Организации обязаны раскрывать все значимые сведения о своей деятельности в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕФРСФДЮЛ) – Федресурсе. За неисполнение данной обязанности предусмотрены существенные штрафы. Рассказываем, какие сведения публикуются на Федресурсе автоматически, а какие обязаны размещать на нем сами организации.
Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕФРСФДЮЛ) – ресурс, на котором организации должны размещать информацию, например, о реорганизации или ликвидации юрлица, о получении лицензий, об уменьшении уставного капитала, публиковать аудиторские заключения и т.д. Обязанность публиковать сведения на Федресурсе установлена статьей 7.1. Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.
Содержание
Какие сведения публикуются на Федресурсе автоматически
Большинство сведений, публикуемых на Федресурсе, появляются там автоматически, без участия организаций. Публикуют их в том числе налоговые органы на основании данных госреестров, размещаемых в интернете. В частности, без участия компаний в Федресурсе публикуются (п. 8.3 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129- ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»):
- записи о создании организаций (в том числе путем реорганизации);
- коды созданных организаций по ОКВЭД;
- записи о том, что организации находятся в процессе реорганизации, ликвидации;
- решения о предстоящем исключении организации из ЕГРЮЛ;
- записи об исключении организаций из ЕГРЮЛ или о ликвидации организаций;
- записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений;
- записи о прекращении унитарных предприятий, имущественный комплекс которых продан в порядке приватизации или внесен в качестве вкладов в уставный капитал;
- записи об уменьшении или увеличении уставного капитала;
- записи о назначении или прекращении полномочий единоличного исполнительного органа компаний;
- записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о компаниях.
Кроме того, налоговики публикуют в Федресурсе сведения о том, что организациями было принято решение об изменении места нахождения и записи об изменении адреса организаций. Другие сведения, напрямую касающиеся деятельности компаний, обязаны размещать на Федресурсе сами организации.
Какие сведения компании публикуют на Федресурсе самостоятельно
В соответствии с п. 8 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129- ФЗ организации обязаны самостоятельно размещать в Федресурсе следующие данные:
- сведения о стоимости чистых активов АО на последнюю отчетную дату;
- сведения о стоимости чистых активов ООО;
- сведения о возникновении у компании признаков недостаточности имущества в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);
- сведения о бухгалтерской (финансовой) отчетности и консолидированной финансовой отчетности, публикуемые компаниями, обязанными раскрывать такие сведения;
- сведения о получении лицензии, приостановлении, переоформлении, возобновлении действия лицензии;
- сведения об аннулировании лицензии или о прекращении действия лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;
- сведения о вынесении арбитражным судом определения о введении наблюдения;
- сведения об обременении залогом принадлежащего организации движимого имущества;
- сведения о выдаче независимых гарантий;
- сведения о заключении клиентами договоров финансирования под уступку денежного требования;
- сведения о продаже предприятий или передаче их в аренду;
- уведомление о ликвидации или реорганизации компании;
- уведомления об уменьшении уставного (складочного) капитала организации.
Какие еще сведения должны размещать компании на Федресурсе
Наряду с перечисленными выше данными компании обязаны публиковать на Федресурсе сведения в соответствии с требованиями специальных законов. Например, закона о банкротстве, об исполнительном производстве и оценочной деятельности. Согласно данными требованиям, организации в обязательном порядке должны размещать на Федресурсе:
- уведомления должников об обращении в арбитражный суд с заявлением о признании организаций-должников банкротами – п. 4 ст. 37 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности»);
- уведомления кредиторов о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом (п. 2.1 ст. 7 Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ);
- сведения о том, что организация отказывается от применения моратория на возбуждение дел о банкротстве (абз. 3 п. 1 ст. 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ)
- уведомления должников об обращении взыскания на принадлежащее ему имущество (п. 3 ст. 94 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»);
- сведения о заключении договора финансовой аренды (лизинга), представляемые лизингодателями (п. 3 ст. 10 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде»);
- сведения об отчете об оценке объекта оценки (ст. 8.1 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»);
- сведения о членстве в саморегулируемой организации (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»);
- сведения концедентов о перечне незарегистрированного недвижимого имущества (ст. 39 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»);
- сведения о возврате долга при помощи сторонних лиц (коллекторов), размещаемые организациями-кредиторами (ст. 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности»).
Все указанные выше сведения публикуются на Федресурсе с соблюдением установленной процедуры.
Как публиковать сведения на Федресурсе
Публиковать сведения на Федресурсе можно из «Личного кабинета», доступ к которому осуществляется при помощи сертификата ключа проверки электронной подписи, выданного авторизованным удостоверяющим центром. Электронная подпись может выдаваться как на руководителя компании, так и на представителя по доверенности и должна подтверждать право публикации сведений на Федресурсе.
После получения ЭЦП представитель компании может создавать и подписывать обязательные сообщения для публикации на Федресурсе. Перед публикацией необходимо оплатить соответствующие услуги сервиса. Стоимость одной публикации составляет порядка 900 рублей.
