Содержание
Роль ФНС России при банкротстве юридических и физических лиц
^К началу страницы
Федеральная налоговая служба в соответствии с положениями постановлений Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора
в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» и от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» является уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирование порядка и условий осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения,
возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов, регулируются Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”
(далее – Закон о банкротстве).
Несостоятельность (банкротство)
В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве несостоятельность (банкротство) (далее также – банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить
требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Процесс банкротства начинается с подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Заявление может подать должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работник, бывший работник должника, имеющие требования о выплате
выходных пособий и (или) об оплате труда.
Процедуры банкротства
В отношении должника – юридического лица может быть введена одна из предусмотренных законом процедур:
Ликвидация юридического лица
Процесс банкротства завершается либо ликвидацией должника-юридического лица (Пункт 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что моментом завершения
ликвидации юридического лица считается момент внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц), либо удовлетворением требований кредиторов.
Взаимодействие с саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих (СРО АУ)
В соответствии с пунктом 11 Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.04 №257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства», порядок выбора уполномоченным органом саморегулируемой организации арбитражных управляющих при направлении в арбитражный суд заявления
о признании должника банкротом устанавливается Минэкономразвития России.
В целях реализации пункта 11 вышеуказанного постановления приказом Минэкономразвития России от 19.10.2007 №351 «Об утверждении Порядка выбора органом, уполномоченным представлять в делах
о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, саморегулируемой организации арбитражных управляющих при подаче в арбитражный суд заявления о признании
должника банкротом» утвержден порядок выбора органом, уполномоченным представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, СРО АУ
при подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом (далее – Порядок выбора).
Решение о выборе СРО при подаче в арбитражный суд заявления о признании банкротом стратегических предприятия или организации принимается уполномоченным органом в соответствии с Порядком выбора, если иное не установлено решением Правительственной комиссии
по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса, образованной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2006 №301 «О реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса».
Формирование списков СРО
В соответствии с пунктом 4 Порядка выбора, ФНС России на основании поступивших заявлений СРО, содержащих указание на возможность представлять во всех субъектах Российской Федерации кандидатуры арбитражных управляющих для проведения процедур банкротства
стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий или должников первой группы, формирует федеральный список СРО по Российской Федерации для подачи в арбитражный суд заявлений о признании банкротами стратегических предприятий
и организаций, субъектов естественных монополий и должников первой группы.
В федеральном списке в отношении каждой СРО отдельно указывается на возможность представления кандидатур арбитражных управляющих для проведения процедур банкротства должников первой группы, стратегических предприятий и организаций или субъектов естественных
монополий.
В соответствии с пунктом 4 Порядка выбора, ФНС России на основании поступивших заявлений СРО формирует региональные списки СРО по субъектам Российской Федерации для подачи в арбитражный суд заявлений о признании банкротами финансовых организаций,
должников второй и третьей групп, отсутствующих должников в соответствии с указанными СРО субъектами Российской Федерации, в которых они готовы представлять кандидатуры арбитражных управляющих – своих членов.
При формировании региональных списков для подачи заявлений уполномоченного органа о признании банкротами отсутствующих должников уполномоченный орган вправе учитывать эффективность реализации процедур банкротства отсутствующих должников, в том числе
в части понесенных расходов на проведение соответствующих процедур и результатов завершения соответствующих процедур, и иные критерии для включения СРО в соответствующий региональный список по соответствующему субъекту Российской Федерации.
СРО включается в соответствующие федеральный и (или) региональные списки с присвоением СРО очередного порядкового (регистрационного) номера в соответствии с датой регистрации заявления СРО в ФНС России.
Изменения в федеральный и региональные списки вносятся ФНС России с первого числа первого месяца каждого квартала на основании уведомлений СРО, поступивших в ФНС России не позднее первого числа последнего месяца предыдущего квартала.
Выбор СРО
СРО исключается по решению уполномоченного органа из соответствующих списков в случае исключения СРО из единого государственного реестра СРО АУ, а также на основании заявления СРО о невозможности предоставления кандидатур арбитражных управляющих –
своих членов – в субъекте Российской Федерации и (или) в отношении определенной группы или категории должников.
Неучет СРО
Решение о неучете СРО при выборе СРО для указания в заявлении уполномоченного органа (далее – решение о неучете СРО) принимается ФНС России при наличии оснований, указанных в п.11 Порядка выбора, в соответствии с которым основаниями для принятия уполномоченным
органом решения о неучете СРО являются:
- отстранение арбитражного управляющего от исполнения обязанностей в деле о банкротстве в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей;
- причинение неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего в деле о банкротстве обязанностей имущественного ущерба Российской Федерации как кредитору;
- привлечение арбитражного управляющего к уголовной ответственности в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей арбитражного управляющего в деле о банкротстве или к административной ответственности в форме дисквалификации за
неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве; - однократное непредставление кандидатур арбитражных управляющих для утверждения арбитражным судом по заявлению уполномоченного органа;
- непредставление арбитражным управляющим, утвержденным в деле о банкротстве, в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства для регистрации юридического лица
в связи с его ликвидацией в порядке банкротства.
