Единый федеральный реестр сведений о банкротстве физических лиц

Чтобы узнать о банкротстве физлица можно: Обратиться к Единому федеральному реестру сведений о банкротстве (ЕФРСБ). Он размещен в сети интернет и к нему открыт доступ всем пользователям.

Информацию о ходе дела по банкротству физического лица, самому факту банкротства, и/или сопутствующие документы можно получить:

  • На сайте единого федерального реестра сведений о банкротстве.
  • На сайте картотеки Арбитражных дел.
  • Через информацию о банкротстве в составе кредитной истории из бюро кредитных историй.

Содержание

Что такое проверка на банкротство физических лиц?

Проверка на банкротство физических лиц осуществляется по специальному единому реестру, где есть данные об официальном финансовом положении. Проверка на банкротство физических лиц – для чего это нужно?

Как узнать о банкротстве физлица?

По законодательству РФ банкрот лишен права занимать руководящие посты на срок до 3-х лет. Чтобы узнать о банкротстве физлица можно: Обратиться к Единому федеральному реестру сведений о банкротстве (ЕФРСБ). Он размещен в сети интернет и к нему открыт доступ всем пользователям.

Как найти информацию о лице уже завершившим банкротство?

Чтобы найти информацию о лице, уже завершившим банкротство, нужно зайти на страницу единого федерального реестра сведений о банкротстве http://bankrot.fedresurs.ru и далее: нажать «Поиск».

Можно ли объявить себя банкротом?

В соответствии с законом «О банкротстве» объявить себя несостоятельным может не только юридическое лицо, но и любой гражданин, набравший непосильное количество долгов. Информация о том, что тот или иной человек объявил себя банкротом (либо к этому его принудили кредиторы) является открытой и подлежит публикации, её можно проверить.

Как узнать не является ли человек банкротом?

Как проверить, банкрот ли ваш контрагент или нет

  • Шаг 1. Проверьте контрагента на сайте Картотеки арбитражных дел.
  • Шаг 2. Найдите должника на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФРСБ).
  • Шаг 3. Найдите сообщение о банкротстве партнера на сайте газеты «Коммерсантъ».

Где искать информацию о банкротстве?

Информация, содержащаяся в ЕФРСБ, размещается в сети Интернет по адресу http://bankrot.fedresurs.ru, является открытой и общедоступной, что обеспечивает прозрачность и законность ведения той или иной процедуры банкротства.

Как узнать что человек объявил себя банкротом?

Сведения о признании должника банкротом публикуются в официальном издании – газете «Коммерсантъ» и в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве. Подписчиками и читателями газеты «Коммерсантъ» являются банки и другие профессиональные кредиторы.

В чем подвох банкротства физических лиц?

Минусы банкротства физического лица – это те сложности и ограничения, которые придется пережить во время и после окончания процедуры банкротства. Нельзя реализовать в счет уплаты долга определенный перечень имущества, который определён законом (единственное жилье; предметы домашнего обихода; одежда, обувь и т. д.

Где публикуются сведения о банкротстве физических лиц?

Сведения о банкротстве граждан, подлежащие опубликованию в соответствии со пунктом 1 статьи 28 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (http://bankrot.fedresurs.ru) и опубликовываются в официальном издании.

Где посмотреть состояние банкротства?

АЭТП — Единый Федеральный реестр сведений о банкротстве

Сколько стоит публикация в газете Коммерсант?

Минимальная стоимость публикации в ‘Коммерсанте‘ сейчас составляет 8 тыс. руб. В случае успешного завершения простой банкротной процедуры (имеется ввиду не осложненной реализацией имущества и оспариванием сделок) понадобится одна публикация.

Сколько будет стоить процедура банкротства?

— Стоимость услуги банкротства физического лица под ключ варьируется в диапазоне от 80 000 до 170 000 рублей. Включены все расходы на оплату услуг финансового управляющего, государственная пошлина, расходы на подачу объявлений по делу о банкротстве, услуги юриста, — отметила Лилия Ших.

Какие долги не списываются при банкротстве?

Какие долги суд не спишет при банкротстве

  • алиментные платежи;
  • зарплатные выплаты;
  • возмещение вреда, если он причинен жизни или здоровью;
  • моральный вред.

Что происходит с долгами после банкротства?

Списываются долги при соблюдении следующих условий: не установлена недобросовестность должника при принятии на себя обязательств и при расчетах с кредиторами; должник содействовал суду и финансовому управляющему в ходе процедуры банкротства (представлял документы, раскрывал сведения, давал пояснения);

Что забирают при банкротстве?

При подготовке документов для процедуры банкротства должник составляет список имущества, которое находится у него в собственности. Недвижимость, автомобили и другие ценные вещи подлежат изъятию и реализации на аукционе по банкротству. Вырученные средства поступают на счета кредиторов в счет погашения части долга.

Что говорить коллекторам во время банкротства?

В соответствии с положениями ФЗ №230, при любом контакте с должником сотрудник службы взыскания должен сообщить:

  • свое ФИО;
  • занимаемую должность;
  • полное наименование и адрес (юридический и фактический) коллекторского агентства;
  • наименование кредитора, у которого куплен долг, основания — договор цессии

Можно ли банкротам выезжать за границу?

Выезд за границу после банкротства

долги списаны – должник свободно может выезжать за границу; достигнуто мировое соглашение – запрет на перемещения снимается; часть или все долги остались – возможность выезда рассматривается в ФССП в рамках исполнительного производства.

Что нельзя делать после банкротства?

Гражданину-банкроту закроют на 5 лет (или вовсе на всю жизнь) выезд за границу; Нельзя занимать любую руководящую должность в организации (к примеру, начальник отдела); Банкрот не сможет в течение 5 лет оформить на себя какое-либо имущество; Всё равно придется платить по счетам, долги никто не простит.

Чем грозит процедура банкротства физического лица?

Банкротство, инициированное кредитором, может грозить физическому лицу серьезными последствиями, среди которых помимо оспаривания сделок, к сожалению, и уголовная ответственность по статьям 195-197 Уголовного Кодекса РФ: преднамеренное и фиктивное банкротство, неправомерные действия при банкротстве.

С 1 января 2018 в соответствии с пунктом 2.1 статьи 7 Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г.: «Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, должника, работника, бывшего работника должника при условии предварительного, не менее чем за пятнадцать календарных дней до обращения в арбитражный суд, опубликования уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности» (далее – ЕФРСФДЮЛ, Федресурс, Реестр).

С момента вступления в силу указанной нормы, в ее правоприменении сложилось 2 подхода.

Первый подход руководствуется положениями статьи 213.4 Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г., с изменениями от 29.12.2015 года, согласно которым:

Согласно указанной норме, обязанность опубликования должником (гражданином) уведомления в Реестре распространяется только на граждан являющихся индивидуальными предпринимателями. В связи с этим многие юристы-представители, арбитражные управляющие и даже некоторые арбитражный суды считают, что обязанность предусмотренная пунктом 2.1 статьи 7 Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрена Законодателем только для должников – индивидуальных предпринимателей. В этой связи, по мнению многих коллег, к должникам – физическим лицам требования пункта 2.1 статьи 7 Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не применимы.

Однако на наш взгляд этот подход является слишком локальным и буквальным в трактовке норм Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Прежде чем рассмотреть второй подход, следует понимать, что до введения пункта 2.1 статьи 7 положения статьи 213.4 Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» носили специальный характер. Предусмотренный ими порядок действовал для определённой группы субъектов экономической (предпринимательской) деятельности – индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, многие сторонники первого подхода в качестве аргумента также ошибочно приводят положения статьи 37 Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», считая, что указанная статья регулирует только подачу заявления должника – юридического лица. И что таким образом обязанность по размещению уведомления в Реестре имеют только индивидуальные предприниматели и юридические лица, но никак не физические лица (граждане). Однако статья 37 носит название «Заявление должника», а не «Заявление должника – юридического лица» или «Банкротство юридического лица» (по аналогии с Главой Х «Банкротство гражданина»). Ее положения, содержат, в том числе, регулирование подачи заявления должника-гражданина. А конкретно абзац 2 пункта 4 статьи 37, Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», действующий с 01.07.2015 года гласит, что «Должник не менее чем за пятнадцать календарных дней до даты подачи заявления должника обязан опубликовать уведомление об обращении в арбитражный суд с заявлением должника путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц». Здесь необходимо обратить внимание, что Законодатель в статье, которая регулирует подачу заявления должника (в том числе гражданина), не применяет градацию или конкретное разделение должников на виды, а обходится общим понятием «должник». Поэтому отчасти здесь можно сделать вывод, что обязанность по публикации уведомления должника в ЕФРСФДЮЛ касалась физических лиц гораздо раньше, а именно с 01.07.2015 года.

Второй подход руководствуется пунктом 2.1 статьи 7 Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» как нормы, специально включенной Законодателем в статью 7 «Право на обращение в арбитражный суд» и Главу I «Общие положения» Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Таким образом, новые изменения сделали обязанность по предварительному уведомлению о намерении обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве общей для всех лиц, выступающих сторонами в деле о банкротстве. В связи с этим обязанность прекратила носить «специальный» характер. Новые изменения также не предусматривают разделение должников на субъекты экономической (предпринимательской) деятельности, а носят общий правоприменительный характер. Кроме того, за 1,5 года действия реформы уже сложилась определённая судебная практика, согласно которой многие арбитражные суды применяют указанные требования ко всем лицам, намеренным признать себя банкротом, в том числе – к физическим лица (гражданам).

Кроме того, смысл подачи такого уведомления состоит в официальном уведомлении другой стороны о своем статусе и намерении. В случае должника, такое уведомление позволяет сообщить кредитору(ам) о своем положении и вытекающих из него последующих событий (банкротстве). Кредитор, вовремя уведомленный о статусе должника, может предпринять со своей стороны ряд действий, позволяющий урегулировать вопрос задолженности в порядке компромиссных решений для обеих сторон или же вовсе на удобных для должника условиях, поскольку при банкротстве физического лица – должника его долги будут реструктуризированы, а впоследствии «списаны», что для любого кредитора будет являться невыгодным исходом.

