Аудиторский отчет и финансовая отчетность публикуются в виде двух сообщений всеми организациями, проводящими аудит

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны публиковать все значимые сведения о своей деятельности в СМИ, в частности на Федресурсе. Он представляет собой общедоступную электронную базу данных, которая создана, чтобы сделать бизнес открытым и прозрачным, уменьшить затраты и риски контрагентов. С этой целью нужно публиковать на Федресурсе бухгалтерскую отчетность, причем в соответствии с установленными сроками и рядом других правил.

Федресурс (ЕФРСФДЮЛ) представляет собой Единый государственный реестр сведений о фактах активности юридических лиц, частных предпринимателей и прочих субъектов рынка.

Данный портал был сформирован по предложению ФНС РФ, официальным ресурсом он стал после утверждения Минэкономразвития (Приказ №178 от 05.04.2013 года). Согласно с нормативной документацией, с 01.01 2013 года все организации и предприниматели приобрели обязанность по своевременному внесению данных в ЕФРСФДЮЛ.

Взаимодействие с порталом осуществляется через официальный сайт fedresurs.ru.

Федресурс – это Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц и ИП. Следуя положениям действующего законодательства, некоторый массив данных в этом реестре размещает Федеральная налоговая служба (те же данные, что вносятся в ЕГРЮЛ), а часть сведений обязана вносить сама компания или ИП.

Самым обширным событием, которое касается почти 1 млн юридических лиц и ИП, является наличие лицензий. Обязанность публикации сообщения о получении, переоформлении (продлении), прекращении действия, возобновлении, приостановке действия, аннулировании и любом ином изменении статуса лицензии или получении новой подлежит обязательному опубликованию в Федресурсе.

Содержание

Основание для публикации бухотчетности на Федресурсе

Обязанность раскрывать сведения о бухгалтерской (финансовой) отчетности в СМИ закреплена пп. «л.2» ст. 7.1 Федерального закона №129-ФЗ. Данный пункт был добавлен в документ в июле 2016 года. Изменения были внесены в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 №360-ФЗ, вступившим в силу 1 октября 2016 года. Именно с этой даты стало обязательным размещение бухгалтерской отчетности на Федресурсе. Это специализированное СМИ, созданное специально для публикации таких сведений и информирования о них контрагентов.

Из тех же соображений нужно публиковать на Федресурсе сообщение о ликвидации юридического лица, банкротстве, отказе от моратория на него, а также о реорганизации, уменьшении уставного капитала и других значимых событиях в деятельности.

Федеральным законом от 12.11.2019 № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» внесены изменения, согласно которым на юридических лиц возложена обязанность по обязательному размещению сведений в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (Федресурс), таких как:

  • о продаже предприятия или передаче его в аренду;
  • о ликвидации юридического лица с указанием сведений о принятом решении о ликвидации, ликвидационной комиссии и иных сведений, предусмотренных федеральным законом;
  • о реорганизации юридического лица с указанием сведений о каждом участнике реорганизации, а также о каждом создаваемом или продолжающем деятельность в результате реорганизации юридическом лице, форме реорганизации и иных сведений, предусмотренных федеральным законом;
  • об уменьшении уставного (складочного) капитала юридического лица с указанием способа, порядка и условий его уменьшения и иных сведений, предусмотренных федеральным законом.

В течение трех рабочих дней с даты возникновения соответствующего факта вышеуказанное сообщение необходимо опубликовать в Федресурсе.

Подача сведений осуществляется исключительно в электронной форме двумя способами:

  • самостоятельно, на сайте fedresurs.ru, посредством электронной подписи;
  • через нотариуса, с использованием электронной подписи нотариуса.

За несвоевременное представление сведений, а также за непредставление или представление недостоверных или заведомо ложных сведений в Федресурс пунктами 6, 7 и 8 статьи ст. 14.25 КоАП РФ установлена административная ответственность. Повторное совершение такого административного правонарушения влечет наложение административного штрафа или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Кроме штрафных санкций, ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрен отказ в государственной регистрации в связи с несоблюдением порядка ликвидации и реорганизации юридического лица.

Аудиторский отчет и финансовая отчетность публикуются в виде двух сообщений всеми организациями, проводящими аудит