Решение о неучете СРО принимается уполномоченным органом в случае наличия оснований для принятия решения о неучете СРО и отсутствия оснований, исключающих принятие решения о неучете СРО.
Рейтинг АУ и СРО
Федеральной налоговой службой в целях оценки экономической эффективности погашения требований кредиторов проведена работа по анализу результатов, завершенных за три предшествующих года процедур банкротства. Использовались данные, учитываемые исходя из исполнения
функций уполномоченного органа. На основе этих данных подготовлен и представляется в ознакомительных целях доступ к рейтингу арбитражных управляющих и рейтингу саморегулируемых организаций.
В результате анализа данных о размере погашения требований кредиторов, эффективности реализации активов должника, длительности проведения конкурсного производства, а также о наличии нарушений в деятельности арбитражных управляющих (https://service.nalog.ru/pau.do),
определена эффективность каждого арбитражного управляющего и его место в рейтинге.
Балл саморегулируемой организации рассчитан с учетом среднего балла ее членов и принятых ФНС России решений о неучете саморегулируемой организации.
Данные могут быть использованы широким кругом лиц в качестве дополнительной информации при решении стоящих перед ними задач, связанных с банкротством, в том числе при принятии решения о выборе кандидатуры арбитражного управляющего либо саморегулируемой
организации арбитражных управляющих для проведения соответствующей процедуры банкротства.
В настоящее время раздел опубликован в тестовом режиме (в формате Excel), информация в разделе «Рейтинг АУ и СРО» в дальнейшем может дополняться.
В случае возникновения у арбитражных управляющих вопросов относительно вышеуказанного анализа данных и составленной на его основе ознакомительной информации (Рейтинга АУ) рекомендуем обращаться в ФНС России через саморегулируемые организации, членами
которых они являются.
Банкротство гражданина
Повышение эффективности процедур банкротства и снижение связанных с ними издержек определены в качестве одной из стратегических целей Федеральной налоговой службы.
Достижение данной цели невозможно без организации конструктивного диалога с сообществом арбитражных управляющих, которые являются ключевыми участниками в делах о банкротстве.
Существующие в настоящее время способы взаимодействия налоговых органов и арбитражных управляющих, ограничены, в основном, обжалованием действий (бездействия) арбитражных управляющих в арбитражный суд, а также в орган по контролю (надзору) за их деятельностью.
Вместе с тем, принятая и реализуемая в настоящее время в Российской Федерации концепция саморегулирования предполагает не только проведение последующего контроля, но и предупреждение членами соответствующих саморегулируемых организаций нарушений.
К числу наиболее распространенных нарушений, совершаемых арбитражными управляющими, относятся нарушения, носящие формальный характер, а также нарушения, последствия которых могут быть устранены арбитражным управляющим во внесудебном порядке.
В этой связи ФНС России сообщает о начале пилотного проекта, в рамках которого саморегулируемым организациям предлагается присоединиться к новому формату взаимодействия налоговых органов и арбитражных управляющих.
Данный формат предполагает внедрение внесудебного порядка обжалования налоговыми органами действий (бездействия) арбитражных управляющих в саморегулируемую организацию, членом которой он является.
Результатом организации диалога должно стать оперативное устранение допущенных арбитражными управляющими нарушений, а также снижение издержек, связанных с участием в арбитражных судах, и, как следствие повышение эффективности процедур банкротства.
Оформив подписку, Вы сможете получать новости по теме “Банкротство” на следующий адрес электронной почты:
Поле заполнено некорректно
Процедура банкротства физического лица регламентируется положениями №127-ФЗ (принят 26.10.2002). Она введена сравнительно недавно – в октябре 2015 года – но активно используется российскими гражданами для избавления от долговой зависимости путем признания финансово несостоятельным и списания долгов, которые не удалось покрыть активами должника.
Важно отметить нововведение сентября 2020 года, когда стала доступной упрощенная процедура признания физического лица банкротом. Она не требует обращения в суд и предусматривает подачу соответствующего заявления в МФЦ.
Рассмотрим подробнее, как происходит процедура банкротства физлица в 2021 году по обоим возможным вариантам, а также основные юридические нюансы ее реализации и ответы на другие вопросы по теме.
Пошаговая инструкция судебного банкротства
Стандартная процедура признания гражданина финансово состоятельным посредством обращения в суд включает в себя несколько этапов. Каждый из них требует более детального рассмотрения. Такой подход позволит дать наиболее простой и наглядный ответ на вопрос о том, как происходит процедура банкротства.
Шаг №1. Проверка признаков банкротства
Действующее законодательство устанавливает три основных признака финансовой несостоятельности. В их число входят:
1. Наличие долгов (перед банками, МФО, по коммунальным выплатам, по штрафам ГИБДД и любым другим финансовым обязательствам) на сумму от 300 тыс. руб.
Если задолженность превышает полмиллиона рублей, а платежи по ней не осуществляются, гражданин обязан подать заявление на банкротство.
2. Невозможность дальнейшего выполнения финансовых обязательств и одновременного содержания семьи или удовлетворения нужд самого должника.
В качестве дополнительного признака часто называют просрочку по выплатам сроком 3 месяца и дольше. Но для запуска процедуры банкротства соблюдение этого условия не является обязательным. Должник имеет право обратиться в суд и без его выполнения.
Квалифицированная консультация о возможности и необходимости запуска процедуры банкротства физлица. Гибкие условия сотрудничества и выгодные расценки. Гарантия профессионализма наших специалистов.
Шаг №2. Поиск финансового управляющего
Следующий этап рассматриваемой процедуры предусматривает подбор финансового управляющего. От его работы зависит очень много, прежде всего – оперативность признания физлица банкротом и выстраивание конструктивных отношений с кредиторами.
Перечень управляющих, ведущих дела о банкротстве граждан, размещается на сайте ЕФРСБ в специальном разделе . В общефедеральной базе данных арбитражных дел доступна информация о разбирательствах, в которых участвовал специалист. Кроме того, на официальном сайте ФНС размещен сервис для проверки арбитражных управляющих. Он находится в свободном доступе и не требует регистрации.
После подбора специалиста необходимо выйти с ним на связь, обсудить персональную ситуацию должника и детально обговорить дальнейшие действия. Такой подход позволит избежать ненужных проблем в будущем и затягивания дела в суде.
Если в заявлении на банкротство указать управляющего без предварительной консультации с ним, велика вероятность отказа от участия в деле с его стороны. Результатом станет зависание процедуры на неопределенный срок.
Шаг №3. Подготовка документов
Действующие сегодня правила реализации процедуры судебного банкротства гражданина предусматривают необходимость предоставления комплекта документов. В его состав входят:
- правоустанавливающая документация на активы, принадлежащие должнику;
- выписки со счетов – расчетных и карточных – о наличии денежных средств, банковский карт, депозитов, счетов и т.д.;
- документы о месте официального трудоустройства, размере и стабильности получаемых доходов;
- личная документация должника: паспорт, СНИЛС, ИНН, свидетельство о браке или его расторжении, свидетельства о рождении детей и т.д.;
- другая документация, непосредственно связанная с делом о банкротстве, например, медицинская справка или больничный лист, которые выступают доказательством объективного возникновения финансовых проблем из-за временной нетрудоспособности;
- перечень финансовых обязательств с приложением подтверждающих документов (договоры кредитования и выдачи займов, судебные решения, постановления судебных приставов, квитанции на штрафы или оплату коммунальных услуг и т.д.);
- при наличии – перечень долгов третьих лиц перед заявителем с приложением подтверждающих документов.
Шаг №4. Подготовка заявления о признании несостоятельности физлица
Бланк заявления в арбитражный суд о признании гражданина банкротом доступен для скачивания по ссылке . При оформлении документа следует включить в его содержательную часть следующие сведения:
- причины финансовых проблем должника;
- персональные сведения – трудоустройство, семейное положение, наличие и количество иждивенцев на содержании и т.д.;
- общую сумму задолженности с расшифровкой по кредиторам;
- обстоятельства возникновения и накопления долга;
- перечень активов, принадлежащих заявителю;
- СРО для назначения финансового управляющего.
Требования к оформлению и содержимому заявления установлены №127-ФЗ (статья 37). Документ подается в суд, расположенный по месту проживания или регистрации должника.
Шаг №5. Оплата взносов
Проведение процедуры судебного банкротства требует существенных финансовых расходов. Они складываются из двух видов взносов:
- государственная пошлина в размере 300 руб.;
- вознаграждение для управляющего в размере 25 тыс. руб., которые перечисляются на специальный депозитный счет.
Реквизиты для осуществления финансовых операций можно взять непосредственно в Арбитражном суде. Альтернативный вариант получения информации – изучение официального сайта судебного органа, куда подается заявление о банкротстве.
Шаг №6. Участие в рассмотрении дела судом
Первое судебное заседание обычно назначается через месяц-полтора после принятия дела к рассмотрению. Для оперативного принятия судебного решения заявителю имеет смысл принимать активное участие в разбирательстве. Другой способ добиться нужного результата – заключить договор на предоставление интересов должника в суде с квалифицированным юристом.
Темой первого заседания суда выступает выяснение финансового положения заявителя и причин возникновение проблем. Практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев судья принимает решение о реализации имущества должника. Срок этого этапа процедуры банкротства равняется полугоду. Альтернативный вариант развития событий – переход к стадии реструктуризации задолженности – встречается на практике заметно реже.
Реализация активов должника происходит в несколько этапов:
- сначала составляется опись имущества;
- затем объявляются торги;
- далее вырученные средства распределяются между кредиторами в порядке очередности, установленной действующим законодательством.
Если у должника нет имущества, управляющий сообщает об этом судье. Это становится основанием для списания непогашенных долгов. В случае назначения торгов, право на участие в них сохраняют родственники и друзья должника. Более того, супруге принадлежит преимущественное право выкупа совместно нажитого в браке имущества. В конкурсную массу включают следующие активы банкрота:
- недвижимость (частный дом, квартира, гараж, хозяйственные постройки и нежилые строения);
- транспортные средства (автомобиль, снегоход, мотоцикл и т.д.);
- ценные бумаги;
- доли в бизнесе;
- денежные средства в любом виде – наличные, на банковском счете или карте, на депозитах;
- другое имущество, если оно подпадает под действие №127-ФЗ.
Введение стадии реализации имущества предусматривает выполнение должником нескольких обязательных действий по отношению к финансовому управляющему. К ним относятся:
- обеспечение свободного доступа к имуществу и любым другим активам;
- предоставление документации или информации по дополнительному запросу;
- передача банковских счетов, пластиковых карт и депозитов в распоряжение специалиста;
- поддержание постоянной связи с управляющим для оперативного решения возникающих вопросов и снятия возможных проблем.
Шаг №7. Списание долгов
После распределения вырученных от продажи активов должника средств между кредиторами назначается последнее судебное заседание. На нем происходит детальный отчет управляющего. Результатом становится принятие судьей решения о списании непогашенных долгов. Как правило, дата завершающего процедуру заседания отстоит от момента подачи заявления о банкротстве на 9-10 месяцев.
Настолько серьезная продолжительность мероприятия в сочетании с существенными финансовыми расходами выступают главными недостатками процедуры судебного банкротства. Чтобы избежать указанных минусов, была разработана и с сентября 2020 года внедрена в практику упрощенная процедура внесудебного банкротства.
Проведение процедуры банкротства физлица под ключ. Сжатые сроки, привлекательные цены, гарантия получения нужного результата.
Как проходит процедура внесудебного банкротства?
Перечень предпринимаемых в этом случае шагов во многом схож с описанным выше. Но присутствует несколько важных отличий. Рассмотрим их подробнее.
Шаг №1. Определение признаков банкротства
Основанием для запуска упрощенной процедуры банкротства выступают два обязательных условия:
- Величина накопившихся долгов физического лица в пределах от 50 тыс. полумиллиона рублей.
- Возврат исполнительного листа кредиторам из-за отсутствия у должника имущества.
Второй признак означает, что в отношении заявителя уже возбуждалось исполнительное производство. Но действия судебных приставов не привели к погашению долгов, так как у должника не оказалось активов достаточной стоимости.
Шаг №2. Самостоятельное составление перечня кредиторов.
Внесудебная процедура банкротства не предполагает назначение управляющего. Поэтому список кредиторов составляет сам должник. В документе требуется указать основные реквизиты юридических и физических лиц, перед которыми у заявителя имеются финансовые обязательства. Также требуется внести данные о размере задолженности – как общей, так и по каждому кредитору, а также обстоятельства ее возникновения – дата, документальное основание и т.д.
Шаг №3. Составление и подача заявления в МФЦ
Для подачи заявления о банкротстве необходимо обращаться в МФЦ по месту регистрации – постоянной или временной – должника. Бланк документа доступен для изучения скачивания по ссылке . Заполнение заявления не требует наличия юридических знаний, вполне достаточно аккуратности и нескольких минут времени. После подачи документа должник выдается расписка.
Шаг №4. Ожидание проверки указанных в заявлении сведений
Дальнейшие действия предпринимаются сотрудниками МФЦ без непосредственного участия должника. Сначала производится проверка по базе ФССП выполнения второго из указанных выше условий применения упрощенной процедуры банкротства.
Затем осуществляется проверка наличия других заявлений гражданина, поданных в различные судебные органы или МФЦ. В случае их отсутствия документ передается для внесения сведения в ЕФРСБ.
Публикация на Федресурсе означает официальное уведомление кредиторов физического лица о запуске процедуры банкротства. Им предоставляется право обратиться в Росреестр или МВД с целью обнаружения активов должника: в первом случае – недвижимости, а во втором – зарегистрированных транспортных средств. Выявление имущества становится основанием для подачи жалобы в арбитражный суд и запуска процедуры судебного банкротства по стандартной схеме.
Шаг №5. Списание долгов
Если имущества у должника не обнаружено, через полгода после принятия заявления физлицо объявляется банкротом. Это означает списание существующих долгов.
Определим возможность использования процедуры внесудебного банкротства физлица. Предоставим услугу по списанию долгов под ключ на выгодных для клиентов условиях.
Отличия судебного и внесудебного банкротства физлиц
Описанные выше пошаговые инструкции содержали информацию о продолжительности каждого из вариантов признания гражданина финансово несостоятельным. Очевидно, что процедура внесудебного банкротства заметно быстрее, так как не может продолжаться более полугода. В то время, как длительность судебного разбирательства составляет не менее 8-9 месяцев, а иногда затягивается до полутора-двух лет.
Вторым важным отличием рассматриваемых процедур выступает финансовый критерий. При обращении в суд придется заплатить госпошлину и вознаграждение управляющему. Процедура внесудебного банкротства осуществляется совершенно бесплатно. Поэтому не стоит удивляться тому, что большая часть физических лиц предпочитает именно такой вариант признания финансово несостоятельным.
Последствия судебного и внесудебного банкротства
Независимо от выбранного варианта реализации мероприятия, в ходе его осуществления наступают такие последствия для должника:
- запрет на получение новых кредитов и займов, а также невозможность выступать поручителем по обязательствам третьих лиц;
- прекращение начисления процентов и штрафных санкций – неустойки, пени и т.д., даже если они предусмотрены условиями кредитного договора;
- прекращение предъявление кредиторами требований напрямую должнику – все контакты ведутся или через управляющего (при судебном банкротстве), или путем обращения в суд (при внесудебном).
При запуске упрощенной процедуры банкротства кредиторам предоставляется право обращаться в любые государственные и контролирующие органы с целью обнаружения имущества должника. Если активы будут найдены, это становится основанием для обращения в суд. В подобной ситуации судья принимает решение о переводе процедуры из внесудебной в судебную.
После признания физического лица банкротом наступают такие последствия:
- невозможность повторного объявления банкротом (5 лет – для судебной и 10 лет – для внесудебной процедуры);
- необходимость в течение 5 лет уведомлять банк о факте банкротства при оформлении кредита;
- запрет на 3 года руководить юридическим лицом;
- запрет на 10 лет руководить банком;
- запрет в течение 5 лет регистрировать ИП (если банкротом был признан предприниматель или физическое лицо, закрывшее ИП в течение года до запуска процедуры внесудебного банкротства.
Грамотный выбор подходящего варианта признания финансово несостоятельным и осуществление правильных действий для этого – непростая задача. Проще и правильнее всего доверить ее решение профессионалам – квалифицированным юристам, которые специализируются на данной тематике.
В 2015 году после внесения изменений в ФЗ «О несостоятельности» № 127-ФЗ стала возможной процедура банкротства физического лица. Граждане, которые столкнулись с непосильной финансовой нагрузкой и не могут выплачивать долговые обязательства, могут направить заявление в арбитражный суд о возбуждении производства о несостоятельности. Как правильно подать заявление, и какие этапы банкротства предусмотрены законом — разбираем в нашем материале.
Суть банкротства
Главная цель граждан, которые решили объявить себя банкротом — списание долгов перед кредиторами законным путем. Процедура позволяет избавиться от задолженности, которая возникла в результате неуплаты платежей, возникших по разным основаниям.
Процедура признания гражданина банкротом строго регламентирована законом. Чтобы во время процесса не возникло ущемление прав и интересов участников производства, назначается финансовый управляющий. Именно он следит за соблюдением законодательных требований.
Важно! Финансовый управляющий не должен препятствовать банкротству должника, предпринимая меры для улучшения положения в рамках процедуры реструктуризации долга или финансового оздоровления. В первую очередь он должен учитывать пожелания должника.
Инициаторы банкротства
Процесс банкротства физических лиц может инициировать, как сам должник, который столкнулся с неплатежеспособностью по своим обязательствам, так и кредиторы. Кроме того, производство может быть возбуждено в связи с поступлением заявления о банкротстве физического лица от имени представителей ФНС и прочих уполномоченных органов.
Заявление в арбитражный суд о банкротстве физического лица
Условия процедуры банкротства
Банкротство гражданина — очень долгий и сложный процесс, который требует как от должника, так и кредиторов соблюдения массы нюансов и особенностей. Перед тем как направить ходатайство в арбитражный суд необходимо оценить — насколько целесообразным будет процедура, а также подпадает ли гражданин под действие Закона «О несостоятельности» № 127-ФЗ.
Судья примет заявление и возбудит производство только в том случае, если будут удовлетворены два условия:
- сумма долговых обязательств составляет более 500 тысяч рублей;
- неисполнение обязательств по выплатам платежей продолжается более трех месяцев.
Обратите внимание! Если должник имеет задолженность свыше полумиллиона рублей, но не может ее покрыть, то он обязан подать заявление в арбитраж. Если сумма менее 500 тысяч и выплатить долги физическое лицо не может, то он вправе также признать себя банкротом.
Признаки неплатежеспособности
Условия банкротства физического лица подразумевают наличие определенных признаков несостоятельности гражданина:
- исполнение обязательств полностью прекращено физлицом, что привело к срыву сроков оплаты;
- свыше 10% всех долгов находятся в просрочке более 1 месяца;
- имущество гражданина оценивается ниже, чем размер долговых обязательств;
- судебные приставы прекратили исполнительное производство в отношении должника, так как отсутствует имущество для взыскания с целью покрытия долгов.
Оформление банкротства возможно в той ситуации, если наступили обстоятельства, препятствующие исполнению долговых обязательств, например, порча имущества при стихийном бедствии, тяжелая болезнь, увольнение с работы.
Этапы банкротства
Признать банкротом физическое лицо по кредитам можно, если будет соблюден порядок банкротства, установленный федеральным законодательством. Сам процесс состоит из нескольких стадий, каждая из которых имеет свои особенности. Что касается сроков проведения банкротства, то все мероприятия могут занять от нескольких месяцев до нескольких лет.
Сбор документов
Процедура проведения банкротства невозможна без документов, которые обязан предоставить должник в арбитражный суд и управляющему. Именно документы являются подтверждением того факта, что должник не может исполнить свои обязательства перед кредиторами.
Кайдашов Игорь Георгиевич
Юрист по банкротству • Стаж 25 лет
Перечень документов для банкротства физического лица установлен Законом № 127-ФЗ, но в каждом конкретном случае может меняться. Непредставление документов или подлог документов грозят административной и даже уголовной ответственность. Поэтому если вам необходимо предоставить бумаги управляющему и в суд — проконсультируйтесь с нашими экспертами. Проанализируем ситуацию и поможем собрать необходимый минимум документов в сжатые сроки.
Все документы для банкротства частного лица можно разделить на несколько категорий.
Помимо перечисленных документов также требуется направить в арбитражный суд квитанцию об оплате государственной пошлины, квитанцию о зачислении денег на депозит суда для оплаты авансу управляющему, список кредиторов, перед которыми есть долговые обязательства, перечень имущества, составленный строго по утвержденной Минэкономразвития форме, и пр.
На этой стадии банкротства должник должен определиться с тем, каким способом он направит заявление в арбитражный суд. Подать документы на банкротство физического лица можно несколькими способами:
- личное обращение в канцелярию суда (по месту жительства) с получением отметки на втором экземпляре заявления о принятии документа;
- направление заказного письма с описью документов через Почту России;
- загрузка ходатайства через электронную систему «Мой арбитр» в виде скана.
Вынесение решения суда
После получения документов у суда есть от 15 до 90 дней, чтобы принять решение в отношении должника. Суд может:
- оставить заявление без рассмотрения;
- отказать в возбуждении дела о несостоятельности физлица, так как будут отсутствовать основания для банкротства;
- признать заявление обоснованным и начать производство о банкротстве.
После того как будет совершена публикация данных о банкротстве, у кредиторов будет только 2 месяца, чтобы предъявить свои требования должнику и быть включенные в реестр.
Далее суд принимает решение, о том, какие процедуры будут применены при финансовой несостоятельности физического лица: реструктуризация долгов или конкурсное производство с реализацией имущества на торгах.
Какая именно будет введена процедура в большинстве случаев зависит от того, какая практика сложится в регионе. Если вести речь про Москву и Подмосковье, то при процедуре признания банкротом частного лица минуют стадию реструктуризации долга, а сразу принимают меры, направленные на реализацию имущества. Благодаря этому удается снизить расходы должника, а также списать долг перед кредиторами в минимальные сроки.
Реструктуризация долга
В случае если порядок признания физического лица банкротом предусматривает процедуру реструктуризации, то ее главная цель — восстановление финансовой состоятельности должника. Для этого кредиторы меняют условия выплаты задолженности, делая их более гибкими и легкими для заемщика.
Если проанализировать правовое регулирование банкротства, то для введения этой процедуры должны быть соблюдены определенные требования:
- должник должен получать стабильный доход, который позволит не только погашать задолженность перед кредитором, но и обеспечивать свои базовые потребности;
- физическое лицо не должно иметь судимости за экономические преступления;
- гражданин не должен был привлекаться за правонарушения по административным статьям (хищение или уничтожение имущества, преднамеренное банкротство и пр.);
- в течение предыдущих 5 лет в отношении физического лица не велось производство о банкротстве;
- в течение 8 лет не был разработан план по реструктуризации долговых обязательств.
План реструктуризации — документ, который будет являться основой для реализации экономической процедуры. Разработать план может непосредственно как сам должник, который желает пройти процедуру банкротства, так и кредитор, и представители уполномоченных органов. Проект документа направляется управляющему на утверждение. При этом важно соблюсти сроки — не позднее 10 дней с момента, как будет составлен реестр требований кредиторов при банкротстве физического лица.
Проект плана реструктуризации долгов физического лица
После этого необходимо предоставить план на утверждение кредитору, после чего документ направляется в арбитражный суд. После утверждения реструктуризация долговых обязательств должна быть выполнена в течение 3 лет.
Утверждение плана реструктуризации при банкротстве физического лица судом приводит к следующим последствиям:
- кредиторы не имеют права предъявлять должнику новые требования, а также ходатайствовать о том, чтобы гражданин выплачивал убытки, которые возникли в результате введения процедуры реструктуризации;
- долговые обязательства не могут быть «перезачтены» встречными требованиями;
- по долговым обязательствам, которые включены в план, не начисляются штрафы, пени, неустойки;
- должник обязуется уведомить кредиторов о том, если его финансовое состояние изменилось: как в лучшую, так и худшую сторону;
- физлицо, в отношение которого введена процедура реструктуризации долга, не имеет права скрывать этот факт в течение 5 лет после того, как она будет завершена.
Важно! Если план реструктуризации не будет представлен ни одним из заинтересованных лиц, проект не получил одобрения кредиторов или вовсе отменен судом, то человек признается банкротом. Это является основанием для введения процедуры конкурсного производства.
Реализация имущества
Если реструктуризация долгов не возможно по какой-либо причине, то после объявления гражданина банкротом будет инициирована процедура реализации имущества. Для этого конкурсный управляющий проводит опись имущества, после реализации которого вырученные средства пойдут на погашение долгов перед кредиторами пропорционально размера задолженности и с учетом очередности.
После того, как суд вынесет решение о начале конкурсного производства, финансовый управляющий должен направить о процедуре уведомление кредиторам в течение 15 дней. Это является основанием для того, чтобы кредиторы предъявили свои требования и были включены в реестр.
Реализует имущество конкурсный управляющий, который организует торги. Для их проведения установлены законодательством конкретные сроки — 2 месяца, по истечению которых вырученную сумму направят на погашение долгов.
Обратите внимание! Очередность удовлетворения требования прописана в ст. 213.27 Закона «О несостоятельности» № 127-ФЗ. Первоочередно выплачиваются текущие платежи, в том числе по алиментам, оплата услуг конкурсного управляющего в размере 7% (помимо установленного аванса в размере 25000, которые вносятся на депозит банка в начале банкротства).
Если после того как конкурсная масса будет распродана, а вырученные средства позволят погасить часть долгов, оставшиеся обязательства будут погашены. Однако закон содержит исключительные случаи, когда в списании долгов физическому лицу будет отказано:
- в ходе ведения процедуры было доказано, что гражданин совершил неправомерные действия, которые привели к фиктивному или преднамеренному банкротству;
- физическое лицо не предоставило управляющему или суду необходимые сведения об имуществе или предпринял действия для его сокрытия;
- гражданин совершил незаконные действия, которые повлекли за собой уничтожение имущества.
Мировое соглашение
Мировое соглашение — уникальная возможность решить возникшие трудности по оплате задолженности в рамках производства о банкротстве, достигнутая за счет уступок со стороны заимодавца и взятия на себя определенных обязательств должником. Главная цель, которую преследует эта стадия — создание удовлетворяющих обе стороны условий закрытия долгов. Иными словами, это компромисс, который достигается между кредитором и должником и фиксируется официальным документом.
Образец мирового соглашения при банкротстве физических лиц
При заключении между сторонами мирового соглашения действия конкурсного управляющего будут остановлены. Физическое лицо по новым условиям начинает гасить долг, поэтому производство по делу о банкротстве будет прекращено.
Важно! В случае если одной из сторон будут нарушены условия, прописанные в мировом соглашении, арбитражный суд примет решение о возобновлении производство о несостоятельности частного лица. Это станет основанием для начала процедуры реализации имущества на торгах.
Последствия банкротства
Несмотря на то, что банкротство — возможность совершенно законным способом избавиться от долгов, перед процедурой следует тщательно взвесить все плюсы и минусы этого процесса. Почему? Ответ прост. Банкротство, как юридическая процедура, несет в себе и определенные последствия и ограничения для гражданина.
Ограничения в рамках процедуры
Если физлицо все же решилось признать себя банкротом, то следует быть готовым к некоторым ограничениям на всем этапе судебного производства:
- Распоряжаться имуществом можно только при согласии финуправляющего, поэтому самостоятельно продать, подарить, например, квартиру не получится.
- Нельзя тратить денежные средства на картах и счетах за исключением тех, которые будут исключены из конкурсной массы.
- При решении суда может быть наложен запрет на выезд за территории Российской Федерации.
Все сделки, которые были проведены в течение трех лет до банкротства, могут быть оспорены по решению суда. Если вам необходима помощь в проведении анализа сделок на риск их оспаривания — наши эксперты готовы оказать профессиональную помощь. Изучим документы и спрогнозируем исход дела.
Ну и, конечно же, на всем протяжении процедуры признания гражданина неплатежеспособном должник столкнется с довольно существенными тратами. Поэтому если свободных средств нет, то к процессу необходимо подготовиться или заручиться гарантией финансовой помощи со стороны третьего лица.
Ограничения после банкротства
ФЗ № 127-ФЗ определяет последствия, которые ожидают физлицо после завершения процедуры признания несостоятельности. В частности, должник не может:
- оформлять кредиты и займы в течение 5 лет, если не уведомит кредитора о том, что был банкротом;
- инициировать новое банкротство в течение 5 лет после завершения прошлого производства (если заявление будет подано в арбитраж, то освобождения от долговых обязательств не будет);
- быть членом управления юрлица в течение трех лет;
- на протяжении десяти лет после банкротства занимать руководящую должность в банке;
- участвовать в управлении страховой компании, МФО, негосударственного пенсионного фонда.
Упрощенное внесудебное банкротство
Еще одна возможность списать долги — самостоятельное обращение в МФЦ. Одно из условий внесудебного банкротства — задолженность перед кредиторами от 50 до 500 тысяч рублей.
Кроме того, внесудебный процесс возможен только в том случае, если будут учтены дополнительные требования:
- исполнительное производство в отношении должника остановлено, так как он не имеет имущество, которое можно реализовать с целью погашения долга;
- после возврата исполнительного листа прочие исполнительные производства со стороны ФССП не возбуждались.
Упрощенная внесудебная процедура длится 6 месяцев. После этого МФЦ передает сведения в ЕФРСБ информацию о ее завершении. Обязательства, которые возникли перед кредиторами, будут списаны в той сумме, которая была указана в заявлении. Принудительное взыскание по этим долгам будет невозможно.
Судебная практика
В 2017 году в арбитражный суд поступило заявление от гражданина К., который ходатайствовал о признании должника П. банкротом. Производство было возбуждено, введена процедура реализации имущества. В 2019 году финуправляющий направил ходатайство в суд, в котором он оспаривал сделку законной жены банкрота, которая погасила оставшуюся часть за ипотеку, что позволило вывести единственное жилье из конкурсной массы.
Ипотечный кредит был оформлен в 2015 году, супруги считались в нем созаемщиками. Финуправляющий, анализируя сделки, пришел к выводу, что подобное действие со стороны супруги должника ущемляет интересы кредиторов. Арбитражный суд, рассмотрев материалы дела, отказал в признании сделки недействительной. Обусловлено это тем, что деньги на ипотеку перечисляла супруга, а не сам должник. Иными словами, потратила собственные деньги, а не имущество банкрота.
Частые вопросы
Возможно ли в рамках внесудебного банкротство начало судебного производства?
Да, инициировать производство через суд может кредитор, если его права и интересы не будут соблюдены при внесудебном рассмотрении дела, например, если занижена задолженность.
Какие расходы повлечет внесудебная процедура?
Никаких. В отличие от стандартной процедуры, где должник должен оплатить 25300 рублей, обращение в МФЦ не требует никаких выплат.
Требуется ли при стандартной процедуре предоставлять постановление о завершении исполнительного производства?
Нет, постановление необходимо только для признания должника банкротом через МФЦ, то есть во внесудебном порядке.
На каком этапе можно заключить мировое соглашение?
Главное достоинство мирового соглашения состоит в том, что его заключить кредитор и должник могут на любой из стадий. Это не возбраняется законом.
Заключение эксперта
Законно списать долги можно, если признать себя несостоятельным. Сделать это можно в соответствии со стандартным или упрощенным порядком. Несмотря на все весомые преимущества банкротства, эта процедура имеет и ряд недостатков, которые обязательно нужно учитывать перед направлением заявления в арбитраж.
Основания для признания гражданина-должника несостоятельным (банкротом), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, регулируются Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” (далее – Закон о банкротстве).
Особенности банкротства физических лиц
С 1 октября 2015 года вступили в силу внесенные в Закон о банкротстве поправки, которые дополнили российское законодательство институтом банкротства физического лица (гражданина).
Гражданин обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения гражданином денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в полном объеме перед другими кредиторами и размер таких обязательств и обязанности в совокупности составляет не менее чем пятьсот тысяч рублей, не позднее тридцати рабочих дней со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом (пункт 1 статьи 213.4 Закона о банкротстве).
По результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом арбитражный суд должен вынести одно из следующих определений (статья 213.6 Закона о банкротстве):
- о признании обоснованным указанного заявления и введении реструктуризации долгов гражданина (основания образования и размер кредиторской задолженности не вызвали сомнений у арбитражного суда; в случае, если заявление о признании гражданина банкротом подано конкурсным кредитором или уполномоченным органом, а со стороны должника не поступило аргументированных возражений; заявление о признании гражданина банкротом подано самим гражданином, и приведенные гражданином доводы о его финансовой несостоятельности нашли свое документальное подтверждение);
- о признании необоснованным указанного заявления и об оставлении его без рассмотрения (например, в случае нарушения порядка и требований, установленных Законом о банкротстве, для подачи заявления в арбитражный суд о признании гражданина банкротом);
- о признании необоснованным указанного заявления и прекращении производства по делу о банкротстве гражданина (например, заявление должника было подано самим гражданином и заведомо содержало ложное публичное объявление о своей несостоятельности (фиктивное банкротство).
Предусмотрены три процедуры, применяемые в деле о банкротстве гражданина:
- реструктуризация долгов гражданина;
- реализация имущества гражданина;
- мировое соглашение.
К отношениям, связанным с банкротством индивидуальных предпринимателей, применяются правила, регулирующие банкротство гражданина, с учетом особенностей, установленных параграфом 2 главы Х Закона о банкротстве.