С этой точки зрения должник – физическое лицо (гражданин) также не должен быть лишен такой возможности, лишь по причине отсутствия статуса индивидуального предпринимателя. Поэтому снова обращая внимание на то, что пункт 2.1 включен Законодателем в статью 7 «Право на обращение в арбитражный суд» и Главу 1 «Общие положения» Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», указанные изменения явно носят общий правоприменительный характер. Таким образом, для возникновения права на обращение в арбитражный суд с заявленим о собственном банкротстве, должник, являющийся физическим лицом (гражданином) обязан не менее чем за пятнадцать календарных дней до обращения в арбитражный суд, опубликовать уведомление о намерении обратиться с заявлением о признании должника (себя самого) банкротом в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности.

Сведения о банкротстве физических лиц публикуются в открытом доступе. Благодаря этому каждого гражданина на банкротство можно проверить оперативно, получить актуальную информацию. Как и где проводится проверка – рассказываем в этом материале.

Доступные сведения

Существует целый ряд случаев и обстоятельств, когда появляется необходимость в проверке граждан на банкротство. Это может потребоваться при желании приобрести у собственника квартиру или другое имущество, либо дать ему деньги в долг по его просьбе. Сведения о несостоятельности и банкротстве гражданине можно найти в открытом доступе.

Перечень тех сведений, которые в рамках процедуры финансового банкротства в обязательном порядке должны публиковаться, регламентирован ст. 213.7 ФЗ о несостоятельности и ст. 28 Закона о банкротстве. В частности, публикуются сведения:

  • о признании заявления на банкротство необоснованным;
  • о введении этапа реструктуризации в отношении гражданина и о его завершении;
  • о признании гражданина (физического лица) банкротом;
  • о введении в отношении гражданина такой процедуры, как реализация имущества;
  • о завершении процедуры реализации имущества должника;
  • о прекращении дела – в случае, если стороны подписали мировое соглашение;
  • об отсутствии или о наличии признаков фиктивного/преднамеренного банкротства;
  • об утверждении финансового управляющего (кандидатуры), а также о его освобождении или об отстранении;
  • об утверждении разработанного плана/схемы реструктуризации имеющегося долга;
  • о проведении запланированных торгов и об их результатах;
  • о фактически состоявшемся собрании кредиторов и о его итогах;
  • о финансовой организации, где открыли специальный счет гражданину.

Все перечисленные выше сведения публикуются в свободном доступе. Чтобы ознакомиться с ними, не нужно получать особое разрешение. Один из способов узнать, идет ли в отношении гражданина банкротство – федресурс (реестр).

Если сведения о гражданине, проходящем процедуру банкротства, публикуются, то его данные должны иметь четкую и понятную идентификацию. Что должна включать информация:

  • ФИО гражданина;
  • дата и место его рождения;
  • ИНН и СНИЛС;
  • место постоянной регистрации или фактического проживания.

Размещение информации обеспечивает финансовый управляющий должника. Он направляет данные на Федресурс о банкротстве, актуализирует ее. По закону ему дается десять дней на то, чтобы опубликовать данные – отсчет начинается с даты вынесения судебного акта.

Обратите внимание! Кредиторы и иные заинтересованные лица считаются извещенными по истечении пяти рабочих дней со дня включения таких сведений в Единый федеральный реестр банкротств конкретных физических лиц, если не доказано иное, в частности если ранее не было получено соответствующее уведомление.

Единый федеральный реестр сведений о банкротстве физических лиц

Ресурсы

Согласно закону, публикация сообщений о банкротстве и другой имеющей к этой процедуре информации обеспечивается:

  • в ЕФРСБ – Едином федеральном реестре сведений о банкротстве;
  • в официальном СМИ.

По данным на 2022 год, по инициативе федеральных российских властей для публикации сведений и данных о банкротстве остается издание «Коммерсант».

Газета «Коммерсант»

Информация о должниках в газете «Коммерсант» публикуется:

  • в бумажной версии газеты каждую субботу;
  • на официальном веб-сайте СМИ (блок «Объявления о несостоятельности»).

Стоит отметить, что в распоряжение «Коммерсанта» поступает конкретная информация, а сама публикация, которая выходит, также должна содержать определенные данные.

Публикация в газете «Коммерсант»

Впрочем, для публикации сведений о гражданине, который проходит процедуру банкротства (финансовой несостоятельности) может быть выбрано и другое СМИ.

Образец заявления на публикацию информации о банкротстве в газете «Коммерсант»

Единый федеральный реестр сведений о банкротстве физических лиц

ЕФРСБ

Цель создания ЕФРСБ – защита интересов кредиторов и других заинтересованных лиц от недобросовестных или даже мошеннических действий должников. Действующее законодательство предписывает обязательное уведомление контрагентов о начале такой процедуры, как банкротство. Это необходимо для того, чтобы кредитор получил двухмесячный срок на предъявление финансовых требований с последующим их включением в перечень банкротств (долгов).

До конца 2015 года в единый реестр банкротств заносились данные исключительно о юридических лицах. Но после внесения очередных поправок и предоставления возможности запускать процедуру признания финансово несостоятельным в отношении физических лиц и ИП, в базу данных стали вносится и такие сведения.

Представленные в ЕФРСБ объявления о банкротстве и другие сведения активно используются банками и другими финансовыми учреждениями для определения проблемных клиентов. Наличие единой федеральной базы данных облегчает процедуры выявления недобросовестных и неплатежеспособных клиентов.

Действующими правилами публикация в ЕФРСБ допускается только несколькими категориями определенных субъектов.

Кто может размещать информацию в ЕФРСБ:

  • арбитражные управляющие;
  • операторы и организаторы конкурсных торгов;
  • нотариусы.

Если в базу попали недостоверные сведения, ответственность за такое размещение несет лицо, которое фактически допустило соответствующую ошибку.

В ЕФРСБ появилась публикация о банкротстве компании, тогда как заявление, направленное кредиторами, арбитражный суд отклонил. Публикация была признана нарушением, ответственность за которое возложили на субъекта, который предоставил данные, и на оператора ЕФРСБ, разместившего сообщения.

Помимо информации о ходе процедуры банкротства, а также документов, которые были выгружены из арбитражной картотеки, в Федреестре публикуется информация, имеющая отношение к СРО, управляющим (финансовым), к площадкам торгов и к их организаторам. Перечисляются и дисквалифицированные лица.

Стоимость

В соответствии с ФЗ «О банкротстве», расходы, связанные с размещением информации о должнике, несет он сам. Сказать точно, сколько будут стоит все публикации, невозможно – это зависит от количества этапов, которые должнику предстоит пройти в рамках признания финансовой несостоятельности.

Практика показывает, что гражданину нужно публиковать сообщения о банкротстве в конкретном количестве: ее менее пяти и не более шести. Расходы на такое размещение в сети интернет в 2022 году в среднем составляли 3 тыс. рублей.

Что касается газеты «Коммерсант», то публикация в издании сведений о банкротстве обойдется не более чем в 10-12 тысяч рублей. По данным на 2022 год, стоимость размещения одного сообщения рассчитывалась по тарифу 210 руб. за 1 см2 на газетной полосе.

Кайдашов Игорь Георгиевич

Юрист по банкротству • Стаж 25 лет

Физическое лицо в ряде случаев могут освободить от оплаты публикации в газете «Коммерсант». Наши юристы в дистанционном режиме расскажут об условиях, дающих право на освобождение от оплаты, а также ответят на актуальные вопросы, связанные с прохождением процедуры банкротства.

Пошаговая инструкция

Проверка на банкротство гражданина посредством Федерального реестра осуществляется следующим образом:

  • необходимо зайти на веб-ресурс http://bankrot.fedresurs.ru;
  • в поисковой строке, расположенной слева, нужно указать фамилию, имя и отчество гражданина;
  • нажать «Поиск по физическим лицам» и запустить его.

В случае, если гражданин проходит процедуру признания финансовой несостоятельности, проверить его дело о банкротстве тоже можно: в результатах поиска его данные отобразятся в виде персональной карты. В карте будут указаны следующие сведения:

  • ФИО;
  • реквизиты;
  • контакты;
  • информация о ходе процесса банкротства;
  • документы, загруженные из Картотеки арбитражных дел.

Если в поиске данные гражданина не отобразились, это означает, что он не проходит и не проходил процедуру банкротства.

Андрей планировал проверить на банкротство своего потенциального партнера по бизнесу, для чего воспользовался сайтом Федерального реестра. Однако в результатах поиска отобразились данные о нескольких гражданах, у которых были одинаковые фамилии. Знакомый подсказал Андрею, что нужно воспользоваться расширенным поиском и указать более точные сведения, известные о потенциальном бизнес-партнере.

В случае возникновения затруднений в работе с базой данных рекомендуется активировать вкладку «Помощь». На ней размещаются ответы на вопросы из рубрики наиболее часто задаваемых вопросов, актуальные изменения в законе о банкротстве и документация с правилами использования сайта единого федресурса.

Несвоевременная публикация сведений в ЕФРСБ

Николай Павлов проходил процедуру банкротства, ему был назначен арбитражный управляющий Дмитрий Иванов. Однако выяснилось, что Иванов не опубликовал информацию в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве юридических и физических лиц, в частности, о поданных и уже рассмотренных заявлениях о признании сделки недействительной и о определении о рассмотрении заявления третьего лица о намерении удовлетворить требования кредиторов должника.

Ситуация

Как арбитражный управляющий Иванов был обязан не позднее следующего рабочего дня после подачи заявления о признании сделки недействительной внести сведения о подаче заявления в ЕФРСБ. Но сведения были внесены позже, с нарушением срока. Также Иванов не внес в ЕФРСБ сведения о вынесении судом определения о признании недействительной сделки между должником и другим лицом, информация о котором содержалась в картотеке арбитражных дел, сведения о вынесении судом определения о признании недействительной другой сделки, которое появилось ранее в картотеке арбитражных дел.

Таким образом, Иванов нарушил требования ст. 28, п. 4 ст. 61.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». По факту этих нарушений Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии подготовило протокол об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3, 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ и обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором потребовало привлечь Иванова к административной ответственности.

В ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.

Такое нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 25 000 до 50 000 руб., на юридических лиц – от 200 000 до 250 000 руб. Повторное нарушение (ч. 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ) влечет дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до трех лет, наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 350 000 до 1 млн руб.

Решение суда

Суд первой инстанции удовлетворил заявление, отметив наличие в действиях Иванова элементов составов административных правонарушений в соответствии с ч. 3, 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ. Впрочем, суд привлек Иванова к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ и назначил штраф в размере 25 000 руб. Ориентируясь на ч. 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ, суд применил ст. 2.9 КоАП РФ и счел возможным освободить Иванова от ответственности в связи с тем, что правонарушение оказалось незначительным.

Суды апелляционной и кассационной инстанций с выводами арбитражного суда согласились, отметив, что Иванов допустил нарушение: так как абз. 5 п. 6 ст. 28 Закона о банкротстве регламентирует: при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, в обязательном порядке публикуются фактические сведения об удовлетворении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника. Соответствующие сведения нужно вносить в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты, когда пользователь узнал о возникновении соответствующего факта – это регламентировано п. 3.1 ч. 3 приложения № 1 к приказу Минэкономразвития России от 05.04.2013 № 178.

В то же время, суды отказались учитывать тот факт, что Иванов внес сведения о вынесенных судом определениях сразу после того, как узнал о них. В судебных инстанциях отметили, что судебные акты были опубликованы в картотеке арбитражных дел, и так как управляющий – профессиональный участник дела о банкротстве, он должен сделать так, чтобы своевременно получить информацию по делу о банкротстве.

Позиция Верховного суда

ВС РФ отменил решения судов и отказал в удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности. Судьи посчитали, что финансовый управляющий не обязан публиковать в ЕФРСБ сообщения о поданных и рассмотренных заявлениях о признании сделки недействительной и о вынесенном судом определении о рассмотрении заявления третьего лица о намерении удовлетворить требования кредиторов должника.

Согласно с п. 2 ст. 213.7 Закона о банкротстве в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, обязательному опубликованию подлежат конкретные сведения, а параграф 1.1 «Реструктуризация долгов гражданина и реализация имущества гражданина» главы X «Банкротство гражданина» Закона о банкротстве не устанавливает прямой обязанности арбитражного управляющего по публикации в ЕФРСБ сообщений о поданных и рассмотренных заявлениях о признании сделки недействительной и о вынесенном судом определении о рассмотрении заявления третьего лица о намерении удовлетворить требования кредиторов должника.

Частые вопросы

Какие сведения публикуются о проходящем процедуру банкротства гражданине?

Перечень этих сведений перечислен в ст. 213.7 ФЗ о несостоятельности: о признании заявления от физического лица на его банкротство необоснованным и так далее.

Где публикуется информация о состоянии дела по банкротству физлица?

В ЕФРСБ – Едином федеральном реестре сведений о банкротстве и в официальном СМИ: в газете «Коммерсант».

Какие сведения отображаются в карточке гражданина на сайте Федерального реестра?

ФИО, реквизиты, контакты, информация о ходе процесса банкротства, а также все документы, загруженные из Картотеки арбитражных дел.

Заключение эксперта

О банкротстве гражданина можно узнать онлайн. Соответствующая информация публикуется и актуализируется на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве. Доступ к базе реестра открыт и предоставляется бесплатно, поиск осуществляется по личным данным физического лица, в том числе, по его ИНН. Кроме того, публикации о финансовой несостоятельности гражданина появляются и в СМИ – в газете «Коммерсант».

Порядокформирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве

С изменениями и дополнениями от

23 июля 2015 г., 10 декабря 2018 г., 25 августа 2020 г.

I. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок устанавливает правила формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее – Реестр) и являющегося его неотъемлемой частью Единого федерального реестра сведений о банкротстве (далее – Реестр сведений о банкротстве), в том числе:

а) порядок формирования Реестра в электронной форме, порядок и сроки внесения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц (далее – регистрирующий орган), иными лицами сведений в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3431; 2003, N 26, ст. 2565; N 50, ст. 4855; N 52, ст. 5037; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2722; 2007, N 7, ст. 834; N 30, ст. 3754; N 49, ст. 6079; 2008, N 18, ст. 1942; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 19, 20, 23; N 29, ст. 3642; N 52, ст. 6428; 2010, N 21, ст. 2526; N 31, ст. 4196; N 49, ст. 6409; N 52, ст. 7002; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4576; N 49, ст. 7061; 2012, N 14, ст. 1553; N 31, ст. 4322; N 53, ст. 7607; 2013, N 26, ст. 3207; N 30, ст. 4084; N 44, ст. 5633; N 51, ст. 6699; 2014, N 14, ст. 1551; N 19, ст. 2312; N 30, ст. 4217, 4242; 2015, N 1, ст. 10, 42; N 13, ст. 1811; N 27, ст. 4001; N 29, ст. 4363), другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Минэкономразвития России в Реестр, порядок и сроки их размещения в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – сеть “Интернет”), вид электронной подписи, используемой для их внесения в Реестр;

Информация об изменениях

Подпункт “б” изменен с 28 января 2019 г. – Приказ Минэкономразвития России от 10 декабря 2018 г. N 694

См. предыдущую редакцию

б) порядок формирования Реестра сведений о банкротстве в электронной форме, порядок и сроки включения арбитражными управляющими, саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих, организаторами торгов, операторами электронных площадок, саморегулируемыми организациями операторов электронных площадок, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее – орган по контролю (надзору), уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций операторов электронных площадок, иными лицами сведений в соответствии с федеральными законами от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст. 4190; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 18, 46; N 44, ст. 4471; 2006, N 30, ст. 3292; N 52, ст. 5497; 2007, N 7, ст. 834; N 18, ст. 2117; N 30, ст. 3753, 3754; N 41, ст. 4845; N 48, ст. 5814; N 49, ст. 4078, 6079; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 4, 14; N 18, ст. 2153; N 29, ст. 3582, 3632; N 51, ст. 6160; N 52, ст. 6450; 2010, N 17, ст. 1988; N 31, ст. 4188, 4196; 2011, N 1, ст. 41; N 7, ст. 905; N 19, ст. 2708; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4301; N 30, ст. 4576; N 48, ст. 6728; N 49, ст. 7015, 7024, 7040, 7061, 7068; N 50, ст. 7351, 7357; 2012, N 31, ст. 4333; N 43, ст. 5787; N 53, ст. 7607, 7619; 2013, N 23, ст. 2871; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3477, 3481; N 30, ст. 4084; N 51, ст. 6699; N 52, ст. 6975, 6979, 6984; 2014, N 11, ст. 1095, 1098; N 30, ст. 4217; N 49, ст. 6914; N 52, ст. 7543; 2015, N 1, ст. 10, 35, N 27, ст. 3945, 3958, 3967, 3977; N 29, ст. 4355, 4362) (далее – Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)”) и от 29 июля 2004 г. N 96-ФЗ “О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3232; 2006, N 31, ст. 3449; 2007, N 12, ст. 1350; 2008, N 42, ст. 4699; N 52, ст. 6225; 2012, N 31, ст. 4333; 2014, N 30, ст. 4219; N 52, ст. 7543), другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Минэкономразвития России в Реестр сведений о банкротстве.

1.2. Реестр с являющимся его неотъемлемой частью Реестром сведений о банкротстве формируется и ведется в электронном виде и представляет собой федеральный информационный ресурс (далее – информационный ресурс).

1.3. Сведения, содержащиеся в Реестре, размещаются в сети “Интернет” по адресу: http://www.fedresurs.ru.;

Сведения, содержащиеся в Реестре сведений о банкротстве, размещаются в сети “Интернет” по адресу: http://bankrot.fedresurs.ru.

II. Формирование и ведение информационного ресурса

2.1. Формирование и ведение информационного ресурса осуществляются оператором информационного ресурса (далее – Оператор).

Формирование и ведение информационного ресурса, в том числе обеспечение внесения (включения) сведений в информационный ресурс лицами, указанными в пункте 1.1 настоящего Порядка (далее также – пользователи), их обработка, хранение и использование, а также обеспечение взаимодействия информационной системы, включающей совокупность содержащихся в информационном ресурсе информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств (далее – информационная система), с другими информационными системами, доступа к сведениям, а также защита сведений осуществляются Оператором с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации и законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

2.2. В целях формирования и ведения информационного ресурса Оператор обязан обеспечивать:

а) установку программного обеспечения информационной системы;

б) круглосуточное функционирование информационной системы и автоматизированную обработку сведений, содержащихся в информационном ресурсе, а также их размещение в сети “Интернет”;

в) взаимодействие информационной системы с сетью “Интернет”, быстрый и свободный доступ любого заинтересованного лица к сведениям, содержащимся в информационном ресурсе, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) взаимодействие информационной системы с информационными системами, сведения из которых вносятся (включаются) в информационный ресурс;

д) ежедневное с 21.00 до 02.00 по московскому времени копирование на резервный носитель Оператора содержащихся в информационном ресурсе сведений по состоянию на 21.00 соответствующих суток, позволяющее осуществить их восстановление с резервного носителя;

е) копирование по запросу федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления (далее – регулирующий орган), на резервный носитель, указанный регулирующим органом, не чаще одного раза в сутки программного обеспечения информационной системы, используемого Оператором, и (или) содержащихся в информационном ресурсе сведений по состоянию на 21.00 суток, предшествующих дате такого копирования;

ж) проведение мероприятий по анализу причин возникновения нештатных ситуаций при функционировании информационной системы и проведении технических работ, связанных с функционированием информационной системы;

з) круглосуточную техническую поддержку информационной системы;

и) информационную поддержку всех заинтересованных лиц по вопросам, возникающим в связи с работой информационной системы: по электронной почте, посредством размещения информации о часто возникающих вопросах и ответах на них в открытом доступе на главной странице сайта в сети “Интернет”, на котором размещаются сведения, содержащиеся в Реестре и Реестре сведений о банкротстве, по телефону (ежедневно с 07.00 до 21.00 по московскому времени, исключая выходные и нерабочие праздничные дни, по отдельному многоканальному телефонному номеру, который публикуется в открытом доступе на главной странице сайта в сети “Интернет”, на котором размещаются сведения, содержащиеся в Реестре и Реестре сведений о банкротстве).

Пункт 2.3 изменен с 28 января 2019 г. – Приказ Минэкономразвития России от 10 декабря 2018 г. N 694

2.3. Для целей внесения (включения) сведений в информационный ресурс пользователями, обязанными в соответствии с федеральными законами “О несостоятельности (банкротстве)” и от 29 июля 2004 г. N 96-ФЗ “О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации” включать сведения в Реестр сведений о банкротстве Оператор обеспечивает формирование учетной записи пользователя в срок не позднее трех рабочих дней с даты его обращения.

2.4. Формирование Оператором новой учетной записи пользователя не осуществляется, если в информационном ресурсе содержатся сведения о действующей учетной записи соответствующего пользователя.

2.5. Внесение (включение) пользователями сведений в информационный ресурс осуществляется посредством формирования электронного сообщения с помощью средств, предусмотренных программно-аппаратным комплексом сайта в сети “Интернет”, на котором размещаются сведения, содержащиеся в Реестре и Реестре сведений о банкротстве, которое подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью (далее – квалифицированная электронная подпись).

При наличии технической возможности внесение (включение) пользователями сведений в информационный ресурс осуществляется с использованием программных и технических средств, обеспечивающих информационное взаимодействие информационной системы с иными информационными системами, в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.

Внесение сведений в информационный ресурс регистрирующим органом осуществляется с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия, а при отсутствии такой возможности – путем предоставления сведений Оператору на электронном носителе.

Включение сведений в информационный ресурс операторами электронных площадок осуществляется с использованием программных и технических средств, обеспечивающих информационное взаимодействие информационной системы с иными информационными системами.

2.6. Оператор обеспечивает внесение (включение) сведений в информационный ресурс и их размещение в сети “Интернет” не позднее одного рабочего дня после поступления Оператору оплаты такого внесения (включения), размещения в сети “Интернет” в случае, если внесение (включение), размещение в сети “Интернет” сведений в информационный ресурс в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется за плату.

Оператор обеспечивает внесение (включение) сведений в информационный ресурс и их размещение в сети “Интернет” непосредственно после поступления таких сведений Оператору в случае внесения (включения) сведений в информационный ресурс саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих и саморегулируемыми организациями операторов электронных площадок, государственной корпорацией “Агентство по страхованию вкладов” (далее – Агентство) и операторами электронных площадок, а также в случае, если внесение (включение) сведений в информационный ресурс в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется без взимания платы.

2.7. Оператор обеспечивает формирование счета за внесение (включение), размещение в сети “Интернет” сведений с указанием номера электронного сообщения, присваиваемого информационной системой в автоматическом режиме и подлежащего включению в платежный документ, в случае, если внесение (включение) сведений в информационный ресурс в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит оплате. В счете за внесение (включение) сведений в информационный ресурс Агентством Оператор указывает суммы, подлежащие оплате в отношении каждой кредитной организации.

2.8. В случае внесения (включения) сведений в информационный ресурс в форме электронного документа такие документы должны быть одного из следующих форматов:

а) документы, содержащие текст и изображения: Microsoft Word (doc, docx, rtf), Adobe Acrobat (pdf), простой текст (txt);

б) документы, содержащие графические изображения: TIFF, JPEG (tif, jpg), разрешением не менее 150dpi;

в) документы, содержащие электронные таблицы: Microsoft Excel (xls, xlsx);

г) документы, содержащие архивы: ZIP, RAR.

2.9. При обнаружении пользователем, внесшим (включившим) сведения в информационный ресурс, ошибки такой пользователь вносит (включает) в информационный ресурс в виде нового сообщения сведения о допущенной ошибке и об аннулировании сообщения с обязательным указанием ссылки на ранее внесенные (включенные) сведения.

При обнаружении пользователем, внесшим (включившим) сведения в информационный ресурс, неправомерного раскрытия персональных данных, в том числе при обращении субъекта персональных данных либо Оператора, указанный пользователь в течение трех рабочих дней с даты поступления такой информации обязан внести (включить) в информационный ресурс исправление в виде нового сообщения в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.

При внесении (включении) пользователем в информационный ресурс сообщения об аннулировании сообщения, в котором неправомерно раскрыты персональные данные, такое сообщение должно содержать указание на внесение (включение) в информационный ресурс персональных данных. В указанном случае одновременно с включением в информационный ресурс такого сообщения Оператор обеспечивает блокирование открытого доступа к аннулированному сообщению.

2.10. Оператор обеспечивает сохранение истории всех произведенных изменений в отношении сведений, внесенных (включенных) в информационный ресурс, включая сведения об их аннулировании.

Пункт 2.11 изменен с 1 сентября 2020 г. – Приказ Минэкономразвития России от 25 августа 2020 г. N 552

2.11. Сведения, содержащиеся в информационном ресурсе, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оператор обеспечивает блокирование открытого доступа третьих лиц к электронному образу копии списка всех известных гражданину кредиторов (документ на бумажном носителе, преобразованный в электронную форму путем сканирования с сохранением его реквизитов), представленного гражданином в соответствии с пунктом 4 статьи 223.2 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)” (далее – копия списка кредиторов).

Доступ к копии списка кредиторов предоставляется многофункциональному центру предоставления государственных и муниципальных услуг, включившему сведения о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в Реестр сведений о банкротстве, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, органам, осуществляющим государственную регистрацию или иной учет (регистрацию) имущества или имущественных прав, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 5 статьи 223.4 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”, с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия или при отсутствии технической возможности иным способом по согласованию с оператором Реестра сведений о банкротстве.

Пункт 2.12 изменен с 1 сентября 2020 г. – Приказ Минэкономразвития России от 25 августа 2020 г. N 552

2.12. При наличии технической возможности Оператор обеспечивает получение регистрирующим органом, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и органом по контролю (надзору) сведений, включенных (внесенных) в информационный ресурс, в автоматическом режиме.

2.13. Проведение технических работ, связанных с обеспечением функционирования информационной системы, не должно нарушать работоспособность информационной системы.

В случае необходимости проведения технических работ, связанных с полной или частичной остановкой функционирования информационной системы, Оператор не позднее чем за 10 дней до даты проведения таких технических работ уведомляет регулирующий орган, регистрирующий орган и орган по контролю (надзору) о проводимых технических работах и последствиях сбоев в работе информационной системы по результатам их проведения. Оператор обязан информировать всех пользователей о проводимых технических работах, ограничениях в доступе к информации в связи с проводимыми техническими работами, а также о сроках их завершения путем публикации информационных сообщений в открытом доступе на главной странице сайта в сети “Интернет”, на котором размещаются сведения, содержащиеся в Реестре и Реестре сведений о банкротстве.

Проведение технических работ, связанных с полной или частичной остановкой функционирования информационной системы, не может превышать шести часов в течение календарного месяца.

В случае возникновения обстоятельств, повлекших сбой в работе информационной системы, Оператор в течение часа со времени возникновения сбоя уведомляет регулирующий орган о факте возникновения сбоя, о возможных причинах сбоя, проводимых работах по его устранению и предполагаемых сроках устранения такого сбоя.

III. Срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс

3.1. Сведения подлежат внесению (включению) в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты, когда пользователь узнал о возникновении соответствующего факта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В случае, если федеральным законом или иным нормативным правовым актом установлен срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс, сведения вносятся (включаются) пользователями в информационный ресурс в соответствии со сроком, предусмотренным федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

В случае, если федеральным законом или иным нормативным правовым актом предусмотрено внесение (включение) в информационный ресурс сведений, подлежащих также опубликованию, но срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс не установлен, соответствующие сведения вносятся (включаются) в информационный ресурс не позднее трех рабочих дней с даты возникновения обязанности по их опубликованию, установленной соответствующим федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

Сведения, подлежащие внесению (включению) в информационный ресурс на основании судебных актов, актов других органов и должностных лиц, за исключением случаев, установленных абзацами вторым и третьим настоящего пункта, вносятся (включаются) в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты получения пользователем соответствующего акта.

Включение в Реестр сведений о банкротстве сведений о проведении торгов в электронной форме операторами электронных площадок осуществляется не позднее одного часа с момента их размещения на электронной площадке в соответствии с главой VIII Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 23 июля 2015 г. N 495 “Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. N 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России” (зарегистрирован в Минюсте России 20 февраля 2016 г., регистрационный N 41182).

  • В соответствии с пп. «л.1» п.7 ст.7.1 Федерального закона №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», обязательному внесению в Реестр подлежат: «Сведения о возникновении признаков недостаточности имущества в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве)». Сведение вносится в Реестр в течение 3-х рабочих дней с момента наступления соответствующего факта.
  • В соответствии с п.1 ст.30 Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»: «В случае возникновения признаков банкротства, установленных пунктом 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, или обстоятельств, предусмотренных статьей 8 или 9 настоящего Федерального закона, руководитель должника обязан включить сведения о наличии таких обстоятельств в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в течение десяти рабочих дней с даты, когда руководителю стало или должно было стать известно об их возникновении, а также в разумный срок предпринять все зависящие от него разумные необходимые меры, направленные на предупреждение банкротства должника».
  • В соответствии с абз.2 п.4 ст.37 Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»: «Должник не менее чем за пятнадцать календарных дней до даты подачи заявления должника обязан опубликовать уведомление об обращении в арбитражный суд с заявлением должника путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц».
  • В соответствии с пп. «н» п.7 ст.7.1 Федерального закона №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 г., обязательному внесению в Реестр подлежат: «Сведения о вынесении арбитражным судом определения о введении наблюдения». Сведение вносится в Реестр в течении 3-х рабочих дней с даты вынесения определения арбитражным судом.
  • В соответствии со ст. 8.1 Федерального закона №135 «Об оценочной деятельности в РФ»: «Заказчик обязан включать информацию об отчете об оценке объекта оценки в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в порядке в течение десяти рабочих дней с даты принятия отчета об оценке объекта оценки», (обязанность актуальна в случае если банкрот отвечает по обязательствам своим имуществом).
  • В соответствии с п.2.1 ст.213.4 Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»: «раво на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, банкротом возникает у такого гражданина при условии предварительного (не менее чем за пятнадцать календарных дней до дня обращения в арбитражный суд) опубликования им уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании его банкротом путем включения этого уведомления в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *