Федеральный закон О несостоятельности (банкротстве) N 127-ФЗ от 26.10.2002

Содержание

Подача искового заявления в арбитражный суд на банкротство

Все дела о несостоятельности при банкротстве рассматриваются на общих основаниях по одинаковым правилам. Инициатором открытия производства может стать как сам должник, так и любой из его кредиторов, если сумма задолженности превысила 500 000 рублей (для ИП и граждан – 300 000 рублей) с просрочкой больше трех месяцев. Однако бывают исключения, касаемо размера долгов, в зависимости от условий заключенных между сторонами договоров.

Заявление на разбирательство дел о банкротстве принимается только в письменном виде в канцелярию арбитражного суда по месту регистрации или фактического нахождения банкрота. К нему в обязательном порядке должны прилагаться документы, касающиеся конкретной ситуации.

Если инициатором разбирательства является кредитор, у него есть право требовать не только признания должника банкротом и возврата долгов, но также ходатайствовать о дополнительных компенсациях или о расторжении заключенных ответчиком сделок.

Суд может отказать в рассмотрении дела, если заявление составлено неправильно или отсутствует обязательный пакет бумаг.

Образец заявления в арбитражный суд на банкротство

Необходимые документы

Стандартный список документов, которые требуются для открытия дела о банкротстве:

Федеральный закон О несостоятельности (банкротстве) N 127-ФЗ от 26.10.2002

  • подтверждение направления копий иска заинтересованным сторонам;
  • квитанция об уплате государственной пошлины;
  • копия документов о регистрации ИП, юридического лица и учредительные документы;
  • перечень собственности ответчика;
  • отчет об оценке стоимости имущества должника;
  • бумаги, подтверждающие наличие займов, просрочку платежей, остаток долга;
  • реестр кредиторов;
  • отчет о текущем финансовом состоянии банкрота;
  • банковские выписки со счетов.

В каждом отдельном случае перечень бумаг определяется индивидуально, поэтому имеет смысл заранее обратиться к профильному юристу для консультации. Арбитражный суд открывает производство только в том случае, если представлены и подтверждены все обстоятельства и факты.

Ход процедуры судебного разбирательства

Процесс рассмотрения дел о банкротстве зависит от индивидуальных особенностей ситуации, но в стандартном виде имеет следующие этапы:

  • подача заявление в суд;
  • рассмотрение заявления и принятие решения об открытии производства;
  • судебное разбирательство;
  • вынесение решения;
  • обжалование заинтересованной стороной;
  • аннулирование решение с повторным рассмотрением дела и новым решением.

Порядок и особенности процедуры будут зависеть от принятия и исполнения вынесенного судом решения. Например, суд может объявить должника банкротом и ликвидировать его предприятие или объявить должника несостоятельным с принятием мер финансового оздоровления без ликвидации ИП, юридического лица. Несмотря на то, что решение принимает суд единолично, огромную роль играет арбитражный (конкурсный) управляющий. Рассматривая специфику правовой защиты, не стоит забывать о публичности производства, избежать которой не получится по закону.

Федеральный закон О несостоятельности (банкротстве) N 127-ФЗ от 26.10.2002

Постановление о несостоятельности

Постановление выносится по факту рассмотрения дел о несостоятельности. В нём может быть:

  • решение отклонить требование о признании субъекта банкротом;
  • открытие конкурсного производства для экономического оздоровления;
  • решение о санации чтобы препятствовать полному разорению и ликвидации;
  • назначение внешнего контроля.

Арбитражным судом может быть приостановлено производство в отношении граждан, ИП, юридических лиц, если:

  • должник восстановил платежеспособность;
  • задолженность перед кредиторами погашена полностью;
  • между сторонами заключен мировой договор;
  • другие индивидуальные ситуации.

Постановление о банкротстве выносится на основании подтверждения фактов несостоятельности и при отсутствии назначенных мер финансового оздоровления.

Судебные расходы

Затраты на публикацию информации, государственную пошлину (если уплата отсрочена), оплату работы арбитражного управляющего и лиц, нанятых управляющим в ходе производства по делам о банкротстве, например, оценщики имущества, возлагаются на должника. Если у банкрота нет денежных средств для погашения судебных расходов, средства изымаются из суммы, вырученной от продажи его собственности вне очереди. То есть до того, как будет погашаться задолженность перед кредиторами.

Эти же расходы могут распределяться иначе, если стороны заключают мировое соглашение, в котором есть соответствующий пункт.

Сроки рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве

В соответствии с 51-й статьей ФЗ «О несостоятельности» дела о банкротстве арбитражным судом рассматриваются в срок до 7 месяцев от даты подачи искового заявления. В процессе большая часть этого времени уходит на подготовительные работы органа. Если на лицо все признаки несостоятельности, подтвержденные документально, времени затрачивается меньше.

Сроки конкурсного производства увеличены до одного года и по ходатайству участников производства могут быть продлены еще на 6 месяцев.

Арбитраж обязан не позже установленного срока вынести официальное решение, которое после направляется всем участникам процесса.

Федеральный закон О несостоятельности (банкротстве) N 127-ФЗ от 26.10.2002

Обжалование определения о несостоятельности

Закон позволяет оспаривать судебное решение в случаях:

  • признания претензий истца законными при необходимости введения надзора;
  • отсутствия наблюдения, когда исковое заявление не подлежит разбирательству;
  • процесс приостановлен, надзор не назначен;
  • назначен временный руководитель, вводится наблюдение.

Фактически протест можно подать, если дело закрыли, отказали в принятии искового заявления, начали сторонний контроль или финансовую санацию. Обжалование остается возможным в период принятия мер финансового оздоровления, до того, как решение о несостоятельности внесут в реестр.

Мировое соглашение сторон также подлежит оспариванию. Иск подается заинтересованной стороной, если ее права и интересы нарушаются условиями подписанного договора.

Федеральный закон О несостоятельности (банкротстве) N 127-ФЗ от 26.10.2002

Для обжалования решений в делах о банкротстве нужно обращаться в апелляционный суд и кассационные инстанции. При отклонении возражений иногда суд все же приостанавливает сроки вступления решения в силу до выяснения обстоятельств.

Сроки обжалования

Заключения о банкротстве стандартно разделяют, учитывая сроки, данные на их опротестование. Например, акт-решение об отказе начала производства обжалуется по общим правилам процессуального кодекса – месяц дается на апелляцию и 2 месяца на кассацию.

Невзирая на порядок рассмотрения дел, для опротестования мирового соглашения дается месяц на кассацию. Он отсчитывается от даты подачи заявления. Если протест был направлен почтой, датой получения считается не указанная в документе, а та, которая стоит на почтовой квитанции, штемпеле.

Арбитражный управляющий обязан проинформировать о том, что производство по делу завершено в срок от 30 до 60 дней после вынесения решения арбитражем. На внесение в реестр дается еще 5 дней после получения уведомления от управляющего, поэтому медлить с обжалованием не стоит. Если в установленные сроки от сторон не поступило протестов, решение автоматически считается ими принятым.

https://youtube.com/watch?v=rF-BN8GoQLg%3Ffeature%3Doembed%26wmode%3Dopaque

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых ситуациях. Напишите нашему юристу о вашем конкрентном случае, это быстро и бесплатно.

Особенности банкротства физических лиц

^К началу страницы

С 1 октября 2015 года вступили в силу внесенные в Закон о банкротстве поправки, которые дополнили российское законодательство институтом банкротства физического лица (гражданина).

Гражданин обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения гражданином денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в полном объеме перед другими кредиторами и размер таких обязательств и обязанности в совокупности составляет не менее чем пятьсот тысяч рублей, не позднее тридцати рабочих дней со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом (пункт 1 статьи 213. 4 Закона о банкротстве).

По результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом арбитражный суд должен вынести одно из следующих определений (статья 213. 6 Закона о банкротстве):

  • о признании обоснованным указанного заявления и введении реструктуризации долгов гражданина (основания образования и размер кредиторской задолженности не вызвали сомнений у арбитражного суда; в случае, если заявление о признании гражданина банкротом подано конкурсным кредитором или уполномоченным органом, а со стороны должника не поступило аргументированных возражений; заявление о признании гражданина банкротом подано самим гражданином, и приведенные гражданином доводы о его финансовой несостоятельности нашли свое документальное подтверждение);
  • о признании необоснованным указанного заявления и об оставлении его без рассмотрения (например, в случае нарушения порядка и требований, установленных Законом о банкротстве, для подачи заявления в арбитражный суд о признании гражданина банкротом);
  • о признании необоснованным указанного заявления и прекращении производства по делу о банкротстве гражданина (например, заявление должника было подано самим гражданином и заведомо содержало ложное публичное объявление о своей несостоятельности (фиктивное банкротство).

Предусмотрены три процедуры, применяемые в деле о банкротстве гражданина:

  • реструктуризация долгов гражданина;
  • реализация имущества гражданина;
  • мировое соглашение.

К отношениям, связанным с банкротством индивидуальных предпринимателей, применяются правила, регулирующие банкротство гражданина, с учетом особенностей, установленных параграфом 2 главы Х Закона о банкротстве.

Реструктуризация долгов гражданина

Реструктуризация долгов гражданина – это реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве гражданина в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов (статья 2 Закона о банкротстве).

Данная процедура позволяет гражданину урегулировать свою задолженность перед кредиторами, без объявления себя банкротом; сохранить имеющееся у него имущество и не нести бремя неблагоприятных последствий, которые применяются к физическому лицу по завершении в отношении него процедуры реализации имущества гражданина (например, временное ограничение его права на выезд за границу и т.

Основная цель указанной процедуры– разработать, утвердить и выполнить план реструктуризации долгов гражданина (план погашения его задолженности).

Требования к структуре и содержанию плана реструктуризации долгов гражданина следующие:

  • план реструктуризации долгов гражданина должен предусматривать пропорциональное погашение требований и процентов всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, известных гражданину на дату направления плана реструктуризации его долгов конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган;
  • срок его реализации, который не может превышать три года, а в случае, если план реструктуризации долгов гражданина утверждается арбитражным судом – два года (пункт 4 статьи 213.17 Закона о банкротстве);
  • план реструктуризации долгов гражданина составляется по принципу равноправия и с соблюдением интересов всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа;
  • в отношении кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, план реструктуризации долгов должен предусматривать преимущественное удовлетворение их требований за счет выручки от реализации предмета залога;
  • положение об одобрении отдельного конкурсного кредитора (уполномоченного органа) о частичном отказе от своих требований к должнику;
  • положение о порядке и сроках продажи имущества, являющегося предметом залога (ипотеки).

Утверждение арбитражным судом представленного плана реструктуризации долгов гражданина порождает для должника следующие правовые последствия:

  • требования кредиторов, включенные в указанный план, предъявляются к гражданину только в соответствии с утвержденным планом;
  • кредиторы не вправе предъявлять требования о возмещении убытков, понесенных ими в связи с утверждением указанного плана;
  • принятые ранее судебными органами обеспечительные меры в отношении гражданина подлежат отмене, а любые ограничения по распоряжению имуществом, принадлежащему гражданину, могут быть наложены только в рамках дела о банкротстве гражданина;
  • неустойки (штрафы, пени) и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, требования об уплате которых включены в указанный план, а также подлежащие уплате проценты за такое неисполнение или ненадлежащее исполнение не начисляются (за исключением текущих платежей).

Процедура реализации имущества гражданина

Процедура реализации имущества гражданина – это реабилитационная процедура банкротства, которая вводится определением арбитражного суда сроком на 6 месяцев и направлена на реализацию имущества гражданина-банкрота с целью пропорционального удовлетворения требований его кредиторов (статья 2 Закона о банкротстве).

Введение процедуры реализации имущества гражданина в деле о банкротстве происходит, в том числе по следующим основаниям (статья 213. 24 Закона о банкротстве):

  • не представлен план реструктуризации долгов; не одобрен план реструктуризации долгов собранием кредиторов, за исключением случая, когда судом вынесено определение об отложении вопроса об утверждении плана;
  • план реструктуризации долгов отменен судом;
  • возобновлено производство по делу в случае нарушения условий мирового соглашения и в других случаях возобновления производства по делу о банкротстве.

Срок процедуры реализации имущества гражданина составляет не более шести месяцев, но может быть продлен арбитражным судом.

После признания гражданина банкротом наступают следующие правовые последствия:

  • все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично;
  • сделки, совершенные гражданином лично (без участия финансового управляющего) в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, ничтожны. Требования кредиторов по сделкам гражданина, совершенным им лично (без участия финансового управляющего), не подлежат удовлетворению за счет конкурсной массы;
  • регистрация перехода или обременения прав гражданина на имущество, в том числе на недвижимое имущество и бездокументарные ценные бумаги, осуществляется только на основании заявления финансового управляющего. Поданные до этой даты заявления гражданина не подлежат исполнению;
  • исполнение третьими лицами обязательств перед гражданином по передаче ему имущества, в том числе по уплате денежных средств, возможно только в отношении финансового управляющего и запрещается в отношении гражданина лично;
  • должник не вправе лично открывать банковские счета и вклады в кредитных организациях и получать по ним денежные средства.

После того, как суд признает гражданина банкротом, все его имущество должно быть продано в установленном Законом о банкротстве порядке, а полученные денежные средства распределены между кредиторами.

По общему правилу все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу. Имущество гражданина, принадлежащее ему на праве общей собственности с супругом (бывшим супругом), также подлежит реализации в деле о банкротстве гражданина по общим правилам. Исключение составляет перечень имущества, установленный пунктом 3 статьи 213. 25 Закона о банкротстве и статьей 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Порядок продажи имущества гражданина устанавливается определением арбитражного суда. Положение о порядке реализации имущества должно соответствовать правилам продажи имущества должника, установленным статьями 110, 111, 112, 139 Закона о банкротстве.

Драгоценности и другие предметы роскоши, стоимость которых превышает сто тысяч рублей, и вне зависимости от стоимости недвижимое имущество подлежат реализации на открытых торгах.

После завершения торгов, финансовый управляющий приступает к погашению требований конкурсных кредиторов. Если имущества гражданина не хватило, чтобы рассчитаться по всем долгам, то неоплаченная задолженность считается погашенной.

По итогам рассмотрения отчета о результатах реализации имущества гражданина арбитражный суд выносит определение о завершении реализации имущества гражданина.

После этого гражданин освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов.

Последствия признания гражданина банкротом

Освобождение гражданина от обязательств не применяется (пункты 4-6 статьи 213. 28 Закона о банкротстве), если:

  • вступившим в законную силу судебным актом гражданин привлечен к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или фиктивное банкротство при условии, что такие правонарушения совершены в данном деле о банкротстве гражданина;
  • гражданин не предоставил необходимые сведения или предоставил заведомо недостоверные сведения финансовому управляющему или арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве гражданина, и это обстоятельство установлено соответствующим судебным актом, принятым при рассмотрении дела о банкротстве гражданина;
  • доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве гражданина, гражданин действовал незаконно, в том числе совершил мошенничество, злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности, уклонился от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, предоставил кредитору заведомо ложные сведения при получении кредита, скрыл или умышленно уничтожил имущество.

Если гражданин признан банкротом (статья 213. 30 Закона о банкротстве),то:

  • в течение пяти лет он не может заключать кредитные договоры или договоры займа, не указывая факт своего банкротства;
  • в течение пяти лет не сможет самостоятельно инициировать процедуру банкротства;
  • в течение трех лет не сможет занимать должности в органах управления юридического лица.

Мировое соглашение в деле о банкротстве гражданина

Мировое соглашение – процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Закон о банкротстве (статьи 155-156) предъявляет определенные требования к форме и содержанию мирового соглашения:

  • прежде всего, мировое соглашение составляется только в письменной форме, которое со стороны должника подписывается гражданином, а от имени конкурсных кредиторов и уполномоченных органов – соответствующими представителями;
  • мировое соглашение должно содержать положения о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме, в том числе положения об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов; положения о прекращении обязательств должника путем предоставления отступного, новации обязательства и т.д.; правда, это возможно при условии, что такие способы не нарушают права кредиторов;
  • условия мирового соглашения должны отвечать принципу равноправия сторон и заключаться в интересах всех заинтересованных лиц (должника, конкурсных кредиторов и уполномоченного органа).

Мировое соглашение, также как и план реструктуризации долгов гражданина, утверждается арбитражным судом в ходе судебного заседания и является обязательным для должника, конкурсных кредиторов, уполномоченного органа и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении, но суд утвердит его только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.

Заключение мирового соглашения является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве гражданина (статья 213. 31 Закона о банкротстве).

С даты прекращения производства по делу о банкротстве гражданина в связи с заключением мирового соглашения:

  • прекращаются полномочия финансового управляющего;
  • гражданин или участвующее в мировом соглашении третье лицо приступает к погашению задолженности перед кредиторами.

Какие экспертизы назначают в делах о банкротстве?

Среди экспертиз, которые наиболее часто назначаются в делах о банкротстве, можно выделить следующие:

  • экспертиза по определению наличия или отсутствия признаков фиктивного и/или преднамеренного банкротства;
  • экспертиза по определению момента наступления признаков банкротства;
  • экспертиза по определению стоимости отчужденного по оспариваемой сделке имущества;
  • экспертиза по оценке стоимости имущества при разногласиях относительно условий его продажи.

Рассмотрим каждый вид подробнее с учетом актуальной судебной практики.

Экспертиза по определению наличия или отсутствия признаков фиктивного и/или преднамеренного банкротства

В пункте 2 ст. 34 Закона о банкротстве установлено, что лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством о назначении экспертизы в целях выявления признаков преднамеренного или фиктивного банкротства.

Дело в том, что обоснованное и детальное заключение о наличии или отсутствии таких признаков может существенно повлиять на введение процедуры банкротства или на ход отдельного обособленного спора (например, о привлечении к субсидиарной ответственности).

По общему правилу заключение о наличии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства составляет арбитражный управляющий. Правила подготовки такого заключения регулируются постановлением Правительства РФ от 27. 2004 № 855 «Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства».

Эти правила позиционировались как временные, но с момента их принятия в них ни разу не вносились изменения, а новые правила так и не были приняты. К сожалению, анализ наличия признаков преднамеренного или фиктивного банкротства обычно производится формально, их чаще всего не находят, а само заключение составляет от двух до пяти страниц.

В случае если заключение арбитражного управляющего нельзя признать обоснованным или достаточным в рамках конкретного обособленного спора, необходимо ходатайствовать перед судом о проведении экспертизы. При этом не обязательно сначала оспаривать в отдельном споре заключение арбитражного управляющего или обжаловать его бездействие по непроведению подобного анализа.

Однако при наличии в материалах дела заключения арбитражного управляющего в ходатайстве о назначении экспертизы лучше раскрыть основания для признания заключения об отсутствии признаков фиктивного и преднамеренного банкротства должника, подготовленного арбитражным управляющим, не соответствующим требованиям законодательства о банкротстве. Так, исходя из положений п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 22. 2012 № 35, определение о назначении экспертизы или об отказе в ее назначении в целях выявления признаков преднамеренного или фиктивного банкротства не подлежит обжалованию в кассационном порядке (Определение ВС РФ от 30. 2021 № 305-ЭС21-22020 по делу № А41-83677/2019, постановление Арбитражного суда Московского округа от 20. 2020 № Ф05-5595/2019 по делу № А40-86229/2018).

Ввиду утраты значительного количества документов по обстоятельствам, не связанным с действиями (бездействием) привлекаемых к ответственности лиц, судебный эксперт может не обладать необходимой и достоверной информацией, отражающей экономическую и финансовую деятельность общества, в объеме, достаточном для их всесторонней и объективной оценки. Таким образом, при заявлении ходатайства о проведении экспертизы наличия признаков преднамеренного или фиктивного банкротства нужно понимать, что не всегда можно провести исследование, так как у должника может не быть всех необходимых документов. В таких условиях, даже если эксперты придут к предположительному выводу, он будет критически оцениваться судами (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03. 2020 № Ф07-1327/2020 по делу № А56-30632/2015).

Экспертиза по определению момента наступления признаков банкротства

Сегодня судебная практика по делам о банкротстве оперирует сразу несколькими понятиями: признаки неплатежеспособности или недостаточности имущества (при оспаривании сделок), объективное банкротство (при привлечении к субсидиарной ответственности), имущественный кризис (при субординации требований кредиторов). Во всех трех случаях может быть назначена судебная финансово-экономическая экспертиза для определения момента и причин банкротства.

Такая экспертиза будет полезна в первую очередь при оспаривании сделок по п. 2 ст. 2 Закона о банкротстве, когда контрагенту нужно доказать, что у него не было цели причинения вреда интересам кредиторов, так как на момент сделки признаки банкротства отсутствовали (постановления Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07. 2021 № Ф02-4044/2021 по делу № А19-7919/2017, Арбитражного суда Поволжского округа от 26. 2020 № Ф06-48500/2019 по делу № А57-28136/2018).

В рамках споров о привлечении к субсидиарной ответственности возможно проведение финансово-экономической экспертизы, основным предметом исследования которой станет уже не момент, а причины и характер банкротства (преднамеренное оно или нет). Выводы, содержащиеся в таком заключении и опровергающие вину лица в доведении должника до банкротства, могут быть основанием для отказа в привлечении к субсидиарной ответственности (Определение ВС РФ от 07. 2018 № 306-ЭС16-15333 (2) по делу № А49-11105/2013).

Отрицательные для контролирующего лица выводы, напротив, послужат дополнительным сильным аргументом в пользу привлечения его к субсидиарной ответственности (постановления Арбитражного суда Московского округа от 21. 2021 № Ф05-3822/2011 по делу № А40-110070/2010, Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19. 2019 № Ф02-2358/2019 по делу № А19-7629/2009).

При этом Верховный суд РФ подчеркивает, что любое заключение о причинах и моменте банкротства необходимо оценивать в совокупности с иными доказательствами и возражениями сторон, в особенности в условиях ограниченного объема первичных документов (Определение ВС РФ от 25. 2019 № 308-ЭС17-1634 (5) по делу № А32-54256/2009).

При субординации требований кредиторов экспертиза момента наступления признаков банкротства также может стать эффективным помощником. Вместе с этим суды пока в основном опираются на косвенные доказательства ухудшения имущественного состояния должника, такие как сокращение объема денежных операций, увеличение кредиторской задолженности, ухудшение финансовых показателей, отсутствие доходов.

Доказательством (в силу п. 4 Обзора судебной практики разрешения споров, связанных с установлением в процедурах банкротства требований контролирующих должника и аффилированных с ним лиц, утв. Президиумом Верховного суда РФ от 29. 2020, далее — Обзор от 29. 2020) имущественного кризиса может являться выписка по счету должника, отражающая существенное снижение выручки в период, предшествующий финансированию. Обычно это свидетельствует о возникновении реальной угрозы неплатежеспособности (обстоятельство, указанное в абз. 6 п. 1 ст. 9 Закона о банкротстве).

, например, постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13. 2021 № Ф07-10311/2021 по делу № А13-21083/2019, Арбитражного суда Московского округа от 09. 2021 № Ф05-5895/2021 по делу № А40-979/2020, Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 02. 2021 № Ф01-536/2021 по делу № А38-9492/2018.

Важно, что отсутствие экспертизы может являться основанием направления споров об оспаривании сделок, о привлечении к субсидиарной ответственности, о субординации требований кредиторов на новое рассмотрение. Это может быть связано, например, с тем, что наличие реальных хозяйственных правоотношений между аффилированными лицами не может быть установлено исключительно лишь по результатам формальной оценки составленных между ними документов, с учетом возможности совершения такими лицами согласованных действий, направленных на создание видимости хозяйственных правоотношений (п. 1 Обзора от 29. 2020).

В таком случае в предмет доказывания данного спора с элементами фактической аффилированности, а следовательно, и исследования судом входят обстоятельства, связанные с совершением спорных хозяйственных операций, для подтверждения которых могут быть представлены доказательства, составленные независимыми по отношению к сторонам оспариваемой сделки лицами (постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22. 2021 № Ф07-16191/2021 по делу № А56-81401/2019, от 06. 2021 № Ф07-7099/2021 по делу № А56-67582/2015, Определение Верховного суда РФ от 19. 2020 № 307-ЭС20-6662 (4) по делу № А56-31284/2018 соответственно).

Экспертиза по определению стоимости отчужденного по оспариваемой сделке имущества

Для того чтобы установить обстоятельства неравноценности сделки и причинения ею вреда кредиторам, суды используют два подхода.

Общий подход заключается в применении так называемого критерия кратности, когда отчужденное имущество в несколько раз дороже его стоимости, что свидетельствует о наличии явного ущерба и совершении сделки на заведомо невыгодных условиях. Этот подход является условным и хорошо применим в случае очевидного (в два раза и более) занижения стоимости имущества (абз. 3 п. 93 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23. 2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», абз. 7 п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30. 2013 № 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица»).

Как отмечает Верховный суд РФ в одном из дел, наличие критерия кратности не исключает возможности обосновать применение более низкого критерия, например, если объект продажи широко востребован на рынке, а спрос превосходит предложение (Определение ВС РФ от 23. 2021 № 305-ЭС21-19707 по делу № А40-35533/2018).

Специальный подход заключается в выявлении степени отклонения цены сделки от рыночной стоимости имущества на ту же дату. При наличии отклонения больше чем на 20—30% сделка признается неравноценной.

30%-ный критерий был впервые установлен Высшим арбитражным судом РФ в постановлении Президиума ВАС РФ от 28. 2011 № 913/11 по делу № А27-4849/2010 и до сих пор используется судами (постановления Арбитражного суда Московского округа от 15. 2020 № Ф05-15462/2018 по делу № А40-161486/2017, Девятого арбитражного апелляционного суда от 07. 2021 № 09АП-57584/2021 по делу № А40-51346/2019).

Экспертиза по оценке стоимости имущества при разногласиях относительно условий его продажи

При разногласиях относительно начальной стоимости продажи как залогового, так и незалогового имущества эффективным средством доказывания выступает именно судебная экспертиза (постановления Арбитражного суда Центрального округа от 17. 2020 № Ф10-4985/2017 по делу № А09-14818/2016, Арбитражного суда Поволжского округа от 12. 2019 № Ф06-55810/2019 по делу № А55-21054/2018).

Наблюдение

Наблюдение — первая процедура, применяемая в рамках дела о банкротстве. Она проводится в целях сохранения имущества должника. Во время процедуры проводится анализ финансового состояния предприятия, составление реестра кредиторов и проведение первого собрания кредиторов.

По закону срок проведения процедуры наблюдения не может превышать семи месяцев с даты принятия заявления о банкротстве

Во время процедуры наблюдения предприятие может работать в обычном режиме. Более того, снимаются аресты с его имущества, разблокируются счета, приостанавливаются исполнительные производства. Пени и штрафы перестают начисляться, приставы не могут препятствовать деятельности предприятия.

Ограничения на деятельность предприятия и его органов управления есть, но они не существенны:

Запрещено проводить сделки более чем на 5% от балансовой стоимости активов без согласия арбитражного управляющего. Имеются в виду нетипичные сделки: образно говоря, продавать свои товары можно, а оборудование, на котором они делаются, нельзя.

Запрещается получать и выдавать займы без согласия арбитражного управляющего.

Общему собранию запрещено принимать решения о распределении прибыли, выплате дивидендов, выплате действительной стоимости доли при выходе участника.

Общему собранию запрещено принимать решение о ликвидации и реорганизации. Но оно имеет право править устав, юридический адрес и менять руководителя.

Арбитражный управляющий в процедуре наблюдения называется временным управляющим. Его кандидатуру утверждает арбитражный суд.

Как только суд вводит процедуру наблюдения, временный управляющий делает соответствующую публикацию в газете «Коммерсант» и в ЕФРСБ. С момента публикации начинает отсчитываться 30-дневный срок на предъявление требования кредиторов для участия в первом собрании. Кредитору крайне желательно включиться в этот список вовремя, иначе придется ждать перехода на дальнейшую процедуру.

Временный управляющий получает доступ ко всей финансовой информации должника — он имеет право запрашивать и получать любые документы и пояснения у руководства должника, контрагентов, банков, государственных органов и т. Все эти лица обязаны предоставлять ему сведения в течение 7 дней без взимания какой-либо платы.

На основании полученной информации временный управляющий проводит финансовый анализ деятельности должника. Финансовый анализ проводится минимум за два (а, как правило, за три) года, предшествовавших банкротству. Цель этой работы — дать заключение о наличии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства, а также о наличии сомнительных сделок. Вместе с финансовым анализом арбитражный управляющий готовит рекомендации о дальнейшем развитии дела о банкротстве.

В конце процедуры наблюдения арбитражный управляющий созывает первое собрание кредиторов. В повестку дня в обязательном порядке включаются следующие вопросы:

Отчет арбитражного управляющего о проделанной работе.

К первому собранию арбитражный управляющий готовит финансовый анализ, анализ на наличие признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, анализ сделок, предложения по дальнейшему развитию дела о банкротстве.

Выбор арбитражного управляющего на следующую процедуру. Дополнительные требования к арбитражному управляющему.

Если временный управляющий по каким-то причинам не устраивает кредиторов, они могут проголосовать за другую кандидатуру. Также они могут установить дополнительные требования к арбитражному управляющему сверх установленных законом — опыт работы, образование и т.

Выбор процедуры банкротства.

После процедуры наблюдения может быть принято решение о переходе на одну из трех процедур:

  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство.

Также может быть принято решение о заключении мирового соглашения.

Привлечение внешнего реестродержателя.

Реестродержатель — лицо, ведущее реестр кредиторов. Это может быть арбитражный управляющий или внешняя специализированная организация. Привлекать ее или нет решает собрание кредиторов.

Созыв комитета кредиторов.

Если кредиторов более 50, то созыв комитета обязателен. В других случаях это право, а не обязанность.

От итогов голосования по этим вопросам во многом зависит итог дела о банкротстве.

Результаты собрания отправляются в арбитражный суд, который принимает окончательное решение — какую процедуру в деле о банкротстве следует ввести дальше.

Если у предприятия нет имущества на финансирование последующих процедур, а действующие лица не выражают согласия взять эти расходы на себя, суд по итогу наблюдения может прекратить производство по делу о банкротстве. В этом случае все ограничения, наложенные на предприятие законом о банкротстве, снимаются, и предприятие может функционировать дальше.

Зачастую кредитор, инициировавший дело о банкротстве, отказывается от дальнейшего финансирования дела после получения информации в процедуре наблюдения. Это делается для того, чтобы не финансировать ликвидацию должника в случае, когда взыскание средств маловероятно.

Важно различать «прекращение» и «завершение» дела о банкротстве. После прекращения все ограничения снимаются, предприятие продолжает жить. После завершения происходит ликвидация компании, а непогашенные в процедуре банкротства долги считаются погашенными. Предприятие в этом случае исключается из Единого государственного реестра юридических лиц.

Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление имеет реабилитационный характер. Цель этой процедуры — восстановление платежеспособности должника и погашение требований кредиторов в соответствии с графиком.

Процедура финансового оздоровления вводится только в том случае, когда кем-то предоставлено обеспечение погашения требований кредиторов. Обеспечение осуществляется в виде залога имущества, банковской гарантии, государственной или муниципальной гарантии, поручительства и т.

Максимальный срок проведения процедуры финансового оздоровления — два года.

Лицо, желающее ввести финансовое оздоровление в отношении должника, направляет арбитражному управляющему и в суд план финансового оздоровления и график погашения долгов. Арбитражный управляющий проводит собрание, и если собранием принимается соответствующее решение, суд вводит процедуру. После этого предприятие продолжает работать по плану и графику, отчитываясь арбитражному управляющему. Важно отметить, что работа продолжается без арестов, блокировок, исполнительных производств, пеней и штрафов.

Руководитель компании сохраняет свои полномочия. Ограничения на деятельность предприятия и его органов управления незначительны (также, как и в процедуре наблюдения).

В процедуре финансового оздоровления арбитражного управляющего называют административным управляющим. Его кандидатура утверждается арбитражным судом.

Как и в наблюдении, роль арбитражного управляющего в этой процедуре скорее «созерцательная». Он не принимает большого участия в работе должника.

Административный управляющий рассматривает отчеты органов управления, осуществляет контроль над выполнением графика погашения задолженности, предоставляет информацию собранию кредиторов. В случае неисполнения графика погашения задолженности он требует от лиц, предоставивших обеспечение, исполнения обязанностей.

На первый взгляд, процедура интересная, но на практике она применяется крайне редко. Фактически все упирается в обеспечение. Возникает естественный вопрос: если кто-то готов поручиться за должника и заинтересован в восстановлении его платежеспособности, зачем ему вносить обеспечение и входить в процедуру банкротства? В этом случае компаниям проще договориться между собой напрямую и рассчитаться с кредиторами. Это сэкономит время и деньги на процедуру банкротства.

Чтобы процедура финансового оздоровления использовалась чаще, законодатели сейчас работают над повышением ее привлекательности.

Внешнее управление

Внешнее управление — еще одна реабилитационная процедура в рамках дела о банкротстве. Цель процедуры — позволить предприятию восстановить свою жизнеспособность и рассчитаться с долгами под руководством внешнего управляющего. Именно так называется арбитражный управляющий, назначенный для проведения внешнего управления.

Срок проведения внешнего управления не может превышать двух лет (так же, как и при финансовом оздоровлении).

Основное отличие внешнего управления от финансового оздоровления состоит в том, что руководитель предприятия отстраняется от своей должности, а руководство компанией возлагается на внешнего управляющего. При этом участники (учредители) компании очень сильно ограничены в своих правах. Их основная функция — поиск денежных средств для погашения требований кредиторов.

Внешний управляющий в процедуре внешнего управления:

  • принимает документы и имущество должника;
  • составляет план внешнего управления, согласовывает этот план с собранием кредиторов, после чего утверждает в суде;
  • работает в соответствии с планом для того, чтобы оздоровить предприятие. Собрание кредиторов контролирует эту работу.

Процедура внешнего управления вводится гораздо чаще, чем финансовое оздоровление. К сожалению, к полному погашению требований кредиторов и восстановлению нормальной работы предприятия она приводит далеко не всегда. Многое здесь зависит от действий внешнего управляющего и настроя кредиторов.

Конкурсное производство

Конкурсное производство — единственная предусмотренная законом процедура, направленная на ликвидацию предприятия—должника. Вместе с тем, во многих банкротных делах эта процедура является самой важной.

Конкурсное производство вводится сроком на 6 месяцев. Может продлеваться неограниченное количество раз.

Известны банкротства, в которых конкурсное производство длится больше 5 лет.

Цель конкурсного производства — соразмерное удовлетворение требований кредиторов. Долги, не погашенные в ходе конкурсного производства, после его завершения считаются погашенными.

Перейти на конкурсное производство можно непосредственно после наблюдения, а можно после финансового оздоровления или внешнего управления, если эти оздоровительные процедуры не дали результата.

Именно после открытия конкурсного производства предприятие официально признается банкротом. До этого момента оно не считается банкротом, несмотря на то, дело о банкротстве возбуждено.

Через два месяца после публикации в газете «Коммерсантъ» и ЕФРСБ окончательно закрывается реестр кредиторов. Кредиторы, которые не успевают подать заявление о включении в реестр в этот срок, не имеют права голосовать на собрании и их требования удовлетворяются в последнюю очередь.

Во время конкурсного производства руководитель отстраняется от управления. Общее собрание теряет почти все свои полномочия, как и в случае с внешним управлением.

Арбитражный управляющий на этапе конкурсного производства называется конкурсным управляющим. Вот, что он делает:

  • анализирует финансовую деятельность должника (если данный анализ не проводился ранее);
  • ищет и оспаривает подозрительные сделки;
  • при необходимости оценивает и продает имущество должника;
  • при наличии оснований привлекает руководителя и учредителей должника к ответственности — в том числе субсидиарной, по долгам компании.

После того, как арбитражный управляющий продаст все имущество и соберет долги, он переходит к удовлетворению требования кредиторов. Естественно, полное погашение долгов происходит редко.

По статистике в России удовлетворяется от 3 до 7% требований кредиторов третьей очереди (в третьей очереди находится подавляющее число кредиторов).

После того, как средства должника распределены, остается только выполнить ряд формальностей — сдать дела в архив, сдать ликвидационную бухгалтерскую отчетность, отчитаться в судебном заседании о проделанной работе.

В срок от 30 до 60 дней после принятия решения о завершении конкурсного производства суд направляет решение о завершении в налоговую инспекцию. На основании этого решения налоговая инспекция исключает юридическое лицо из ЕГРЮЛ.

Повторю ключевую фразу: долги, не погашенные в ходе конкурсного производства, считаются погашенными. Кредиторы могут со спокойной совестью списать долги как безнадежные к взысканию, а руководство должника вздохнуть спокойно (если, конечно, руководителей не привлекли к ответственности).

На любом этапе должник и кредиторы могут договориться о прекращении процедуры банкротства и заключить мировое соглашение. После этого предприятие продолжает работать и рассчитываться по долгам на условиях, которые были приняты собранием кредиторов.

Проще говоря, кредиторы идут навстречу компании и дают ей возможность спокойно рассчитаться с долгами.

Но если мировое соглашение не исполняется, кредиторы или ФНС могут подать в арбитражный суд заявление о его расторжении. В этом случае процедура банкротства возобновляется с той точки, на которой соглашение было принято — например, сразу с конкурсного производства.

Мировое соглашение утверждается арбитражным судом только в случае погашения требований кредиторов первой и второй очереди.

Решение о заключении мирового соглашения принимается на собрании кредиторов большинством от общего количества голосов. Оно заключается в письменной форме и должно содержать положения о порядке/сроках исполнения обязательств должника в денежной форме.

Мировое соглашение может содержать:

  • Положения о прекращении обязательств путем предоставления отступного, обмена требований на доли в УК и акции, облигации или иные ценные бумаги, новации обязательства, прощения долга и т.д.
  • Положения об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов.
  • Положения об уменьшении размера процентной ставки, меньший срок начисления процентной ставки или освобождение от уплаты процентов.

Условия мирового соглашения для голосовавших против его заключения, не могут быть хуже, чем для тех, кто голосовал за него. Это касается конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд

Дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом

В рамках дела о банкротстве должника подлежат рассмотрению требования кредиторов к должнику, но не наоборот. Требования должника к третьим лицам, не находящимся в состоянии банкротства , рассматриваются по общим правилам искового производства

Дела о банкротстве граждан рассматриваются арбитражным судом по месту жительства гражданина (пункт 1 статьи 33 Федерального закона «О несостоятельности ( банкротстве )»)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.