Создание счета на оплату происходит только в личном кабинете при формировании счета на предварительную оплату или при формировании счета для оплаты конкретного сообщения. Сообщения размещаются в ресурсе не позднее следующего рабочего дня после даты поступления денежных средств на счет оператора.
В последнее время в интернете появилось довольно много разного рода онлайн-сервисов, которые предлагают компаниям услуги по быстрой публикации сведений на Федресурсе. И если организация не планирует себя утруждать публикацией обязательных сведений, она вполне может доверить публикации таким посредникам. Однако нужно понимать, что услуги таких сервисов всегда оказываются на платной основе. И помимо самой публикации придется дополнительно оплатить еще и услуги посредника.
Кроме того, перед тем как доверить публикации посреднику, не мешает проверить легальность его деятельности и ознакомиться с отзывами о нем представителей других компаний. Сотрудничество с мошенниками грозит не только потерей денег, но и возможными проблемами в связи с отсутствием в Федресурсе обязательных публикаций.
Неразмещение в Федресурсе обязательных сведений, равно как и размещение там заведомо ложной информации, является основанием для привлечения к административной ответственности.
Ответственность за неразмещение информации на Федресурсе
Сами компании не несут ответственности за неисполнение обязанности по публикации сведений на Федресурсе. Административную ответственность за данное нарушение несут должностные лица организаций – их руководители и те, на кого непосредственно возложена обязанность по публикации информации на Федресурсе. Согласно ч. 6 ст. 14.25 КоАП РФ, несвоевременное опубликование сведений на Федресурсе влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 000 рублей.
Под несвоевременной публикацией понимается нарушение сроков размещения сведений, установленных законодательством. Например, уведомление о планируемом банкротстве организации должны публиковать в Федресурсе не менее чем за 15 календарных дней до даты подачи соответствующего заявления в арбитражный суд (п. 4 ст. 37 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности»). Поэтому если компания пропустит данный срок, ее руководителя могут привлечь к ответственности именно по ч. 6 ст. 14.25 КоАП РФ за несвоевременное представление сведений.
Если организация вообще не опубликует сведения на Федресурсе, которые она обязана публиковать в силу требований законодательства, ее должностные лица понесут ответственность по ч. 7 ст. 14.25 КоАП РФ. Данное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей. Такой же штраф назначат и за публикацию на Федресурсе недостоверных сведений.
Самые строгие меры ответственности предусмотрены за повторную непубликацию сведений на Федресурсе и повторную публикацию на нем заведомо ложных сведений. Эти нарушения повлекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет (ч. 8 ст. 14.25 КоАП РФ).
В статье 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” перечислены пункты, в которых сведения вносит в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (ЕФРСФДЮЛ) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Сведения, указанные в подпунктах “к” – “п” пункта 7 статьей 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц самостоятельно. В данной публикации хотелось бы осветить вопрос о масштабах действия выше указанного реестра.
На сегодняшний день Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц фигурирует во многих других Федеральных законах – это 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности”; 315-ФЗ “О саморегулируемых организациях”; 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”; 164-ФЗ “О финансовой аренде (лизинге).
Ответственность за несвоевременное представление сведений, непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в отражена в части 6;7;8 статьи 14.25 “Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” от 30.12.2001 № 195-ФЗ. С 21 декабря 2016 года Федеральным законом от 23.06.2016 N 215-ФЗ данный документ дополняется новой статьей 14.25.1, неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, определенных законодательством Российской Федерации, по запросу уполномоченного органа, налоговых органов или иного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно подпункту 10 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 6-8 ст. 14.25 выше указанного Кодекса, вправе составлять должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (Росреестр).
Почему юридические лица и ИП обязаны публиковать информацию в реестре
Организации и ИП обязаны передавать сведения в реестр с 2013 года. Но многие этого не делают и даже не подозревают, что есть такое требование. Однако если еще в 2020 году негативных последствий для бизнеса не было, то в 2021-2022 годах контролирующие службы стали активно привлекать его к ответственности.
Иллюстрация: Вера Ревина/«Клерк»
Федресурс — это федеральный реестр, в который компании и ИП должны вносить юридически значимую информацию о своей деятельности. Ведется он в электронном виде и представляет собой базу данных, формирующуюся посредством внесения в нее сообщений ответственными лицами. Создавая Федресурс, регулятор преследовал сразу несколько целей:
- Сделать бизнес более прозрачным и открытым
- Снизить риски и затраты контрагентов.
Реестр является публичным и общедоступным — ознакомиться с информацией в нем может любой желающий.
Кто должен публиковать сообщения в Федресурс?
Обязанность распространяется на всех индивидуальных предпринимателей и на все компании вне зависимости от:
- Организационно-правовой формы — исполнять ее должны все ООО, АО, НКО и т. д.
- Масштаба бизнеса.
- Типа лица (коммерческое, некоммерческое, унитарное, государственное и т. д.).
Необходимость исполнения обязанности зависит только от того, произошло ли в жизни компании/ИП событие, о котором нужно сообщить посредством публикации в реестр или нет.
Какие сообщения необходимо размещать в Федресурс?
К настоящему моменту различные федеральные законы и иные нормативно-правовые акты предусматривают порядка 80 видов публикаций.
Обратите внимание, что обязанность раскрывать информацию в Федресурс — очень динамическая и быстро меняющаяся. Поэтому ежегодно перечень сообщений пополняется новыми видами публикаций, а какие-то, напротив, упраздняются и в реестр больше не вносятся.
Также важно отметить, что у вашей компании может одновременно возникнуть обязанность разместить сразу несколько видов сообщений!
Совет: чтобы своевременно исполнять обязанность, необходимо постоянно мониторить — произошло ли в жизни компании то или иное событие или нет!
Но чтобы вы не запутались совсем и не проводили дни и ночи, отслеживая необходимость публикации сообщения в реестр, мы подготовили для вас список всех существенных фактов, о которых закон обязует сообщать.
К самым распространенным публикациям относятся:
- Лицензии (получение и любое изменение статуса лицензии).
- Вступление в СРО, прекращение членства в СРО.
- Недостаточность имущества (всем у кого чистые активы меньше уставного капитала).
- Ликвидация (включая ИП).
- Реорганизация.
- Чистые активы (единственное сообщение, которое зависит от организационно-правовой формы и предусмотрено только для акционерных обществ).
- Уменьшение уставного капитала.
- Сведения о бухгалтерской отчетности и результатах аудита.
Полный перечень сообщений, подлежащих внесению в Федресурс, представлен по этой ссылке.
Важно отметить, что не существует единого порядка внесения данных для всех видов сообщений. Так, большинство вносится в течение 3 рабочих дней со дня возникновения существенного факта, а какие-то — в течение 10 или 15 дней.
И плавно от видов публикаций мы перейдем к ответственности, которая может наступить при отсутствии сообщений в электронной базе данных.
Ответственность за не размещение сведений в Федресурсе
Существует несколько категорий ответственности. И наиболее известная всем — это административная, по ст. 14.25 КоАП. Что может грозить тем, кто нарушил закон?
- Штраф в размере до 50 000 рублей
- Дисквалификация должностного лица на срок до 3 лет.
Под неисполнением обязанности в данном случае понимается не только отсутствие публикации в реестре, но и занесение ее туда с нарушением установленных законом сроков, а также с недостоверной информацией.
Невнесение информации о ликвидации, реорганизации и уменьшении уставного капитала может привести к тому, что ФНС откажет в регистрации этих процедур.
Также возможно наступление субсидиарной (личной имущественной) ответственности лиц, контролирующих организацию, в случае ее банкротства. Согласно ст. 61.11 Закона о банкротстве, подразумевается, что организация скрыла от своих кредиторов важные сведения о своем финансовом состоянии, вследствие чего произошла невозможность погашения их требований, за что лица, контролирующие банкрота, несут личную имущественную ответственность. В этом случае субсидиарная ответственность может грозить собственнику, руководителю, юристу и даже главному бухгалтеру.
Разговоры о последствиях — это, конечно, хорошо (на самом деле, мало приятного), но, чтобы понимать масштабы возможных санкций, рекомендуем внимательно изучить уже существующую практику привлечения лиц к ответственности за Федресурс.
1. В части лицензий важно обратить внимание на эти документы —
2. По поводу недостаточности имущества и иных признаков возможного банкротства — представление Прокуратуры Омской области от 06.06.2022.
3. В части аудиторского заключения и финансовой отчетности:
На самом деле, этой практики накопилось гораздо больше. По этой ссылке вы можете ознакомиться с отказами со стороны ФНС регистрировать некоторые процедуры, а здесь — со штрафами от Росреестра и Прокуратуры.
Как опубликовать сведения в реестр и не допустить наступления ответственности?
Пока некоторые пытаются самостоятельно обуздать технически сложный реестр, тратя на это много времени и не успевая уложиться в отведенные законом сроки для совершения публикации, большинство целенаправленно обращается в специализированные порталы. Порталы, которые профилируются на раскрытии информации в государственных реестрах и делают это менее чем за 1 час.
Одним из таких сервисов является Федресурс онлайн — крупнейший в стране, специализирующийся именно на раскрытии информации в Федресурсе. Через него можно опубликовать любой вид сообщения и сделать это всего лишь за 40 минут. Более того, юристы портала могут бесплатно вас проконсультировать по любым вопросам, связанным с совершением публикации в реестре.
Услуга оказывается полностью онлайн — вам не придется даже оплачивать госпошлину и выпускать КЭП (эти опции уже включены в стоимость). После выполнения всех работ вам на почту приходит письмо со ссылкой на опубликованное сообщение в реестре, чтобы вы сами не тратили время на поиск.
Требуется публикация сообщения в Федресурсе? Переходите на сайт fedresurs.online и оставляйте заявку на раскрытие информации!
Основным законом, регулирующим процедуру банкротства должника, является Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 23.04.2018 “О несостоятельности (банкротстве)”, (далее ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”).
Должник вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом в случае предвидения банкротства (ст. 8 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”). Однако по мимо права у должника имеется и обязанность по подаче заявления в арбитражный суд в случае наличия обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 9 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.
К таким обстоятельствам законодатель относит:
Следует отметить, что обязанность по подаче соответствующего заявления возложена на руководителя должника.
Само же право на обращение должника в арбитражный суд возникает у должника при исполнении обязанности, установленной в п. 2.1 ст. 7 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”, не менее чем за 15 календарных дней до обращения в арбитражный суд, опубликования уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Требование о публикации в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц продублировано в п. 4 ст. 37 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.
Уведомление должника о намерении обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом является не единственной публикацией, так п. 1 ст. 30 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”, обязывает руководителя должника опубликовать сведения о возникновении признаков банкротства, признаков недостаточности имущества (пп.”л1″ п.7 ст.7.1 ФЗ №129 “О государственной регистрации юридических лиц” от 08.08.2001г.), а также иных обстоятельств, предусмотренных статьей 8 и 9 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.
Срок для исполнения данной обязанности установлен в размере 10 рабочих дней с даты, когда руководителю стало или должно было стать известно о возникновении соответствующих признаков.
В случаи введения процедуры наблюдения в отношении должника, данный факт также подлежит публикации в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц. Однако срок для данной публикации установлен в размере 3 рабочих дней и регулируется данная обязанность пп.”н” п.7 ст.7.1 ФЗ №129 “О государственной регистрации юридических лиц” от 08.08.2001г.
П.п. 5 п. 2 ст. 61.11. устанавливает субсидиарную ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов, в случае если на дату возбуждения дела о банкротстве не внесены подлежащие обязательному внесению в соответствии с федеральным законом сведения либо внесены недостоверные сведения о юридическом лице в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в части сведений, обязанность по внесению которых возложена на юридическое лицо.
Предусмотрена административная ответственность п. 6-8 ст. 14.25. КоАП РФ за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В первом чтении рассмотрен Законопроект № 239932-7 о внесении изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц, согласно которого, предлагают пункты 1 и 2.1 статьи 7 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)” слов “заявлением о признании должника банкротом” дополнить словами, “заявлением о введении процедуры реструктуризации долгов”.
Принятие данного законопроекта добавит для должника ещё одно обязательное сведение для включения в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц
Все компании и ИП в стране должны публиковать важные сведения о своей деятельности на портале Федресурс. Как работать с площадкой и какую электронную подпись для этого нужно получить, разберем в статье.
Для работы с Федресурсом сотрудникам организаций подойдет электронная подпись «Квалифицированный Классик». Получите ее в УЦ Контура.
Что такое Федресурс
Изначально идея портала была в том, чтобы защитить права кредиторов и контрагентов. Для этого с 1 апреля 2011 года начал действовать Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ). А с 1 января 2013 года заработал новый сайт Федресурса, куда влился ЕФРСБ. За эти годы, кроме сведений о банкротстве, на портал стали добавлять и другие данные о хозяйственной деятельности предприятий. Теперь госреестр позволяет оценить, как идут дела у организации: стоит ли с ней заключать контракт и какие риски от сотрудничества могут быть.
Например, компания ООО «Альмавир» не разместила на Федресурсе данные о том, что один из ее партнеров собирается подать в Арбитражный суд заявление о банкротстве ООО. Она ввела контрагентов в заблуждение — и они заключили с ООО заведомо невыгодные сделки. При банкротстве выяснится, что «Альмавир» не раскрыл важные сведения, и его руководителей привлекут к субсидиарной ответственности.
Публиковать сведения на площадке — не желание, а обязанность компаний. Она установлена статьей 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ. Обязанность распространяется на юридические и физические лица, а также индивидуальных предпринимателей, если в их деятельности произошло событие, подлежащее обязательной публикации на Федресурсе. Что это за события — расскажем в следующем разделе.
На портал также автоматически выгружаются данные, которые есть в системах ФНС, ЕГРЮЛ, Системы раскрытия информации о судебных актах, Реестра саморегулируемых организаций.
Оператор Федресурса — ЗАО «Интерфакс». Он регистрирует все поступающие в систему сведения.
Какие сведения размещать
Нормативные акты РФ обязывают компании размещать на Федресурсе уже более 80 обязательных сведений, и этот список постоянно пополняется. Сведения разделяют на ежегодные и событийные.
Ежегодные
1. Акционерные общества публикуют:
- результаты обязательного аудита,
- размер чистых активов,
- финансовую отчетность.
2. ООО, некоммерческие учреждения и любые другие лица, которые провели обязательный аудит, размещают аудиторские заключения.
Событийные
Организации, ИП и физлица размещают на Федресурсе информацию:
- о ликвидации;
- о реорганизации;
- об увеличении или уменьшении уставного капитала;
- о банкротстве — намерение кредитора или самого должника подать заявление, признаки банкротства, недостаточность имущества;
- о действиях с лицензией: получение, приостановление, возобновление, переоформление и аннулирование;
- о стоимости чистых активов;
- об изменении адреса;
- о других событиях, полный список здесь.
Чаще всего информацию о событиях нужно публиковать в течение 3 рабочих дней с момента их наступления. Но для некоторых событий установлены другие сроки. Например, уведомление о намерении кредитора подать заявление о банкротстве организации нужно опубликовать не менее, чем за 15 календарных дней до обращения в Арбитражный суд.
В чем преимущества работы с Федресурсом (ЕФРСФДЮЛ)
Основные выгоды работы с площадкой:
- публичность и доступность информации из реестра;
- недопустимость вмешательства оператора портала в действия субъектов, размещающих сведения;
- юридическая значимость сведений;
- неизменность данных во времени.
Какая электронная подпись нужна для Федресурса
Для авторизации в личном кабинете Федресурса и подписи размещаемых там сведений нужна электронная подпись (ЭП). Она позволит однозначно идентифицировать пользователя и проследить, что после публикации данные на сайте не менялись.
Для этих целей подойдет квалифицированная электронная подпись (КЭП) с необходимым для работы с порталом OID (расширением) — 1.2.643.3.5.10.2.12. Например, КЭП «Квалифицированный Классик» от Удостоверяющего центра Контура. Это базовый квалифицированный сертификат электронной подписи для работы с госорганами и их информационными системами.
Где и как получить ЭП для Федресурса
Для разных пользователей площадки есть свои сценарии.
- Сотрудник и уполномоченное лицо организации могут получить КЭП в аккредитованном Федресурсом удостоверяющем центре. Например, в УЦ Контура.
- Арбитражным управляющим, оценщикам подойдет КЭП Классик на физическое лицо. Ее тоже можно получить в аккредитованном УЦ.
- Руководители фирм и ИП с этого года получают КЭП от налоговой.
Директор или предприниматель? Получите электронную подпись у доверенного лица ФНС. И получите от Контура услуги для легкой работы: настройку компьютера, помощь в решении технических проблем, скидку на подпись для сотрудника.
Получить подпись ФНС и дополнения к ней
Подойдет ли электронная подпись налоговой для Федресурса
Эта электронная подпись будет работать на всех порталах, где нужны квалифицированные электронные подписи. Главное, чтобы у портала не было дополнительных требований к подписи: специфичный OID в сертификате, токен с СКЗИ (Рутокен ЭЦП 2.0) и т.д.
Поэтому ЭП, с которой вы заходите на Федресурс, также можно работать на сайтах Росаккредитации, ЕИАС ФСТ, портале таможни (ФТС), системы электронных паспортов для транспорта (ЭлПТС)на Госуслугах, Главгосэкспертизе и, конечно, портале ФНС и в госзакупках. Также ЭП пригодится во внешнем и внутреннем документообороте и для участия в электронных торгах.
Как войти в личный кабинет по сертификату электронной подписи
Заходить в личный кабинет пользователя Федресурса можно через браузеры MS Internet Explorer 11, Firefox Mozilla, Google Chrome и Яндекс.Браузер.
Перед работой на компьютере нужно установить и настроить:
- Криптопровайдер (например, КриптоПро CSP) и сертификат электронной подписи. Инструкции по их установке выдают УЦ.
- Компонент «Федресурс. Плагин ЭП» и расширение для браузера:
— Вручную установить их можно с сайта Федресурса со страницы «Помощь».
— Автоматически эти компоненты настроит наш сервис автоустановки. Чтобы настройка соответствовала требованиям Федресурса, на одном из этапов перейдите в режим «Настроить вручную» и отметьте пункты «Установка плагина для Федресурса» и «Установка расширения Blitz Smart Card Plugin»
Проверить, правильно ли настроена ЭП, можно по этой ссылке. Нажмите кнопку «Проверить конфигурацию».
Если все необходимое ПО установлено, система предложит выбрать сертификат из списка и отобразит результаты проверки.
Когда вы установите все, что нужно, и настроите компьютер, можете входить в личный кабинет. Для этого:
Какие ошибки могут возникнуть
Чтобы работать с порталом было проще, изучите основные ошибки и способы их решения.
Если вы пользуетесь подписью Контура, то мы поможем решить эти проблемы — обратитесь в техподдержку.
1. Ошибка входа в личный кабинет по сертификату.
После нажатия ссылки «Вход в личный кабинет по сертификату»:
- нет нужного сертификата или появляется сообщение «Сертификат не выбран»;
- возникает ошибка «Указан неправильный алгоритм».
- Вероятно, неправильно настроены компоненты для работы на сайте.. Проверьте, каких программ не хватает, на портале Федресурса и установите их.
- Откройте на компьютере папку: C:Program Files (x86)InterfaxЕФРСБ. Если там есть старый плагин ФРСБ — компонент подписи ЭЦП или itccspcom.dll, то удалите их.
2. Ошибка программного обеспечения
При входе и проверке система пишет, что ПО для ЭП/работы с сертификатами не установлено или его версия устарела.
Если вы используете для работы ЭП от УЦ Контура, то можете задать дополнительные вопросы и получить консультацию у экспертов нашей техподдержки.
Мы поможем с настройкой рабочего места, проконсультируем по работе в личном кабинете Федресурса и по размещению сообщений на портале.
Переходите по ссылке
С 2013 года в России действует Федресурс (Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности). В него вносятся важные сведения о компаниях и ИП, часть из которых бизнесмены должны сообщать самостоятельно. Подробно о системе рассказывают специалисты TaxCoach.
За неисполнение обязанности предусмотрена административная ответственность, но реальный риск для руководителя бизнеса кроется глубже — в презумпции его вины в случае банкротства компании, результатом чего может стать привлечение к субсидиарной ответственности.
Федресурс ведется в электронном виде и формируется путем внесения в него ключевых для бизнеса сведений, предусмотренных законодательством РФ и саморегулируемыми организациями.
Данные в реестр также поступают и из иных источников: Системы раскрытия информации о судебных актах, Реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Большинство сведений вносится «автоматически», но часть информации компании обязаны размещать в нем самостоятельно и за отдельную плату. За одно сообщение — 825 рублей 12 копеек, в том числе НДС.
К данным, публикуемым по инициативе самих организаций и ИП, в частности относятся:
- сведения о возникновении признаков недостаточности имущества в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);
- сведения о финансовой и (или) бухгалтерской отчетности в случаях, если федеральным законом установлена обязанность по раскрытию такой информации в СМИ. Такая обязанность есть у публичных акционерных обществ, а также непубличных обществ (АО, ООО), публично разместивших свои облигации; у саморегулируемых организаций и др.;
- сведения о выдаче независимой гарантии с указанием данных бенефициара и принципала, а также существенных условий данной гарантии;
- сведения об обращении взыскания на недвижимое имущество и имущество, непосредственно участвующее в производственном процессе должника, в рамках исполнительного производства;
- сведения о членстве в СРО;
- сведения о результатах обязательного аудита (аудит, в частности, обязателен для акционерных обществ или если объем выручки организации за предыдущий год превышает 400 млн. рублей или сумма активов более 60 млн. рублей). Полный перечень указан в пункте 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»);
- сведения о залоге движимого имущества;
- сведения о намерении юридического лица обратиться в суд с заявлением о признании себя банкротом;
- об отчете об оценке имущества в отдельных случаяхСтатья 8.1 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»), например, организация обязана опубликовать сведения об оценке имущества при оплате этим имуществом акций / долей в уставном капитале дочернего АО или ООО;
- перечень незарегистрированного в ЕГРН недвижимого имущества при внесении его по концессионному соглашению.
Это примеры сведений, которые можно узнать об интересующем контрагенте. Чтобы поддерживать их актуальность и установлена обязанность самой организацией публиковать эти сведения, когда только она обладает всей полнотой информации.
В 2016 году введена административная ответственность за нарушение сроков размещения информации на Федресурсе, а также за её непредоставление или размещение недостоверных сведений. Руководителю компании грозит от предупреждения или штрафа от 5 000 до 50 000 рублей до дисквалификации сроком на 3 годачасти 6 — 8 статьи 14.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ).
На практике, правда, к административной ответственности не привлекают, что создает иллюзию необязательности подачи таких сведений в Федресурс.
Дело в том, что порядок привлечения к ответственности по этим нормам КоАП РФ закреплен только в отношении арбитражных управляющих, деятельность саморегулируемых организаций которых курирует Росреестрстатья 23.86 и под. 10 п. 2 ст. 28.3. Кодекса об административных правонарушениях РФ).
Однако кто курирует привлечение к ответственности иных лиц, из кодекса не понятно. По этой, видимо, причине за прошедшие годы нам пока не удалось обнаружить факта привлечения к административной ответственности кого-либо из руководителей компаний.
Вот тут-то руководитель компании и скажет: «Тогда зачем мне это надо, лишние траты и заботы? Не размещали мы ничего на Федресурсе и не будем».
Спешим вас предостеречь. С июля 2017 года действуют суровые правила Закона «О банкротстве» (Глава III.2. Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве Федерального закона от 26 .10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), позволяющие привлечь к субсидиарной ответственности руководителя должника при невозможности погашения требований кредиторов при, так называемых, презумпциях его вины, пока не доказано иное.
Об одной из таких презумпций субсидиарной ответственности за долги перед бюджетом мы недавно писали.
Закон также гласит, что руководитель компании-должника может быть привлечён к субсидиарной ответственности в связи с невозможностью полного погашения требований кредиторов, которая связана с отсутствием или недостоверностью сведений, подлежащих отражению в ЕГРЮЛ или в Федресурсе(подпункт 5 п. 2 ст. 61.11. Федерального закона от 26 .10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2017 г. № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве»).
Как разъясняют эти требования сотрудники налоговых органов:
И такие основания уже подтверждаются судебной практикой. Например, невнесение сведений в Федресурс о залоге движимого имущества на сумму более 50 млн. руб., а также о результатах обязательного аудита, стали одними из доводов арбитражного управляющего при привлечении к субсидиарной ответственности руководителя должника (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.11.2018 г. по делу № А40-237842/2015).
Как указано в судебном акте «усматривается, что невнесение в Федресурс сведений о залоге движимого имущества должника (в размере более 50 млн. руб.), повлекло возможность передачи данного имущества третьим лицам, следствием чего явилось уменьшение конкурсной массы и невозможность соответствующего кредитора установить свои требования».
Напомним, залогодержатель имеет преимущества перед другими кредиторами на погашение долга в размере 70% от стоимости имущества, находящегося у него в залогеСтатья 138 Федерального закона от 26 .10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Однако, презумпция виновности действует, пока руководитель должника не доказал иное.
В одном из дел о банкротстве бывшего руководителя должника пытались привлечь к субсидиарной ответственности, в том числе по основаниям непредоставления сведений в ЕГРЮЛ и Федресурс. Бывший руководитель доказал, что уволился из организации задолго до её банкротства, но организация не внесла данные об этом в ЕГРЮЛ (не назначила нового руководителя). Суд принял сторону бывшего руководителя, так как с момента увольнения у него уже не было обязанности по внесению установленных законом сведений в ЕГРЮЛ или Федресурс (Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2018 г. № 01АП-4767/18).
В течение какого периода до наступления банкротства должны не публиковаться сведения об организации, чтобы стать причиной презумпции вины ее руководителя в банкротстве Закономп. 1 ст. 61.10 Федерального закона от 26 .10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлен общий срок в 3 года, за которые оценивается «поведение» компании и ее руководителя. Следовательно, если в течение этого срока будут установлены факты неисполнения этой обязанности — вина презюмируется.
Вероятно, для защиты руководителя в каждом конкретном случае необходимо оценивать и доказывать, как та или иная информация в Федсресуре не могла повлиять на факт введения контрагентов в заблуждение. Например, о передаче в залог движимого имуществе не сообщили, однако на момент наступления признаков неплатежеспособности договор залога уже прекращен, что не нарушает права кредиторов.
Да, практика по привлечению руководителей к субсидиарной ответственности по правилам, вступившим в силу с 30 июля 2017 года, в том числе по применению презумпций виновности, только начинает формироваться.
Тем актуальнее предупреждение о необходимости соблюдения требований законодательства о публикации юридически значимых сведений о фактах деятельности компании в Федресурсе. Поскольку невыполнение такого требования, например, в отношении товаров, находящихся в залоге у продавца по договору поставки, в самом неблагоприятном случае может привести к субсидиарной ответственности руководителя при банкротстве компании и недостаточности её имущества на погашение долгов.
Поэтому, несмотря на «нерабочую» статью КоАП по административной ответственности и некоторые материальные затраты на размещение информации в Федресурсе, рекомендуем не пренебрегать этой обязанностью и сообщать о своей компании данные, требуемые по закону.
Внесение сведений о лицензиях
Не каждое юрлицо или ИП знает, что в отношении них действует обязанность по раскрытию информации в федеральном реестре Федресурс. Последний представляет собой электронную базу, куда указанные лица должны вносить разного рода сведения о своей деятельности. К одному из видов обязательных сообщений, подлежащих раскрытию в Федресурсе, относятся лицензии.
Обязанность по публикации сведений о лицензиях установлена на основании подпункта «м» пункта 7 статьи 7.1 ФЗ № 129. Закон прямо обязывает все компании (вне зависимости от их организационно-правовой формы) и ИП раскрывать информацию о любых видах лицензий, дающих право заниматься определенным видом деятельности. Факт наличия у вас лицензии прямо говорит о том, что в отношении вас действует данная обязанность).
При исполнении этой обязанности следует обращать внимание сразу на несколько нюансов:
- Вы можете ошибочно полагать, что сообщать в реестр нужно только о получении лицензии. Это нужно делать, но помимо этого в Федресурс также следует публиковать сведения о любом изменении статуса документа – переоформление, продление, аннулирование и так далее. Этого требует закон.
- Имеете сразу несколько лицензий? В таком случае вам придется публиковать каждую отдельным сообщением. С технической стороны реестр устроен таким образом, что невозможно в рамках одной публикации сообщить сразу о нескольких лицензиях.
- Сведения о лицензиях раскрываются в реестре по общему порядку – в течение 3 рабочих дней с даты возникновения существенного факта.
Неисполнение любой обязанности неизбежно приводит к негативным последствиям. В части раскрытия информации в Федресурсе ответственность предусматривается ч.6-8 ст.14.25 КоАП РФ и предполагает:
- Штраф до 50000 рублей
- Дисквалификацию должностного лица на срок до 3 лет.
Как произвести регистрацию на федеральном ресурсе юридическому лицу
Для регистрации на федресурсе потребуется осуществить ряд действий, мы предлагаем ознакомиться с тем, как получить специальный ключ, на основании которого можно будет пройти регистрацию и получить полноценный доступ ко всему функционалу реестра и опубликовать сведения например, о банкротстве в ефрсб.
Ключ доступа к работе с порталом
Электронная-цифровая подпись – основной элемент получения доступа к ресурсу. По сути, именно данный элемент позволяет исключить мошеннические факторы и идентифицировать человека, который на федресурсе вносит определенные корректировки и изменения. Такой уникальный почерк выступает личностным идентификатором и требуется:
- При работе и регистрации на федресурсе;
- При получении доступа к информации, которая размещена на площадке;
- При внесении данных о бухгалтерской отчетности;
- При указании сведений о деятельности юридических лиц.
Оформить данную подпись можно самостоятельно или же обратившись к специалистам, которые осуществляют такие действия в течение минимального количества времени.
Процесс регистрации
Как же юридическому лицу пройти регистрацию на федресурсе? Предлагаем пошаговую инструкцию, которая поможет быстро разобраться во всех нюансах и тонкостях процесса.
Скачивание и установка программного обеспечения на ПК
- Обязательно нужно согласиться с предоставляемыми правилами, которые определяют взаимодействие сторон;
- В окне появляется сертификат подписи, который уже должен быть установлен на вашем компьютере;
- Осуществляется подтверждение регистрации, открывается доступ в персональный кабинет.
ЕФРСФДЮЛ – Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности предназначен для размещения значимых сведений о деятельности субъектов экономической деятельности:
- юридических лиц (в том числе, иностранных);
- индивидуальных предпринимателей;
- физических лиц; государственных органов и органов местного самоуправления.
ЕФРСБ – Единый федеральный реестр сведений о банкротстве предназначен для публикации сведений участников процедур банкротства:
- арбитражных управляющих;
- организаторов торгов;
- Саморегулируемых организаций.
Для работы на данных ресурсах подходит сертификат усиленной квалифицированной подписи.
Перед началом работы на ресурсах во избежание ошибки при входе «Сертификат не выбран» необходимо выполнить настройки пути сертификации, для этого перейти на портал диагностики и нажать на кнопку «Начать диагностику», а после завершения процесса «Выполнить рекомендуемые действия», затем «Начать установку и настройку». После окончания установки перезапустить браузер.
Наша статья о работе с Федресурсом с помощью ЭП;
Часто задаваемые вопросы (FAQ) ЕФРСФДЮЛ;
Часто задаваемые вопросы (FAQ) ЕФРСБ.
Техподдержка порталов fedresurs.ru работает в рабочие дни, 07:00-21:00 (время московское).
Что такое ЕФРСФДЮЛ? Какие данные подлежат размещению в ЕФРСФДЮЛ? Какова ответственность за несвоевременное размещение сведений в ЕФРСФДЮЛ?
Единый федеральный реестр для регистрации значимых сообщений о деятельности юридических лиц и прочих экономических субъектов официально заработал 1 января 2013 года. Это самый крупный сайт с информацией о работе всех экономических агентов в России. Открытые данные снижают риски и расходы сторон, делают бизнес прозрачнее, что способствует общему экономическому развитию страны.
Основные принципы ЕФРСФДЮЛ:
- полная открытость и доступность информации, размещенной в реестре;
- платное включение в реестр за исключением данных муниципальных и государственных властей;
- невмешательство оператора платформы в деятельность субъектов размещающих сведения;
- сохранность данных;
- юридическая значимость информации;
- нахождение всей базы данных в собственности Российской Федерации.
Какая информация предназначена для размещения в ЕФРСФДЮЛ
Обычно сведения в реестр Федресурса заносят сами экономические агенты. Автоматически загружаются сведения из ЕГРЮЛ, систем раскрытия данных о судебных актах, реестра арбитражных управляющих. Часть информации размещает налоговая служба. В течение пяти дней появляются сообщения о следующих событиях:
- запись о регистрации и постановке на учет юрлиц, включая образованные в результате реструктуризации;
- ликвидация и реорганизация предприятий;
- изменение (увеличение, уменьшение) уставных капиталов;
- появление или уход единоличных исполнительных органов юридических лиц;
- изменение юридического адреса.
Часть сведений передаются экономическими агентами. Ими выкладывается более 50 видов сообщений, и этот перечень постоянно расширяется. Перечислим основные сведения:
- потенциальная угроза банкротства;
- некоторые данные бухгалтерской или финансовой отчетности;
- выдача гарантий с указанием данных конкретного бенефициара, основных условий их предоставления;
- обращение взыскания на имущество и недвижимость, непосредственно используемые в процессе работы;
- результаты обязательной аудиторской проверки;
- членство в СРО;
- имущество под залогом;
- недвижимость, не прошедшая регистрацию в ЕГРН, но внесенная в действующее концессионное соглашение;
- отчет по оценке стоимости имущества (необходимо в отдельных случаях).
Содержание сообщений для размещения в ЕФРСФДЮЛ зависит от их специфики. Например, при реорганизации предприятия с уменьшением уставного капитала необходимо два сообщения:
- первое: не позднее трех рабочих дней с момента принятия решения о реорганизации;
- второе: не позднее трех рабочих дней после завершения процедуры (то есть получения подтверждающих документов).
При сообщении о ликвидации в ЕФРСФДЮЛ также необходимо сделать публикацию в журнале «Вестник государственной регистрации».