С 3 июля 2016 г. был принят закон № 360, который внес изменения в ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», касающиеся раскрытия финансовой отчетности, данные изменения применяются с 01 октября 2016 года, в соответствии с подпунктом «л.2» пункта 7 статьи 7.1 Федерального закона № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», сведения о финансовой и (или) бухгалтерской отчетности подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в случаях если федеральным законом установлена обязанность по раскрытию такой информации в средствах массовой информации. Официальным сайтом Единого федерального реестра, где размещаются сведения о финансовой и (или) бухгалтерской отчетности является: http://se.fedresurs.ru/. Для работы с данным сайтом необходимо иметь квалифицированную электронную подпись, получение которой происходит в аккредитованном удостоверяющем центре. После получения квалифицированной электронной подписи появляется доступ в личный кабинет на сайте http://se.fedresurs.ru/, где необходимо оплатить услуги оператора Единого федерального реестра за публикацию сообщения. С 1 апреля 2018 года размер оплаты за размещение одного сообщения установлен 825 рублей 12 копеек, вне зависимости от типа сообщения, содержания, объема текста, наличия или отсутствия приложенных к сообщению документов. Сведения о финансовой и (или) бухгалтерской отчетности необходимо публиковать в течении 3-х рабочих дней с момента опубликования финансовой и (или) бухгалтерской отчетности на одном из информационных агентств. В настоящее время информационными агентствами, на которых публикуется финансовая и (или) бухгалтерская отчетность являются:

  • Общество с ограниченной ответственностью «Интерфакс – Центр раскрытия корпоративной информации»;
  • Автономная некоммерческая организация «Ассоциация защиты информационных прав инвесторов» (АЗИПИ);
  • Акционерное общество «Агентство экономической информации «ПРАЙМ»;
  • Акционерное общество «Система комплексного раскрытия информации и новостей» (СКРИН);
  • Закрытое акционерное общество «Анализ, Консультации и Маркетинг» (AK&M).

В случае, если сообщение о раскрытии финансовой и (или) бухгалтерской отчетности не опубликовано в указанные сроки в Едином федеральном реестре сведений о фактах своей деятельности (Федресурс) предусмотрена административная ответственность (от предупреждения до штрафа до 50 000 руб., либо дисквалификацию должностного лица от 1 года до 3 лет) согласно ч.6-8 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Однако и ранее закон о гос. регистрации содержал требования об обязательном внесении в реестр сведений, предусмотренных другими федеральными законами, – пп. “о” п. 7 ст. 7.1.

Статья 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» была дополнена частью 6, вступающей в силу с 1 октября 2016 года. В соответствии с вступившими в силу изменениями сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (Федресурс): https://fedresurs.ru/. Законодательством установлен срок опубликования сообщения о результатах обязательного аудита: 3 рабочих дня с момента подписания аудиторского заключения аудитором. Субъектом, обязанным осуществлять публикацию в данном случае является заказчик аудита. Указанные нормы применяются только к результатам аудита, проведение которого закреплено, как обязанность.

В 2022 году обязанность трансформировалась и обязанность публиковать аудит превратилась в обязанность публиковать в Федресурсе сведения о финансовой отчености с указанием сведений из аудиторского заключения. Поскольку возникновение этих событий (дата утверждения финансовой отчености руководителем и дата подписания аудиторского заключения) не совпадают, то с 2022 года все организации обязаны публиковать такие сведения в виде 2 (двух) сообщений1) Первое сообщение – это сообщение о бухгалтерской финансовой отчётности (поскольку блок сведений, посвященный финансовой отчетности в Федресурсе необходимо публиковать в течение 3 рабочих дней с даты утверждения отчетности руководителем);2) Второе сообщение – со сведениями из аудиторского заключения (поскольку блок сведений об аудите в Федресурсе необходимо публиковать в течение 3 рабочих дней с даты подписания аудиторского заключения).

Публикация в Федресурсе сведений об аудиторском заключении является обязательным требованием в соответствии с подпунктом “л.2” пункта 7 статьи 7.1 Федерального закона № 129

Самостоятельный процесс опубликования сообщения о результатах обязательного аудита в Едином федеральном реестре (Федресурс) сложен, долог и состоит из несколько этапов:

1.Оформление квалифицированной электронной подписи (КЭП) в удостоверяющем центре;

2.Осуществление входа в личный кабинет Единого федерального реестра (Федресурс);

3.Выставление счета на пополнение личного кабинета (Госпошлина) на сайте Федресурс для публикации сообщения о результатах обязательного аудита. Оплата осуществляется специализированному оператору, функции которого в настоящее время выполняет АО «Интерфакс». В настоящее время госпошлина за публикацию 1 сообщения составляет 902 рубля 51 копейка (в том числе НДС 20% 150 рублей 42 копейки).

4. Поступление денежных средств в личный кабинет на сайте Федресурс;

5.Формирование и опубликование сообщения о финансовой отчетности и результатах обязательного аудита в Едином федеральном реестре (Федресурс).

Сообщение о результатах обязательного аудита должно отражать следующую информацию, которая является обязательной для публикации: Наименование, ИНН, ОГРН аудируемого лица; наименование, ИНН, ОГРН аудитора; отчетный период, за который проводилась аудиторская проверка; перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит; дата подписания аудиторского заключения аудитором; мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (В случае, если в аудиторском заключении мнение отражено с оговоркой – в сообщении также необходимо это указать).

За отсутствие сведений о результатах обязательного аудита в Едином федеральном реестре (Федресурс), либо внесение в Реестр недостоверных сведений предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 5 до 10 тысяч рублей, а в случае повторного нарушения – от 10 до 50 тысяч рублей. Так же могут применяться меры по дисквалификации должностных лиц на срок от 1 до 3 лет (ч. 7, 8 ст. 14.25 КоАП). Контролирующим органом в данном случае является Росреестр.

Почему так важна публикация сведений об аудите и отчетности в Федресурс?

Это важно для того, чтобы ваша организация не столкнулась с последствиями, предусмотренными ч.6-8 ст.14.25 КоАП РФ. К санкциям относятся штраф до 50.000 рублей и дисквалификация должностного лица на срок до 3 лет. С 2021 года усилился надзор госорганов за исполнением обязанности, поэтому сотни компаний сталкиваются с негативными правовыми последствиями. Ниже по ссылкам вы можете ознакомиться с примерами:

Обратите внимание, что в предписании, направленном ФНС России за аудит, юрлица дополнительно привлекаются к административной ответственности по:

  • ст. 19.7 КоАП РФ за непредставление аудиторского заключения;
  • ст. 15.11 КоАП РФ за отсутствие первичных учетных и иных финансовых документов, хранение которых является обязательным.

Теперь форма сообщения о финансовой отчетности с указанием сведений о результатах аудита выглядит следующим образом:

Техническая поддержка реестра дала ряд разъяснений относительно нового порядка раскрытия аудита и отчетности в Федресурсе. Предлагаем вам ознакомиться с ними:

“В новой форме внесения сведений в Федресурс каждая из 3 обязанных групп юридических лиц может вносить конкретный блок сведений о себе независимо от ряда полей, предусмотренных для другой группы”.

Для более четкого понимания приведем несколько примеров:

1 и 2 категории компаний (которые провели аудит, размещают сведения о нем и заполняют основные поля о фин. отчетности) строку “Ссылка на публикацию” могут оставить незаполненной. И при таком раскладе реестр опубликует ваше сообщение.

Идентичная ситуация и в отношении поля “Дата раскрытия”, где поддержка реестра дала разъяснения, что публикатор, размещающий сведения в средствах массовой информации (3 группа), вносит в нее дату публикации в СМИ. А публикатор, который в СМИ не размещает сведения о финансовой отчетности (1 и 2 группа), но обязан опубликовать сообщение из-за проведенного аудита, может внести в нее ту же дату, когда происходит публикация в Федресурсе.

“В случае публикации сообщения о финансовой отчетности необходимую информацию об отсутствии обязанности по публикации в СМИ можно отразить в этом поле, а также использовать его для любых иных пояснений от публикатора сведений на его усмотрение. К примеру, о том, что мнение аудитора с оговоркой содержится в подгруженном файле в виде приложения, поскольку текст мнения не поместился в поле “Мнение о достоверности отчетности”.

Что мы имеем в итоге? Юридические лица, на которые ранее распространялась обязанность по раскрытию сведений об аудите, с момента законодательных изменений подпадают под обязанность 1-2 группы в рамках публикации сообщения о финансовой отчётности (а ряд организаций – сразу под критерии всех 3 категорий компаний в случае размещения информации в СМИ). Они теперь должны вносить в Федресурс сообщение о фин. отчетности с указанием сведений об аудиторе, дате подписания заключения, а в ряде случаев (2 группа) и результатах аудита (мнение аудитора).

То есть число организаций, которые проводили аудит и обязаны публиковать сведения о его результатах в Федресурс, остается таким же. Все что произошло – объединение с сообщением о финансовой отчетности.

У вас остались вопросы после прочтения статьи? Тогда переходите на сайт fedresurs.online, чтобы бесплатно проконсультироваться со специалистам по любым вопросам, связанным с раскрытием информации в Федресурсе.

Хотите опубликовать сведения об аудите и финансовой отчетности в реестр за 40 минут, не выходя из дома? Тогда переходите на сайт fedresurs.online и оставляйте заявку на публикацию!

Аудиторский отчет и финансовая отчетность публикуются в виде двух сообщений всеми организациями, проводящими аудит

Общая информация об обязанности

Обязанность по публикации информации о лицензиях в Федресурсе установлена для юридических лиц и ИП на основании подпункта «м» пункта 7 статьи 7.1 ФЗ № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и ИП»

О том, что сведения о лицензиях должны публиковать сами юридические лица и ИП, а не ФНС или иные государственные органы регламентировано:

Пунктом 8 статьи 7 ФЗ № 129: «Сведения, указанные в пункте 7 настоящей статьи, а также иные сведения, внесение которых в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц является обязательным, подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц соответствующим лицом, за исключением сведений, внесение которых является обязанностью федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц».

Пунктом 8.3. статьи 7 ФЗ № 129: «Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц сведения, указанные в подпунктах “а” – “и” пункта 7 настоящей статьи».

Отсюда следует, что все другие сведения вносит само юридическое лицо или ИП.

Пунктом 9 статьи 7 ФЗ № 129: «Сведения, предусмотренные подпунктами “м” – “п” пункта 7 настоящей статьи в отношении индивидуального предпринимателя, и уведомление о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц соответствующим физическим лицом, осуществляющим деятельность в качестве индивидуального предпринимателя».

Указанная норма устанавливает обязанность публикации сведений для ИП, включая лицензии (подпункт «м» пункта 7 статьи 7.1 ФЗ №129).

Пунктом 9 статьи 7 ФЗ № 129: «Сведения, подлежащие внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц лицом, на которого возложена обязанность по опубликованию соответствующих сведений, за исключением сведений, внесение которых в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц является обязанностью уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, подлежат внесению указанным лицом в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в течение трех рабочих дней с даты возникновения соответствующего факта».

То есть срок публикации получения или иного изменения статуса лицензии составляет 3 рабочих дня.

Перечень обязательных событий, сведения о которых подлежат публикации на сайте Федресурс, содержатся в 11 разных ФЗ и имеют разные сроки и порядок публикации в реестре. Кроме того, ежегодно появляются новые события. Поэтому важно держать на контроле вопрос раскрытия информации в государственном реестре. Если пустить ситуацию на самотек, высока вероятность того, что вас привлекут к ответственности за неисполнение обязанности.

По этой ссылке вы можете ознакомиться с видами публикаций, которые необходимо размещать в Федресурсе.

В 2022 году практика штрафов за Федресурс стала повсеместной во всех регионах РФ. В настоящее время наиболее пристальному контролю со стороны госорганов подвергаются события, связанные с разрешением на деятельность и финансовым состоянием:

  • сведения лицензиях и любом изменении их статуса (продление, прекращение, новое получение и тд);
  • сведения о членстве или прекращении членства в СРО;
  • сведения о недостаточности имущества (когда размер обязательств превышает стоимость имущества на балансе организации);
  • сведения о результатах аудита (с 01.01.2022 объединены с сообщением о финансовой отчетности и касаются всех юридических лиц, которые проводят обязательный аудит);
  • сведения о финансовой отчетности (см. предыдущий пункт);
  • сведения о стоимости чистых активов (для АО).

А также еще более 80 видов событий, среди которых реорганизация, уменьшение УК, залоги, лизинг, купля-продажа бизнеса или его доли, ликвидация, банкротство и т.д.

2021 и 2022 годы кардинально изменили положение дел в части привлечения лиц к ответственности за неразмещение данных в Федресурс. Если раньше получение от контролирующих органов предписаний и прочих «весточек» скорее было исключением из правил, то теперь это стало носить массовый характер. Все больше юридических лиц сталкиваются с контролем со стороны налоговой, прокуратуры и Росреестра в части публикации информации в реестре. Связано это с тем, что регулятор стремится сделать предпринимательскую деятельность еще более прозрачной – ведь именно в этом и была основная задача создания Федресурса в далеком 2013 году.

При этом обратите внимание, что получить штраф можно за неисполнение обязанности по публикации любого вида сообщения. Ниже будет прикреплена существующая практика – изучите ее, чтобы убедиться в необходимости минимизировать риски привлечения к ответственности.

  • Компании привлекаются к ответственности за неразмещение сведений о лицензиях – Представление Прокуратуры Смоленской области от 10.02.2022; Представление Прокуратуры Смоленской области от 01.07.2022;
  • Отдельного внимания заслуживают публикации аудита и финансовой отчетности: Определение Управления Росреестра по Санкт-Петербургу 12.04.2021, Требование МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 2 г. Москвы от 21.01.2021, Определение Управления Росреестра по Тамбовской области 20.02.2021.

Мы собрали большую базу практики привлечения к ответственности. Отказы от ФНС собраны тут, а штрафы от прокуратуры и Росреестра – по этой ссылке.

Сдайте бухгалтерскую отчетность в срок и без ошибок.

Отчетность организации можно условно разбить на два основных блока. Первый — конфиденциальная отчетность только «для своих», то есть для руководителей и учредителей. Второй блок — это публичная отчетность, доступная всем желающим.

Публичная отчетность — это особый вид бухгалтерской отчетности, которая находится в открытом доступе. То есть информацию из нее могут использовать как партнеры и клиенты компании, так и ее конкуренты.

Бухгалтерская отчетность компании становится публичной в тот момент, когда организация размещает ее в открытом доступе — публикует. Получается, что бухгалтерская и публичная отчетность идентичны. Их отличие заключается только в степени огласки.

Опубликованная отчетность должна быть достоверна, иначе организация может столкнуться со штрафами и претензиями. Подтверждает достоверность аудиторское заключение. Оно же обычно и публикуется в открытых источниках вместе с публичной отчетностью.

При этом некоторые организации, например, акционерные общества, публикуют не только бухгалтерскую отчетность, но и годовой отчет о своей деятельности, сведения об аффилированных лицах, внутренние документы в области внутреннего аудита, уведомление о намерении обратиться в суд и иные сведения. То есть перечень публикуемой информации огромен.

В статье под публичной отчетностью мы будем понимать именно бухгалтерскую отчетность, опубликованную в соответствии с законодательством.

Говорить о том, что публичную отчетность нужно сдавать — не совсем корректно. Сдается бухгалтерская отчетность, а публичная именно публикуется. О публикации будем говорить далее.

В соответствии с п. 9 ст. 13 ФЗ от 06.12.2011 № 402-ФЗ бухгалтерская отчетность подлежит публикации в случаях, предусмотренных законодательством. Публиковать финансовый отчет должны следующие категории организаций:

ООО, открыто размещающие облигации и другие эмиссионные ценные бумаги, публикуют свою отчетность независимо от системы налогообложения. Даже если компания работает на УСН (Письмо Минфина РФ от 18.06.2008 № 07-05-06/137).

Сроки публикации отчетности во всех случаях разные. Например, страховые организации публикуют отчетность вместе с аудиторским заключением не позднее 1 июля года, следующего за отчетным (п. 4 ст. 29 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1). А вот акционерные общества эмитенты ценных бумаг публикуют отчетность и аудиторское заключение в срок не позднее 3 дней с даты составления заключения по ней, но не позднее 120 дней с даты окончания отчетного периода (Глава 58 Положения ЦБ РФ от 27.03.2020 № 714-П).

Кроме того, отличаются и способы публикации отчетности. Например, Агентство по страхованию вкладов обязано публиковать отчетность в «Вестнике Банка России» и «Российской газете», страховые организации — на официальном сайте или в СМИ, эмитенты ценных бумаг — на официальном сайте.

Однако общий для всех срок и способ публикации отчетности все же есть. Все организации, которые обязаны публиковать свою бухгалтерскую отчетность, вносят сведений о ней в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (п. 7, п. 8 ст. 7.1 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ). Срок на публикацию в Федресурсе — 3 рабочих дня с момента опубликования отчетности (п. 9 ст. 7.1 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

Сообщения о раскрытии финансовой отчетности на Федресурсе

Состав сведений, раскрываемых в Федресурсе, зависит от того, предоставлялось ли аудиторское заключение по отчетности в ГИРБО или нет. Исчерпывающий перечень информации дан в информационном сообщении Минфина от 13.01.2022 № ИС-учет-36.

За неисполнение обязанности по публикации отчетности в Федресурсе предусмотрена административная ответственность по ст. 14.25 КоАП РФ. Возможны следующие санкции:

Кроме того, штрафы зависят от конкретного случая, при котором отчетность должна быть опубликована. Например, если АО (или ООО) эмитент ценных бумаг несвоевременно опубликует отчетность, раскроет информацию в неполном объеме или предоставит данные, вводящие в заблуждение, то это влечет (п. 4 ст. 15.19 КоАП РФ):

  • наложение штрафа в размере 30 000‒50 000 рублей или дисквалификацию на срок 1‒2 года — для должностных лиц;
  • наложение штрафа 700 000‒1 000 000 рублей — для юридических лиц.

Отчитайтесь в ФНС и другие контролирующие органы в срок и без ошибок по актуальным формам

Кто обязан размещать сведения в Федресурсе?

Соответственно с законодательными нормативами, Федресурс обязателен для публикации отчетности со стороны следующих лиц:

  • компании и организации;
  • предприниматели;
  • физические лица, при условии, что они исполняют деятельность экономической направленности.

В документации обозначено, что вносить сведения на Федресурс должны все лица, при условии, что в их профессиональной активности было осуществлено некое происшествие, информация о котором должна быть учтена государственным регулятором. Законодатель определил конкретный перечень таких событий в ст.7.1 ФЗ-129. Кроме того, перечень может дополняться дополнительными событиями, обозначенными в ФЗ-307 «Об аудиторской деятельности» (ч.6 ст.5), ФЗ-315 «О саморегулируемых организациях» (ч.5 ст.5), ФЗ-127 «О банкротстве» (п.1 ст.30) и еще порядка 15 нормативных актов.

Как теперь публикуются аудит и отчетность в Федресурс?

Отныне компании, которые ранее должны были вносить сведения о проведенном аудите в реестр, теперь публикуют сведения об аудиторской проверке в рамках сообщения о фин. отчетности. На кого конкретно распространяется обязанность после законодательных изменений? Можно выделить 3 группы юридических лиц:

  • ЧЬЯ ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ПОДЛЕЖИТ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ АУДИТУ. Эта категория юрлиц должна вносить в Федресурсе информацию о фин. отчетности с указанием следующих сведений:
    наименования аудиторской организации;ИНН, ОГРН и другими основными идентификаторами аудитора;датой подписания аудиторского заключения.
  • наименования аудиторской организации;
  • ИНН, ОГРН и другими основными идентификаторами аудитора;
  • датой подписания аудиторского заключения.
  • ЧЬЯ ОТЧЕТНОСТЬ И АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ О НЕЙ НЕ ПОДЛЕЖАТ ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ГИРБО. Этой группе организаций необходимо публиковать в Федресурсе сообщение о финансовой отчетности с указанием:
    наименования аудиторской организации;ИНН, ОГРН и другими основными идентификаторами аудитора;датой подписания аудиторского заключения;мнения аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности этой отчетности и обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на ее достоверность.
  • датой подписания аудиторского заключения;
  • мнения аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности этой отчетности и обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на ее достоверность.
  • КТО РАЗМЕЩАЕТ СВЕДЕНИЯ ОБ ОТЧЕТНОСТИ В СМИ (например, на сайтах уполномоченных информационных агентств, аккредитованных Банком России: ООО “Интерфакс – ЦРКИ”, АО “АЭИ “ПРАЙМ”, АО “СКРИН”, ЗАО “АК&М”, АНО “АЗИПИ”). Этой категории компаний нужно размещать в реестре публикацию о финансовой отчетности и результатах аудита с дополнительным с указанием сведений о публикации в СМИ.

Изменения законодательства не могли не оказать влияния на сам реестр. Федресурс под нововведения подстроился и предусмотрел возможность публикации сведений о проведенном аудите в рамках сообщения об отчетности для всех указанных выше категорий юрлиц. Они могут опубликовать обязательную информацию независимо друг от друга.

На кого распространяется обязанность по размещению лицензий на Федресурсе?

Исполнять обязанность должны все – юридические лиц и индивидуальные предприниматели. Первые должны публиковаться в реестре вне зависимости от своей организационно-правовой формы – акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, некоммерческие организации и т.д.

При этом обратите внимание, что 1 лицензия = 1 сообщение. Если, к примеру, у вашей компании имеется 7 лицензий, то вы обязаны опубликовать в реестре 7 сообщений. Это вызвано в том числе тем, что что при публикации уведомления о получении или любом изменении статуса лицензии заполняются такие поля как: номер лицензии, дата, вид лицензируемой деятельности и т.д. Их нельзя указать через запятую, в реестре технически возможно заполнение этих полей только в отношении 1 лицензии.

Что будет, если не публиковать отчетность на Федресурсе

В соответствии со статьями 6-8 Кодекса административных правонарушений, если вовремя не опубликовать бухотчетность на Федресурсе, можно получить предупреждение или штраф в размере до 50000 руб. При повторном нарушении есть риск дисквалификации должностного лица на срок 1-3 года. При банкротстве компании для контролирующего лица наступает субсидиарная ответственность, которая обязывает его выплатить долги разорившейся организации из собственных средств.

Особенности взаимодействия с Федресурсом

Для самостоятельной работы с реестром пользователю потребуется:

  • криптопровайдер, поддерживающий работу с реестром (КриптоПро CSP 4.0, Signal-COM CSP 3.0, ViPNet CSP4.2);
  • специализированное расширение для браузера;
  • программа «Федресурс. Плагин ЭП», гарантирующая корректную работу всех элементов системы.

Работа на портале невозможна без квалифицированной электронной подписи. Без этого элемента нельзя авторизоваться на сайте. В случае ее отсутствия, необходимо выполнить ряд последовательных действий:

  • Первоначально потребуется посетить удостоверяющий центр, обладающий аккредитацией, заказать электронную подпись для взаимодействия с реестром.
  • На рабочий компьютер следует установить специализированное программное обеспечение. Его следует приобретать исключительно в сертифицированных точках продаж.
  • Посетить официальный портал, найти в специальной вкладке файл «Федресурс. Плагин ЭП» и установить его.
  • В случае, если несмотря на выполненные действия работа с реестром невозможна, потребуется найти и установить специальное расширение для браузера. Сделать это можно также посредством посещения сайта fedresurs.ru.
  • В случае корректного исполнения всех вышеобозначенных пунктов пользователь сможет создать личный кабинет на портале, подтвердив свою личность посредством квалифицированной ЭП.
  • Далее предстоит найти меню, выбрать в нем конкретный тип извещения, заполнить необходимую информацию и сформулировать текст.
  • Перед публикацией портал запросит оплату пошлинного сбора в размере 902,51 руб., включая НДС 20%.
  • После внесения средств пользователь сможет вернуться на портал и опубликовать известие.

Ответственность за неразмещение данных на портале

Законодатель обозначает, что сами организации не могут нести ответственность за невыполнение обязательства по публикации уведомлений в реестре.  Однако ответственность за игнорирование законодательных норм будет возложено на должностных лиц, то есть руководство компании и конкретных сотрудников, обязанностью которых является работа с порталом.

В ч.6 ст.14.25 КоАП РФ указано, что в качестве меры наказания за несвоевременное исполнения обязательств применяется официальное предупреждение или штрафная санкции в 5 тыс. рублей. Если организация вообще не информирует о переменах посредством уведомлений в реестре, ее должностных лицам грозит штраф в 5-10 тыс. рублей (ч.7 ст.14.25 КоАП РФ). Аналогичные санкции применяются в случае выявления публикаций с недостоверными сведениями.

Максимально строгие меры применяют в отношении лиц, которые уже привлекались к ответственности, однако не исправили проблему. При повторном отсутствии публикаций или размещении неактуальных данных касательно нарушителя применяется штрафная санкция в 10-50 тыс. рублей или отстранение на 1-3 года (ч.8 ст.14.25 КоАП РФ).

Стоит отметить, что несвоевременная публикация представляет собой игнорирование установленных законом сроков для подачи отчетности. Например, в случае объявления о несостоятельности фирма должна внести данные в реестр минимум за 15 дней до начала судебного разбирательства по данному вопросу.

В какой форме публикуется бухотчетность

Мы разобрались с тем, когда и кто публикует отчетность на Федресурсе. Теперь коснемся вопроса, в каком виде должны быть размещены эти сведения. Информация публикуется в виде сообщения, в котором указывают:

  • тип издания, где опубликована бухотчетность (одно из перечисленных выше);
  • его полное название;
  • номер лицензии;
  • ссылка на публикацию в виде номера издания;
  • сведения об отчетности, включая стандарт, тип, периодичность, отчетный период, тип документа и дату наступления оснований для публикации в открытом доступе).

Важно знать! К составлению текста сообщения нужно подойти со всей серьезностью, поскольку ошибки могут привести к наступлению административной ответственности. На Федресурсе должны размещаться только актуальные достоверные данные о бухгалтерской отчетности.

Аудиторский отчет и финансовая отчетность публикуются в виде двух сообщений всеми организациями, проводящими аудит

Какое количество публикаций об аудите и отчетности нужно вносить в Федресурс?

С момента действия новых правил – 2 сообщения. Подробно объясняем, почему так.

Обращаясь к нормам ФЗ №402 о бухгалтерском учете, мы знаем, что датой утверждения финансового отчета является дата ее подписания руководителем юридического лица. Именно эта дата является отправной точкой для начала отсчета 3 рабочих дней, в течение которых соответствующая информация должна появиться в Федресурсе.

Однако на момент утверждения финансового отчета аудиторская проверка (если компания должна ее осуществлять) еще не будет проведена. Временной разрыв между датой подписания фин. отчетности и датой подписания аудиторского заключения может составлять от 1 до 10 месяцев. Подобная ситуация вызвана тем, что аудиторскую проверку можно провести и подать заключение о ней в налоговую либо до конца I квартала года, следующего за отчетным, либо до конца года, следующего за отчетным.

Подобная ситуация оказалась для многих организаций проблемной – до проведения аудита они могли разместить в Федресурсе только информацию о фин. отчетности и заполнить из новой, объединенной формы сообщения в реестре поля, имеющие отношение к отчетности.

Однако и это учли разработчики реестра, чтобы у компаний была возможность своевременно публиковать необходимые сведения в реестр и не сталкиваться со штрафными санкциями. Федресурс оставил в форме сообщения поля и блоки для их заполнения сведениями о финансовой отчётности и аудите независимыми друг от друга. Соответственно, порядок раскрытия информации в реестре теперь такой:

  • Сначала нужно внести в Федресурс сообщение со сведениями о финансовой отчетности – в течение 3 рабочих дней с даты ее утверждения.
  • Затем опубликовать второе сообщение, заполнив в нем повторно поля об отчетности и впервые – о результатах аудиторской проверки (в течение 3 рабочих дней с даты подписания заключения об аудите).

Вместе с тем пользователи, привыкшие к публикации сведений об аудите по старому порядку, имеют возможность воспользоваться и им. Так что каждый решает самостоятельно, каким именно образом исполнять обязанность: делать это в рамках второй публикации, повторно заполнив сведения об отчетности, либо разместить информацию об аудите отдельной публикацией, как раньше.

В любом случае, какой бы способ не казался вам более удобным, факт остается фактом – закон требует публиковаться в реестре дважды! Потому что даты утверждения финансового отчета и подписания аудиторского заключения не сходятся между собой.

Если у вас аудит уже проведен, но остаётся ряд вопросов, вы можете задать их специалисту по раскрытию информации в рамках бесплатной консультации. Оставляйте заявку на сайте fedresurs.online.

Как быстро опубликовать отчетность и сделать все правильно

Больше всего времени занимает самостоятельное размещение отчетности на Федресурсе. Даже если вы не торопитесь, это все равно может стать проблемой, поскольку нужно не просто опубликовать данные, но и уложиться в срок.

Аудиторский отчет и финансовая отчетность публикуются в виде двух сообщений всеми организациями, проводящими аудит

Можно переложить заботы на нотариуса, который может подписать электронное сообщение своей ЭП, что немного ускорит и упростит процесс. Но нужно понимать, что не каждый нотариус вообще знает, что может оказывать такую услугу. Поэтому придется поискать кандидата, который имеет такой опыт.

Самый простой и быстрый способ — это онлайн-размещение бухгалтерской отчетности на Федресурсе. Здесь вам вообще ничего не нужно делать, кроме как заполнить заявку, что займет не более 2 минут. Не нужно выпускать ЭП и составлять сообщение для публикации, поскольку это делает специалист. Документы можно предоставить в виде фото или сканированных копий.

Публикация сведений о бухгалтерской отчетности на Федресурсе с помощью онлайн-сервиса Федресурс 24 осуществляется за один рабочий день, а при выборе экспресс-размещения — в течение 2 часов. Благодаря этому вы гарантировано успеете все сделать в соответствии со сроками, установленными законодательством, а также без ошибок, которые могут привести к затягиванию процесса и наступлению административной ответственности. В результате вы сможете продолжить спокойно вести свой бизнес, и все это без бумажной волокиты и сверхзатрат.

В какие сроки нужно публиковать отчетность

Срок размещения бухгалтерской отчетности на Федресурсе — не позже 3 рабочих дней после ее публикации в уполномоченном информационном агентстве. В качестве последнего может выступать только агентство, аккредитованное Банком России и обновляемое в режиме реального времени. В список таких изданий входят ООО «Интерфакс — Центр раскрытия корпоративной информации», ООО «Система комплексного раскрытия информации и новостей», ЗАО «Анализ, Консультации и Маркетинг», АО «Агентство экономической информации «ПРАЙМ» и АНО «Ассоциация защиты информационных прав инвесторов».

Важно знать! Обязанность публиковать отчетность на Федресурсе возникает у юридических лиц только после раскрытия ими данных в одном из информационных агентств, имеющих лицензию СМИ и аккредитацию ЦБ РФ.

Какая информация обязательна для извещения?

Согласно с нормами ст.7.1 ФЗ-219 и прочими федеральными актами, законодатель сформулировал порядка 80 обязательных материалов о тех или иных событиях, затрагивающих хозяйственные и экономические процессы. Все пользователи, попадающие под действие нормативного положения, обязаны своевременно передавать данные посредством публикации на портале.

Различают 2 типа сведений, обязательных для отчетности:

1. Ежегодная публикация

Согласно с действительной законодательной базой, по результатам годовой активности все лица, имеющие отношение к экономической деятельности, обязаны размещать на портале данные следующего плана:

  • финансовая отчетность по итогам прошедшего календарного периода;
  • сведения касательно размера чистых активов;
  • данные обязательной аудиторской проверки.

Законодатель определил, что вышеобозначенные публикации обязательны для акционерных обществ любого типа. Что касается прочих субъектов, аудиторское заключение размещается на портале при условии проведения обязательной проверки.

2. Публикации событийного характера

Это данные, контролируемые согласно с требованиями различных федеральных норм. По сути, уведомления данного типа являются исключительными, обязательны к размещению на портале в течение 3 рабочих дней с момента возникновения. К ним относят:

  • информацию об изменении статуса юрлица в связи с реорганизацией или ликвидацией;
  • намерение кредитора начать процесс банкротства в отношении должника;
  • прочие данные относительно финансовой несостоятельности (ключевые признаки банкротства, недостаток активов для последующей работы и т.д.);
  • изменение статуса лицензии (приостановка, возобновление, пролонгация и т.д.);
  • изменение объема уставного фонда;
  • переход имущественных активов в залог.

Законодатель предполагает, что все перечисленные события должны быть отображены в Федресурсе лицом, для которого произошло то или иное событие.  Более детально ознакомиться с перечнем публикаций событийного характера можно по ссылке.
В ст.7 ФЗ-129 обозначено, что сведения должны вноситься в реестр последовательно, с соблюдением 3-дневного периода после возникновения события. В случае неисполнения данного правила, к нарушителю будут применены санкции.

Кто должен размещать отчетность на Федресурсе

Согласно упомянутому выше закону, в список тех, кто обязан осуществлять публикацию отчетности на Федресурсе, входят:

  • публичные и непубличные акционерные общества (ПАО и НАО), в чью деятельность входит публичное размещение облигаций и других ценных бумаг;
  • ПАО, которые имеют до 50 акционеров и публикуют бухотчетность в СМИ.

Штраф за отсутствие лицензий в Федресурсе

Отсутствие информации в реестре о лицензиях грозит административной ответственностью согласно ст. 14.25 КоАП РФ. Следуя ее положениям, отсутствие обязательных сведений может привести к штрафу до 50.000 рублей или дисквалификации должностного лица на срок от 1 года до 3 лет.

Опубликовать сведения о лицензии в Федресурсе можно за 1 час! Для этого перейдите на сайт fedresurs.online и заполните поле обратной связи. Вам не придется оплачивать госпошлину и составлять текст заявления – все будет сделано за вас.

Переходите на сайт fedresurs.online, чтобы разместить сведения и обезопасить себя от риска штрафа и дисквалификации!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *