекторов.

Однако кризис сделал людей смелее. Тем более, Президент страны назвал банкротство нормальным и законным решением выхода из тяжелой финансовой ситуации.

Но проблема судебного банкротства — стоимость. В среднем цена услуг юриста при банкротстве составляет около 80 000 – 100 000 рублей, и у должника, который по уши в кредитах и долгах, попросту нет таких денег на разрешение дела о банкротстве в судебном порядке. Мы рассказали об обязательных расходах и расценках на юридические услуги в этом материале.

Новая модель торгов

Планируется, что торги по реализации имущества будут проводить путем поэтапного повышения или понижения начальной цены на один шаг торгов, то есть на одну величину изменения цены. То есть цена на имущество может падать ровно до того момента, когда кто-то из желающих вызовется это имущество купить.

Как только такая заявка поступает в систему, то фиксируется минимальная цена желающего купить, а далее торги начинаются с новой отсечки. Цена на имущество начинает повышаться. Сделано это для того, чтобы заинтересованные лица не сбивали цену и не покупали квартиры, машины, заводы и пароходы банкрота за бесценок.

Поправки начнут действовать по истечении года со дня опубликования закона в «Российской газете». Проект предусматривает множество переходных положений.

Банкротство физических лиц в 2023 году

Основные изменения в законе и процедура банкротства физических лиц в 2023 году в России с отзывами специалистов. Вместе с юристом Самвелом Меграбяном мы расскажем о плюсах и минусах банкротства физических лиц и есть ли последствия для физического лица после данной процедуры

Фз 127 о несостоятельности банкротстве физических лиц последняя редакция

Фз 127 о несостоятельности банкротстве физических лиц последняя редакция

Андрей Абрамов
Журналист «КП»

Фз 127 о несостоятельности банкротстве физических лиц последняя редакция

Самвел Меграбян
Юрист «Единого центра защиты»

О том, чтобы разрешить физлицам — то есть обычным гражданам — объявлять себя банкротами, стали говорить еще лет десять назад. Вместе с расцветом кредитов и организаций микрозаймов. Несколько лет закон обсуждали, спорили: стоит ли разрешать людям, которые больше не могут платить по долгам, объявлять себя банкротами?

С одной стороны, это спасательный круг для тех, кто погряз в долгах. Практически шанс начать жизнь с чистого листа, по крайней мере в сфере личных финансов. Но есть и обратный эффект: финансовые организации потеряют свои деньги, которые честно дали человеку под проценты.

В итоге депутаты решили, что банкротство физических лиц — полезная возможность. Но просто так объявить себя неплатежеспособным не получится. Нужно пройти процедуру, согласиться на последствия, взвесить все плюсы и минусы этого решения для себя.

Мы подготовили инструкцию о банкротстве физических лиц в 2023 году.

Что такое банкротство физического лица

Банкротство физических лиц — это признание гражданина в арбитражном суде неспособным исполнять финансовые обязательства перед кредиторами. Существует также упрощенная процедура банкротства во внесудебном порядке. Человеку, которого признали банкротом, списывают долги перед банками, компаниями и физлицами.

Полезная информация о банкротстве физических лиц

Минимальная сумма долгов для банкротства;Четкого лимита нет, но если сумма долгов превышает 500 000 руб., а просрочка — три месяца, нужно обязательно объявлять себя банкротом, иначе далее будет штраф Какие долги списываются;Банковские кредиты, микрозаймы, штрафы, налоги, плата за услуги ЖКХ От каких платежей не избавит;Алиментов, компенсаций вреда жизни и здоровью, которые присудил пострадавшему суд Сколько стоит банкротство;Минимум 25 000 руб. (внесудебное — бесплатно) Длительность процедуры;От полугода до нескольких лет Последствия банкротства;Пять лет нельзя брать кредиты, не указывая факт банкротства, три года занимать должности в органах управления юрлица, десять лет нельзя управлять кредитной организацией, пять лет нельзя управлять страховыми компаниями, пенсионными фондами, инвестфондами, микрофинансовыми организациями Чем будут гасить ваши долги;Продажей вашего имущества — техники, мебели, квартир, машин. Нельзя продать единственное жилье (ипотечные квартиры можно), вещи первой необходимости. Также можно попросить оставить себе вещи на общую сумму не более 10 000 руб.

В первую очередь, банкротство – это инструмент. Воспользоваться им могут те, кто по каким-то причинам более не может справляться со своими денежными обязательствами.

— Долгое время понятие «банкротство» носило негативный оттенок, однако с каждым годом все больше граждан прибегают к нему. Говоря простым языком, суд оценивает положение должника и выносит решение о его способности или неспособности платить по обязательствам. Именно для этого в процедуре присутствуют не только кредиторы и сам должник, но и финансовый управляющий – фигура, в руках которой оказываются сведения об имущественном и финансовом положении заемщика, при этом его задача – соблюсти интересы всех сторон, — говорит юрист «Единого центра защиты» Самвел Меграбян.

Закон о банкротстве физических лиц в России

В России есть Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» 1 . Очень большой документ, который раньше касался только юрлиц, а теперь применим и к обычным гражданам. В законе глава десятая посвящена банкротству физических лиц.

Интересными являются разделы, регламентирующие требования к физлицам которые могут стать банкротами, а также сроки и документы, необходимые для банкротства. Стоит обратить внимание и на последствия. Но если не хотите разбираться в сложных юридических конструкциях, мы объясним все проще.

Кто может объявить себя банкротом

Человек, который понял, что не сможет погасить долг более 500 000 рублей. Причем в законе указано, что физическое лицо обязано в этом случае объявлять себя банкротом. Если этого не сделать, то получите штраф от 1000 до 3000 рублей (КоАП РФ ст.

14.13, пункт 5) 2 . Закон также предписывает, что у человека есть 30 дней с того момента, как он понял, что не может платить по долгам, чтобы начать процедуру банкротства.

— Установлен рекомендованный порог суммы задолженности – от 500 тысяч рублей и выше, но практика показывает, что сумма может быть меньше, главное – обладать признаками неплатежеспособности, — говорит наш эксперт.

Если сумма от 50 000 до 500 000 рублей (без учета штрафов и пеней), тогда вы можете пойти по упрощенной процедуре банкротства. Она бесплатная и укладывается в срок до полугода. Иначе его называют внесудебным банкротством.

Важно, что для упрощенной процедуры с физлица уже должны были пытаться взыскать долги через судебных приставов (ФССП). Но приставы ничего не нашли и прекратили работу — закрыли исполнительное производство.

При этом человек не должен находиться под другими исполнительными производствами. Бывает так, что один банк подал в суд и потребовал взыскать долги. Приставы ничего не нашли.

Чуть позже уже другой банк обратился в суд и приставы вынуждены заново открывать исполнительное производство. Пока оно длится, банкротство по упрощенной схеме не оформить.

Внесудебное банкротство проходит через МФЦ. Приходите в офис по месту жительства, там выдадут заявление. Перечислите в нем все свои долги и кредиторов.

Важно ничего не скрывать, иначе процедуру не получится завершить.

Через полгода процедуру завершат. На протяжении этого времени вам могут звонить банки, приставы и МФЦ, чтобы уточнить ряд деталей. Но в целом, делать больше ничего не придется.

О том, как физическому лицу пройти банкротство через МФЦ в 2023 году, мы расскажем далее.

Изменения в законе о банкротстве физических лиц в 2023 году

В 2023 году изменений в закон о банкротстве не вносилось. Однако в Госдуме должны рассмотреть поправки к закону, чтобы упростить процедуру. Она кажется излишне затянутой, а некоторые ее этапы малоэффективными.

В таком случае можно ждать некоего упрощения существующего алгоритма.

Крупное изменение в законе было в сентябре 2020 года. Тогда разрешили упрощенную процедуру. О ней мы рассказали выше.

Если захотите прочитать самостоятельно, то Глава X ФЗ «О банкротстве», параграф 5 3 «Внесудебное банкротство гражданина».

Процедура банкротства физических лиц

1. Сбор документов

Для подачи в суд или в МФЦ нужно собрать ряд документов, подтверждающих финансовое и имущественное положение должника. Перечень очень большой, приводим актуальный список на текущий год.

  • Документы, которые подтверждают наличие задолженности, основание ее возникновения и неспособность гражданина удовлетворить требования кредиторов в полном объеме — это справка из банка.
  • Документы, подтверждающие, что вы являетесь или не являетесь индивидуальным предпринимателем — выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Выписку брать не ранее чем за пять рабочих дней до подачи заявления в суд. Ее можно запросить в налоговой (ФНС) или заказать на сайте.
  • Списки кредиторов с суммами долга.
  • Опись имущества по форме.
  • Копии документов, подтверждающих право собственности на имущество, в том числе интеллектуальные права.
  • Сведения о полученных доходах (например, справка 2НДФЛ с работы) и об удержанных суммах налога за трехлетний период.
  • Копия СНИЛС.
  • Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица — дают в пенсионном фонде (ПФР), на его сайте или через Госуслуги.
  • Копии документов о совершавшихся за последние три года сделках с недвижимостью, ценными бумагами, долями в уставном капитале, машинами, мотоциклами и сделках на сумму свыше 300 000 рублей.
  • Выписка из реестра акционеров юрлица, если вы участник ООО.
  • Справка из банка о наличии счетов, вкладов, выписки по операциям на счетах за трехлетний период.
  • Копия решения о признании гражданина безработным, выданная службой занятости.
  • Копия ИНН.
  • Копия свидетельства о заключении брака.
  • Копия свидетельства о расторжении брака, если оно выдано за последние три года.
  • Копия брачного договора.
  • Копия соглашения или судебного акта о разделе общего имущества супругов за последние три года.
  • Копия свидетельства о рождении ребенка.

2. Оплата услуг арбитражного суда и финансового управляющего

Процедура банкротства потребует некоторых затрат. Госпошлина суду, за то, что он займется вашим делом — 300 рублей. И еще 25 000 рублей нужно внести на счет арбитражного суда — эти деньги пойдут финансовому управляющему.

Его выберут из числа СРО арбитражных управляющих 4 — это такой реестр компаний, которым доверяет государство и суд.

Также нужно будет заплатить по 400 рублей за каждую публикацию в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (ЕФРСБ). Туда надо выкладывать информацию о решениях суда.

3. Подача заявления в суд

О признании гражданина несостоятельным. Подать заявление может сам человек, конкурсный кредитор или налоговая инспекция.

4. Рассмотрение заявления

Суд решит, обосновано ли ваше заявление. Если да, то гражданин признается банкротом, однако процедура на этом не завершается.

5. Реализация имущества или реструктуризация долга

Возможны два варианта развития событий, после того, как гражданин признан банкротом:

1. реализация имущества; 2. реструктуризации долга.

Стадия реализацииимущества хоть и предполагает продажу личных вещей и всего ценного, что можно продать и раздать долги, но вовсе не означает, что сделано это будет в 100% случаев. Около полугода будут оценивать активы должника. Срок могут и продлить по решению суда.

Найдут ликвидное имущество или «лишний» доход – добавят в конкурсную массу — это сумма, которая потом будет поделена между кредиторами и тем самым целиком или частично покроет долг.

Не подлежат реализации (т.е. это не заберут и не продадут):

  • единственное жилье. Есть исключения в случаях с «роскошным» жильем, но большинства рядовых заемщиков это не касается. Ипотечные квартиры не считаются единственным жильем.
  • Неликвидное имущество. Нередки случаи, когда даже старый автомобиль оценивается так низко, что не попадает в конкурсную массу или не может быть продан.
  • Имущество, которое можно сохранить как необходимое. Например, это автомобиль для инвалида или таксиста – одному он жизненно необходим, для второго – источник заработка.
  • Из конкурсной массы можно исключить и дополнительные денежные средства. Все поступления на счета банкрота сверх размера прожиточного минимума, должны пополнять конкурсную массу. Но если на иждивении заемщика есть несовершеннолетние дети или престарелые родители, или присутствуют траты на лечение и т.д. – пишите ходатайство к суду, чтобы деньги сохранили.
  • Социальные выплаты, пенсии по потере кормильца и т.д. не подлежат взысканию.

— Объясню на примере: у заемщика был стабильный доход и он выплачивал свои кредиты. Затем на время этот доход исчез или снизился. Возникли просрочки, накапали штрафы и пени.

Когда ситуация вновь выровнялась, теперь уже должник не может единым махом вернуться в графики – из-за пеней и неустоек. Но доход позволяет расплатиться с долгами.

В таком случае будет согласован и принят план реструктуризации сроком не дольше трех лет и заемщик будет по нему гасить долги, — объясняет эксперт.

Иногда ситуация вновь меняется и план реструктуризации становится невыполнимым. Тогда вводится стадия реализации имущества.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

13 декабря 2023

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Федеральный закон от 21 ноября 2023 г. № 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»

Федеральный закон от 21 ноября 2023 г. № 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»

22 ноября 2023

Принят Государственной Думой 9 ноября 2023 года

Одобрен Советом Федерации 16 ноября 2023 года

Внести в Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст. 4190; 2006, N 52, ст. 5497; 2009, N 1, ст. 4, 14; N 18, ст. 2153; N 29, ст.

3632; 2010, N 17, ст. 1988; 2011, N 7, ст. 905; N 49, ст.

7015; 2012, N 31, ст. 4333; 2014, N 52, ст. 7543; 2015, N 27, ст. 3945, 3977; 2016, N 26, ст. 3891; 2017, N 18, ст.

2661; N 31, ст. 4815, 4830; 2018, N 18, ст. 2557; N 32, ст. 5115; N 53, ст. 8440; 2019, N 49, ст.

6953; N 52, ст. 7787; 2021, N 9, ст. 1470; N 17, ст.

2878; 2023, N 43, ст. 7272) следующие изменения:

1) статью 34 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4. На основании мотивированного ходатайства контролирующего должника лица арбитражный суд выносит определение о привлечении указанного лица к участию в деле о банкротстве. Данное определение может быть обжаловано.

С момента вынесения определения, указанного в абзаце первом настоящего пункта, контролирующее должника лицо вправе участвовать в деле о банкротстве при рассмотрении вопросов, решение которых может повлиять на привлечение его к ответственности, а также на размер такой ответственности, в том числе обжаловать принятые по данным вопросам судебные акты.

Подача ходатайства о привлечении к участию в деле о банкротстве не является признанием заявившим его лицом вины в совершении действий и (или) бездействии, влекущих привлечение его к ответственности.»;

2) пункт 1 статьи 61.15 дополнить абзацами следующего содержания:

«Указанное в абзаце первом настоящего пункта лицо вправе участвовать в деле о банкротстве при рассмотрении иных вопросов, указанных в абзаце втором пункта 4 статьи 34 настоящего Федерального закона. Подача ходатайства о привлечении к участию в деле о банкротстве в этом случае не требуется.

Если указанное в абзаце первом настоящего пункта лицо до подачи заявления о привлечении его к ответственности участвовало в деле о банкротстве, в том числе в качестве конкурсного кредитора, либо имело возможность участвовать в деле о банкротстве в соответствии с пунктом 4 статьи 34 настоящего Федерального закона, подача такого заявления не является основанием для восстановления пропущенного им срока на обжалование судебных актов, принятых до подачи заявления, за исключением случаев, если указанное лицо не вступило в дело о банкротстве ввиду того, что оно добросовестно заблуждалось относительно наличия у него статуса контролирующего должника лица.»;

3) статью 134 дополнить пунктом 6 следующего содержания:

«6. Очередность удовлетворения требований конкурсного кредитора, являющегося кредитной организацией, в отношении которой утвержден план участия Банка России или Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, не может быть понижена по основаниям, которые возникли до даты утверждения такого плана.»;

4) статью 184.3-3 дополнить пунктом 15 следующего содержания:

«15. В случае, если основания для привлечения страховой организации к субсидиарной ответственности по обязательствам юридического лица, в отношении которого она является контролирующим должника лицом, возникли до даты принятия Советом директоров Банка России решения об осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации с участием контрольного органа, размер такой ответственности не может превышать стоимость чистых активов страховой организации, определенную по данным ее бухгалтерской отчетности на конец квартала, в котором принято указанное решение. Совокупный объем требований таких юридических лиц о привлечении страховой организации к субсидиарной ответственности по этим основаниям не может превышать предельный размер субсидиарной ответственности страховой организации, установленный настоящим абзацем.

В случае, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, требования о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам, возникшим до даты принятия Советом директоров Банка России решения об осуществлении мер по предупреждению банкротства страховой организации с участием контрольного органа, могут быть предъявлены к лицам, контролировавшим страховую организацию до указанной даты и определяемым по правилам статьи 61.10 и пункта 1 статьи 184.13 настоящего Федерального закона. Пока не доказано иное, предполагается, что основания для привлечения к субсидиарной ответственности по таким обязательствам возникли вследствие действий и (или) бездействия указанных лиц. В этом случае страховая организация привлекается к участию в деле.

Положения абзацев первого и второго настоящего пункта применяются в случае взыскания убытков в соответствии с пунктом 1 статьи 61.13 или статьей 61.20 настоящего Федерального закона.»;

5) статью 186.1-5 дополнить пунктом 13.1 следующего содержания:

«13.1. В случае, если основания для привлечения негосударственного пенсионного фонда к субсидиарной ответственности по обязательствам юридического лица, в отношении которого он является контролирующим должника лицом, возникли до даты принятия Советом директоров Банка России решения об осуществлении мер по предупреждению банкротства негосударственного пенсионного фонда с участием контрольного органа, размер такой ответственности не может превышать стоимость чистых активов негосударственного пенсионного фонда, определенную по данным его бухгалтерской отчетности на конец квартала, в котором принято указанное решение. Совокупный объем требований таких юридических лиц о привлечении негосударственного пенсионного фонда к субсидиарной ответственности по этим основаниям не может превышать предельный размер субсидиарной ответственности негосударственного пенсионного фонда, установленный настоящим абзацем.

В случае, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, требования о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам, возникшим до даты принятия Советом директоров Банка России решения об осуществлении мер по предупреждению банкротства негосударственного пенсионного фонда с участием контрольного органа, предъявляются к лицам, контролировавшим негосударственный пенсионный фонд до указанной даты и определяемым по правилам статьи 61.10 настоящего Федерального закона и пункта 13 настоящей статьи. Пока не доказано иное, предполагается, что основания для привлечения к субсидиарной ответственности по таким обязательствам возникли вследствие действий и (или) бездействия указанных лиц. В этом случае негосударственный пенсионный фонд привлекается к участию в деле.

6) статью 189.23 дополнить пунктом 13 следующего содержания:

«13. В случае, если основания для привлечения кредитной организации к субсидиарной ответственности по обязательствам юридического лица, в отношении которого она является контролирующим должника лицом, возникли до даты утверждения плана участия Банка России или Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, размер такой ответственности не может превышать стоимость чистых активов кредитной организации, определенную по данным ее бухгалтерской отчетности на конец квартала, в котором был утвержден указанный план. Совокупный объем требований таких юридических лиц о привлечении кредитной организации к субсидиарной ответственности по этим основаниям не может превышать предельный размер субсидиарной ответственности кредитной организации, установленный настоящим абзацем.

В случае, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, требования о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам, возникшим до даты утверждения плана участия Банка России или Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, могут быть предъявлены к лицам, контролировавшим кредитную организацию до указанной даты и определяемым по правилам статьи 61.10 настоящего Федерального закона и пункта 1 настоящей статьи. Пока не доказано иное, предполагается, что основания для привлечения к субсидиарной ответственности возникли вследствие действий и (или) бездействия указанных лиц. В этом случае кредитная организация привлекается к участию в деле.

7) статью 189.40 дополнить пунктом 13 следующего содержания:

«13. В случае, если сделка между кредитной организацией и юридическим лицом, в отношении которого она являлась или является заинтересованным лицом, совершена до даты утверждения плана участия Банка России или Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка и признана недействительной по основаниям, предусмотренным статьями 61.2 и 61.3 настоящего Федерального закона, в рамках дела о банкротстве такого юридического лица, размер денежных обязательств кредитной организации, указанных в статье 61.6 настоящего Федерального закона, не может превышать стоимость чистых активов кредитной организации, определенную по данным ее бухгалтерской отчетности на конец квартала, в котором был утвержден план участия Банка России или Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка. Совокупный объем требований таких юридических лиц по этим основаниям не может превышать предельный размер денежных обязательств кредитной организации, установленный настоящим абзацем.

В случае, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, денежные обязательства кредитной организации, указанные в статье 61.6 настоящего Федерального закона, могут быть возложены на лиц, контролировавших кредитную организацию до даты утверждения плана участия Банка России или Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка и определяемых по правилам статьи 61.10 и пункта 1 статьи 189.23 настоящего Федерального закона. Пока не доказано иное, предполагается, что основания для признания сделки недействительной и (или) применения последствий ее недействительности возникли вследствие действий и (или) бездействия указанных лиц. В этом случае кредитная организация привлекается к участию в деле.».

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением пунктов 3 — 7 статьи 1 настоящего Федерального закона.

2. Пункты 3 — 7 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Положения Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции настоящего Федерального закона), за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, применяются в том числе к делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

4. Положения абзаца третьего пункта 1 статьи 61.15 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» применяются к делам о банкротстве, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

21 ноября 2023 года

Обзор документа

Лицо, контролирующее должника, может обратиться в суд с мотивированным ходатайством о привлечении его к участию в рассмотрении дела о банкротстве. При этом подача ходатайства не является признанием вины в совершении действий и (или) бездействии, влекущих привлечение к ответственности.

Лицо, привлекаемое к субсидиарной ответственности, вправе участвовать в деле о банкротстве при рассмотрении иных вопросов, помимо привлечения к ответственности, если их решение сможет повлиять на привлечение его к ответственности, а также на размер последней. Если до подачи заявления лицо участвовало в деле о банкротстве, в т. ч. в качестве конкурсного кредитора, либо имело такую возможность, то подача заявления не является основанием для восстановления пропущенного им срока на обжалование судебных актов, принятых до подачи заявления.

Очередность удовлетворения требований конкурсного кредитора — банка, в отношении которого утвержден план по предупреждению банкротства, нельзя понизить по основаниям, которые возникли до даты утверждения такого плана.

Урегулированы вопросы привлечения к субсидиарной ответственности страховой организации, НПФ, кредитной организации, если обязательства юрлица возникли до введения мер по предупреждению банкротства страховой организации, НПФ или банка.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок.

Как работает ФЗ о банкротстве физических лиц № 127-ФЗ?

Когда речь идет о крупных задолженностях, необходимо понимать, какие права и обязанности устанавливает закон для банкрота. Право на списание долгов регулируется Федеральным законом о банкротстве физлиц, точнее — главой X ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве)».

Текст закона регулирует следующие пункты:

  • Порядок осуществления банкротства физических лиц. Банкротиться граждане могут через Арбитражный суд. Либо во внесудебном порядке — через МФЦ. Банк, налоговая инспекция или другое лицо не могут признать человека банкротом;
  • Признаки банкротства физлица. В законе четко установлено, что признаками несостоятельности гражданина является долг от 500 000 рублей и больше, и просрочка от 90 дней по кредитам. Банки могут подать на банкротство своего клиента, если сумма основного долга (без процентов) больше полумиллиона рублей. Сам должник — и при меньшей сумме, если ему очевидно, что нет средств для выплат долгов.
    Он может подать на банкротство даже заранее, до начала просрочек, если должник понимает, что не сможет рассчитаться со своими обязательствами. Что это за обстоятельства — в законопроекте не уточняется. Это решает суд, исходя из конкретной ситуации: например, установление инвалидности, лишение кормильца — ситуации, когда очевидно, что займы не будут возвращены, и их можно сразу списать;На практике по итогам уже состоявшихся судов ясно, что суд рассматривает дела при сумме долга от 350 тыс. рублей.
  • Последствия банкротства. Последствия перечислены в законодательстве, сюда относятся, в частности, невозможность повторного признания некредитоспособности в течение 5 лет (или 10 лет — если физ. лицо было признано банкротом в упрощенном порядке через МФЦ), запрет быть учредителем или генеральным директором в юрлицах.
    Также установлены временные ограничения, наступающие при установлении факта финансовой несостоятельности, с момента первого заседания по делу — это приостановление судебных постановлений, вынесенных ранее, прекращение начислений процентов по кредитным обязательствам;
  • Обязанности и полномочия финансовых управляющих. Финуправляющие составляют отчеты для суда, подают ходатайства, управляют финансовыми делами должников.Они также проверяют дело на добросовестность, фиктивность, собирают кредиторов, ищут собственность и проводят торги для реализации имущества должника.Действующая редакция закона о банкротстве граждан № 127-ФЗ предусматривает 25 000 рублей в качестве фиксированного вознаграждения финуправляющего.Помимо этого управляющий имеет право на 7% от стоимости реализованной собственности банкрота — если проводились торги.

Поправки в закон о банкротстве внесены в Госдуму

Пакет поправок в «Закон о банкротстве» был внесен в Госдуму 17 мая 2021 года. Но вступить в силу они должны в полном объеме только через год после их принятия. Поправки уже довольно давно, еще в 2019 году, были разработаны Минэкономразвития. Но их критиковали все юрики и физики, причастные к банкротному процессу. И вот, наконец-то, кажется, что все интересы учтены. Но битва в Думе предстоит жесткая.

Законопроект даже меняет название действующего федерального закона. В новой редакции он называется федеральный закон «О реструктуризации и банкротстве». Даже из названия понятно, что упор правительство делает на возврат долгов, а не на их списание. Что ж, для списания кредитов должникам придется прилагать больше усилий.

Внесенный вариант поправок согласован с управлением правовой информации президента. Именно у этого управления ранее было больше всего нареканий к новациям, предлагаемым в законопроект.

9 июня 2022 г.

С каждым годом проблема закредитованности населения приобретает все большие масштабы. Граждане активно заключают договоры потребительского кредитования на покупку товаров, жилья и даже на незначительные личные нужды. К сожалению, далеко не все имеют возможность вовремя внести очередной платеж и, как следствие, возникает просроченная задолженность, погасить которую самостоятельно граждане уже не могут.

2015 году в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) была включена глава «О банкротстве гражданина».

Банкротством должника-гражданина признается его неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, а также исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, признанная арбитражным судом либо наступившая в результате завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина (ст. 2Закона о банкротстве).

Существует две процедуры банкротства – внесудебная и через суд:

Внесудебная процедура банкротства. Списать долги без обращения в суд можно в том случае, когда размер всех долгов составляет от 50 до 500 тысяч рублей.

Судебная процедура банкротства. В случае если долг по кредитам (займам) превышает 500 тыс. руб., гражданин имеет право признать себя банкротом только через суд.

Важно! На время, пока рассматривается дело, должник лишается возможности управлять своим имуществом, картами и счетами (они передаются арбитражному управляющему), а в его распоряжении остается лишь сумма, равная прожиточному минимуму.

Процедура банкротства физических лиц имеет как положительные, так и негативные стороны:

Важно помнить! Банкротство – процедура длительная (срок может составлять несколько лет), финансово затратная и не всегда завершается полным списанием долгов по кредитам.

Процедура банкротства может помочь в безысходных и непростых жизненных ситуациях. Однако, не следует воспринимать банкротство как свое панацею. Важно помнить, что информация о признании должника банкротом негативно влияет на его кредитную историю и значительно уменьшает шансы на получение положительного решения от кредитной организации о выдаче кредита. Вполне возможно, что после инициирования процедуры банкротства, кредит не будет одобрен.

Самый лучший вариант – грамотное планирование и распоряжение своими финансами, чтобы не допускать ситуаций, когда для решения материальных вопросов гражданину придется обращаться в суд. Прежде, чем взять кредит или микрозайм, нужно оценить свои возможности и платежеспособность.

Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, лучше заранее позаботиться о накоплениях. Процедуру банкротства стоит инициировать только в самом крайнем случае.

Какой эффект может дать мораторий на банкротство

Фз 127 о несостоятельности банкротстве физических лиц последняя редакция

Андрей Гордеев / Ведомости

Ближе к концу года экономика может столкнуться с беспрецедентной волной банкротств, прогнозируют опрошенные «Ведомостями» эксперты. В отличие от коронакризиса в этот раз конкретных оценок никто не дает – слишком туманны перспективы.

Неопределенность связана не только с негативными эффектами санкций – падением потребительского спроса, инфляцией, удорожанием импорта и нарушением цепочек поставок, но и с уходом иностранных компаний из России: сказать точно, кто уйдет, кто останется и в какой форме, пока невозможно.

Власти, очевидно, также ожидают всплеска закрытия предприятий и, чтобы погасить волну, готовят мораторий на банкротство. «Российское правительство уже на этой неделе может принять решение об объявлении моратория на банкротства», – заявил министр экономического развития Максим Решетников на брифинге 21 марта.

Во время действия моратория кредиторы не вправе инициировать банкротство должников, но последние не ограничены в возможности инициировать дело о собственной несостоятельности либо отказаться от моратория.

Изначально предполагалось, что запрет на взыскание долгов распространится на все отрасли, но потом власти начали обсуждать вывод из-под действия моратория застройщиков, сорвавших срок ввода в строй жилых домов.

Сейчас для предотвращения волны банкротств власти обсуждают введение моратория на закрытие предприятий. Инструмент временного запрета на инициацию «разорения» уже действовал во время пандемии в 2020 г. Кредиторам было запрещено с 4 апреля подавать заявления о банкротстве в отношении следующих должников:

– организаций и индивидуальных предпринимателей, которые наиболее пострадали от распространения коронавирусной инфекции;

– организаций, которые включены в перечень системообразующих и стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ.

Мораторий на банкротство сначала действовал до 6 октября, однако позже был продлен еще на три месяца – до 7 января 2021 г.

По оценкам Минэкономразвития, в первой итерации мораторием было охвачено 500 000 юрлиц и 1,6 млн индивидуальных предпринимателей. В 2020 г.

многие эксперты к инструменту моратория относились со скепсисом: ожидалось, что он только усугубит проблему с закрытием предприятий, а после его снятия страну захлестнет волна банкротств.

Отсрочка взыскания долгов с крупного должника-контрагента негативно влияет и на финансовое состояние самого кредитора и может даже привести к его собственному банкротству – «эффект домино» прогнозировала в октябре 2020 г.

директор практики по разрешению споров и банкротств PwC Legal Мария Михайлова в колонке для «Ведомостей». И более того, это может привести в будущем к субсидиарной ответственности руководителей кредиторов или ответственности в виде взыскания убытков – если будет установлено, что топ-менеджмент не предпринимал достаточных и разумных действий в отношении своего крупного должника, воспользовавшегося мораторием.

В рейтинговом агентстве НКР в начале 2021 г. прогнозировали увеличение количества банкротств по итогам года на 30% – количество разорившихся компаний, по его оценке, должно было достичь 13 000. Основной причиной такого стремительного роста выступит отмена «антиковидного» моратория, поясняли в агентстве.

корпоративных банкротств было зафиксировано в России в 2021 г., следует из данных Федресурса

Более того, оборотную сторону моратория признавали и в Минэкономразвития. «Возможно, в ближайшее время нас ждет некоторое увеличение случаев подачи кредиторами и должниками отложенных заявлений о банкротстве», – прогнозировало ведомство в начале 2021 г., но в целом эффективность инструмента оценивало как успешную.

Мораторий позволил снять излишнее напряжение и способствовал стабильности функционирования бизнеса в сложной ситуации. По данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве, с введением моратория число признаний компаний несостоятельными за 2020 г.

снизилось на 20% и составило менее 10 000 случаев, уточняли в министерстве.

Впрочем, опасения экспертов и властей не оправдались: по итогам I квартала 2021 г. о несостоятельности заявило на 10% компаний меньше, чем годом ранее, сообщали «Ведомости». Тенденция в целом сохранилась и далее в течение года. По итогам 2021 г.

количество банкротств выросло лишь на 3,4%, сообщали в Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). А по сравнению с допандемийным 2019 годом в разряд банкротов перешло на 16% меньше компаний, следует из данных ЦМАКПа.

Избежать резкого роста банкротств получилось во многом благодаря активному восстановлению российской и глобальной экономики после пандемийного локдауна.

По данным Росстата, сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций (за исключением субъектов МСП, банков, госучреждений и некоторых других видов структур) по итогам 2021 г. составил почти 30 трлн руб.

, что в 2,6 раза выше показателя 2020 г. и в 2 раза выше уровня допандемийного 2019 года.

Ключевым отличием нового анонсированного моратория на банкротство от предыдущего является его распространение на все субъекты экономической деятельности – раньше он относился только к компаниям из особо пострадавших от пандемии отраслей (общественное питание, транспорт, Услуги для населения и т. д.

), отметил руководитель практики корпоративного права и банкротства Versus.legal Олег Ганюшин. Так как основной экономический ущерб во время пандемии был связан с падением продаж в секторе товаров и услуг для населения, можно было прогнозировать, что произойдет восстановление спроса при смягчении антикоронавирусных ограничений, добавил он.

Соответственно, можно было ожидать, что у пострадавших компаний восстановится платежеспособность.

В настоящий момент в связи со множеством ограничений и разрывом логистических цепочек сложно выделить конкретные пострадавшие сферы бизнеса – это может коснуться всех, подчеркнул Ганюшин. В связи с этим отличием нельзя прямо переносить опыт введения предыдущего моратория и прогнозировать, как на положении компаний скажется новый, резюмировал Юрист.

Последствия каждого экономического кризиса имеют отложенный эффект, но введение моратория однозначно сократит число новых банкротств, полагает старший партнер адвокатского бюро «Юрлов и партнеры» Кирилл Горбатов.

Мораторий позволяет предприятиям взять паузу и попытаться создать и воплотить в жизнь антикризисный план, пояснил он.

Если не ввести запрета на взыскание долгов, по крайней мере для предприятий из определенных отраслей, то сложившиеся экономические обстоятельства – разрыв цепочек поставок, отсутствие ликвидности в валюте с одной стороны и необходимость исполнения обязательств с другой, например по выплате зарплаты или аренды, повлекут за собой снежный ком закрытий, продолжил Горбатов. Причем банкротство одних предприятий будет тянуть за собой их контрагентов и, соответственно, угрозы банкротства будут возникать уже для них.

Впрочем, количество банкротств компаний все равно увеличится, не сомневается Эксперт. Под ударом окажутся те отрасли, которые в большей степени зависят от импорта, например, по всей видимости, вала банкротств можно ждать среди автодилеров, прогнозирует Горбатов. Меньший урон будет у тех компаний, производственный цикл которых полностью локализован, резюмировал эксперт.

Мораторий не решает экономических проблем, он дает бизнесу дополнительное время для переговоров с кредиторами и адаптации под новые обстоятельства, отметил партнер КПМГ Алексей Абрамов. Всплеск банкротств зависит от того, какие дополнительные меры защиты компаний будут приняты, а также от рыночных позиций бизнеса, которые пока до конца не ясны.

Удерживает бизнес от банкротства прежде всего возможность получения прибыли, продолжил Абрамов.

Государство, похоже, это понимает, поэтому мораторий будет сопровождаться мерами поддержки экономики, уже на первом этапе введены довольно внушительные инструменты: субсидирование, налоговые каникулы, снижение административных барьеров и давления на бизнес.

Вместе с тем эти меры поддержки способны лишь отчасти повысить деловую активность и сгладить последствия кризиса, подчеркнул Абрамов. Многое зависит от участников рынка, которые должны активно работать над адаптацией к новым реалиям, в том числе в переговорах с контрагентами, резюмировал эксперт.

Именно в 2022 г. взрывного роста банкротств не будет, поскольку в большинстве секторов экономики не успеют сформироваться необходимые по закону о банкротстве признаки, полагает партнер адвокатского бюро Asterisk Сергей Демченко.

Уже заканчивается март, накопленной за «тучный» 2021 год ликвидности у компаний пока достаточно, а негативное влияние кризиса только начинает набирать обороты. Сегодня в моратории на банкротство реально нуждается не больше четверти компаний, полагает Демченко.

Это прежде всего все предприятия реального сектора, а также стратегические и системообразующие компании.

Для всех остальных введение моратория может иметь даже негативные последствия, предупреждает эксперт. Приостановление реализации функций банкротства по оздоровлению от неэффективных бизнесов, а также функции по защите кредиторов, перераспределению активов между ними может пагубно сказаться на всей экономике, уверен юрист.

В последние годы отраслями, традиционно подверженными наибольшему количеству банкротств, были строительство, торговля и операции с недвижимостью, напомнила старший юрист практики разрешения споров CMS Russia Татьяна Свиридова. По ее оценке, к ним добавится туристическая отрасль, авиаперевозки, производства, использующие иностранные комплектующие и сырье, а также компании, ориентированные на импорт.

Во время кризиса, особенно в его начале, необходимо отделить «агнцев от козлищ»: возможные кейсы «плановых» банкротств, т. е. таких, которые и так были неизбежны, вне зависимости от введения санкций, и «внеплановых» – спровоцированных новыми обстоятельствами, предложил Демченко.

Причем последние можно также поделить на две категории: неизбежные и невозможные. В первом случае предоставление отсрочки ничего позитивного не принесет.

Невозможные – банкротства критически значимых для экономики компаний: практически всех промышленных предприятий, транспортных компаний, в том числе авиакомпаний, IT-бизнеса, организаций, осуществляющих научно-исследовательскую деятельность, и т. п.

Есть множество механизмов поддержания жизнедеятельности предприятий помимо мораториев, отметила руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС Антонина Левашенко.

Это и финансовые инструменты, такие как льготные кредиты, субсидии, рассрочка выплат по долгам, кредитные каникулы и налоговые послабления – например налоговые каникулы, рассрочки, временные льготы и проч., а также широкие или, напротив, точечные меры.

Тем не менее такие меры не могут быть постоянными, они должны завершаться вовремя, подчеркнула Левашенко. Слишком ранняя отмена может привести к банкротствам жизнеспособных компаний, слишком поздняя – к возникновению компаний-зомби.

Не стоит забывать и о мерах, направленных на повышение нефинансовой устойчивости предприятий, предложила эксперт. Разработка рекомендаций по соответствию компаний признанным стандартам ответственного ведения бизнеса может помочь обеспечить справедливое распределение выгод от предоставляемых государством мер поддержки, отметила Левашенко.

Ситуация в экономике будет в значительной степени зависеть от продолжительности и силы санкций, планируемых и уже введенных, констатировал доцент экономического факультета РУДН Андрей Гиринский. Кроме этого должны быть разработаны меры реструктуризации большого количества долгов и механизм отслеживания выполнения этой процедуры.

В этих процессах должны быть задействованы банки, ФНС и другие финансовые институты. Необходимо обеспечить платежеспособный спрос на товары, производимые различными компаниями и предприятиями для обеспечения параметров производственных циклов на определенном уровне.

Всплеск банкротств возможен после отмены специального режима по этой процедуре в случае недостаточной эффективности мер поддержки бизнеса, резюмировал Гиринский.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *